145 Феофан Начертанный, еп. Никейский, исповедник за иконопочитание † 843 г.; написал довольно много канонов. 150 С греч. это предложение буквально «и победы (вин. п ) на врагов показывая прописью мысленно». Речь о надписи на явившемся кресте: «сим победиши». 157 Киприан Студит IX в, инок, по другим – архиепископ; от него сохранилось только несколько стихир. 165 φλαγγα – вин. п. от φλαγξ фаланга, боевой сомкнутый строй войска (собств. «продолговатый кусок чего-либо») 166 «Велиар» букв. с евр., где это слово читается «velial» – «негодность», «гадость», так называется сатана в Сивиллиных книгах и иудейских псевдонимических пророчествах; так передается слово «сатана» везде в сирийском переводе Библии. 169 Диавол назван Амаликом в виду того, что по отношению к этому врагу Израиля прообраз Креста впервые проявил силу 171 Воздвижению Креста усвояется сила умилостивления за грехи, как отражение крестной жертвы Христовой. 175 Льва императора, именно Льва VI Мудрого († 911 г.), автора многих др. стихир. Слав. «Деспот» – Δεσπτης – господин, государь. 176 κραταα от κρτος - " сила» со стороны ее применения, влияния, в отличие от «силы» вообще, физической и духовной – δναμις 181 πθος – у классиков – любовь к отсутствующему и потерянному, соединенная с желанием его, тоска; позднее – сильная любовь 183 Меткое указание на главную суть христианского праздника, песни в честь его. Издревле служба праздника от обычной отличалась сплошным пением всего (в западной церкви – даже Евангелия), почему называлась «песненным ( σματικ) последованием». 184 πανγυρις – всенародное собрание, наиболее торжественный праздник, на который собирался народ со всей страны (так назывались, напр., Олимпийские игры, Панафинеи и т. п ; ср «восплещем»). 188 κκκινου – багряное, багряница не названа ее обычным именем (порфира), т. к в данном случае ей дано необычное, посмеятельное употребление 199 Обычное окончание стихир, но по отношению к Кресту звучит сильно и знаменательно (значение Креста и самого по себе для христианского мира)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Царица Савская, увидев его, воскликнула: «О, треблаженное древо, на немже распяся Христос, Царь и Господь». Тогда Соломон поставил это дерево в восточной стороне храма, обвесив его 30 серебряными венками по 30 сребреников каждый. Один из этих венков дан был в плату Иуде. Были сняты заодно и другие венки, и дерево потеряло свой вид; из него и сделали Крест Христов. Приложение. Служба праздника у католиков... Гимны Знамена Царя являются, светится тайна Креста, которым Жизнь смерть понесла и смертью жизнь принесла, который, уязвленный копья лезвием лютым, чтобы нас очистить от нечистоты преступлений, источил воду и кровь. «Исполнилось то, что воспевает Давид верной песнью, говоря народам: воцарился Бог с древа. Дерево прекрасное и светлое, украшенное пурпуром Царя, избранное в столб, достойный столь святым членам прикоснуться. Блаженное, на ветвях которого висела цена века сделано под вес тела и унесло добычу тартара. О, Крест, радуйся, надежда единственная, в этой славе торжества умножь благочестивым благодать, и у виновных уничтожь преступления. Тебя, Троица, источник спасения, хвалит всякое дыхание. Тем, кому Креста победу даешь, прибавь награду. Аминь.   