По этой причине преданы нам воскресенья, праздники, посты, особенно великий пост. Все они посвящены Богу, не предоставлены на произвол каждому, и никто не имеет права нарушить который-нибудь из них. В настоящем случае цель у Отцев самая благая и человеколюбивая. Заповедуя воздержание и пост, они хотят монахам и мирянам пользы и облегчения, и не делают тем насилия; приводят нас к памятованию о Боге, к размышлению о наших грехах, о смерти и воздаянии, также к осторожности и внимательности в благочестии, и к доброму навыку при небольшом труде: так как при этих малых с нашей стороны подвигах, даже без нашего ведома, по милости Божией, совершается наше спасение. Итак, для мирян, которые, исключая весьма немного дней в году, имеют разрешение на вся, кратковременный пост не составляет труда; а для монахов воздержание и пост есть постоянная обязанность, как то они исповедали и пред Богом.    Вопрос. Преждеосвященные дары получают ли что от молитв?          Преждеосвященные святейшие дары не получают ничего от присовокупляемых к ним молитв: потому что это — дары совершенные, на что указывают и читаемые на преждеосвященной литургии молитвы, в которых содержится моление и ходатайство о нас, и предлежащими страшными Тайнами тела и крови единородного Сына Бог Отец преклоняется к нам на милость, и которыми мы приготовляемся к достойному вступлению в общение со Христом. На этой литургии два входа: один — вход вечерни, другой — для перенесения даров на трапезу и для того, чтобы мы, увидев их и поклонившись им, освятились созерцанием и благодатию Христа, А что образуют эти входы, о том мы сказали в другом месте. Но мы не делаем и другого соединения, — как это возможно, когда хлеб, быв священнодействован, вознесен и соединен с божественною кровию, уже совершился? — но в священный потир, без чтения известной молитвы, вливается вино и вода, чтобы, по растворении в них божественного хлеба и крови, которою он напоен уже по чину литургии, эти вещества в потире своим причастием освятились, и чтобы священник, по чину литургии, мог приобщиться и от хлеба, и от чаши, и преподать приобщение имеющим в нем нужду: — лицам священным в алтаре, по обычаю, а мирянам лжицею. Поэтому, и желая кого-нибудь приобщить Таин без литургии, мы приобщаем так: берем частицу соблюдаемого на такой случай хлеба и влагаем его в вино с водою, даже часто пользуемся и одним сухим животворящим хлебом, как соединенным с кровию. Здесь же, на литургии преждеосвященных даров, это делается для исполнения устава приобщения, как сказано, и чтобы больше можно было приобщить лиц, если нужно. Итак находящееся на преждеосвященной литургии в потире освящается не призыванием и запечатлением Святаго Духа, но причастием и соединением с животворящим хлебом, который, поистине, есть тело Христово в соединении с кровию.    Вопрос. На Литургии Преждеосвященных Даров следует приносить часть ли божественного хлеба, или целый?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3933...

