Одной из первых реликвий Животворящего Древа на Руси стала частица в кресте Евфросинии Полоцкой, привезённая в XII веке из Иерусалима в числе прочих реликвий. Частица древа Креста была помещена в «Ковчег Дионисия», который в завещаниях московских великих князей XV века возглавлял перечень передаваемых по наследству святынь, а в XVII — начале XX веков являлся одной из главнейших святынь Благовещенского собора. В период патриаршества Никона в России стали изготавливать кресты-мощевики «мерою и подобием Креста Христова». Одним из них стал «Кийский крест», куда кроме частицы Животворящего Креста было помещено 108 частиц мощей святых и 16 камней с мест библейских событий. Русские паломники в Святую землю с первой половины XIX века, из числа особо именитых лиц, получали от Иерусалимского патриарха кресты с частицей Древа Креста Господня в качестве благословения, а позже и награды. Орден Креста с частицей Животворящего Древа и в настоящее время является высшей наградой Иерусалимской церкви. В честь обретения Креста был установлен праздник Воздвижение Креста Господня , получивший своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам света. То же было сделано с Крестом и после его возвращения в 629 году из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим при императоре Ираклии. Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня отмечается как православной, так и католической церквями 14 сентября (по юлианскому календарю в некоторых православных церквях, и по григорианскому календарю в католицизме). Отдельно установлено празднование в воспоминание обретения царицей Еленой Креста Господня и гвоздей. В Православной церкви оно совершается 6 марта (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 3 мая. В 2006 году частица Животворящего Креста была доставлена на околоземную орбиту. Описание [ править править код ] За свою историю древо Животворящего Креста было разделено на частицы разного размера, которые сейчас можно встретить во многих храмах и монастырях мира. Исследователь конца XIX века Шарль Роо де Флepu[fr] в сочинении «Память об орудиях страстей Христовых» (фр. «Mémoire sur les instruments de la passion de la N.-S. J.-C.») сообщает, что суммарный вес всех документально зафиксированных фрагментов Креста составляет всего около трети объема от Креста. Местонахождение. Доступность для паломников [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Животворящий_К...

