Церковному дисциплинарному суду доникейского периода 130 подлежали, вообще говоря, те преступления, которые, по воззрениям времени, признавались наиболее тяжкими, хотя связь между разными разветвлениями грехов, обобщавшимися в широких понятиях идолослужения, убийства и прелюбодеяния, постепенно ослабевала, так что разные нарушения христианской дисциплины оговаривались в канонах в качестве особых грехов; к тому же обстоятельства времени нередко выдвигали на первый план известные именно грехи, или делали заметными и такие, которые не стояли в прямой связи с главными грехами. В века преследования христиан необходимо должны были прежде всего явиться каноны на случай отпадения от веры. Африканский собор 251 г. 131 , в противоположность Новациану, который с одинаковою суровостию относился ко всякому вообще обнаружению слабости веры во время преследования, различил два вида падших: sacrificati 132 , т. е. совершивших жертвоприношение, и libellatici, т. е. тех, которые, благодаря подкупности римского начальства, получали письменное удостоверение в принесении ими жертвы, хотя на самом деле этого не было. – Несколькими годами позднее, на востоке, именно в Понте, явились правила Григория неокесарийского , по поводу вторжения в эту страну варваров. Хотя варвары не принуждали христиан к идолопоклонству, по сами христиане действовали при этом нередко заодно с идолопоклонниками в отношении к своим братьям. Каноны направлены против тех, которые воспользовались общим несчастием для собственного обогащения, посредством завладения чужим имуществом или утайки найденного 133 – против тех, которые содержали в неволе христиан, убежавших от варваров 134 , против тех, которые участвовали в нападении вместе с варварами, или указывали им пути и дома 135 . – Правила Петра александрийского , вызванные диоклециановским гонением вначале IV b. и составившиеся из двух его слов, произнесенных вначале поста и в день пасхи, направлены как против совершивших жертвоприношение 136 , так и против тех, которые при помощи хитростей обошли указ о жертвоприношении 137 . В правилах апостольских вообще осуждается отречение от имени Христова и всякое богослужебное общение с иудеями и язычниками 138 ; об отпадении от веры говорят также правила анкирского 139 собора 314 г. и эльвирского 140 306 г. – последний замечателен сравнительною подробностию своих постановлений и крайнею суровостию и свидетельствует о силе влияния на Испанию Тертуллиана и северо-африканской суровой практики. По связи с идолопоклонством, воспрещаются некоторые языческие обычаи 141 , некоторые профессии 142 и должности государственные 143 , волшебство 144 , игра в кости 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

2 мая 1115 года в Вышгород собрались вместе с митрополитом Никифором епископы: Феоктист Черниговский, Лазарь Переяславский, Мина Полоцкий, Даниил Юрьевский. «Весь святительский и чернеческий чин клириков и всех священников... и от всех стран земли Русской и от иных стран многое множество народа и князей все бояре, старейшины и воеводы... короче сказать, все люди тут были, всякая область, богатые и убогие, здоровые и больные, так что наполнился весь город и не хватило места и по стенам городским». 65 День второго перенесения мощей свв. Бориса и Глеба стал праздноваться как общецерковный день памяти этих святых, который вошел и в греческий месяцеслов. В годы правления Владимира Мономаха Русь переживала эпоху расцвета и могущества. Границы ее на северо-западе продвинулись до Финляндии, на востоке – до Средней Волги. С великими державами Востока и Запада Русь вела выгодную торговлю. Города росли и богатели. Современники уверяли, что мономахов Киев затмил своей красотой и величием Константинополь. Образ мыслей и духовное устроение верующего русского человека той эпохи ярко передает нам выдающийся памятник мировой литературы «Поучение Владимира Мономаха детям». Мономах начинает свое «Поучение» к детям «или инь кто слышав» словами: «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра». 66 Далее великий князь указывает на три дела, которыми, «паче одиночества, чернечества и голода», можно получить Милость Божию. Первое из них – искренняя и усердная молитва с духовным покаянием. «Если вам Бог смягчит сердце, пролейте слезы о грехах своих... Не пропускайте ни одной ночи, если здоровы – поклонитесь до земли, а если вам занеможется, то трижды. Не ленитесь, ибо тем ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что в день согрешит, тем избывает. Если и на коне едучи не будет у вас никакого дела и если других молитв не умеете сказать, – то «Господи, помилуй!» взывайте непрестанно втайне, ибо эта молитва всех лучше, нежели думать безделицу, ездя». 67

