архим. Кирилл (Павлов) Наше преображение совершается крестом. Слово на Преображение Господне На горе Фаворстей преобразился ecu, Иисусе, посреде Илии и Моисеа премудрых, со Иаковом, и Петром, и Иоанном. Петр же сопребывая, сия Тебе глаголаше: добро зде есть сотворити три сени, едину Моисею, и едину Илии, и едину Тебе, Владыце Христу. Иже тогда свет Твой сим возсиявый, просвети души наша. Седален Возлюбленные Богом братия и сестры, сегодня христиане всего мира с великою радостью празднуют преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Торжествуют и радуются христиане, празднуя этот праздник, потому что славное Преображение Господне величайшее дает утешение христианскому сердцу. Твердой и непоколебимой становится наша вера во Христа и наше упование во Христе на вечное блаженство, когда мы духом переносимся на Фавор и делаемся зрителями Преображения Спасителя. Здесь, на Фаворе, Божество Христово подтверждается и самим Преображением Его, и явлением из загробного мира, и беседой с Ним двух ветхозаветных пророков – Моисея и Илии, и, наконец, свидетельством с Неба Отеческого гласа: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте ( Мф. 17: 5 ). Ведь мы знаем, дорогие, что Господь наш Иисус Христос смиренно и в уничиженном виде совершал Свое великое служение человеческому роду. Приняв образ раба, Сын Божий повсюду являл себя Сыном Человеческим, на Него все смотрели как на простого человека. Господь под завесою Своей плоти скрывал Свое Божество, лишь по временам являя Свое Божественное достоинство в совершении чудес, знамений и исцелений больных. Готовясь на великий подвиг крестных страданий, Спаситель яснейшим образом явил на сей святой горе ученикам Свое Божественное величие, дабы, как воспевает Церковь , егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты ecu воистинну Отчее сияние. Господь видел, что вера учеников в Божественное Его посланничество и в Божественное Его достоинство еще очень слаба, и Он желал укрепить эту нетвердую веру, веру, которой предстояло великое испытание – опасность поколебаться. Ведь увидев, как злые враги будут ругаться над Христом, мучить и распинать Его, а Он, как безгласный Агнец, все будет беспрекословно терпеть и молчать, не могли разве они усомниться и подумать, что, видно, Он не Бог, не Сын Божий, не обещанный Спаситель мира, а льстец, от которого надо отстать и пристать к Его врагам?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

" И восстановление, и преображение общества начнутся с восстановления заповедей Божиих " Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас itemscope itemtype="" > " И восстановление, и преображение общества начнутся с восстановления заповедей Божиих " Священнослужители о необходимости преобразовать общество по Божьему закону Декалог XXI   20.08.2009 462 Святейший Патриарх Кирилл в проповеди, сказанной на Литургии в праздник Преображения Господня , в частности, сказал: " Окружающий мир, полный греха, постоянно направляет человека на ложные цели, погружает его в море забот и тревоги. Так же и сейчас многие не могут понять ту цепь трагических событий, которые обрушились на наше Отечество. Тем не менее, каждому верующему следует постоянно помнить о близости Бога, Божественного Царствия, и в соответствии с этим преобразовывать это общество по Божьему закону " . " Как бы вы объяснили эти его слова? Как может выглядеть такое преображение? " - с такими вопросами корреспондент портала Regions.Ru обратился к священнослужителям. Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, пояснил, что преображение общества начинается с преображения человеческой личности при условии соблюдения ее свободы. " Но захочет ли этого сам человек, захочет ли он жить по Закону Божиему? При этом преображение человеческой личности - процесс глубоко внутренний. И протекает он у всех по-разному. А начинается он с выбора свободной человеческой воли, с решимости жить по заповедям Божиим " , - сказал он. " И великое дело - хотя бы только подойти к этому выбору и спросить самого себя, готов ли я, и действительно ли я хочу жить по заповедям Божиим, стремиться к божественной чистоте и неизреченной красоте, жить с Богом и быть вместе с апостолами свидетелем Его Преображения? " - заключил священник.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/08/33/i_...

     Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! С праздником Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! «Преобразился еси на горе…» – поем мы в тропаре. Преобразился – значит, изменился, принял другой облик при сохранении Своей Божественной природы, открыв ученикам Свой свет, Свою силу и Свою жизнь вечную и славу, которой обладает по праву сыновства в Царстве Святой Троицы. Жизнь человека состоит из его поступков, мыслей, стремлений, и каждое из этих его деяний, как бы ни были они противоречивы, имеют свое значение в его судьбе, неразрывны с ней, определяют и объясняют его жизнь – и прошлую, и будущую. Так и Святое Евангелие – это цельная и неразрывная книга земной жизни Христа Спасителя, из которой невозможно, не искажая этого единства, вырвать по своему желанию и прихоти только то, что нам нравится. Сегодняшнее повествование о событии Преображения тому подтверждение. «Во время оно», – так начинается сказание сегодняшнего дня. «В оно» значит «в это». В какое «это»? «[Когда по] прошествии дней шести, – пишет апостол Матфей, – взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних» (Мф. 17: 1). Уже эти первые слова, которые читались и вчера, на утрени, и сейчас, на Литургии, возводят наше внимание к тому, а что же произошло перед этим, что связывает прошедшее и грядущее. А было вот что. Господь впервые предсказал Свои крестные страдания и крестные страдания всех любящих Господа: «[Он] сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16: 24–25). Вот к какой горе – к горе Голгофе – призывает следовать Господь и Своих учеников-апостолов, и нас через фаворский свет от горы Своего Преображения. Мы видим образ преображенного Христа и в словах Евангелия, и на иконе. «Очи Его – как пламень огненный… и лице Его – как солнце, сияющее в силе своей» (Откр. 1: 14, 16), – писал уже позже в Откровении святой очевидец Преображения Иоанн Богослов о грядущем Судии мира.

http://pravoslavie.ru/73034.html

Наше преображение совершается Крестом Слово на Преображение Господне архимандрита Кирилла (Павлова) Источник: Журнал " Покров "      Возлюбленные Богом братия и сестры, сегодня христиане всего мира с великою радостью празднуют преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Торжествуют и радуются христиане, празднуя этот праздник, потому что славное Преображение Господне величайшее дает утешение христианскому сердцу. Твердой и непоколебимой становится наша вера во Христа и наше упование во Христе на вечное блаженство, когда мы духом переносимся на Фавор и делаемся зрителями Преображения Спасителя. Здесь, на Фаворе, Божество Христово подтверждается и самим Преображением Его, и явлением из загробного мира, и беседой с Ним двух ветхозаветных пророков – Моисея и Илии, и, наконец, свидетельством с Неба Отеческого гласа: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Ведь мы знаем, дорогие, что Господь наш Иисус Христос смиренно и в уничиженном виде совершал Свое великое служение человеческому роду. Приняв образ раба, Сын Божий повсюду являл себя Сыном Человеческим, на Него все смотрели как на простого человека. Господь под завесою Своей плоти скрывал Свое Божество, лишь по временам являя Свое Божественное достоинство в совершении чудес, знамений и исцелений больных. Готовясь на великий подвиг крестных страданий, Спаситель яснейшим образом явил на сей святой горе ученикам Свое Божественное величие, дабы, как воспевает Церковь, «егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты ecu воистину Отчее сияние». Господь видел, что вера учеников в Божественное Его посланничество и в Божественное Его достоинство еще очень слаба, и Он желал укрепить эту нетвердую веру, веру, которой предстояло великое испытание – опасность поколебаться. Ведь увидев, как злые враги будут ругаться над Христом, мучить и распинать Его, а Он, как безгласный Агнец, все будет беспрекословно терпеть и молчать, не могли разве они усомниться и подумать, что, видно, Он не Бог, не Сын Божий, не обещанный Спаситель мира, а льстец, от которого надо отстать и пристать к Его врагам?

