Каноны Благовещения Пресвятой Богородицы, часть II: неизданный канон из рукописи paris, gr. 341 Источник Часть I → Статья представляет собой вторую часть цикла публикаций, посвящённых византийским песнопениям праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, его предпразднства и отдания 1 . В статье содержатся дополнения и поправки к первой части и публикуется ранее не издававшийся греческий канон Благовещению в форме диалога между Пресвятой Богородицей и архангелом Гавриилом, сохранившийся в рукописи Paris, gr. 341, 1325 г. В предыдущей статье из цикла публикаций о византийских песнопениях в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы 2 мы привели сведения о двенадцати греческих благовещенских канонах, известных на момент выхода статьи в свет, пять из которых были изданы 3 , а семь – нет. Неизданные благовещенские каноны включали произведения гимнографа Германа, свт. Георгия Никомидийского , прп. Иосифа Песнописца, свт. Филофея (Коккина), Иоанна, Мануила Ритора и анонимный. Первый из них, авторства Германа, был нами тогда же полностью опубликован. Как выяснилось позднее, приведённый список канонов нам следовало дополнить ещё двумя: вторым каноном свт. Георгия и каноном Анастасия Квестора, сохранившимися в рукописной Минее рубежа Χ–ΧΙ вв. (РГГБ, Греч. 553). Эта рукопись не была учтена ни в указателе неизданных византийских канонов Минеи, подготовленном Еленой Папаилиопулу-Фотопулу 4 , ни в дополнениях Демосфена Стратигопулоса к этому важнейшему справочнику 5 , что и стало причиной нашего упущения. При этом канон Анастасия Квестора был издан ещё А.И. Пападопуло-Керамевсом 6 , а оба канона свт. Георгия были опубликованы Э.Н. Добрыниной уже после выхода в свет нашей первой статьи 7 . Таким образом, общее число известных к настоящему времени греческих благовещенских канонов достигло 14, три из которых 8 написаны уже не в византийскую эпоху. Из византийских канонов Благовещению неизданными остаются три: прп. Иосифа Песнописца и свт. Филофея (Коккина), а также канон, который, согласно утверждению знаменитого исследователя византийской гимнографии митр. Софрония (Евстратиадиса), надписан именем Иоанна. Публикации этого канона и посвящена настоящая статья.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

15 (2) февраля Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта) Вход Господень во Иерусалим (эта неделя называется Неделей Ваий, или Вербным Воскресением) за неделю до Пасхи Вознесение Господне в сороковой день по Пасхе (в четверг) Пятидесятница, или Троица в пятидесятый день по Пасхе — (в воскресенье) Преображение Господне 19 (6) августа Успение Божией Матери 28 (15) августа Праздник Пасхи – это «праздников праздник и торжество торжеств». Он бывает в различные дни месяца апреля или мая (от 4 апреля до 8 мая (от 22 марта до 25 апреля по старому стилю)) в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Великие недвунадесятые праздники 1. Покров Пресвятой Богородицы 14 (1) октября 14 (1) января Рождество святого Иоанна Предтечи 7 июля (24 июня) Память святых апостолов Петра и Павла 12 июля (29 июня) Усекновение главы святого Иоанна Предтечи 11 сентября (29 августа) Двунадесятые праздники имеют дни предпразднства, попразднства и отдания праздника. Днями предпразднства Святая Церковь приготовляет верующих к встрече дня праздника посредством особых молитв в честь наступающего праздника. Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднств, за исключением Рождества Христова, предпразднство которого продолжается 5 дней, и Крещения Господня – 4 дня. Предпразднства не имеет только праздник Входа Господня в Иерусалим. Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни наряду с песнопениями дневному святому Святая Церковь продолжает вспоминать и прославлять события бывшего праздника. Число дней попразднства неодинаково. 1. Рождество Пресвятой Богородицы Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня Введение во храм Пресвятой Богородицы Рождество Христово Крещение Господне (Богоявление) Сретение Господне — зависит от той или иной близости праздника к Великому посту от 7 до дней Благовещение Пресвятой Богородицы вечер того же дня Вход Господень во Иерусалим вечер того же дня Вознесение Господне Пятидесятница Преображение Господне Успение Божией Матери

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

