И так, силою честного креста и молитвою. действующею воздеянием рук, можешь и ты, брат, победить мысленного Амалика — дьявола, о котором написано: «начало языков Амалик и семя их погибнет» (Числ. 24:20). Какие же это народы, которых началом оказывается дьявол? Это множество демонов, подчиненных дьяволу. А что это за семя Амалика и демонов? Это — грех и все страсти, которые произвел дьявол и подчиненные ему демоны, как-то: себялюбие, самомнение, надменность, чревоугодие и проч. Поэтому мудрый Нил сказал: «начало язычников Амалик, а начало страстей — чревоугодие». Итак не бойся, христианин, мысленного Амалика и его невидимой брани! Нет! Ибо тайною силою креста воюет с ним Христос и не дает ему победить, помогает и тебе, ведущему войну против него, и делает тебя победителем его, как написано: «рукою тайною ратует Господь на Амалика от рода в род» (Исх. 17:16). Ободряет же тебя и Григорий Богослов словами: «Если таким образом выйдешь из Египта, то Амалик будет завоеван тобою, не только оружием, но и воинственными руками праведников, изображающими молитву и вместе непобедимый трофей креста». Тропарь 2 Возложи Моисей на столпе врачевство, тлетвориваго избавления и ядовитаго угрызения, и древу, образом креста, по земли пресмыкающагося змия привяза, лукавный в сем обличив вред; тем Христу поим, Богу нашему, яко прославися.Толкование   Историю этого тропаря песнопевец заимствовал из двадцать первой главы книги Числ, где говорится, что Бог послал на Еврейский народ змей и умерщвлял его, ибо он, малодушествуя, возроптал на Бога. Поэтому Моисей, воткнув в землю прямое дерево, поставил на нем поперечно медного змия, на которого взирая, те из Евреев, которые были укушены, не умирали. Эту-то историю применяя к празднику Воздвижения креста, песнопевец говорит, что пророк Моисей поставил высоко на столпе, т. е. на вбитом прямо в землю дереве. Что поставил? — врачевство, т. е. медного змия, как врачебное средство, которое разрушало и исцеляло тлетворное смертоносное оное укушение змей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Седален, глас 8. Подобен: Повеленное тайно    В раи мя прежде древо обнажи, о вкушении враг принося умерщвление; Креста же древо, живота одеяние чловеком нося, водрузися на земли, и мир весь исполнися всякия радости. Егоже зряще возвышаема, Богу верою людие согласно возопиим: исполнь славы дом Твой.     В раю меня некогда обнажило дерево, при вкушении враждебное, принося умерщвление; древо же Креста, принося людям одежду жизни, водрузилось на земле, и мир весь наполнился всякой радостью. Это-то (древо) видя возносимым, Богу с верою, народы, согласно воскликнем: полон славы дом Твой.    Слава и ныне, тойже. Прокимен    Для прокимна взят такой псалмический стих, который прикровенно указывает и на распятие и на воздвижение (Крест воздвигается, поднимается, чтобы он был виден всем). Стихом к прокимну служит 1-й стих того псалма, из которого взят прокимен, как это обыкновенно делается, но этот стих хорошо выражает как торжественность («воспойте») и характер («песнь нову») праздника, так и значение празднуемого события («дивна сотвори Господь»).    Прокимен, глас 4    Видеша вси концы земли спасение Бога нашего.     Увидели все концы земли спасение Бога нашего (Пс. 97:3).    Стих: Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь.     Воспойте Господу новую песнь, ибо дивное сотворил Господь (ст. 1). Евангелие    Для евангельского чтения на утрени выбрано такое место из Евангелий, в котором Спаситель предсказывал свое распятие и указывал на значение его для мира, притом в выражениях, напоминающих суть праздника («...Аз вознесен буду от земли»). Вместе с тем, это единственное в Евангелии свидетельство о крестной смерти Христа вместе и Его самого, и Бога Отца.    Ин. 12:28—36 (зачало 42)    Рече Господь: Отче, прослави имя Твое. Прииде же глас с небесе: и прославих, и паки прославлю. Народ же стояй и слышав глаголаху: гром бысть; инии глаголаху:    Ангел глагола Ему. Отвеща Иисус и рече: не Мене ради глас сей бысть, но народа ради. Ныне суд есть миру сему, ныне князь мира сего изгнан будет вон. И аще Аз вознсен буду от земли, вся привлеку к Себе. Сие же глаголаше назнаменуя, коею смертию хотяше умрети. Отвеща Ему народ: мы слышахом от закона, яко Христос пребывает во веки; како Ты глаголеши, вознестися подобает Сыну Человеческому? Кто есть сей Сын Человеческий? Рече же им Иисус: еще мало время свет в вас есть; ходите, дондеже свет имате, да тьма вас не имет; и ходяй во тьме не весть, камо идет. Дондеже свет имате, веруйте во свет, да сынове света будете.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

