Мы просим его сказать, как он рассуждал с ним об этом, и что сказал ему». Боголюбезнейшие епископы Фотий и Евстафий сказали: «все, как ты домогался, предстоящий переведет благочестивейшему епископу Уранию на его собственный язык». И (после того как) было переведено (боголюбезнейшие епископы Фотий и Евстафий сказали): «пусть теперь и нам скажет почтеннейший Мара, что сказал на своем языке благочестивейший епископ Ураний». Мара сказал: «вот что он сказал: письмо было прочитано при патрициях; и так как они возмутили собрание, то мы лишили их общения. Впрочем я поставлен судьею и не могу быть свидетелем». Благочестивейший епископ Ива сказал: «господин Домн в письме к святейшему архиепископу Флавиану не упомянул об них, осужденных однажды». Боголюбезнейшие епископы сказали: «мы говорили, (что) рассуждение боголюбезнейшего и святейшего отца нашего и архиепископа Домна известно. Итак, пусть будет опять прочитана жалоба». И когда она была прочитана, боголюбезнейшие епископы воскликнули: «поданная вами жалоба содержит какое-то общее обвинение. Поэтому пусть каждый (из вас) письменно изложит, в чем он имеет обвинить и на каких пунктах хотел настаивать». Самуил сказал: «мы устно выскажем по порядку пункты пред вашею святостью. Начнем с этого пункта»... Боголюбезнейшие епископы сказали: «каждый пусть собственным голосом заявит, настаивает ли он на обвинении по поданным пунктам». Самуил сказал: «я настаиваю». Мара сказал: «я настаиваю». Евлогий сказал: «я настаиваю». Кир сказал: «я настаиваю». Боголюбезнейшие епископы сказали: «пусть будут прочитаны все пункты, и таким образом мы исследуем каждый». Самуил сказал: «просим, чтобы они и в акты были внесены». Боголюбезнейшие епископы сказали: «пусть будут внесены эти пункты». «1. Когда, для выкупа пленных, город собрал до тысячи пятисот монет 245 , и у хранителя драгоценностей было до шести тысяч монет, или немного более, кроме доходов, которые получает брат его: он 246 , имея священного серебра в сосудах до двух сот фунтов 247 , продал их, и отослал, как мы знаем, разве только тысячу монет, а остальное отнес к себе».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

9 О Вульгате – можно сказать, что этот латинский перевод, названный так по простоте его, имел почти такое же громадное значение на Западе, какое перевод 70 имел на Востоке. Перевод этот сделан был вероятно в Африке, и не вполне самостоятельно, ибо до него было много других переводов на латинском языке, о коих упоминают Иларий и Августин. Иероним был очень недоволен Вульгатою, и сделал свой перевод, которым тоже многие были недовольны, почитая Вульгату, приобретшую как бы исключительное значение. У иудеев вавилонских употреблялись таргумы, т.е. переводы на местные языки. Из них более замечательны таргумы Онкелоса и Ионафана. Таргум Иерусалимский состоит из отрывочных объяснений Пятикнижия и др. кн. У сирийцев долгое время употреблялся так назыв. пер. Пешито (простой), названный так за ясность изложения, чуждого аллегоризма. Есть предание, что этот перевод сделан ап. Фаддеем для Едесского ц. Авгаря. Св. Ефрем Сирин называете этот перевод нашим. На нем очень заметно влияние 70. Не имея возможности распространяться о переводах на новейшие языки, чем так заботливо занимается библейское общество, скажем, что оно же возбудило дело пер. В. Завета и у нас на русский язык, причем за это дело очень ретиво стоял Филарет митр. Моск., м.т. как другие противостояли сему. Первым тружеником в этом деле был знам. прот. Павский. Потом трудились многие профессора Академии и известный миссионер Архимандрит Макарий Глухарев. Но вся высокая честь воздана была много лете бывшему первоприсут. Члену Св. Синода митроп. Исидору, почтенному за сие особым рескриптом. Нельзя, наконец, умолчать, что в недавнее время многие книги переведены на Татарский язык. Что касается до Славянского перевода, то он заслуживает особливого внимания. 2. Из первой книги Моисея «Бытие» 10 Объяснение глав 1, 2, 3, 12, 28 и 49-ой Глава 1 Гл. 1. Ст. 1–2. «В начале Бог сотворил небо и землю. Земля же была безвидна и неупорядочена, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою». 1–2. Некогда не было ничего, кроме вечного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

