τμνουσαν — режущую, рубящую; так поэтически песнописец называет топор (πλεκυς) в рассказе об этом чуде прор. Елисея в 4 Цар. 6:1—7 так же назван не топор, а «железное» (σιδριον), «железо с топора».    Чудо прор. Елисея с упавшим в воду топором представлено так, что брошенное в воду дерево оттого, что оно было прообразом Креста, получило силу извлечь топор. Так под углом зрения празднуемого события песнописец освещает привлекаемый у него ветхозаветный материал. Получается своеобразная опоэтизированная философия истории (идеология) Ветхого Завета.     πλανης — блуждания, скитания    Так каждая из трех частностей события: вода, топор и дерево получили у песнописца свой мистический смысл.     προστοιβαζεται (от πρ — перед и στοιβαζω — затыкать, класть на что-нибудь, напр. дрова на огонь) — ограждает, предохраняет (скинию, народ), см. ниже. Очень редкое позднейшее слово.    Разделенный на 4 ополчения: в центре находился ковчег завета, перед ним, за ним и по бокам от него шли по три колена, таким образом все шествие сверху выглядело крестообразным.     προηγομενος — идти вперед и показывать дорогу.    Греч. «той, которая во образ». Указывается или на преобразовательное значение скинии, или, скорее, на то, что она была устроена Моисеем по образу, показанному ему Богом, и именно по образу небесного (Евр. 85), самого неба (ср следующий тропарь канона и прим 427.     μαρτυρου — свидетельства; это определение скинии переводится в слав Библии «свидения», в русск. «откровения», скиния так называлась потому, что через нее свидетельствовал о себе, открывал себя в ней Бог.     κλεζμενος — прославляемый, поэт. слово.    По книге Числ. 2, во время похода по пустыне колена израильские располагались вокруг скинии, служившей центром войска, так что из рядов войска составлялся, действительно крест (см рисунок) Этот живой крест ходил всюду по земле, к язычникам, проповедуя о силе Бога Израилева, возвещая на земле славу Его (ср. последний тропарь). Вместе с тем, скиния ограждена была священным ополчением от приражения извне всего нечистого и мирского. Потому-то и ближе всего к ней стояли наиболее достойные колена. Так святое действует на мир, не заражаясь его скверной

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

    Тмы - от χλς мрак, тьма; др. поэт. слово, в прозе позднее.     πταισματων.     Тлетворныя - см. прим. 369.     ενσχυσον — см службу праздника, прим. 212.    См. службу праздника, прим. 160.     Добрыми виды καλν δαις — букв. «видами прекрасного» — со всем хорошим, что есть у нас; δα — вид, внешность, образ, способ, идея; τ καλα — прекрасное, хорошее, прекрасные вещи (дела, качества).    Так в греч., слав, деепричастие «ослаждая» — ошибка.    «Прежде (πρτερον) знаменуя».    См. службу праздника, прим. 535     καταποντζω — бросать в море.     καταιγς — буря; поэт. сл. (от αγς козья шкура, эгида — щит Зевса, от сотрясения которого, по мифам, происходят бури).     Из глубины - φθορα порча, растление, гибель.     Повешен - от ναρταω вешать на что-л.; в службе праздника о распятии не употребляется.     Источает - от ποκενω делать пустым, опоражнивать; «истекает кровью и водою».     Наздахомся - от ναπλαττω создавать заново.     Хранитель - см. службу праздника, прим. 191.    Греч. «дань».     Крепкое- ρρηκτος несокрушимый, нерасторгаемый.     Правости - εθτης прямизна, честность, справедливость; противоположение к «наветы».     νδρα — злоумышление, умысел, засада.     φλναφος — болтовня, вздор; редкое слово.    Греч. «поклоняемся», а вместо «чтим» — παντοτε — во всякое время, всегда.    Греч. другой тропарь: «В древности божественный Моисей прообразует тебя, Крест, жезлом разделяя море; мы же ныне, кланяясь тебе, посуху проходим море страстей».     λυτρωτς.     Благочествовавшия - от εσεβω благочестиво, богобоязненно жить, поступать. Выражение (вместо «благочестивые») указывает на то, что отроки не оставили своего благочестия и в раскаленной печи.     Прописуя — προγραφων.     Из боку — λγνων, λαγν — пустота, мягкость, бока, ущелье.     Поживе - от συναναστρφομαι находиться вместе, обращаться с кем-либо.     Повешен — см. выше прим. 840.    См. службу праздника, прим. 181.     Единеми - επμονος выносящий, твердый, постоянный.     Деянии - ργασα дело, работа, труд, занятие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

