Поэтому, на наш взгляд, некоторые священники поступают неправильно, произнося с возвышением голоса некоторые фразы читаемых ими во время предначинательного псалма или шестопсалмия молитв. До слуха молящихся обыкновенно долетают эти отрывочные фразы, слова и вздохи и, перемешиваясь со словами читаемых псалмов, затрудняют выслушивать внимательно читаемые псалмы. Этого мало. Подобные священники являются прямыми нарушителями строгого предписания на этот счет нашего Церковного Устава. В десятой главе его вот что, например, говорится о чтеце шестопсалмия и состоянии молящихся в это время: «Егда же глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати, покаяния бо псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем же сия псалмы, с благоговением и со страхом Божиим, яко самому Богу невидимо беседующе и молящеся о гресех наших». И в другом месте по тому же самому поводу мы читаем следующее: «И глаголет шестопсалмие со всяким вниманием, не борзяся, но со страхом Божиим, яко самому Богу беседующе невидимо. И не имать кто власти шепты творити, ниже плюнути или харкати, но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбены к персем, главы же преклонены и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку и жизнь вечную» (Типикон. 1624 г. Л. 353). Само собою понятно, при указанных шептаниях священника или, лучше сказать, выкрикиваниях, едва ли может быть так сосредоточено внимание молящихся, как это требует на сей случай наш Церковный Устав. 59 Eucolog. Рукопись Московской Синодальной библиотеки Л. 2; Л. 250; Рукопись Свято-гробского иерусалимского подворья Л. 2 об. 60 Служебник. Рукопись Соловецкой библиотеки Л. 113; Л. 77 об., 81; Л. 165 об.; Рукопись Московской Синодальной библиотеки Л. 100 об., Л. 17 об; Служебник. Молдаво-влах. рукопись Соловецкой библиотеки Л. 39 об., 40 об. 61 Мы разумеем в этом случае когда-то употреблявшееся в богослужебной практике Церквей Греческой и Русской «песненное последование вечерни», в которой молитвы передавались с псалмами, впоследствии времени исчезнувшими из самого чина. См. «О песненном последовании» статью проф. И.Д.Мансветова в «Прибавлениях к творениям святых отец», 1880. Т. III. Curs. Complet. Mign. t. 155. 62 Служебник. Рукопись Софийской библиотеки Л. 56; 526. Л. 65; Рукопись графа Толстого Л. 61 (Н.Одинцов. Указ соч. С. 107); Рукопись Московской Синодальной библиотеки (Горский и Невоструев. Отд. III, часть 1. С. 28, 34, 38); Рукопись Троице-Сергиевой Лавры Л. 156. 63 Служебник. Рукопись Софийской библиотеки, XIII в. Л. 1 – 3 об. (Н.Одинцов. Указ соч. С. 91). Читать далее Источник: Дмитриевский А.А. Вечерние светильничные молитвы//Руководство для сельских пастырей. 1888. 33. С. 494-507; 36. С. 20-32. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Это заключение еще с болышей силой убедительности явится само собой, если мы рассмотрим содержание светильничных молитв в связи с их положением в древнейших памятниках славяно-русских и греческих и существующими в этих последних надписаниями над ними. Первые три молитвы с древнейшего времени занимали настоящее свое место 59 и по содержанию своему весьма близки к предначинательному псалму. В первой из этих молитв священник молится, чтобы Господь щедрый и многомилостивый внял гласу моления нашего, поставил нас на путь «еже ходити во истине Твоей: возвесели сердца наша, воеже боятися имени Твоего святаго, зане велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един и несть подобен Тебе в бозех Господи: силен в милости, и благ в крепости, воеже помогати и утешати и спасати вся уповающия во имя святое Твое»; во второй, чтобы Господь не обличил нас яростию Своею, не наказал бы гневом Своим, но как врач души и тела поступил бы с нами по милости Своей, «настави нас к пристанищу хотения Твоего, просвети очи сердец наших в познание Твоея истины: и даруй нам прочее настоящаго дне мирное и безгрешное, и все время живота нашего» и в третьей, чтобы Господь помянул нас грешных и непотребных раб Своих во время нашей молитвы, не