Святоотеческие чтения на службе    Тогда как в другие двунадесятые праздники Типикон определенно указывает, из каких творений св. отцов бывает каждое чтение на службе, на Воздвижение такие указания даются в неопределенной форме: «и чтение праздника». Но это совершенно случайное явление, объясняющееся тем, что более определенные указания просто выпали в позднейших редакциях устава. Нужно обратиться к древним памятникам устава (к рукописям), чтобы найти эти определенные указания.    Так, о первом святоотеческом чтении (на вечерне после благословения хлебов) нынешний Типикон говорит: «И чтем слово о честнем древе». Это только сокращенное название чтения, указываемого именно на этом месте бдения древними уставами с таким заглавием: «Слово историческое, похвала Честному Кресту Александра монаха» (греческий писатель VII в.), начинающееся словами: «Повеление вашего отечества преподобиа приим». Вот его содержание. После извинения за «неученость» и предупреждения, что он выбрал из своих источников «истину», автор начинает с описания предвечного бытия и творческой деятельности Сына Божия: «сый присно со Отцем и Пресвятым Духом... сотвори все с Ними от небытиа; не бе бо ничесоже, егда бе токмо Св. Троица омоусиа (единосущная) ...неоскудное божество, владческий сан, присносущное веселие; ...ведый убо пропведанием Божиим, когда и где и како и колику подобаше бытию быти, ...сотвори сущее... да множайше будет причащьшеся благочестия его». Сотворив тело человека, Сын Божий вложил в него душу, но она — не часть Бжия, как думает Ориген, иначе не сказано было бы: «прият душу живу». «Вся убо деяв Слово Божие, множае силы не открыл» (большинства своих сил не проявил), так как сотворил только то, что хотел. Всю же тварь, видимую и невидимую, «креста образно Бог сотворил: створь бо широту и долготу, высоту и глубину, образ креста написа (ср. Еф. 3:18); четверообразна животна (Иез. 1) образ креста являют», как и шесть крыльев у серафимов; «и светила крестообразно свет сияют; и человек крестообразно создан бысть» — изображает крест, когда протянет руки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

Животворящее древо Креста после сего, после первого Воздвижения его, многократно предносимо было Христианами около св. града Иерусалима, когда ни случались нападения врагов на св. град. И так торжество Креста, повторяем, особенным образом принадлежит Царям. С Воздвижением Креста особенно молимся мы Богу о Царе своем и о даровании Ему побед на врагов! А Благоверные Цари наши, Христиане, разделяют сие торжество со всеми нами, верующими, особенно же с вами, Христолюбивые Воины! Сколько вижу я в одном сем месте у вас знамен с изображением Креста! Сколько вижу крестов, украшающих груди ваши, Победители! Сколько славы на вас от милостей к вам Царских, от блистания на вас знаков отличий, кои все без различия справедливо называются крестами. Сам Благочестивейший Государь наш за высшее украшение в Высочайшем Сане своем имеет Крест Господень: он у Него и на персях, и на короне, и на скипетре, и на державе. Сам Господь Иисус Христос , Христиане, по слову Апостольскому, Крестом вошел в славу Свою. Крестом победил Он ад, диавола и смерть. Какая же слава и честь вам, Воины, друг пред другом, когда и ваши заслуги Вере, Царю и отечеству крестом украшаются; когда Благочестивейшие Цари наши некоторым образом уделяют от собственных украшений тем из вас, кто по званию своему служит верою и правдою, кто имя Христолюбивого воина носит не напрасно! А вы, Воины юные, не имевшие еще и случаев к тому, чтоб заслужить кресты, смотря на отцов своих и дедов, старайтесь подражать их св. Вере, преданности Государю, послушливости Начальству , терпеливости в трудах, храбрости в воинских подвигах. Кто так будет располагать себя; тот уже носит на сердце своем крест и, без сомнения, открыто будет носить в свое время на груди. Теперь же, в праздник Креста, всех вас Крестом Господним от лица св. Церкви приветствую, всех о имени Господни Крестом Господним благословляю! Читать далее Источник: Речи христолюбивому воинству Донскому, говоренные Игнатием, архиепископом Донским и Новочеркасским. - Санкт-Петербург : В тип. Деп. внеш. торговли, 1845. - 120, IV с.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

