Конечно, между его учениками были не одни ариане, а люди различного религиозного умонастроения. Заметно ясно одно: школа скрепляла связь между учениками (как показывает история арианских движений), значит была доброй школой – товарищи не забывали друг друга и по выходе из школы. Они притом же высоко ставили имя своего учителя, хвалились тем, что они учились у этого мужа (существовал известный в истории кружок «солукианистов») 1415 . Значит было чем хвалиться, значит ученики любили своего учителя и без сомнения – было за что. – Преемники Лукиана по учительству в IV веке с большим успехом поддерживали славу той же школы. Так Диодор, впоследствии епископ Тарский, был замечательнейшим учителем Антиохийской школы. Под его руководством воспитывался такой блестящий богословский талант, каким был Иоанн Златоуст . Своим редким по обширности и глубине богословским образованием Златоуст обязан Диодору. С любовью слушал его уроки Златоуст и, как он сознается, всегда благодарил и другим внушал благодарить Бога, что Он даровал им такого мудрого отца и учителя 1416 . Другой учитель Антиохийской —475— школы Феодор 1417 , впоследствии епископ Мопсуетский, славен был, как экзегет, из-под руководства которого вышел глубокомысленный богослов своего времени – Феодорит епископ Кирский. Достаточно знать, что Златоуст и Феодорит обязаны своим богословским развитием школе Антиохийской, чтобы понять, на какой высокой степени совершенства стояли антиохийские учителя. Но и этой школе, подобно Александрийской, как-то не посчастливилось; она поставляла современной церкви более пастырей еретических (несторианских), чем православных, и потому деятельность ее была кратковременна. В V веке она уже прекращает свое существование. Родной сестрой школы Антиохийской по характеру ее деятельности была школа – Едесско-Низивийская. Мы называем эту школу Едесско-Низивийской потому, что она попеременно существовала в этих двух городах, – то Едессе, то Низивии. Месопотамия издавна славилась образованностью; здесь издавна существовало два рода школ – низшие в селениях и высшие в городах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но эти и подобные имена в настоящем случае важны для нас, как свидетельство, что у Лукиана была действительно школа, а это пока нам только и нужно доказать. Конечно, между его учениками были не одни ариане, а люди различного религиозного умонастроения. Заметно ясно одно: школа скрепляла связь между учениками (как показывает история арианских движении), значит была доброй школой товарищи не забывали друг друга и по выход из школы. ‘Они притом же высоко ставили имя своего учителя, хвалились тем, что они учились у этого мужа (существовал известный в истории кружок «солукианистов») 98 . Значит было чем хвалиться, значить ученики любили своего учителя и без сомнения – было за что. – Преемники Лукиана по учительству в IV веке с большим успехом поддерживали славу той же школы. Так, Диадор, впоследствии епископ Тарсский, был замечательнейшим учителем антиохийской школы. Под его руководством воспитывался такой блестящий богословом талант, каким был. Иоанн Златоуст . Своим редким по обширности и глубине богословским образованием Златоуст обязан Диодору. С любовью слушал его уроки Златоуст и, как он сознается, всегда благодарил и другим внушал благодарить Бога, что Он даровал им такого мудрого отца и учителя 99 . Другой учитель антиохийской школы Феодор 100 , впоследствии епископ Мопсуетский, славен был, как экзегет, из-под руководства которого вышел глубокомысленный богослов своего времени – Феодорит епископ Кирский. Достаточно знать, что Златоуст и Феодорит обязаны своим богословским развитием школ антиохийской, чтобы понять, на какой высокой степени совершенства стояли антиохийские учителя. Но и этой школ, подобно Александрийской, как-то не посчастливилось: она поставляла современной церкви боле пастырей еретических (несторианских), чем православных, и потому деятельность ее была кратковременна. В V веке она уже прекращает свое существование. Родною сестрою школы антиохийской по характеру ее деятельности была школа–Едесско-Низивийская. Мы называем эту школу едесско-низивийскою потому, что она попеременно существовала в этих двух городах, – то Едессе, то Низивии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

