В нач. XX в. в Зачатьевском соборе обители, где почивали мощи Д., хранились местночтимая Ватопедская икона Божией Матери - келейная икона святителя, привезенная им в Ростов, и Боголюбский образ Божией Матери, с к-рым жители Ростова встречали архиерея. В ризнице Спасо-Иаковлевского мон-ря находились митра, в к-рой были обретены мощи Д., и покров с его лица, серебряный ковчежец с перстом святителя, саккос, епитрахиль и посох архиерея, белое бумажное полотенце, присланное Д. из Иерусалима. Кроме того, в ризнице хранились связанные с ним документы: собственноручное письмо мон. Феологу, список проповеди, сказанной в Москве, экземпляр печатной «Книги житий...» с правкой Д., рукописная служба свт. Гурию Казанскому с поправками Д., диплом-конклюзия, выданный святителю московской Славяно-греко-латинской академией, неск. грамот и документов с его подписями и упоминаниями, подлинные акты о чудесах его. Рака с мощами свт. Димитрия. Фотография С.М. Прокудина-Горского. 1911 г. (Б-ка Конгресса США) Рака с мощами свт. Димитрия. Фотография С.М. Прокудина-Горского. 1911 г. (Б-ка Конгресса США) В кон. 70-х гг. XVIII в. настоятель Яковлевского мон-ря архим. Амфилохий направил в Синод просьбу о разрешении сооружения над юж. вратами обители храма во имя святителя, в 1777 г. Синод не разрешил строительство. Дозволение устроить в Яковлевском мон-ре каменную ц. во имя Д. последовало в 1794 г. Строительство осуществлялось на средства гр. Н. П. Шереметева, пожертвовавшего обители 90 тыс. р. 28 окт. 1801 г. величественный Димитриевский храм был освящен. Шереметев, владевший землями в Ростовском у. и горячо почитавший Д., выступил ктитором неск. посвященных святителю храмов в округе Ростова. В 1790 г. он ходатайствовал перед Ростовским архиепископом и С.-Петербургским митрополитом о строительстве по желанию крестьян в его вотчине (в дер. Вёске) Никольского храма с приделом во имя Д. В 1806-1807 гг. гр. Шереметев на свои средства возобновил одну из первых посвященных Д. в Ростовском у. церквей - в бывш. владении Ростовских митрополитов с. Песошни (основана в 1773, упразднена в кон. XVIII в.); расходы по содержанию храма несли неск. поколений рода Шереметевых до нач. XX в. ( Виденеева А. Е. Н. П. Шереметев и Димитриевский храм с. Песошни Ростовского у.//СРМ. 2002. Вып. 12. С. 170-182).

http://pravenc.ru/text/178011.html

П. Нечаева о св. Димитрии Ростовском (стр. 107 и 108, примечание), помеченное цензурным одобрением 15 апреля 1849 года, за подписью цензора, Вифанской семинарии ректора, архимандрита Евгения (Сахарова Платонова). Под упоминаемым в «Оглавлении» Стефаном разумеется известный местоблюститель патриаршего престола, митрополит Рязанский Стефан Яворский († 1722 г). 24 Разумеется Киевского митрополита Евгения «Словарь исторический писателей Российских духовного чина», в двух частях (Спб. 1818. Изд. 2-е, Спб. 1827), где действительно, в одной и той же 1-й части, «Алфавит» приписывается то св. Димитрию Ростовскому (стр. 125 и 126), a то Исайи Копинскому (стр. 212). 25 Этою переменою взгляда на Алфавит объясняется то, что сказано о нем в печатном сочинении В. П. Нечаева о св. Димитрии Ростовском , на стр. 103 и 104, причем Алфавит прямо называется только числящимся между сочинениями св. Димитрия, а на самом деле принадлежащим Исайи Копинскому, в виду свидетельства о сем самого св. Димитрия Рост. (стр. 104). 26 Разумеется статья, под заглавием: «Древности, найденные в г. Одоеве», помещённая в Москвитянине за 1849 г. 5, стр. 50, отд. V «внутренних известий». Статейка маленькая. В ней дело идет о надписи на одном из надгробных камней кладбища упраздненного Анастасова монастыря в г. Одоеве, гласящий об историческом лице XVII века, Н.Л. Колупаеве, не целовавшем крест с изменниками. 27 Амфитеатрову, профессору словесности и секретарю Правления и Конференции академии († 1888 г). 32 См. Москвитянин за 1849 год IV, 27–40; XIII, М.П. Погодин чрез А.В. Горского получил копию с автобиографии митроп. Платона, о чем свидетельствует одно из неизданных писем Погодина к А.В. Горскому, где он пишет ему: «На коленях молюся о копии Платоновой автобиографии». Письмо хранится в архиве А.В. Горского, в библиотеке Московской дух. академии. В 1887 году эта автобиография, в Москвитянине доведенная лишь до 1799 года, полностью напечатана в Душеполезном Чтении с предисловием и примечаниями прот. C. К. Смирнова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

