Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Николай (Ярушевич) Проповеди на памяти святых " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Промысл (св. блгв. кн. Александр Невский) Слово, сказанное в Преображенской церкви, что на Преображенской площади г. Москвы Сегодня, дорогие мои, мы прославляем святого благоверного великого князя Александра Невского, вспоминая его кончину, бывшую в 1263 году, значит, почти семьсот лет тому назад. Из жития святого Александра Невского, из дней его детства, мы знаем о таком с ним случае. Когда будущему великому князю Александру было девять лет, в Новгороде, где он проживал, случился голод, длившийся целый ряд месяцев. Люди поедали всё, что попадало под руку; смертность от голода была огромной. Князю Александру и его матери присылали продовольствие из других городов. И вот девятилетний отрок почти всё, что получал для своего питания в дни этого бедствия, раздавал голодающим. Нередко для этого он уходил из дома скрытно от своих близких. Однажды один из слуг упрекнул отрока, сказав ему: “Что ты делаешь? Ты сам можешь истощать от голода, если будешь отдавать свою пищу”. Вот что ответил отрок Александр; “Что ты, что ты! — говорил он. — Ведь Бог всё видит, всё знает и никогда не оставит и меня”. Так этот будущий светильник земли Русской и Церкви Православной, будучи отроком, своим чистым сердцем исповедовал веру в Промысл Божий, без воли которого ничего не совершается в жизни человека и который всегда печется о верных детях Небесного Отца. Эти слова юного князя Александра напоминают нам об одной из основных истин нашей православной веры, напоминают о том, что мы должны, как наша вера учит нас, каждый свой шаг, свои труды, свою жизнь, свое будущее вверять Промыслу Божию. Господь Иисус Христос говорил: “Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? … Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!” ( Мф.6:26, 28-30 ). И в другой раз

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Св. Иустин Мученик не случайно назвал Мк. «Воспоминаниями Петра» (§ 42. 2). В самом деле, «впечатление такое, что Иисус открывается через взор Петра. На протяжении двух лет совместной жизни Петр видел Его на дорогах Палестины, слушал Его в доме в Капернауме; видел, как Он ест, спит, говорит и молится. Он видел Его в сиянии Преображения на горе; в синагоге и в храме; как Он был раздражен на прокаженного или на учеников; как Ему было жалко людей; как Он был удивлен, что Ему не верят в Назарете (6, 6). Иисус ведет изнурительную жизнь странствующего проповедника, которому подчас не остается времени для еды; Петр видит, как, утомленный, Он спит во время бури...» Воспоминания Петра как живого человека являются источником некоторых неповторимых деталей Мк. Так, описание поведения Петра на горе Преображения содержит такую характеристику: 5 Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. 6 Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе (Мк. 9, 5-6; ср. Лк. 9, 33). В воскресном повествовании о женах, пришедших ко гробу, Марк не упускает такой немаловажной детали в повелении светоносного ангела, сидящего у пустого гроба, как особое упоминание Петра: ... идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее... (Мк. 16, 7) Вообще-то личность ап. Петра является выдающейся во всех Евангелиях, но речь идет о том, что в Мк. его присутствие носит наиболее живой, «человеческий» характер. Вот в Мф. Петр является, возможно, еще более значимой фигурой, но уже в другом смысле — как символ Церкви. Во всех трех Синоптических Евангелиях Петр выступает с краеугольным исповеданием мессианства Иисуса, но в Мк. оно звучит в наиболее примитивной форме: «Ты — Христос» (Мк. 8, 29), тогда как в Мф. оно более развернуто и литургично: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 16; ср. Лк. 4, 41; Ин. 6, 69). «Странности» или «изгиб», свидетельствующий о подлинности Еще одной выразительной, хотя и не бросающейся с первого взгляда в глаза особенностью Мк. является некая «странность», «неожиданность», «неприглаженность». Тут даже не недосказанность, а скорее, что-то похожее на недоумение самого священного писателя. Именно это и есть один из сильных аргументов в пользу подлинности Евангелия как свидетельства о реальном Иисусе. Такое свидетельство не боится недоумений: оно написано так, как все действительно было, даже если это не очень понятно самому писавшему и, может быть, всей его общине. Перед нами — не «приглаженная» удобоприятная проповедь или благочестивая книга, а честное свидетельство, ибо