40 . Но надобно знать, что чем более слушатели преуспевают в любви и разумении, тем большая благодать духа дается святым Проповедникам. Поэтому-то Пророк, сказав прежде: и взя мя дух, и слышах глас за собою труса велика, после гласа труса великого, крыльев и колес, и опять труса великого, тотчас присовокупляет: и дух воздвиже мя, и взя мя. 41 . Почему тот, кто уже сказал, что он взят духом, опять говорит, что он воздвижен и взят (духом)? Но душа проповедников воспаряет выше и выше, когда чрез них подвигается вперед разумение слушателей к желанию всемогущего Бога. Эти именно святые Проповедники возвышаются до такого совершенства, что чрез их служение умножаются в святой Церкви дары благодати, как о той же самой святой Церкви написано: бразды (водопроводы) ея упой, умножи жита ея: в каплях (стоках) ея возвеселится возсияющи (прозябающи) ( Пс.64:11 ). Потому что водопроводы Церковные суть святые Проповедники, которые увлаживают землю нашего сердца. Но когда до преизбытка наполняются водопроводы, тогда умножаются жита Церкви; потому что, когда Проповедники получают обильнейшую благодать духа, тогда умножается число верующих. Эта святая Церковь радуется о своих стоках. Ибо чрез сток падает с кровли на землю та самая вода, которая на кровлю проливается с неба. Кровлею же для Церкви служат святые Проповедники, которые покрывают нас посредничеством и увещаниями. Но поскольку сердце свыше напояется проповеданием, то как бы вода течет с неба на кровлю. А так как словами их мы напояемся, то как бы вода стекает с кровли на землю. Итак святая Церковь устрояясь веселится в стоках своих; потому что, когда она рождается в вере и добрых делах, тогда обсуживает те дары, которые получила, и радуется словам проповедующих. Поскольку же с преспеянием слушателей к лучшему умножается благодать и Проповедникам их; то Пророк говорит: и дух воздвиже мя, и взя мя. Ибо Проповедник более и более возвышается и взимается оттуда, откуда слушатель начинает перемену к лучшей жизни. 42 . Но спрашивается: так как дух не воздвигает души, если не взимает ее, то почему прежде говорится – воздвиже, а после – взя? Но здесь слово – взя – значит, постоянно держал. Ибо есть некоторые, которых дух возвышает, но не взимает, коих разум хотя и способен к видению духовного, но жизнь, оставаясь в плотских делах, не сообразуется с разумом. Ибо Валаам духом пророчества был воздвижен, но не был взят; потому что, хотя он истинно мог прозревать далеко в будущее, но несмотря на то, не хотел отрешить души от земных пожеланий ( Числ.24:4–5 ). Но поскольку святой Пророк, и по ведению был возвышен, и по жизни равно взят; то послушаем, каков он в продолжении проповеди. И я отошел горестный в негодовании духа моего 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Июня 14 есть день его кончины. Св. Фефан песнописец, поставленный им в митрополита никейского, вскоре после кончины его написал ему канон. Память его скоро начали праздновать торжественн. Есть стихира св. Мефодию с именем патриарха Фотия († 1891 Ευφροσνως σμερον), в коей говорится о гробнице от его мощей, источающей исцеления. (Сн. о сен святом писателе у Филарета в учении об отцах § 175). 