8. Экстраординарного профессора по классу еврейского языка и библейской археологии Павла Горского, основательно знакомого со священным языком и весьма усердного в распространении знания его между студентами и владеющего даром ясно излагать как законы восточного языка, так и быта древнего Израиля. 9. Экстраординарного профессора по классу новой церковной истории Димитрия Касицына, весьма усердного в изучении своего предмета, для чего предпринимал он неоднократно на собственные средства путешествия за границу 872 . 10. Доцента по классу русской гражданской истории Василия Ключевского, своим отличным знакомством с предметом и идеями, выработанными на почве университетского преподавания этой науки, необыкновенно привлекающего усердие студентов к изучению отечественной истории. 11. Сверхштатного профессора естественно-научной апологетики Димитрия Голубинского, неутомимого ревностью в преподавании своей науки, которой содержание и направление сам должен был определить тщательным изъяснением законов и их действий под управлением Промышления Божественного, охранением библейского учения о Творце мира от материалистических воззрений. Сверх того, долгом поставляю обратить внимание вашего высокопреосвященства на двух наставников, служащих при Академии по приглашению, бывших профессоров Академии. 12. Егора Амфитеатрова и 13. протоиерея Филарета Сергиевского. Первый, за выслугою 35 лет при Академии, должен был оставить службу при Академии, но, сохраняя крепость духовных сил, он своими познаниями и доселе продолжает приносить пользу своим слушателям, владея их вниманием и приучая их к здравой критике относительно и современной светской литературы. Последний, с предстоящими экзаменами оканчивая свою службу при Академии, своим неутомимым трудолюбием и старательностью в исполнении возложенных на него поручений заслуживает того, чтобы Академия благодарно ходатайствовала о награждении его продолжительного служения при ней 873 . Сообщил П. Каптерев. 4 мая 1875 г. 869 Эти «Рекомендации» списал с черновика, оставшегося после кончины А. В-ча, С. К. Смирнов, в бумагах которого они и сохранились. – Макарий, архиепископ Литовский и Виленский, скончался в сане митрополита Московского. Известен как историк русской Церкви и догматист. Ревизовал Москов. Академию по назначению Синода весной 1875 года. См. некоторые интересные подробности о ревизии в статье И. Недумова « В. О. Ключевский и его воспитатели» в еженедел. газете «Наше Слово» (1912 г., 5) и у Лебедева, А. П., в его брошюре «Слепые вожди». М. 1907 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Серапион Псковский, спостник и ученик преп. Евфросина Псковского, скончавшийся 8-го Сентября 1480-го года (История княжества Псковского, III, 78). Серапион, митрополит Сарский и Подонский, скончавшийся на покое в Макариевом Колязинском монастыре 2-го Мая 1653 года (Преосв. Димитрия Месяцеслов, 2 Мая, 1-го изд. вып. III, стр. 213; Строева Списки иерархов). Серафим Саровский, подвижник Саровской пустыни, скончавшийся 2-го Января 1833-го года (Преосв. Димитрия Месяцеслов, 2 Января, 1-го изд. вып. II, стр. 109, а также Е. Поселянина Русские подвижники XIX века). Сергий Шухтовский, подвизавшийся у приходской Шухтовской церкви, которая находится в Череповецком уезде Новгородской губернии, скончавшийся 19-го Мая 1609-го года (Ист. Uep. VI, 668–69 ). Симеон схимонах, основатель Белобережской Николаевской пустыни, которая находится в Брянском уезде Орловской