Слово Святейшего Патриарха Алексия после литургии в Великую Субботу и праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 2007 г. 15:46 Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Поздравляю всех вас с Великим праздником Благовещения Пресвятой Богородицы , с Великой Субботой — предпразднством Светлого Христова Воскресения. Причастников я поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Заканчивается Великий пост, подходит к концу Страстная седмица, и мы стоим в преддверии Светлого Праздника Пасхи Христовой. Редко, когда Великая Суббота совпадает с Благовещением Пресвятой Богородицы. За 56 лет моего пастырского служения это совершается впервые. Лобызая Святую Плащаницу, мы также будем прикладываться и к образу Благовещения Пресвятой Богородицы. Сегодня мы вспоминаем, как Господь сошел во ад и освободил души праведников. Сегодня же Святая Церковь празднует воплощение Сына Божия, совершившееся по свободному согласию Пречистой Девы Марии, Которая сказала архангелу Гавриилу: «Се, раба Господня» (Лк. 1: 38). В эту Великую Субботу, мы, по давней традиции Русской Православной Церкви праздновать Благовещение, будем выпускать птиц на волю, что символизирует истинную, духовную, свободу и надежду на Жизнь Вечную, дарованные нам Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Я молитвенно желаю всем вам стяжать духовную свободу от уз греха и достойно подготовиться к празднику Светлого Христова Воскресения. Пусть радость о Воскресшем Господе и Спасителе придаст нам мужество и силы, укрепит в духовном совершенствовании, поможет переносить трудности и испытания и всегда осознавать, что Воскресший Господь с нами. Ничто не позволяет нам так глубоко чувствовать близость Божию, как Святое Таинство Причащения, ведь, принимая Тайны Христовы (Божественное Тело и Честную Его Кровь), мы соединяемся с Господом. А если Господь с нами, то нам не страшны никакие беды, трудности и испытания. Я желаю всем вам светлой радости о Воскресшем Господе и Спасителе. Пусть эту радость никто и ничто не отнимет у нас. С праздником! Седмица.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/225550.htm...

" Вместившая Бога " апреля 2024 Митрополит Варсонофий совершил утреню с чтением акафиста в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Рыбацком В канун праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (Субботы акафиста), 19 апреля,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил утреню с чтением Акафиста Пресвятой Богородице в  храме Рождества Пресвятой Богородицы в Рыбацком . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный  Невского округа иерей Димитрий Малиновский, настоятель протоиерей Сергий Судаков с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители. Было совершено молебное пение акафиста Божией Матери. " Святые отцы постановили на пятой седмице в субботу читать акафист Божией Матери, - сказал владыка в проповеди. - Откуда пришла эта традиция, литургисты объясняют так: раньше этот день был предпразднством Благовещения, в седьмом веке этот праздник был закреплен за 7-м апреля по новому стилю, а акафист остался. Мы сегодня слышали, как ангел Господень явился Деве Марии и сказал: " Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами " (Лк. 1:28). Дальше весь акафист - о Боговоплощении, Рождестве Христовом, волхвах, праведных Иосифе Обручнике, Симеоне Богоприимце. Господь воплотился благодаря тому, что на земле нашлась Дева, которая могла вместить Бога, первая приобщиться к Телу и Крови Христовым, обожиться. Если бы Ее не было, спасение было бы невозможно, потому что Бог не может прикасаться к порочным людям. Они - вне Бога. Пречистая достигла такой святости, что могла быть Матерью Сына Божия. Мы называем Ее и своей Матерью, потому что Она родила Христа, через которого все спасаемся. Мы Ее благодарим и приносим Ей похвалу. Суббота акафиста еще называется Похвалой Пресвятой Богородицы. Мы Ее хвалим за подвиг, смирение, любовь, чистоту, самоотверженное, безотказное служение Богу. Мы знаем, какая тяжелая у Нее была жизнь, как Она пронесла этот крест и все вынесла ради того, чтобы мы могли быть спасены. И мы всегда к Ней обращаемся как к Матери с просьбами " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Святая Церковь с древних времен прославляет Божию Матерь, величает Ее высшей без сравнения всех Ангелов и святых и воздает Ей особенную часть. Слава Ее была предвозвещена пророками ( Ис. 7, 14 ; Пс. 11, 4; 11, 16 ) и началась еще с младенчества. После благовещения Архангела о рождении от Нее Сына Божия праведная Елисавета, исполнившись Духа Святого, первая нарекла Ее