дары, тело и кровь Христовы, на главе держа правою рукою, святую же чашу с вином против себя держа левою рукою, а диакон предшествует ему с кадилом, кадя святые дары, и людие тогда поклоняются им. Теперь читатель и из простейших может понять, какое различие существует между дарами, переносимыми на великом входе в литургии Василия Великого и св. Златоуста и в литургии преждеосвященных. На литургии Василия Великого и св. Златоуста переносятся дары только предуготованные быть телом и кровию Христовою, вместообразные оных, а ещё не преложенные в тело и кровь Христову, которые, значит, по существу суть ещё хлеб и вино, а на литургии преждеосвященных переносится на великом входе истое тело Христово, напоенное истою кровию Христовою. Никита, столько лет бывший священником, сам совершавший сколько раз св. литургию, т. е. благословлявший по великом входе св. дары с произнесением сих слов: «сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную кровь Христа Твоего» и прочее, – казалось бы, должен был знать, когда прелагаются св. дары в тело и кровь Христову, и однако же думал и учил, что на литургии св. Василия Великого и св. Златоуста переносимые на великом входе св. дары суть уже истинное тело и истинная кровь Христовы. В своей челобитной царю Алексею Михайловичу он писал: «по божественному, государь, писанию (?) и святых отец истинному свидетельству, в божественной литургии те переносимые тайны самое Христово тело, еже нас ради на кресте закланное, и самая Его боготочная кровь» (Мат. для ист. раск. т. 4-й, стр. 13). Поэтому он и восстал против сказанного в Скрижали, что в литургии св. Василия и св. Златоуста на великом входе приносимые св. дары не суть ещё тело и кровь Христовы, почему и не должно воздавать им Божеского поклонения, подобающего только святым дарам, переносимым на литургии преждеосвященных. Вот каковы были первоучители раскола – не знали и не понимали тайнодействия ими самими совершаемых таинств, и таким-то вождям последуют именуемые старообрядцы! 108

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

После пения четырех вышеупомянутых стихов произносится и совершается до Херувимской и на литургии преждеосвященных даров то, что бывает по прочтении Евангелия на литургии Златоуста или Св. Василия Великого . Именно: произносится сугубая ектения; затем произносятся молитвы об оглашенных и приглашение их к выходу. После ектении об оглашенных и готовящихся к просвещению, т. е., ко крещению, молятся одни верные об очищении душ своих и о неосужденном причащении Пречистого Тела и Крови Христовой, которые уже предлежат на жертвеннике. Остается только перенести Святые Дары с жертвенника на престол, и за тем преподать их верующим. И мы действительно, вскоре видим перенесение их на престоле. Во время перенесения Святого Тела и Честной Крови Христовой поется вместо Херувимской особая песнь, приспособленная к прежде освященным дарам и составленная в 612 году. Она поется так: Ныне силы небесные с нами невидимо служат. Се бо входит Царь славы. Се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа. Теперь (в настоящие минуты), с нами невидимо служат небесные силы. Потому что вот входит Царь славы. Вот таинственная жертва уже совершенною переносится в сопровождении ангелов. Приступим же к ней с верою и любовию, для того, чтобы нам быть причастниками вечной жизни. Аллилуиа. Во время перенесения Святых Даров северными дверями с жертвенника на престол, молящиеся в храме по благословению к переносимой святыне падают на пол, и встают уже тогда, когда святые дары поставлены бывают на престол, и когда начинают петь: верою и любовию приступим. Так как на литургии преждеосвященных даров приносятся на престол дары уже освященные. То и опускаются все ектении и молитвы, положенные на полной литургии после Херувимской песни и относящиеся к освящению даров, которого на изъясняемой литургии не бывает. Поэтому после Великого входа на литургии преждеосвященных даров прямо слышится молитва о предложенных дарах и о достойном причащении ими. После «Молитвы Господней» бывает приобщение сперва священнослужащих, затем мирян, которые пред причащением произносят следующую молитву: Молитва пред причащением Святого Тела и крови Христовой

