427 Там же. 9. Л. 31 об. Письмо от 29 нояб. 1908 г. выпускника КДА, свящ. Покровской церкви в г. Курске Димитрия Михайловича Болховитинова. 429 Там же. Л. 28. Письмо от 23 сент. 1908 г. священника Троицкой церкви слободы Богомоловой Богучарского уезда Воронежской губ. Михаила Косырева. 430 [Глубоковский H. H.] Об «учении чтению по-русски» в духовно-учебных заведениях//ЦВ. 1893. 4, 28 янв. С. 55. 431 Там же. Об одном из педагогов Воронежской семинарии Глубоковский оставил очерк: «Памяти А. С. Плонского» (ЦВ. 1897. 7. Стб. 228–229). 434 По воспоминаниям Глубоковского, он «чувствовал себя неспокойно и возбужденно», но объяснился с оппонентами ( Н. И. Субботиным и Д. Ф. Голубинским – неофициальным) «вполне мирно и гладко» и лишь с А. П. Лебедевым у него вышло «маленькое столкновение» (Глубоковский Н. Н. Из автобиографических записок... С. 94). Сообщение о магистерском диспуте Глубоковского было опубликовано в «Московских ведомостях» (1891 г. 124, 7 мая) и перепечатано в «Воронежских ЕВ» (1891. 10, 15 мая. С. 375–376), «Прибавлениях к Церковным ведомостям» (1891. 22, 1 нояб. С. 710–711), «Вологодских ЕВ» (1891. 11, 1 июня. С. 157–165 в статье С. Левитского), в «Московских церковных ведомостях». «Мы уверены, что рано или поздно он [Глубоковский] станет непременно на ученую, а не на учебную дорогу, и займет кафедру в одном из высших учебных заведений, как того вполне заслуживает» (Магистерский диспут Н. Н. Глубоковского //Моск. ЦВед. 1891. 20, 12 мая. С. 305). 435 Глубоковский Н. Н. Историческое положение и значение личности Феодорита, епископа Киррского: Речь и библиографический указатель новейшей литературы о блаженном Феодорите. СПб., 1911. С. 3. Впервые речь была напечатана в 1891 г., в 1911 г. Глубоковский переиздал ее вместе с дополнением новейшей библиографии о блаж. Феодорите и указанием отзывов на свой труд в русской и иностранной печати. 449 Там же. С. 104. «Все, что есть лучшего в научном развитии Московской академии, – ведет начало от Горского. Нам нельзя относиться к памяти Горского как ко всякому другому писателю», – говорил Лебедев (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Утвердить представленные проекты тропаря, кондака и молитвы Святому. Память праведного Петра Калнышевского совершать 31 октября/13 ноября (старый/новый стиль), в день его преставления. Преподнести благодарность Всемилостивому Богу, дивному во святых Своих, что представил нам нового молитвенника за Святую Церковь и наш народ. ЖУРНАЛ 89 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Северодонецкого и Старобельского Никодима о внесении имени праведного Димитрия Горского в месяцеслов Украинской Православной Церкви с установлением памяти в день его преставления 15/28 декабря (старый/новый стиль). Справка: 19 июня 2014 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви (журнал праведный Димитрий Горский причислен к лику местночтимых святых Северодонецкого епархии с установлением памяти в день его прославления. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить внесение имени праведного Димитрия Горского в месяцеслов Украинской Православной Церкви с установлением памяти в день его преставления 15/28 декабря (старый/новый стиль). Календарной комиссии внести соответствующие изменения в Церковный календарь Украинской Православной Церкви. ЖУРНАЛ 90 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Северодонецкого и Старобельского Никодима о внесении имени блаженной Параскевы, Христа ради юродивой в месяцеслов Украинской Православной Церкви под именем блаженная инокиня Параскева Старобельская с установлением памяти в день ее преставления и обретения мощей 17/30 октября (старый/новый стиль). Справка: 19 июня 2014 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви (Журнал 19) блаженная Параскева, Христа ради юродивая причислена к лику местночтимых святых Северодонецкого епархии с установлением памяти в день ее прославления. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить внесение имени блаженной инокини Параскевы Старобельской в месяцеслов Украинской Православной Церкви с установлением памяти в день ее преставления и обретения мощей 17/30 октября (старый/новый стиль). Календарной комиссии внести соответствующие изменения в Церковный календарь Украинской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/3890173.ht...

