Богословская аргументация Льва XIII против признания англиканских рукоположений строится вокруг текста «Эдвардова ординала» и доказательства «дефекта формы и намерения» самого последования рукоположения англиканских клириков. Указанный «дефект» заключается, по мнению понтифика, в том, что слова англиканских молитв на поставление клириков всех трех степеней «не выражают сколько-нибудь определенным образом суть святого священнического служения» . Напомним, что «Эдвардов ординал» стал плодом пропротестантской политики Томаса Кранмера. Деятельность Кранмера привела к тому, что из чинопоследования рукоположения священника было изъята фраза о призвании пресвитера к совершению евхаристического богослужения, имеющего «жертвенный характер». В наставлении епископа кандидату священства перечисляются обязанности священника: «учить, остерегать, питать и обеспечивать семью Бога; искать овец Христа, которые могут быть рассеяны за границей, и Его детей, которые могут быть среди этого греховного мира, чтобы спасти их через Христа навсегда» . Однако в этих наставлениях напрямую не упоминается обязанность клирика совершать Таинства, в особенности Таинство Евхаристии. Призвание совершать Таинства упоминается в молитве поставления священника: «Прими Святого Духа. Чьи грехи, Вы действительно прощаете, они прощены. И чьи грехи Вы действительно не прощаете, они не прощены: и будь преданный препроводителем Слова Божия, и его святых Таинств: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь» . Но, учитывая общее отношение англиканизма к природе Таинств, а именно отсутствие «понимания Литургии как Евхаристической жертвы, приносимой священником» , а также отсутствие «веры в преложение Святых Даров в Тело и Кровь Христову, …англиканские священники не могут считаться священниками в православном смысле слова» . Кроме того, в тексте Ординала нет никаких указаний, что рукополагаемый священник должен «приносить Богу жертвы духовные, предстоять Его алтарю и возрождать людей таинством крещения» . Данные обязанности клирика указаны в православном чине рукоположения и «является существенным признаком священства с древности» .

http://bogoslov.ru/article/1999480

Стремление модернистов законсервировать форму приводит к искажению самого содержания святоотеческой евхаристологии. Древние формулировки отцов, касающиеся Евхаристии, они наполняют чуждым православному богословию содержанием. Совместить это неправославное содержание с позднейшей формой выражения отцами православного учения о Евхаристии принципиально невозможно. Поэтому протестанты пытаются найти существенные противоречия в самом содержании святоотеческого богословия, чтобы обосновать своё принципиальное неприятие чётко выраженной евхаристологии позднейших святых отцов. Протестантствующие авторы намеренно смешивают разные контексты евхаристических рассуждений святых отцов. К примеру, распространённым приёмом у противников пресуществления является смешение таких аспектов святоотеческой евхаристологии, как духовная польза причащения или экклезиологический аспект участия в Евхаристии с вопросом сущности освящённых Даров. Допускается также некорректное использование христологических высказываний в рассуждениях о Евхаристии и т.п. Нашим оппонентам хочется найти в святоотеческих творениях хотя бы некоторое оправдание своим любимым протестантским взглядам. Но следует честно и прямо заявить, что подобные интерпретации не признавались святыми отцами Православной Церкви, что у отцов было иное видение евхаристического богословия древнейших христианских авторов. Следует отметить, что только святоотеческое видение не вносит противоречий в область церковной сакраментологии и вполне соответствует высказываниям древнейших авторов, которых протестанты традиционно стараются перетолковать. Нам представляется очевидным, что любой непредвзятый исследователь согласится с тем, что именно протестантские евхаристические доктрины есть нечто внешнее по отношению к церковному евхаристическому реализму. Ведь именно появление этих доктрин вызвало неприятие и противодействие со стороны Православной Церкви. Антицерковный характер этих доктрин проявился в категорическом неприятии их всей церковной полнотой. Концепция преложения-пресуществления, напротив, постоянно существовала в Церкви, плавно развиваясь в своём вербальном выражении, но оставаясь неизменной по существу. По этой причине, нет никакой возможности считать идею пресуществления внешней, прившедшей в Православие. С этой идеей сочетается и её выражает весь сонм святых отцов Востока и Запада.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Вячеслав Пономарев Таинство причащения (Евхаристия) В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную. Приготовление Святых Даров для Причащения совершается на Евхаристии (греч. благодарение), почему это Таинство и имеет двойное название – Причащение, или Евхаристия. Причащение (Причастие, принятие Святых Тела и Крови Христовых) – это такое Таинство, при котором православный христианин не символически, а реально и живо соединяется со Христом Богом в той степени, в какой он подготовлен к этому. Чем лучше верующий человек подготовит себя к личной встрече с Богом, тем благодатнее она будет. Образ этого соединения непостижим для рационального восприятия, как непредставима тайна преложения хлеба и вина в Пречистые Тело и Кровь Христову: «Веруем, что в сем священнодействии предлежит Господь наш Иисус Христос , не символически, не образно, не преизбытком благодати, как в прочих Таинствах, не одним наитием, как это некоторые Отцы говорили о Крещении, и не чрез “проницание” хлеба, так, чтобы Божество Слова “входило” в предложенный для Евхаристии хлеб существенно, как последователи Лютера 26 довольно неискусно и недостойно но изъясняют: но истинно и действительно, так что по освящении хлеба и вина, хлеб прелагается, пресуществляется, претворяется, преобразуется в самое истинное Тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, седит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную Кровь Господа, которая, во время страдания Его на Кресте, излилась за жизнь мира. Еще веруем, что по освящении хлеба и вина остаются уже не самый хлеб и вино, но самое Тело и Кровь Господа, под видом и образом хлеба и вина» («Послание восточных патриархов»). В Святых Тайнах Христос присутствует всецело