губернии (в 1764-м году была закрываема, – Ист. Uep. III, 468 , потом восстановлена), скончавшийся в 1741-м году (Преосв. Димитрия Месяцеслов, 2-го изд. вып. III, Ноябрь, стр. 73). Симеон, первый епископ Тверской, скончавшийся 3-го Февраля 1289-го года (ФиларетаРусские святые, 3 Февраля). Симон Тодорский, архиепископ Псковский, скончавшийся 22-го Февраля 1754-го года и погребенный в кафедральном Троицком соборе. В письме преосв. Филарета Черниговского к А. В. Горскому от 22-го Июня 1844-го года, бывшего в последнем году епископом Рижским, викарием Псковским, между прочим читается· «Вот одна из самых приятных новостей, хотя и не совсем новых: Симон, архиеп. Псковский, открывается миру по святости жизни и славе пред Господом; в прошедшем году последовало несколько исцелений на его гробе и он являлся, приглашая совершать панихиды на его гробе; усердные исполняют волю его», см. Письма Филарета, архиепископа Черниговского, к А. В. Горскому, М. 1885, 57, стр. 158. К сожалению, не имеем дальнейших сведений, продолжаются ли исцеления при гробе Симона и пение при нем панихид по усопшем. Соломония, в монашестве София, великая княгиня, разведенная супруга вел. кн. Василия Ивановича, скончавшаяся в Суздальском Покровском монастыре 16-го Декабря 1542-го года(Гр. Толстой в Книге глаголемой, 388).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Б. Н. Флоря, А. А. Турилов Иконография Д. И. сложилась в 1606 г. сразу после перенесения его мощей из Углича в Москву. Хотя с течением времени она изменялась, основные черты оставались постоянными. Д. И. изображался «млад, в венце царском, в багрянице, руки молебны», как указано в иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 99; ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 161). На формирование иконографии святого значительное влияние оказали изображения его сродников - св. князей из династии Рюриковичей. Обстоятельства канонизации и царское происхождение Д. И. (это единственный прославленный Церковью святой, принадлежавший к московскому царскому дому XVI-XVII вв.) предопределили специфическую черту его изображений - царский венец, уподоблявший св. царевича имп. Константину Великому и равноап. кн. Владимиру. В большинстве ранних произведений Д. И. представлен не отроком, а юношей (так изображались и др. скончавшиеся в детстве царевичи, ср. надгробные иконы царевичей Иоанна и Василия Михайловичей 2-й четв. XVII в., ГММК). Св. царевич Димитрий. Шитый покров. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Углич, 1910 г. (Б-ка Конгресса США) Св. царевич Димитрий. Шитый покров. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Углич, 1910 г. (Б-ка Конгресса США) По-видимому, самой ранней иконой Д. И. является большой образ в серебряном окладе (153 ´ 76 см), стоявший у раки святого в Архангельском соборе Московского Кремля (ГММК). Здесь святой представлен в рост, в повороте влево, в молении к благословляющей деснице Спасителя; на его голове - царский «городчатый» венец (повторен в окладе). Хотя Д. И. никогда не был правящим государем, венец подчеркивал, что именно он, а не пользовавшиеся его именем самозванцы являлся истинным сыном Иоанна IV Грозного. Д. И. одет в богато украшенную царскую далматику с жемчужным ожерельем (выделение ожерелья, присутствующего и на окладе, очевидно, связано с упом. его в Житии) и в шубу, в к-рых в это время часто изображались св. князья. Поза и атрибуты св. царевича свидетельствуют о том, что икона продолжает галерею надгробных портретов рус. князей, появившихся во время росписи Архангельского собора Кремля в 60-х гг. XVI в., и возникла под их прямым воздействием. Выбор этой иконографии, очевидно, продиктован тем, что это надгробный образ «нового чудотворца», а также желанием подчеркнуть принадлежность Д. И. к московской династии и создать образ святого, молящегося за Русскую землю,- «изрядного врача Русскому царствию» (тропарь святого), избавителя гос-ва от Смуты.