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Капитуляция Болгарии и приход 9 сентября 1944 г. к власти в этой стране прокоммунистического Отечественного фронта привели к ликвидации болгарского военно-административного и духовного управления на Северо-Востоке Греции. Болгарские архиереи покинули эту область еще в августе, а 6–10 сентября 1944 г. из Западной Фракии в Болгарию уехали 120 приходских священников и церковных чиновников 433 . Определенные особенности имела религиозная политика в итальянской зоне оккупации Греции. В отличие от немцев, итальянцы активно использовали местные организации Римско-Католической Церкви (прежде всего, благотворительные), чтобы завоевать терпимость или даже симпатию части населения в занятых странах. Итальянское посольство в Афинах просило, чтобы первое оккупационное правительство аннулировало условия международного соглашения 1926 г., согласно которому Франция имела приоритет в религиозной католической деятельности на Балканах (это соглашение сохраняло существовавший ранее статус французского покровительства католиков в государствах, возникших на территории бывшей Османской империи). В Греции, однако, данное правило никогда не имело силы, так как сразу же после создания независимого греческого государства защита местных католиков была возложена на греческого короля, и таким образом Римско-Католическая Церковь в Греции стала национальной Церковью под защитой государства. Следовательно, ходатайство итальянского посольства не имело реального значения, однако ясно показывал намерение властей Италии использовать католические организации в своей оккупационной политике. В результате деятельность Католической Церкви в Греции в 1940–1944 гг. развивалась во многих социальных и политических сферах. Она началась с аренды ряда зданий под больницы во время греко-итальянской войны и успешного посредничества Папы Римского Пия XII зимой 1940/1941 г. между правительствами воюющих стран с целью предотвращения бомбардировки Афин и Рима. Кроме того, Ватикан и католические епископы Греции ходатайствовали перед оккупационными немецкими и итальянскими властями о смягчении условий содержания греков в концентрационных лагерях и перед царем и премьер-министром Болгарии об улучшении отношения к греческому населению в Восточной Македонии и Западной Фракии. Католические епископы также предложили помощь для решения проблемы доставки продуктов питания городскому населению с использованием дипломатических служб Ватикана. Это привело к посланиям Папы Римского к английскому королю, обращениям послов к оккупационным властям в Греции, а также посредничеству между Афинским архиепископом Дамаскином и английским правительством или греческим послом в Лондоне 434 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Книга предназначается для священнослужителей, богословов, мирян, студентов духовных школ и всех интересующихся трудами святых Отцов Церкви. 4 . Святость Руси. Том IV. Яхрома: Троицкий собор, 2011. – 728 с., ил. В IV томе трудов К. Е. Скурата ... «Святость Руси» собран интересный материал. Это жизнеописания русских святых – святого Петра, митрополита Киевского, и святого благоверного великого князя Михаила Тверского, а также святых проповедников Евангелия на северо-западе России и на востоке Финляндии. В «Поучительном слове святителя Московского Филарета (Дроздова) » каждый найдёт для себя мудрый совет славного Святителя. Особо стоит отметить и вошедшие патрологические труды святого новомученика, профессора Московской Духовной Академии Ивана Васильевича Попова. «Слово «Троицкого Патерика»», а также «Святой подвиг Псково-Печерских старцев – назидательный пример жития во Христе» учат и православно верить, и по вере проходить земной путь. В главе «Светлой памяти почивших» автор вспоминает дорогих своему сердцу людей. «К вопросу о прославлении святых» – глава, в которой раскрывается тема о правилах канонизации святых. На последних страницах данного тома – «Очисти своё сердце» – автор размышляет об аномалиях нашей жизни – жестокости, бесчувственности, бесчело­вечности – и возможном способе избежать этого. Надеемся, что данный труд согреет сердце читателя. 5 . Святое Православие. Том V. Яхрома: Троицкий собор, 2012. – 600 с., ил. В книге К. Е. Скурата ... рассматриваются важнейшие понятия из области православной веры и духовной жизни. Труд написан в форме очерков и монографий. Автор просто, доступно, обстоятельно раскрывает сокровища Святого Православия. «В нем, – пишет он, – содержится верное познание Триединого Бога и общение с Ним»... Русская церковная литература XI-XVII веков представлена не только как замечательный памятник старины, но, прежде всего, как фундамент, на котором созидается духовная жизнь православного человека. Это же углубляется в изучении Глинского Патерика, в размышлениях о молитве и др. Величайшим и Вечным Примером для духовно-нравственного совершенствования были и есть Христос Спаситель.