Празднование Зачатия Богородицы (9 дек) началось не позже VII века, ибо святой Андрей Критский († 712) написал уже канон на сей праздник. В Царь-граде был собор Богородицы, где храмовой праздник совершался именно в этот день. Сведения о празднике Рождества Пресвятой Богородицы восходят в некоторых местах к IV, а в других к V веку. В честь этого события уже в IV веке строили храмы. Все памятники восточные и западные согласно показывают празднование его 8 Сентября. Есть предание, что день сей, как день рождения Богоматери, открыт был одному подвижнику. Праздник сей прославили канонами – в VII веке святой Андрей, архиепископ Критский (который в каноне именно говорит, что весь мир празднует рождение Пресвятой Девы), а в VIII веке – святой Иоанн Дамаскин . Праздник продолжается в Церкви пять дней: отдание праздника 12 Сентября. Указания на праздник Введения во храм уцелели от VIII века; день праздника определён 21 Ноября. В Иерусалиме, в ограде Омаровой мечети, указывают здание, где в V или VI веке был храм в честь Входа Пресвятой Богородицы, и говорят, что этот храм стоял на месте притвора Соломонова, где некогда жила Приснодева. Каноны на сей праздник написаны Георгием, митрополитом Никомидийским (IX в) и Василием, архиепископом Кесарийским (XI в). Праздник Введения есть для нас как бы та великая звезда-путеводительница, которая ведёт нас поклониться Рождеству Христову; со дня Введения начинают петь во храмах: “Христос раждается, славите!” Праздник продолжается пять дней: отдание праздника 24 Ноября. Праздник Благовещения совершался в Восточной Церкви уже в IV в; о нём упоминают святой Афанасий Александрийский и святой Иоанн Златоуст ; но есть свидетельство, что он установлен самими Апостолами, как состоящий в неразрывной связи с праздником Рождества Христова, и был сближаем со временем празднования Рождества. Собор Трулльский (691г) положил правило о дне Благовещения, что в сей праздник, даже и в четыредесятницу, должна быть совершаема литургия святого Златоуста, а не преждеосвященных Даров. Канон на Благовещение принадлежит отчасти святому Иоанну Дамаскину , отчасти блаженному Феофану начертанному, митрополиту Никейскому, жившему в IX веке. Но во всех местах сначала праздновали Благовещение в одно время, но с XI в. везде отнесли его на 25 Марта. Праздник продолжается один день, не имеет ни предпразднства, ни попразднства.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Горнее место – место за престолом в алтаре, где ставятся на возвышеньи кафедра епископа и по бокам сидения для пресвитеров. Двунадесятые, или дванадесятые, праздники – двенадцать (церковнослав.: дванадесять – двенадцать) праздников годового круга богослужения в честь Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Девять из них имеют постоянную дату празднования: Рождество Пресвятой Богородицы (8 сентября), Воздвижение честного и животворящего Креста Господня (14 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября), Рождество Христово (25 декабря), Крещение Господне (Богоявление) (6 января), Сретение Господне (2 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта), Преображение Господне (6 августа), Успение Пресвятой Богородицы (15 августа) (все даты – по старому стилю). Три из числа двунадесятых праздников – подвижные и совершаются в зависимости от дня празднования Пасхи: Вход Господень в Иерусалим – в последнее воскресенье перед Пасхой, Вознесение Господне – на сороковой день после Пасхи, День Святой Троицы (Пятидесятница) – на пятидесятый день (в седьмое воскресенье) после Пасхи. Праздник Пасхи не входит в число двенадцати, поскольку он есть высочайший – «праздник праздников и торжество торжеств». Двупеснец – см. Канон. Держава – сила, власть, утверждение, у крепление. Диаконик (диаконник) – южное отделение алтаря (в древней Церкви это было помещение вне алтаря), в котором хранятся священные вещи, находящиеся в ведении диакона: ризы, богослужебные сосуды, напрестольные Евангелия и кресты, дарохранительницы и проч. Южные двери алтаря, ведущие в это отделение, называются диаконскими. Дикирий – двусвечник, употребляемый при архиерейском священноелужении; знаменует два естества Иисуса Христа – Божеское и человеческое. Во время богослужени я архиерей с трикирием в правой руке и дикирием в левой крестообразно осеняет и благословляет молящихся. См. также Трикирий. Догмат – богооткровенная истина, исповедуемая и преподаваемая Святой Церковью как непререкаемое и неизменное