http://pravenc.ru/text/178207.html

7) О назначении сочинений сообщить наставникам академии и объявить студентам. —372— Б) О назначении стипендий, оставшихся свободными, своекоштным студентам. Справка: В настоящее время свободны следующие стипендии: одна – казенная, освободившаяся после студента В. Самойлова, перешедшего в Казанскую академию, семь – Троице-Сергиевой Лавры, одна – покойного ректора академии прот. А.В. Горского, три – П.А. Мухановой, и одна – прот. А.М. Иванцова-Платонова, – по 220 р. каждая, две – А.И. Хлудова по 238 р. каждая, одна – академическая в 210 руб.; одна – Архиепископа Алексия в 204 р.; одна – Епископа Христофора в 190 р.; одна – прот. И. В. Рождественского в 176 р.; одна – Московского духовенства и кафедры в память 25-летия царствования Государя Императора Александра II в 174 р.; одна – Епископа Никодима в 174 р. и одна – Московской кафедры в 110 р. Определили: Принимая в руководство ведомости об успехах и поведении студентов, на казенную стипендию назначить студента III курса Модеста Вишерского, пользовавшегося стипендией Г.И. Хлудова в 86 р., а на стипендию Г.И. Хлудова – студента I курса Константина Орлова; на семь стипендий Троице-Сергиевой Лавры – студентов IV курса: Димитрия Цитовича, пользовавшегося стипендией Московской кафедры в 110 р., а на его место – студента того же курса Михаила Добротворского; Михаила Киятского, пользовавшегося стипендией М.А. Хлудова в 144 р., а на его место – студента того же курса Александра Кузнецова; Дмитрия Волковского, Сергея Молчанова и Константина Алмазова, пользовавшегося стипендией Московской кафедры в 110 р., а на его место – студента того же курса Александра Горшкова, и студентов III курса Сергея Цветкова и Николая Преображенского, пользовавшегося стипендией Ю. Ф. Самарина в 195 р., а на его место – студента того же курса Александра Смирнова , пользовавшегося стипендией Г.И. Хлудова в 86 р., на стипендию же Г.И. Хлудова – сту- —373— дента того же курса Ефрема Долганова; на стипендию прот. А.В. Горского назначить студента III курса Бориса Забавила, на три стипендии П.А.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

19-го сент. 1853 г. Рязанский кафедральный протоиерей Николай Ильдомский писал А В-чу, что он списал для него «Керженские ответы», но считает необходимым лично прочитать и исправить их, чтобы не было ошибок против подлинника 566 . Эти ученики Горского были скромными учеными, хотя с известной научной подготовкой и опытностью. Кроме них, с А. В-м состояли в переписке люди науки, как-то: Μ. П. Погодин, князь Оболенский, И. И. Срезневский , Ос. Бодянский и другие. Они спешили поделиться с Горским результатами своих работ и научных изысканий. Дальше мы будем подробно говорить об этом; здесь же приведем несколько отрывков из писем. «Посылаю вам, любезный А. В-ч, слово Илариона – первое, найденное мною под его именем в прошлом году. Я хотел поместить его у себя, но вы уже начали – предоставляю его Вам», писал Μ. П. Погодин 567 . В другой записке он сообщал, что привез из путешествия много драгоценного – прение Максима Грека с митр. Даниилом об исправлении книг, список с судной грамоты, «Устав Феодосия Печерского », «Жития Иосифа Волоколамского», «Серапиона Новгородского» 568 . 