Стихира эта 5-го гласа, о музыкальном колорите которого достаточно сказать, что им поются Непорочны, «Христос воскресе», «Пасха священная», но конечно, смогласными напевами. Из этих напевов к подобну «Радуйся постников» наиболее близок напев Непорочных – воскресных и Великой Субботы. Для стихир на хвалитех, соперничающих на бдении по значению со стихирами на Господи воззвах (так как они заключительные), выбран сосредоточенно-серьезный 8-й глас, совершенно неупотребительный в двунадесятые праздники на этом месте бдения (обычно 4-й глас, реже 1-й). Но они имеют свой напев, и не просто самгласный, но самоподобный (см. выше, прим. 226) напев редкой победной торжественности. Стихиры на литии и на поклонение Кресту самогланы и перебирают разные гласы, но первые радостные (1, 2 и 4, на который даже заключительная стихира, минуя почти обязательные для заключительных 8-й или 6-й гласы), вторые – печальные (2, 5, 6, 8, наиболее 8-го). Седальны по кафисмах первые – мрачны – 6-го гласа, вторые – светлее, особенно для 1-й кафисмы глас 1-й, подобен «Камени запечатану», для 2-й и по полиелее 8-й глас, подобен «Повеленное тайно», самый любимый в праздники, но только средней торжественности (в более великие гл. 4-й, подобен «Удивися Иосиф»). По 3-й песни канона седален гл. 4-й, подобен «Скоро предвари», совершенно неупетребительный по грустности в двунадесятые праздники. Светильны берут подобны из родственных по духу праздников – Вознесения (довольно редко) и жен мироносиц (самый частый). Тропарь «Кресту Твоему» положен на торжественноскорбный 6-й глас, но на самогласный напев его, в котором 1-я половина грустная, а вторая радостная. На литургии прокимен на глас не из радостных и исключительный для великих праздников – 7-й (в самые великие праздники 8, 4 или 3-го гл.). Но все же не 6-го. Общее впечатление от напевов всей службы – победа, обливаемая слезами, полная серьезной думы о будущем. 35 Так начинается (в нов. изд. «Всю отложивше») стихира в честь бессребреников Космы и Дамиана (1 ноября), имеющая один из самых красивых и умилительных напевов. 39 χραντον незапятнанную; необходимое определение к слову «страсть», которое и по-гречески ( πθος) имеет такое же двоякое значение, как по-русски. 42 πολιτεεσθαι жизнь на правах гражданства, почему, может быть, и «на небесах» предлог εις «в» с вин («приписаны к небу»)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

487. ς πρεσβτερον κλος νομολτρης λας – букв.: «что старшая слава – законослужебный народ». Сжатое до неясности поэтическое выражение той мысли, что, положив левую руку свою на старшего сына Иосифова Манассию, патриарх Иаков дал понять этим, что имеющий честь старшинства в сравнении с будущими младшими народами, т. е. Израиль, окажется подзаконным народом, рабом закона. Νομολτρης – слово, образованное самим песнописцем из νμος – закон и λατρεω – служить за плату, по необходимости, служить рабом; употреблялось и о служении богам, а у христ. писателей только о служении идолам. 488. ποπτευθες θεν οτως ξηπατσθαι – букв, «заподозренный отсюда, что он таким образом обманулся», т. е. когда Иосиф подумал, что он (Иаков) ошибся, благословив старшего Манассию левой рукой; ποπτεω подозревать (от π – под и πτεω, усил. ρω – видеть). 489. περχω – держать над, иметь преимущество 490. В слав, ошибка; должно быть «вопияше» (νεβα). Восклицание поэтически влагается в уста патр. Иакову на том основании, что он мог иметь пророческое прозрение о новом Израиле, как родоначальник старого. 491. νεοπαγς – нововодруженный, новоукрепленный. 492. Кондаки с икосами и возникли, по всей вероятности, из тех поучений, которые имели место по 6 песни канона и первоначально, в сирийской церкви, были стихотворными поучениями (Толковый Типикон. Опущенное в I выпуске, с. LXIII). 493. ψωθες – возвышенный, воздвигнутый. Соответственно названию праздника. 494. κουσως – добровольно, свободно (смягченное κν, которое озн. также «охотно»). 495. δρησαι – подари. 496. οκτιρμς – сожаление, сострадание, милость. 497. πσημος – имеющий знак, знаменитый, замечательный 498. πολιτεα – гражданство; право гражданства, управление государством, государство 499. εφρανοо рассудочной, спокойной, сосредоточенной радости (благодушии). 500. Греч. и др.-слав.: «верных царей наших»; см. прим 289. 501. χορηγω – вести хор, поставить хор, принимать какие-либо издержки, помогать, доставлять 502. πολεμων – враг военный (личный – χθρς), ср. прим 260.