посрамил бы нас, но даровал бы нам «вся, яже ко спасению прошения, и сподоби нас любити и боятися Тебе от всего сердца нашего и творити во всех волю Твою». Связь этих молитв с предначинательным псалмом подтверждается еще и тем обстоятельством, что во многих списках чина Литургии Преждеосвященных Даров древнейшего времени положено читать эти молитвы во время предначинательного псалма 60 . Молитва четвертая имеет некоторое отношение к псалму, читаемому перед стихирами на «Господи, воззвах». Священник молится в ней о том, чтобы Господь Бог , прославляемый непрестанными славословиями и немолчными песнями от святых сил «исполни уста наша хваления Твоего, еже подати величествие имени Твоему святому», и дал бы нам участие со всеми боящимися Бога и хранящими заповеди Его. Молитвы пятая и шестая, исполненные благодарения за блага, полученные от Бога в прошедший день, в то же время содержат в себе прошения о том, чтобы нам «избежати и прочее настоящаго дне...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Всенощное совершалось под воскресенье и на четверг. Если на неделе случался бденный праздник, то четверговое бдение переносилось к этому празднику. Бдению предшествовала малая вечерня. Порядка ее устав не излагает, упоминает только о пении в конце вечерни тропаря праздника. Возможно, что это была обычная малая вечерня, и поэтому не было нужды ее излагать в уставе. После вечерни полагалась трапеза (если день был непостный). О трапезе устав говорит: «И причащаемся пищи мало». После малого принятия пищи полагалась беседа, которая длилась около двух или трех часов и на которой читали Священное Писание. По окончании беседы не возбранялся и отдых до начала бдения. Бдение начиналось в первом или во втором часу ночи (т. е. около 8 часов вечера). На бдении не было ни предначинательного псалма, ни стихир на «Господи, воззвах», ни вечернего входа, ни стихир на стиховне. Входа не было, потому что уставом не предусматривалось участие в богослужении священника, а предначинательный псалом, «Господи, воззвах» со стихирами и стихира стиховная уже были на малой вечерне (объяснение предположительно, если малая вечерня скитян соответствовала малой вечерне Иерусалимского устава). Вечерня состояла из трех кафизм, после которых читали канон Богородице, еще читали три кафизмы и канон Иисусу Сладчайшему, еще три кафизмы и канон Троичный. На праздничном бдении вместо канона Троичного пели литий – ные стихиры и «аще есть иерей глаголет молитвы литии». По отпусте вечерни начинали утреню, в которую входило Шестопсалмие, «Бог Господь» с тропарем. Кафизмы опускались, поскольку на вечерне было прочитано девять кафизм. Далее все следовало, как указано в Иерусалимском уставе: Непорочны и прочее. 904 Восточное всенощное бдение получило у нас распространение в общежительных монастырях, затем – в соборных и приходских храмах. Входя здесь в богослужебную практику как неотъемлемая особенность Иерусалимского устава, оно стало действенным благодаря тем обрядам, какие успели сложиться в Русской Церкви за полутысячелетнее существование в ней устава Великой константинопольской церкви. Богослужебные порядки последнего, торжественные входы, литании, или крестные ходы, антифонное исполнение псалмов, распевность богослужения в целом, наполнили всенощное бдение и качественно изменили его. Глубокое понимание нашими предками в обряде религиозно-нравственных идей и исключительная творческая способность к подаче этого обряда в художественно-музыкальном оформлении сделали чин бдения близким не только всецело посвятившим себя молитве монашествующим, но и обремененным игом житейских попечений мирянам. Этим обстоятельством объясняется многообразие богослужебной практики отправления на Руси чина всенощного бдения и торжественный характер его обрядов и священнодействий в период XVI-XVII столетий; это была пора расцвета русского бдения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Читаемые священником при пении предначинательного псалма молитвы называются «светильничными», εχο το