31-го мая 1844 г. князь Оболенский 569 , прочитавши «с удовольствием» статью А. В-ча о митр. Петре, писал, что в одной летописи из разряда псковских есть отрывок поучения Петра митрополита «ко князю Великому Димитрию и к братьи его, и к епископу, и к болярам, и к старым, и к молодым, и ко всем христианам». Этот же исследователь 7-го февраля 1851 г., «зная просвещенную любовь А. В-ча к отечественной истории, разработке которой вы посвятили столько прекрасных трудов», препровождал ему по экземпляру недавно им изданного ярлыка Тохтамыша-хана к Ягайлу и Соборной грамоты Православной Восточной Церкви, благословляющей Uoahha IV в сан царя, и просил принять их, «как выражение моего искреннего уважения к вашим занятиям по предмету русской церковной истории». Измаил Иванович Срезневский , который был очень дружен с А. В-м, часто и подробно сообщал ему о своих занятиях и присылал интересовавшие Горского сведения. 27-го авг. 1858 г. он прислал ему копию с части того глаголического листка, который подарен Берковичем Академии Наук; 25-го окт. того же года сообщил начало древней грамоты 972 г. с пояснениями. В письме без даты Изм. Ив. извещал А. В-ча, как проводил время в монастырях Саввином и Воскресенском, и добавлял, что в Петербургской Публичной библиотеке, работая над глаголической азбукой, нашел отрывок пергаментного листка с кирилловскими словами, перемешанными с глаголическими буквами, прилагает копию этого листка и заканчивает письмо такими словами: «С помощью вашей моя сводная глаголическая азбука выросла значительно и все продолжает расти».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Письма А. В. Горскому//ПрТСО. 1883. Ч. 31. Кн. 1. С. 245-246). Постепенно ревизии теряли смысл, процесс формализовался. Отчеты 50-х гг. XIX в. уже не содержали ценной информации, оригинальных наблюдений или советов и чаще ограничивались краткой формальной запиской и ходатайством о наградах. Конференция МДА за период своей деятельности до 1869 г. присудила лишь 3 докторские степени, но каждое из присуждений являлось особым случаем. Устав 1814 г. настаивал на том, что присуждать ученую степень д-ра богословия Конференция может, лишь когда в ее составе есть как минимум 3 доктора богословия, в иной ситуации она может лишь ходатайствовать о присуждении степени д-ра богословия перед КДУ или Синодом (с 1839). Именно т. о. были присуждены по ходатайствам Конференции МДА докторские степени: в 1837 г.- профессору богословия Московского ун-та прот. Петру Терновскому (РГБ ОР. Ф. 172. Карт. 6. Ед. хр. 8), в 1864 г.- иерею Владимиру Гетте (Там же. Карт. 17. Ед. хр. 22), в 1865 г.- ректору Горскому (Там же. Карт. 18. Ед. хр. 14). Деятельность по уставу 1869 г. Еще в кон. 1857 - нач. 1858 г. мнение о желательных изменениях в духовном образовании было высказано столичными митрополитами. Постановлением Синода от 25 февр.- 8 марта 1860 г. учрежден особый Комитет под председательством члена Синода архиеп. Херсонского Димитрия (Муретова) для рассмотрения отзывов епархиальных архиереев и ректоров духовно-учебных заведений. Хотя на начальном этапе присутствие представителей академий в Комитете было ограничено лишь столичными учеными, в письме от 17 мая обер-прокурор Синода А. П. Толстой предложил свт. Филарету прислать в Комитет и представителя МДА. Им был избран Горский. Сам протоиерей считал действующие академии вполне жизнеспособными и не был сторонником радикальных изменений, дробления академии на фак-ты, сокращения основного обучения до 3 лет, особого положения выпускного курса. Однако, сознавая всю ответственность, о своей деятельности в Комитете Горский советовался с митр. Иннокентием (Вениаминовым), находившимся в С.-Петербурге.