В благоговейной радости равноапостольная царица Елена и все бывшие с ней воздали поклонение Кресту. Но людей собралось очень много, и, естественно, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли увидеть его. Тогда Патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, начал поднимать – воздвигать – Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй». Отсюда получил свое начало праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который был установлен в год обретения Святого Древа. Поскольку Крест был обретен в дни празднования Пасхи, то первоначально праздник совершался на второй день Пасхи. С 335 года, когда было совершено освящение храма Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14 сентября. Это освящение совершал собор епископов, прибывших со всех концов Римской империи, что послужило к распространению празднования в этот день Воздвижения Креста Господня и за пределами Иерусалима, во всем христианском мире. В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено и другое воспоминание – возвращения Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена. В 614 г. Персидский шах Хозрой во время войны с Византийским императором Фокой овладел Иерусалимом и разграбил его сокровища. Он увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня. В Персии Честной Крест пребывал 14 лет. В 628 г. святое Древо Креста Господня после победы императора Ираклия над персами и заключения мира было отобрано у персов и возвращено в Иерусалим. Император, в смиренной одежде и босой, торжественно встретил Крест Господень в Иерусалиме, внес его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось 14 сентября. Таким образом, в празднике этого дня соединились два воспоминания – обретение Креста Господня и возвращение его из персидского плена в Иерусалим. ПРЕДПРАЗДНСТВО И ПОПРАЗДНСТВО НЕДЕЛИ ПРЕД ВОЗДВИЖЕНИЕМ И ПО ВОЗДВИЖЕНИИ Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня принадлежит к числу двунадесятых. Он имеет один день предпразднства (13/26 сентября) и семь дней попразднства. День отдания – 21 сентября/4 октября. Кроме того, праздник Воздвижения имеет ту особенность, что суббота и Неделя, предшествующие дню Воздвижения, называются субботой и Неделей пред Воздвижением. Суббота и Неделя, следующие за днем Воздвижения, называются субботой и Неделей по Воздвижении. Эти субботы и Недели составляют предпразднство и попразднство. Но в эти дни не бывает особых служб – только на Литургии положено чтение особых Апостола и Евангелия, имеющих отношение ко Кресту, а перед ними – соответствующих празднику прокимнов и аллилуария (указание на это см. в служебном Евангелии, Апостоле, а также в Типиконе – последование под 8, 13, 15 и 21 сентября). ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Строительные и отделочные работы продолжались несколько лет, церковь была освящена лишь 15 сентября 1825 г. в честь Воздвижения Креста Господня, хотя все иконы были готовы уже в 1823 г. Этот день для престольного праздника был выбран не случайно: он приходился на начало учебного года. Церковь была устроена однопрестольной – во имя Животворящего Креста Господня. Главные решения, заимствованные Пятницким в церкви Голицына – иконостас в виде четырехконечного креста и своеобразное освещение – в центре над иконостасом было сделано круглое хрустальное окно с изображением Всевидящего Ока. Иконы, как и в голицынской церкви, были написаны в западно-европейской манере и напоминали картины художников эпохи Возрождения на библейские и евангельские сюжеты, все они были без окладов. Основную часть работ написал студент Академии художеств Василий Чухломин. Хоругви с иконами Казанской Божией Матери, св. Антония, св. Александра Невского и Воздвижения Честного Креста – работы кисти известного художника Василия Степановича Турина, а находящийся над жертвенником образ «Моление о чаше» – работа художника академика Льва Дмитриевича Крюкова. Несколько икон написал протоиерей Александр Иванович Нечаев. Иконостас в виде креста изготовили в Санкт-Петербурге, работу выполнил придворный мастер Гамс. В последующие десятилетия больших изменений в оформлении церкви не произошло. В 1842 г. на горнем месте была установлена копия с картины Рафаэля «Несение Иисусом Христом Креста на Голгофу», пожертвованная попечителем учебного округа Михаилом Николаевичем Мусиным-Пушкиным и написанная его сыном Николаем. Церковь всегда производила большое впечатление на посетителей, в основном благодаря хорошему оформлению и тонкому вкусу ее архитектора. Однако производившиеся несколько раз замены пола, облицовки стен, замена лепнины росписью постепенно ухудшали общее впечатление. Своды церковного зала опирались на восемь колонн, Колокола висели на западной стороне церкви, наверху под фронтоном. Университетской церкви был придан мистический и вместе с тем несколько домашний вид, что соответствовало тогдашним духовным настроениям российской аристократии.

http://sobory.ru/article/?object=30209

С самого начала в монастыре был храм Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня с приделом во имя блаженного Василия. Церковь со всеми монастырскими строениями сгорела в 1715 году, но затем была возведена вновь. 8 июня 1716 года храм был освящен в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. По храмовой церкви обновленный монастырь стал называться Крестовоздвиженским. В 1809 г. пожар, перекинувшийся из кремля, нанес значительные повреждения храму и части зданий, кроме того строения уже давно подвергались разрушительному воздействию почвенных вод. Это стало причиной ходатайства о перенесении обители на новое место. 20 апреля 1812 года вышел указ императора Александра I, дозволяющий переместить Нижегородский Крестовоздвиженский монастырь. Монастырю была выделена обширная площадка на пустынной тогда окраине Нижнего Новгорода, рядом с Казанским кладбищем и храмом. Была начата разборка старого храма и некоторых монастырских зданий. Весной 1813 года было положено основание Крестовоздвиженской обители на новом месте. Инокини собственными руками переносили кирпичи за три версты. К осени 1814 года были возведены наружные стены монастыря, внутри них – колокольня со святыми вратами и двумя палатками, восемь каменных корпусов, а также заложен фундамент соборной церкви. Вне монастыря устроен гостиный двор. В октябре 1815 года сестры переселились в новую обитель. 6 ноября 1815 года была освящена больничная церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святого Василия Блаженного. Так как собор на новом месте еще не был готов было разрешено совершать богослужения в престольный праздник в Казанской кладбищенской церкви, построенной в 1798-1799 годах на средства нижегородского купца Я.С. Стешева. 17 августа 1823 года состоялось освящение главного собора монастыря – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Пятиглавый собор в форме правильного креста был вписан в круг соборной ограды, заключенный в квадрат, образованный восемью жилыми корпусами, в свою очередь соединенными между собой деревянными галереями. Весь монастырь был огражден стенами в форме правильного четырехугольника с башнями по углам. Звонница с семью колоколами возвышалась над главными западными воротами. В таком виде монастырь просуществовал до 1851 года, когда территория его была расширена и обнесена новым четырехугольником стен, с собственными святыми вратами.