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Преложение состоит именно в том, что евхаристические хлеб и вино включаются, или прелагаются, в Тело и Кровь Христовы, которые Он принял от «пречистых кровей», от естества Богоматери. Но тем и Сама Матерь Божия в Богозачатии, одной стороной принадлежа к этому миру, другою обращена уже к жизни Божественной. Так и в преложении евхаристическом, как продолжающемся Богоматеринстве, природное естество Святых Даров берется из этого мира, есть хлеб и вино (помимо всяких хитроумных измышлений католического богословия об изменении субстанции и неизменности акциденций), но оно же становится принадлежащим и человеческому естеству Богоматери, а чрез Нее и Богочеловека, почему его вкушающие и причащаются самого Богочеловечества, соединяются со Христом. Таковым является самое естество Богоматери, которое принадлежит одной стороной к тварному человечеству, к миру (как хлеб и вино), а другой – к Богочеловечеству, ибо Она с последним неразрывно связана, в Себе его чревонося 41 Таким образом, Она есть живое и личное посредство между Богом и человеком в евхаристическом преложении, и в этом лишний раз раскрывается догматико-литургический смысл чина «возвышения Панагии», то есть как бы особого приобщения Богородичной просфоры, – хотя уже и после литургии, но в связи с нею. Недоразвитость мариологии в богословии проявляется в том, что этот чин хотя и совершается согласно некоторому церковному инстинкту 42 однако не имеет для себя богословского, догматического осмысления 43 В действительности же он означает, что евхаристическое присутствие Христа во Святых Его Тайнах нераздельно связано с Богоматеринством, «во успении мира не оставления» (тропарь праздника), оно есть в этом смысле продолжающееся Боговоплощение. В свою очередь, и эсхатология также должна быть поставлена в связь с мариологией, как и явление Христа во Втором пришествии должно быть понято и евхаристически, по существенной тожественности того и другого, этих двух разных образов явления Христа миру. Различие здесь в том, что во Святых Тайнах Христос присутствует хотя и существенно, но не явно, скорее, можно сказать, в Своей человечности, однако не как Ипостасный Богочеловек, а во Втором пришествии Он является в Своем собственном лике.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Священник, осеняя широким крестным знамением дискос и Чашу: «Преложив Духом Твоим Святым». Диакон: «Аминь. Аминь. Аминь». Вот эти слова — «Преложив Духом Твоим Святым», — которые иногда называют Тайносовершительной формулой , являются кульминационными словами Литургии. Неверно думать, что во время произнесения именно этих слов совершается преложение даров. «На протяжении всей Литургии можно найти несколько призываний Святого Духа, нарастающих по напряженности вложенного в них освятительного содержания» (архим. Киприан Керн) . Эти же слова — дерзновенная просьба сойти Духу Святому и освятить дары — последняя молитва в цепи призываний Св. Духа. После произнесения этих слов хлеб и вино уже таковыми не считаются, а становятся Телом и Кровью Христовыми. Именно поэтому все находящиеся в алтаре и все прихожане падают ниц — делают земной поклон. После земного поклона священник тайно молится: «Чтобы эти Дары были для причастников в бодрствование души, в прощение грехов, ко общению со Святым Твоим Духом, к достижению Царства Небесного, в сыновнюю смелость в общении с Тобою, а не в суд или осуждение. …Также приносим Тебе эту молитву о почивших в вере праотцах, отцах, [ветхозаветных] патриархах, пророках, апостолах, проповедниках, благовестниках, мучениках, исповедниках, аскетах и о всех праведниках, скончавшихся в вере». И громко возглашает: «Изрядно (то есть Особенно) о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии…» Во время этого возгласа священник кадит Дары. (Отметьте, что теперь я пишу «Дары» с большой буквы. Это не хлеб и вино — дары, приготовленные для Таинства, а Тело и Кровь Воскресшего и Преобразившегося Христа. Поэтому это уже Дары). Хор: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем». Священник в это время, призвав народ молиться о Богоматери (что хор и делает, воспевая Ей песнь), тихо продолжает: «[Молимся] …о святом Иоанне Пророке, Предтече и Крестителе, о святых славных и достохвальных апостолах, о святых (перечисляет имена), память которых мы сегодня празднуем, о всех святых Твоих — по молитвам их, посети нас, Боже».