Сравнительная литургика может позволить нам взглянуть на проблему шире. Из-за того что настоящее выступление ограничено по времени, сделаем лишь ряд кратких и общих замечаний. В западносирийской богослужебной традиции литургия Преждеосвященных Даров имеет характерное название «Знаменование Чаши», поскольку главным моментом службы является знаменование чаши Преждеосвященным Хлебом, что и служит освящением чаши 673 . Аналогичные чины известны и для восточносирийской и маронитской богослужебных традиций 674 , хотя в настоящее время они не совершаются. Древнее иерусалимское последование Преждеосвященной, сохранившееся в грузинском переводе, также весьма интересно, поскольку его молитва Domine omnipotens... (Господи Всесильный...) подразумевает освящение чаши. Молитва содержит призывание Святого Духа, чтобы «усовершить Преждеосвященное приношение» 675 , – Чаша нуждается в «усовершении» (освящении), поскольку Хлеб уже освящен. Еще одно подтверждение мысли об освящении Чаши обнаруживается в литургической традиции христиан Нубии. Один лист из рукописи 676 и две надписи 677 из того, что сохранилось от исчезнувшего нубийского христианства, свидетельствуют о существовании и совершении там Преждеосвященной литургии. Молитва этой нубийской литургии Преждеосвященных Даров содержит прошение о том, чтобы Святой Дух снизошел на налитое в Чашу «смешение [вина и воды]» (κρμα) и освятил его «посредством сей Преждеосвященной частицы [Агнца]» (δι τς προηγιασμνης μερδος τατης) 678 . Римская богослужебная традиция, в которой Преждеосвященная служба совершалась только в Великую пятницу, представляет особый интерес, потому что здесь соединились две различные практики: для Преждеосвященных литургий в римских tituli (главных церквях городских округов) Дары заготовлялись под обоими видами 679 , в то время как для папской Преждеосвященной заготовлялся только Св. Хлеб, которым и освящалась Чаша 680 . Также существуют данные о том, что Преждеосвященная литургия, совершавшаяся не только в Великую пятницу, была известна и в среде латинского монашества; Св. Дары для нее заготавливались под обоими видами 681 . Выводы

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Каждение перед великим входом совершает первый священник. Но затем, когда нужно переносить Святые Дары с жертвенника на престол, один первенствующий священник должен нести потир и дискос или же первый священник должен нести только потир, а дискос приличнее взять второму священнику. Этот вопрос решается различно. Протоиерей Хойнацкий и г. Нечаев полагают, что Святые Дары должны быть переносимы двумя старшими священниками, причем первый должен нести потир и поминать установленным порядком Государя и Государыню, а второй – нести дискос и поминать Государя Наследника и т.д. Высказано было и основание такого порядка. На Литургии Преждеосвященных Даров при архиерейском служении дискос несет первенствующий (после епископа), а потир – второй священник. По аналогии можно заключать, что и на полной Литургии, когда она совершается двумя или несколькими священниками без диакона, сосуды со Святыми Дарами должны быть переносимы двумя священниками, но первенствующий должен нести не дискос (как на Преждеосвященной Литургии при архиерейском служении), а потир, как положено на полной Литургии; дискос же должен взять второй священник и нести его обеими руками пред грудью, а не на голове. По мнению же «Церковного Вестника», выраженному в 1885 (в 48) и повторенному в 1886 году 8), Святые Дары должны быть переносимы одним первенствующим священником, который в правой руке должен иметь потир при «персех», а левою держать дискос на голове. Ввиду такого разноречия, отец Кутепов полагает, что в данном случае, впредь до решения вопроса высшею властью, от произволения предстоятеля зависит распорядиться – следовать тому или другому порядку. Чтобы не породить какого-либо соблазна введением нового способа перенесения Святых Даров, не лучше ли и при соборном служении переносить их так, как переносит один священник без диакона и как рекомендуется в «Церковном Вестнике» (Мнение это «Церковный Вестник» высказал в ответ священнику И. Раевскому, который полагал, что при соборном служении Литургии без диакона Святые Дары должны быть переносимы с жертвенника на престол двумя священниками, и притом первый должен нести не потир, как обычно, а дискос с святым Агнцем, а второй – потир. «Церковный Вестник» при этом положительно утверждает, что священник, неся потир в правой руке, дискос должен держать непременно на голове, а не на груди, потому что только в таком случае следующее затем снятие его с головы удержит свое символическое зна-менование снятия Тела Христа Спасителя с креста, на что прямо указывает произносимая при этом песнь «Благообразный Иосиф». Да так делалось и в древности. По мнению «Церковного Вестника», священник может переносить дискос в руках, а не на голове лишь в том случае, если его болезненное состояние не позволяет ему без всякой опасности поднять его на голову), тем более, что в древности в некоторых церквах, как видно из древних Литургий, Святые Дары переносились одним священником даже и при служении диакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