http://sobory.ru/article/?object=01815

По посвящению второго храма в честь Апостола Иакова, к тому времени именовались и два поселения, располагавшиеся близ погоста (кладбища): Яковлевские слобода и слободка с более чем полусотней «непашенных торговых и мастеровых и бобыльских дворов». Среди жителей было распространено кожевенное ремесло. Позднее поселение становится крепостным селом, но продолжает именоваться Яковлевской слободой в память о прежних свободных временах. Жители слобод не были крепостными. В самой сущности слободы можно увидеть еще одно свидетельство о монастыре. Монастырь упоминается и известным краеведом XIX века В. Лествицыным в статье «Часовня близ Яковлевской слободы под Ярославлем». Описанное придание гласит о том, как в середине XIV века, некий костромской помещик, страдавший от тяжкой болезни, проезжал из Костромы в Ярославль. Остановившись на ночлег у Яковлевского монастыря, во сне он увидел исходящим из земли исцеляющий его Святой Крест. Проснувшись, помещик указывает открытое во сне место слугам, сопровождавшим его, и повелевает копать. Крест обретен! Приложившись к нему, болящий получает исцеление от Господа. «Помещик объявил, кому следует о случившемся чудесном излечении, и пожертвовал крест в Яковлевский монастырь, предшествовавший нынешней церкви Яковлевской слободы». В память об этом событии был утвержден Крестный ход в день празднования Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня – 27 сентября по новому стилю. Была сооружена часовня, сначала деревянная, а в начале ХХ века, на средства А. Нефедова, – каменная, освященная 18 октября 1904 года. Внутри часовни, на месте обретения креста, находился колодец. По традиции местные жители, «отправляясь в город на рынок, считали нужным бросить монету в кружку у дверей часовни, а возвращаясь домой, так же отблагодарить Господа за удачную торговлю». После революции здесь был устроен пункт сбора молока. Часовня была снесена в 1930-х годах. Сейчас на ее месте находится продуктовый магазин. Обретенный Чудотворный Образ Честнаго и Животворящего Креста Господня и сейчас – главная святыня Яковлевско-Благовещенского храма. Традиция совершения Крестного хода в день Воздвижения Честного животворящего Креста Господня возобновлена в 2008 году при нынешнем настоятеле протоиерее Георгие Лапшине.

http://sobory.ru/article/?object=11826

О Кресте Господнем - Вы родились 27 сентября, в праздник Воздвижения Креста Господня. Что значит для Вас Крест? - Для меня огромное значение имеет всё, что с ним связано, все дни, посвященные прославлению Креста Господня. Это и 14 августа, когда празднуют Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, и Крестопоклонная неделя Великого поста, и т.д. Бывая на Кипре, я старался посетить все места, где находится Частица Животворящего Древа, и помолиться там. Для меня это совершенно особое ощущение. - Небесный покровитель ОПВ СПб – святитель Лука – работал земским врачом в Переславле-Залесском, где находится Никольский женский монастырь. На подворье монастыря в Годеново хранится великая Святыня – Небоявленный Животворящий Крест Господень. С точной копией этого Креста в 2020-2021 гг. я ездила по всей России вместе с Крестным ходом «Святая Русь». Благодарю за эти незабываемые поездки Елену Андрееву, Виталия Даниленко, Василия Кухаря и других крестоходцев. В крестный ход я попала вскоре после того, как впервые приложилась к самому Небоявленному Кресту. А Вы поклонялись этой великой святыне? - У меня есть иконы, масло и вода из Годеново, где я не раз молился сам и куда периодически ездят молиться мои духовные чада. Я знаком с игуменией монастыря. Матушка Евстолия (Афонина) очень почитает святителя Луку. В год его юбилея она организовала в Переславле-Залесском конференцию, посвященную врачу-архипастырю. - 600-летие со дня сошествия Небоявленного Животворящего Креста Господня мы будем отмечать, если Бог даст, 11 июня 2023 года, в день памяти святителя Луки Крымского. В том же году мы отметим 100-летие со дня его хиротонии и 100-летие со дня его ареста. Случайно ли это совпадение? - У Бога случайностей нет. Наш церковный календарь так интересно устроен, что когда праздники пересекаются, мы понимаем: это не случайное пересечение, не накладка одного праздника на воскресный день или на день памяти Креста Господня. Сочетание праздников всегда глубоко символично.