http://pravoslavie.ru/96302.html

Преображение начинается не с земли, а с людей И разве сострадание к котикам мешает нам любить ближних 19 августа, 2023 И разве сострадание к котикам мешает нам любить ближних Норма дана Богом и подтверждена самой жизнью: «блажен, иже и скоты милует» — тот, кто не способен сострадать больному уличному животному, вряд ли способен сострадать человеку — с чего может начаться наше личное преображение, размышляет священник Сергий Круглов. Вспоминается разговор слушательниц лектория для взрослых в нашей воскресной школе: — Вот почему ученики воскликнули, что хорошо им здесь быть? Они что, в раю оказались? — Да нет, на грешной земле остались… — Тогда почему? — Как почему. Потому что преобразился Христос, их любимый Учитель, они увидели этот свет, эту Его славу… — А почему тогда — на грешной земле остались? — Да потому что сами-то еще не преобразились. Преображение же не с земли начинается. А с людей… В праздник Преображения Господня мы, приносящие в храмы яблоки, как, в меньшинстве, действительно нового урожая, отечественные, так и, в большинстве, китайские-аргентинские, неизвестно какого урожая, просто купленные в магазине, с радостным нетерпением расставляем свои кулечки и корзины с плодами возле солеи, вспоминаем, как вкусно описан Яблочный Спас у Шмелева, и так много думаем и рассуждаем о благословении плодов земных касанием Фаворского света, выискивая на иконах старых мастеров особое свечение писанных «горок» и природы, и так редко думаем о том, о чем написаны тома по нравственному богословию и о чем так кратко и просто сказала вышепомянутая прихожанка: преображение начинается с людей. Без нашего преображения — не будет никакого преображения флоры и фауны, никакого «нового неба и новой земли»… Котиков-то любят, а лучше бы ближних любили Думая о преображении человека, я думаю и о том, что, собственно, вся человеческая культура — тоже один из способов человеческих помочь Богу преобразить землю. Например, огромная область этой культуры — забота о братьях наших меньших, христианская составляющая которой — представление о том, что Христос пришел, чтобы спасти, в том числе, самых бессильных и ничтожных мира сего, тех, кто сам спастись не может, и мы, христиане, следуем в этом Спасителю.

http://pravmir.ru/preobrazhenie-nachinae...

Санкт-Петербург. Церковь Спаса Преображения в селении Императорского Фарфорового завода. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Преображения , Николая Чудотворца , Илии Пророка Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1731 и 1734. Год утраты:приблизительно 1930 Архитектор:Иродион Тимофеев Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Россия, Санкт-Петербург, напротив дома 151 по пр Обуховской Обороны Координаты: 59.880255, 30.447325 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты По преданию, на месте каменной церкви раньше была деревянная — во имя пророка Илии, построенная Петром Великим для невских рыбаков и освященная в 1711 г. Строителем каменного храма соборная книга называет священника Иродиона Тимофеева. Среди «жертвователей» на строительство его были императрица Анна Иоанновна, граф И. М. Головин, князья Куракин и И. В. Одоевский, советник А. А. Хитрово и другие. Менее состоятельные люди вместо денег жертвовали материал. Так, обжигальщик Нефед Иванов пожертвовал две тысячи штук красного кирпича, приказчик Алексей Деребин — сто дюймовых досок. Крест на церковь изготовили на деньги купца Адмиралтейского общества Прохора Ивановича Рювищева. Этот четырехконечный железный позолоченный крест к 1830 г. расшатался. Закреплял его известный мастер Петр Телушкин, исправлявший шпиль Петропавловского собора. В 1845 г. произведена значительная переделка храма Преображения Господня. Верхний деревянный ярус на колокольне заменили каменным, а шпиль — восьмигранным куполом. Над церковью возвели деревянный со стеклами фонарь с луковицеобразной главой; внутри нее — хоры. Придельные храмы после реконструкции составили одно целое с главным. В 1846 г. четырехконечный крест заменили золоченым шестиконечным. Иконостас главного алтаря имел четыре яруса, придельные иконостасы освящены во имя Николая Чудотворца и во имя пророка Илии Фесвитянина. В церкви находились особо почитаемые иконы: икона Преображения Господня, в которую были вложены часть креста Господня и частицы мощей Алексия, человека Божия, мученика Георгия, Авраамия, святителя Алексия. Икону пожертвовал придворный протодьякон Алексей Заводский; икона Казанской Божией Матери была найдена корабельным плотником Тихоном Вагановым на дне Финского залива близ Кронштадта около 1770 г. Она почиталась как целительная и чудотворная.

