Скачать epub pdf ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ 390 ОТЛИЧИЕ ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ ОТ ЛИТУРГИИ СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА И ЛИТУРГИИ СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО Под названием Литургии Преждеосвященных Даров разумеется Литургия, на которой верующим предлагаются Святые Дары, освященные прежде на предшествовавшей полной Литургии и сохранявшиеся на святом Престоле в дарохранительнице. С древних времен православные христиане, с особым благоговением почитая Святую Четыредесятницу как время поста и покаяния, не совершали священнодействия полной Литургии во все дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья, а совершали Литургию Преждеосвященных Даров. Запрещение совершать полную Литургию во дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья, содержится в 49 правиле Лаодикийского Собора. В 52 правиле Трулльского Собора также определено: «Во все дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и Недели и Святого дня Благовещения, святая Литургия да бывает не иная, как Преждеосвященных Даров». Эта Литургия, как показывает само ее название, отличается от Литургии святого Иоанна Златоуста и Литургии святого Василия Великого тем, что на ней предлагаются для причащения Святые Дары, уже освященные на прежде бывшей Литургии. Поэтому на Литургии Преждеосвященных Даров не бывает приношения и освящения Святых Даров. Причиною первоначального установления совершать Литургию Преждеосвященных Даров во дни Святой Четыредесятницы было то, что эти дни назначены для сетования, воздержания и покаяния, а потому совершение в это время полной Литургии – торжественнейшего и радостнейшего богослужения – несовместимо со строгостью поста, ибо тот, кто искренно сокрушается о своих грехах, тому не свойственно радоваться. Но поскольку Божественные Тело и Кровь Христовы составляют насущный хлеб для души христианина, Церковь , являя милосердие немощной природе нашей, нуждающейся в благодатном укреплении во всякое время, разрешает верующим причащение в дни Святой Четыредесятницы, чтобы долговременным лишением причащения Тела и Крови Господа не лишить нас благодати Христовых таинств. Литургия Преждеосвященных Даров совершается по преимуществу по средам и пятницам Святой Четыредесятницы, сообразно со священными воспоминаниями в эти дни, которые специально назначены Церковью для поста и молитвы, а также в четверг пятой седмицы Святой Четыредесятницы и в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Литургия Преждеосвященных даров Литургия Преждеосвященных Даров, как показывает само ее название, отличается от литургии святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого тем, что на ней предлагаются для причащения Святые Дары, уже освященные прежде. Посему на литургии Преждеосвященных Даров не бывает приношения (проскомидии) и освящения Даров (евхаристии). Литургия Преждеосвященных Даров совершается в дни Великого поста, потому что приношение Святых Даров и освящение их несовместны со строгостью поста. Присутствуя при освящении Святых Даров или совершении таинства евхаристии, истинные христиане одушевляются чувством высокой радости о Христе Спасителе. Но эти чувства не согласуются с сокрушением и печалью, с какими должно проводить дни Великого поста. Потому в известные дни Великого поста и не положено совершать таинства евхаристии (освящения Святых Даров). Но, с другой стороны, и причащение не вовсе отменяется в дни поста и покаяния. Ибо постящимся, при подвигах умерщвления плоти, необходимо подкрепление небесною пищею Тела и крови Христовой. Посему, чтобы постящиеся могли приобщаться Тела и Крови Христовой, совершается литургия Преждеосвященных Даров. Дары же, которые преподаются верным на литургии Преждеосвященных Даров, освящаются прежде – при совершении литургии или св. Иоанна Златоуста (в неделю сыропустную, в неделю ваий, в Благовещение, случившееся в седмичные дни) или св. Василия Великого (в 1, 2, 3, 4 и 5 недели Великого поста). Святой хлеб преждеосвященных Даров приготовляется на проскомидии в то время, когда приготовляется и агнец для литургии, совершаемой в тот день. Так как в Великом посту (в седмичные дни) только по вечеру дозволяется принимать пищу, то литургия Преждеосвященных Даров совершается после 9 часа и вечерни. Перед литургиею совершаются великопостные 3, 6 и 9 часы с Изобразительными и вечерня. После часов и Изобразительных священник говорит отпуст по обычаю. Затем диакон, на обычном месте у святых дверей, возглашает: «Благослови, владыко».