http://predanie.ru/book/220856-vozdvizhe...

Нужно сказать, что и сегодня люди не всегда способны с Крестом, со страданием связывать какие-то положительные чувства и переживания. Совсем недавно в связи с обсуждением преподавания Основ православной культуры в школах России ко мне пришел один человек и совершено серьезно сказал: «А как бы нам избежать в повествованиях о православной культуре этой странной темы — страданий, смерти? Дети-то — молодые чистые души, а мы им — страдания и смерть, страдания и смерть… Что же это за религия такая, которая в центре своего послания имеет страдания и смерть? Может, как-то подправим все это?» Это типичная реакция современного человека — точно такая же, как две тысячи лет тому назад. Для одних — соблазн, то есть странность, а для других — сумасшествие. А вот что находим дальше в этом послании апостола Павла Коринфянам: Когда мир мудростью своею не смог познать Бога, тогда в юродстве проповеди была дана весть о спасении верующим (см. 1 Кор. 1: 21). Через юродство проповеди Бог спас тогда верующих. Какие удивительные слова: когда мир не смог мудростью своею!.. Ведь Господь не говорит, что мудростью невозможно уверовать в Бога. Он не говорит, что разум человеческий — это не то средство. Он просто констатирует реальность, что своей мудростью, своей культурой, всей силой человеческой цивилизации люди не смогли познать Бога. И вот тогда ему было угодно юродством проповеди спасти верующих — через отказ от человеческой мудрости. Почему же мудростью не смогли познать Бога? Ведь такая сила дана человеку в разуме, невероятная сила. Все то, что мы видим, — это разум. Храм, в котором мы стоим, — это разум. Ведь надо было построить его по строгим расчетам, употребив знания и разум. Почему же разум был неспособен открыть людям Бога? Потому что разум человеческий подвержен различным влияниям. Бог несомненно дарует людям Свою благодать, в самом широком смысле этого слова, благодать через Свое творение. Разве не благодатью является наш мир, такой прекрасный? Разве не благодатью является такая целесообразность, такая мудрость Божиего творения? И некоторым людям было вполне достаточно, взирая на звездное небо, умом своим почувствовать и принять Бога. Но мир оказался к этому неспособен, потому что так много влияний оказывалось, как и сегодня оказывается, на человеческий разум. Он очень восприимчив. И сколько же было этих идей, сколько было учений, сколько было взглядов на Бога, на мир, на человека! И когда человеческий разум погружается во все это — сознательно, как разум исследователя, ученого, или бессознательно, как разум простых людей, находящихся под воздействием, особенно в наше время, средств массовой информации, моды, стереотипов мысли, — тогда он становится неспособным увидеть Бога, он отвлекается на другие цели и ценности.

http://patriarchia.ru/db/text/752734.htm...