честность и настоящая вера неразделимы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Сие буди, буди! Будем идти за Ним до смерти! ЖМП 2, 1956 г. Встречи со Христом (Сретение Господне) Слово, сказанное в Преображенской церкви, что на Преображенской площади г. Москвы В праздник Сретения Господня своим духовным взором мы видим волнующую картину: ветхий старец Симеон держит на своих руках сорокадневного Божественного Младенца и прощается с земной жизнью. Какою радостью и ощущением какого счастья дышат его предсмертные слова! Еще бы! Долго ждал он этот счастливый день, когда увидел телесными очами Спасителя мира. И вот он Его держит, прижимает Его к своей груди. Кто из нас при виде этой священной картины не скажет в глубине своего духа: о, если бы такое счастье выпало на мою долю! Если бы Господь удостоил радости Его видеть, слышать Его слова, прикоснуться к краю Его ризы, припасть к Его пречистым ногам и облить их слезами своей любви и раскаяния в грехах! Но ведь, дорогие мои, перед своим Вознесением Господь Спаситель обещал нам: “…Я с вами во все дни до скончания века” ( Мф.28:20 ). И Господь не может не исполнить Своего обещания. И Он исполняет его. Сколько раз на протяжении своей земной жизни душой своей мы встречаемся с Господом! Когда истинно верующий православный христианин стоит на молитве, открывает перед Богом свое сердце, он вкладывает в эту молитву всю свою горячую, убежденную веру в то, что Господь близ него, что Господь слышит его молитву, потому что Он обещал: “Воззовет ко Мне и услышу его…” ( Пс.90:15 ); “…призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя…” ( Пс.49:15 ). Молитвою истинного христианина руководит его несомневающаяся вера в то, что Господь не только слышит эту молитву, но и даст то, о чем Его просят. Ведь Он сказал: “Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам…” ( Мф.7:7 ). Христианин знает, что Бог, в Которого он верует,Бог Всемогущий, и нет ничего, что было бы выше Его Божественной силы; знает и то, что “Бог есть любовь” ( 1Ин.4:8 ) и Он не только может помочь нам во всем, о чем мы Его просим, но, как Любвеобильный, и всегда хочет оказать нам эту помощь. Эта вера в близость Божию и вера в помощь Божию, которою дышит истинно христианская молитва, и дает молящемуся радость пережить в эти минуты чувство самого живого общения с Богом. “Близок Господь ко всем призывающим Его…” — исповедует святой псалмопевец ( Пс.144:18 ). Вот почему после такой молитвы всегда бывает легко и тепло на душе человека: потому что душа встретилась с Богом. И верится, и плачется [после молитвы], и так легко, легко…” — говорил о таком переживании наш верующий поэт.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Такое небесное сияние апостолы могли сравнить только со светом, снегом и молниею. И вот около Него явились два человека. Когда в пустыне Он приготовлял Себя к великому делу жизни, приходили и служили Ему ангелы, теперь же, когда Он приготовлял Себя к смерти (ибо Преображение было за 40 дней до оной), явились к Нему Моисей и Илия и говорили о Его кончине, о которой апостолы только что предварены были Христом. Когда же блестящее видение стало меркнуть и величественные посетители готовы были удалиться, изумленный, пораженный и восхищенный Петр, опасаясь скорого их удаления, не зная, что сказать, воскликнул: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, – одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». На эти речи Петра не последовало никакого ответа; но когда он говорил, облако, не темное, как на Синае, но светлое, осенило их, и голос из него высказал: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором Мое благоволенье, Его слушайте». Все три апостола пали и скрыли в траве лица свои. Когда же, опамятовавшись от поразившего их величественного звука голоса и объявшего их света, они подняли глаза свои и осмотрелись кругом, то все уже вмиг прешло: не стало ни пророков, ни светлого облака, ни ясного, как свет, солнца или молнии, Спасителева лица, ни белой, как снег, Его одежды. Они остались опять одни с Иисусом, и только звезды своим спокойным светом освещали высокие горные скаты. Им страшно было встать и даже пошевелиться, но Иисус, – Учитель их, – подошел, прикоснулся к ним и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Когда же стали сходить с горы, Иисус запретил им кому-либо рассказывать о событии, пока Он не воскреснет из мертвых. На той самой точке горы, где последовало преславное Преображение Господне, продолжал наш собеседник, святая царица Елена устроила