λυχνικο, т. е. молитвами вечерни (вечерня называлась το λυχνικν, «светильничное», уже и в IV b.), так как это почти все молитвы священника на вечерне, и в древности они распределялись по разным моментам этой службы. Их положено священное число 7, что отвечает и 7 дням творения и промышления, воспеваемым при чтении их; на утрене, соответственно большей длине и важности этой службы, аналогичных молитв положено тоже священное число, но 12. По содержанию ни каждая отдельно из светильничных молитв, ни, тем более, весь ряд их не представляют чего-либо систематического. Тем не менее каждая следующая молитва, направляя внимание на новую сторону в существе Божием, пополняет чем-нибудь прошения предшествующих. 1-я, взывая к милости и долготерпению Божиим, этим основным свойствам Его, как вступительная, просит прежде всего услышать наше моление, наставить нас вообще на путь Божий и сообщить радостное чувство страха Божия; молитва имеет заключительное славословие, тождественное с возгласом великой ектении. 2-я и 3-я молитвы — покаянного характера, причем одна кроме того просит о духовном просвещении и безгрешном остатке дня, а другая — об исполнении всех прошений наших, полных надежды на Бога, о даровании нам не только страха пред Богом (1-я мол.), но и любви к Нему; заключаются молитвы возгласами 2-й и 3-й ектений (малых) вечерни. 4-я молитва — радостного характера — воспоминая о славословиях ангельских Богу, просит слить с ними и наше хваление теперь и в вечности; она в качестве заключительного славословия имеет возглас опять великой ектении [ 228 ]. 5-я молитва, обращая внимание на Промышление Божие, не колеблемое грехами нашими, просит о сохранении от них в остаток дня и во всю жизнь; имеет славословие, почти тождественное с возгласом ектении пред каноном на утрене и с литургийным возгласом пред приобщением. 6-я молитва, обращая внимание не только на Промысл Божий (ср. 5 мол.), свидетельствующий о величии, неисповедимости и благости Божией, но и на обещанное нам Царство [ 229 ], опять (ср. 2 и 5 мол.) просит о безгрешном остатке дня. Исключительна по своему содержанию и величине среди других светильничных молитв 7-я. Направляя взор наш к величию, бессмертию и светоносности Божией и обозревая содержание не только вечерни (заимствуются выражения из пс. 103 и 140), но и повечерия (есть выражение из пс. 90 и последней молитвы повечерия), она содержит одно лишь прошение о безгрешном и счастливом вечере, ночи и утре (уже).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Во время предначинательного псалма положено читать вечерние светильничные молитвы. О количестве их в X–XII веках, по отсутствию памятников, мы ничего не можем сказать – Впервые указание на их число и распорядок мы находим лишь в памятниках XIII века. «Первые три молитвы, пишет г. Одинцов в своей книге о светильничных молитвах, теже, которые в нынешних служебниках занимают первые три места, четвертою же была молитва , или занимающая между вечерними молитвами шестое место и читавшаяся в то время непосредственно после первых трех, или же молитва, занимающая в нынешних вечерних молитвах место седьмое и читавшаяся священником во время чтения на клиросе «Ныне отпущаеши». Кроме этих молитв на вечерне в XIII веке читалась еще молитва входная, та самая, которая читается и теперь» (стр. 91). В XIV веке вместе с прежними списками молитв стали употребляться и новые, в которых, по словам нашего автора, число молитв достигает уже до десяти и даже одиннадцати (стр. 106). При этом нужно заметить, что, по расположению молитв, эти списки были весьма разнообразны. В списке с семью молитвами первые четыре те, что имеются в нынешнем служебнике, пятое место занимает молитва «Благословен еси Господи вседержителю, сведый ум человечь» шестое – нынешняя молитва «входа» и седьмое – молитва на главопреклонение 136 . В списках, имеющих 10 и 11-ть молитв нынешнее девятеричное число молитв добавляется молитвами: «Благословен еси Господи вседержителю» и молитвою прилежного Моления (стр. 106). Крайне