—12— вает ряд таких предположений: «эта апокрифическая переписка была составлена в Сирии, вероятно в Едессе, около 200-го года, в царствование Авгаря VIII, при епископе Палуте, – и притом как полемическое сочинение против гностика Вардесана Едесского». 1400 Столь точно и смело определенная дата однако ж осталась у автора без всяких доказательств (статья, по-видимому, не кончена). Более или менее определенным и единственным основанием для него могло служить только указание св. Ефрема на то, что в послании опровергается ересь Вардесана. Но сам св. Ефрем выразительно указывает на то, что послание написано собственно против пришедших в Коринф лжеучителей (Симона и Клеовула), предшественников ереси Вардесана, в лице коих опровергается и эта, явившаяся в Сирии и Едессе, ересь. Затем: признаки лжеучения, как увидим, даны в апокрифе на столько общие и неопределенные, что они могут относиться едва не ко всем ересям первых двух веков, особенно же – к Симонианам и Офитам. Далее: видеть в апокрифе специальную полемику против Вардесана невозможно потому, что еретики апокрифа учат «не верить пророкам», между тем как Вардесан (как и его учитель Валентин) не отвергал пророков. Наконец и главное: догадка о первоначальном сирском происхождении апокрифа в Едессе оказывается невозможною после недавней находки древне-латинского текста, представляющего несомненный перевод с греческого текста. Этим последним обстоятельствам, кажется, надо объяснить и то, что статья Феттера осталась не оконченною. Но очень слабая в исследовании вопроса о происхож- —13— дении апокрифа, работа Феттера имеет большую ценность как научно-критическое издание немецкого перевода памятника, открывающее всем ученым возможность научного пользования им. Обладая знанием армянского языка, автор мог не только дать новый немецкий перевод армяно-библейского текста апокрифа и, что особенно ценно в научном отношении, «наивозможно буквальный – eine möglichst wortgetreue – перевод» толкования св. Ефрема, – но и подвергнуть критической проверке все, доселе известные, рукописные разночтения памятника. Кроме восьми Венецианских рукописей, легших в основу издания Цораба и Ринка-Аухера, а также Смирнской и Алеппской, по коим сделаны все, до Цораба бывшие, издания и переводы, – автор воспользовался еще Парижскою рукописью XVII века, в коей текст апокрифа помещен дважды.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Стр. 154 459. Явно порицающих веру или обличать, или удаляться от них Епископу Савиниану (126). Ныне некоторые дерзают явно говорить против Евангелия, а прочие не обращают внимания на слова, и своим молчанием делаются участниками в преступлении. Но кто-нибудь скажет: что же нужно делать тем, которые отвращаются этого? Я бы сказал: одно из двух – или прямо выступить против них и изобличить ложность догматов, или избегать общения с ними, как явно нечестивыми. Стр. 160 460. От обид несправедливых не падать духом, но радоваться Епископу Едесскому Иве (132). Господь повелел несправедливо обидимым не падать духом, но радоваться, и из древних примеров извлекать поводы к утешению. Ведь, от первых людей и до настоящего времени можно наблюдать, что старавшиеся чтить Бога всяческих были обидимы людьми, с которыми они жили, и впадали в весьма многие и тяжкие огорчения. Стр. 169 461. Тягость утраты верной супруги Магистриану Киру (136). Что может быть тягостнее, как лишиться супруги, которая честно несла ярмо брака, делала для своего сожителя жизнь приятной, разделяла заботы о семействе, имела попечение о домашних делах, вместе с мужем управляла всем прочим, радела о полезном и следовала указаниям мужа. Стр. 174 462. Дар страдания за веру выше чудотворений Патрицию Анатолию (138). Нам в страданиях за истину дарован повод к дерзновению, поскольку Владыка Христос дал нам не только веровать в Него, но и страдать за Него ( Флп. 1:29 ), ибо – величайший дар страдания за Владыку, и божественный Апостол ставит их выше великих чудотворений. Стр. 178 463. Богу все возможно, как Богу Воинам (144). Мы говорим, что для Бога всяческих все возможно, разумея под словом «всё» только хорошее и благое, ибо, как мудрый и благой по природе, Он не допускает ничего противного сему, а лишь одно сообразное Своей природе. ( Евр. 6:18 ; 2Тим. 2:3 ). Стр. 187 464. Крещение в три погружения Константинопольским монахам (145). Приходящих каждый год ко всесвятому крещению мы стараемся научить вере, изложенной святыми и блаженными отцами в Никее, и, наставивши их, как нам повелено, крещаем во имя Отца и Сына и Святаго Духа, произнося отдельно каждое имя. [Прим. Ред.: это значит, что делались три погружения, отдельно при каждом имени].