церковь , на остатках которой сооружена и нынешняя, где сей час совершалось Богослужение, и все мы молились. Помолимся еще, и еще здесь, под открытым небом Фавора в тишине и в уединении, и затем единым сердцем и устами мы воспели сладкую песнь: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавне, слава Тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хронология этих событий следующая. Незадолго до Преображения Петр на вопрос Спасителя, заданный апостолам, вы за Кого почитаете Меня? ответил: Ты – Христос, Сын Бога Живаго ( Мф. 16; 15–16 ). Это исповедание Петра не помешало ему, однако, решительно возражать Христу, когда Тот стал открывать тайну своих будущих страданий. Будь мшостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою ( Мф. 16; 22 ) – стал просить Господа будущий первоверховный апостол. От таких человеческих желаний можно освободиться, но сделать это собственными силами невозможно. И Господь дает своим избранным апостолам такие силы. Спустя шесть дней Господь с учениками отправился из Кесарии Филипповой в пределы Галилеи. Достигнув этой области, Он остановился у горы Фавор и, взяв с собой трех учеников, – Петра и братьев Заведеевых: Иакова и Иоанна – поднялся с ними на вершину, чтобы помолиться. Но апостолы, утомившись от длинного перехода и последующего восхождения, уснули: Петр же и бывшие с ним отягчены были сном ( Лк. 9; 32 ). А Господь Иисус Христос в то время, как апостолы спали, преобразился: И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его в сделалась белою, блистающею ( Лк. 9; 29 ). Апостолы проснулись от Неземного Света и увидели Христа в светлых, блистающих одеждах. С Христом о предстоящих Ему страданиях беседовали два мужа – «Моисей Боговидец и Илия огнеколесничник и неопальный небошественник». Тот факт, что Иисусу на горе Фавор явились величайший ветхозаветный пророк Илия и предводитель израильского народа Моисей, тот факт, что они явились Ему как рабы, говорит о несомненной Божественности Христа. Моисей и Илия беседовали с Господом о завершении Им спасительного подвига, о Его Кресте и о конце Его земной жизни. В этот момент апостол Петр воскликнул: Господи!хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. По объяснению толкователей, Петр хотел продлить эти блаженные мгновения до бесконечности и не возвращаться в мир, оставшийся у подножия горы Преображения и угрожающий всем им страданиями и смертью . Эта эмоциональная реакция апостола объясняется Евангелистом Марком, который, несомненно, передает слова самого Петра: Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе ( Мк. 9; 6 ). И тут же светлое облако осенило находившихся на горе, и оттуда раздался Божественный глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте ( Мф. 17; 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. (Мк. 1:4, 5) Слово похвальное на зачатие св. Иоанна Предтечи. XVI в. РГБ Призыв Матери-Церкви сотворить достойный плод покаяния (Мф. 3:8) особенно ясно звучит в богослужении Святой Четыредесятницы и подготовительных к Великому посту недель. Есть у этого призыва к покаянию и иконографические парафразы; о некоторых из них рассказывается в нашей заметке. Покаяние… Наверное, для новоначального христианина нет задачи более насущной — и более сложной. В системе ценностей секуляризованного мира такого понятия попросту нет: даже если речь заходит о раскаянии в совершенных проступках, а то и преступлениях, то чаще всего это — сожаление о содеянном, а иногда — не столько о самом содеянном, сколько о том, что совершенный проступок стал достоянием гласности. Между тем в церковном понимании слово покаяние, по-гречески «metanoia», дословно означает «перемена ума», «перемена образа мыслей». Евангелие арпакос 1693 г. БАН Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл покаяние «великим даром благости Божией человеку-грешнику, ибо через него человек, безмерно удалившийся от Бога, вновь вступает в блаженный союз с Ним. Человек, конечно, не мог бы так приблизиться к Богу, если бы Сам Бог не приблизился к нам». Почувствовать, понять это приближение к нам Бога помогают и богослужебные тексты, и священные изображения, не только иллюстрирующие, но и дополняющие тексты. Прозвучавший два тысячелетия назад в пустыне Иудейской, а затем и на берегах Иордана призыв Иоанна Предтечи покаяться, ибо приблизилось царство небесное (Мф. 3:1–2), звучит и сегодня и означает призыв к перемене всего внутреннего состояния человека, призыв к совершенно новому образу жизни, к обновленному восприятию себя и окружающего мира, к перемене и преображению души и сердца, чувств и мыслей (митрополит Амфилохий Радович). К этому преображению, шаг за шагом возводя по лествице Великого поста, наставляет Церковь своих чад. За три недели до начала Великого поста начинают звучать дивные тропари великопостные:

http://pravoslavie.ru/38123.html

Весь видимый и невидимый мир – небо, земля и бесплотные духи созданы единым Творцом, всемогущим Богом, и венцом всех Божьих творений, владыкой всего, существующего на земле поставлен человек ( Быт. 1:28 ), созданный совершенно иначе, чем все прочие живые твари. Животных, по повелению Божию, произвела вода и земля ( Быт. 1:20–25 ), а человека создал Сам Бог по образу и по подобию Своему, дав ему живую душу, почему человек и состоит из двух начал –из тела и души: «и сотворил Бог человека, говорится в Св. Библии, по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил... И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душой живой» ( Быт. 1:27; 2:7 ). Из этих слов Св. Писания видно превосходство человека над животными и отличие их по разумной душе, а также и то, что если тело человека создано из земли, то душа его сотворена совсем иным способом –Божеским дуновением, почему тело и душа совершенно различные составные части человека, хотя и созданы вместе. Что душа, или дух человека, начало самостоятельное и отличное от тела, это ясно видно из многих мест Св. Писания. Екклезиаст так, напр., говорит о смерти человека: «И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который и дал его» (12:7). Ап. Иаков учит о душе и теле человека: «тело без духа мертво» ( Иак. 2:26 ); значит, душа оживотворяет тело. «Мы желаем, говорит ап. Павел, лучше выйти из тела и водвориться у Господа» ( 2Кор. 5:1–9 ). После смерти человека душа его живет разумной, сознательной жизнью, что видно, напр., из того, что давно умерший Моисей (Вт. 34:5–6) и Илия, взятый с телом на небо, беседуют со Христом во время преображения Его на горе Фаворе ( Лк. 9:28–31 ); умершие первосвященник Ония и пророк Иеремия молятся о народе иудейском ( 2Мак. 15:12–14 ); умерший богач просит помощи у Авраама себе и живым на земле братьям своим ( Лк. 16:19–31 ); находящиеся в аду души ветхозаветных людей слушают проповедь явившегося им Спасителя мира ( 1Пет. 3:18–20 ), а умершие святые окружают на небе престол Бога, поклоняются и поют Ему новую песнь ( Отк. 5:8–9; 7:9–11 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Грехи церковного человечества, церковной иерархии не являются грехами Церкви, взятой в ее божественной сущности, и нисколько не умаляют святости самой Церкви. Христианство сопротивляется человеческой природе, требует ее просветления и преображения, и человеческая природа сопротивляется христианству, пытается исказить его. Происходит постоянная борьба между божественным и человеческим, в которой то божественное просветляет человеческое, то человеческое искажает божественное. Христианство возвышает человека, ставит его в центре мира. Сын Божий стал человеком, вочеловечился и этим освятил человеческую природу. Христианство указует человеку высшую цель жизни, говорит о высшем происхождении человека и высшем его назначении. Но христианство в отличие от многих других учений не льстит человеческой природе в ее греховном, падшем состоянии, оно требует от человека героического самопреодоления. Человеческая природа, пораженная первородным грехом, очень маловместительна. Она с трудом вмещает божественную истину христианства, с трудом понимает богочеловеческую правду, возвещенную явлением Христа-Богочеловека. Христос учит любить Бога и любить ближнего, человека. Любовь к Богу и любовь к человеку, к живому человеческому существу, связана между собой неразрывно, — через Бога, через Единого Отца любим мы ближних, братьев наших, и через любовь к братьям, к ближним открывается нам и любовь к Богу. «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» ( 1Ин. 4:12 ). Христос был Сын Божий и сын человеческий, и Он открыл нам совершенное соединение Бога и человека, открыл человечность Бога и божественность человека. Но природный человек с трудом воспринимает эту полноту бого-человеческой любви. Он воспринимает Истину по частям, поворотами. То он поворачивается к Богу и отворачивается от человека, он готов любить Бога, но к человеку относится с нелюбовью, с равнодушием, с жестокостью. Так было в средние века. То он поворачивается к человеку, готов любить человека и служить ему, но отворачивается от Бога и враждует против самой идеи Бога, как вредной и противной благу людей.