г) Митрополита Литовского Иосифа в 165 рублей – за лучшие кандидатские сочинения воспитанников Академии. – —29— Выдана Советом кандидату Академии выпуска 1910 года 3236 Владимиру Троицкому за сочинение на тему: «История догмата о Церкви». д) Протоиерея А. И. Невоструева в 158 рублей, – имеющая то же назначение. – Присуждена кандидату Александру Горскому за сочинение на тему: «Мистическое движение в русском обществе и русской литературе в царствование Александра I-ro». е) Протоиерея А. М. Иванцова-Платонова в 80 рублей – за лучшие кандидатские сочинения по церковной истории. – Назначена кандидату священнику Василию Соколову за сочинение на тему: « Леонтий Византийский . (Его жизнь и литературные труды)». ж) Архиепископа Димитрия (Самбикина) в 76 рублей – за лучшие кандидатские сочинения, посвященные преимущественно описанию жизни и деятельности в Бозе почивших иерархов отечественной церкви. – Выдана кандидату Виктору Преображенскому за сочинение на тему: «Московские митрополиты времени Грозного после митрополита Макария». з-и) Профессора И. Н. Корсунского две премии, по 55 рублей каждая, – за лучшие кандидатские сочинения по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета, греческому языку и его словесности, русской церковной истории или русской библиографии. – Присуждены кандидатам: священнику Георгию Добронравову, за сочинение на тему: «Гонение Ирода Агриппы на христиан (исторический комментарий к Дeяh. XII гл.), и священнику Вениамину Платонову за сочинение на тему: «Прощение Господом жены-прелюбодейцы ( Ин.8:1–11 )». i-k) Митрополита Московского Макария две премии, по 97 рублей каждая, – за лучшие семестровые сочинения сту- —30— дентов Академии, написанные ими в течение первых трех курсов. – Выданы кандидатам Владимиру Троицкому и Александру Горскому, которыми были поданы все семестровые сочинения, назначенные Советом Академии, и из них более половины означено баллом 5 и не было ни одного, имеющего балл ниже 4. л) Протоиерея И. С. Орлова в 32 рубля – за лучшие успехи в сочинении проповедей. – Присуждена кандидату священнику Евгению Синадскому.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первая настоятельница Е. В. Горская (1794-1840) находилась в переписке со старцами Саровской пуст. прп. Серафимом , прп. Назарием (Кондратьевым) Валаамским и иером. Иларионом (Здобиным) и др. Считается, что пребывавший на покое в Сарове прп. Назарий был непосредственным руководителем иноческой жизни сестер обители. По просьбе Горской он не раз приезжал в Кадом для наставления сестер. Горская и сама навещала старца Назария в Сарове, посылала ему письма с вопросами по уставной жизни общины (некоторые из писем хранятся в архиве К. м.). За неск. недель до кончины прп. Назарий († 23 февр. 1809) благословил настоятельницу обращаться за духовным окормлением к своему ученику иером. Илариону (Здобину), впосл. духовнику Саровской пуст. (см.: Минин, Минина. 2010 С. 20-21). Так, в письме от 5 мая 1817 г. иером. Иларион писал Горской: «Радуюсь я о том, что вы в безмолвной жизни поживаете. Радуюсь, что и в добродетелях благоуспеваете, а паче потому, если живете во внимании и не оставляете Иисусову молитву. Понеже она есть глава и начало всем добродетелям. И ничтоже тако лукавому бесу вход заграждати обыче, якоже молитва и моление прилежно. Свет убо в храме от горящей свещи, свет же во уме и есть молитва. Молитвою потребляется всякое смущение вражие. От молитвы рождается страх Божий, который, по Писанию, есть начало премудрости» (цитата по: Кобяков. 1875. С. 45). Вероятно, первоначально иноческая жизнь в обители была организована по правилам, близким к уставу Саровской пустыни. Известно, что сестры после вечерни собирались в трапезной комнате и совершали Саровское молитвенное правило с земными и поясными поклонами. Читались молитвы прп. Макария Великого, Исаака Сирина, св. Стефана Фивейского, свт. Иоанна Златоуста, а также каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю. Правило заканчивалось пением тропарей Божией Матери, святителям Николаю Чудотворцу, Димитрию Ростовскому, великомученицам Екатерине и Варваре (Там же. С. 7-11). В XIX в. в К. м. служили священники П. И. Лисин, И. Л. Добротин, И. Кобяков, С. Орлов, диаконы И. Литовский и И. Константинов (обучали воспитанниц хоровому пению). В сер. XIX в. в К. м. проживало ок. 125, в 1868 г.- ок. 200 сестер, к 1900 г.- ок. 500 монахинь и послушниц, в 1914 г.- 365 насельниц. Известно, что сестры пряли, ткали, вышивали, отделывали фольгой образа, изготавливали ковры, производили особое игольное кружево «Кадомский вениз», стегали ватные одеяла.