   Вечером накануне (праздника) поется первый и последний антифоны, „Господи воззвах», выход без стихир, прокимен, ектения, три антифона. Должно знать, что когда бывает катавасия (неизвестный литургический термин, по-видимому тропарь в конце вечерни), то говорим на Славу второго антифона, т. е. „Веровах» (Пс. 115), „Единородный Сыне», И ныне, „Преславная». После антифонов ектения с прошениями, три чтения (нынешние паремии). Порядок возглашения пресвитеров (при чтениях) такой: когда патриарх сидит, а архидиакон возглашает: „Премудрость», становится первый пресвитер на правой стороне перед столбом (кивория) и возглашает: „Мир всем» чтецу; потом встает второй пресвитер на втором чтении на левой стороне и становится сзади патриаршего трона, делая то же самое; равным образом и на третье чтение снова (встает священник) из стоящих с правой стороны; и тотчас (после паремий) певцы на амвоне поют псалом Давида нижеуказанный, т. е. 3 стиха его в качестве припевов к тропарю и катавасию — тропарь 1-го гласа „Спаси, Господи». Стих: „Господь воцарися, да гневаются людие». Стих 2: „Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся горе святей Его». И прибавочный стих. Потом, когда диакон возгласит: „Премудрость», бывает отпуст и чтение и панихида (служба между вечерней и утреней) по чину. Вместе с началом панихиды зажигаются в куполе свечи, выдаваемые из сакеллии (казны), имеющие вес три свечи 73 литра. И звонят малые бильца (σημαντηραδες) с вечера до начала утрени.    Должно знать, что после отпуста кондака (название особой службы) выходит лития из церкви в предшествии нощебденствующих (παννυχευντων) и певчих епископа, (πισκοπιανν) со свечами, выдаваемыми им из скеллия. При пении „Вознесыйся на крест» идут на форум и, совершив ектению (κτενν), возвращаются при пении того же кондака. По возвращении же бывает ектения (συναπτ), т. е. „Исполним молитву», потом главопреклнение и отпуст по чину. И бывает чтение до тех пор, пока не ударят в три била, и тогда приходят надзиратели с хартуларием скевофилакии, выносят честной крест из эвктирия, полагают его в катихуменах, потом привратники (остиарии) открывают четыре лестницы, и восходит народ, и поклоняется.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

Стихира эта 5-го гласа, о музыкальном колорите которого достаточно сказать, что им поются Непорочны, «Христос воскресе», «Пасха священная», но конечно, смогласными напевами. Из этих напевов к подобну «Радуйся постников» наиболее близок напев Непорочных — воскресных и Великой Субботы.    Для стихир на хвалитех, соперничающих на бдении по значению со стихирами на Господи воззвах (так как они заключительные), выбран сосредоточенно-серьезный 8-й глас, совершенно неупотребительный в двунадесятые праздники на этом месте бдения (обычно 4-й глас, реже 1-й). Но они имеют свой напев, и не просто самгласный, но самоподобный (см. выше, прим. 226) напев редкой победной торжественности.    Стихиры на литии и на поклонение Кресту самогланы и перебирают разные гласы, но первые радостные (1, 2 и 4, на который даже заключительная стихира, минуя почти обязательные для заключительных 8-й или 6-й гласы), вторые — печальные (2, 5, 6, 8, наиболее 8-го).    Седальны по кафисмах первые — мрачны — 6-го гласа, вторые — светлее, особенно для 1-й кафисмы глас 1-й, подобен «Камени запечатану», для 2-й и по полиелее 8-й глас, подобен «Повеленное тайно», самый любимый в праздники, но только средней торжественности (в более великие гл. 4-й, подобен «Удивися Иосиф»). По 3-й песни канона седален гл. 4-й, подобен «Скоро предвари», совершенно неупетребительный по грустности в двунадесятые праздники.    Светильны берут подобны из родственных по духу праздников — Вознесения (довольно редко) и жен мироносиц (самый частый).    Тропарь «Кресту Твоему» положен на торжественноскорбный 6-й глас, но на самогласный напев его, в котором 1-я половина грустная, а вторая радостная.    На литургии прокимен на глас не из радостных и исключительный для великих праздников — 7-й (в самые великие праздники 8, 4 или 3-го гл.). Но все же не 6-го.    Общее впечатление от напевов всей службы — победа, обливаемая слезами, полная серьезной думы о будущем.    Так начинается (в нов. изд. «Всю отложивше») стихира в честь бессреб¬реников Космы и Дамиана (1 ноября), имеющая один из самых красивых и умилительных напевов.     ανυψομενος приподнимаемый Первыми двумя словами сразу указывается суть праздника.     προτρπεται, или «склоняет», «увещевает».     ανυμνα при глаголе предлог такой же, как в «воздвизаем».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