http://pravenc.ru/text/2564190.html

106 См. у преосв. Сергия во II т. Полного Месяцеслова Востока 14-е Апреля, и у преосв. Макария в Истории т. IV, стр. 260, прим. 371. 107 Мы сказали, что мученики погребены были в Вильне у церкви св. Николая и что некая часть от их мощей положена была в построенной на месте их страдания церкви Св. Троицы. Неизвестно, когда потом все мощи перенесены были в Троицкий монастырь, а около 1615-го года, когда угрожала опасность, что Троицкий монастырь будет захвачен униатами, что и случилось, мощи перенесены были в Виленский Свято-Духовский монастырь, в котором и остаются до настоящего времени. В 1826-м году, по указу св. Синода, мощи, бывшие перед тем закрытыми (?), были освидетельствованы и торжественным образом открыты, – преосв. Филарета Русские святые, 14 Апреля, преосв. Димитрия Месяцеслов, то же число, и преосв. Арсения Летопись церковных событий, 1826 год (преосв. Филарет пишет в одном письме к А. В. Горскому: «Мне случилось видеть мощи св. мучеников; доселе нога – свидетель, как ломана нога», см. его письма к Горскому, напечатанные в Москве, в 1885-м году, 88, стр. 223. -Странно, что Кульчинскому оставалось неизвестным о перенесении мощей из одного монастыря в другой и об их нахождении во втором монастыре, см. его Specimen Ecclesiae Rumhenicae no 3-му изданию, сделанному Мартыновым, р. 15, XIV Aprilis). Подлинные слова Кульчинского суть: Согрога sanctorum martyrum hactenus reperiri non posse, quamvis credantur delitescere, sub terra in horto nostri monasterii Vilnensis SS. Triadis. 109 Собр. лem. VI, 184 fin. (рассказ о самом чуде – ibid., стр. 320 fin.). – Мощи преп. Варлаама никогда не были открываемы и до сих пор остаются под спудом. В 1471-м году вел. кн. Иван Васильевич, быв в Новгороде, хотел было открыть их, но был воспрепятствовать в том чудесным образом (исшедшим из гроба чудотворцу великим дымом), см. 3-ю Новгор. летопись в Собр. лem., III, 240 fin. sqq. 110 Епифаний, написавший житие преп. Сергия до открытия его мощей или до 1422-го года, в похвальном слове ему не один раз даст знать, что в монастыре было ему празднуемо. В рукописи, написанной в 1425-м году, он называется святым старцем, и писец рукописи заканчивает свое послесловие к ней молитвенным к нему обращением, – Лаврск. ркп. 185, л. 365  οб. – О тропаре и кондаке преп. Сергию, написанных до Пахомия Сербина, который между 1449–1459 годами составил полную службу ему, см. в Лаврск. ркп. 362.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ «На Горе» (Переславской епархии Ярославской митрополии), находится в г. Переславле-Залесском Ярославской обл. Первоначально мужской. Точное время и обстоятельства основания неизвестны. М. И. Смирнов полагал, что П.-З. Ф. м. возник в XII-XIV вв. ( Смирнов. 1995. С. 60); А. И. Свирелин, основываясь на данных жалованной и несудимой грамоты от 20 авг. 1511 г., считал, что мон-рь устроен не позднее времени правления Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича ( Свирелин. 1903. С. 3). Обитель посвящена св. патрону буд. Киевского, Владимирского и Новгородского св. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовича . Вел. князь род. 8 февр. 1190 г. в Переяславле; его отец - Владимирский вел. кн. св. блгв. Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо - находился в этом городе во время полюдья (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 408-409; Т. 41. С. 120). В 1212 г. по отцовскому завещанию именно Переяславль стал политическим центром владений блгв. кн. Ярослава Всеволодовича. Рождение в Переяславле в 1219 г. его 1-го сына, Новгородского кн. св. блгв. Феодора Ярославича , могло стать поводом к устроению мон-ря. П.-З. Ф. м.- древнейшая обитель Переславля-Залесского, упоминается в летописях в февр. 1238, в кон. июля 1252, в 1281, 1293, 1372, 1382, 1408, 1608 и 1611 гг. В эти годы мон-рь подвергался неоднократному разорению, а его древнейшие документы утрачены. Феодоровский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. Феодоровский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. В письменной традиции XVII в., отразившейся в списках Хронографа 1617 г., утверждается, что причиной создания П.-З. Ф. м. стала победа 8 июня 1304 г. (в день памяти вмч. Феодора Стратилата) под стенами Переяславля московской рати под командованием вел.

http://pravenc.ru/text/2579998.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010