http://pravenc.ru/text/1319784.html

В похвальном слове преп. Сергию его ученика Епифания сказано, что преп. Сергий «ничтоже не стажа себь притяжания на земли, ни имения от тленного богатства, ни сел красных». (Вел. Мин. Ч., сент. 25, СПБ. 1883, стб. 1571). – Как это, так и другия подобныя сви­детельства говорят о личной нестяжательности преп. Сергия, а не о том, будто в Сергиев монастырь при жизни основателя не было «сел» (как, по-видимому, понимает это место проф. Павлов, Ист. очерк секуляризации, стр. 69). – Епифаний говорить, что преп. Сергий не имел «храмов светлых и превысоких» (В. М. Ч., стб. 1571, сент. 25), но, по словам Пахомия Логофета, еще при жизни преп. Сергия была воз­двигнута « церковь во имя Живоначальныя Троицы отвсюду видима, яко зерцало». (Чт. М. О. И. и Др., 1878, IV, – А. В. Горского, Историч. Описание Свято-Троицевы Сергиевы Лавры, с приложениями архим. Леонида, стр. 5). Очевидно, что Епифаний ведет речь не об отсутствии собственности у общины, а об отсутствии имений у самого преп. Сергия (сравн. показание преп. Иосифа. В. Минеи Четьи, сент. 9, стб. 550). Поэтому и свидетельство отенского инока Зиновия о вотчинных владениях Троицкого монастыря при жизни его основателя не находится в противоречии с показаниями житий, что нередко пытаются доказывать. – Попытка иеромонаха Арсения подорвать значение жалованной грамоты Димитрия Донского преп. Сергию (напечатанной в А. Э. I, 7, стр. 3–4) – во-первых, в виду того, что в ней преп. Сергий называется святым, во-вторых, в виду того, что в акте не перечислены вотчины – и т. п. (см. иеромонаха Арсения „О вотчинах Троице-Сергиевого монастыря при жизни... пр. Сергия. Летоп. . Зан. Археогр. Комм., вып. VII, СПБ. 1884, стр. 169–171), не вполне обоснована – потому, что список грамоты относится лишь к концу XVI в., и потому, что в льготной грамоте монастырские вотчины могли быть не перечисленными вследствие широты льготы, которая предостав­лялась монастырю Донским князем. Вследствие этого можно считать более правдоподобным мнение Горского (см. его Описание Троице-Сергиевой Лавры, 1. с., стр. 189), что Сергиева обитель еще при жизни основателя владела небольшими вотчинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В отзыве на студенческую работу будущего епископа Виссариона (Нечаева) (Нечаев В. П. Святый Димитрий, митрополит Ростовский. М., 1849), святитель пишет: «Обзор источников Четьих-Миней – дело превосходное. Это так было нужно для Церкви, как нельзя более. Не только легкомысленные головы, но люди деловые, как, например, Владыка наш, не имев возможности в точности знать дело, выражали сильное сомнение в верности сведений, помещенных в Четьях-Минеях святителя Димитрия. Теперь они могут увидеть, что сомнения их были напрасны, или что, по крайней мере, святитель, со своей стороны, сделал слишком много для первого опыта, чтобы не имели права не доверять ему» (Листовский И. С. Указ. соч. С. 254). Во времена Преосвященного Филарета Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского не были переведены на русский язык. Такой перевод под названием «Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского » был осуществлен уже в начале ХХ века. В наше время это четырнадцатитомное собрание было переиздано в 1991–1994 годах и по справедливости получило широкое распространение Необходимо помнить, впрочем, что «это издание – не перевод Димитриевых Четьих-Миней, а переработка, значительно отличающаяся от славянского текста» (Круминг А. А. Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского : очерк истории издания//Филевские чтения. Вып. IX. М., 1994. С. 41.), произведенная под руководством архиепископа Парфения (Тульского) в 1902–1916 годах). Творения же святителя Филарета составлялись именно на русском языке и были продиктованы неудовлетворенностью имеющимися на тот момент опытами житий святых, прежде всего на русском языке, в большей степени «Житиями святых» А. Н. Муравьева. «Недавние жития не делают лишним желание представить другие, новые жития», – признавался Владыка в письме своему другу А. Горскому (Письма архиепископа Филарета Черниговского к А. В. Горскому. М., 1885. С. 148). То, насколько серьезно Преосвященный Владыка подходил к этой задаче, показывают слова, адресованные его духовному наставнику святителю Филарету Московскому , в которых святитель Филарет так выражает свой взгляд на проблемы агиографии: «О житиях святых было и теперь есть следующее убеждение