В решении 1880 г., N 126 Сенат разъяснил, что при просьбе о выкупе должна быть представлена продажная сумма тогда только, когда она подлежит выдаче владельцу возвращаемого имения, или залогодержателю; если же выкупаемое имение заложено в кредитном установлении и выданная ссуда не менее той цены, за которую имение приобретено, и если по уставу того кредитного установления долг по залогу переводится на нового приобретателя, то предстоящий перевод долга исключает обязанность представлять деньги на погашение означенного долга. Выкупивший имущество может требовать, чтобы оно было отдано ему в целости (ст. 1372 Гражд. Зак.). Отсюда возникает для выкупщика право иска на владельца, за уменьшение в составе и в экономической целости имения, от произвольных распоряжений. Этот иск, по свойству своему, требуя особых доказательств со стороны истца, не имеет неразрывной связи с требованием выкупа, и потому, если бы по поводу сего требования проситель, предъявляя иск о вознаграждении, домогался вместе с тем вычета из выкупной суммы, которую обязан представить, владелец имения вправе требовать, чтобы иск о вознаграждении был производим особо от дела о предоставлении выкупа, и выкупная сумма была представлена сполна. Мера ответственности владельца за уменьшение целости имения должна быть определяема на основании правил 609 и следующих статей Зак. Гражд. о вознаграждении частном, причем существенно отличие владения добросовестного от недобросовестного. 1891 март. 27 N 40. По вопросу об обязательности прежних договоров, заключенных по выкупленному, на основании 1346 и сл. ст. т. Х ч. 1, родовому имению, Гражд. Касс. Деп. рассуждал, что постановления о выкупе не только ни в чем не ограничивают прав чужеродца по 420 ст. I ч. Х т. в распоряжении подлежащим выкупу имением, но, напротив того, из ст. 1369 видно, что цена выкупленного имения определяется не по акту приобретения первого чужеродца, а на основании крепостных актов последующих приобретателей. Таким образом, в период времени, указанного в 1363 ст., чужеродцу принадлежит право залога и продажи подлежащего выкупу имения, и согласно с сим и прочие договоры по сему имению, совершенные в тот же период времени, должны почитаться исходящими от лица, действующего в пределах принадлежащего ему права, и как таковые служат для другого контрагента источником права, законно приобретенного и потому ограждаемого законом. Ввиду сего Департ. находит, что арендные договоры, заключенные покупщиком родового имения, обязательны и для выкупающего.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

1358 ПФА РАН. Ф. 113. Оп. 1. 116. Л. 1–2 об. Письмо Глубоковского А. С. Лаппо-Данилевскому от 15/2 апр. 1918 г. 1361 24/11 июля 1918 г. Глубоковский писал Ольденбургу, что ему «необходимо и неотложно нужно теперь все до последней строчки», причем «непременно весь оригинал» (Там же. Ф. 2. Оп. 1–1918. 13. Л. 24–24 об.). 1366 Кипарисов А. [Клементьев А. К.]. Два письма свящ. Павла Флоренского H. H. Глубоковскому//Вестник РХД. (Париж–Нью-Йорк –Москва). 1990. 159. С. 174. 1369 Conspectus litterarum russicarum theologicarum//«Acta Academiae Velehradensis»/quorum edendorum curam gerit Ad. Špaldak. Vol. XI. 1920–1922. Pragae Boheraorum, 1922. С 49–77. 1370 Un aperçu de la literature théologique russe d " après le Professeur Gloubokovski/Adapté par Philippe de Régis//Recherches de Science Religieuse. Paris, 1927. Vol. 17. 