Согласно служебнику во время причащения священнослужителей лик поет «Вкусите и видите», а при совпадении с праздником храма или святого, когда полагается чтение Апостола и Евангелия, следует петь еще соответствующий праздничный киноник. Священник же, причастившись, читает благодарственную молитву «Благодарим Тя, Спаса всех, Бога». Когда же диакон возгласит «Со страхом Божиим и верою приступите», лик поет «Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих», а по возглашении «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое» – «Хлеб небесный». На возглашение «Всегда, ныне и присно» лик отвечает «Да исполнятся уста наша». Окончание священнодействия причащения создавалось постепенно. В древнейших евхологионах непосредственно за причащением священнослужителей следовало причащение народа. Надо полагать, что в это время пели 33-й псалом, пение которого во время причащения указано в «Постановлениях апостольских» 261 . Упоминается этот псалом как исполняемый во время причащения также в Пятом тайноводствен-ном слове 262 . Современный киноник «Вкусите и видите» и стих «Благословлю Господа на всякое время» – это следы древнего пения 33-го псалма. По окончании причащения сразу же читалась во всеуслышание благодарственная молитва «Благодарим Тя, Спаса всех, Бога». В евхологионах XII века, например в Синайском 973 1153 года 263 , после этой молитвы приводится ектения «Прости приимше» и за ней заамвонная молитва; в других того же XII века, например, Афинской национальной библиотеки 713 и 662 264 , после благодарственной молитвы до «Прости приимше» указано священнику переносить Святые Дары с престола в сосудохранильницу. При этом он, поднимая Святые Дары, говорил: «Вознесися на небеса Сыне, Боже». Народ отвечал: «Благодарим Тя». Далее следовало «Прости приимше». В XVI веке в литургию Преждеосвященных были перенесены из полной литургии возглашения «Со страхом Божиим» и «Спаси, Боже, люди Твоя», но чтение молитвы благодарственной во всеуслышание продолжалось 265 . Продолжалось и пение гимна «Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко сподобил еси нас причастником быти пречистому Твоему Телу и честней Твоей Крови, изли-янней за весь мир во оставление грехов смотрения Твоего таинству. Аллилуиа» 266 . Только в XVII веке появляются возглашения «Со страхом Божиим» и «Спаси, Боже, люди Твоя», а вместо гимна «Благодарим Тя, Христе Боже наш» – близкий ему по смыслу гимн «Да исполнятся уста наша». К этому же времени вошел в употребление гимн «Хлеб небесный и чашу жизни». Его в первом печатном служебнике (1602 года) еще нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

       Вопрос. Может ли диакон приобщить кого-либо по нужде, в отсутствии священника?          В нужде, в отсутствие священника, преподать преждеосвященные дары мирянину, приближающемуся к смерти, диакону не возбраняется, только в подобном случае он должен обращать внимание на нужду. Но прежде, если можно, или после, он должен сказать об этом священнику. Отлученному же и непосвященному нельзя приобщать себя самого св. Таин, но каждому из таких следует обращаться к священнику, и особенно по чувству смирения и ради прощения.    Вопрос. Мы знаем, что монахи в пустынях приобщаются одни. Следует ли делать это и как приобщаться?          Некоторым из монахов, живущим в пустынях и не имеющим священников, архиереем дозволяется, как мы знаем, иметь преждеосвященные дары в дарохранительнице (εν ποξιω), и в случае нужды приобщаться их с великим благоговением, но не так, как священники, а так, как мы и в другом месте указали и постановили для тех, которые спрашивали нас. На каком-либо чистом месте распростерши священный плат, они должны поверх его положить святой покров, а на покров — лжицею часть всесвятого хлеба; потом после пения, каждения и троекратного поклонения приобщиться божественного хлеба не рукою, но устами. Затем из какого-либо сосуда вином с водою, или одною водою, омыть уста. Если же кто умирает и нет ни священника, ни диакона: в таком случае ради великой нужды, как корабельщик послужил святой Феоктисте, если есть животворящий хлеб, пусть он будет дан кому-нибудь из чтецов, или благоговейнейших и наиболее чистых мирян, — и тот, со страхом и благоговением положив лжицею в священный покров небольшую частицу всесвятого хлеба, пусть поднесет ее к устам умирающего в напутствие жизни вечной; только это в крайней необходимости, как мы сказали, и с величайшею осторожностию, если человек смотрит в могилу и безнадежен. Потом послуживший таким образом пусть объявит о том священнику и испросит прощение.    Вопрос. Если священник, или другой верующий, во гневе отречется (от веры), что делать? И такому священнику можно ли священнодействовать?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3933...