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Теперь, (в настоящие минуты), с нами невидимо служат Небесные силы. Потому что вот входит Царь Славы. Вот таинственная жертва уже совершенною переносится в сопровождении ангелов. Приступим же к ней с верою и любовью, для того, чтобы нам быть причастниками вечной жизни. Аллилуиа. Во время перенесения святых даров северными дверями с жертвенника на престол, молящиеся в храме по благоговению к переносимой святыне падают на пол, и встают уже тогда, когда святые дары поставлены бывают на престол, и когда начинают петь: врою и любовию приступим. Так как на литургии преждеосвященных даров приносятся на престол дары уже освященные, то и опускаются все ектеньи и молитвы, положенные на полной литургии после Херувимской песни и относящиеся к освящению даров, которого на изъясняемой литургии не бывает. Поэтому после великого входа на литургии преждеосвященных даров прямо слышится молитва о предложенных дарах и о достойном причащении ими. После „Молитвы Господней» бывает приобщение сперва священнослужащих, за тем мирян, которые перед причащением произносят следующую молитву: Молитва пред причащением Святаго Тела и Крови Христовой Верую, Господи, и исповедую, яко 6 Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый семь аз. Еще верую, яко сие Самое есть Пречистое Тело Твое и сия Самая есть Честная Кровь Твоя. Молюся убо 7 Тебе, помилуй мя, и прости ми прегрешения моя вольная и невольная, яже словом, яже деломъ, яже ведением и неведением и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Вечери Твоея Тайныя днесь. Сыне Божий, причастника мя приими. Не бо 8 врагом Твоим тайну повем: ни лобзания Ти дам, яко 9 Иуда; но, яко разбойник, исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Да 10 не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь. В заключение литургии преждеосвященных даров лицам, не приготовившимся для приобщения на этой литургии, раздается антидор. Каждодневные молитвы

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Феодору Студиту , вторая – в местностях, державшихся устава Иерусалимского. Поэтому, когда в самой Греции, а потом и в России устав Студийский уступил своё место Иерусалимскому, явилась и окрепла почти повсеместно практика второго рода. Кирик спрашивал еп. Нифонта (см. 144 стр. печатного оригинала) о том, как поступить с Агнцем запасным в том случае, если не доведётся служить преждеосвященную литургию в какой-либо день недели, а между тем св. Дары приготовлены для пяти дней (Рус. ист. библ. VI, 51); отсюда следует, что у нас в России в XII в. преждеосвященная литургия совершалась 5 раз в неделю, согласно с практикой Студийского устава. В древних славянских списках уставов до XV в. предписана та же практика, и сверх того положена преждеосвященная литургия в среду и пяток. Но с XIV–XV в. начинается поворот к практике Иерусалимской. Преждеосвященная литургия в среду и пяток Сырной недели отменяется, как это видно из ответов Константинопольского собора (1276–1301) на вопрос Сарайского епископа Феогноста. Вместе с тем отменяется служение преждеосвященной литургии в Великую пятницу и по понедельникам, вторникам и четвергам великопостных недель. Последовательность требовала, при этом, отмены преждеосвященной литургии и в первые дни Страстной седмицы, что было бы вполне согласно с Иерусалимским уставом; однако этого не случилось; уцелело одно из преданий Студийского устава. Отсюда ведёт своё начало господствующая у нас в настоящее время практика. Нельзя сказать, чтобы эта практика не допускала исключений. По свидетельству Льва Алляция, даже в XVII в. христиане острова Хиоса и других островов моря Эгейского и Ионического совершали преждеосвященную литургию сообразно с требованиями Студийского устава. Такова же и практика Киево-Печерской Лавры, где преждеосвященная литургия совершается во все седмичные (кроме субботы и воскресенья) дни Великого поста; эта практика представляет собою остаток первоначальных Студийских порядков, насаждённых основателями Лавры, – остаток, уцелевший даже и после повсеместной замены Студийских порядков Иерусалимскими 94 (Ц.В.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

