Проживая в селе Борятине и занимаясь до изнеможения (под его попечение подпадал весь Бродский уезд, в котором было, по словам Господа: «жатвы много, а делателей мало» ( Лк. 10:2 )) миссионерской деятельностью, иерей Аркадий не мог уже выполнять свои прежние обязанности по отношению к Староконстантиновскому собору. 14 сентября, в день храмового праздника собора – Воздвижения Честного и Животворящего Креста – о. Аркадий письменно обратился к Архиепископу Евлогию: «Указом Волынской духовной консистории от 9 июля за 17883 предписано мне найти священника, который бы заменял меня по приходу на время моих поездок по делам миссии. Находясь теперь в командировке в Галиции и не имея средств жить на два дома, да и ещё держать себе заместителя, покорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство отменить постановление консистории, а также оповестить через консисторию о. протоиерея Староконстантиновского собора – сохраняю ли я право, находясь в командировке, получать следуемую мне часть кружечных доходов» 110 . Практически одновременно, 15 сентября, настоятель Староконстантиновского Крестовоздвиженского собора протоиерей Никанор Сизинькевич подал в Волынскую духовную консисторию два рапорта с жалобой на о. Аркадия. Из этих рапортов видно, как ревностно и самоотверженно относился иерей Аркадий к миссионерской деятельности, которой отдавал всё своё время. Первым рапортом о. Никанор сообщал: «Состоящий на диаконском штате священник Аркадий Остальский , не оставив, вопреки прилагаемому при сем указу консистории от 9 июля с/г. за 17883, заместителя по приходу, в начале текущего сентября выехал из г. Староконстантинова на неопределённое время неизвестно куда без ведома и согласия причта, чем поставил причт и приход в весьма неудобное и крайне затруднительное положение. 7 и 8 сентября, за отсутствием его, не было ранней литургии в соборе, а 14 сентября – в престольный праздник собора, – при громадном стечении народа из окрестных сёл, соборный причт работал с четырёх часов пополудни (13 сентября) до 11,5 часов ночи и от 2,5 часов пополуночи до трёх часов пополудни.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Аминь. Оглашение 26. О том, чтобы мы не предавались постыдным страстям и не думали, что плотская похоть доставляет радость 80 Должно хранить полученную благодать. Братия и отцы. Радостью радуемся всякий раз, как наступает праздник Владычний, и естественно. Ибо тогда мы просвещаемся, созерцая таинство его [праздника], как и теперь, в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста 81 . Ибо как чрезмерно велика и необыкновенна радость, что древо, на котором стояли ноги Господа нашего Иисуса Христа, на котором Он, будучи распят, источил живоносную кровь Свою, это древо мы удостоились не только созерцать, но и обнимать. Сколько иной трудится, чтобы приобрести себе гибнущее золото! (ср. 1Пет.1:7 ). Нам же тотчас и дар. Ибо вместе с тем, как обняли [Крест], мы приобрели и просвещение, и освящение, и избавление. Так скора благодать и так без труда подается дар приходящим с верою. Но тем не менее нужен труд молитвы, чтобы сохранить таковую благодать, так как к тому, что легко приобретено, обычно относятся легко. Но нам, братия, должно хранить благодать. Поэтому не оскверним освященных наших уст лживыми словами и суетными речами, не затемним наших просвещенных очей блудными взглядами, не оскверним озаренного сиянием нашего сердца злыми намерениями, и да не царствует убо, как взывает апостол, грех в мертвеннем вашем теле, во еже послушати его в похотех его; ниже представляйте уды ваша оружия неправды греху, но представляйте себе Богови яко от мертвых живых, и уды ваша оружия правды Богови. Грех бо вами да не обладает: несте бо под законом, но под благодатию ( Рим.6:12–14 ). Видишь ли, что в законе царствовал грех , в благодати же правда, воцарившись, избавляет нас от всякого греха, как написано: но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и духом Бога нашего ( 1Кор.6:11 ). Итак, почтим, прошу вас, очищение, сохраним освящение. Зачем вводим сами себя в бесчестие, сделавшись почетными? Зачем больше, чем нужно, заботимся о теле, которое спустя немного [времени] оставим во гробе? Зачем думаем, что плотская похоть доставляет радость, которая в действительности есть смертоносная болезнь? Похоть плотская.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