... да не приобщатся глаза наши ко всякому лукавому зрению, и слух наш закроется к словам праздным. Очисти наши уста, хвалящие Тебя, Господи: да воздержатся руки наша от злых дел, чтобы исполнять дела только благоугодные Тебе, укрепляя и утверждая все члены и мысль нашу Твоей благодатью. Другая молитва готовит нас к перенесению Преждеосвященных Даров: ... се бо пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в настоящий час входящая, на тайней сей предложиться имут трапезе, от множества воинства небеснаго невидимо дориносимыя. Их же причастие неосужденно нам даруй, да теми мысленное око озаряющее, сынове света и дне будем. ... Ибо вот Пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в настоящий час входящие, будут предложены на этой тайной трапезе, невидимо переносимые множеством небесных воинств. Даруй нам неосужденно причаститься им, да просветится ими мысленное око наше, и мы станем сыновьями света и дня. Вместо обычной Херувимской песни хор споет гимн «Ныне силы Небесные». Так как переносят уже освященные Дары, то верующие снова становятся на колени, а потом еще раз делают три земных поклона, мысленно повторяя за священником молитву св. Ефрема Сирина. После великого входа закрывают царские врата и завесу до половины. Святые Дары теперь перенесены на престол, а мы, готовясь к Причастию, просим: ... освяти всех нас души и телеса освящением неотъемлемым: да чистию совестию, непосрамленным лицем, просвещенным сердцем божественных сих причащаюся святынь и от них оживотворяеми, соединимся самому Христу Твоему... рекшему: ядый плоть Мою и пияй Кровь Мою, во мне пребывает и Аз в нем... да будем Храм Пресвятого и поклоняемого Твоего Духа, избавлении всякия диавольская козни... и получим обетованная нам благая со всеми святыми Твоими... ... освяти души и телеса всех нас освящением неотъемлемым: чтобы чистою совестию, непосрамленным лицом, просвещенным сердцем причастившись святых Даров и получивши от них жизнь, мы соединились бы с самим Христом Твоим..., сказавшим: тот, кто ест плоть Мою и пьет кровь Мою, во Мне пребывает, и Я в нем... да будем мы Храмом Пресвятого и поклоняемого Твоего Духа, да будем мы избавлены всяких дьявольских козней... и получим обещанные нам блага со всеми святыми Твоими...

http://foma.ru/o-liturgii-prezhdeosvyash...