мое. Должно:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Однажды Димитрий со своей теткой посетили Саровскую пустынь и были у старца Серафима. Благословив их и посмотрев на Димитрия, старец сказал: «Сей отрок будет великим светильником Церкви и прославится по всей Руси, как ученый муж» Эти предсказанит и некоторые другие случаи, имевшие место в жизни будущего архиепископа Филарета, были восприняты им и его родителями, как доказательство особого хранения его Промыслом. Отец мечтал, что Димитрий займет его место, и настаивал на женитьбе. По окончании первого года в богословском отделении Димитрий стал сватать невесту, исполняя желание и волю отца. Но во время последних каникул Димитрий поведал брату Никите о видении, бывшем ему однажды во время сна в саду: «Вижу я во сне пришедшего ко мне святителя, подобного Василию Великому , и он торжественно говорит мне: план твой и отца твоего разрушится, а исполнится над тобой то, что сказано тебе вперед архиереем Ионою. Возьми мои сочинения в Тамбовской семинарской библиотеке, в них увидишь мой образ и читай оные на латинском и греческом языках. Сверх того ходи каждый день к утрени в архидиаконскую церковь и становись перед образом святителя и чудотворца Димитрия Ростовского » С того времени Димитрий совершенно изменил образ жизни, оставил мысль о женитьбе. В 1826 году он поступил в Московскую Духовную Академию, и вскоре был пострижен в монашество, рукоположен во иеродиакона, после и в иеромонаха. Митрополит Московский Филарет, внимательно следивший за его учением, при пострижении дал ему свое имя – случай в истории академии исключительный. Чувствовалось, что митрополит желал подготовить себе достойного преемника, такую строгость и заботу проявлял он по отношению к юному иноку Еще будучи студентом Академии, Филарет был определен библиотекарем Академии, а по окончании академии оставлен при ней. В 1831 году он занял кафедру церковной истории и был назначен цензором. С 1832 года он переведен на кафедру Священного Писания . Филарет Гумилевский явился первым из преподавателей церковной истории в Московской Духовной Академии, кто сделал этот предмет интересным и увлекательным для студентов. Он сам стал работать над лекциями, вызывал живое отношение к предмету в своих слушателях. Он вдохновил одного из них, впоследствии своего друга и знаменитого преемника, Александра Горского, приучил его к кропотливой работе историка

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

—132— стоятельством, что ему не давали передохнуть при прохождении образования, Димитрий Феодорович отчасти был склонен объяснить то, что ему не удалось узнать немецкого языка. Он знал только французский. Вероятно занятия немецким откладывались за недосугом в том предположении, что учитель немецкого языка был всегда на лицо: Феодор Александрович преподавал немецкий язык и прекрасно владел им. Юный Голубинский в семинарии уже вёл дневник, который потом продолжал всю жизнь. Интересно, что при тогдашних порядках даже Димитрий Голубинский оказывался заслуживавшим наказания. Так профессор Ключарев, впоследствии архиепископ харьковский Амвросий, два раза ставил его столбом в классе. Разумеется, оба раза по недоразумению. В 1843 г., когда Димитрий Феодорович перешёл в богословский класс, 26 сентября митрополитом Филаретом он был посвящён в стихарь, т. е. в степень церковного чтеца и он дорожил этой степенью и говорил, что не считает себя вправе искать степеней высших. Поднимался вопрос о принятии им монашества, ещё серьёзнее и упорнее поднимался вопрос о принятии им священства, но он оставался мирянином или – вернее – монахом в миру. Очень может быть, что мысль о священстве занимала его. Молиться за других и себя пред престолом, совершать бескровную жертву за близких и знаемых, это казалось высоким счастьем для его отца, для Александра Васильевича Горского, так это должно представляться и всякому благочестивому человеку. Димитрий Феодорович, рассказывая о том, как его склоняли к священству, говорил: „ведь, пред принятием сана я должен исповедаться во всех грехах моей жизни, а вдруг священник бы нашёл у меня такой грех , который делает невозможным моё посвящение“. И он остался в стихаре, стихарь он обыкновенно надевал 30 сентября и читал в академическом храме паремьи накануне храмового праздника и дня акта Академии и в стихаре он завещал похоронить его, что и исполнено. В 1849 г. Димитрий Феодорович лишился двух своих дядей, из которых один