правило веры, основанное на Священном Писании. Краткое изложение основных православных догматов дано в Символе веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Скачать epub pdf Содержание Земной ангел и небесный человек (предисловие) Часть первая (1861–1913) Часть вторая (1914–1934) I. Из поучений митрополита Трифона Слово в тюремном Сергиево-Посадском храме в день престольного праздника во имя иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» Слово в день памяти святителя Николая Чудотворца Слово на день сошествия Святого Духа на Апостолов Слова на день обретения мощей преподобного Серафима, саровского чудотворца Слово на день великомученика и целителя Пантелеймона Слово на день явления иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани Слово в день предпразднства Происхождения Древ Животворящего Креста Господня Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы по случаю 200-летия военного госпиталя Слово в день попразднства Рождества Христова Слово в день памяти святителя Митрофания, епископа Воронежского Слова в день праздника Рождества Христова Слово на новый, 1909 год Слово в праздник Богоявления Господня Слово в день памяти Святого благоверного князя Даниила московского Слово о благоразумном разбойнике Слово после молебна в день памяти святителя Иоасафа Слово на день преставления преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца Слово в честь дня перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (убруса) Господа нашего Иисуса Христа Слово на отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы Слова, произнесённые за богослужениями Страстной и Светлой седмиц (1918 год) Великопостные проповеди и поучения Слово на Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Девы Марии Слово на день празднования Казанской иконы Божией Матери Слово в день памяти преподобного Иоанна Лествичника Слово в день памяти преподобной Марии Египетской Слово в субботу перед Воздвижением Честного Животворящего Креста Господня Слово в день памяти святого великомученика Дмитрия Солунского Слово на погребении старца о. Амвросия Настоятель Оптиной пустыни священноархимандрит схимонах Исаакий Памяти иеромонаха о. Варнавы Слово в день памяти иеросхимонаха Амвросия Оптинского Слово на девятый день по преставлении о.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

На 9-й песни канона вместо песней Пресвятой Богородицы и прав. Захарии – особые припевы-величания; в современных богослужебных книгах указывается в общей сложности 10 припевов (7 для 1-го канона, 1 для 2-го и по одному вместо «Слава:», «И ныне»); 1 припев 4-го гласа («Ангели въходъ...») выписан уже в Благовещенском кондакаре XII в.; в более поздних рукописях встречаются обширные циклы припевов-величаний ; в старопечатных русских Типиконах и Минеях указаны только 2 припева (по 1 для каждого канона). Особенность русских старопечатных Типиконов, которая отсутствует в современных, – после катавасии по 9-й песни дополнительно поется ирмос 1-го канона Введения во храм Пресвятой Богородицы (и совершается земной поклон). На литургии, как и в др. Богородичные праздники, исполняются изобразительные антифоны, на блаженнах – 3-я и 6-я песни канона праздника (3-я песнь из 1-го канона, 6-я из 2-го). Устав служб попразднства не имеет значительных отличий от попразднств др. праздников. Поются песнопения как с 1-го дня праздника (поочередно, по дням, один из двух канонов; самогласны), так и собственные песнопения дней попразднства. 23 ноября последование праздника может соединяться с последованием блгв. кн. Александра Невского, устав службы в современном Типиконе отсутствует; в старопечатных Типиконах этот устав выписывался . В день отдания Введения во храм Пресвятой Богородицы, 25 ноября, последование Введения соединяется с последованиями сщмч. Климента Римского и Петра Александрийского , что составляет отличительную особенность отдания Введения по сравнению с др., т.к. обычно в такие дни последования «дневных святых» не поются. В остальном служба отдания не отличается от др.: повторяются песнопения праздника с 1-го дня, только отсутствуют вход на вечерне с паремиями и полиелей на утрене. В конце утрени поется великое славословие. Марковы главы Типикон, принятый в настоящее время в Русской Церкви, в рамках цикла Введения во храм Пресвятой Богородицы имеет несколько Марковых глав, описывающих соединение с воскресной службой предпразднства , праздника , попразднства и отдания .