Матерью Господа. При этой встрече Сама Богоневеста, движимая Духом Святым, прорекла о Себе: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди» ( Лк. 1, 41–48 ). Величие Богоматери, явленное при Ее жизни и по Успении, распространилось в мире с расширением пределов Церкви Христовой. На 3-м Вселенском Соборе отцы Церкви, осудив лжеучение Нестория, торжественно исповедали Пресвятую Деву Богородицу. Христиане с первых времен обращались с молитвой к Пресвятой Богородице, посвящали Ей храмы и устанавливали в честь Неё праздники. Земная жизнь Богородицы прославляется в следующих двунадесятых праздниках: Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Благовещение пресвятой Богородицы. Успение Пресвятой Богородицы. 1 О церковном делении праздников на великие, средние и малые и об особенностях их служб см. в Типиконе, гл. 47. 2 1 Если Благовещение случится в Лазареву субботу, то попразднства не будет, но если случится в Вербное воскресенье, Страстную или Светлую седмицу, то не будет ни предпразднства ни попразднства, а только один день праздника. 3 В Типиконе (последование 2 февраля «аще в Неделю») указывается, что если Сретение случится в Неделю, то воскресная служба не отменяется, а поется вместе со службой праздника, как бывает в двунадесятые Богородичные праздники. В 8-й храмовой главе также говорится: «аще ли храм случится Покрова или Сретения Пресвятой Богородицы или некий храм Её в Неделю, и поем всю службу вечер и утро и на литургии во всем подобно, яко же Рождество Богородицы в неделю сентября и 8-й день». Вообще же в Типиконе (гл.57) нет прямого указания на то, что Сретение относится к Господским праздникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

13 В конце 1-го часа, т.е. после молитвы «Христе свете истинный...», положено петь «Взбранной Воеводе...», но не кондак праздника. И только на Рождество Христово, как исключение, поется кондак «Дева днесь...» (там же. с. 789). 14 В предпразднство и попразднство во все седмичные дни до пятницы включительно на «Слава, и ныне» поется стихира праздника, а в пятницу вечером на «Слава» поется стихира праздника, а на «И ныне» – догматик гласа (отдание его) «Типикон, 7, сентября). 17 «Подобает ведати, яко аще случится Отдание праздника Входа Пресвятыя Богородицы в Неделю, оставляется восследование святого Петра и поется, егда хощет екклесиарх» (Тип., 25 ноября). 19 Примечание: Особенности службы предпразднства см. в Типиконе под 24 марта, а службы попразднства – под 26 марта. 21 Примечание: Совпадение Благовещения с Великим Пятком было в 1950 году. Подробные уставные указания можно найти в Богослужебных указаниях на 1950 г., вып. II. Изд. Моек. Патр., с. 6–46. 24 Примечание: В день Благовещения, случившийся в св. Четыредесятницу, разрешается рыба (Тип., 26 марта), но в Страстную седмицу, начиная с понедельника, рыба не разрешается (см. К. Никольский . Цит. соч., с. 566). 26 2 Примечание: В 20 и 48 главах Типикона не содержатся указания, чтобы в отдание праздника Благовещения, случившегося в седмичные дни, св. Четыредесятницы (кроме Лазаревой субботы, Вербного воскресенья, Страстной и Светлой седмиц) на 9-й песни канона петь припевы праздника. А это значит, что следует петь «Честнейшую…» (см. также Церковный календарь, 1981 г., с. 16). И тем более в среду 4-й седмицы прямо сказано, что в отдание праздника поем «Честнейшую…». Но в субботы 3-ю и 5-ю Великого поста в отдание праздника поются запевы, вместо «Честнейшую…» (Типикон, 26 марта и Марковы главы; В. Розанов . Цит. Соч., с. 626). 31 Если праздник Успения придется в среду или пятницу – разрешается на трапезе только рыба, во все другие дни – мирянам разрешение «на вся», монахам – на рыбу. 32 Этот же припев к тропарям 1-го канона. Ко второму канону другой припев: «Величай, душе моя, от земли на небо честное преставление Божия Матере».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