3–4 (juin-août). P. 257–287. Возможно, это тот текст, о котором упоминается в переписке Глубоковского и Лаппо-Данилевского в 1918 г. 1371 Карташев А. В. Путеводитель по русской богословской науке//Вестник РХД. 1928. 11. C. 18–20; Дюлгеров Д. В. (Църковенъ Вестникъ. 1928. 36); Cordillo S. J. (De Oriente documenta et libri. Orientalia Christiana. Roma, 1928. Vol. XIII–4. 49. Декабрь. С. 319–320); Гласник. 1928. IX. Декабрь. 24; Духовна Стража. 1928. I, 3 (III, четверт); Црква и Живот. 1929. IX, 1–2 (январь и февраль). Эти рецензии указаны в издании: Альманах Державного Софийского Университета. София, 1929. С. 661. Кроме того см.: Lotocki A. («ΛΡΙΣ». Warszawa, 1931. Кн. V. С. 23–25). 1374 Следует отметить, что к деятельности «Союза русского народа» H. H. Глубоковский относился более чем критически, о чем свидетельствуют письма к нему архиепископа Димитрия (Ковальницкого) (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 438). 1375 Н. Г. [Глубоковский H. H.] Педагогические уроки прошлого. (По данным светской журналистики)//ЦВ. 1893. 37, 16 сент. С. 582. 1376 [Глубоковский Н. Н.] Комфортабельная мораль (Мысли по поводу статьи графа Л. Толстого «Первая ступень»)//ЦВ. 1892. 25, 18 июня. С. 387.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

33 Плиний императору Траяну. Пока я объезжал другую часть провинции, в Никомедии 1364 огромный пожар уничтожил много частных домов и два общественных здания, хотя они и были расположены через дорогу: Герусию и Исеон 1365 . (2) Пожар широко разлился 1366 , во-первых, вследствие бурного ветра, а затем и по людской бездеятельности: зрители стояли, неподвижно и лениво смотря на такое бедствие. В городе к тому же не оказалось ни одного насоса, ни одного ведра, ни одного орудия, чтобы потушить пожар 1367 . Все это, по моему распоряжению, будет изготовлено. (3) Ты же, владыка, посмотри, не основать ли коллегию пожарных, человек только в полтораста. Я буду следить, чтобы в нее принимали только ремесленников и чтобы они не пользовались данными правами для других целей 1368 ; держать под надзором такое малое число людей будет нетрудно. 34 Траян Плинию. Тебе пришло в голову, что можно по примеру многих городов основать коллегию пожарников у никомедийцев. Вспомним, однако, что этой провинции и особенно ее городам не давали покоя именно союзы подобного рода 1369 . Какое бы имя и по каким бы основаниям мы не давали тем, кто будет вовлечен в такой союз, он в скором времени превратится в гетерию 1370 . (2) Лучше поэтому приготовить все, что может потушить огонь, и уговорить домовладельцев пользоваться таким оборудованием у себя и в случае надобности обращаться за помощью к сбежавшемуся на пожар народу 1371 . 35 Плиний императору Траяну. Обычные обеты о благополучии твоем 1372 , на котором зиждется общественное благо, мы 1373 принесли, владыка, и выполнили старые, моля богов, да пошлют они и закрепят возможность всегда их выполнять. 36 Траян Плинию. Что выполнили вы с провинциалами перед богами бессмертными обеты о моем здравии и благополучии и торжественно их дали, об этом я с удовольствием, мой дорогой Секунд, узнал из твоего письма. 37 Плиний императору Траяну. На водопровод, владыка, никомедийцы израсходовали 3318 тысяч сестерций. Он до сих пор не закончен, заброшен и даже разрушен. На другой водопровод истрачено уже 200 тысяч, но и он оставлен, и теперь требуются новые расходы, чтобы люди, потратившие зря столько денег, имели, наконец, воду 1374 .