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Юстиниан I (482 или 483–565) — византийский император с 527 г.; завоевал Сев. Африку, Сицилию, Италию, часть Испании; провел кодификацию римского права (Корпус юрис цивилис), стимулировал большое строительство (храм св. Софии в Константинополе, система крепостей по Дунайской границе). 315 Феодор Студит (759–826) — византийский церковный деятель, с 798 г. настоятель Студийского монастыря (в Константинополе); возглавил борьбу с иконоборчеством; оставил в основном богословские сочинения и письма. 316 Иконоборчество — религиозное движение в Византии в VIII — 1–й половине IX в., которое отвергало почитание икон как идолопоклонство, основываясь на ветхозаветных заповедях («не делай себе кумира и ника кого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им», Исх.20:4–5). Против иконоборчества выступил Иоанн Дамаскин. Торжественное восстановление в 843 г. иконопочитания празднуется Восточной Церковью в 1–е воскресенье Великого поста («Торжество Православия»). Иконоборчество было характерно также для радикальных направлений протестантизма (прежде всего кальвинизма) в ряде стран Западной Европы в эпоху Реформации XVI в. (Нидерланды, Германия, Франция); в результате иконоборчества были уничтожены тысячи памятников искусства (мозаики, фрески, статуи святых, расписные алтари, витражи, иконы и др.). 317 Политическая уния Империи с Римом во Флоренции — см. прим. к статье «Патриарх Иеремия II и лютеранские богословы». 318 Афон (Айон–Орос, святая гора) — полуостров, восточная оконечность полуострова Халкидики на северо–востоке Греции, центр православного монашества; включает 20 монастырей, в том числе греческий Карейский (резиденция монашеского управления Афон–Протатон), Лавра Св. Афанасия (X в.), сербский — Хиландар (XII в.), болгарский — Зограф (XI–XIII вв.), грузинский — Иверский (X в.), русский монастырь св. Пантелеймона (1169). В XIV–XV вв. именно Афон стал центром исихастского движения. 319 Антоний Великий (ок. 250–356) — основатель христианского монашества, отшельник в Египте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

Во владении империи здесь были города: Вентимилья, Албенга (в Провансе), Генуя. На севере границы империи шли по Альпам, Милан был здесь главным городом империи. На северо-востоке пограничная линия была организована устройством Фриульской марки, где укрепление castrum Julium, или Фриуль, составляло центр военного господства над областями, населенными неспокойными и частью варварскими племенами. Защита этой области была вверена предводителю герулов Сандалу, его власть простиралась на северо-востоке до Дравы. Военная власть в пограничных областях была значительно усилена еще Нарсесом и вручена не дукам, а генералам с титулом magister militum. По Адриатике отдельные управления сосредоточивались в дукате Венеция и в Истрии. Здесь при начале лангобардского завоевания был построен город Юстинополь, или Капо д " Истрия. Большая или меньшая устойчивость византийского господства в Венеции и Истрии зависела от того, насколько твердо было положение империи в Далмации, где была стоянка флота и откуда можно было во всякое время послать вспоможение в угрожаемые неприятелем места Венеции и Истрии . Т. к. лангобардское движение в Италию снова приведет нас на северо-восточные границы провинции Италии, то, не останавливаясь далее на затронутых вопросах, ограничимся в заключении этой главы выяснением новой роли, которая выпала вместе с завершением рассмотренного политического переворота на долю Равенны. Этому городу суждено было на долгое время перенести на себя центр политического и административного строя Италии и стать соперником старой столицы Римской империи, гордого своими старыми традициями Рима. И прежде всего скромный епископ Равенны после того, как в этом городе назначено было пребывание императорского наместника, патрикия и эксарха, со всеми подчиненными ему военными и гражданскими чинами и управлениями, постепенно вырос в своем значении и авторитете совершенно по тем же мотивам, которые обусловили возвышение епископа Константинополя после перенесения сюда столицы империи. Епископ Равенны по необходимости сделался духовным советником императорского наместника и воспользовался своим влиянием в интересах своей церкви-В то же время он стал верным слугой императора и являлся проводником византийских церковных взглядов в Италии.