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Уча так, он, Феодор, ясно отрицает принесенное от Господа И. Христа спасение 970 , не только повреждает веру Никейского собора, но и всю в корне разоряет и дает вместо нее другую, иной символ веры или, лучше сказать, суеверие 971 . По всему этому Леонтий считает Феодора даже хуже самих демонов, которые не отрицали во Христе Спасителе Сына Божия 972 . Совершенно понятно, почему Леонтий так много вниманвя уделяет Феодору и так жестоко его критикует. Он видит в Феодоре родоначальника несторианства и в его сочинениях главную опору этой ереси. На самом деле это так и было. Несторий собственно дал только имя новой религиозной секте, которая в идейном отношении уже сложилась при Феодоре. «Положительно известно, говорите Леонтий, что последователи Феодора являются истинными учениками его (Нестория). Они употребляют почти те же самые слова и все сочинения их являются не написанными, а списанными» 977 . Вот почему Леонтий к Несторию более снисходителен, нежели к его предшественнику и учителю. Мало того, наш автор смотрит на Нестория, как на несчастную жертву слепоты и доверчивости, благодаря которым он вздумал популяризовать идеи Феодора. «Правильно полагать, читаем у Леонтия 978 , что в анафематстве против несчастнейшего Нестория, (ибо он истинно несчастен, как один принявший осуждение смерти, меч, занесенный над ним другими), вместе отлучены и сами они, (т. е. его предшественники по забдуждению). Ибо в ученике, совершенном, как говорить писание, подобно своему учителю, они принесли свои плоды». Ревнитель православия, Леонтий не мог помириться с этой безнаказанности главного виновника несторианства, и мы между строк у него ясно читаем призыв к поднятию вопроса об осуждении Феодора и его сочинений. Старания Леонтия были не безуспешны: постепенно начало разростаться антинесторианское движение среди православных и закончилось публичными, осуждением и отлучением Феодора и его сочинений, а вместе и сочинений лишь, обнаруживших до некоторой степени солидарность с его взглядами: Феодорита Киррского и Ивы Едесского. Такого благоприятного результата от своей полемической агитации Леонтий мог, конечно, и не ожидать. Но для него вообще было важно то, чтобы общество христианское выяснило наконец себе, откуда течет мутная волна несторианского нечестия, сознало его опасность, и перестало поддаваться обольщениями, сладкоглаголивых лжеучителей, перестало легкомысленно покидать тихую пристань и чистые воды церковного православия. Такие результаты всегда были венцом желаний нашего автора, главным импульсом его полемических трудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Опираясь на сакру императора Феодосия II беритский епископ Евстафий отнял у тирского епископа Фотия города Вивл, Вотру, Триполис, Орфосиаду, Аркас и Антарадон и стал ставит в них епископов. Против этого восстал Фотий, опираясь на свое прежнее право. По жалобе Евстафия дело это разбиралось в Константинополе и было решено в его пользу, причем, Фотию за якобы незаконное посвящение двух епископов было послано константинопольским собором под председательством Анатолия отлучение 3856 . В связи с этим делом, а также делом Ивы и Афанасия перрского и были изданы халкидонским собором каноны 9-ый и 17-ый. 9. Если какой клирик имеет с клириком судебное дело, да не оставляет своего епископа и да не перебегает к светским судилищам. Но сперва да производить дело у своего епископа, или, с позволения того же епископа, да составится суд над теми, кого пожелают обе стороны. А кто поступит вопреки этому, да подлежит наказаниям по правилам. Если же клирик имеет судебное дело со своим или другим епископом, да судится в епархиальном соборе. Если же на митрополита этой самой епархии епископ или клирик имеет неудовольствие, да обращается или к экзарху диэцеза, или к престолу царстующего города Константинополя, и пред ним да судится 3857 . 17. В каждой епископии сельском или пригородным приходам неизменно пребывать под властью заведующих ими епископов, и особенно, если они в продолжение тридцати лет бесспорно имели их в своем ведении и управлении. Если же не далее тридцати лет был или будет о них какой спор, то позволить почитающим себя обиженными начать о том дело перед епархиальным собором. Если же кто будет обижен своим митрополитом, пусть судится перед экзархом диэцеза или перед константинопольским престолом, как сказано выше. Если же царской властью вновь устроен или впредь будет устроен какой-либо город, то распределение церковных приходов да последует гражданскому и земскому порядку 3858 . По аналогии с гражданским процессом, – в этом нет никакого сомнения, – эти каноны устанавливают конкуренцию между константинопольским епископом и патриархами, главным образом антиохийским. Доказательством этого являются стоящие в связи с этими канонами дела Ивы едесского, Афанасия перрского, Евстафия беритского и др., разыгравшиеся как раз в пределах антиохийского диэцеза.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