Аллилуиа. В древности, когда желающих причаститься за литургией Преждеосвященных Даров было много, пелся весь (33-й) псалом „Благословлю Господа“. Когда же число причастников уменьшилось, постановлено было петь один только стих из этого псалма с прибавлением слов; «хлеб небесный и чашу жизни» для большего применения этого псалма к причащению. В то время, как клир от лица народа прославляет Господа, священник благословляет народ и молится, чтобы Господь даровал спасение своему народу: «Спаси, Боже, молится он, люди Твоя, и благослови достояние Твое». Это молитвенное благословение изображает то благословение Иисуса Христа, которое он преподал ученикам своим при вознесении на небо. После этого благословения, священник, покадив святые Дары, возлагает дискос со звездицею на голову диакона, который и относит все это на жертвенник. Сам же, взяв святую чашу и обратившись к народу, говорит тихо: «Благословен Бог наш», а потом громко возглашает: Всегда, ныне и присно и во веки веков». Это в последний раз уже священник показывает святые Дары народу и затем уносит их на жертвенник. Это явление святых Даров народу изображает вознесение Спасителя на небо; а слова священника напоминают нам слова Самого Иисуса Христа, сказанные верующим при Своем вознесении: «вот, Я буду с вами во все дни до скончания века». Как святые Апостолы прославляли Господа при Его вознесении, так и мы, проникнутые благодарностию к Господу за все Его благодеяния к нам грешным, особенно же за причащение святых Таин, с радостию отвечаем на слова священника следующею священною песнию: Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим, Божественным, безсмертным и животворящим тайнам; соблюди нас во Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей: аллилуия, аллилуия, аллилуия. (Господи! да исполнятся уста наши славословием Тебя за то, что Ты удостоил нас причаститися святым Твоим, Божественным, безсмертным и жизнь дающим тайнам; сохраняй нас во Твоей святыне, чтобы мы постоянно следовали правде Твоей).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Симеон называет «общей» (здесь и в следующем абзаце PG 155 col. 513); различие только в том, что в первом случае из нее извлекаются части Св. Даров (хотя греческий текст и это описывает не слишком четко), а во втором случае — только вино. И это освященное вино св. Симеон явно отличает от Даров, поскольку прямо говорит: «Не Дары, а только чаша». Тут возможно возражение в том духе, что в случае второбрачных следует подготовить иную чашу, не Чашу с Дарами. Это толкование, однако, будет не самым естественным, поскольку св. Симеон описывает порядок действий так: чаша есть в любом случае, а новобрачные причащаются, если достойны. Так что речь идет об одной чаше, а иначе и вовсе не стоит провозглашать «Святая святым», на наш взгляд. Так или иначе, при любой точке зрения надо признать, что здесь приобщение вина из чаши (которое не есть Божественные Дары) называется благим общением, κοινωναν γαθν; это, по-видимому, опровергает один из филологических аргументов обсуждаемой статьи, говорящий : «Если в Чаше [Преждеосвященных — авт.] просто вино, то как священник, по словам св. Симеона, может от приобщиться от Чаши, если приобщиться (κοινωνσ) принципиально можно только Крови Христовой, вином же можно только измыть уста?» Как видим, говоря о супружестве, св. Симеон вполне допускает благое общение или приобщение (κοινωνα) не от Божественных Даров, а от некой общей чаши. Более того, у Солунского святителя есть и такие строки: «Подобает знать, что через соединение со Всесвятой Кровью все сделалось единым и что причащение Крови Господней происходит и в том случае, когда кто-нибудь причастится частицей (ε κα δι μερδος τις κοινωνσει). Но поскольку всякий верующий должен причащаться и Тела и Крови Христовой, постольку иерей должен преподавать Причастие приступающему, беря лжицей вместе с Кровью и Тело Господне. И хотя все частицы, будучи положены в Чашу, сообщаются с Телом и Кровью Христовыми, и принимающий Тело и Кровь причащается вместе с соединенными с ними частицами, но я думаю, что священнику лучше причащать со вниманием и брать лжицей только от одного лишь Божественного Тела, а не с частицами вместе» .