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

В заключении даются точные формулировки и определения термина «пресуществление» именно с точки зрения Церкви, а не частных лиц. Позиция Осипова и Зайцева по вопросу признается не православной, содержащей ряд заблуждений. В заключении, в частности говорится следующее: «Согласно православному учению, хлеб и вино в Евхаристии существенно прелагаются в Тело и Кровь Христову. Это существенное изменение остается в Святых Дарах неотъемлемо и независимо от их употребления». Было принято Резюме, в котором утверждалось расхождение в понимании лютеранами и православными «истины… о существенном присутствии в Евхаристии Богочеловека Христа Его Телом и Кровью под видом хлеба и вина». «В то время как исторические Церкви — Православная, Римско-Католическая и дохалкидонские — исповедуют реальное пресуществление хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Иисуса Христа, протестантские Церкви при всем разнообразии их евхаристических доктрин, отрицают субстанциальный, вещественный характер присутствия Тела и Крови под видами хлеба и вина».         Я очень уважаю профессора Осипова и мне непонятно, почему он придерживается неправильного взгляда на Евхаристи. диакон Ярослав Калинин 13 мая 2010г. 03:46 " Преложение совершается духовно, Тело и Кровь Христовы остаются явлениями духовными и питают нас духовно, но Они есть в действительности " ,- продолжает свою мысль патриарх Сергий. Духовное не есть кажущееся. Духовное не является ли более реальным, более действительным нежели материальное?! Ceльckiй бригадиръ, с. Кукуево 13 мая 2010г. 15:27 Священник Вадим Леонов о пресуществлении Святых Даров: Главное священнодействие Церкви Христовой — это таинство Евхаристии, во время которого хлеб и вино становятся по своей сущности истинными и реальными телом и кровью Господа нашего Иисуса Христа, при сохранении чувственных видов (или образов) хлеба и вина. В древности святым Отцам приходилось опровергать еретиков (докетов), отвергавших единосущность человеческой природы Господа со всем человеческим родом. Святые Отцы свидетельствовали, что Господь имел истинное и реальное человеческое естество, и это утверждение означало, что Христос единосущен всем людям по Своей человеческой природе, то есть тело Христово такое же по своей сущности, что и тело каждого человека. Наиболее ярко эта мысль выражена в халкидонском вероопределении, где утверждена вера в Господа нашего Иисуса Христа, « истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству и того же единосущного нам по человечеству »... Полностью здесь: http://www.blagogon.ru/articles/180/