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Когда Христос стоит незримо… О самом необычном богослужении Великого поста 25 февраля, 2015 О самом необычном богослужении Великого поста Каждому христианину, более или менее регулярно посещающему храм, приступающему к спасительным Таинствам, известно, что Великий пост «не состоится», если хотя бы раз не прийти на Литургию Преждеосвященных Даров. Эта удивительная по своему покаянному настрою служба совершается в течение всего Великого поста по средам и пятницам; а в Страстную седмицу — в понедельник, вторник и среду. NB: статья написана в конце Великого поста 2013 года.  Господь рядом Конечно, она совершается в будни, конечно, трудно выкроить драгоценное утреннее время, занятое работой и заботами о ближних, — трудно, но можно. И нужно. Потому что без этой Литургии не сложится образ великопостного богослужения, да и сам Великий пост рискует остаться чисто гастрономическим предприятием. Почему? Потому что Литургия, которая служится в Великий пост по субботам и воскресеньям, это та самая Литургия, на которую мы ходим и в обычные, непостные дни. Она написана по чину святителя Иоанна Златоуста или святителя Василия Великого и почти ничем не отличается от той, которая служится в привычное время. Поэтому если и в пост ходить в храм исключительно по выходным дням, то будет полное ощущение, что поста нет, и все происходит, как всегда, быть может, лишь с небольшими нюансами. Чин Литургии Преждеосвященных Даров был написан в VI веке святителем Григорием Двоесловом, папой Римским. По духу и структуре она совсем другая, более, если так можно выразиться, великопостная, менее праздничная. Главная особенность — во время Литургии Преждеосвященных Даров происходит причастие заранее освященными Телом и Кровию Христовой. Заранее, то есть прежде текущего момента, отсюда и название. Если во время «простой» Литургии мы просим о том, чтобы по молитвам Церкви Господь и в этот раз пресуществил хлеб и вино в Свои Святые Тело и Кровь, то в течение всей Литургии Преждеосвященных Даров Дары уже есть и находятся в алтаре. Они были освящены на обычной, воскресной Литургии, и пребывают в храме с воскресенья. Таким образом, с самого начала Литургии Преждеосвященных Даров Сам Христос незримо стоит в Царских вратах, рядом с верующими. Осознание этого факта придает богослужению особый трепет.

http://pravmir.ru/kogda-hristos-stoit-ne...

Чинопоследование литургии Преждеосвященных Даров. (святого Григория Двоеслова) ПОНЯТИЕ О ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННОЙ ЛИТУРГИИ Литургией Преждеосвященных Даров называется богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде – на предыдущей полной литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике. Шестой Вселенский Собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верующих таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии. В последовании Преждеосвященной литургии содержатся такие особенности: а) в ней нет первой части полной литургии – проскомидии; б) литургия предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с Последованием изобразительных; в) по отпусте изобразительных совершается вечерня, которая заменяет начальную часть литургии оглашенных (последняя ее часть имеется и в Преждеосвященной литургии); г) на литургии верных нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и преложению Святых Даров. О ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСАХ Церковные службы часов, освящающие определенное время дня, связаны с важнейшими священными событиями евангельской истории. Служба первого часа, который соответствует по нашему счету времени 7-му часу утра, напоминает верующим о суде над Господом Иисусом Христом у Пилата. Кроме того, служба этого часа содержит благодарение Богу за наступление дня и моления о ниспослании благословения Божия на предстоящий день. На третьем часе (соответствует 9-му часу утра) воспоминаются события последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа: надругания над Ним и бичевание Его после суда у Пилата. Кроме того, этот час посвящен воспоминанию события сошествия Святого Духа на апостолов, совершившегося