По установившейся традиции в этот момент все собравшиеся опускаются на колени , о чем их предупреждает звонок колокольчика. После произнесения слов священником звонок колокольчика напоминает о том, что можно встать с колен. Следует второй отрывок из Священного Писания из книги Притчей Соломоновых, который также будет прочитан в русском переводе. После второго чтения из Ветхого Завета по указаниям устава полагается пение пяти стихов из вечернего 140 псалма , начинающегося со стиха: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою» В те времена, когда Литургия еще не приобрела сегодняшней торжественности и состояла просто в причащении за вечерней, эти стихи пелись во время причащения. Теперь они составляют прекрасное покаянное введение ко второй части богослужения, т.е. к самой Литургии Преждеосвященных Даров. Во время пения «Да исправится…» все собравшиеся лежат ниц, а священник, стоя у престола, кадит его, а потом жертвенник, на котором находятся Святые Дары. По окончании пения священником произносится молитва, которая сопровождает все великопостные богослужения, —  молитва святого Ефрема Сирина . Эта молитва, которая сопровождается земными поклонами, настраивает нас на правильное понимание нашего постного делания, заключающегося не просто в ограничении себя в пище, но в умении видеть и бороться со своими собственными прегрешениями. В те дни, когда Литургия Преждеосвященных Даров совпадает с престольным праздником, или в других указанных уставом случаях, полагается чтения апостольского послания и отрывка из Евангелия. Сегодня такое чтение уставом не положено, а значит, его не будет. Перед сугубой ектенией мы с Вами сделаем еще одну остановку, для того чтобы лучше понять дальнейший ход богослужения. Помогай всем Господь! После «Да исправится…» Возлюбленные о Господе братья и сестры! Завершилась вечерня, и теперь весь следующий ход богослужения – это уже непосредственно Литургия Преждеосвященных Даров . Сейчас диаконом будет возглашена сугубая ектения , когда мы с вами должны усилить наши молитвы. Во время произнесения этой ектении священник молится о том, что Господь принял наши усердные моления и ниспослал на народ Свой, т.е. на нас, всех собравшихся в храме, ожидающих от него неистощимой милости, Свои богатые щедроты.

http://pravmir.ru/obyasnenie-liturgii-pr...

Заключение статьи оставляет в недоумении, поскольку финальные выводы выглядят оторванными от предшествующей линии мысли и посвящены краткому описанию «умноженческой» теории пресуществления Даров. Мы надеемся, что, продолжая разработку этой теории, автор укажет границы ее допустимости: почему, в самом деле, нельзя (или можно?) «умножать» Св. Дары при любом удобном случае? Отвечая на вопрос, почему от соединения с Телом и Кровью не происходит тогда и освящения/преложения самой Чаши, престола и т. д., автор ссылается на Божественное установление, касающееся вещества Таинства, но совсем упускает из виду установление относительно совершения Таинства (Мф. 26:27: «И прием чашу и хвалу воздав, даде им»). Теория «умножения» нуждается в богословски-литургическом обосновании, которое пока еще не дано в явном виде. Отвлекаясь от богословия св. Симеона и говоря умозрительно, мы видим два теоретически возможных способа обосновать пресуществление вина на Литургии Преждеосвященных. Первый выбран в статье и основан на предложении нового способа пресуществления, скажем, посредством «умножения». Но тут возникают некоторые трудности. Авторы статьи, кажется, вполне согласны с мнением «Православной Энциклопедии» о том, что ранее на Литургии Преждеосвященных не использовалось напоения Агнца Кровью. В таком случае, о каком же «умножении» идет речь? Об умножении Крови — но в отношении чего? В отношении Ее собственного количества, присущего Христу как человеку? Очевидно, это не так. Или же в отношении Ее количества под видом вина? Но если Агнец не напоен, то это количество нулевое. И умножение нуля на любое число дает снова нуль. Таким образом, возникает нужда в доказательстве того, что в службе Преждеосвященных напоение Кровью существовало всегда. Зато при такой постановке дела сама собой решится трудность с примером св. Симеона с «пустым потиром» — действительно, в том случае речь идет о Хлебе без Крови. Впрочем, остается неясным вопрос о том, почему такой тип пресуществления не упоминается — насколько нам известно — святыми отцами. Вероятно, если эти трудности все же удастся разрешить, то подбор слов св. Симеоном действительно может быть использован как косвенное свидетельство в пользу этой точки зрения.