И Сам Христос Спаситель наш, видимо, хвалится крестом Своим: ибо когда Он шел на вольную смерть за нас, то изрек: Ныне прославися Сын Человеческий ( Ин. 13:31 ). В какой же час Господь говорит о Себе, что Он прославлен? Господь наш прославился не в то время, когда устрашил Ирода, призвал волхвов от востока звездою, потряс идолов Египетских, – не в то время, когда претворил воду в вино в Кане Галилейской, когда наполнил рыбарские мрежи многими рыбами, когда насытил пять тысяч народа пятью хлебами. Не в то время Он сказал о Себе, что Он прославлен, когда ходил по морю, запретил ветрам, утишил волнующееся море, – не в то время, когда преобразился на Фаворе, воскресил из мертвых сына вдовы и дщерь Иаирову, воззвал четверодневного от гроба Лазаря. Не тогда Он сказал: Ныне прославися Сын Человеческий; а когда? – когда уже приближался ко кресту и имел взойти на него; будучи во вратах страдания Своего Он говорил: Ныне прославися Сын Человеческий. Кто-либо сказал бы Ему в то время: „Господи! Ты идешь на страдание, на поругание, на заплевание, на заушение, на вкушение желчи и оцта и на самую горькую смерть: как же ты говоришь о Себе, что Ты прославился“? Однако. Господь говорит: Ныне прославися Сын Человеческий. „Поскольку, говорит Он, я иду на страдание, на крест, то и прославляюсь. Самое страдание для Меня есть слава: ибо, егда вознесен буду на крест, вся привлеку к Себе ( Ин. 12:32 ). Когда я умру, приведу в ужас вселенную, угашу светила небесные, потрясу землю, отверзу гробы, изведу живыми мертвецов, и те, кто не верует, что Я – Сын Божий, тогда скажут: воистинну Божий Сын бе сей ( Матф. 27:54 ); а когда буду пригвожден ко кресту, воссяду одесную Бога Отца; когда пострадаю, войду в славу Мою, яко тако подобате пострадати Христу, и внити в славу Свою“ ( Лук. 24:26 ). Вспомним здесь и о том кресте, которым хвалится апостол Павел: в трудех множае, в ранах преболе, в темницах излиха, в смертех многащи ( 2Кор. 11:23 ): не есть ли это крест Павлов? палицами биен, каменьми наметан, когда корабль опровергся в море, нощь и день во глубине сотворил ( 2Кор. 11:25 ): все это не был ли для Павла крест? А как он хвалится им, послушаем: сладце похваляюся в немощех моих ( 2Кор. 12:9 ), т. е. в трудах, в страданиях, которые он поднимал до изнеможения тела. И опять он говорит: благоволю в немощех, в досаждениих, в бедах, во изгнаниих, в теснотах по Христе ( 2Кор. 12:10 ). А после всего того что говорит он? – вем человека, восхищена бывша до третияго небесе ( 2Кор. 12:2 ). Отсюда мы видим, что соделывает страдальческий крест: еще находящегося во плоти он возносит на небо и увеселяет его слышанием пресладких ангельских песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   Знаете ли, что пред вчерашним днем внезанно настала буря, и вот опять воздух переменился? Так бывает и в помыслах: мало смутят, и опять отойдут. О, дабы мы вовсе не увлекались ими. Ибо от того мы и мира не имеем в душах. Но это невозможно, ибо мы переменчивы, и даже ни один день не бываем в одинаковом устроении, а тем более всегда. Ты же смотри на бесстыдство диавола, как он, и будучи отгоняем, опять приходит, и будучи тьма, преобразуется во ангела света, желая всячески прельстить нас. Но будем говорит: «иди от нас, диавол! Не отречемся, Христе, от Тебя, не солжем в своих обетах». Или не знаете, братия, из каких и какими мы соделались? Не славными ли из неизвестных, не разумными ли из невежд, не почтенными ли из незначущих? Мы обладаем и ученостию и мудростию, и славою, и искусством языка и рук. Поистине вы сыны честнейшие, и уподобляетесь злату, по златому вашему повиновению.    Не требуется ли для нас еще что-либо? Терпение, «терпения бо, — сказано, — имате потребу, да волю Божию сотворше, приимете обетования» (Евр. 10:36). Какия же это обетования? Сам Господь сказал об этом: «иду уготовати место вам; и аще пойду и уготовлю место вам, паки прииду и пойму вы к себе, да, идеже есмь Аз и вы будете; и аможе Аз иду, весте, и путь весте... и радости вашея никто же возмет от вас» (Иоан. 14:2—4. Ин 16:22). Размышляя о сем, и предусматривая, имеющую открыться святым, будущую неизреченную и неисповедимую славу, будем, братия, с любовию переносить все: если нужно будет алкать, будем алкать; если нужно будет потерпеть побои, потерпим; если нужно будет умереть, умрем, чтобы нам наследовать жизнь вечную, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.    См. Патрологию, том. 99, стр. 574. Поучение 81. О том, чтобы стяжать правое житие и удаляться п...    Отцы мои, братия и чада! Вот мы, как видите, переходим от славы в славу и от праздника к празднику; ибо вчера праздновали Рождество Пресвятой Богородицы и Богоматери, а теперь переходим к Воздвижению Честного и Животворящего Креста.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2871...