в этот час в день Пятидесятницы. На шестом часе (соответствует 12-му часу дня) совершается воспоминание о добровольных страданиях и распятии на Голгофе Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Название и учреждение её Литургией преждеосвященных даров называется такое священнодействие, на котором не совершается таинства святой Евхаристии; но святые дары, уже прежде освященные, преподаются верующим, желающим причаститься их. Эта литургия бывает только в великом посту, по средам и пятницам каждую неделю, за исключением страстной, на которой она совершается в понедельник, вторник и среду. Она учреждена в первые века христианства, но в полном нынешнем составе записана в шестом столетии святым Григорием Великим , епископом римским. Она установлена по следующему обстоятельству: св. отцы церкви из уважения к дням великого поста, не осмеливались в такие дни сокрушения и печали о грехах совершать торжественного богослужения, какова полная литургия, которая в великом посту дозволяется только в субботы и в воскресенья, в праздник Благовещения и в великий четверг. Но как вследствие этого, благочестивые христиане, привыкшие ежедневно приобщаться святых даров, не могли переносить столь тяжкого лишения, то святая Церковь оказала им снисхождение. Поэтому снисхождению в два дня недели, посвященные памяти предания и распятия Спасителя, и выносятся на вечерни для поклонения и причащения верных божественные дары уже прежде освященные на литургии полной, т. е. на литургии Златоуста, или Василия Великого и соблюдаемые для этого в ковчеге на святом престоле. Литургия преждеосвященных даров состоит собственно из вечерни, впереди которой особенным образом отправляются часы 3-й, 6-й и 9-й, и содержит часть обыкновенной литургии, кроме важнейшей ее части, т. е. освящения даров. По прочтении которых на каждом часе священник выходит из алтаря и творит пред царскими вратами три земных поклона, повторяемые всеми верными, произнося при этом основной стих каждого часа, выражающий то, что побудило христиан освящать молитвою именно этот час. Так на третьем часе 1 читается священником и поется певчими: по-русски: Господи! Иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Закрыть itemscope itemtype="" > О современных символах культа О чём свидетельствует дезинфекция Лжицы и ношение маски? 04.01.2021 2258 Время на чтение 3 минуты Священник Павел Флоренский видел причину церковного нестроения в невнимании к культу, в неразмышлении о том, что составляет центр нашей церковной жизни. Этот центр — Христос. Но Христос вознёсся на Небо, нам же на земле оставлено Его Пречистое Тело и Честная Кровь. Частица Святых Даров и есть та точка, из которой должна строиться система координат, ориентированная на Христе. Отец Иоанн Кронштадтский ставил Евхаристию в центр духовной жизни христианина. На иконе с Чашей в руках он свидетельствует об этом Главном. Поразительно, что до сих пор не выяснен в Русской Церкви вопрос о том, что находится в Чаше на литургии Преждеосвященных Даров: Кровь или вино? Каждый по-своему отвечает на этот вопрос вплоть до того момента, пока не начнёт вникать в историю этого вопроса. Этот вопрос находит ответ в цитируемой здесь «Философии культа» Флоренского, обстоятельно рассмотрен в статье отца Михаила Желтова «Литургия Преждеосвященных Даров» в Православной энциклопедии, решён Синодом Православной Церкви в Америке весной 2017 года. Обратим внимание на основной исторический перелом в России, связанный с литургическим новшеством митрополита Петра Могилы (отказ признавать освящение Чаши на литургии Преждеосвященных Даров) — это определённо оформившийся западнический путь правящей элиты. В богословском осмыслении преложения Святых Даров именно этот фактор получил решающее значение. Освящение Дары получают в силу совершённого действия предстоятеля — ex opera operatum — такая логика западного богословия возникает, в свою очередь, под действием господствующей рационалистической установки. Её причину можно увидеть в недоступности духовного мироощущения, сообщаемого Церковью, как альтернативы рационалистическому подходу. Духовная философия святых отцов и их последователей признаёт за разумом лишь функцию инструмента, оставляя решающее действие за Святым Духом. На литургии Он и есть истинное священнодействующее Лицо.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/04/o_...