http://azbyka.ru/o-dostoinstve-xristians...

Нетрудно доказать, что святая Библия учит нас благоговейному поклонению святыне, назидает чтить священные изображения. Человеческое естество двусоставное, ибо Господь сотворил тело из персти земной, вдунул в него дыхание жизни – душу. Предназначение человека состояло в разумно-творческом преображении сотворенного через жизнь по воле Божией. Материя – безжизненная и неразумная в руках человека – призвана была стать орудием прославления Божества. После грехопадения человека и склонения его душевных и физических начал ко злу «преоб-разилась» и земля, и как бы подчиняясь, следовала изменениям, произошедшим в ее царе – человеке. Отныне терния и волчцы будет приносить ему земная материя, а человек призывается к труду на ней в поте лица ( Быт. 3:19 ). Душа и тело тесно соединены между собою. «По виду узнается человек, и по выражению лица при встрече познается разумный», – пишет Премудрый Сирах (Пр. Сир. 19, 26 ). «Мудрость человеческая просветляет лицо, и суровость лица изменяет его» ( Еккл. 6:1 ). Душевное состояние человека меняет и отношение к нему косной материальной природы. Жития святых свидетельствуют нам, что свирепые хищники, умиротворенные благодатью подвижников, становились покорными слугами чад Божиих. Живая природа и состояние так называемой окружающей среды в ее экологическом аспекте также неразрывно связаны с пребыванием сердца человека в добре или зле. С умножением человеческого греха скудеет животный и растительный мир, множатся стихийные бедствия и различные смертоносные болезни. Мы знаем, что душа человека зримо обнаруживает свою сущность через материальную плоть. «Сердце человека изменяет лицо его или на хорошее, или на худое. Признак сердца в счастье – лицо веселое» (Пр. Сир. 13, 31–32 ). Но не только душа человека призвана к прославлению Творца. О Спасителе нашем – истинном Боге и истинном Человеке сказано: «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2:9 ). Каждый человек является, в полном смысле этого слова, сыном Божиим, только не по природе своей, а по благодати. Отсюда следует, что и его материальная природа может быть отображением славы Божией, а может быть и ее осквернением.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

3. Человек как особое творение Божие    Необходимо отличать самую сущность повествований о сотворении Человека (Быт. 2:7; Быт. 1:26-28) и их цель от формы изложения, в которой эти повествования даны.    Сущность повествований о творении человека Богом состоит в утверждении, что человек есть особое творение, самое совершенное из всех существ, обитающих на земле, более того, являющееся завершением и венцом творения вообще.    Человек есть творение. С одной стороны, как и любое другое творение, он находится в зависимости от Бога, как своего Творца; с другой стороны, он имеет данное ему относительно автономное бытие, имеет собственное значение неповторимой личности, обнаруживает собственное поведение.    Человек, по своему происхождению, состоит в неразрывной связи с прочим творением. И в то же время между человеком и всем прочим (земным) творением имеется неустранимое внутреннее различие.     Связь человека с прочим творением выражается в Священном писании тем, что:    – человек возникает из земли. «И создал Господь Бог человека из праха земного»   «И создал Господь Бог человека из праха земного»    (Быт. 2:7). Образование человека из праха земного говорит о бренности его существа в условиях не преображенного мира. О том, что из себя представляла «персть», из которой Бог образовал человека, Священное Писание не говорит;    – человек связан с землей в своей жизнедеятельности. Важным назначением его является возделание земли (см. Быт. 2:5). Под этим нужно понимать не просто земледельческую обработку земли. Человек призван также овладевать землей (Быт 1:28), проявлять заботу о ней, познавать окружающую его природу и разумно совершенствовать ее;    – человек по телесной стороне его существа возвращается в землю (Быт. 3:19). Это возвращение изображается сначала как возможность телесной смерти, – в случае, если человек окажется не на высоте своего призвания и лишит себя условно дарованного ему бессмертия. «А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»   «А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010