После этого я отправился в Русский приют, устроенный нашею миссией здесь же, на Елеоне, в расстоянии от места Вознесения на шесть минут ходьбы, и начал свой осмотр с двора оного, под которым не менее десятины земли. Собака, которая приветствовала меня здесь вместо сторожа в 1875 году, и теперь та же самая, только теперь уже на свободе, а потому нигде не давала мне проходу, и донельзя наскучила своим неугомонным и сердитым: ав, ав! Зал приюта – сквозной, с частью открытого здесь при раскопках древнего мозаического пола, с красивыми узорами, по-между которыми искусно изображены разноцветной мозаикой рыбы и птицы. По повелению великого князя Константина Николаевича, бывшего здесь, это место для сбережения ограждено решеткой, и ходить за нее воспрещается. Здесь же в шкапу хранятся обломки и осколки от разных древних гробниц и части карнизов, колонок и орнаментов от разных зданий, найденных в земле при углублении фундамента. За сим ввели нас в усыпальницу, современную разрушению Иерусалима, в которой иссечены в гранитной скале пять-шесть гробов, из коих некоторые открыты, и в них виднеются человеческие кости, а другие закрыты и наглухо замазаны; на верхних досках их печатлеются вырезанные резцом кресты и надписи, гласящее, что эти гробы вмещают в себе бренные остатки грузинских христианских царей. Северо-западная дверь гостеприимно распахнулась пред нами, и нас, в одном из уютных номеров его, усадили за стол, установленный яствами и кипящим русским питальцем, самоваром. Спускаясь ниже той же священной горой, мы зашли в латинский французский монастырь, устроенный одной богатой принцессой Де-ля-Тур, на том месте, где Спаситель изрек молитву «Отче, наш». Места под монастырем около 10 десятин, и все это пространство обнесено громадной, прочной и высокой каменной стеной, и везде на нем разводятся всевозможные породы диких и плодовых дерев и засеяны огородными овощами. По входе во двор, нас прежде всего повели в подземелье, в которое спускаются по шести ступенькам. Подземелье это – вроде длинного и широкого коридора, свод которого опирается на открытых при раскопке, невысоких, но толстых 12-ти колоннах, между которыми устроен престол; на нем совершается папистическими патерами месса; эта катакомба посвящена памяти 12-ти Апостолов, так как, по преданно, ученики Христа, по вознесенье Его, некоторое время пребывали в ней, а потом здесь же составлен ими и Символ Веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это был крупный успех русских войск на Дальнем Востоке, который отмечали прежде всего наши конкуренты: Англия, Франция, Германия, Северо-Американские Соединенные Штаты и Япония. Русские войска в ходе подавления восстания захватили Императорскую казну и вскоре в целости и сохранности передали ее Императрице Цыси, несмотря на возражения союзников - германцев и англичан. В 1895 году Российская Империя остановила британскую колонизацию Афганистана. В том же году Россия предоставила вооружение и отправила инструкторов-добровольцев в христианскую Эфиопию, остановив итальянскую агрессию. В 1890-х годах Россия ограничила колонизацию Таиланда (Сиама) Англией и Францией, добилась сохранения независимости Таиланда, установив теплые отношения с его королевской династией. Развивались отношения с независимым Тибетом. XI Император проводил мудрую политику в отношении земледельцев. Доля земли, которой владели крестьяне, в течение царствования Императора Николая II увеличилась на 30% и в общем владении землей в России достигла примерно 75%, а в пашне с учетом собственности и аренды - 90%. Император постепенно проводил политику выкупа земли у помещиков и передачи тем, кто ее арендовал, то есть крестьянам. В то же время крупные землевладельцы производили наибольшее количество товарного зерна, которое и направлялось на экспорт и служило неким резервным фондом в случае неурожаев и угрозы голода, с учетом того, что вопрос был не столько в общем количестве зерна в стране, сколько в скорости его подвоза к тем регионам России, где случился неурожай. Надо напомнить, что автотранспорт тогда во всем мире практически отсутствовал, и основными транспортными артериями были не сухопутные тракты, а судоходные реки и железные дороги. Сеть железных дорог в России и сегодня является не очень густой, ввиду невысокой плотности населения на обширнейших территориях. Несмотря на то что общий объем земли в собственности у крестьян значительно вырос, ее все равно не хватало из-за бурного роста населения. Поэтому в Императорской России активно развивались интенсивные формы земледелия. В ходе так называемой Столыпинской реформы крестьянам было разрешено выходить из общины с собственным наделом, было организовано переселение в Туркестан, Сибирь и на Дальний Восток. Также шло активное переселение крестьян в город, где требовалась рабочая сила на заводы и фабрики.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/06/...