http://drevo-info.ru/articles/797.html

«Предопределенная скиния» «к Богу нашего примирения» «быти ныне начинает» (1-й тропарь 8-й песни 1-го канона). «Иоаким и Анна торжествуют, начатой рождше нашего спасения…» (1-я [стихира на] «Господи, воззвах» на малой вечерне). При этом мы вспоминаем те же самые слова и на Благовещение в тропаре: «Днесь спасения нашего главизна…», то есть начало. Верно. И там, и здесь – начало. Но это первое, предварительное начало, а то – второе. Здесь – начало будущего начала. Там начинается уже Сам Спаситель, а здесь начинается Та, от Которой Он зачнется на Благовещение. Желая выразить это образно, в песнопениях употребляется упомянутое мною выше сравнение «цветка» и «плода». На Благовещение зачался уже «Плод» спасения; ныне – лишь цвет спасения: «От Анны днесь цвет… Богородица прозябе…» (2-я [стихира на] «Господи, воззвах» на малой вечерне), «цвет от Иессеа» (1-я [стихира на] литии) и т.п. А иногда Христос называется «Цветом» (седален по полиелее; 4-й тропарь 5-й песни 2-го канона); тогда Она сравнивается с жезлом Аароновым, от Которого Он процвел. Приблизительно около стихир на литии я вдруг ощутил неожиданную мысль-чувство: что ныне уже не только Рождение Богородицы, а и Рождество Христово… Так ясно было это, будто я сразу с 8 сентября перенесся через три с половиной месяца, к 25 декабря, и праздную уже радостнейший праздник воплощения Слова, Бога Спасителя. И сразу открылось мне: да ведь ныне, в сущности, не что иное, как – предпразднство Рождества Христова. И сразу все осветилось этой, истинной по существу, идеей… Именно, именно… Потому-то и все похвалы Богородице взяты или вставлены в связи именно с мыслью о Рождении Спасителя. Это мы и видели по стихирам раньше. Рождество Богородицы светится уже Рождеством Христовым. И потому благодать (первая) по существу ныне рождественская уже: то есть того же качества. А так как там была радость, и мир, и славословие, – то эти же чувства переживаются и ныне. Различие лишь в степени. Ныне все это дается в зачаточной степени. Рождество Христово – явление солнца; Рождение Богородицы – начало зари… Это так ясно… И так верно. И так художественно.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

    10. Дни попразднства – это своеобразное продолжение праздника. На следующий день после многих Господских и Богородичных праздников воспоминаются и прославляются участники события, воспоминаемого в день праздника. Так, после дня Рождества Пресвятой Богородицы, а именно – 9 сентября, совершается празднование в честь святых Богоотец Иоакима и Анны; после Рождества Христова – Собор (т.е. собрание верующих на славословие) Пресвятой Богородицы; после Крещения Господня празднуется Собор святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна; после Сретения Господня совершается память святого праведного Симеона Богоприимца и святой пророчицы Анны; после Благовещения Пресвятой Богородицы празднуется Собор архистратига Гавриила.    В последованиях Минеи в дни попразднства вместе с песнопениями святым помещаются песнопения самого праздника или попразднственные, прославляющие событие праздника. В дни попразднства, как и в дни предпразднства, Октоих не поется.    Количество дней попразднства вместе с днем отдания бывает разное – от одного до восьми дней. Причиной такого неравномерного назначения Церковью количества дней попразднства служит разное соотношение двунадесятых праздников с другими днями богослужения: то близость к другим праздникам (например, Рождество Пресвятой Богородицы находится вблизи праздника Воздвижения), то пост (например, Благовещение Пресвятой Богородицы).     11. Последний день попразднства называется отданием праздника. Он отличается от дней попразднства более торжественной службой и тем, что в этот день поется последование праздника с большей частью тех молитв и песнопений, которые пелись в самый праздник. Но в отдание, в отличие от службы самого праздника, не положено всенощного бдения, на вечерне нет входа и чтения паримий, на утрени нет полиелея и чтения праздничного Евангелия, вместо «Честнейшую» поется припев и ирмос 9-й песни (кроме воскресных дней), утреня завершается великим славословием.    