трополите Едесском, помещенное в актах халкидонского собора, и свидетельства Исидора Пелусиота о современных ему высших и низших клириках рисуют такую картину морального упадка в духовном сословии, которая может вызвать только нравственное омерзение. На естественно возникающий вопрос о причинах столь глубокого упадка нравов среди сословия, на котором прежде всего лежала обязанность исполнять евангельские заповеди, автор отвечает прежде всего указанием на то, что с течением времени духовное звание сделалось выгодной профессией, а не служением по глубокому нравственному убеждению, и потому понятно, что смотревший на своё звание, как на выгодное занятие, необходимо думал лишь о том, как бы побольше извлечь из него материальной пользы. Другая причина лежала в недостаточно внимательном выборе лиц, принимаемых в духовное сословие. С IV века, когда число христианских общин стало быстро размножаться, не для всякой общины или прихода можно было найти хорошего священника. Спрос на служителей церкви превосходил предложение, и потому в духовное звание, по словам уже Епифания (IV в.) принимали всякий сброд. Но ничто, быть может, так не повлияло на упадок нравов духовенства, как испорченное византийское общество и в частности византийская придворная атмосфера. Духовенство носило на себе следы растления того общества, из которого оно выходило, и того государства, интересам которого оно служило. – В общих чертах история материального быта древне-вселенского духовенства обрисовывается в анализируемом исследовании А. П. Лебедева следующим образом. В век апостольский, когда к новой религии в большинстве случаев обращались бедняки, пастыри церкви не могли рассчитывать на материальную поддержку со стороны общины и жили трудами рук своих, питаясь от тех профессий, какие они имели до избрания в иерархическую должность и каких они не оставляли во священстве; возможно также, что они избирались преимущественно из зажиточных классов, так как самая должность их требовала известной степени образованности, которую естественнее было встречать в более состоятельном классе, чем в простонародье. В II и III веках это первоначаль-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Христос же приводится к сознанию своего божественного происхождения и спасается Ахамот, как высшим, сильнейшим мужским принципом. Ниже их у Вардесана и офитов стоят четыре элемента – δωρ, σκóτος, βυσσος, χος; а дальше начинается видимый мир с солнцем и луною, как отображением отца и матери жизни,– царство 7 планет, под которыми стоят 12 духов зодиака и 36 декок 1463 .– Общий тип и характер системы Вардесана – дуалистический, а не монистический, религиозный, астрологический, а не философский эллинистический – говорит за ее восточное происхождение. Правда, дуализм Вардесана и вардесанитов отнюдь нельзя называть абсолютным «грубым“, как выражается Буссе 1464 ; у него дуализм имеет место в форме смягченной. Он напоминает собою дуализм сиро-халдейский, а не персидский 1465 . Насколько учение Вардесана коренится в идейном круге его родины, доказывает также известный диалог «Legum region.“, содержащий учение о судьбе и вообще подробно занимающийся астрологическими изследованиями 1466 . Правда, некоторые ученые, как Поль и Вендланд, говорят 1467 , что «диалог Legum region, во всем своем объеме и ходе мыслей в существенном воспроизводит аргументацию Карнеада против астрологии“; что греческие философы вообще были сведущи в астрологии, что Платон и Аристотель смотрели на светила, как на богов, что стоик Хризипп различает между εμαρμνη и νγκη. Однако эти мнения слишком исключительны и одиноки, чтобы придавать им серьезное значение. А главное то, если и имели место в воззрениях греков астрологические элементы, то они были получены с востока, а не наоборот. _________________________________ 13. Вардесану усвояют весьма большое религиозно-культурно-историческое значение. Вардесан считается просветителем Едесского княжества; ему же приписываются попытки распространить христианство в Армении; его гимны распевались в Едесской церкви в течение целых столетий. Св. Ефрем Сирин ставит его наряду с Маркионом и Манесом. В виду этого некоторые изследователи смотрят на его систему и особенно его последователей 1468 , как на переходную стадию от гностицизма к манихейству.– Но этого мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