http://sedmitza.ru/lib/text/442775/

19) Разумеются отшельники, жившие в Нитрийской пустыни, прилегавшей к горе Нитрийской, находящейся в северо-западной части Египта. 20) Остров Кипр лежит в северо-восточном конце Средиземного моря. 21) С именем Пафа или Пафоса в древности были два города на острове Кипре: Старым, на его западном берегу в 10 стадиях от моря и составлявший Финикийскую колонию Новой (теперешний Баффо) в 15 верстах к сз. от старого. От обоих городов сохранились развалины. В окрестностях же какого из них жил св. Епифаний неизвестно. 22) Ликия была, по всей вероятности, главным городом одноименной гористой области на южном берегу Малой Азии. 23) Кесария Филиппова или Панея – город на самом северо-востоке Палестины у источников Иордана. Она названа Филипповой по имени Иродова сына Филиппа, получившего ее себе в удел и в отличие от Кесарии Палестинской, лежащей на берегу Средиземного моря 24) Аскалон и Газа – одни из главных Филистимских городов на берегу Средиземного моря. 25) Саламин – самый большой и укрепленный из городов Кипра, лежал на его восточном берегу Он имел прекрасную гавань, вмещающую целый флот. Саламин начал падать при Траяне (98–117 гг.) во время восстания евреев, уничтоживших его значительную часть. Бывшее затем землетрясение при Константине Великом (306–337гг.), совершенно его разрушило, уничтоживши почти всё население. Его восстановил Констанций (337–361 гг.), дав ему свое имя «Констанциея». Развалины его находятся близ Фамагуста. 26) Кифера или Китера, а также Цитера – главный город на южном берегу одноименного и самого южного Ионийского острова в Средиземном море. 27) Рим – главный город Италии, раположен по обоим берегам реки Тибра, при впадении ее в море. 28) Диаконисса – церковная служительница из вдов или пожилых девиц в древне-христианской Церкви. Служение диаконисс выражалось прежде всего в некоторых церковных обязанностях по отношению к женщинам. Таковы, например: приготовление женщин к крещению, обучение должным ответам на вопросы крещающего, помощь епископу при совершении над ними этого таинства, помазание частей тела за исключением чела, научение надлежащему поведению по крещении, наблюдение за благочинным стоянием их в церкви и присутствование на беседах с ними епископов, пресвитеров и диаконов. Затем, на попечении диаконисс находились бедные и больные, нуждающиеся в благотворительности и уходе.

http://pravicon.com/info-2321

( < < back) отшельники, жившие в Нитрийской пустыни, прилегавшей к горе Нитрийской, находящейся в северо-западной части Египта. ( < < back) Кипр лежит в северо-восточном конце Средиземного моря. ( < < back) именем Пафа или Пафоса в древности были два города на острове Кипре: Старый, на его западном берегу в 10 стадиях от моря и составлявший Финикийскую колонию; Новый (теперешний Баффо) в 15 верстах к с-з. от старого. От обоих городов сохранились развалины. В окрестностях же какого из них жил св. Епифаний неизвестно. ( < < back) была, по всей вероятности, главным городом одноименной гористой области на южном берегу Малой Азии. ( < < back) Филиппова или Панея — город на самом северо-востоке Палестины у источников Иордана. Она названа Филипповой по имени Иродова сына Филиппа, получившего ее себе в удел и в отличие от Кесарии Палестинской, лежащей на берегу Средиземного моря. ( < < back) и Газа — одни из главных Филистимских городов на берегу Средиземного моря. ( < < back) самый большой и укрепленный из городов Кипра, лежал на его восточном берегу. Он имел прекрасную гавань, вмещающую целый флот. Саламин начал падать при Траяне (98–117 гг.) во время восстания Евреев, уничтоживших его значительную часть. Бывшее затем землетрясение при Константине Великом (306–337 гг.), совершенно его разрушило, уничтоживши почти всё население. Его восстановил Констанций (337–361 гг.), дав ему свое имя «Констанциея». Развалины его находятся близ Фамагуста. ( < < back) или Китера, а также Цитера — главный город на южном берегу одноименного и самого южного Ионийского острова в Средиземном море. ( < < back) главный город Италии, раположен по обоим берегам реки Тибра, при впадении ее в море. ( < < back) церковная служительница из вдов или пожилых девиц в древне-христианской Церкви. Служение диаконисс выражалось прежде всего в некоторых церковных обязанностях по отношению к женщинам. Таковы, например: приготовление женщин к крещению, обучение должным ответам на вопросы крещающего, помощь епископу при совершении над ними этого таинства, помазание частей тела за исключением чела, научение надлежащему поведению по крещении, наблюдение за благочинным стоянием их в церкви и присутствование на беседах с ними епископов, пресвитеров и диаконов. Затем, на попечении диаконисс находились бедные и больные, нуждающиеся