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/11/...

  О Воздвижении   Кратко У о. Александра Меня В ролике православного календаря В телепередаче Закон Божий   Святые Отцы   «Толкование канона на Воздвижение» Никодим Святогорец «Слово на всеславное Воздвижение Креста» Андрей Критский «Сказание о воздвижении честного и животворящего Креста Господня» Дмитрий Ростовский Слова Феофана Затворника — первое , второе , третье Слова Иннокентия Херсонского — первое , второе , третье , четвертое Проповедь Луки Крымского   Проповеди   Дмитрий Смирнов — первая  — о Любви, вторая , третья , четвертая , пятая Антоний Сурожский Иоанн (Крестьянкин) Александр Мень Василий (Родзянко) Патриарх Кирилл Феофан (Быстров) Мелхиседек (Артюхин) Николай Соколов Савва (Остапенко) Валериан Кречетов   Богослужение   Из Минеи Праздничной — по славянски , по русски Кондак и тропарь — знаменным распевом Отец Александр Мень о Воздвижении Спаси, Господи, люди Твоя ч благослови достояние Твое, победы на сопроптвныя даруя и Твое сохраняя крестом Твоим жительство .   Праздник Воздвижения посвящен Кресту Христову (14/27 сентября).   Если Рождество Богоматери есть преддверие тайны Воплощения, то Крест возвещает нам об искупительной жертве Христа. Поэтому он также стоит в начале церковного года.   Знак креста с глубокой дохристианской древности был символом Божественного и вечной жизни во многих религиях. Но после Голгофы абстрактный иероглиф стал реальным знамением спасения.   С непостижимой для язычников быстротой неслась по миру весть о «безумии Креста»; иудеи требовали знамений, эллины — доказательств, но в ответ они слышали: «Мы проповедуем Христа Распятого…».   «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, — поет Церковь; — и святое Воскресение Твое славим…».   Через страдание к радости, через смерть к победе, через жертвенную самоотдачу к выполнению воли Отца — таков путь Искупителя мира, таков и путь всех идущих за Ним. «Кто хочет за Мной идти, да возьмет крест свой и по Мне грядет». Это не просто тяготы и страдания; сами по себе они могут и не быть «крестом». «Взять крест свой» — значит «отвергнуть себя», победить себялюбие, учиться жить для других, учиться мужеству, терпению, всецелой преданности Христу.