Группа выдающихся общественных и политических деятелей, писателей и художников, внесших решающий вклад в культурную историю Руси XIV – начала XV bb., была связана или с самим преп. Сергием, или с его детищем – Троице-Сергиевым монастырем. Ученики Сергия – Пафнутий Боровский, Кирилл Белозерский, Афанасий Высоцкий, Андроник, Зосима и Савватий – выступили основателями монастырей на различных территориях расселения русского этноса. Они создавали обители в городах, прежде всего в Москве и удаленных местностях – в Заволжье, на Севере, и благодаря их деятельности на Руси возникали новые очаги русской письменной и художественной культуры. В первой половине XV b. с Троице-Сергиевым монастырем были связаны наряду с Епифанием Премудрым и такие выдающиеся деятели древнерусской культуры, как преп. Стефан Пермский, осуществивший христианизацию этносов коми и пермяков, с Троице-Сергиевым монастырем неразрывно связано и имя преп. Андрея Рублева, в творчестве которого синтез русской и византийской художественных традиций обрел свое высшее самобытное воплощение. В агиографических повествованиях преп. Сергий предстает национальным воплощением православного духовно-нравственного идеала, а его просветительская деятельность – развитием тех тенденций, которые были заложены процессом возрождения православия в Византии. Превращение Троицкого монастыря в киновию и его тесные контакты с Константинополем способствовали широкой социокультурной адаптации исихазма на землях северо-восточной Руси и его последующему распространению на Русский Север. Близость преп. Сергия к митрополиту Алексию, а позднее – его личная дружба с Киприаном, ставшим митрополитом Всея Руси после кончины Алексия, свидетельствуют о хорошей его осведомленности относительно процессов, происходивших в культурном пространстве Византии. Изучая различные классы источников, И.М. Концевич, исследователь, принадлежащий к научному сообществу русского зарубежья, писал: «Русское монашество, будучи ветвью того же древа, дышало и жило в унисон с монашеством восточным, и все духовные явления, происходившие на Востоке, не могли не иметь своего отражения на пространстве Русской земли» .

http://bogoslov.ru/article/5571170

Здесь под горою, вправо от верхнего водоема Гионского, находится место, в библейские времена называвшееся полем белильным оттого, что здесь красильщики растягивали и сушили свои сукна и материи. Здесь останавливалось войско Сеннахирима, царя ассирийского ( 4Цар.18:17 ), пораженное ангелом Господним; здесь же пр. Исаия предсказал царю Ахазу рождение Еммануила от Девы: и рече Господь Исаии: изыди в сретение Ахазу ты, и оставшийся Иасув, сын твой, в купели горняго пути села белильнича. И по встрече Исаии с Ахазом на сем пути, рече Исаия: сего ради даст Господь Сам вам знамение: се Дева во чреве зачнет и родит Сына, и наречеши ему имя Еммануил ( Ис.7:4,13,14 ). Здесь Соломон, по приказанию Давида, помазан на царство при громе труб и кликах народа ( 3Цар.3:34 ). Ныне все это пространство от городской стены до водоема Гионского и далее на запад называется туземцами Мамилла, от имени бывшего здесь в древности монастыря св. Вавилы, в котором погребены кости 90000 мучеников, пострадавших от персов и евреев при нашествии на Иерусалим Хозроя, царя персидского (614 г.). Северные окрестности, Русские постройки по яффской дороге и их значение. Против северо-западного угла городских стен, в недалеком от них расстоянии, на высоком гребне, лежит обширная площадь, на коей высятся русские постройки, далеко видимые поклоннику при приближении к св. городу по яффскому пути. Постройки эти составляют русский городок в предместье Иерусалима, обезпечивающий безопасность и содержание русских поклонников, прибывающих в Св. Землю или поселившихся в ней. Место это обнесено невысокою каменной стеной. При входе во двор прежде всего представляется взорам поклонника величественный храм во имя Пресв. Троицы и пять больших каменных зданий, обрамленных небольшими садиками, раскинутыми перед ними. Собор Св. Троицы построен в форме креста, украшен шестью главами и по своей архитектуре составляет единственное в своем роде здание в Св. Земле. Величественный снаружи, он не менее украшен внутри. Алтарь возвышается на 5 ступеней над мозаичным помостом храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этих обоих городах, независимо даже от того, положил ли в них основание