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

261 В соответствии с соборным учением (UR 8, 3), исключением из этого правила является запрещение католическим священникам совместно служить евхаристию со служителями Церквей или церковных общин, которые не имеют полного общения с католической Церковью (кан. 908). 263 См. AAS 81 (1989), сс. 104_106. Критический комментарий см. P. Kramer, Kirchenrecht I, op. cit., сс. 61_62; F.J. Urrutia, Iusiurandam fidelitatis, в: Periodica 80 (1991), сс. 559_578. 265 Об обязательствах, вытекающих из клятвы, посредством которой дается обещание, см. каноны 1199_1204, особенно каноны 1200_1202. 266 См. H. Schmitz, Konflikten und Losungsweise im kirchlichen Hochschulbereich. Bemerkungen zu notorischen Problemen, в: Eine Kirche – Ein Recht? Kirchenrechtliche Konflikte zwischen Rom und den deutschen Ortkirchen, hrsg. von R. Puza-a. Kustermann, Stuttgart 10, сс. 101_121, особенно сс. 126_128. 267 См. H. Schmitz, Studien zur kirchlichen Hochschulrecht, Wurzburg 1990, сс. 133_145; I. Riedel-Spangenberger, Sendung in der Kirche. Die Entwicklung und seine Bedeutung in der kirchlichen Rechtssprache, Paderborn-Munchen-Wien-Zurich 1991, сс. 188_191. 270 В таком определении mandatum согласны между собой: F.J. Urrutia, Mandato di insegnare discipline teologiche, в: NDDC, сс. 661_664; G. Ghirlanda, Il diritto nella Chiesa mistero di comunione. Compendio di diritto ecclesiale, Roma 1990, с. 423. 272 О вопросе в целом см. I. Riedel-Spangenberger, Sendung in der Kirche, op. cit., сс. 98_144 и особенно сс. 201_281. 273 См. AAS 58 (1966), с. 445; вскоре после того Конгрегация отменила канон 1399 CIC/1917 о книгах, запрещенных каноническим правом, и связанных с этим санкциях (см. AAS 58, 1966, с. 1186). 276 Это не отменяет того факта, что и сегодня, согласно канону 1369, может быть применена каноническая санкция к тем верующим, которые своими сочинениями наносят тяжкий ущерб вере и католическим обычаям или подстрекают к ненависти и презрению к Церкви. 277 См. кан. 827 § 3. Важность этих норм Кодекса была подтверждена недавней Инструкцией Конгрегации вероучения (30.03.1992), где были уточнены условия их применения. См. комментарий P. Kramer, Kirche und Bucherzensur. Zu einer neuen Instruktion der Kongregation fur die Glaubenslehre, в: ThGL 83 (1993), сс. 72_80.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

—81— самыми необходимыми, или лучше сказать неизбежными, размерами: «аще… странен кто приидет успокоити его елико по силе нашей и по сих аще требует дати ему благословениа хлеба и отпущати его». 1364 Взгляд преп. Нила Сорского на иноческую милостыню вполне естественный вывод из его учения о жизни подвижника, как возможном воплощении евангельского совершенства, которое требует оставления всего для Бога 1365 и содержания себя своим трудом по заповеди апостола: «не делаяй… да не яст». 1366 – Нельзя не отметить того своеобразного положения, в какое стал преп. Нил, зачеркивая благотворительную деятельность монастырей: с одной стороны, он этим уничтожал наиболее отрадное и глубоко вкоренившееся, по известным историческим условиям, явление в жизни древнерусского монашества, а с другой – этим же самым он устранял чрезвычайно ненормальное явление в современном ему монашестве, именно вотчиновладение, одним из главных оправданий которого было указание на благотворительное назначение монастырских богатств. 1367 И едва-ли будет маловероятным предположение, что преп. Нил Сорский так решительно отрицал за монастырями значение благотворительного центра не столько потому, что деятельность этого рода мало гармонировала с общим созерцательным направлением его Устава, сколько потому, что желал уничтожения монастырского вотчиновладения. Вообще вращавшийся в сфере идеальной, созерцательной, далекой от окружающего мира действительности, преп. Нил в этом пункте, наоборот, очень резко затрагивал её: он открыто восставал в своём уставе против монастырского вотчиновладения, которое, вовлекая монахов в мирские заботы и попечения, переступавшие границы дозволенного, находилось уже в слишком очевидном противоречии как с общим аскетическим направлением мыслей —82— преп. Нила, 1368 так и с теми идеальными задачами, какие ставил он иночеству, 1369 призывая через это последнее к полнейшему «беспопечению». 1370 Б. Гречев (Продолжение следует). П.С. [Автор не установлен.] Христос и пепельная мгла: [По поводу статьи: Розанов В.В. О сладчайшей Иисусе и горьких плодах мира//Русская мысль. Январь 1908]//Богословский вестник 1908. Т. 2. 5. С. 83–91 (3-я пагин.