694. Сильная антитеза. Имеется в виду и надпись на кресте 695. κουσως – добровольно. 696. Греч. «воздвиг» соотв. названию праздника. 697. ρχαος (от ρχ – начало) – первоначальный, древний. 698. συλω – снимать что-л. с чего, грабить, похищать. 699. δον – наслаждение, удовольствие, особенно чувственное. 700. ξορζω – высылать за границу, изгонять. 701. Выражение естественное в виду невообразимого превосходства над нами невидимых врагов в отношении силы 702. συντρβω – растирать, сокрушать, избивать 703. См прим. 485. 704. πατρι – происхождение по отцу; племя, поколение 705. Ранее приглашались к поклонению кресту «верные». Здесь, таким образом, светлые виды на будущее христианской миссии 706. μνος – песнь хвалебная, особенно религиозная (обыкновенная песнь, особенно лирическая – δ). 707. См прим 227. 708. λτρωσις – выкуп, в Н. 3. – искупление 709. κραταις – сильно; ср. прим. 176. 710. См. прим. 680. 711. προσπγνυμι (προς – к, πγνυμι – вколачивать) – прибивать, в церк. пеноп – распинать, в греч. стр. з., в слав., может быть, намеренно общий з. для указания на добровольность распятия. 712. σταυρω (от σταυρς – крест; у классиков – кол, особенно в частоколе, кол для пытки, крест) у класс. – вбивать колья, в поздн. языке – распинать; это слово везде в Н.З. о распятии Христовом, но церк. песни предпочитают προσπγνυμι как более образное. Здесь в греч. страд. з. «распятый»; др.-сл. «рапныйся»; см. предыд. прим. 713. λαο – народы, люди; мн. ч. оттеняет многочисленность собрания. 714. παρδοξον – бывающее вопреки обыкновенному мнению или ожиданию. 715. См. прим. 655; чудо нижеизлагаемое. 716. προσκυνσωμεν – см. прим. 692. 717. τι – что, потому что. 718. То, живое, – вырастило из себя (принесла людям) смерть; это, неживое, – зацвело жизнью. 719. προσηλω (πρς – к, λος – гвоздь) – пригвождать; о распятии в службе Воздвижения впервые, для разнообразия с предыдущей стихирой. 720. τρυγω – собирать какие-либо плоды; посему др -слав. «объемлюще». 721. Указание, свидетельствующее о том, что стихира присоединена позднее и принадлежит другому автору, в старопеч. греч. и слав. нет этой и двух след. стихир.

http://predanie.ru/book/220856-vozdvizhe...

893. Рукописи л. 9–11. Дмитриевский А., проф. Опис. литур- гич. рукоп. I, 271–275. 894. Рукописи листы 19–24 об. Дмитриевский А., проф. Описание литург. рукописей I, 810–813. 895. Рукописи листы 19–22. Дмитриевский А., проф. Описание литург. рукописей I, 838–841. 896. Рукописи листы 9–11 Дмитриевский А., проф. Описание литург. рукописей I, 902–904. 897. Кекелидзе К., прот. Литург. груз. рукоп., 231–234. 898. Рукописи, листы 74–78. 899. Рукописи: Моск. Румянц. муз. Сев. 491–35 XIII в. л. 28–31; Моск. Синод, тип. греч. 381 XIII-XIV в. л. 47 об. – 50; слав. 323–383 XIV в., л. 51 об. – 55 об. 900. Око церковное, л. 147–154 об. 901. Μηναον το Σεπτεμβρου. Венеция, 1775, 97–107. 902. Τυπικν κκλησιαστικν. Венеция, 1884, 20–24. 903. Дмитриевский А., проф. Описание литург. рукописей 4, 195, 197, 270, 275. 904. Μηναον το Σεπτεμβρου. Венеция, 1775, 107. 905. Никон Черногорец. Пандекты, слово 57. 906. О той любви и благоговении, которые получил Крест очень скоро после его обретения и установления особого праздника в честь его, свидетельствует апокрифическое сказание о нем, передаваемое уже писателем конца IV в. Севериа- ном Гавальскимь. Авраам на месте соединения рек Иора и Дана в одну реку встретил человека, рыдавшего о своих грехах, и велел ему, если он хочет умолить Бога, принести ему три полена. Их патриарх воткнул треугольником на расстоянии половины поприща от обеих рек и велел грешнику поливать их 40 дней по 40 мер воды на каждое полено, сказав, что если они вырастут, то Бог помилует грешника. Они выросли, и грешник пришел поблагодарить Авраама. Выросши еще больше, поленья соединились верхушками и образовали чудное дерево. Оно срублено было для храма Соломонова, но когда его поднимали на приготовленное место в потолке, оно все изменялось в длине и поэтому его вынуждены были положить в храме. Царица Савская, увидев его, воскликнула: «О, треблаженное древо, на немже распяся Христос, Царь и Господь». Тогда Соломон поставил это дерево в восточной стороне храма, обвесив его 30 серебряными венками по 30 сребреников каждый. Один из этих венков дан был в плату Иуде. Были сняты заодно и другие венки, и дерево потеряло свой вид; из него и сделали Крест Христов. Тематические страницы