в благотворительности и уходе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Некоторые полагают, что и территория к югу до устья реки Меконг находилась во владении или в зоне влияния Китая. Хотя территорию страны синов по описаниям античных авторов трудно определить, в общем, считают, что это южный Китай, а также северная половина нынешнего Вьетнама. Некоторые относят к ней и южную часть Вьетнама. Сипиберис – см. Ситтиберис. Сиппара – 23. VII, 1, 16 (Σιππρα) – город у побережья, в Гангском заливе (нын. Бенгальский залив); локализуется около устья нын. реки Маханади (20°20», 86°42»), у северо-восточного побережья Индии; идентифицируется как нын. Gunge (?) (по старым данным город, 20°45», 86°46», в области нын. города Кат(т)ак(а), 20°27», 85°55», в 58 милях к северо-востоку от него). сиптахор – 2б. р. 47b; 48а ( σιπταχρας – сиптахор, м. р.). XXXVII, 39 (psittachoras – пситтахор(а?)) – дерево в Индии, растущее в горах (Гималаях?), в области кинокефалов (=собакоголовых=калистриев), у реки Гипарх=Гипобар, до реки Инд, выделяющее электр (=янтарь), дающее сладкие плоды; на нем водятся насекомые, дающие красную краску. Это индийское название дерева (которое Ктесий, 2б, переводит на греческий как «сладкое», «приятное») неизвестно. Прежде всего, считают, что в действительности эта выделяющаяся смола была не янтарем, а шеллаком (см. лакк красильный), т. е. это дерево – не сосна (на которой не бывает и этих сладких плодов, и этих насекомых – червецов). Возможно, что в описании Ктесия слиты особенности различных деревьев. Сиптахор идентифицируется предположительно и по-разному как различные виды индийских фикусов, смоковниц (баньян и др.). сирамны – 23. VII, 1, 65 (Р: Σιρμναι; Η: μναι – рамны) – народ в Индии, обитавший на территории области («среди») прапиотов (см.). Многие отождествляют рамнов (в таком чтении) с народностью рамны в Гедросии у Птолемея (VI, 21,4), которых относят к дравидийской семье, а именно – к брагуи, и считают, что эти племена брагуи переселились в Индию до ариев (сейчас брагуи живут в западном Пакистане и южных районах Афганистана и Ирана), и таким образом считают, что они были покорены прапиотами. Однако другие возражают против этой гипотезы. Сирастра – 23. VII, 1, 3 (Συρστρα) – деревня (μη) у побережья области Сирастрена (см.); идентифицируется как нын. город Сурат (21°11», 72°53»), в устье реки Тапти, на юго-востоке штата Гуджарат (северо-западное побережье Индии). См. Оррота. Санскритское название Surra означает «прекрасное царство».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здесь внимание автора останавливается на различии в политическом развитии древней Южной и Северо-Восточной России. Это различие автор видит прежде всего в различии старых и новых городов. Автор знает знаменитое место летописи о старших и младших городах или пригородах, но он не хочет понять их прямого смысла Во-первых, он неточно выводит из них различие старших городов и пригородов: в первых, по его мнению, господствует вече, в последних преобладает княжеский авторитет. Но по прямому смыслу летописи, в пригородах преобладает авторитет старшего города, а не князя. Во-вторых, из слов летописи автор делает совершенно неожиданный вывод. Он думает (стр. 3–4), что «по аналогии с указанием летописца, такими (то есть старыми, вечевыми) городами будут те, которые были первоначальными пунктами славянских поселений в Области России; следовательно, городи Южной Руси, княжества Полоцкое и Смоленское (то есть города этих княжеств)» и проч. К противоположному типу следует отнести города Северо-Восточной России, опять исключая старые города Ростов, Суздаль, где хотя иногда и проявлялось вечевое устройство, но далеко не в такой силе, как в указанной местности (то есть в местностях). Автор, кажется, слишком увлекся своей аналогией, Разве Вышгород, Канев, Моровийск, Любеч, Всеволож, Хоробор – разве все эти южные города и множество других, попадающихся чуть не на каждой странице южной летописи в XII веке, старшие города, руководившие своими пригородами? Разве все города Полоцкого и Смоленского княжества имели одинаковое значение с Полоцком и Смоленском? С другой стороны, разве во Владимире на Клязьме, пригороде Ростова, до Андрея преобладал княжеский авторитет, когда и после Андрея ростовцы повелевают владимирцами, по замечанию летописи, и, вспоминая старые, уже сильно пошатнувшиеся отношения пригорода, говорят: «Сожжем Владимир или посадим в нем посадника; там живут наши холопы каменщики». Не вникнув в различие старших городов и пригородов, так ясно указанное летописью, автор не разобрал и отличия старого порядка от нового, возникшего на северо-востоке и изменившего прежние отношения между городами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010