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так городскому начальству (экдику и префекту) вменено было в обязанность действовать, при назначении опекунов и попечителей к малолетним и несовершеннолетним, вместе с епископом и значительными лицами города, если таковые есть 1368 . Тоже самое вменено в обязанность наместнику провинции при назначении попечителей к умалишенным, при назначении приданого дочерям умалишенных и дарения по поводу брака (propter nuptias donatio) сыновьям умалишенных 1369 . Епископам предоставлено было право участвовать в выборе должностных лиц по городской администрации и даже указывать достойного кандидата на должность начальника провинции 1370 . Епископ вместе с почетными гражданами имел право контролировать целесообразность употребления городских доходов, принимать отчеты от администраторов, сладить за уравнительностью распределения воды между обывателями, не допускать незаконного обременения граждан произвольными налогами и повинностями и проч. 1371 . Епископам предоставлено было право наравне с гражданскими магистратами ограждать подвластных лиц женского пола (дочерей и рабынь) от принуждения к развратной жизни 1372 , надзирать за тюрьмами, по средам и пятницам посещать их, расспрашивать заключенных о причине их заключения, наблюдать за человеколюбивым их содержанием тюрьмах и за своевременным рассмотрением их дел подлежащими судебными властями 1373 и проч. Епископы контролировали даже образ действий провинциальных наместников и о всяком притеснении населению со стороны их, в особенности об отказе в правосудии 1374 , должны были доносить императору, равно как следили вообще за образом действий всех судей и чиновников 1375 . 4) Наоборот, государственные органы должны были блюсти за исполнением узаконенных предписаний церковной дисциплины. Так, например, префект praetorio, провинциальные наместники, городские экдики и проч. обязывались под страхом денежного штрафа доводить до сведения епископов о духовных лицах, играющих в кости, или присутствующих на играх 1376 . Новелла VI-я императора Юстиниана, содержащая в себе разнообразные предписания относительно духовной дисциплины, препровождена была к сведению и исполнению не только патриархам, но и префектам praetorio 1377 , и, что еще замечательнее, новелла CXXIII, содержащая в себе compendium juris canonici, была прямо адресована на имя государственного сановника Петра (magister sacrorum officiorum), с возложением на него обязанности наблюдения за всеобщим исполнением всего, постановленного в этой новелле 1378 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРТИН V Объявление об избрании папы Римского Мартина V. Миниатюра из «Хроники...» У. фон Рихенталя. Сер. XV в. (Konstanz. Rosgartenmuseum. 1. Fol. 96r) Объявление об избрании папы Римского Мартина V. Миниатюра из «Хроники...» У. фон Рихенталя. Сер. XV в. (Konstanz. Rosgartenmuseum. 1. Fol. 96r) (25.01.1369 или 1370, Дженаццано, Лацио - 20.02.1431, Рим; до избрания папой Оддоне Колонна), папа Римский (с 11 нояб. 1417). Считается, что его избрание положило конец схизме в католической Церкви , начавшейся после переезда пап из Авиньона в Италию (1378), хотя антипапы действовали в правление этого понтифика и позднее. Происходил из влиятельного рим. рода Колонна, ветви Дженаццано; его родители - Агапито Колонна и Катерина Конти, принадлежавшая к др. ветви того же рода. Известно, что при папе Римском Урбане VI (1378-1389) Колонна занимал должности референдария (докладчика прошений) и протонотария в Римской курии, т. е. он, по-видимому, получил университетское образование в области права (вероятно, в Павии или в Перудже). В 1380-1409 гг. носил титул епископа Урбино (без епископского рукоположения); владел неск. церковными бенефициями, в т. ч. в Льежском еп-стве во Фландрии. В 1401-1405 гг. апостольский администратор субурбикарной кафедры Палестрины, древнего владения семейства Колонна. Сложное положение католич. Церкви в нач. XV в. было связано с обстоятельствами схизмы, начавшейся вскоре после смерти папы Римского Григория XI (1370-1378), к-рый вернул папскую кафедру из Авиньона в Рим и завершил тем самым период «Авиньонского пленения пап» (1309-1378). Его преемник Урбан VI стремился любыми средствами упрочить папскую власть, но, имея вспыльчивый и резкий характер и проводя проитал. политику, он восстановил против себя франц., испан. и некоторых влиятельных итал. кардиналов, а также многих европ. правителей. В кон. 1378 г. недовольные кардиналы собрались в Фонди, где объявили о низложении Урбана VI и избрали папой Роберта, гр. Женевского (антипапа Климент VII (1378-1394)), к-рый сделал местом своего пребывания Авиньон. Т. о., в Европе появились 2 папы, которые отлучали друг друга от Церкви и настаивали на законности собственного избрания. Европ. правители заявляли о поддержке Урбана VI и его преемников Бонифация IX (1389-1404), Иннокентия VII (1404-1406) и Григория XII (1406-1415) (рим. линия) или Климента VII и его преемника антипапу Бенедикта XIII (1394-1423) (авиньонская линия), руководствуясь преимущественно политическими интересами. Мн. светские правители, католич. иерархи и влиятельные университетские теологи видели главной задачей прекращение схизмы и восстановление церковного единства.