   Чтения (паремии) на литургии полагались по этому уставу и в другие великие праздники (на Рождество Христово их два, кроме Апостола), как и вообще они составляли в древности принадлежность каждой литургии.     Кекелидзе К., прот Иерусалимский канонарь VII в. (грузинская версия). Тифлис, 1912, 130—132, 269—273.     Кекелидзе К., прот. Литургические грузинские памятники. Тифлис, 1908, 369.     Дмитриевский А., проф. Опис. литург. рукоп. I, 5.    В квадратных скобках помещаются разночтения древнейшей рукописи IX-X вв.     Дмитриевский А , проф. Опис. литург. рукоп. I, 196—197. Антонин, архим. Синайский канонарь. Киев, 1874, 10—11.    Служба состояла главным образом из пения псалмов с припевом тропарей, псалмов, составлявших несколько антифонов (большей частью 3) с промежуточными ектениями и молитвами, без стихир и канона (на утрени).    Листы 135 об. 142—143 рукописи. Дмитриевский А., проф. Древнейшие патриаршие Типиконы. Киев, 1907, 273—292.    Лист 8 рукописи. Прибавление к описанию рукоп. Хлу- довск. библ. стр. 7. М. 1875. Лисицын М., прот. Первоначальный славяно-русский Типикон. СПб, 1911, 116—118.    Лист 90 об. 92 рукописи. Лисицын М., прот. Первой, слав.-рус. Тип. 120—122.    Рукописи л. 9—11. Дмитриевский А., проф. Опис. литур- гич. рукоп. I, 271—275.    Рукописи листы 19—24 об. Дмитриевский А., проф. Описание литург. рукописей I, 810—813.    Рукописи листы 19—22. Дмитриевский А., проф. Описание литург. рукописей I, 838—841.    Рукописи листы 9—11 Дмитриевский А., проф. Описание литург. рукописей I, 902—904.     Кекелидзе К., прот. Литург. груз. рукоп., 231—234.    Рукописи, листы 74—78.    Рукописи: Моск. Румянц. муз. Сев. 491—35 XIII в. л. 28—31; Моск. Синод, тип. греч. 381 XIII-XIV в. л. 47 об. — 50; слав. 323—383 XIV в., л. 51 об. — 55 об.    Око церковное, л. 147—154 об.     Μηναον το Σεπτεμβρου. Венеция, 1775, 97—107.     Τυπικν κκλησιαστικν. Венеция, 1884, 20—24.     Дмитриевский А., проф. Описание литург. рукописей 4, 195, 197, 270, 275.     Μηναον το Σεπτεμβρου. Венеция, 1775, 107.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010