Сплети, язык, славному венок сражению и о Креста трофее скажи в славном торжестве: как Искупитель мира умерщвленный победил. Прародителя первозданного обману Творец сострадая, когда тот яблока вредного вкушением в смерть ниспал, сам тогда древо избирает, чтобы от осуждения за древо освободить. Этого дела нашего спасения порядок требовал, чтобы многоразличного изменника искусство искусством победить и врачевство принести оттуда, откуда враг повредил. Итак, когда приходит святого исполнение времени, послан из недр Отца рожденный мира Основатель, и от чрева девичьего приходит плотью облеченный. Плачет Младенец в тесных положенный яслях; члены, покрытые пеленами, Дева Мария обвязывает и руки и ноги Бога тесными повивает повязками. Вечная да будет блаженной Троице слава, равная Отцу и Сыну, равная честь Утешителю, и Одного Троичного имя да восхвалит вселенная.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

Сей-то Крест Христов соделался для нас источником всех благословений. Он называется различными именами. Он именуется „жезлом правоты“, – „царствия“, „силы“, „наследия“. Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл царствия Твоего. Избавил еси жезлом достояния Твоего ( Псал. 44:7; 73:2 ). Жезл силы послет ти Господь от Сиона ( Псал. 109:2 ). Крест именуется „палицею“: жезл Твой и палица Твоя, ти мя утешиста ( Псал. 22:4 ), „древом жизни»: древо живота есть всем держащимся ея (премудрости), и воскланяющимся на ню, яко на Господа, тверда ( Притч. 3:18 ); „древом“: и будет яко древо насажденое ( Псал. 1:3 ). Где? – при исходящих вод. Каких вод? – Богодухновенных Писаний. Крест именуется „подножием“: Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть ( Псал. 98:5 ); „местом“: внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его. Аще дам сон очима моима, и веждома моима дремани: дóндеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю ( Псал. 131:7, 4, 5 ). Патриарх Иаков предзнаменовал сей Крест. Когда крестообразно возложил руки на внуков своих, Ефрема и Манассию ( Быт. 48:14 ). Тот же Патриарх предызобразил Крест, когда поклонился на верх жезла Иосифова ( Быт. 47:31 ). Жезл того же патриарха Иакова был образом Креста при переходе чрез Иордан, ибо Иаков говорит: с жезлом сим преидох Иордан ( Быт. 32:10 ). И несколько прежде явлено было Аврааму знамение Креста в образе рогов держимого в чаще овна ( Быт. 22:13 ), когда Патриарх таинственно совершал прообразовательную жертву, предзнаменовавшую Распятого. Крест предобразован и Исааком, несшим дрова всесожжения, и спешно следовавшим за отцом своим, как жертва, которую Авраам спешил принести ( Быт. 22:6 ). Силу Креста предозначал и жезл Моисея (обращенный в змия), который одержал победу над жезлами Египетскими, пожрав их, а для Египтян обратил в кровь воды речные, чтобы они не могли быть годными для питья. По мановению жезла Моисеева явились из вод жабы, налетела саранча, распростерлась осязаемая тьма, и все прочие казни постигли Египтян ( Исх. 7 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Тропарь Это единственный из тропарей двунадесятых праздников, представляющий из себя сплошную молитву, что вполне отвечает характеру праздника. Молитва возносится прежде всего псалмическими словами об усвоении нами того спасения, которое уже совершено Христом на Кресте, и о даровании соединенного с этим спасением благословения Божия во имя того, что мы через искупление уже народ и удел Божий. Но исторически повод для установления праздника побуждает присоединить сюда и частнейшую молитву о даровании Крестом победы императору (как некогда Константину) и об охранении нас Крестом (залогом чего является осенение Крестом при воздвижении его). Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы благочестивому императору нашему (имя) на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Спаси, Господи, народ 286 Твой и благослови удел 287 Твой 288 , Крестом Твоим подавая победы благочестивому императору нашему (имя) 289 на врагов 290 и охраняя жительство 291 Твое. (Трижды) Утреня Седальны по кафисмах Эти седальны, как первые песни новой (на бдении) службы – утрени, должны говорить о событии с основной (принципиально) и общей точки зрения. Потому 1-й седален по 1-й кафисме «Токмо водрузися древо» указывает первоисточник той силы, которую получил Крест, в его тесном отношении к разрушившей смерть и ад смерти Христовой. 2-й седален по 1-й кафисме «Креста Твоего древу» указывает на другую сторону в этом же отношении – еще более близкую нам и отрадную для нас: спасение Крестом разбойника; там – более об отношении Креста к самому Христу в момент смерти Христовой, здесь – к людям; вместе с тем этот седален ближе приступает к сути праздника, говоря о поклонении Кресту. С того же начинается следующий седален – 1-й по 2-й кафисме «Днесь пророческое исполнися слово», возводящий мысль уже к ветхозаветным корням праздника – пророчеству о нем Давида. А 2-й седален по 2-й кафисме «Проображаше таинственно» заглядывает в эти корни еще глубже – указывает на древнейший из прообразов события, выбирая между ними, в соответствии с преобладающей темой всей этой группы песнопений, наиболее соприкасающийся с обстоятельствами распятия (остановка солнца Иисусом Навином).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

И это Пилат объявил не на одном, а на трех языках. Так как было естественно предполагать, что между иудеями, по случаю праздника, было много иноплеменников, то, чтобы ни один из них не оставался в неведении об оправдании Его, Пилат возвестил о неистовстве иудеев на всех языках». «И разделение одежд издревле было предсказано. Хотя распяты были трое, но предсказания пророков исполнялись только на Нем». «В то время как воины разделяли между собой одежды, сам Распятый поручает Матерь свою ученику, научая нас всячески заботиться до последнего издыхания о наших родителях». «Ты заметь, с каким душевным спокойствием Христос все делал в то время, когда распятый висел на кресте: с учеником беседовал о своей Матери, исполнял пророчества, разбойнику подавал добрые надежды; между тем, как прежде распятия мы видим Его в поте, душевном томлении и страхе. Что же это значит?.. Там обнаружилась немощь естества, а здесь открылось величие силы». «Итак, не будем бояться смерти. Правда, душа имеет любовь к жизни, однако от нас зависит или разрешить эти узы души и ослабить это стремление к жизни, или скрепить и усилить. Как мы, хотя имеем вожделение к плотскому совокуплению, тем не менее, когда любомудрствуем, ослабляем силу похоти, так точно бывает и с любовью к жизни». «Поручая свою Матерь ученику, Христос говорит: „Се сын Твой!“. Какой великой честью почтил Он своего ученика! Как Мать, Она естественно скорбела и искала покровительства, а потому Он справедливо вручает Ее возлюбленному ученику и говорит ему: „Се Мати твоя». Это сказал Он с тем, чтобы соединить их взаимной любовью. Но почему Христос не упомянул ни о какой другой жене, хотя и другие стояли при кресте? Чтобы научить нас оказывать предпочтение своим матерям». Оканчивается слово увещанием не заботиться о пышных похоронах, а о том, чтобы перейти в будущую жизнь в одежде, истканной благотворением.    Пролог, полагающийся для чтения по 6 песни канона, на Воздвижение заключает прежде всего, как в другие праздники, переведенный с греческого краткий синасарий на праздник (лишнее греческого текста в сравнении со славянским помещено в квадратные скобки).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

