В благоговейной радости равноапостольная царица Елена и все бывшие с ней воздали поклонение Кресту. Но людей собралось очень много, и, естественно, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все могли увидеть его. Тогда Патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, начал поднимать – воздвигать – Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй». Отсюда получил свое начало праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который был установлен в год обретения Святого Древа. Поскольку Крест был обретен в дни празднования Пасхи, то первоначально праздник совершался на второй день Пасхи. С 335 года, когда было совершено освящение храма Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14 сентября. Это освящение совершал собор епископов, прибывших со всех концов Римской империи, что послужило к распространению празднования в этот день Воздвижения Креста Господня и за пределами Иерусалима, во всем христианском мире. В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено и другое воспоминание – возвращения Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена. В 614 г. Персидский шах Хозрой во время войны с Византийским императором Фокой овладел Иерусалимом и разграбил его сокровища. Он увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня. В Персии Честной Крест пребывал 14 лет. В 628 г. святое Древо Креста Господня после победы императора Ираклия над персами и заключения мира было отобрано у персов и возвращено в Иерусалим. Император, в смиренной одежде и босой, торжественно встретил Крест Господень в Иерусалиме, внес его в храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие совершилось 14 сентября. Таким образом, в празднике этого дня соединились два воспоминания – обретение Креста Господня и возвращение его из персидского плена в Иерусалим. ПРЕДПРАЗДНСТВО И ПОПРАЗДНСТВО НЕДЕЛИ ПРЕД ВОЗДВИЖЕНИЕМ И ПО ВОЗДВИЖЕНИИ Праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня принадлежит к числу двунадесятых. Он имеет один день предпразднства (13/26 сентября) и семь дней попразднства. День отдания – 21 сентября/4 октября. Кроме того, праздник Воздвижения имеет ту особенность, что суббота и Неделя, предшествующие дню Воздвижения, называются субботой и Неделей пред Воздвижением. Суббота и Неделя, следующие за днем Воздвижения, называются субботой и Неделей по Воздвижении. Эти субботы и Недели составляют предпразднство и попразднство. Но в эти дни не бывает особых служб – только на Литургии положено чтение особых Апостола и Евангелия, имеющих отношение ко Кресту, а перед ними – соответствующих празднику прокимнов и аллилуария (указание на это см. в служебном Евангелии, Апостоле, а также в Типиконе – последование под 8, 13, 15 и 21 сентября). ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Одной из первых реликвий Животворящего Древа на Руси стала частица в кресте Евфросинии Полоцкой, привезённая в XII веке из Иерусалима в числе прочих реликвий. Частица древа Креста была помещена в «Ковчег Дионисия», который в завещаниях московских великих князей XV века возглавлял перечень передаваемых по наследству святынь, а в XVII — начале XX веков являлся одной из главнейших святынь Благовещенского собора. В период патриаршества Никона в России стали изготавливать кресты-мощевики «мерою и подобием Креста Христова». Одним из них стал «Кийский крест», куда кроме частицы Животворящего Креста было помещено 108 частиц мощей святых и 16 камней с мест библейских событий. Русские паломники в Святую землю с первой половины XIX века, из числа особо именитых лиц, получали от Иерусалимского патриарха кресты с частицей Древа Креста Господня в качестве благословения, а позже и награды. Орден Креста с частицей Животворящего Древа и в настоящее время является высшей наградой Иерусалимской церкви. В честь обретения Креста был установлен праздник Воздвижение Креста Господня , получивший своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам света. То же было сделано с Крестом и после его возвращения в 629 году из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим при императоре Ираклии. Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня отмечается как православной, так и католической церквями 14 сентября (по юлианскому календарю в некоторых православных церквях, и по григорианскому календарю в католицизме). Отдельно установлено празднование в воспоминание обретения царицей Еленой Креста Господня и гвоздей. В Православной церкви оно совершается 6 марта (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 3 мая. В 2006 году частица Животворящего Креста была доставлена на околоземную орбиту. Описание [ править править код ] За свою историю древо Животворящего Креста было разделено на частицы разного размера, которые сейчас можно встретить во многих храмах и монастырях мира. Исследователь конца XIX века Шарль Роо де Флepu[fr] в сочинении «Память об орудиях страстей Христовых» (фр. «Mémoire sur les instruments de la passion de la N.-S. J.-C.») сообщает, что суммарный вес всех документально зафиксированных фрагментов Креста составляет всего около трети объема от Креста. Местонахождение. Доступность для паломников [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Животворящий_К...