http://bogoslov.ru/article/6028886

На каком-либо чистом месте распростерши священный плат, они должны поверх его положить святой покров, а на покров – лжицею часть всесвятого хлеба; потом после пения, каждения и троекратного поклонения приобщиться божественного хлеба не рукою, но устами. Затем из какого-либо сосуда вином с водою, или одною водою, омыть уста» . Здесь видна параллель с приобщением, которое дает мирянам священник и которое св. Симеон описывает так: «Поэтому и желая кого-нибудь приобщить Таин без Литургии, мы приобщаем так: берем частицу соблюдаемого на такой случай хлеба и влагаем его в вино с водою». Должны ли мы предположить, что во втором случае преложение вина в Кровь происходит, а в первом нет? По какой бы причине мирянин мог приобщиться Крови, в то время как отшельнику в пустыне, даже при наличии сосуда с вином и водой, приходится обходиться лишь Хлебом? Из-за отсутствия священника? Но какова его роль, если он не читает молитвы, и если само освящение происходит за счет прикосновения? Даже более значимой может оказаться описываемая св. Симеоном практика причащения новобрачных запасными Дарами (см. также ): «Вслед за тем иерей прикасается к священной Чаше Преждеосвященных Даров и возглашает: “Преждеосвященная святая святым”. И когда все запоют: “Един свят, един Господь”, потому что Он – единое освящение, и мир, и единение сочетающихся рабов своих, – приобщает новобрачных, если они достойны. Потом иерей преподает им Дары из общей Чаши, между тем как поют: “Чашу спасения прииму”. Это делается ради Всесвятых Даров и в знак единения вступающих в брак в благомыслии о Боге, а также того, что богомыслие их будет рождаться от мира и единомыслия. Недостойным причащения, как, например, двоеженцам и им подобным, не преподаются Божественные Дары, а только общая чаша — в освящение отчасти, во благое общение и единение в благословении Божием» . Несмотря на разницу в написании прописных и строчных букв в русском переводе, речь здесь, судя по греческому тексту, идет об одной и той же Чаше, которую св.

http://bogoslov.ru/article/6028886

Первые христиане, следуя примеру Апостолов, полагали, что «Божественная вечеря» не соединяется с одним каким-нибудь днем в году, как еврейская Пасха. Для совершения ее, собирались каждый день, или очень часто. Причащались ежедневно, прежде, или после обеда. Частое причащение не унижало высокого достоинства этого таинства. Не как простой хлеб и вино, но с величайшим благоговением принимали они св. Дары. Когда стало обычаем собираться на вечери лишь по праздникам, то и тогда еще считали необходимым причащаться всем. Люди наиболее набожные и усердные брали с собой часть освященных Даров и каждый день причащались дома, пред обедом. (Святые Дары брали также с собой и отправлявшиеся в путешествие. В пост, кроме субботы и воскресенья, запрещено было совершать «Божественную вечерю», как вечерю радости; но, чтобы не лишить желающих святого Причащения, позволялось причащаться Дарами, ранее освященными. Отсюда – начало Литургии «преждеосвященных Даров». Что касается времени совершения «вечери», то из самого названия видно, что она происходила вечером. Начинаясь с вечера, она продолжалась нередко до полночи и даже до утра. Больным и тем, которые по какой-либо важной причине не могли участвовать в собрании, диаконы относили освященные Дары на дом. Малолетние, получившие крещение, также допускались до участия в Причащении. Из самого слова «вечеря» можно также видеть, что важнейшее христианское священнодействие соединялось с ужином. Подражая вечери Христовой, христиане приносили с собой в собрание обыкновенный, вскисший хлеб, вино, масло. Эти «приношения» (по-гречески – «просфора»), или пожертвования принимали диаконы; имена приносивших они вносили в особый список и с молитвой провозглашали их во время освящения Даров. Даже от имени умерших нередко делались приношения и имена их провозглашались также, как и имена живых. Часть хлеба и вина из таких добровольных приношений, обыкновенно, отделялась и освящалась в тело и Кровь Христову, а прочие дары, над которыми тоже произносились молитвы, употреблялись для общественного стола. «Благодарение» и молитвы над Дарами считались существенной частью священнодействия. Отсюда и самое таинство Причащения, самые Тело и Кровь Христовы получили название: «евхаристия», т. е. «благодарение».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010