Кто знаком с греческим православным богослужением, тот не может не заметить расхождения его чинопоследований, связанных с таинствами покаяния и причащения, с теми же чинопоследованиями Русской Церкви. Так, в русском Требнике чин исповедания завершается разрешительной формулой: «Господь и Бог наш Иисус Христос благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти, чадо (имярек), вся согрешения твоя; и аз, недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». В греческом чине этой формулы нет. В русском Архиерейском чиновнике на литургии Иоанна Златоуста положено лику при произнесении слов «Приимите, ядите» и «Пийте от нея вси» делать поклоны, а на литургии Василия Великого при этих же словах – архиерею осенять хлеб и чашу крестным знамением. Кроме того, в обеих литургиях эти слова указано произносить всем сослужащим с архиереем «купногласно, тихим гласом, во едино слово с архиереем; и ниже единем словом предварити кому, или остатися архиереа; но яко из единех уст всем купно рещи». Также «купногласно» положено произнесение слов «И сотвори убо хлеб сей» и «А еже в чаши сей… преложив Духом Твоим Святым» (соответственно в литургии Василия Великого  – «Хлеб убо сей», «Чашу же сию» и проч.). В греческом Архиератиконе все перечисленные указания отсутствуют. В русском Служебнике имеется статья «Изъявление о некиих ис-правлениих в служении Преждеосвященныя литургии», в которой запрещается священнику или диакону, долженствующему потреблять Преждеосвященные Дары, испивать от чаши после причащения Святым Телом по той причине, что «аще и священно есть вложением частицы вино, но не пресуществено в Кровь Божественную, понеже над ним словеса священия не чтошася зде, яко бывает в литургиах Василия Великаго и Иоанна Златоустаг о». В греческом Иератиконе этой статьи нет, и священнослужители, в том числе и долженствующий потреблять Преждеосвященные Дары, причащаются по чину литургии Златоустовой. Все эти расхождения появились только во второй половине XVII века. И как это ни кажется парадоксальным, они возникли в процессе исправления богослужебных книг, предпринятом в целях унификации русского богослужения с греческим. Когда какое-либо грандиозное по замыслу мероприятие приводит к результатам, противоположным намеченным целям, такое положение можно назвать трагическим. В данном случае трагедия усиливалась еще тем, что задуманное патриархом Никоном мероприятие оказалось втянутым в русло несвойственных русскому православному сознанию богословских представлений, и так сильно, что приостановить это течение были не в силах последующие за Никоном патриархи до патриарха Иоакима включительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Проскомидия Происходящее в жертвеннике над принесенным хлебом - есть наглядное изображение Страстей Христовых и совершается в воспоминание (1Кор.11:24-25) о том, как Он пострадал за нас и умер. И таким образом повествуется о смерти Господа (1Кор.11:26) не только через то, что иереи говорят, но и через то, что они делают. Таков был древний обычай практических наставлений и увещеваний. Когда одного из богоносных отцов спросили, чем является монах, то он отвечал, что " монах - это монашеская ряса, в которую тот одевается, проявляя надлежащее монаху смирение и послушание, а переодевшись [в иную одежду], впадает в искушение " . Пророк же, желая открыть о [грядущем] еврейском пленении, связал себя (Ез.3:25; 4:8), тоже сделал и Агав, показывая " узы Павла " . Чтение и пение Поемое и читаемое перед Входом Честных Даров есть приготовление к принятию святыни причастия, и творится [в воспоминание] о Господе и Его домостроительстве. Книги Ветхого Завета пророчески предвозвещают Грядущего, а книги Нового Завета являют уже Воплощенного и рассказывают о Нем Вход с Евангелием Вход с Евангелием происходит из-за необходимости, так как нужно вынести лежащее в сосудохранилище Евангелие для чтения в храм, сопровождая дориношением, как и надлежит. Это символическое начало проповеди, которая из тайной становится явной для всех. Вход с Честными Дарами Подобным образом и вход с Честными Дарами совершается по необходимости, так как и они обычно лежат в сосудохранилище и дориношение и внесение [их в храм] с песнопениями и каждением, и светом [происходит], как и подобает Дарам Бога. Так вносят [Дары]. Дары, посвящаемые Богу императорами, увенчанные коронами, цари несут сами. Припадем и помолимся об иерее, да помянет нас в приносимой жертве, как и надлежит. Ибо не существует иной молитвы иерея к Богу за нас, кроме той, которой он дарует [нам] столь добрые и твердые надежды во время [совершения] этой святой жертвы, безвозмездно очистившей все грехи и нечестие мира. Если же иные припадают к честным Дарам словно к телу и крови Христовой, как на литургии преждеосвященных [Даров], и поклоняются [им], и приветствуют [их], то [эти люди] пребывают в заблуждении. Только тогда, когда после пресуществления выносят Дары, должно поклоняться им словно телу и крови Христовым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/580/...