церкви апостол Павел или другой какой миссионер, возникли христианские общины именно благодаря мировому взаимообщению, которое вместе с другими людьми и другими духовными и вещественными предметами легче всего привлекало в большие города и христиан, а вместе с ними также и христианское учение. К большим городам второго ранга принадлежали те, где апостол Павел добровольно оставался дольше всего, исполняя свое призвание. Коринф, где он без перерыва трудился 1 ½ года, был главным политическим центром и самым цветущим городом Греции; Эфес, в котором он пробыл в течение 2 ½ лет, хотя раньше уже два раза тщетно старался проникнуть туда 10 , был в то время первым городом Малой Азии. И почти все те места, где, по имеющимся свидетельствам, возникали в апостольское и послеапостольское время христианские общины, были более или менее такими же городами. Во всяком случае, это были города, а не деревни 11 . Случайно узнаем мы тот факт, что в течение двух первых столетий не было недостатка в христианах также и по деревням. Так, иудейские христиане в Палестине и граничащих с нею на северо-востоке областях жили по большей части по деревням. Когда однажды, как рассказывают, император Домициан, напуганный лелеемой христианами надеждой на будущее царство Христово, велел призвать к себе в Рим двух верующих во Христа потомков дома Давидова – внуков Иуды, брата Господня, и спросил их об их состоянии, то они все свое состояние определили приблизительно в 1 ½ тысячи рублей. Оно состояло в земельных участках, и мозоли на их руках наглядно подтверждали их уверение, что они собственными руками обрабатывали эти участки 12 . Из послания их двоюродного деда Иакова (4:1–9) можно видеть, что среди христиан Палестины и ближайших областей, к которым направлено было это послание, уже в очень древнее время было немало землевладельцев и полевых поденщиков. Но этот же Иаков прежде поселян упоминает о торговых людях, которые, не подчиняясь в своих планах воле Божией, говорят: «Сегодня или завтра отправимся в такой-то город и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль» (4:13).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/vzaimo...

В XIV в. начинает теоретически оформляться идея сильной светской власти, независимой от папы, целой плеядой теоретиков — Марсилием Падуанским, Жаном Жанденом, Пьером Дюбуа, Уильямом Оккамом, Джоном Виклифом, Данте . Одновременно внутри самой Церкви в XIV-XV вв. развивается соборное движение, которое отрицает притязание папства на полное единовластие в Церкви. Соборное движение усиливается с началом «Великой схизмы». Во Франции это приводит к определенной автономии Французской церкви от Рима и к созданию Галликанской церкви, которая оставалась католической церковью, сохранила всю догматику католицизма. Автономия французской католической Галликанской церкви коснулась, прежде всего, области инвеституры. Прагматической санкцией Карла VII (XV в.) во Франции устанавливается галликанство. Движение за независимость от Ватикана развернулось в Англии. В XVI в. королем Генрихом VIII здесь оформляется англиканство как государственная религия, в отличие от галликанства, полностью независимая от Ватикана. Для поднятия авторитета и преодоления «Великой схизмы» в 1414 г . в г. Констанце на северо-востоке Швейцарии был созван собор, который длился четыре года, пытаясь решить задачи реформирования Церкви, ликвидации схизмы и уничтожения ересей. Но решить их не удалось. Был низложен один из трех пап. Собор осудил учение Джона Виклифа и Яна Гуса, приговорив последнего к сожжению в 1415 г. вопреки охранной грамоте императора Сигизмунда. Схизма была ликвидирована только в 1449 г. на вселенском соборе в Лозанне, где папой был признан Николай V. В XV в. папство сосредоточилось на укреплении своего положения, власти в Риме и в патримонии св. Петра. В это время расцвета Возрождения (Ренессанса) меняется сам тип папы, он приближается к типу ренессансного князя — Медичи, Сфорца. Однако папы сохраняют титул викария Христа. Папы приглашают к себе знаменитых гуманистов — художников, скульпторов (Рафаэль, Микельанджело Буонаротти и др.). Пышная светская жизнь сочеталась у них с сомнительностью нравственных принципов (было известно, что преемниками на папском престоле часто становились незаконные сыновья пап, в Ватикане был широко распространен непотизм). Резко менялась Европа, она вступала в последнюю фазу феодализма. Все перемен сказывались на характере папства. В XVI в. создается прочный фундамент для революционного обновления религиозного мира Западной Европы — для Реформации, независимости национальных церквей от Ватикана, для новых протестантских вероучений — в Англии, Скандинавии, Швейцарии, в немецких землях. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/441070/