http://predanie.ru/tema/vozdvigenie/

Так, после дня Рождества Богородицы (8 сентября) совершается праздник в честь святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны; после Рождества христова (25 декабря) празднуется Собор Богородицы; после Крещения Господня (6 января) празднуется Собор святого Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна; после Сретения Господня (2 февраля) совершается память святого праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы; после Благовещения Богородицы (25 марта) празднуется Собор Архистратига Гавриила, в последованиях Минеи на эти числа находятся песнопения сих праздников. Вместе же с этими песнопениями или, когда после праздника Господнего и Богородичного нет таких воспоминаний, вместе с песнопениями святому в дни попразднства, в Минее Месячной находятся песни собственно попразднственные, которые воспоминают и прославляют бывшее событие праздника. Дней попразднетвенных и последований Минеи, заключающих в себе песни попразднства, бывает неодинаковое число после праздников. 14 сентября – великий праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Этот праздник совершается в память двух событий: во-первых, обретения Животворящего Креста; во-вторых, возвращения его от персов. Обретение Животворящего Креста было в IV в., в 326 году. Императрица св. Елена, мать императора Константина Великого , пожелала отыскать крест, на котором был распят Господь. Она отправилась в Палестину, в Иерусалим; от одного еврея Иуды узнала, что крест был зарыт в земле на том месте, где было капище Венеры. По разрытии земли нашли три креста. Чтобы узнать, на котором из них был распят Господь (ибо надпись от креста Господня отпала), попеременно возлагали кресты на умершего, которого несли для погребения. Два креста не произвели никакого действия, а когда положили третий крест, мертвый воскрес. Это чудо ясно указало на Животворящий Крест Господень, с чувством благоговения народ повергался перед Крестом, желал его лобызать. Но от стечения народа многие не могли его видеть. Тогда Иерусалимский патриарх Макарий взошел на возвышенное место и воздвигнул Крест таким образом, что народ мог его видеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Еще более поразительное чудо было в жизни израильтян от креста, когда преемник Моисея, Иисус Навин вступил в битву с аммореями. Он также, прообразуя крест Господень, простер свои руки и сказал: «Солнце, остановись». И солнце остановило свое течение, день продлился, и это дало возможность Иисусу Навину и его воинству уничтожить своих бесчисленных врагов. Сие дивное чудо воспевает св. Церковь в таких словах праздничного седальна: «Проображаше таинственно древле Иисус Навин, креста образ: егда руце простре крестовидно, Спасе мой, и ста солнце, Дóндеже враги низложи противостоящия Тебе, Богу...» Но все это было только прообразовательною тенью тех великих и многих спасительных благ, которые проистекли и проистекают от Животворящего Креста Господня. На нем произошло наше искупление от первородного греха Адама. На нем было разрушено проклятие, наложенное Богом за этот грех на весь человеческий род. Ради Креста Господь дарует нам в таинствах Церкви возрождающую благодать Святого Духа. А эта благодать дает нам божественную силу бороться с диаволом, со грехом, со всеми страстями, соблюдать спасительные заповеди и быть истинными последователями Христа. Эта благодать дает нам доступ к величайшему таинству св. Евхаристии, в котором истинно-верующие, вкушая Тело и Кровь Христа, делаются едино с Богом по благодати и предвкушают райское блаженство еще на земле. Благодать сия введет нас после смерти в блаженный чертог Христов и будет источником нескончаемой радости в небесном Царствии. Вот какие блага проистекают для нас от Креста Господня. Но это не все, что мы от него получаем. Крест есть наш могущественный помощник в борьбе со всяким злом. Крест есть якорь нашего спасения от всех бед и напастей. Крест есть постоянный и неизменный спутник всех наших молитв к Богу, ибо они сопровождаются крестным знамением. Церковь ублажает Крест, как попрание бесов, умерщвление страстей, утешение в скорбях, как целение недугов и воскрешение мертвых. Крест есть хранитель всей вселенной, слава Ангелов и святых, слава и красота нашей Православной Церкви. И так как через Крестное Древо Господь возвратил нам блаженство рая, то Крест есть райское Древо Жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Такова радость Церкви, которую она сообщает своим чадам, постоянно питая и обновляя их. Все это происходит благодаря неповторимой красоте слов песнотворца, среди которых эксапостиларий занимает одно из ведущих мест. _______ Следующий великий праздникВоздвижение Креста Господня хотя и празднуется лишь через месяц с небольшим после праздника Преображения, но несет в себе уже черты надвигающейся осени. Значительно звучат слова стихир и тропаря. Торжество нарастает от самого начала и набирает силу к концу, почему и все празднование происходит на высоком подъеме души. Торжественны стихиры, высокой радостью звучат слова канона, само же торжество — изнесение и воздвижение Креста Господня — совершается почти в конце службы. Слова светильна величественны и относительно кратки. Они звучат, повторяясь, подготавливая людей к изнесению благословенного Древа. Обычно они поются громко и торжественно, сохраняя все тот же высокий настрой, который взят с начала службы. Крест, хранитель всея вселенныя, — радостно, громко, с высоким подъемом звучат первые слова эксапостилария, — Крест, красота Церкве, — поется дальше, — Крест, верных утверждение: Крест, ангелов слава и демонов язва. Дивно в этом светильне изложена основная идея праздника, утверждена она высокими звуками духовной радости. Несмотря на то, что само благословенное Воздвижение Креста состоится в конце службы — после великого славословия, слова эксапостилария своей высотой воодушевляют верующих и ведут их к этому моменту. Вся служба праздника пронизана высокой радостью силы Креста Господня, а эксапостиларий эту высоту поддерживает и при самом изнесении Честного Древа. Крест, хранитель всея вселенныя, — напевает про себя или говорит себе каждый верующий, поклоняющийся спасительному Древу. — Крест, красота Церкве: Крест, верных утверждение: Крест, ангелов слава и демонов язва. Эти слова помогают достойно участвовать в торжестве самого выноса Животворящего Древа и надолго сохраняются в сердце, держа душу в красоте и сладости духовно совершившегося праздника.

http://pravmir.ru/eksapostilarii-velikih...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010