818. Честным – от σεπτς почитаемый, священный, святой. 819. См. службу праздника, прим. 69. 820. νματα – потоки. 821. См. службу праздника, прим. 59. 822. πρχων 823. πρξενος – должность у древних, соотв. нашему консулу; отсюда – заступник, ходатай. 824. См. службу праздника, прим. 495. 825. Греч. «являясь... получает поклонение», см. прим. 694. 826. Покланяемый – προσκυνομενος. 827. Присно – κστοτε всякий раз. 828. Лютых – от δεινς страшный, ужасный; ср. р. мн. ч. – бедствия. 829. Очищение – λασμς 830. πταισμτων – падений; поэтическое название греха (αμαρτα). 831. Тмы – от χλς мрак, тьма; др. поэт. слово, в прозе позднее. 832. πταισμτων. 833. Тлетворныя – см. прим. 369. 834. ενσχυσον – см службу праздника, прим. 212. 835. См. службу праздника, прим. 160. 836. Добрыми виды καλν δαις – букв. «видами прекрасного» – со всем хорошим, что есть у нас; δα – вид, внешность, образ, способ, идея; τ καλ – прекрасное, хорошее, прекрасные вещи (дела, качества). 837. Так в греч., слав, деепричастие «ослаждая» – ошибка. 838. " Прежде (πρτερον) знаменуя». 839. См. службу праздника, прим. 535 840. καταποντζω – бросать в море. 841. καταιγς – буря; поэт. сл. (от αγς козья шкура, эгида – щит Зевса, от сотрясения которого, по мифам, происходят бури). 842. Из глубины – φθορ порча, растление, гибель. 843. Повешен – от ναρτω вешать на что-л.; в службе праздника о распятии не употребляется. 844. Источает – от ποκενω делать пустым, опоражнивать; «истекает кровью и водою». 845. Наздахомся – от ναπλττω создавать заново. 846. Хранитель – см. службу праздника, прим. 191. 847. Греч. «дань». 848. Крепкое- ρρηκτος несокрушимый, нерасторгаемый. 849. Правости – εθτης прямизна, честность, справедливость; противоположение к «наветы». 850. νδρα – злоумышление, умысел, засада. 851. φλναφος – болтовня, вздор; редкое слово. 852. Греч. «поклоняемся», а вместо «чтим» – πντοτε – во всякое время, всегда. 853. Греч. другой тропарь: «В древности божественный Моисей прообразует тебя, Крест, жезлом разделяя море; мы же ныне, кланяясь тебе, посуху проходим море страстей». 854. λυτρωτς. 855. Благочествовавшия – от εσεβω благочестиво, богобоязненно жить, поступать. Выражение (вместо «благочестивые») указывает на то, что отроки не оставили своего благочестия и в раскаленной печи. 856. Прописуя – προγρφων. 857. Из боку – λγνων, λαγν – пустота, мягкость, бока, ущелье. 858. Поживе – от συναναστρφομαι находиться вместе, обращаться с кем-либо. 859. Повешен – см. выше прим. 840. 860. См. службу праздника, прим. 181. 861. Единеми – επμονος выносящий, твердый, постоянный. 862. Деянии – ργασα дело, работа, труд, занятие. 863. Краснейший- ραιτατος; ραος (от ρα – время года, час, пора) – зрелый, цветущий, красивый; см. службу праздника, прим. 646. 864. καταυγζω (αγ сияние, блеск, луч, особ. солнечный) – освещать. 865. Попаляеши – от φλγω жечь, сжигать, гореть. 866. Воскресение ξανστασις (усиление νστασις – воскресение) – воскресение из мертвых.

http://predanie.ru/book/220856-vozdvizhe...