В Господские двунадесятые праздники на литургии поются праздничные антифоны и на входе поется не Приидите, поклонимся..., а возглашается особый стих (в нынешней практике его возглашает дьякон, хотя по Уставу должен петь хор). В Богородичные двунадесятые праздники поются антифоны изобразительны и на входе Приидите, поклонимся.... С первого дня праздника до его отдания на литургии поется тропарь и кондак праздника, за редкими исключениями, возглашается прокимен праздника, и поется задостойник и киноник (причастный стих) праздника. Кроме того, двунадесятые Господские праздники имеют праздничный отпуст, а Богородичные – обычный отпуст, одинаковый для всех праздников. Теперь давайте совершим очень краткий обзор тех великих праздников, которые включает в себя месяцеслов. Мы пойдем не по исторической или евангельской хронологии, а по церковному году, потому что место праздника в церковном году тоже имеет очень большое значение, и самим этим движением праздников в церковном году создается особый ритм жизни. Известно, что новый церковный год начинается по старому стилю 1 сентября, по новому стилю – 14 сентября. Этот день называется индикт. Слово это означает «наречение» – наречение, провозглашение нового года. Служба этого праздника имеет совершенно особый устав – там знак «полиелей», но очень многие принципы полиелейной службы нарушаются. Когда в храме к этому не готовятся, бывают очень большие нарушения этого уникального устава, что очень жалко, потому что это исключительный день в году – индикт, церковное новолетие. Первый праздник церковного года – Рождество Пресвятой Богородицы, по старому стилю 8 сентября. Предпразднство Рождества Богородицы с 7 сентября, и отдание этого праздника – 12 сентября (по старому стилю). Как и большинство праздников Пресвятой Богородицы, праздник Ее Рождества основан на Предании, а не на Св. Писании, где нет ни слова о Рождестве Пресвятой Богородицы. Но существует апокриф, который называется «Протоевангелие Иакова». Отнюдь не все апокрифы называются так в отрицательном смысле; вот и «Протоевангелие Иакова» – это апокриф, т.е. не признается Церковью боговдохновенным писанием, но принимается как свидетельство церковного Предания. И большинство Богородичных праздников – Рождество, Введение во храм, частично Благовещение (это отразилось в иконографии) основаны на Протоевангелии Иакова. Этот текст называется апокрифом не в том смысле, что в нем содержится нечто, противоречащее Св. Писанию. Во многом он является просто фиксацией церковного Предания, и Церковью он принимается и используется в иконографии и богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

    Подобает знать: «Честнейшую» поется в воскресенье в течение всего года – и в предпразднства, и попразднства, и в седмичные дни. Не поется же «Честнейшую» в следующие праздники: на Рождество Богородицы и на отдание праздника; на Воздвижение Честнаго Креста и на отдание; на Введение во храм Пресвятой Богородицы и на отдание; на Рождество Христово, на 26 декабря – Собор Пресвятой Богородицы и на отдание; на Обрезание Господне; на Богоявление, на 7 января – Собор Крестителя Господня Иоанна и на отдание; в день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; на Сретение Господне и на отдание; на Благовещение Пресвятой Богородицы; в период от Лазаревой субботы до Недели Фоминой; во все Недели (воскресенья) Пятидесятницы, кроме Недели святых отец; на Преполовение Пятидесятницы и на отдание; в среду перед Вознесением (отдание Святой Пасхи); на Вознесение Господне и на отдание; на Троицу, на Духов день и на отдание; на Преображение Господне и на отдание; на Успение Пресвятой Богородицы и на отдание. (Если же праздник или отдание праздника случится в воскресенье, то поется «Честнейшую»).     На литургии в попразднство и в отдание прокимен праздника поется (трижды) вместо дневного прокимна. На малом входе в попразднство Господских праздников поется «Приидите, поклонимся» с особым праздничным припевом в конце, который берется из второго антифона литургии праздника, а в попразднство Богородичных праздников – «молитвами Богородицы…» (кроме дней воскресных, когда поется «воскресший из мертвых»).    В отдание Богородичных праздников (но не Господских) на литургии читаются Апостол и Евангелие праздника после рядового зачала. Причастен праздника поется в попразднство (но не в предпразднство) и в отдание. Задостойник поется во все дни попразднства (в том числе и в воскресенье) до отдания включительно.    В дни попразднства до отдания праздника включительно полагается полный отпуст праздника, только без упоминания седмичных святых, например, бесплотных сил и др., так как Октоих в попразднство не поется, но в воскресные дни – отпуст воскресный, а не праздника.