Строительные и отделочные работы продолжались несколько лет, церковь была освящена лишь 15 сентября 1825 г. в честь Воздвижения Креста Господня, хотя все иконы были готовы уже в 1823 г. Этот день для престольного праздника был выбран не случайно: он приходился на начало учебного года. Церковь была устроена однопрестольной – во имя Животворящего Креста Господня. Главные решения, заимствованные Пятницким в церкви Голицына – иконостас в виде четырехконечного креста и своеобразное освещение – в центре над иконостасом было сделано круглое хрустальное окно с изображением Всевидящего Ока. Иконы, как и в голицынской церкви, были написаны в западно-европейской манере и напоминали картины художников эпохи Возрождения на библейские и евангельские сюжеты, все они были без окладов. Основную часть работ написал студент Академии художеств Василий Чухломин. Хоругви с иконами Казанской Божией Матери, св. Антония, св. Александра Невского и Воздвижения Честного Креста – работы кисти известного художника Василия Степановича Турина, а находящийся над жертвенником образ «Моление о чаше» – работа художника академика Льва Дмитриевича Крюкова. Несколько икон написал протоиерей Александр Иванович Нечаев. Иконостас в виде креста изготовили в Санкт-Петербурге, работу выполнил придворный мастер Гамс. В последующие десятилетия больших изменений в оформлении церкви не произошло. В 1842 г. на горнем месте была установлена копия с картины Рафаэля «Несение Иисусом Христом Креста на Голгофу», пожертвованная попечителем учебного округа Михаилом Николаевичем Мусиным-Пушкиным и написанная его сыном Николаем. Церковь всегда производила большое впечатление на посетителей, в основном благодаря хорошему оформлению и тонкому вкусу ее архитектора. Однако производившиеся несколько раз замены пола, облицовки стен, замена лепнины росписью постепенно ухудшали общее впечатление. Своды церковного зала опирались на восемь колонн, Колокола висели на западной стороне церкви, наверху под фронтоном. Университетской церкви был придан мистический и вместе с тем несколько домашний вид, что соответствовало тогдашним духовным настроениям российской аристократии.

http://sobory.ru/article/?object=30209

  О Воздвижении   Кратко У о. Александра Меня В ролике православного календаря В телепередаче Закон Божий   Святые Отцы   «Толкование канона на Воздвижение» Никодим Святогорец «Слово на всеславное Воздвижение Креста» Андрей Критский «Сказание о воздвижении честного и животворящего Креста Господня» Дмитрий Ростовский Слова Феофана Затворника — первое , второе , третье Слова Иннокентия Херсонского — первое , второе , третье , четвертое Проповедь Луки Крымского   Проповеди   Дмитрий Смирнов — первая  — о Любви, вторая , третья , четвертая , пятая Антоний Сурожский Иоанн (Крестьянкин) Александр Мень Василий (Родзянко) Патриарх Кирилл Феофан (Быстров) Мелхиседек (Артюхин) Николай Соколов Савва (Остапенко) Валериан Кречетов   Богослужение   Из Минеи Праздничной — по славянски , по русски Кондак и тропарь — знаменным распевом Отец Александр Мень о Воздвижении Спаси, Господи, люди Твоя ч благослови достояние Твое, победы на сопроптвныя даруя и Твое сохраняя крестом Твоим жительство .   Праздник Воздвижения посвящен Кресту Христову (14/27 сентября).   Если Рождество Богоматери есть преддверие тайны Воплощения, то Крест возвещает нам об искупительной жертве Христа. Поэтому он также стоит в начале церковного года.   Знак креста с глубокой дохристианской древности был символом Божественного и вечной жизни во многих религиях. Но после Голгофы абстрактный иероглиф стал реальным знамением спасения.   С непостижимой для язычников быстротой неслась по миру весть о «безумии Креста»; иудеи требовали знамений, эллины — доказательств, но в ответ они слышали: «Мы проповедуем Христа Распятого…».   «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, — поет Церковь; — и святое Воскресение Твое славим…».   Через страдание к радости, через смерть к победе, через жертвенную самоотдачу к выполнению воли Отца — таков путь Искупителя мира, таков и путь всех идущих за Ним. «Кто хочет за Мной идти, да возьмет крест свой и по Мне грядет». Это не просто тяготы и страдания; сами по себе они могут и не быть «крестом». «Взять крест свой» — значит «отвергнуть себя», победить себялюбие, учиться жить для других, учиться мужеству, терпению, всецелой преданности Христу.