15 Муч. Вит и дружина. В славянской минее сим мучениках от Великой четии от иных переводов. В Деяниях св. (Jun. II. 1013–1042. VI, 187–143) тоже по содержанию сказание, приписываемое издателями древнему писателю, но не древнее 6 века, найденное в Риме в 8 веке. В Деяниях особенно пространны сведения о мощах св. Вита в разных западных странах. Месторождением Вита в Сицилии считается Мазара. Акты его переведены были на греческий язык. В минеях студийских славянских есть служба сим мученикам. В греческих памятниках до нас дошедших память их не найдена доселе. Но, вероятно, празднование памяти их перешло в славянские земли не с запада непосредственно, а чрез греческие памятники. В Россию они перешли чрез студийские памятники: служебные минеи, четьи минеи и прологи. Студийский монастырь имел связь с монастырями сицилийскими и италийскими православными. Мощи Вита были в Сен-Дени в Париже, перенесены в Корвей в Вестфалии, ныне в Праге показываются. Св. муч. Дула . В слав. минее по Метафрасту, которому впрочем но принадлежит сие житие, а есть древнейшее, и по его содержанию и изложению Заключают, что оно есть извлечение из судебных записей (Деян. св. Jun. II. 1042); страдание его относят к началу 4 века. У Болландистов он называется Татиан Дула. Преториада в подлинном греческом называется местечком ( κμη) в округе киликийского приморского города Зефирия, от коего по морю кратчайший путь на о. Кипр. Пр. Иероним . В Деяниях св. (Sept. VIII. 418–688) пространейшее исследование о нем. Довольно и у Фесслера (Iustit. Patrol. II. 131); Сн. учение об отцах Филарета. Филарет, и Штадлер, следуя его жизнеописанию, кончины его относят к 30 сентября 419 года, во Фесслер и другие западные ученые относят ее к 30 сентября 420 года, следуя хронике Проспера. Мощи его в 642 году перенесены из Вифлеема в Рим и положены в церкви Богоматери в Маджиоре, но где ныне находятся, неизвестно. Честная рука его есть в Риме в церкви его имени близь площади Фарнезе. (Мордвян. стр. 170). Сочинения его на русском языке издавались в Киевской Академии. 16

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Подобные люди могли в пользу Феодора истолковать и то, что от Ивы собор Халкидонский требовал произнести анафему на Нестория, а ничуть не потребовал анафемы на Феодора, не смотря на сродство учения обоих лиц (Д. IV. 244). Это можно было истолковать так: собор Халкидонский не считал законным анафематствовать Феодора. Но это еще не все, в чем можно было находить опору для защиты Феодора, из чего можно было видеть, что церковь как бы еще охраняла память Феодора от осуждения. Известно было, что и порицатели Феодора из 4-го века, каковы св. Кирилл, св. Прокл, император Феодосий младший, щадили память Феодора. В то время, когда Кирилл и Прокл. после III Вселенского собора начали борьбу против Феодора и против его сочинений, как зараженных несторианством, появились и другие борцы против того же Феодора, но борцы неразумные, не рассудительные, которые в своем противодействии Феодору заходили так далеко, что даже и православные мнения его провозглашали еретическими; это были монахи и клирики из Армении и Персии, зараженные монофизитством 26 . Они обратились к Проклу и самому императору с прошением, в котором энергически умоляли их подвергнуть осуждению Феодора: «просим, дабы было у вас единство против Феодора и святотатственных глав и мнений его и тех, которые думают или учат подобному. Просим, чтобы чрез вас осужден был по имени, еще прежде осужденный безъменно (т.е. в сочинении Прокла против Феодора), более Нестории святотатственный в различном нечестии Феодор» (Д. V. 130). Составители прошения писали: «мы определили признать Феодора уклоняющимся во всём от правоты догматов» (Д. V. 128). Голос этих неразумных противников Феодора, мысливших монофизитски, заставил быть более осторожными, более мягкими в отношении к Феодору прежних жарких порицателей его, именно Прокла и Кирилла. К этому присоединились и другие обстоятельства, которые также требовали особенной осторожности от вождей православия в образе деятельности против Феодора. Мы имеем в виду указать высокое уважение, каким имя и сочинения Феодора пользовались в целом обширном патриархате Антиохийском.