http://sobory.ru/article/?object=34534

«Христос воскресил меня» Категория преображения личности в романах Ф.М. Достоевского Ф. М. Достоевский В современном литературоведении остро стоит задача выделения базисных структур, определяющих своеобразие отечественной словесности. Обращение к древнерусской культуре позволяет увидеть, что ее базисным компонентом является Православие, которое ставит перед человеком цель нравственного самосовершенствования, религиозного преображения личности. Л.А. Успенский видел специфику православного искусства в догмате преображения: «Преображение это понимается и передается как определенная объективная реальность в соответствии с православным учением» . В творчестве Ф.М. Достоевского традиции древнерусской культуры сохраняются. В литературоведении еще не рассматривали его произведения как единую систему, связанную с такой базисной структурой отечественной культуры, как преображение личности. Между тем будущее русского человека Достоевский видел в его религиозном преображении, в создании новой национальной культуры. Преображение, или обожение, личности – главная тема трудов отцов Церкви, которые были в личной библиотеке Ф.М. Достоевского: «Беседа на 6-й псалом» святого Анастасия Синаита, «Слова духовно-подвижнические» святого Исаака Сирина, «Творения» преподобного Симеона Нового Богослова, «Лествица» преподобного Иоанна Синайского, «Предание преподобного Нила Сорского о жительстве скитском», «Покаяние» святителя Тихона Задонского . Преображение человека – это его возвращение к образу и подобию Божию. Святитель Григорий Нисский не отделял образ от подобия, поскольку видел путь человека в подражании Первообразу – Иисусу Христу: «Ведь образ именуется так в собственном смысле, если имеет подобие прототипу. Если же подражание далеко от предмета, то оно уже не будет его образом, но чем-то другим» . По мнению Т.Р. Руди, все «общие места» житий объясняются идеей «подражания Христу» . Восхождение к Первообразу лежит в основе и других жанров духовной древнерусской литературы: хожения, видения, летописания, поучения. А.В. Часовникова отмечает: «Универсальный для христианского мировоззрения закон прообразовательности предопределял особенность восприятия любого образа через его прообраз» . Христианское мироощущение предполагает возможность прозрения в земном образе иного – духовного. Проявляется это через прообразовательную символику, опирающуюся на библейскую традицию, которая используется в древнерусской словесности и укореняется в традиции русской классической литературы.

http://pravoslavie.ru/1382.html

Но почему на иконах ученики в неблагоговейных позах О Свете, который пронизывает весь Новый Завет и преображает мир, размышляет протоиерей Николай Чернышев.  Протоиерей Николай Чернышев, Оксана Головко Хочется сказать, что Преображение – один из самых светлых праздников церковного года. Но это утверждение будет неточным, ведь все праздники нашего календаря – светлые, потому что содержание всей жизни Церкви – о свете Христовом, который Он приносит в мир. Весь Новый Завет и все православное богослужение пронизаны образами света – начиная с Рождественской путеводной звезды, свет которой привел и волхвов, и пастухов к Богомладенцу Христу. Сам о Себе Спаситель сказал: «Я свет миру» (Ин. 8:12) и многократно являл эту истину просвещением Своих учеников. Это просвещение Он выражал в форме притч о Царствии Небесном, о новой жизни и о путях достижения нового неба и новой земли, о подлинном преображении человека. Изменение, преображение всего человека уже в здешней, земной жизни и есть условие входа в Царствие Небесное, в новую жизнь. И вот под конец Своей земной жизни Спаситель показал Своим ученикам, что это преображение – не иносказание, не метафора, а истина, реальность. Он взял ближайших учеников на гору Фавор и явился им во всей Своей славе, настолько, насколько они могли увидеть и воспринять. Образ Его стал совсем иным, и Петр, Иаков, Иоанн увидели своего Учителя в таком сиянии, что не могли это выразить словом, описать. Только после Воскресения Христова они пересказали это событие евангелистам, и те записали, что одежды Христа были в то время блистающие, белые, как снег, как на земле белильщик не может выбелить, что лицо Его просияло, как солнце. В тот же момент три апостола могли лишь изумляться и просить Спасителя о продлении этого чуда: «Господи! хорошо нам здесь быть» (Мф. 17:4). Не только Сам Христос преобразился, но и все вокруг Него стало иным, получившим от Него свой истинный образ. Просветленный, преображенный, настолько более гармоничный, чем тот, к которому все привыкли, что им и не хотелось оттуда уходить.

http://pravmir.ru/predstavte-sebya-na-me...