На литургии в отдание нет праздничных антифонов. Прокимен, аллилуиарий и причастен праздника, а в воскресенье — дня и праздника. В отдание Господских праздников читаются Апостол и Евангелие, чтения дня праздника не бывают. (См. Типикон, 6 августа). Только в отдание Богородичных праздников читаются праздничные Евангелие и Апостол после дневных (в том числе и воскресных) зачал (см.: Типикон, 12 сентября). Вместо «Достойно есть» поется задостойник.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Они начали скорбеть… – Мы радуемся тому, что Ты преставляешься по изволению Христа Спасителя и что завет Божий над Тобою исполняется; но вместе и печалимся, что остаемся сирыми и уже не увидим здесь Тебя, нашей Матери и Утешительницы. – Не плачьте, друзья и ученики Христовы! – ответила Богородица. – Не возмущайте скорбию вашей Моей радости. Но вместе со Мною радуйтесь, что Я отхожу к Моему Сыну и Господу. Вы же, предав тело Мое погребению в Гефсимании, возвратитесь каждый в свою страну для проповеди Евангелия. А со Мною и по отшествии Моем, если благоугодно будет Господу, всегда увидитесь… В это время явился и святой апостол Павел, приветствуя Ее: – Радуйся, Мати Жизни и предмет моего благовестия! Хотя я и не наслаждался лицезрением во плоти бывшего на земле Господа моего Иисуса Христа до Его вознесения на Небо (после-то апостолу Павлу не раз являлся Господь; см. Деян. 9; 18, 9 ; 2Кор. 12 ; 2Тим. 4, 17 и др.), но ныне, увидев Тебя, мню, что вижу Его. С ним явились и ученики его: Дионисий, Иерофей и Тимофей, и иные из числа семидесяти апостолов. Пресвятая Богородица, называя всех по имени, призывала к Себе, ублажала их подвиги и утешала. Настало, наконец, 15 августа, Пречистая возлегла на одр и стала ожидать Своего Сына и Господа… Вокруг Нее горело много светильников… Вдруг точно раскрылась кровля дома, Божественная слава осенила всех. И предстал Царь славы Господь Иисус Христос с множеством Небесных Сил. Увидевши Его, Пресвятая воскликнула: – Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея! И, приподнявшись с одра, поклонилась Господу. Спаситель, смотря на Нее очами, полными любви, сказал: «Прииди ныне, дражайшая Мати Моя, и вниди в кров вечныя жизни». Пресвятая Богородица снова повторила пред Ним просьбу, чтобы Он сохранил Ее от сатанинской власти, и, успокоенная Им, сказала словами псалма: – Готово сердце мое, Боже, готово сердце Мое! Затем добавила благовещенские слова: – Буди Мне по глаголу Твоему! И совершенно безболезненно вручила душу Свою в руки Сына и Бога…

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Мысль о необходимости постоянного восхваления Бога красной нитью проходит через все Священное Писание (см., например, 103 псалом, 2Сол.2:13 ). Однако Церковь с самого своего начала устанавливает для этого и особые праздничные дни, праздники. Праздники имеют двоякое назначение. Во-первых, они выражают внутреннее торжество христиан, радостные переживания, связанные с воспоминанием о благодеяниях Божиих, дают возможность более тесно молитвенно соприкоснуться с горним миром. Во-вторых, важнейшие христианские праздники всегда были днями отдыха от повседневных трудов, что способствовало усилению духовного настроения. Праздники проникнуты преимущественно светлыми, радостными христианскими чувствами, основанными на воспоминании божественных благодеяний. Такие дни Церковь предписывает проводить в молитве, душеполезном чтении, благотворительной деятельности. Праздничные дни отмечены в уставе особыми знаками (о праздничных знаках в уставе будет сказано в связи с книгой Месяцеслов). По значимости праздники разделяются на великие, средние и малые. По характеру воспоминаний они разделяются на Господские (в которые вспоминаются события, связанные с Иисусом Христом), Богородичные и праздники святых. Кроме того, праздники бывают общецерковными, т.е. отмечаемые всей Христианской Церковью, и местными, которые особо торжественно отмечают только в каком-то одном регионе. Великие праздники Самым значимым христианским праздником является Пасха – «праздников праздник и торжество торжеств». Все остальные великие праздники разделяются на великие двунадесятые и великие недвунадесятые. К великим двунадесятым, т.е. двенадцати праздникам относят следующие Господские и Богородичные праздники: Дни предпразднства Дни попразднства Наименование праздника Число празднования Место в календаре Рождество Пресвятой Богородицы 8 сентября неподвижные Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта Рождество Христово 25 декабря Сретение Господне 2 февраля Крещение Господне (Богоявление)