неопределённый состав светильничных молитв смущал современников и один из них игумен Афанасий, решился спросить о числе молитв митрополита Киприана, который в это время занят был мыслию об устройстве нашего богослужения. Киприан не замедлил разрешить этот вопрос (139–405 г.) так: «о молитвах же вечерних и заутрених впросил мя еси: колико их есть? И на вечерни убо молитвы 6, а седьмая выходная, а осьмая по исполнении вечернея и по возглашении» 137 . Состав и расположение вечерних молитв в XV веке описывает г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Разделы портала «Азбука веры» Русский В СУББОТУ ВЕЧЕРА В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ Последование подобне, якоже и в прочих Неделях: в нейже поем и Минеи последование случившагося святаго. Инии же последнейшии предаша пети в сию Неделю последование преподобныя матере нашея Марии Египетския. Во светильничном по предначинательном псалме и обычном стихословии, на Господи воззвах: поставим стихов 10. И поем Осмогласника стихиры воскресны 3, и Анатолиевы 3, и преподобныя стихиры, подобны 3, творяще я на 4. Глас 6. После предначинательного псалма читаем всю первую кафизму. На Господи воззвах стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных три и четыре из Триоди, из последования преп. Марии Египетской: Подобен: Всю отложивше: Тебе убо возбраняше честных взирания,/скверн прежде привлеченное сквернение:/твое же чувство, и твоя богомудрая содеянных совесть,/к лучшим тебе обращение содеяша./На икону бо воззревши благословенныя Богоотроковицы,/всех покаявшися прегрешений своих всехвальная прежних,/в дерзновении честному Древу поклонилася еси. Тебе препятствовало на святыни взирать/от прежних мерзостей идущее осквернение;/но твое чувство и твое, богомудрая, сознание содеянного/обращение к лучшему в тебе произвели./Ибо, воззрев на икону благословенной Богоотроковицы/и осознав все свои прежние согрешения, всехвальная,/ты с дерзновением священному Древу поклонилась. Местом поклонившися радостно святым,/добродетели напутное спасительнейшее,/оттуду прияла еси, и зело потекла еси доброе шествие:/и струю прешедши Иорданскую,/в жилище Предтечево усердно вселилася еси,/и страстей свирепство жительством омрачила еси,/истончавающи в дерзновении, приснопамятная мати,/плотская свойства. Святым местам поклонившись радостно,/добродетели напутствие спасительнейшее ты оттуда приняла,/и весело поспешила прекрасным путем,/и струю перейдя иорданскую,/в обиталище Предтечи с усердием вселилась,/и образом жизни своей укротила необузданность страстей,/истончая с дерзновением, вечно памятная матерь,/плоти излишество.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-p...

Разделы портала «Азбука веры» Русский В ПЯТОК ВЕЧЕРА ПЯТДЕСЯТНИЦЫ В ПЯТНИЦУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ Память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших. Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отцов и братьев наших. На Господи воззвах,  поставим стихов 6. После Предначинательного псалма и обычного стихословия поем на Господи воззвах:  стихиры на 6: три стихиры мученикам из Октоиха, 6го гласа, и из Триоди три. Стихиры мученичны, Осмогласника три, глас 6: Мученицы Твои, Господи,/не отвергошася Тебе,/ни отступиша от заповедей Твоих:/тех молитвами помилуй нас. Мученики Твои, Господи,/не отреклись от Тебя,/не отступили от заповедей Твоих;/по их ходатайствам помилуй нас! Мучившиися Тебе ради Христе,/многия муки претерпеша:/молитвами Господи, и молением их,/всех нас сохрани. Совершившие свидетельство/силою Твоею, Христе,/многие муки претерпели;/их ходатайствами и молитвами, Господи,/всех нас сохрани. Страстотерпцы мученицы, и небесные граждане,/на земли пострадавшии, многия муки претерпеша,/и совершенный прияша венец на небесех,/да молятся о душах наших. Мученики, победоносцы и небесные граждане,/на земле подвизаясь, многие муки претерпели/и получили совершенный венец на небесах,/да ходатайствуют за души наши. И усопших три. Глас 8. Подобен: Иже во