Копорье. Собор Спаса Преображения. Крепостной собор Собор. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:1705. перестройка 1756-1760. Архитектор:С.А. Волков (перестройка трапезная) Адрес: Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, Копорье, крепость Координаты: 59.709012, 29.031457 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Копорская крепость. Спасо-Преображенский крепостной собор, начало XVI в. Разорён шведами в 1612, возобновлён в 1704–1705. В 1756–1760 по проекту арх. С.А. Волкова были пристроены трапезная и колокольня. Восстановлен после пожара в 1854–1856 гг. Разорён вновь во время ВОВ и вновь сгорел в 1962 г. Пребывает в руинах. В начале XXI в. ведутся реставрационные работы. Крепостной собор находится в 10 саж. от южной стены крепости. Длина его 9, 5 саж., ширина 5 саж. полукружие алтаря выдается на 1 саж. 1 аршин, квадратная колокольня длины и ширины 2,5 аршина. Восточная часть собора – древнейшая, запада - позднейших времен. Восточная - из плиты, западная из кирпича… Алтарное полукружие внизу на 2 саж. вполне полукруглое, вверху - восьмигранное, высота его 4 саж. Купол на восьмиграннике имеет вид луковицы и обит железом, на куполе железный крест, окрашенный желтой краской. В алтарном полукружие 3 окна, в стенах церкви - 5 окон. Западная часть, собственно притвор церкви, обширнее восточной, ибо стены тоньше. К северной и южной стене притвора - по 3 окна. Над папертью - колокольня, на которую ведет деревянная лестница. Колокольня пирамидальная в 4 угла. В притворе, на высоте 4 аршин - малая церковь во имя Покрова, устроенная в 1798 г. Иконостас ее складной; местные образа и двери в алтарь - из парусины. Солея крепостной церкви возвышается на одну ступень. Иконостас в 3 яруса. В нижнем ярусе иконы: Петра и Павла, Преображения, Александра Невского, архидиакона Лаврентия, Алексия человека Божия, архидиакона Стефана и Тихвинской Божией Матери. На иконе есть надпись: « 1704 г. образ сей Тихвинской Пресвятой Богородицы писан по приказанию генерал-губернатора, князя Александра Даниловича Меншикова, а написал торопецкий купец Лаврентий Туфанов». На полях образа Тихвинской Божией Матери - портрет Меншикова. Колонны иконостаса резные, вызолоченные. Во втором ярусе – двенадесятые праздники, в третьем – Спаситель на престоле, а по сторонам его – Богородица, Предтеча, два архангела и четыре апостола.

http://sobory.ru/article/?object=05843

Леохново. Антониево-Леохновский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты На том месте, где прежде был основанный преподобным Антонием Леохнов монастырь, теперь находится село Леохново, отстоящее от города Старой Руссы в 37 километрах по дороге. Окрестные деревни Еваново, Виленка, Елицы, Гостеж составляют основу прихода Спасо-Преображенской церкви. Из описания жизни преподобного известно, что он вместе со священноиноком Тарасием построил в Леохнове церковь во имя Преображения Господня. В начале XVII столетия монастырь совершенно был разорен шведами, а братия умерщвлена; но в скором времени опять был восстановлен, когда около 1630 г. перенесены были в него нетленные мощи преподобного. В середине XVIII столетия в нем было две церкви. Одна, во имя Преображения Господня, построенная в 1690 г., была четырехстенной постройкой длиной 6 и шириной 3 сажени, с алтарем, трапезою и папертью, крытая тесом. На ней были две главы, обитые деревянной чешуей, с железными крестами. Иконостас в церкви был трехъярусный, «платной работы». Вторая церковь, во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы построена в 1727 г. Длиной она была 10 и шириной 3 сажени, построена на взмостье; на ней сруб восьмистенный, глава также обита чешуей и крест железный восьмиконечный. В этой церкви иконостас был четырехъярусный. При церкви имелась колокольня шестистенная с семью колоколами, большой - 15 пудов весом. Малый же железный колокол сохранялся еще со времени преподобного Антония. В монастыре были две настоятельские кельи, соединенные сенями, и две новые братские. Что касается способов содержания монастыря, то они были различны. Главным источником содержания служила земля. Царь Василий Иванович Шуйский освободил от оброка и пошлин пустоши Дурново и Еваново, бывшие доселе оброчными. Грамота, выданная монастырю царем Василием Ивановичем Шуйским на владение перечисленными пожнями и пустошами, затерялась во время шведского разорения. Кроме земли, средствами содержания монастыря были рыбные ловли на озере Ильмене. Монастырь имел право посылать до царствования Василия Ивановича Шуйского 4 человека ловить рыбу; царь же Василий Иванович дал право монастырю посылать 8 ловцов. Так, в 1681 г., со всеми вотчинами и угодьями он был приписан к Новгородскому Юрьеву монастырю , в 1687 г. - к Новгородскому архиерейскому дому, в начале же XVIII века мы находим его приписанным к Старорусскому Спасо-Преображенскому монастырю

http://sobory.ru/article/?object=08799

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010