протоиерей Григорий Смирнов-Платонов Содержание I.Npoucxoждehue и назначение литургии преждеосвященных II. Древность литургии преждеосвященных III. Частные археологические сведения о литургии преждеосвященных 1. Состав службы Преждеосвященных 2. В каком виде хранились и предлагались святые Дары на Литургии Преждеосвященных? 3. В какие дни совершалась Литургия Преждеосвященных?     В великую Четыредесятницу Богослужение Православной Восточно-Кафолической Церкви имеет особенный вид: только во дни субботы и недели совершается обычная Литургия, а именно: в субботу – по чиноположению св. Иоанна Златоуста , в неделю – св. Василия Великого , в прочие же дни седмицы не положено совершать Литургию, кроме среды и пятка; но и в оные совершается Богослужение, на котором предлагаются св. Дары, освященные на Литургии в Воскресение. Богослужение сие известно под именем Литургии Преждеосвященных Даров ( Λειτουργια τν προηγιασμνων). В Служебниках, кои употребляет наша Церковь , Литургия Преждеосвященных, согласно с древними греческими списками, не надписана именем ее учредителя и писателя, как надписаны Литургии св. Василия и св. Златоуста. Но в позднейших греческих Служебниках, в надписании сей литургии, означено имя св. Григория Двоеслова , Папы старого Рима, жившего в VI столетии. Таким указанием на время происхождения сей Литургии возбуждается вопрос: какой вид имело великопостное Богослужение Православной Церкви в первоначальной древности? Когда ни от кого принята Церковию употребляемая ею Литургия Преждеосвященных? С другой стороны, особенные обряды сей Литургии сами по себе достойны исследования, поколику относятся к истории Богослужения и христианской жизни. Собрать свидетельства о Литургии Преждеосвященных в памятниках древности, для уяснения понятий о древнем Богослужении Четыредесятницы в Православной Восточно-Кафолической Церкви – цель настоящего сочинения. Согласно с предположенною целию, I) раскроем происхождение и назначение великопостной Литургии в Православной Церкви; II) рассмотрим древность учреждения и чиноположения Литургии Преждеосвященных, обращая при сем внимание и на те предания и известия, которые могут служить к объяснению вопроса о писателе сей Литургии; III) в частности рассмотрим: а) Какие обрядовые действия и молитвы входили в состав великопостной Литургии? б) В каком виде были хранимы преждеосвященные Дары, и предлагаемы для причащения? и в) В какие дни совершалась Литургия Преждеосвященных?

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Название и учреждение ея Что называется литургией преждеосвященных даров? Литургией преждеосвященных даров называется такое священнодействие, на котором не совершается таинства святой Евхаристии; но святые дары, уже преждеосвященные, преподаются верующим, желающим причаститься их. Как она совершается? Эта литургия бывает только в великом посту, по средам и пятницам, каждую неделю, за исключением страстной, на которой она совершается в понедельник, вторник и среду. Когда она учреждена? Она учреждена в первые века христианства, но в полном нынешнем составе записана в шестом столетии святым Григорием Великим , епископом Римским. По какому побуждению она установлена? Она установлена по следующему обстоятельству: св. отцы Церкви из уважения к дням Великого поста, не осмеливались в такие дни сокрушения печали о грехах совершать торжественного богослужения, какова полная литургия, которая в Великом посту дозволяется только в субботы и воскресенья, в праздник Благовещения и в великий четверг. Но как вследствие этого, благочестивые христиане, привыкшие ежедневно приобщаться Святых Даров, не могли переносить столь тяжкого лишения. То святая Церковь оказала им снисхождение. По этому снисхождению в два дня недели, посвященные памяти предания и распятия Спасителя, и выносятся на вечерне для поклонения и причащения верных божественные дары уже прежде освященные на литургии полной, т. е. на литургии Златоустого, или Василия Великого и соблюдаемые для этого в ковчеге на святом престоле. Из чего она состоит? Литургия преждеосвященных даров состоит собственно из вечерни, пред которой особенным образом отправляются часы 3–й, 6–й и 9–й, и содержит часть обыкновенной литургии, кроме важнейшей ее части, т. е. освящения даров. По прочтении кафизм на каждом часе священник входит из алтаря и творит пред царскими вратами три земных поклона, повторяемые всеми верными, произнося при этом основной стих каждого часа, выражающий то, что побудило христиан освящать молитвой именно этот час. Так на третьем часе в воспоминание сошествия Св. Духа на Апостолов читается священником и поется певчими:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010