Едеме: От века мертвых днесь/всех по имени, верою поживших благочестно,/память сотворяюще вернии,/Спаса и Господа воспоим, просяще прилежно/сим в час суда ответ благий дати,/Тому Самому Богу нашему,/всей судящему земли,/деснаго Его предстояния получити в радости,/в части праведных, и во святых жребии светлем,/и достойным быти Небеснаго Царствия Его. От века мертвых всех,/поживших с верою благочестиво,/в сей день по имени память совершая, верные,/Спасителя и Господа воспоем, прося усердно/им в час суда дать добрый ответ/Самому Богу нашему,/суд совершающему над всею землей,/достигнуть стояния справа от Него в радости,/на месте праведных и во святых уделе светлом,/стать достойными Небесного Царства Его.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/troiczkay...

Давая подробный чин вечерни, этот Евхологий не упоминает о предначинательном псалме, а начинает с поименования трех первых из нынешних молитв, называя их молитвами 1, 2 и 3 антифона и назначая после каждой из них малую ектению с возгласом, служащим окончанием молитвы; затем на разных местах вечерни он указывает еще 5 молитв, и между ними нынешнюю 7-ю на Сподоби Господи 2070 . Грузинская рукопись Имп. Публ. библ. 208 XVI в., дающая чин вечерни с небольшими отличиями от нашего, хотя вечерня имеет здесь 103 псалом, указывает те же три молитвы (первые три нынешних) не на псалме, а на трех антифонах вечерней кафизмы, и кроме них на разных местах вечерни те же еще 5 молитв, и между ними нынешнюю 7-ю на Сподоби Господи 2071 . Близка к этой практика, даваемая Служебником в рукописи Софийской библ. СПб. Акад. 518, где вечерних молитв указано три нынешних в начале и нынешняя 7-я на Ныне отпущаеши 2072 . Итак, 3 первые светильничные молитвы издревле занимали в чине вечерни нынешнее свое положение здесь, а именно, читались в самом начале вечерни (на начальных 3 антифонах ее, пока не было здесь 103 псалма, а потом на этом псалме). Такое положение эти молитвы непоколебимо занимают во всех сохранившихся памятниках, тогда как все остальные молитвы размещаются в разных памятниках в самом разнообразном порядке, не все и не всеми памятниками указываются 2073 . Эти три молитвы, следовательно, – древнейшее ядро светильничных молитв. Очень скоро это священное число их стало увеличиваться большей частью привлечением в группу их молитв из других частей вечерни. Служебник XIII же века СПб. Соф. библиотеки 524 уже имеет в начале вечерни 4 молитвы (4-я – нынешняя 6-я) 2074 . Но, конечно, однообразия в этом отношении в ту эпоху не могло быть: колебание в числе молитв происходит до XVII в. Тем не менее характерно, что в XIV в. наиболее общепринятым числом молитв, в России по крайней мере, было 6: митр. Киприан (1390–1405 г.) на вопрос игумена Афанасия о количестве вечерних и утренних молитв отвечает: «на вечерни убо молитвы шесть, а седмая выходная, а осмаа по исполнении вечернея и по возглашении» 2075 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Отсюда уже один шаг и до нынешней практики с ее 7 молитвами в одной группе и двумя молитвами на других местах вечерни. Подобная практика с небольшими отличиями не только в распорядке молитв, но иногда и в составе их, представлена рядом памятников XV-XVI веков, хотя число вечерних молитв в этих памятниках еще очень разнообразно и доходит до 9, 10 и II 2076 , но включая сюда и молитвы на других местах вечерни: на входе, на сугубой ектении, главопреклонную; в группе же молитв для предначинательного псалма большинство из этих памятников указывают то 8, то 7 2077 . Имеющие 8 прибавляют к нынешним молитву, начинающуюся словами: «Благословен еси Господи Боже Вседержителю, сведый ум человечь» и имеющуюся во многих древних греческих Евхологиях, начиная с Евхологиев VIII в. 2078 , причем эта молитва занимает большей частью 4 или 5 место и нарушает согласие в счете дальнейших молитв с нынешними. В количестве 8 и с указанною избыточествующею молитвою имеет светильничные молитвы и ряд первых печатных изданий Служебника, начиная с Московского издания 