http://bogoslov.ru/article/763514

И настал страшный момент Божественного Причастия. Тогда – о, удивительное чудо! – священник поцеловал Божественного Младенца, а Тот – священника. Тот час ему показалось… может, он сошел с ума? Может, ошибся?… Ему показалось, что он съел Божественного Младенца, а Младенец Иисус Христос съел священника, который продолжал сиять, пока они оба оставались совершенно нетронутыми!.. Внезапно он услышал сладчайший голос Божественного Младенца: «Сие есть Тело Мое… и сие есть Кровь Моя… во оставление грехов»! И тот час среди небесных ангельских песнопений Владыка Христос и Бог, и Спаситель мира, обнял священника и вознесся вместе с ним на небеса… Они поднялись сопровождаемые тысячами душ «живых и мертвых», которые были помянуты на Проскомидии святым батюшкой. После этого благочестивейший священник «пришел в себя», но, не выдержав Божественной радости от непостижимого видения, упал почти без чувств. И, кажется, еще долго чувствовал себя слабым… Что случилось потом, я не знаю. Однако мне жаль, что я не позаботился узнать больше об этом благочестивом священнике. Буду искать, чтобы получить его благословение 562 . После последнего возглашения «Преложив Духом Твоим Святым» следует троекратное «Аминь. Аминь. Аминь», которое означает «да будет». То, о чем просит священник, становится реальностью! Происходит величайшее Чудо! В этот священный момент Божественного Преложения священник является абсолютным главой Церкви! Только в этот момент. Как только он произносит: «Преложив Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь», тот час бескровная Жертва становится приношением всей Церкви, всех верующих православных христиан. После «Тебе поем.» следует какое-то время сохранять строжайшую тишину. Это молчание трогает душу, вызывает благоговение и слезы, обращает к небесной молитве с возглашением Божественного Имени «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня». Если, согласно Откровению (8:1), «сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса», чтобы открылась седьмая печать со страшными событиями, еще больше в этот момент Освящения Святых Даров необходимо молчание, когда совершенное предвосхищает несравнимо большие Таинства, чем те, что произошли. И Силы Небесные «желают, и слышати Евангельский глас Господа Бога, и зрети самозрачне лице Святаго возношения, и наслаждатися Божественныя и священныя литургии» 563 , но не могут и закрывают крыльями свои лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– В данном случае на первом плане должен быть поставлен вопрос об отношении представителей американско-епископальной церкви к XXXIX Членам и другим символическим книгам англиканства. Как мы уже видели, в американско-епископальной церкви не требуется от верующих обязательной подписи под указанными Членами и потому они не имеют для них строго обязательного значения 577 . Но подобное отношение к XXXIX Членам и другим символическим книгам англиканства нельзя считать определенным. Требуется более или менее решительное заявление, что указанные книги не имеют в американско-епископальной церкви обязательного значения. Вместе с тем, конечно, желательно, чтобы со стороны представителей указанной церкви были выработаны более или менее точные вероизложения их символического вероучения, в роде тех, какие существуют в православно-восточной церкви (Послание восточных патриархов, Пространный христианский катехизис Филарета и проч.). – Хотелось бы далее видеть, чтобы из догматического учения американско-епископальной церкви был устранен тот латитудинаризм, который заметен на их раскрытии учения об отдельных свойствах церкви, напр., о единстве и кафоличности, и который может повести представителей этой церкви к заимствованию разного рода протестантских идей, что мы видим, напр., на новейших представителях старокатолицизма. – Вопреки заявлению Графтона бóльшая определенность желательна затем и в раскрытии представителями американско-епископальной церкви учения о почитании останков святых и их изображений (икон), потому что американские богословы, как мы видели, признавая это почитание, однако же воздерживаются от обстоятельного раскрытия вопроса о том, в чем заключается оно, и тем бросают некоторую тень на свои убеждения по данному вопросу. – Тоже пожелание должно быть отнесено и к учению американских богословов о преложении евхаристических даров и жертвенном значении евхаристии. И здесь, вопреки заявлению Графтона, в воззрениях американских богословов замечается некоторая неясность, заставляющая заподозрить их в колебании между православными и протестантскими воззрениями по рассматриваемым вопросам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