http://pravenc.ru/text/2562420.html

Против этого толкования восстает Келер, связавший, как мы видели, себя принятием в словах пророка трехчастной аллегорической градации 1364 , а также и Рейнке, – как католик, находящийся под обаянием авторитета бл. Иеронима 1365 . Относительно значение гл. в гифиль см. толк.1:7 (§ 31). Что касается , то, подобно ст. 11 в 1 гл., оно здесь обозначает не бескровную жертву или хлебное приношение, а вообще жертву 1366 . Гл. 2, ст. 13 1367 Κα τατα, μσουν, ποιετε· καλπτετε δκρυσι τ θυσιαστριον Κυρου κα κλαυθμ κα στεναγμ κ κπων. τι ξιον πιβλψαι ες θυσαν λαβεν δεκτν κ τν χειρν μν; И то, во-вторых, вы делаете 1368 , – что покрывают слезами жертвенник Иеговы, плачем и стенанием, так что Он больше не смотрит на жертву и не принимает угождение из рук ваших. § 95. . Как в еврейском, так и в греческом текстах приведенные чтения представляются довольно бесспорными, 1369 хотя между собой они и не согласны. Чтение LXX предполагает в еврейском: ». В вариантах Кенникотта есть пред в код. 130 (в таком случае, по-гречески должно бы стоять: κα τατα μσουν ποιετε). Проф. Муретов находит, что «чтение LXX лучше масоретского и других» 1370 . И нельзя с этим не согласиться 1371 . Если глагол и относить к первому предложению, что. более естественно, а считать сказуемым второго предложение (=verbum finitum или ), 1372 то все-таки для толкования остаются весьма серьезные трудности, которые заключаются главным образом в понимании . По-обычному в Библии употреблению этого наречия, рассматриваемую фразу следует перевести: «и это вы делаете во второй раз (==вторично)». Чтобы » значило «во-вторых», «кроме того», «еще», – таких примеров в Библии нет 1373 . В таком случае, возникает вопрос: когда же иудеи в первый раз делали это? Ученые, относящие происхождение книги ко времени позднейшему Ездры, видят здесь намек на событие Ездр.9:1 и след., а относящие ко времени после Неемии – на Неем.13:23 и след. 1374 . Но мы уже видели другие, более веские основания, по которым время Малахии надо полагать именно в первой половине 5-го века, а не когда-либо еще. Получается, таким образом, явная странность 1375 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

По инициативе последнего на К-польском Соборе 1368 г. был осужден брат К. Прохор. К. в ответ написал обоим лидерам православной партии неск. гневных и чрезвычайно резких писем (Ep. 129 и 400). В авг. 1369 г. Иоанн Палеолог отправился в Рим, чтобы заручиться поддержкой папы (подробное описание поездки: Васильев А. А. Путешествие визант. императора Мануила II Палеолога по Западной Европе//ЖМНП. Н. с. 1912. Ч. 39. 5. С. 41-78; 6. С. 260-304; Vasiliev A. A. Il viaggio dell " imperatore bizantino Giovanni V Paleologo in Italia (1369-1371) e l " unione di Roma del 1369//SBN. 1931. Vol. 3. P. 151-193; Halecki. 