и жил в доме его родителя. В 1850 г. он поступил в Академию. Академические годы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Но нет ли ее у них? Павел Алеппский в описании путешествия патриарха Макария говорит, что Греки «везде, где бы они ни были, соблюдают Дмитровский пост, начиная с первого октября, и воздерживаются совершенно от скоромной пищи до дня празднества святаго», см. в Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс., 1886, кн. IV, с. 18). Пост, если он действительно есть, не кончается ли нарочитым поминовением родителей в Дмитриевскую субботу, вместо обыкновенного поминовения каждой субботы?). Можно и очень вероятно было бы приписывать ее установление святым Константину и Мефодию, первоучителям Славянским, которые, быв урожденцами Солуни, могли обратить местный солунский обычай поминать родителей перед городовым, так сказать, праздником солуни, каков праздник ее патрона великомученика Димитрия, в общий обычай Славянских народов, у которых они проповедовали. Но, как кажется, Димитриевской субботы у других славян нет. Замечательно, что в старейших лаврских обиходниках столовых, второй половины XV– первой половины XVI века, нет Дмитриевской субботы (см. у архим. Леонида в прибавлениях к Описанию лавры А. В. Горского обиходников I и в Дополн. к «Акт. Истор.», т. I, 135, с. 216). Этим как будто дается знать, что в лавре совершение поминовения в Димитриевскую субботу ввелось не скоро. Вообще, вопрос о Дмитриевской субботе пока остается нерешенным и, как говорят, открытым вопросом. Желающие могут читать еще о Димитриевской субботе у И. М. Снегирева в сочинении «Русские простонародные праздники» (т. IV, с. 106) и у преосв. Димитрия (Самбикина) в Месяцеслове Русских святых (1-е изд., вып. I, с. 125 fin.). А. Н. Муравьев спрашивал о Димитриевской субботе митрополита Филарета, и Филарет в ответ на вопрос писал Муравьеву: «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего Русского; может быть, поминовение преподобным Сергием падших на Мамаевой битве было началом общего поминовения...» (см. Письма митрополита Московского Филарета к А. Н. М... Киев, 1869, 121, с. 168). Мы сказали, что у других славян как будто нет Димитриевской субботы, но поминовение умерших пред Дмитриевым днем есть и у Болгар (см.

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

Никольский 1909 Никольский А. И., “Несколько слов о житии и сочинениях святаго Димитрия Ростовского ”, Известия Отделения русского языка и словесности имп. Академии наук, 1, 1909, 160–171. Попов 1910 Попов М. С., Святитель Димитрий Ростовский и его труды, С.-Петербург, 1910. Протасьева 1970, 1–2 Протасьева Т. Н., Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А. В. Горского и К. Н. Невоструева), 1–2, Москва, 1970. Раздорский 2005 Раздорский А. И., “Гедеон”, in: Православная энциклопедия, 10, Москва, 2005, 515–516. Строев 1845 Строев П. М., Библиотека Императорского общества истории и древностей российских, Москва, 1845. Тарасов 2013 Тарасов А. Е., “О времени и обстоятельствах создания «Летописца о ростовских архиереях»”, in: История и культура Ростовской земли. 2012, Ростов, 2013, 200–210. Татищев 1962 Татищев В. Н., Собрание сочинений, 1, Москва-Ленинград, 1962. ––– 1979 Татищев В. Н., “Разговор о пользе наук и училищ”, in: Idem, Избранные произведения, Ленинграл, 1979, 51–132. Татищев 1900 Татищев С. С., Род Татищевых. 1400–1900, С.-Петербург, 1900. Титов 1892 Титов А. А. , Описание рукописей библиотеки Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря, Москва, 1892. Титов 1901 Титов А. А. , Описание славяно-русских рукописей, находящихся в собрании А. А. Титова , 4, Москва, 1901. Федотова 2005 Федотова М. А., Эпистолярное наследие Димитрия Ростовского , Москва, 2005. ––– 2008 Федотова М. А., “Житие, почитание и прижизненные чудеса святого Димитрия Ростовского ”, in: Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. Исследования и материалы, Ростов Великий, 2008, 273–310. ––– 2009 Федотова М. А., “Житие святого Димитрия Ростовского (к вопросу об истории текста)”, in: Труды Отдела древнерусской литературы, 60, С.-Петербург, 2009, 150–182. ––– 2013 Федотова М. А., “Книги «Чуда пресвятой и преблагословенной Девы Марии» и «Руно орошенное» – сочинения святителя Димитрия, митрополита ростовского и ярославского”, in: Димитрий Ростовский . Чуда пресвятой и преблагословенной Девы Марии, Чернигов, 2013, 9–21.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010