http://predanie.ru/book/220856-vozdvizhe...

В подобных мерах латинской церковной власти нельзя видеть акт отрицательного отношения к греческому монашеству, как церковно-религиозному институту: этому противоречило бы более, чем мягкое, отношение к греческим монахам в Италии в эпоху иконоборчества. Ближе к истине видеть здесь просто результат опасения за свою самостоятельность со стороны Византии. Монахи этой последней в данном случае подвергались гонению, как агенты византийского правительства, которые в своих монастырях скрывали громадную нравственную и политическую пропагандистскую энергию. В другое время, когда те же монахи обращались к Риму за помощью, за убежищем в преследовании, он принимал их в общение, самое близкое, сам организовал их существование, давал все средства абсорбироваться от власти византийского патриархата. Здесь точка зрения, отношение к монаху греку не менялась, он всегда мог быть одинаков с бенедиктинцем по своему положению в Церкви, но менялось отношение к агенту, на которого опиралась чуждая, принципиально, власть, которая через него достигала постепенного рассасывания авторитета мирской и церковной власти Рима. Нравственная высота жизни, сильная организация, наконец, – материальное субсидирование византийским правительством – все это служило залогом жизненности идей, распространявшихся греческими монахами в кругах населения. С силой нравственного влияния внешними мерами бороться нельзя; что бы ни предпринимал Рим для умаления этого последнего, в среде населения Италии, оно ширилось, захватывая симпатии самых разнообразных —135— слоев общества, заставляя, например, калабрийцев изучать греческий язык, признавать нравственный авторитет и управление византийского патриарха 1835 . Возможно, конечно, что тому же способствовало отношение византийского правительства к варварам, опустошавшим нередко южно-итальянские области. Оно всегда принимало близко к сердцу бедствия от мусульман населения этих последних, посылало свои войска и флот против их вторжений 1836 . В результате такого греческого влияния в Италии было, например, введение в сиракузских церквях греческих церковно-богослужебных особенностей, против чего так восставал папа Григорий в VI веке 1837 . При папе Льве II (682–683) в Риме праздновали греческое Богоявление 1838 . При папе Сергие I (687–701) в Риме совершалось по греческому обряду Воздвижение Честного Креста в базилике Спасителя 1839 . Тот же папа принял и ввел в практику Римской церкви многие греческие праздники, например, Сретение Господне 1840 , которое впервые появилось в Византии при Юстиниане 1841 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однако, несмотря на то что для XVII в. термин «малый распев» был новым и не встречался в списках более раннего времени, в отличие от большинства др. сопровождающих песнопения стилевых ремарок (напр., «путь», «демество», «большое знамя») он не обозначал отдельного, самостоятельного стиля распева. Отмеченные в рукописях как «меньшие» мелодические версии распева праздничных стихир Минеи, Праздников, Трезвонов и евангельских стихир Октоиха находятся полностью в традиции столпового знаменного распева и по своим стилевым характеристикам идентичны др. образцам столпового осмогласия. Основу мелоса в них составляют силлабо-невматические попевки и лица-попевки из формульного комплекса столпового распева, в соответствии с гласом песнопения, с редким вкраплением мелизматических лиц и фит. «Малыми», или «меньшими», эти мелодические варианты были названы потому, что одновременно с ними в рукописях фиксировались и другие, более пространные распевы тех же текстов. При этом основным, прослеживающимся по спискам предшествующего периода вариантом распева песнопений был именно протяженный, содержащий большую долю мелизматики распев, а появившаяся в списках XVII в. «малая» версия становилась его сокращением. В минейных Стихирарях XVI в. (напр.: РГБ. Ф. 304. 410, нач. XVI в.; 411, нач. XVI в.; 414, сер. XVI в.) содержится по одной версии праздничных стихир или славников, а именно те, к-рые в Праздниках или Трезвонах XVII в. записаны в качестве главных, не сопровождаемых уточняющими стилевыми ремарками. В поздних списках при наличии в рукописи обоих вариантов они приводятся один за другим. Напр.: славник на литии Рождеству Богородицы «В благознаменитый день» (РГБ. Ф. 379. 19. Л. 261 об.- 263, посл. четв. XVII в.; ГИМ. Син. певч. 579. Л. 6 об.- 7 об., 2-я пол. XVII в.); славник на Воздвижение Креста «Днесь неприступный существом» (ГИМ. Син. певч. 579. Л. 24-25 об.; 581. Л. 38 об.- 40 об., 1-я пол. XVIII в.); стихира на «Господи воззвах» в Неделю ваий «Честное Воскресение Твое прообразуя» (ГИМ. Син. певч. 579. Л. 89 об.- 90 об.; 581. Л. 127 об.- 129) и др. При этом оба варианта - и «основной», более протяженный, и «меньший» - вписываются в стилевую сферу столпового знаменного распева, различаясь между собой лишь количественным соотношением мелизматических формул ( лиц и фит ), силлабо-невматических попевок и лиц-попевок.