http://bogoslov.ru/article/6028886

11:27), — и — «подвизаяйся от всех воздержится» (1 Кор. 9:22); — Петр, употреблявший в пищу дикие бобы, в сутки на вес асса; — сам Господь, евший ячменные хлебы и часто постившийся.    Вопрос. Кем предана Литургия Преждеосвященных и отчего в известные дни четыредесятницы совершается литургия несовершенная, а в другие посты она не совершается? Некоторые говорят: от того, что другие посты не преданы.          Литургия Преждеосвященных дошла до нас от древности и от преемников апостольских, как свидетельствуют и молитвы, и само древнее предание. И мы принимаем за несомненное, что своим происхождением она обязана Апостолам, быв вначале составлена ради самого поста, чтобы мы во дни скорби могли скорбеть, а не торжествовать, как об этом было говорено прежде и другими. С другой стороны, она воспринята Отцами для того, чтобы мы могли получать благодать, не оставаясь вовсе без причащения Христовых Таин, и ради священных умилостивительных молитв. Эту службу мы совершаем около девятого часа, соблюдая правило поста, предписывающее вкушать однажды, под вечер; освящаемся же на ней воззрением очей, а вместе и ума, на Господа, держимого священниками, предлагаемого в умилостивление за нас и преподаваемого достойным Его причастия. При этом мы должны с горячностию припадать к Нему на землю, просить прощения своих заблуждений и поминать всех верующих, — т. е., во время входа, когда священник на главе держит Господа, так как это уже совершенные Тайны и самое тело и кровь Христа. Если прежде совершения дары достойны чествования, как вместообразные и посвященные Богу: то гораздо более — после совершения на литургии божественною благодатию и после того, как они стали по-истине телом и кровию Христа.    Вопрос. Почему Литургия Преждеосвященных даров не совершается и в другие посты?          Не совершается же Литургия Преждеосвященных даров и в другие посты потому, что этот пост, можно сказать, единственный, первый и особенно важный, как пост Господень, и на нем одном в течение пяти дней недели предано совершать ее для бóльшего возбуждения нас к подвижничеству.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3933...

Между этими двумя основными течениями существуют еще и промежуточные оттенки второстепенного значения. Литургия Преждеосвященных Даров, конечно, не может существовать в отрыве или вне евхаристической жертвы как самостоятельное «таинство причащения», ибо такового и вообще не существует. Она должна рассматриваться как выделенное в отдельный чин причащение запасными Дарами. Будучи литургически самостоятельной, сакраментально литургия Преждеосвященных Даров принадлежит к предыдущей полной литургии, на которой Святые Дары были «преждеосвящены», есть как бы ее часть и продолжение, а вне этой связи и не может существовать. Однако проблема евхаристического преложения тем самым отнюдь не исключается, она получает здесь лишь особую постановку, благодаря которой вскрываются некоторые новые ее стороны. Это относится преимущественно к тому, что именно бывает с содержанием Святой Чаши на литургии Преждеосвященных Даров. Единогласного ответа на этот вопрос не имеется, но существует, по крайней мере, два разных, доходящих до противоположности, мнения. Согласно первому, с вином в Чаше просто ничего не делается, оно остается таким же, каким оно было и до его употребления в литургии Преждеосвященных Даров; согласно же второму, существо вина изменяется в такой мере, что возможно даже говорить о его преложении, хотя и в своем особенном смысле. Впрочем, даже и в первом случае нельзя говорить о полном отсутствии всякого изменения в вине, хотя и отсутствует преложение, которое было бы осуществляемо соответствующими возглашениями и молитвами или действием. Нечто все-таки совершается, – хотя не словами, но действием: именно в Чашу опускается Святой Агнец, напоенный (или же в иных случаях и не напоенный) Кровию. Как же точнее может быть определено это свершение? Вино в чаше освящается. Как говорится в «Изъявлении», «аще и священно есть вложением частицы вино, но не пресуществлено в Кровь Божественную». Как же ближе определяется мера этой священности и освящения? Отрицательно тем, что священник или диакон, имеющий по окончании литургии потребить Святые Тайны, после причащения Тела и Крови Христовых, чрез вкушение напоенной частицы, из чаши «да не пиет», так что в этом смысле вино приравнивается всякому иному вкушению, заграждающему собою уста для потребления Святых Даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Чин литургии Преждеосвященных даров был установлен, чтобы верующие люди могли причащаться в будние дни: в первые века частое причащение было распространенной практикой. По уставу такая литургия совершалась во второй половине дня. Византийское время отличается от принятого сегодня. Вечерние часы, если перевести на наше время, начинались в 14:00. То есть христиане не вкушали пищу до вечера — до 14:00, а вечером, после окончания литургии Преждеосвященных даров, полагалась единственная трапеза. То есть пост являлся не только ограничением в определенных видах пищи, но и в количестве ее приемов. Суббота и воскресенье в богослужебном плане всегда были днями, в которые служилась полная литургия. Объясняется это тем, что субботний день — это воспоминание о сотворении Господом всего мира и предуготовлении людей к жизни вечной, а воскресенье — воспоминание о Воскресении Христовом. В эти дни трапеза полагалась после литургии, а не вечером: то есть их было две, а не одна. Понятно, что сегодня по немощи многие не способны выдержать таких ограничений. Наверное, поэтому и литургия Преждеосвященных даров сместилась на утро: мало кто сумеет не есть перед литургией весь день. Постовые богослужения помогают человеку понять свое духовное состояние, осознать, как он может потрудиться ради Христа, проявить любовь к нему. Каждое великопостное богослужение можно назвать особенным, но наиболее величественной и удивительной, я думаю, является литургия Преждеосвященных даров. Песнопения этой церковной службы наполняют душу чувством благоговения, покаяния, благодарности Богу. Это и «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат…» — песнопение во время Великого входа, когда святые дары переносятся на престол; и прокимен «Да исправится молитва моя…». Он поется после ветхозаветных чтений. Священные слова, которые звучат во время этой особенной литургии, помогают проникнуться настроением Великого поста. Почему важно во время Великого поста в будние дни прийти на церковную службу? Как я уже отметил, в субботу и воскресенье богослужение практически не имеет постовых особенностей. Пожалуй, ключевым из них можно назвать только песнопение «Покаяния отверзи ми двери…», которое поется во время всенощной после чтения Евангелия. И только в будний день можно ощутить всю красоту и возвышенность великопостных служб с поклонами, молитвой Ефрема Сирина. Если хотя бы один раз за время поста не побывать на таком богослужении, действительно, человек многое упускает.