10. Миссия среди инославных христиан 10.1. Католицизм Полемика с римско-католическим вероучением была скорее темой академического богословия, чем практической миссии. Для православных миссионеров объектом борьбы было не католичество, а уния, которую жители западных районов считали своей национальной религией. Первая мировая война политизировала униатский вопрос до такой степени, что профессиональные миссионеры стали связывать будущую конфессиональную принадлежность украинцев или галичан не с успехами миссионерской деятельности, а с тем, к какому государству эти территории будут принадлежать после окончания войны. Полемика с католицизмом приобрела для Русской Церкви актуальность лишь в XVIII веке, в результате разделов Польши. На более раннем этапе неоднократно возникала полемика с теми или иными римско-католическими идеями. Наиболее известной является относящаяся к концу XVII века дискуссия о времени преложения Святых даров. 1058 И хотя одна из отстаиваемых во время этих споров точек зрения, несомненно, была католической, сам диспут оставался внутри русского православия, и католики не имели к нему никакого отношения. Большое влияние католическая традиция (как, впрочем, и протестантская) оказала на русскую духовную школу, а через нее и на русское богословие. Названные выше встречи с католицизмом не носили массового характера и в этих случаях уместно говорить об академической дискуссии, а не о миссионерской полемике. Миссионерский характер полемика с католицизмом приобрела лишь после присоединения юго-западных губерний, значительную часть населения которых составляли католики и униаты. Полемика с католиками принципиально отличалась от полемики с мусульманами или буддистами. Связано это было с тем, что образованная Россия ощущала себя частью Европы, а католицизм воспринимался как часть европейской культуры, с чем, кстати сказать, был связан переход в католицизм ряда российских интеллектуалов в XIX и XX веках. Это давало католическим миссионерам возможность подчеркивать необразованность и провинциальность православного духовенства. Вот как характеризовал Киевский миссионерский съезд (1908) печатаемые в Кракове массовые антиправославные издания:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

– О избавится нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся; Приими и нас, грешных, моление, и принеси ко Святому Твоему Жертвеннику, и удовли нас приносити Тебе дары же и жертвы духовныя о наших гресех и о людских неведениих; – Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию; – Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим; – Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим; – Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим; – Добрых и полезных душам нашим и мира мирови, у Господа просим.; – Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим; – Христианския кончины живота нашего, безбо-лезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшием Судищи Христове, просим; и сподоби нас обрести благодать пред Тобою, еже быти Тебе благоприятней жертве нашей и вселится Духу благодати Твоея благому в нас, и на предлежащих Дарех сих, и на всех людех Твоих. – Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Щедротами Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. (В таблице не указаны ответы лика – «Аминь»). Молитвенный строй на Литургии Верных в основном благодарственно прославительный, поэтому до Преложения Святых Даров в молитвах нет личных покаяний и прошений. Здесь священник перекликается с народом, который, в свою очередь, как эхо гласа священника повторяет его главные благодарственные словесные символы. Таблица 15 Диакон Лик (хор) Священник Мир всем и духови твоему Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение мое и прибежище мое. Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение мое и прибежище мое. Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение мое и прибежище мое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010