(см. в 9-й песне канона). Причастен    Для причастна взят псалмический стих, указывающий, как и аллилуарий, на радостное следствие искупления, но на самое основное и всеобъемлющее: благоволение Божие к нам, просветление дотоле омраченного гневом лица Божия.    Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.     Отпечатлелся на нас свет лица Твоего, Господи. (Пс.4:7) Богослужебные особенности праздника Воздвижения    Кроме главной такой особенности — выноса и воздвижения креста, праздник имеет еще три особенности в своем богослужении.    1) После Евангелия поется «Воскресение Христово видевше». Это потому же, почему тропарь на поклонение Кресту говорит столько же о Кресте, сколько и о воскресении. Песнь эта, по существу не воскресная лишь, но прямо пасхальная, приуроченная, кроме Пасхи, к одному из самых видных моментов воскресной службы, накладывает радостный отпечаток на все же грустный тон праздничной службы, озаряя ее мыслью о воскресении.    2) На литургии Трисвятое заменяется тропарем «Кресту Твоему...». Трисвятое настолько священная песнь, что отмена его на литургии допускается только для трех самых великих из праздников как песни все же скорбно-покаянной, заменяемой более радостной песнью «Елцы во Христа крестистеся». На Воздвижение Трисвятое также заменяется более радостной песнью, говорящей о воскресении.    3) К богослужебным же особенностям Воздвижения должен быть отнесен пост в этот день — в виду того, что церковный устав пищу в праздник (степень того или другого «разрешения» на нее) ставит в самую тесную связь с чином праздничного богослужения. Пост в день, посвященный, хотя и косвенно, воспоминанию страданий Христовых, понятен. Но как вся служба праздника имеет в себе больше радости, чем скорби, то и пост в этот праздник не строгий. Запрещается только рыба, разрешение на которую устав рассматривает почти как отмену поста, но дозволяется вино и елей, тогда как даже в седмичные дни, посвященные воспоминанию страданий Христовых — в среду и пятницу — предписывается сухоядение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

Совершенная противоположность тому, к чему шел Христос и к чему могли прийти они через свет Его. Тогда еще, когда говорил это Христос, так как Он еще был с ними, им не поздно было вполне проникнуться этим светом, стать «сынами» его; нужно было только более, преданнее, правильнее уверовать в Него, как в Свет (ст. 35, 36). Стихира после Евангелия Стихира эта, составляющая собственно заключительный припев к 50-му псалму, сообразно содержанию последнего, содержит в себе молитву ко Кресту именно о помиловании нас (поэтическая форма молитвы об этом к Богу во имя Креста) и указывает со всей подробностью на значение Креста именно для всех греховных немощей человечества. Глас 6 Кресте Христов, христиан упование, заблуждших нставниче, обуреваемых пристанище, в бранех победа, вселенныя утверждение, недужных врачу, мертвых вокресение, помилуй нас. Крест Христов, надежда 338 христиан 339 , путеводитель 340 заблудившихся, пристань обуреваемых 341 , победа 342 в войнах 343 , твердость вселенной 344 , врач больных 345 , воскресение мертвых 346 , помилуй нас. Канон В каждой из своих песней канон освещает какую-нибудь одну сторону в значении Креста и празднуемого события, но делает это с исчерпывающей полнотой, начиная с ветхозаветных прообразов именно этой стороны Креста. Вследствие этого не только тропари каждой песни стоят в тесной связи между собой, но и с ирмосом у них, что вообще редко бывает в канонах, общая или, по крайней мере, близкая мысль. Но между отдельными песнями связь менее заметна; видимо, автор на каждую песнь смотрел как на самостоятельное и законченное целое, заботясь только о том, чтобы не повторять в новой песни сказанного в прежних. Написан канон преп. Космой Маюмским (VIII в.), составившим каноны на большинство двунадесятых праздников. Канон имеет акростих («краегранесие»): «Кресту ндеявся, пение отрыгаю», «Полагаясь на Крест, изношу песнь» 347 . Петь канон положено: ирмосы по дважды, а тропари на 12 (т. е. каждый тропарь повторять столько раз, чтобы получалось в каждой песне 12 тропарей); таким образом, канон поется на 14 (в каждой песне получается 14 песнопений, не считая катавасии).

http://predanie.ru/book/220856-vozdvizhe...