http://predanie.ru/tema/vozdvigenie/

Такова радость Церкви, которую она сообщает своим чадам, постоянно питая и обновляя их. Все это происходит благодаря неповторимой красоте слов песнотворца, среди которых эксапостиларий занимает одно из ведущих мест. _______ Следующий великий праздникВоздвижение Креста Господня хотя и празднуется лишь через месяц с небольшим после праздника Преображения, но несет в себе уже черты надвигающейся осени. Значительно звучат слова стихир и тропаря. Торжество нарастает от самого начала и набирает силу к концу, почему и все празднование происходит на высоком подъеме души. Торжественны стихиры, высокой радостью звучат слова канона, само же торжество — изнесение и воздвижение Креста Господня — совершается почти в конце службы. Слова светильна величественны и относительно кратки. Они звучат, повторяясь, подготавливая людей к изнесению благословенного Древа. Обычно они поются громко и торжественно, сохраняя все тот же высокий настрой, который взят с начала службы. Крест, хранитель всея вселенныя, — радостно, громко, с высоким подъемом звучат первые слова эксапостилария, — Крест, красота Церкве, — поется дальше, — Крест, верных утверждение: Крест, ангелов слава и демонов язва. Дивно в этом светильне изложена основная идея праздника, утверждена она высокими звуками духовной радости. Несмотря на то, что само благословенное Воздвижение Креста состоится в конце службы — после великого славословия, слова эксапостилария своей высотой воодушевляют верующих и ведут их к этому моменту. Вся служба праздника пронизана высокой радостью силы Креста Господня, а эксапостиларий эту высоту поддерживает и при самом изнесении Честного Древа. Крест, хранитель всея вселенныя, — напевает про себя или говорит себе каждый верующий, поклоняющийся спасительному Древу. — Крест, красота Церкве: Крест, верных утверждение: Крест, ангелов слава и демонов язва. Эти слова помогают достойно участвовать в торжестве самого выноса Животворящего Древа и надолго сохраняются в сердце, держа душу в красоте и сладости духовно совершившегося праздника.

http://pravmir.ru/eksapostilarii-velikih...

Вообще, до самой эпохи Константина Великого, христиане удерживались от изображения Креста Христова в его действительной форме, а тем более — от изображения его вместе с Распятым. На предметах, сохранившихся от трех первых веков и найденных при раскопках в Риме и Помпее, встречаются большей частью аллегорические изображения Креста и распятия: сюжеты, взятые из Ветхого Завета. Это прообразы Креста и страданий Иисуса Христа: Авель, убиваемый Каином, Исаак, приносимый Авраамом в жертву, Моисей, молящийся с крестообразно распростертыми руками, медный змей, воздвигнутый в пустыне, пророк Исаия, перепиливаемый пилою, пророк Иона, молящийся с распростертыми руками во чреве китовом, еврейский пасхальный агнец и другие прообразы. Открытое почитание и чествование Креста тесно связано с именем римского императора Константина Великого. Мать Константина Елена была христианкой и воспитала своего сына в глубоком уважении к христианской религии. После смерти Констанция Хлора сын его Константин был в 306 году провозглашен императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозглашение в подвластных ему странах свободы исповедания христианской веры. Фанатики язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максенций на Западе ненавидели императора Константина и задумали низложить его и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Но перед последней битвой император молился Богу, чтобы Он дал знамение, которое бы воодушевило его войско. Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью «Сим побеждай». Царь Константин был в недоумении: крест у язычников был знаком злополучия, так как считался оружием казни преступников. Ночью, когда спал Константин, явился Сам Христос Господь и опять показал виденный Константином на небе Крест и сказал ему: «Сделай изображение этого Креста и прикажи нести его перед своим войском и победишь не только Максенция, но и всех своих врагов». Восставши ото сна, Константин рассказал о видении своим приближенным и приказал искусным мастерам сделать из золота и драгоценных камней крестное знамение, а также велел всем воинам своего войска изобразить крест на всех оружиях, на шлемах и щитах. Под знамением Креста вступил царь Константин в бой с войском Максенция. Произошла жестокая битва. Силою честного Креста вражеское войско было разбито. Великий Константин с победою вошел в Рим, народ римский приветствовал победителя, который возблагодарил Бога, давшего ему победу силою Животворящего Креста Своего. Константин в память православной победы поставил посреди Рима крест на высоком каменном столбе и написал на нем: «Сим спасительным знамением этот город был освобожден от мучительного ига».