1930. P. 188-234; Loenertz J. Jean V Paléologue à Venise//REB. 1958. Vol. 16. P. 217-232). Императора сопровождал и К., к-рый вскоре публично прочитал греческий текст составленного им исповедания веры Иоанна V. Лат. оригинал был оглашен одним из представителей папы. Оба текста были подписаны императором и скреплены печатью. В исповедании, как и в тексте Михаила VIII, прочитанном представителем императора на Лионском Соборе 1274 г., признавались, в частности, Filioque (PG. 154. Col. 1301D) и примат Римской Церкви над всей кафолической Церковью (Ibid. 1304D - 1305A). Однако это исповедание носило личный характер и ни к чему не обязывало подданных Византийской империи. Дальнейшие политические распри в Европе и «великий раскол» в католич. Церкви 1378-1417 гг. не позволили последней организовать действенную помощь Византии против турок (единственная в последующие годы попытка крестового похода под предводительством венг. кор. Сигизмунда закончилась 25 сент. 1396 победой Баязида в битве при Никополе). Во время пребывания в Италии имп. свита истратила все деньги, так что пришлось прибегнуть к крупным займам, к-рых едва хватало для возвращения домой. Т. о., миссия 1369-1371 гг. не принесла ожидавшихся результатов. Во время итал. поездки К. восхищался Римом и его культурными богатствами (Ep. 39), но занятость политическими делами не позволила ему сосредоточиться на научных занятиях.

http://pravenc.ru/text/1684325.html

1036 В моей статье о путешествии Иоанна в Рим и его обращении в католицизм я ошибочно охарактеризовал это как Римскую унию 1369 г. См.: II viaggio dell " Imperatore Bizantino Giovanni V Paleologo in Italia (1369—1371) e l " Union e di Roma del 1369. — Studi bizantini e neoellenici, vol. III, 1931, pp. 151—193. Обращение Иоанна было личным делом и не нашло поддержки у византийского клира. См. прекрасное, хорошо документированное исследование: О. Halecki. Un Empereur de Byzance à Rome. Warszawa, 1930, S. 188—234. См. также: G. Ostrogorsky. Geschichte des byzantinischen Staates. München, 1940, S. 388—389. 1037 Kalogeras. Μαρκος Ευγενικς και Βησσαρων Καρδιναλις . Αθναι , 1893, ρ . 70. (На основании редкого издания сочинений Вриенния, опубликованного в Лейпциге, в 1768 г.). См. также: W. Norden. Das Papsttum und Byzanz... S. 731. 1038 См.: L. P Pierling. La Russie et le Saint-Siege, vol. I. Paris, 1906, p. 11. 1039 L. P. Pierling. Op. cit., pp. 12, 15. 1040 Подлинность этого бюста некоторыми современными исследователями оспаривается. См., например: R. Byron. The Byzantine Achievement: An Historical Perspective. A. D. 330—1453. London, 1929, p. 318. С точки зрения Байрона, этот бюст вполне может рассматриваться как подделка, созданная в XIX веке. 1041 Leo Allatius. De ecclesiae occidentalis atque orientalis perpetua consensione. Coloniae Agrippinae, 1648, col. 939. Все послание в целом — col. 939—941. (Lib. III, cap. IV.) 1042 Об этом см.: X. Папаиоанну. Акты так называемого последнего Софийского собора (1450 г.) и их историческое достоинство. — ВВ, т. II, 1895, с. 394, 413; А. П. Лебедев. Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от конца XI до половины XV века, с. 294. Оба эти автора стоят за подложность актов. 1043 См., например: J. Dräseke. Zum Kircheneiningungsversuch des Jahres 1439. — Byzantinische Zeitschrift, Bd. V, 1896, S. 580; L. Bréhier. Attempts at Reunion of the Greek and Latin Churches. — Cambridge Medieval History, vol. IV, London, 1923, pp. 624—625.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010