234. δναμις – сила. 235. ψθημεν – воздвигнуты, вознесены, намеренно то же слово, что и в названии праздника (ψωσις – воздвижение) 236. ακαταμχητου – непобедимое в сражении. 237. αντπαλε, также «соперник», «неприятель» (πλη – борьба). 238. δαιμνων Ранее в стихирах это слово оставлялось без перевода «демонов», в др.-сл. везде «бесов». 239. Из святых мученики наиболее подражали страсти Христовой и ближе других к Кресту 240. γκαλλπισμα – см. прим 57 241. После мучеников наиболее страдали на земле подвижники «преподобные» (здесь это слово имеет свой специальный смысл, а не такой общий, как во 2-й стихире на Господи воззв), почему после мучеников им ближе всего был Крест; все же их страдания были меньше мученических, отсюда необходимость добавки «яко воистинну». 242. Не для мучеников лишь и преподобных Крест имел такое значение, но и для всех спасающихся 243. Самое любимое у песнописцев окончание стихир, повторяющееся и здесь во всех трех стихирах. 244. В псалме подножием Божиим назван храм (ср. Ис 60:3), может быть, частнее – крышка Ковчега Завета, откуда Бог открывался. «Подножие ног» – усилительное (эмфатическое) выражение Евр. текст допускает и такой перевод: «ибо Он (т. е. Бог) свят» (в евр. яз нет среднего рода), как и переводится в принятом греч. тексте, но во многих рукописях греч. текста, в лат. переводе так, как в слав: «оно (т. е. подножие) свято». 245. Ср в предыдущей стихире: «живоносный»; усиление. 246. τ νθρπινον – человечество; у классиков «человеческий жребий», а соответствующее приведенному здесь понятие выражается πν τ νθρπινον – «весь человеческий род»; перевод «человечество» и в др.-слав. тексте. 247. τς ντως – см. прим. 128. 248. καταρσσων – собств. «низвергающий». 249. ближ. обр. демонов (ср. 5, 7 и 9 стих, литии и 1 стиховну); общее выражение имеет целью указать и на злых людей, особ. внешних врагов Связь трех определений Креста ясна. 250. πανσεβσμιε – см прим 63. 251. Отсюда стихира переходит к частностям. 252. βοθεια – помощь, др.-слав. «поможение».

http://predanie.ru/book/220856-vozdvizhe...

До литургии поются часы 3, 6, 9 и изобразительные с пропуском песнопений литургии. На литургии антифоны состоят из полных соответствующих стихов, припев ко второму: «Спаси нас, Сыне Божий, распныйся плотию на кресте». О трапезе замечание: «воследования ради крестнаго ни масла подобает ясти нам, ни вино пити, но за бывшия ради радости крестояления творим сие разрешение во славу распеншагося Христа и сего явившаго», «ямы с маслом, пием и вино», но масло «древяно и маково».    По позднейшей греческой Минее служба имеет следующие отличия от нашей. Седальны: по 1 каф. только наш 1-й; по 2 каф. наш 1-й с 1-й каф.; по полиелее наш 2-й со 1-й каф.; по 3 песни канона наш полиелейный. На поклонение кресту наши стихиры 1—3, 4-я «Днесь сад живота», 5-я — наша 4-я, 6-я — наша после Евангелия. 7-я и 8-я — наши 5-я и 6-я; наших же двух последних нет (они в слав. Минею взяты, вероятно, из службы недели 3-й поста). На литургии последний стих 3-го антифона такой же, как в старопечатной Минее. О посте к замечанию славянского устава прибавлено: «смотри, что сей пост Креста имеет смягчение, как предали некоторые, указывая качество пищи, а не час (принятия ее)», т. е. не требуется, как в настоящие посты, вкушать пищу только вечером, после 9 часа дня (ок. 3 часа пополудни).    По нынешнему греческому Типикону (по чину Великой Церкви) бдения под Воздвижение, как и в другие праздники, нет, а лития совершается перед утреней. На вечерне на Господи воззвах стихиры на 6. На утрени по 50 псалме на славу стихира «Ты мой покров державен», и ныне — то же. Канон на 6 без стихов (песней), только Слава и ныне на каждой песне; по 3 песни седален один раз. Славословие великое на глас 4. С крестом иерей идет в предшествии рипид, примикирия с дивамвулом (особый патриарший предносный подсвещник), двух иеродиаконов со светильниками и кадилами, кадящих крест, на середину храма, трижды обходит аналой и, остановившись, смотря к востоку, возглашает «Премудрость, прости», кладет крест на аналой и кадя поет тропарь единожды и хоры так же.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