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-go...

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. [Инфографика]. Дата: 27 сентября; Статус : двунадесятый праздник; Суть праздника : Крест — это символ  искупительного подвига Сына Божия, Который расплатился Своей человеческой жизнью за грехи каждого из нас, а затем воскрес и призвал нас следовать за Собой в вечную жизнь...; Событие : В отличие от других двунадесятых праздников, этот  посвящен не евангельской истории, а событию из жизни христианской Церкви. В 326 году император Константин Великий  хотел найти Крест, на котором три века назад был распят Спаситель. Он направил в Иерусалим экспедицию во главе со своей матерью, царицей Еленой. Под Голгофой обнаружили три креста. К каждому по очереди поднесли  недавно умершего человека.  И Господь  явил чудо: возложенный на один из крестов покойник воскрес! Узнав об этом, к Голгофе прибыло множество людей, и иерусалимский архиепископ Макарий несколько раз поднял (воздвиг) Честное Древо Креста ввысь, чтобы все могли увидеть святыню. Ил.: Обретение Креста. Аньоло Гадди. XIV в.; По всему миру !: Почти сразу Крест был разделен: одну часть царица Елена поместила в серебряный ковчег и оставила в Иерусалиме, а вторую отправила в Константинополь. Паломники, приезжавшие в Иерусалим, мечтали забрать частичку святыни с собой. Так уже в IV веке частицы Креста Господня разошлись по всей земле. И иерусалимская, и константинопольская части Креста бесследно исчезли во время Крестовых походов XII-XIII веков. Самая известная российская реликвия с частицей Креста Господня — это «ковчег Дионисия» со святынями, привезенными из Константинополя в 1383 году архиепископом Дионисием Суздальским. Много веков он находился в Благовещенском  соборе Московского Кремля, сейчас это экспонат Кремлевского музея. Фото; Икона праздника Крестовоздвижения : С пояснениями  того, что изображено на ней: Храм Воскресения Христова (Гроба Господня) , возведенный по приказу царицы Елены на месте распятия и погребения Христа; Святой равноапостольный император Константин ; Молящиеся на иконе символизируют собою христиан всех времен и народов, поклоняющихся спасительному подвигу Христа; Святитель Макарий Иерусалимский в сопровождении двух диаконов поднимает над молящимися найденный Крест Господень;   Святая равноапостольная царица Елена, мать императора Константина; Особенности богослужения : Чин воздвижения Креста Господня входит в состав архиерейской службы, совершающейся вечером накануне Крестовоздвижения. На этой службе патриарх или архиерей (см. фото) трижды поднимает Крест, а хор сто раз поет «Господи, помилуй». Затем Крест омывают благовонной водой и назавтра после литургии раздают ее народу. В обычных храмах в конце вечернего богослужения совершается вынос Креста на середину храма с земными поклонами и пением тропаря: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим»; Материал подготовил Игорь  Цуканов //Фома. - — сентябрь 2020. - С.22-23. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Праздник »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-9-209-...

С самого начала в монастыре был храм Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня с приделом во имя блаженного Василия. Церковь со всеми монастырскими строениями сгорела в 1715 году, но затем была возведена вновь. 8 июня 1716 года храм был освящен в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. По храмовой церкви обновленный монастырь стал называться Крестовоздвиженским. В 1809 г. пожар, перекинувшийся из кремля, нанес значительные повреждения храму и части зданий, кроме того строения уже давно подвергались разрушительному воздействию почвенных вод. Это стало причиной ходатайства о перенесении обители на новое место. 20 апреля 1812 года вышел указ императора Александра I, дозволяющий переместить Нижегородский Крестовоздвиженский монастырь. Монастырю была выделена обширная площадка на пустынной тогда окраине Нижнего Новгорода, рядом с Казанским кладбищем и храмом. Была начата разборка старого храма и некоторых монастырских зданий. Весной 1813 года было положено основание Крестовоздвиженской обители на новом месте. Инокини собственными руками переносили кирпичи за три версты. К осени 1814 года были возведены наружные стены монастыря, внутри них – колокольня со святыми вратами и двумя палатками, восемь каменных корпусов, а также заложен фундамент соборной церкви. Вне монастыря устроен гостиный двор. В октябре 1815 года сестры переселились в новую обитель. 6 ноября 1815 года была освящена больничная церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святого Василия Блаженного. Так как собор на новом месте еще не был готов было разрешено совершать богослужения в престольный праздник в Казанской кладбищенской церкви, построенной в 1798-1799 годах на средства нижегородского купца Я.С. Стешева. 17 августа 1823 года состоялось освящение главного собора монастыря – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Пятиглавый собор в форме правильного креста был вписан в круг соборной ограды, заключенный в квадрат, образованный восемью жилыми корпусами, в свою очередь соединенными между собой деревянными галереями. Весь монастырь был огражден стенами в форме правильного четырехугольника с башнями по углам. Звонница с семью колоколами возвышалась над главными западными воротами. В таком виде монастырь просуществовал до 1851 года, когда территория его была расширена и обнесена новым четырехугольником стен, с собственными святыми вратами.