Крест проповедуется, и вера в Бога исповедуется, и истина по всей вселенной распространяется; крест проповедуется, и мученики подвизаются, и исповедничество за Христа утверждается; крест проповедуется, и воскресение даруется, и жизнь является, и царство небесное удостоверяется, и неверные веруют кресту; достигают спасения даже и те, которым крест казался непримиримым с жизнью. Виновником всего этого для нас является крест, и благодаря ему же мы научились воспевать Бога. Итак, что выше креста? Что полезнее его для наших душ? Не будем же стыдиться имени креста, но со всею смелостью будем исповедовать его, так как чрез него мы призваны ко спасению и приводимся к жизни вечной. Видишь, какие перемены произвел этот крест в мире, для его спасения? Он положил конец его беззаконным делам, пресек его безбожные учения, и мир не угождает уже более диавольским законам и не связывается узами смерти. Бог пришел на землю и посек неистовство страстей; установил Свои законы и научил нас полезному и нужному; утвердил заповедь целомудрия и искоренил сладострастие; начертал границы святости, оградил невинность законом и беззаконный блуд осудил на попрание; освятил правила воздержания и низложил господство похоти; Божественным учением ниспроверг силу страстей и умалил всякий грех , порождавшийся похотью. Так как блуд есть изобретение идолов, и их коварством порождается всякая порча, то Он и посекает самый корень беззакония, чтобы положить конец потоку нечестия. Он упразднил мерзкое служение идолам, уничтожил беззаконные обычаи, рассеял все ухищрения, приманки и прикрасы нечестия: Он разоблачил обман и неправду и преградил потоки погибели; Он очистил души от укоренившихся в них терний нечестия и, подобно зернам пшеницы, принес семена богочестия, чтобы заставить души наши плодоносить плоды правды; Он даровал нам изобилие в духовной пище и наполнил наши духовные житницы божественными плодами небесной мудрости; Он приобщил верных святыне Духа и, благодаря ему, каждый из нас сделался сосудом божественного освящения и источником божественной красоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

166. «Велиар» букв. с евр., где это слово читается «velial» – «негодность», «гадость», так называется сатана в Сивиллиных книгах и иудейских псевдонимических пророчествах; так передается слово «сатана» везде в сирийском переводе Библии. 167. φρν – бровь. 168. τροπομεθα – обращаем в бегство. 169. Диавол назван Амаликом в виду того, что по отношению к этому врагу Израиля прообраз Креста впервые проявил силу 170. εσεβοφρνως – в благочестивом, благоговейном настроении. 171. Воздвижению Креста усвояется сила умилостивления за грехи, как отражение крестной жертвы Христовой. 172. 500 раз. 173. οκτειρον – пожалей. 174. δημιοργημα Отмечается сложность в устройстве человека, как творения Божия. 175. Льва императора, именно Льва VI Мудрого († 911 г.), автора многих др. стихир. Слав. «Деспот» – Δεσπτης – господин, государь. 176. κραταα от κρτος - " сила» со стороны ее применения, влияния, в отличие от «силы» вообще, физической и духовной – δναμις 177. σκπη – прикрытие 178. Из трех досок, считая с подножкой, не без отношения к Св. Троице. 179. Крест имеет силу не только защиты, но и освящения. 180. δυνμει – см. прим. 176. 181. πθος – у классиков – любовь к отсутствующему и потерянному, соединенная с желанием его, тоска; позднее – сильная любовь 182. Усиление чувства. Κροτω – хлопать, аплодировать. 183. Меткое указание на главную суть христианского праздника, песни в честь его. Издревле служба праздника от обычной отличалась сплошным пением всего (в западной церкви – даже Евангелия), почему называлась «песненным (σματικ) последованием». 184. πανγυρις – всенародное собрание, наиболее торжественный праздник, на который собирался народ со всей страны (так назывались, напр., Олимпийские игры, Панафинеи и т. п ; ср «восплещем»). 185. чтобы голос был слышен и сквозь праздничный шум. 186. Кроме рукоплесканий и песни, и слово должно послужить празднику 187. бичевание; μστιγας – бичи, плети. 188. κκκινου – багряное, багряница не названа ее обычным именем (порфира), т. к в данном случае ей дано необычное, посмеятельное употребление

http://predanie.ru/book/220856-vozdvizhe...