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Преподобнаго Иннокентия Комельскаго, Вологодскаго (†1521) Смоленския иконы Божия Матере, именуемыя «Умиление» (1103) 20 марта Преподобных Иоанна, Сергия, Патрикия, Космы, Анастасия протодиакона, Феоктиста и прочих, во обители святаго Саввы убиенных (†796) Преподобнаго Евфросина Синезерскаго, Новгородскаго (†1612) 21 марта Преподобнаго Иакова, епископа и исповедника († после 775) Преподобнаго Пахомия Нерехтскаго (†1384) 22 марта Святаго священномученика Василия, пресвитера Анкирскаго († ок. 362–363) Святаго мученика Василия Мангазейскаго (†1602) Святаго преподобномученика Евфимия Константинопольскаго (†1814) (службу зри 1 мая) Иконы Божия Матере, именуемыя «Изборская» (1634) 23 марта Святаго преподобномученика Никона, епископа, и с ним 199-ти ученик его (†251) Преподобнаго Никона, игумена Киево-Печерскаго (†1088) 24 марта Предпразднство Благовещения Пресвятыя Богородицы Преподобнаго Захарии, постника, в Дальних пещерах почивающаго (XIII–XIV) Святых мученик Стефана и Петра Казанских (†1552) 25 марта Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии Преставление святителя Тихона, Патриарха Московскаго и всея Руси(†1925; службу зри 26 сентября) 27 марта Святыя мученицы Матроны Селунския (III–IV) Святаго священномученика Иринея, епископа Сирмийскаго (†304) (память ради службы перенесена с 26 марта) 28 марта Преподобных: Илариона Новаго, игумена Пеликитскаго († ок. 754) и Стефана чудотворца, игумена Триглийскаго († ок. 815) Святаго преподобномученика Евстратия Печерскаго, в Ближних пещерах почивающаго (†1097) Преподобнаго Илариона Гдовскаго, Псковоезерскаго (†1476) Святаго мученика Енравота-Бояна, князя Болгарскаго († ок. 830) 29 марта Святаго священномученика Марка, епископа Арефусийскаго, Кирилла диакона и иных многих († ок. 363) Преподобных Марка, Ионы (†1480), Корнилия (†1576) и Вассы († ок. 1473) Псково-Печерских 30 марта Празднество в память сретения Пресвятыя Богородицы и святыя праведныя Елисаветы, матере святаго Иоанна Предтечи Преподобнаго Иоанна Лествичника (†649)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

На велицей вечерни стихиры воскресны 3, и восточны 3, Анатолиевы, и предпразднства 4. Слава, предпразднства. И ныне, Богородичен 1-й гласа. И прочее по обычаю. На утрени тропарь воскресен, дважды. Слава, и ныне, предпразднства. И прочее воскресно. Канон воскресен со ирмосом на 4, и Богородицы на 2, и Триоди на 4, и предпразднства на 4. Катавасия: Отверзу уста моя: По 3-й песни кондак предпразднства и седален Триоди. Слава, и ныне, предпразднства. По 6-й песни кондак воскресен и икос. По 9-й песни светилен воскресен. Слава, и ныне, предпразднства. И прочее, по обычаю, воскресно и Триоди. На 1-м часе тропарь воскресен. Слава, предпразднства. И ныне, Богородичен часов. Святых же службы – Иоанна Лествичника и Марии Египтяныни – в сия недели оставляются и поются, егда екклисиарх разсудит. Аще случится предпразднство Благовещения в субботу 5-ю акафиста. В пяток вечера, на Господи, воззвах: поем стихиры Триоди, самогласен дне, дважды, и мученичен, и акафиста на 4, и предпразднства 3. Слава, предпразднства. И ныне, акафиста. Вход. Прокимен, и чтение дне. Да исправится молитва моя: и прочее преждесвященных. Четверопеснец же Триоди поем на повечерии. На утрени на Бог Господь: тропарь акафиста, дважды. Слава, и ныне, предпразднства, и обычныя кафизмы. Кондаки и икосы акафиста по чину их. Канон предпразднства со ирмосом на 6 и акафиста на 8. Катавасия: Отверзу уста моя: По 3-й и по 6-й песни кондаки и икосы по обычаю. По 9-й песни светилен акафиста, дважды. Слава, и ныне, предпразднства. На хвалитех стихиры акафиста на 4, глас 4. Подобен: Яко добля: Слава, и ныне, глас 4: Языка, егоже не ведяше: Славословие великое, и отпуст. Аще предпразднство Благовещения случится в субботу Лазареву. Поется предпразднства служба, прежде в четверток тояже седмицы, якоже указася сего месяца в 24-й день. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010