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Подобные люди могли в пользу Феодора истолковать и то, что от Ивы собор Халкидонский требовал произнести анафему на Нестория, а ничуть не потребовал анафемы на Феодора, несмотря на сродство учении обоих лиц (Д. IV, 244). Это можно было истолковывать так: собор Халкидонский не считал законным анафематствовать Феодора. Но это еще не все, в чем можно было находить опору для защиты Феодора, из чего можно было видеть, что церковь как бы еще охраняла память Феодора от осуждения. Известно было, что и порицатели Феодора из 5-го века, каковы св. Кирилл, св. Прокл, император Феодосий младший, щадили память Феодора. В то время, когда Кирилл и Прокл после III вселенского собора начали борьбу против Феодора и против его сочинений, как зараженных несторианством, появились и другие борцы против того же Феодора, но борцы неразумные, не рассудительные, которые в своем противодействин Феодору заходили так далеко, что даже и православные мнения его провозглашали еретическими; это были монахи и клирики из Армении и Персии, зараженные монофизитством 60 . Они обратились к Проклу и самому императору с прошением, в котором энергически умоляли их подвергнуть осуждению Феодора: «Просим, дабы было у нас единство против Феодора и святотатственных глав, и мнений его, и тех, которые думают или учат подобному. Просим, чтобы чрез вас осужден был по имени еще прежде осужденный бесименно (т. е. в сочинении Прокла против Феодора), более Нестория святотатственный в различном нечестии Феодор» (Д. V, 130), Составители прошения писали: «Мы определили признать, Феодора уклоняющимся во всем от правоты догматов» (Д. V, 128). Голос этих неразумных противников Феодора, мысливших монофизитски, заставил быть более осторожными, более мягкими в отношении к Феодору прежних жарких порицателей его, именно Прокла и Кирилла. К этому присоединились и другие обстоятельства, которые также требовали особенной осторожности от вождей православия в образе деятельности против Феодора. Мы имеем в виду указать высокое уважение, каким имя и сочинения Феодора пользовались в целом обширном патриархате Антиохийском.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

На Велицей Вечерни, Блажен муж: кафизма вся. На Господи, воззвах: стихиры воскресны 3, и Креста подобны 3, и праздника подобны 2, и Архангела подобны 2, обои на 4. Слава, Креста. И ныне, праздника, или Богородичен настоящаго гласа. Вход, прокимен дне. На литии стихиры праздника. Слава, праздника. И ныне, Креста. На стиховне стихиры воскресны. Слава, Креста. И ныне, праздника. На благословении хлебов, тропарь праздника дважды и Креста единожды. И чтение во Апостольских посланиях. На утрени, на Бог Господь: тропарь воскресен единожды и Креста единожды. Слава, Архангела. И ныне, праздника. По кафизмах, седальны воскресны, и Богородичны их, и чтение во Евангелии толковом. По непорочных, ипакои гласа и чтение. Степенна и прокимен гласа. Евангелие воскресно. Воскресение Христово: Псалом 50. Стихира, глас 8: Покаяния отверзи ми: и прочая. Канон воскресен со ирмосом на 4: и праздника 3, и Архангела 3, и Креста на 4. Катавасия Креста. По 3-й песни кондак праздника, и Архангела, и седален Архангела. Слава, Креста. И ныне, праздника. По 6-й песни кондак Креста и икос. На 9-й песни поем Честнейшую: Светилен воскресен: Слава, Креста. И ныне, праздника. На хвалитех стихиры воскресны 3, и Креста две и Архангела со славою 3, с припевы его. Таже припев: Воскресни, Господи Боже мой: и поем самогласну стихиру Триоди. Слава, туюжде. И ныне: Преблагословенна еси: Славословие великое. По трисвятом вход, и Креста поклонение по обычаю, и ектении, и отпуст.Слава, и ныне, стихира евангельская, и оглашение Студитово. И час 1-й в притворе. На 1-м часе, тропарь воскресен. Слава, Креста. И ныне, Богородичен часов. По трисвятом, кондак Креста. На 3-м часе, тропарь воскресен: Слава, праздника. И ныне, Богородичен часов. По трисвятом кондак праздника, и Креста, и Архангела глаголем, пременяюще. Блаженны гласа, на 4. И Креста Песнь 3-я, на 4. И Архангела Песнь 6-я, на 4. По входе, тропарь воскресен, и Креста, и праздника, и Архангела. Кондак Креста. Слава, Архангела. И ныне, праздника. Прокимен Креста, и Архангела. Апостол, аллилуия и Евангелие поежде Креста, и Архангела. За Достойно: поем, О Тебе радуется: Причастен Креста, и Архангела.