http://pravenc.ru/text/2561752.html

Другой вариант того же сюжета представлен на иконе 1613 года из монастыря Бистрица в Румынии: царь и царица стоят по сторонам от патриарха, молитвенно вытянув руки. Этот изобразительный вариант развился под влиянием парных изображений равноапостольных Константина и Елены с Крестом в руках, известных с X века (росписи церквей в Каппадокии). Рейтинг: 8.7 Голосов: 158 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Скабалланович М.Н. Толковый Типикон . М., 2004. С. 272. Подвижники благочестия Синайской горы. Письма паломницы IV века. М., 1994. С. 220–221. Желтов М., диакон, Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня//Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2005. С. 161. Там же. С. 162. Скабалланович М.Н. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Киев, 2004. С. 200. Введенский В. Праздник Воздвижения Креста Господня// http://vozdvizhenie.paskha.ru/istoria/prazdnik/ Скабалланович М.Н. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. С. 231. Развернутый анализ указаний разных вариантов Студийского Типикона по поводу Крестовоздвижения см.: Желтов М., диакон, Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. С. 164–166. Успенский Н.Д. Чин воздвижения Креста: историко-литургический очерк//Успенский Н.Д. Православная литургия: историко-литургические исследования. М., 2007. Т. 3. С. 257. Желтов М., диакон, Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. С. 167. Подробнее см.: Там же. С. 168. Иные особенности чина воздвижения Креста на Руси описаны Н.Д. Успенским: Успенский Н.Д. Чин воздвижения Креста. С. 258–260. «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся» (Из творений святого Феодора Студита)//Воздвижение Креста Господня. Служба на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приложением минейного сказания, избранных статей, объяснительных примечаний и нотных песнопений. М., 1907. С. 21. См. подробнее: Желтов М., диакон, Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. С. 169.

http://pravoslavie.ru/32069.html

Патриаршее служение в храме святителя Мартина Исповедника в праздник Воздвижения Креста Господня. Хиротония архимандрита Николая (Субботина) во епископа Бирского 27 сентября 2011 г. 16:16 27 сентября 2011 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе в Москве. За Литургией Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию  архимандрита Николая (Субботина)  во епископа Бирского, викария  Уфимской епархии . Фото: С. Власов, К. Новотарский Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Патриаршее служение в храме святителя Мартина Исповедника в праздник Воздвижения Креста Господня. Хиротония архимандрита Николая (Субботина) во епископа Бирского» Фотоальбом «Патриаршее служение в храме святителя Мартина Исповедника в праздник Воздвижения Креста Господня. Хиротония архимандрита Николая (Субботина) во епископа Бирского» Фотоальбом «Патриаршее служение в храме святителя Мартина Исповедника в праздник Воздвижения Креста Господня. Хиротония архимандрита Николая (Субботина) во епископа Бирского» Фотоальбом «Патриаршее служение в храме святителя Мартина Исповедника в праздник Воздвижения Креста Господня. Хиротония архимандрита Николая (Субботина) во епископа Бирского» Фотоальбом «Патриаршее служение в храме святителя Мартина Исповедника в праздник Воздвижения Креста Господня. Хиротония архимандрита Николая (Субботина) во епископа Бирского» Фотоальбом «Патриаршее служение в храме святителя Мартина Исповедника в праздник Воздвижения Креста Господня. Хиротония архимандрита Николая (Субботина) во епископа Бирского» Фотоальбом «Патриаршее служение в храме святителя Мартина Исповедника в праздник Воздвижения Креста Господня. Хиротония архимандрита Николая (Субботина) во епископа Бирского» Фотоальбом «Патриаршее служение в храме святителя Мартина Исповедника в праздник Воздвижения Креста Господня. Хиротония архимандрита Николая (Субботина) во епископа Бирского»

http://patriarchia.ru/db/text/1632861.ht...