145 Феодор Студит (759–826) – византийский церковный деятель, с 798 г. настоятель Студийского монастыря (в Константинополе); возглавил борьбу с иконоборчеством; оставил в основном богословские сочинения и письма. 146 Иконоборчество – религиозное движение в Византии в VIII – 1-й половине IX в., которое отвергало почитание икон как идолопоклонство, основываясь на ветхозаветных заповедях («не делай себе кумира и ника кого изображения того, что на небе вверху... не поклоняйся им и не служи им», Исх.20:4–5 ). Против иконоборчества выступил Иоанн Дамаскин . Торжественное восстановление в 843 г. иконопочитания празднуется Восточной Церковью в 1-е воскресенье Великого поста («Торжество Православия»). Иконоборчество было характерно также для радикальных направлений протестантизма (прежде всего кальвинизма) в ряде стран Западной Европы в эпоху Реформации XVI в. (Нидерланды, Германия, Франция); в результате иконоборчества были уничтожены тысячи памятников искусства (мозаики, фрески, статуи святых, расписные алтари, витражи, иконы и др.). 147 Политическая уния Империи с Римом во Флоренции – см. прим. к статье «Патриарх Иеремия II и лютеранские богословы». 148 Афон (Айон-Орос, святая гора) – полуостров, восточная оконечность полуострова Халкидики на северо-востоке Греции, центр православного монашества; включает 20 монастырей, в том числе греческий Карейский (резиденция монашеского управления Афон-Протатон), Лавра Св. Афанасия (X в.), сербский – Хиландар (XII в.), болгарский – Зограф (XI-XIII вв.), грузинский – Иверский (X в.), русский монастырь св. Пантелеймона (1169). В XIV-XV вв. именно Афон стал центром исихастского движения. 152 В данном случае под схизмой (греч. σχ σμα – раскол) подразумевается отделение Протестантской Церкви от Католической. 162 Пахомий Великий (ок. 290 – 346) – христианский монах. Родом из Египта, монашествовал в Фиваидской пустыне, где в Тавенне впервые основал монастырь на началах общежития (киновию) и составил строгий монастырский устав. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Быть пастырем своего народа – эта роль была для него абсолютно органичной. Показательно, что епископ Сергий не принял подобного назначения: он не поехал на Соликамскую кафедру, а вёл переписку с епископом Северо-Американским Евдокимом (Мещерским) на предмет служения в Америке. Последующая его жизнь убеждает в том, что его «звёздный час» состоялся именно в Персии и именно в тот период, когда перед миссией открылись грандиозные горизонты объединения в Православии всего сирийского народа, и сам несторианский католикос доверился ему. Вписавшийся в сирийскую среду, он был ею более любим, чем епископ Пимен. Он был готов вернуться в разорённую нищую Миссию в 1917 году. Тоски по России, которая была ведома епископу Пимену, он, кажется, не знал. Вот только почему Лавров не воспользовался возможностью в 1921 году эмигрировать вместе с Белой армией из Новороссийска и соединиться со своей паствой, находившейся к тому времени в Ираке? Ждал масштабного дела в России, чтобы реабилитировать себя в собственных глазах за прежние откаты и сомнения а, может быть, мечтал повести гонимую расколовшуюся Церковь в ведомое ему одному русло? Или отъезду помешали случайные обстоятельства? На эти вопросы едва ли найдутся ответы. На фоне догадок, которые возникают по поводу епископа Сергия, его очевидных просчётов и жизненной путаницы, нравственные преимущества жизненного пути епископа Пимена очевидны. ГЛАВА 5. ПЕРМСКОЕ ДВУХЛЕТИЕ В октябре 1914 года архимандрит Пимен вторично покинул Персию. Прежде чем направиться в Пермь, ректор теперь уже Пермской духовной семинарии поспешил в столицу доложить о положении Миссии, оказавшейся в прифронтовой полосе. По завершении учебного года он вновь приедет в Петроград принять орден св. Владимира 4-й степени − награду за миссионерское служение на Востоке. Какой яркий контраст представляют собой два периода жизни, две повести − персидская и пермская! В спрессованном как антрацит пермском двухлетии есть момент, просвечивающий архимандрита Пимена подобно рентгену.