   После воздвижения над крестом совершается третий трогательный обряд поклонения ему и целования его. По 5-м воздвижении креста поется кондак праздника, предваряемый малым славословием; воздвигавший крест священнослужитель полагает его на аналой и трижды поет перед ним краткий тропарь «Кресту Твоему покланяемся, Владыко...», в котором прославляется столько же Крест, сколько и воскресение, как славное завершение распятия, цель его. При пении его и совершается троекратное поклонение кресту и целование его священнослужителями. После них целуют крест другие молящиеся при пении особых стихир. Поклонением кресту и целованием его выражается, вместе с благодарностью Спасителю за совершенное Им наше искупление, благоговение и любовь к самому орудию этого искупления.    Чин для всех этих обрядов дается Типиконом в следующих словах (в скобках мы прилагаем объяснение не вполне ясных мест чина и указание делаемых на практике добавлений к чину).    «Поему же великому славословию облачится настоятель во всю священную одежду, и приемлет кадильницу с фимиамом, и приходит ко святей трапезе, и кадит честный крест крестообразно (обычно со всех четырех сторон престола, обходя престол три раза) и взимает его на главу (обычно при пении после славословия «Святый Боже» последнего, которое поется протяжно, таким напевом, как на погребении, причем и звон во все время обряда совершается погребальный; так делается, по крайней мере, по местам), и исходит северными дверьми, предыдущим ему со двема лампадами даже до царских врат, и тамо став ожидает конца славословия и трисвятаго. Сему же скончану, возглашает настоятель велегласно: «Премудрость, прости». Мы же начинаем тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя» трижды. И приходит настоятель, нося на главе честный крест до среды церве пред святыя царския двери, тамо убо уготовану аналогию (аналою), полагает верху его честный крест и кадит крестообразно (обычно с каждой стороны аналоя, обходя его трижды). Таже творит поклоны (готовясь к священному обряду воздвижения) три до земли в какой-либо буди день (в какой бы день недели ни случился праздник Воздвижения, даже если бы он случился в воскресенье, когда земные поклоны запрещаются), и взем честный крест со благовонными васильками на подножии креста обложенными, станет пред аналогием зря к востоком.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

Песнь 3 Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице,/живый и независтный источниче,/лик Себе совокупльшия духовно, утверди,/в Божественней Твоей славе/венцев славы сподоби. Ирмос: Твоих песнопевцев, Богородица,/– живой и обильный источник,/устроивших духовный праздник, утверди/и в божественной Твоей славе/удостой венцов славы. Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному. Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному. Кресте, преподобных оружие, обоюдный меч Христов,/верных удобрение, болящих исцеление и заступление,/и воздвижение умерших, Всечестне. Крест, преподобных оружие,/обоюдоострый меч Христов,/верным – украшение, болящим – исцеление и защита,/и воскресение умерших, Всесвященный. Кресте, основание благочестия,/бесом показался еси губитель, Церквам благолепие,/нечестивым погибель, врагом посрамление на день судный. Крест, основание благочестия,/бесам ты явился губителем,/Церквам – благолепием, – нечестивым погибелью,/врагам – посрамлением в день суда. Слава: Кресте живоносный,/ты ми буди крепость и победа, и щит,/и стена нератуема, бесом отгнание,/и помыслом погашение, и ума моего сохранение. Слава: Крест живоносный,/ты будь мне крепостью и победой,/и щитом, и стеной неприступной;/бесов изгнанием, и помыслов угашением,/и ума моего сохранением. И ныне: Распятие поносное, Дево Владычице, Твой Сын претерпел есть, и смерть неподобную./Но вознесся, низверже противныя вражия силы, яко безсмертен. И ныне: Распятие позорное, Дева Владычица,/Твой Сын претерпел, и смерть бесчестную./Но вознесся и низверг противящиеся вражьи силы,/как бессмертный. Господи, помилуй, трижды. Господи, помилуй, трижды. Седален, глас 8. Подобен: Повеленное тайно: Проображаше тайне древле Иисус Навин Креста образ,/егда руце простре крестовидне, Спасе мой,/и ста солнце, дондеже враги низложи, противостоящия Ти, Богу;/ныне же зайде, на Кресте Тя зря,/и, державу смертную разрушив,/весь мир совоздвигл еси. В древние времена Иисус Навин/таинственно прообразовал Креста образ,/когда простер он руки крестовидно,/и остановилось солнце,/доколе он не истребил врагов,/сопротивлявшихся Тебе, Богу./Ныне же оно померкло,/видя на Кресте, Тебя Спаситель мой,/разрушающего власть смерти/и ад разоряющего.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-svy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010