http://sobory.ru/article/?object=01815

Третий вариант предания, возникший, как и второй, в Сирии в V веке, сообщает: святая Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей, по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место – храм Венеры. Святая Елена повелела разрушить храм и делать раскопки. Там были найдены три креста. Явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к истинному Кресту мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима. Нужно сказать, что наибольшей популярностью в средне- и поздневизантийскую эпохи пользовалась последняя версия. Именно на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Крестовоздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви. Точная дата обретения Честного Креста неизвестна. По-видимому, оно имело место в 325 или 326 году. После обретения святого Креста Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей Святому городу торжественностью. Около 335 года была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День ее обновления (то есть освящения), а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения Честного Креста вошло в праздничное торжество в честь обновления . Уже в конце IV века праздник обновления базилики Мартириум и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников года, наряду с Пасхой и Богоявлением. Западная паломница Этерия чрезвычайно подробно описывает его в своих записках : обновление праздновалось в продолжение восьми дней; каждый день торжественно совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в том числе и из отдаленных областей – Месопотамии, Египта, Сирии. Особо подчеркивается, что обновление праздновали в тот же день, когда был обретен Крест Господень. Кроме того, Этерия проводит параллель между событиями освящения иерусалимских церквей и ветхозаветного храма, построенного Соломоном.

http://pravoslavie.ru/32069.html

Поднятие означенного креста на церковную главу состоялось 11 числа сентября месяца, в день празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Божественная литургия, а предварительно оной – водоосвящение, совершены были в храме во имя преподобного Александра Свирского, причем на Литургии вслед за сугубой ектенией возглашена была ектения о упокоении душ усопших рабов Божиих храмоздателей в веси сей и сродников их, блаженных ктиторов и благодетелей святого храма сего и всех служивших в нем священноиереев, священнодиаконов и чтецов. По отпусте Литургии учинено было освящение обновленного креста ... .За сим последовал вокруг того же храма крестный ход с предношением имевшего быть поднятым на главу креста и при пении ирмосов праздничного канона Крест начертав, Моисей… Пением тех же ирмосов, а также стихир самогласных, положенных на целование честного креста сопровождалось и самое утверждение креста на церковной главе, после чего перед храмом было благодарственное Господу молебствие с пением на Бог Господь взамен тропаря Богородице, христианом Помощнице тропаря Спаси, Господи, люди Твоя и с провозглашением, во-первых, многолетий Государю Императору и всему царствующему Дому; Святейшему Правительствующему Всероссийскому Синоду и Святейшим Патриархам православным Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому; господину нашему Высокопреосвященнейшему Ионафану, архиепископу Ярославскому и Ростовскому, со всею его богохранимою паствою; во-вторых, вечной памяти тем лицам, о коих было вознесено заупокойное моление на Литургии по сугубой ектении, и наконец в-третьих, многолетия благоверным Правительствующему Синклиту, военачальникм, градоначальникам и всем православным христианам. Указом Ярославской Духовной Консистории на имя блаженного протоиерея Р.-Борисоглебского Воскресенского собора Петра Юрцева от 22 мая прошлого, 1884 года за N 2985 объявлено было нам, священно- и церковнослужителям, о последовавшем со стороны Его Высокопреосвященства в 16-й день того же мая архипастырском разрешении на сооружении, согласно ходатайству содержателя церквей села Ваулова, владельца сего села действительного статского советника Владимира Павловича Мордвинова, в… зимней теплой церкви во имя преподобного Александра Свирского новых престолов и жертвенника, с тем, между прочим, условием, чтобы верхние доски прежних престолов и жертвенника, буде таковые окажутся годными к употреблению, не были уничтожены, а оставлены были в церкви на хранение впредь до того времени, когда представится возможность написать на них иконы для поставления их в храме села Ваулова.

http://sobory.ru/article/?object=18409

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010