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Ключевский, был приходский храм. Первым учителем был священник. Приход был учебным заведением, главным инспектором которого был отец духовный. Семьи, составлявшие приход, можно назвать параллельными отделениями школы. Классным наставником в каждой семье был отец или домовладыка» и т. д. (см. новую брошюру: «Женщина в духовной семье» и пр. Спб. 1896 г. стр. 2 и сл.). Такова была связь церкви-школы с семьею: церковь была в полном смысле учительницей и воспитательницей народа, и на чем же ином церковь , как всенародная школа, могла бы основывать исходившее из неё воспитание и просвещение, если не на твердом камени Слова Божия, пророков, апостолов и отцов церкви? Наздани бывше на основании Апостол и пророк, сущу краеуголну Самому Иисусу Христу, о Нем же всяко создание составляемо растет в Церковь Святую о Господе ( Еф. 2:20, 21 ). Все поучения, изданные в первых двух и в настоящем выпуске «Памятников», неопровержимо доказывают такую именно постановку древне-русского церковного учительства (а это лишь самая незначительная доля того богатейшего материала, который сохранился от нашей церковно-учительной старины). 65. – О том, како имети челядь. – Покойный профессор-публицист А. Щапов в одушевленной речи, сказанной в Казанской Академии в 1859 г. почти накануне великого события – освобождения крестьян, такими яркими чертами рисует заботы церкви «Об улучшении быта несвободных людей», которых касается настоящее поучение... «Перенесемся мыслью на минуту в темные средние века нашей истории, когда только что еще возникало у нас рабство. Дремучие леса покрывали тогда еще самую большую часть русской земли, особенно на северо-востоке, куда беспрестанно шел древний русский земледелец-кочевник, со своей заветной «сохой», убегая от поработительного насилия сильных – землевладельцев, и ища труда легкого и льготного. За дремучими дебрями редко виднеются города, главные исходные пункты рабства и крепостного права. Белокаменная Москва, откуда, по слову царя нашего, должна была прежде всего воссиять свобода несвободного народа, тогда только еще чуть возвышалась, росла.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Так что это была не их инициатива, а Божья. 3 Здесь признание христианского единства общения и воли в Святом Духе выражалось собранием через возложение рук на апостолов. 13:4–12 Варнава и Савл на Кипре. 4 Остров Кипр находится в северо–восточной «оконечности» Средиземного моря, где благовествование к тому времени уже проводилось (11:19,20). Таким образом, эта часть путешествия могла быть предпринята как плановое мероприятие (см.: 8:14; 11:22; а также 15:36 и 18:23). 5 Проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских, т. е. прежде всего обратились с проповедью о Христе к иудеям, которые еще не стали верующими. Подход Павла всегда был следующим: начинать с иудеев, а затем переключаться на язычников (см.: коммент. к 13:46). Варнава был родом с Кипра (4:36), как и его племянник, Иоанн Марк (см.: коммент. к 12:12–17), присоединившийся к ним. Участники экспедиции пристали к берегу в Саламине, приморском городе на востоке острова, обход которого, по всей видимости, происходил без значительных инцидентов до тех пор, пока они не достигли города в его западной части (Паф). Имя Вариисус («сын Иисуса») не имеет никакой связи с Иисусом из Назарета; имя Иисус было весьма распространенным. Характеристика волхв лжепророк, Иудеянин (6) явно противоречит данному иудеям закону, запрещавшему заниматься колдовством и магией, однако Вариисус был не законопослушным иудеем, а лжепророком и самозванцем. Как и Скева, видимо, он не имел никаких оснований претендовать на контроль над магическими и духовными сущностями (см.: коммент. к 19:13,14; см. также: встречу Филиппа и Петра с самарянским колдуном Симоном волхвом, 8:9–24). 7 Вероятно, римлянин, проконсул Сергий Павел, подобно эфиопскому евнуху (гл. 8) и сотнику Корнилию (гл. 10), был искателем истинной веры. Он с почтением и интересом относился к иудаизму (держал при себе в качестве одного из советников иудея, пусть и иудейского еретика), и поэтому внимательно выслушал Варнаву и Савла. (Проконсул, назначенный Римом, правил сенатской провинцией, одной из которых был Кипр.)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010