http://pravoslavie.ru/138432.html

140 Для сей цели определяется и порядок действий в начале службы, ибо соглашение собственно Литургии Преждеосвященных с службою вечернею не всегда имело однообразный вид, как показывают древние списки. Evcholog. pag. 201. 141 В прежние времена и иным образом совершалось пренесение. В Ркп. Служ. XIV в. Преп. Никона (Серг. Лавры) оно описывается так: «и вшедшю дьякону в олтарь, умываються глаголя: умыю в неповиных, и взем кадильницю и темьян, приказует (т. е. обращается с нею к) иерею, и взем бльгословение от иерея и кадит тряпезу и святые дары по триждь глаголя: Господи помилуй. Возми владыко. И взем иерей блюдо со св. дарми и поставляет диакону на главе, иерей чанно и тако преносита поюща к себе псалом 50 до конца, и певцы поют: ныне силы небесныя», Писатель Камня опровергал нарекание униата Кассиана, «яко не кийждо мирянин знает, с вином неосвященным священника ити на переносе, убо в винопоклопение впасти может». В Требнике Петра Могилы , между «исправлениями в служении Преждесвященныя службы» замечается: «Подобает ти ведати о иерею, яко в Преждесвященных Литургиях, на великом воходе, егда с диаконом литургисаеши, не подобает диакону Божественныя Тайны Тела и Крове Господней на дискосе сущия к пренесению подавати, но сам и Божественныя Тайны, яко уже свершены, наглаве своей, и чашу с простым вином в шуици близ своих персей неси, да не простым людем вину к поклонению простому несвященному подаси вину: диакон же с кадильницею точию предыдый, часто святая, от тебе несомая, обратаяся да кадит». 142 В некоторых греческих списках пренесение Преждеосвященных описывается так: «Священник кадит святые Дары и лобзая покров, называемый воздух, говорит: и я пришел Милостиве, как сын блудный», принимает с благоговением святые Дары, и предшествуемый свещею, исходит, произнося: да помянет Господь всех нас». Ар. Ducæum. Nucameль Kaмhя на вопрос униата «почто, егда на персносе идет священник с агнцем и с чашею, не глаголет о них молитвы – яко да помянет Господь Бог краля государя нашего и весь синклит его и сан духовный в царствии Своем небесном»... и проч. – отвечает: «яко в прешлую неделю с тем агнцем идя к олтарю великому во время переноса, воспоминание краля государя, синклита, сана духовного и мирского совершил есть в литоргии совершенной, в нейже освящается жертва, убо не требе есть повторяти при томже агнцы, идеже жертва не бывает, единою реченная».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010