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ангел: Φωτοφανς ς νεφλη πεδξω· φς τ νσπερον Κρη· λγον Πατρς μοοσιον· συνεργε το Θεου Πανμωμε Πνεματος: Словно сияющее облако, Воспримешь Ты, Отроковица, Невечерний свет – Слово, Отцу единосущное, –Содействием Божественного Духа, Всенепорочная. Песнь 9 φριξε πσα κο· [Ирмос:] Оустрашис вскъ слхъ: Χαρε σο πσα κβο· γηγενν χρεωστικς φσις χραντε· δι’ ς λυθσεται ρς τς πρτης δη γρ εληφας περιγρπτως ν γαστρ· Θεν τν σματον· σσαι θελσαντα· δι σπλγχνα οκτιρμν τ νθρπινον: «Радуйся, Чистая!» – вся земная природа по долгу взывает Тебе, Благодаря Которой она освобождается от первого проклятия, Ведь Ты уже неописанно приняла во утробе Бесплотного Бога, Который по Своему милостивому благоутробию желает Спасти человечество. Ψλλοντες· δομν σοι νν· χαρε ρος νοητν χαρε τρπεζα· χαρε παρδεισε· χαρε λυχνα στμνε κα γφυρα· θρνε κα πλη κα πηγ· ψος δυσθερητον βθος μτρητον· πλατυτρα ορανν χαρε Δσποινα: Воспевая, поём Тебе ныне: Радуйся, гора умосозерцаемая! Радуйся, трапеза! Радуйся, рай! Радуйся, светильник, сосуди мост, Престол, вратаи источник, Высота, взглядом недостижимая, Глубина, мерой неизмеримая, Та, Кто шире небес, Радуйся, Владычица! ς ρθρος φρεις τν αγν· ς πηγ δωρ τ ζν ς λβαστρον· μρον τμητον· ς πκος δρσον· βτρυν ς μπελος· ς γ τν στχυν τς ζως· τ δον τ εοσμον οδωνι ς γν βασλα το παντς ς παλτιον: Словно утро, Ты носишь Зарю, Словно источник – Воду живую, Словно алавастр – Миро бесценное, Словно руно – Росу, Словно виноград – Гроздь, Словно земля – Колос жизни, Словно чистый сад – Розу благоуханную, Словно дворец – Царя всех! 2  Желтов М. свящ. Каноны Благовещения Пресвятой Богородицы, часть I: неизданный канон авторства гимнографа Германа//Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. М., 2014. Вып. 5. С. 101–139. 3  Три из них – на предпразднство, праздник и его отдание – содержатся в печатных Минеях (в русской – все три, в греческой – кроме канона отдания); текст ещё одного канона, авторства прп. Андрея Критского , был опубликован Э. Фольери, затем переиздан в известной серии «Analecta Hymnica Graeca», и, наконец, уточнён К.К. Рогобете в её диссертации о празднике Благовещения (Rogobete С.С. εορτ το Ευαγγελισμο στο χριστιανικ εορτολγιο. Θεσσαλονκη, 2009 [рукопись диссертации]; диссертация доступна в сети Интернет по адресу: http://thesis.ekt.gr/thesisBookReader/id/19521 ); последний из этих пяти канонов, составленный неким правителем Угровлахии Николаем – в предыдущей статье мы отождествили его с жившим в XVIII b. Николаем Маврокордатом, что означает, что канон написан гораздо позднее окончания византийской эпохи, – был впервые опубликован той же К.К. Рогобете.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Похвала Пресвятой Богородицы: почему это удивительно теплый, добрый и радостный праздник 3 мин., 18.04.2024 Мы привыкли, что акафистов у нас так много, что их издают целыми сборниками. А между тем, по Типикону, каждый год положено совершать лишь одну службу с акафистом. Вернее, с Акафистом — Пресвятой Богородице, на пятой неделе Великого поста. И акафистом изначально называли только этот текст, легший в основу удивительно красивого богослужения, когда на один день в великопостный траур вторгается небесная Богородичная лазурь. В Постной триоди написано, что праздник этот установлен в честь троекратного избавления Константинополя от врагов. Правда, современные исследователи в этом сомневаются и связывают саму службу Похвалы Богородице скорее с праздником Благовещения. А вот пение Акафиста на утрене (в современной практике — в пятницу вечером — прим. ред.), похоже, включили в нее действительно после победы императора Ираклия над персами. Впрочем, в самом его тексте нет даже намека на избавление Византии от захватчиков. Там говорится о Боговоплощении, спасении рода человеческого, земной жизни Богородицы и детстве Христа. Да и пятая великопостная суббота изначально считалась просто предпразднством Благовещения. «Субботой Акафиста» она стала лишь в XI веке. В православной традиции это удивительно теплый, добрый и радостный праздник, словно первая весть о близком конце Поста и грядущей Пасхе. И Акафист поется не весь сразу. Четыре раза духовенство выходит на середину храма и поет его вместе со всем народом. Так о чем же все-таки этот Акафист? Ну вот, к примеру: «Радуйся, ангелов многославное изумление! Радуйся, демонов многослезное уязвление!» Две строчки зеркально отражают друг друга. В центре Богородица, а по обе стороны от Нее добро и зло. И «уязвление» зла именно потому «многослезно», что «изумление» добра «многославно»; обилие «славы» с одной стороны — это обилие «слез» на другой. Или: «Радуйся, высота невосходимая человеческим умами!

http://foma.ru/pohvala-presvjatoj-bogoro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010