После сего, обратившись к ученикам своим, спаситель снова убеждал их, и притом теми же словами, как и в нагорной проповеди, – оставить излишнее попечение о пище и одежде и возложить все свое упование на Промысл Божий, питающий птиц небесных и одевающий лилии полевые ( Мф. 6, 25–33 ), и чтобы ободрить их на трудном пути Евангельской нестяжательности, указал на уготованное им небесное Царство и вечные блага, которые сторицею вознаградят все земные лишения. Не бойся, малое стадо, яко благоизволи Отец ваш дати вам царство. Продадите имения ваша и дадите милостыню; сотворите себе влагалища неветшающа, сокровище неоскудеемо на небесех, идеже тать не приближается, ни моль растлевает: идеже бо сокровище ваше, ту и сердце ваше будет. Увещание о бдительности и притчи о рабах, ожидающих господина, хозяина дома, верном и неверном домоправителе Лк. 12, 35–59 Продолжая речь, господь увещевал учеников своих быть бдительными и всегда готовыми к открытию благодатного Царства Его, которое, по слову Его, не приидет с соблюдением ( Лк. 17, 20 ): да будут чресла ваша препоясана, и светильницы горящии, и вы подобни человеком, чающим Господа своего, когда возвратится от брака, да пришедшу и толкувшу абие отверзут ему. образ, заимствованный из тогдашнего домашнего быта, уподобляет учеников Господа слугам, ожидающим ночью возвращения своего господина: они должны быть подпоясаны, чтобы иметь возможность немедля идти навстречу домовладыки; для той же цели светильники их должны быть в исправности – полными елея и горящими. в духовном же смысле, по изъяснению святого Феодора, епископа Едесского, «истинный для чресл пояс, посредством которого мы можем быть скоры и легки, есть воздержание, соединенное со смирением сердца», – воздержанием он называет удаление от всех страстей, – а «духовному светильнику огонь сообщает чистая молитва и любовь совершенная». Наградою такой бдительности будет вечное блаженство на небесах, которое господь опять представил в земных чертах: блажени раби тии, ихже пришед господь обрящет бдящих; аминь глаголю вам, яко препояшется и посадит их, и минув послужит им. И аще приидет во вторую стражу и в третию стражу приидет, и обрящет их тако, блажени суть раби тии. Для более наглядного представления неожиданности своего пришествия спаситель употребил другой выразительный образ, встречающийся в разных местах священного Писания ( 2Пет. 3, 10 ; 1Сол. 5, 2 ; Откр. 3, 3; 16, 15 ). Се же ведите, яко аще бы ведал господин храмины, в кий час тать приидет, бдел убо бы и не бы дал подкопати дому своего. И вы убо будите готови, яко, в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Несмотря на преклонный возраст, в 1062 г. он женился на дочери калифа и тем закрепил за своим потомством право на власть над правоверными. В следующем году он умер, 70 лет от роду. Уже при жизни Тогрул-бека турки не раз входили в столкновение с византийскими наместниками в Армении и Грузии. Как ни спутаны относящиеся сюда немногочисленные известия, можно, однако, видеть, что опустошения, производимые турецкой конницей и повторяемые не один раз, причиняли большие бедствия мирному населению. По словам современного армянского историка, „Двери небесного гнева отверзлись на нашу землю. Из Туркестана выступили в большом числе военные отряды на конях, быстрых, как орлы... Достигши Васпурахана, как голодные волки, они напали ка христиан» 8 . Здесь имеется в виду поход Ибрагима Инала, брата Тогрул-бека, когда против него так несмело и неудачно действовали Катакалон и Аарон 9 , что допустили его захватить и разграбить богатый торговый город Армении Арзен, ныне Эрзерум. После небольшого перерыва, объясняемого возмущением Ибрагима, Тогрул-бек вновь сделал вторжение в вассальную византийскую область в 1053 г. По свидетельству Матвея Едесского, „Тогрул султан, происходящий из косматого и отвратительного народа турок, напал на Армению с войском, многочисленным, как песок морской. Он взял приступом Пергри и, наложив оковы на знатнейших граждан, отвёл их в плен, захватил и другие города и уничтожил в них население. Как чёрная туча, сверкающая молнией, он отмечал свой путь губительным градом. Подвергнув осаде город Ардиш в течение 8-ми дней, он заставил жителей покорно сдаться. С помощью больших приношений золотом, серебром, конями и мулами они исходатайствовали предварительные условия мира и при этом сказали: султану, властителю мира, остаётся взять Манцикерт, и тогда мы и вся Армения будем ему принадлежать». Упомянутый город, имеющий трагическое значение в истории войн империи с турками, находился у берегов Аракса, недалеко от Карса; был защищён тогда тройной стеной и составлял действительно одну из важнейших крепостей Армении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010