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Стих: Бог же царь наш прежде века: И святых: Воззваша праведнии: евангелие креста, Иоанна, зачало 60: Совет сотвориша архиереи и старцы на Иисуса: И святых, матфеа, зачало 38: Всяк убо иже исповесть мя пред человеки: Причастен креста: Знаменася на нас: И святых: Радуйтеся: Ряд же вычитаем напредь, или под зачало.   Аще же 1–й день августа случится в неделю: На Велицей Вечерни , по кафисме, на Господи воззвах стихиры воскресны 3: и анатолиев 1: и креста 3: и мученков три. Слава, креста: И ныне, богородичен 1–й гласа. На литии стихира храма, и мученков хвалитныя. Слава, мученков: И ныне, богородичен. На стиховне октоиха воскресны. Слава, мученков: И ныне, креста. На благословении хлебов тропарь: Богородице Дево: дважды, и креста, единожды. таже, Буди имя господне: и прочее. [Смотри] Аще ли несть бдения, по Ныне отпущаеши, тропарь воскресн. Слава, святых: И ныне, креста. На повечерии, по Достойно, кондак креста. На Утрени , на Бог господь, тропарь воскресн дважды. Слава, мученков: И ныне, креста. Канон воскресн со ирмосом на 4: и Богородицы на два: и креста на 4: и мученков на 4. Катавасиа: крест начертав: По 3–й песни, кондак мученков, и седален дважды. Слава, и ныне, креста. По 6–й песни, кондак и икос креста. Светилен воскресн. Слава, мученков. И ныне, креста. На хвалитех стихиры воскресны 4: и креста со славным 4, со стихи своими: Возносите Господа бога нашего: Стих: Бог же царь наш: Слава, стихира евангельская: И ныне: Преблагословенна еси: Славословие великое. тропарь воскресн точию. И бывает водоосвящение, и поклонение кресту: и прочее, якоже выше речеся. На Литургии , блаженна воскресна на 4: и креста песнь 3–я на 4: и мученков песнь 6–я на 4. По входе тропарь воскресн, и креста, и мученков. таже кондак воскресн. Слава, мученков: И ныне, креста. Прокимен, Аллилуиа, и причастен креста, и мученков Апостол, и евангелие рядовое и креста, и мученков.   Аще храм всемилостиваго спаса: Вечер, блажен муж: 1–й антифон. На Господи воззвах, стихиры на 8: праздника 4, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: И креста 4, глас тойже. Подобен: Званный свыше: Слава, глас тойже. самогласен: Живоначальный источник: И ныне, креста, глас 8: егоже древле моисей: Вход, прокимен дне. чтения три: 1–е, Притчей: Сыне, не пренебрегай наказания господня: 2–е, пророчества исаиина: Тако глаголет господь: отверзутся врата твоя Иерусалиме: 3–е, Притчей: Премудрость созда себе дом: На литии стихиры самогласны, глас 1. Слава, и ныне, глас 5: Зрящи тя тварь: На стиховне стихиры, глас 5. Самоподобен: Радуйся: Слава, глас 4: отеческих недр не оставль: И ныне, креста, глас 8: Глас пророка твоего моисеа Боже: По ныне отпущаеши,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Борьба сосредоточилась вокруг имени и учения Феодора Мопсуестийского. Мнение, высказанное впервые Раввулой и подтвержденное Кириллом, что Феодор – «отец» ереси Нестория и что его сочинения заключают не меньшую хулу, чем сочинения самого Нестория 210 , было общим убеждением всех противников Антиохии. Для них осуждение Нестория уже заключало в себе осуждение Феодора 211 . Все же те, кто, анафематствуя Нестория, продолжают разделять учение Феодора, только лишь упорствуют в несторианской ереси. Их анафема Несторию – voce et lingua (букв. «голосом и языком». – Ред.) 212 – обращалась тем самым в анафематствование самих себя. Только отказ от Феодора мог снять подозрения в несторианстве 213 . С этой точки зрения Ива был особенно подозрителен. Он был не только почитателем Феодора, каких на Востоке было довольно много, но и вел, в числе немногих, деятельную пропаганду сочинений и учения Феодора. По вступлении Ивы на епископскую кафедру персидская школа возобновила