Патриаршее служение в праздник Воздвижения Креста Господня в храме свт. Николая Чудотворца в Пыжах. Хиротония архимандрита Гермогена (Серого) во епископа Мичуринского и Моршанского 27 сентября 2013 г. 17:57 27 сентября 2013 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма святителя Николая Чудотворца в Пыжах г. Москвы и Литургию в новоосвященном храме. За Литургией Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Гермогена (Серого) во епископа Мичуринского и Моршанского. Фото: С. Власов, О. Варов Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Патриаршее служение в праздник Воздвижения Креста Господня в храме свт. Николая Чудотворца в Пыжах. Хиротония архимандрита Гермогена (Серого) во епископа Мичуринского и Моршанского» Фотоальбом «Патриаршее служение в праздник Воздвижения Креста Господня в храме свт. Николая Чудотворца в Пыжах. Хиротония архимандрита Гермогена (Серого) во епископа Мичуринского и Моршанского» Фотоальбом «Патриаршее служение в праздник Воздвижения Креста Господня в храме свт. Николая Чудотворца в Пыжах. Хиротония архимандрита Гермогена (Серого) во епископа Мичуринского и Моршанского» Фотоальбом «Патриаршее служение в праздник Воздвижения Креста Господня в храме свт. Николая Чудотворца в Пыжах. Хиротония архимандрита Гермогена (Серого) во епископа Мичуринского и Моршанского» Фотоальбом «Патриаршее служение в праздник Воздвижения Креста Господня в храме свт. Николая Чудотворца в Пыжах. Хиротония архимандрита Гермогена (Серого) во епископа Мичуринского и Моршанского» Фотоальбом «Патриаршее служение в праздник Воздвижения Креста Господня в храме свт. Николая Чудотворца в Пыжах. Хиротония архимандрита Гермогена (Серого) во епископа Мичуринского и Моршанского» Фотоальбом «Патриаршее служение в праздник Воздвижения Креста Господня в храме свт. Николая Чудотворца в Пыжах. Хиротония архимандрита Гермогена (Серого) во епископа Мичуринского и Моршанского»

http://patriarchia.ru/db/text/3262542.ht...

В праздник Воздвижения Креста Господня Предстоятель Украинской Православной Церкви возглавил престольные торжества в Киево-Печерской лавре 27 сентября 2017 г. 19:05 27 сентября 2017 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Блаженнейший митрополит Киевский и всей Украины Онуфрий возглавил Божественную литургию на площади перед Крестовоздвиженским храмом  Успенской Киево-Печерской лавры . Его Блаженству сослужили наместник обители митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел , управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , митрополит Саратовский и Вольский Лонгин , архиепископ Гурий (Кузьменко) , архиепископ Ровеньковский и Свердловский Пантелеимон , духовенство монастыря. После чтения Евангелия Блаженнейший владыка произнес проповедь, в которой рассказал о Животворящем Кресте Господнем, истории его обретения и Воздвижения, а также объяснил значение Честного Креста в жизни христиан. «Крест является силой нашего спасения, через него Господь посылают нам силу для преодоления своих недостатков», — подчеркнул Предстоятель Украинской Православной Церкви. Во время богослужения была вознесена сугубая молитва о мире на Украине. За Литургией состоялась священническая хиротония диакона Иоанна Благи и диаконская хиротония студента заочного сектора Киевской духовной семинарии Иоанна Кременка. В завершение священнослужители во главе с Блаженнейшим владыкой поклонились Кресту Господню. Затем Предстоятель Украинской Православной Церкви поздравил паству с праздником Воздвижения и пожелал участникам богослужения, чтобы Господь укреплял их на жизненном пути и помог достигнуть вечного спасения во Христе Иисусе. Накануне вечером Блаженнейший митрополит Онуфрий возглавил всенощное бдение с чином Воздвижения Креста в Трапезном храме Успенской Киево-Печерской лавры. Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010