Утреня Седальны по кафисмах    Эти седальны, как первые песни новой (на бдении) службы — утрени, должны говорить о событии с основной (принципиально) и общей точки зрения. Потому 1-й седален по 1-й кафисме «Токмо водрузися древо» указывает первоисточник той силы, которую получил Крест, в его тесном отношении к разрушившей смерть и ад смерти Христовой. 2-й седален по 1-й кафисме «Креста Твоего древу» указывает на другую сторону в этом же отношении — еще более близкую нам и отрадную для нас: спасение Крестом разбойника; там — более об отношении Креста к самому Христу в момент смерти Христовой, здесь — к людям; вместе с тем этот седален ближе приступает к сути праздника, говоря о поклонении Кресту. С того же начинается следующий седален — 1-й по 2-й кафисме «Днесь пророческое исполнися слово», возводящий мысль уже к ветхозаветным корням праздника — пророчеству о нем Давида. А 2-й седален по 2-й кафисме «Проображаше таинственно» заглядывает в эти корни еще глубже — указывает на древнейший из прообразов события, выбирая между ними, в соответствии с преобладающей темой всей этой группы песнопений, наиболее соприкасающийся с обстоятельствами распятия (остановка солнца Иисусом Навином).    По 1-м стихословии седален, глас 6    Токмо водрузися древо, Христе, Креста Твоего, оснвания поколебашася смерти, Господи: егоже бо пожре желанием ад, отпусти трепетом. Явил еси нам спасение Твое, Святый, и славословим Тя, Сыне Божий. Помилуй нас.     Как только водружено было древо Креста Твоего, Христе, поколебались основы смерти, Господи, ибо Того, Кого с алчностью поглотил ад, он отпустил с трепетом. Ты явил нам спасение Твое, Святый, и славословим Тебя, Сыне Божий, помилуй нас.    Слава и ныне, глас 1. Подобен: Камени запечатану    Креста Твоего древу покланяемся, Человеколюбче, яко на нем пригвоздился еси, Животе всех. Рай отверзл еси, Спасе, верою пришедшему Ти разбойнику, и сладости сподобися исповедаяся Тебе: помяни мя, Господи. Приими якоже онаго и нас зовущих: согрешихом вси, благоутробием Твоим не презри нас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

Однажды, приближаясь с войском к Риму, где заключился гонитель Христиан Максентий, Константин увидел на небе знамение креста, составленное из света, с над­писью: сим побеждай. Потом сам Иисус Христос явился ему во сне, повелел устроить воинское знамя с изображением креста, и обещал ему победу над врагами. Константин победил, вера Христианская провозглашена господствующей, Крест, бывшее орудие позорной казни, соделался знамением победы, предметом благоговения, славой и украшением Царей и подданных. После сего, Бог внушил Св. Елене желание обрести сам тот крест, на котором пострадал Иисус Христос. С этой целью она отпра­вилась в Иерусалим. Но место страданий Спа­сителя было с намерением поругано и засыпано язычниками. Когда, по приказанию Царицы, Голгофа и окружающая ее местность были очищены, то в глубине земли нашли три креста и дощечку с надписью пилатовой. Но который из трех был Крест Спасителя? Сам животворящий Крест решил это недоумение; от прикосновения к нему одна неисцелимо болящая получила исцеление и один мертвый – воскрес. Радость Христиан, особенно Св. Елены, была безмерна. Патриарх Макарий, стоя на возвышенном месте, воздвигал, приподнимал Крест Господень, а бесчисленный народ, падая с благоговением на землю, говорил: Господи, помилуй. С этого времени (с 326 года) установлен праздник Воздвижения честного и животворящего Креста. Особенно в Иерусалиме этот праздник был совершаем с величайшей торжественностью; бесчисленное множество Христиан из разных стран света приходило поклониться животворя­щему Древу. Здесь преподобная Мария Египетская почувствовала раскаяние в своих грехах и решилась вести тот образ жизни, который возвысил ее до состояния равноангельского. В седьмом веке Крест Господень был взят Персами, но оружие Императора Ираклия возвратило Христианам эту святыню. Благоче­стивый Император, сложив с себя царские одежды, босой, нес Крест Христов на раменах своих до Голгофы. Патриарх Зосима воздвигал Св. Крест перед народом, который в умилении взывал: Господи, помилуй.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010