перевод сочинений Феодора на сирийский язык. Эта деятельность школы, в которой Ива принял деятельное участие, обратила на него внимание всех противников сочинений Феодора. Этой деятельностью воспользовалась и враждебная Иве партия в Эдессе для выступления против него. Толчок к этому был дан извне. Ива вступил на епископскую кафедру в тот момент, когда вопрос о Феодоре стал очередным церковным вопросом. На этот раз его вполне официально подняла Армения. Письма Раввулы и киликийских епископов к Армянской церкви не остались без последствий. Армянские епископы составили собор и отправили в Константинополь двух делегатов с письмом, в котором излагали историю спора и просили дать указания, кого считать православным, Феодора или Раввулу и Акакия. Письмо было адресовано на имя Прокла, который занял константинопольскую кафедру после смерти Максимиана, умершего 12 апреля 434 года. Старый противник Нестория, Прокл всецело разделял учение Кирилла. Однако открытое осуждение Феодора Проклу казалось невозможным. Он отлично понимал, что такой шаг вызовет разрыв с Антиохийской церковью, с которой он вступил в общение по занятии кафедры. Поэтому вместо ответа на вопрос он предпочел занять среднюю позицию. В своем ответе – томосе – Армянской церкви он изложил учение о Воплощении, почти совпадающее с учением Кирилла, и неодобрительно отнесся к христологии Феодора, однако нигде не упоминая его имени. После безымянного осуждения на Эфесском соборе символа веры Феодора это было уже второе осуждение учения Феодора. Ответ Прокла был написан в 435 году. К сожалению, нет возможности более точно определить дату письма, а вместе с тем установить связь между этим письмом и императорским указом от 3 августа 435 года, воспрещающим чтение и распространение сочинений Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Дух этой школы в Низивии высказывается, например, в том, что учителя этой школы с любовью изучали сочинения Несториева учителя Феодора Мопсуетского. Извлекали из его сочинений герменевтические правила для толкования Писания. На некоторых соборах в Низивии (596 и 605 г.) высказываема была анафема на монахов, отвергавших сочинения Феодора Мопсуетского. Хотя Низивийская школа и была несторианской, однако это не мешало ей быть очень славной. Слух об ее цветущем состоянии и достоинствах преподавания в ней достиг даже отдаленного Запада, как это можно видеть из того, что когда папа Агапит (536 г.) по мысли известного Кассиодора, министра, а потом аббата и церковного писателя, хотел завести школу христианскую в Риме, то при этом за образец имели взять школу Низивийскую, учебный характер и программа которой были в большой славе 1419 . – О преподавании предметов науки в —477— школе Едесско-Низивийской V и VΙ в. известно следующее: чтение и истолкование Писания было главным ее делом. Курс изучения Св. Писания был трехгодичный. В первый изучались послания Ап. Павла и Пятикнижие; во второй – псалмы и пророки; в третий – остальной Новый Завет . Здесь преподавались также философия Аристотеля, грамматика, музыка. Преподавание вели официально поставленные лица, – подобно тому, как это имело место в светских школах, и было систематическим. Иногда число учеников в школе простиралось до 800 человек 1420 . – Конечно от этой школы немного было пользы собственно для церкви православной: школа имела цели сепаративные. – Есть еще довольно глухое известие о существовании христианской школы в Константинополе. Златоуст, будучи в заточении, утешает письмами некоторых пресвитеров в Константинополе – Филиппа и Евфимия, лишенных за привязанность к Златоусту должности «учителей школы» 1421 , но об этой школе мы ничего не знаем. Вот и все, что можно сказать о школах христианских, в которых могло получать образование духовенство восточной церкви! Если присоединим сюда монастыри, из которых вышло немало пастырей того времени, то наша задача будет выполнена.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010