1602 г. и Стрятинского 1604 г. и кончая Московским 1652 г. Но в Служебнике Киевского издания 1629 г. митр. Петра Могилы о молитве «Благословен еси Боже Вседержителю, сведый ум человечь» (5-й) сделано замечание: «сия молитва в греческом несть, от негоже сей звод исправися, ты же чти, аще хощеши». Впервые эта молитва опущена, и светильничные молитвы окончательно приняли нынешний свой состав в количестве 7, в Московском Служебнике 1655 г. Но в южнорусских изданиях до конца XVIII в. удерживалась указанная молитва с вышеприведенным замечанием митр. Петра Могилы (есть в Черниговском изд. 1797 г.) 2079 . Великая ектения Первою ектениею на важнейших суточных службах служит ектения великая ( συναπτ μεγλη), называвшаяся в древности еще τ ειρηνικ, «мирные», т. е. прошения ( αιτματα, см. Вступит. гл., с. 345). От трех других видов ектений она отличается полнотою содержания: не говоря о малой ектении, представляющей простое сокращение великой, – тогда как сугубая ектения молится исключительно о лицах, а просительная о нуждах безразлично к лицам, великая соединяет то и другое моление, так что сугубая и просительная являются только дальнейшим раскрытием ее содержания, отчего она и поставлена в самое начало службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Законоучитель в школе является не просто преподавателем Закона Божия, но и проповедником; уроки его должны действовать не столько на ум ребенка, сколько на его чувство, т. е. не только обогащать детей знанием основных христианских догматов, но увлекать детей к делам, сообразным с требованиями христианской нравственности. Добро делается не по расчету, а по порывам и влечениям сердца. В воспитательной стороне преподавания Закона Божия заключается главная цель изучения его в школе как особого предмета. Живя в доброй христианской семье, дети еще до школы получают начала религиозного знания, но в большинстве случаев дошкольные религиозные сведения детей бывают крайне сбивчивы и неправильны. Вследствие этого законоучитель в школе должен прежде всего заняться обучением детей, т. е. сообщением им определенных знаний о Боге и Его некоторых свойствах, об Ангелах, о душе человеческой и т. д. Без сообщения детям этих начальных, основных религиозных сведений никакое воспитательное влияние законоучителя на своих питомцев не может иметь места, и все его назидательные речи не могут задеть сердце ребенка, так как учение о нравственности не будет иметь под собой твердого основания. Воспитательная сторона начальной школы не поддается строго определенной регламентации, но в учебном отношении школьное дело имеет свои определенные правила. Для каждого предмета школьного курса существуют выработанные практикой и наукой о воспитании методы преподавания, которые учитель необходимо должен иметь в виду при ведении школьного дела. В методиках Закона Божия указывается обыкновенно три метода: поступательный, совместный и концентрический. Первый состоит в последовательном прохождении отделов курса Закона Божия в том порядке, какой указан программой. Задача законоучителя в этом случае упрощается чрезвычайно. Ему нет надобности заботиться о выборе материала для каждого урока, а достаточно лишь иметь под руками хороший учебник и усвоить его. Метод этот может применяться всяким грамотным человеком. Метод совместный состоит в том, что все, относящееся к той или другой христианской истине, проходится в школе одновременно, совместно, где бы об этой истине ни говорилось. Так, например, говоря о сотворении мира, законоучитель должен выучить с учениками первый член «Символа веры» и указать, что чтение предначинательного псалма во время вечерни означает собою сотворение мира и блаженную жизнь первых людей в раю. Метод этот рекомендовался многими составителями учебников Закона Божия для начальных училищ, но в настоящее время он строго последовательно нигде не применяется, да и вообще строго проведен быть не может. Он пригоден при повторении, но не при усвоении курса.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010