«Е. о н.» в качестве поучения на 32-ю Неделю по Пятидесятнице входит в Златоуст постный и недельный кон. XV - нач. XVI в.- БАН. 17. 11. 6 ( Certorickaja T. V. Vorläufiger Katalog Kirchenslavischer Homilien des bewegliches Jahreszyklus: Aus Handschriften des 11.-16. Jh. vorwiegend ostslavischer Provinenz. Opladen, 1994. S. 498-499, 599, 703), а также помещена (без календарной приуроченности) в конце Торжественника триодного архаического состава того же времени (ГИМ. Единоверч. 67. Л. 94-95 об.). «Е. о н.» оказала значительное воздействие на рус. позднесредневек. религ. фольклор, на ее основе возник духовный стих «Свиток Иерусалимский», относящийся к числу наиболее популярных произведений (см.: Бессонов П. А. Калеки перехожие. М., 1864. Ч. 2. Вып. 6. С. 68-96). Изд.: Baluze E. Capitularia regum Francorum. P., 1677. T. 2. P. 1369-1399; Епистолья о недели// Тихонравов Н. С. Памятники отреченной рус. лит-ры. М., 1863. Т. 2. С. 314-322; Ящуржинский Х. «Письмо»-апокриф//Киев. старина. 1891. 11. C. 300-302; Васильев А. Anecdota graeco-byzantina. M., 1893. T. 1. P. 23-32; Hall I. H. The Letter of Holy Sunday//JAOS. 1893. Vol. 15. P. 121-142; Delehaye H. Note sur la légende de la lettre du Christ tombée du ciel//BullAcBelg. 1899. P. 171-213; Idem//Mélanges d " hagiographie grecque et latine. Brux., 1966. P. 150-178; Дикарев М. А. Апокрифы, записанные в Кубанской обл.//Юбил. сб. в честь В. Ф. Миллера, изданный его учениками и почитателями. М., 1900. C. 73-92; Лавров П. А. Апокрифические тексты//СбОРЯС. 1901. Т. 67. 4. С. 152-162; Вилинский С. Г. Болг. тексты «Епистолии о неделе»//ЛетИФО. 1902. Т. 10. С. 8-124; он же. Кирилло-Белозерский список «Епистолии о неделе»//Там же. 1905. Т. 13. С. 1-22; Радченко К. Ф. «Епистолия о неделе» по Филиппопольскому и Белградскому спискам//ЧИОНЛ. 1904. Кн. 18. Вып. 2. Отд. 3. С. 1-21; Anokpiфu i легенди з украïнських pykonucib/Изд.: I. Франко. Льbib, 1906. Т. 4. С. 49-79; Bittner M. Der vom Himmel gefallene Brief Christi in seinen morgenländischen Versionen und Rezensionen. W., 1906. S. 1-240; Яворский Ю. А. Два замечательных карпато-рус. сборника XVIII в., принадлежащих Ун-ту св. Владимира//Унив. изв. 1910. 1. Приб. C. 23, 55-63; Цонев Б. Славянски ръкописи и старопечатни книги на Народната б-ка в Пловдив. София, 1920. С. 186-188; Konir A. Cirkevnslovanske redakcé apokryfu «Epištola na nedli»//Slavia. 1927/1928. Ro. 6. S. 308-334, 685-708; Седельников А. Из истории «Епистолии о неделе»: Иерусалимско-Иоакимовская версия у рус. и у юж. славян//Ibid. 1932. Ro. 11. S. 56-72, 274-294; Епистолия и сказанье о неделе//Псковские летописи/Под ред. А. Н. Насонова. М.; Л., 1955. Вып. 2. С. 150-153; Апокрифи/Съст. и ред.: Д. Петканова. София, 1981. С. 265-273, 396-398 (новоболг. пер.); Т. Епистола о недельи у српским преписа//АрхПр. 2004/2005. 26/27. С. 465-516; Апокрифи новозаветни/Уред.: Т. Београд, 2005. С. 479-498, 544-545.

http://pravenc.ru/text/190053.html

(напр., на генеральном капитуле 1365 г.). В 1-й пол. XIV в. сформировались провинции ордена (Каталония, Арагон-Наварра, Валенсия-Мурсия, Прованс-Мальорка, Кастилия-Португалия); во главе провинции стоял избиравшийся на генеральном капитуле и утверждавшийся магистром старший командор (позднее чаще назывался провинциалом). Такая структура сохранялась до кон. XVI в. В 1317 г. орден насчитывал ок. 300 членов ( Brodman. 1986. P. 61-62). После реформ Рамона Альберта расширилась область деятельности М.: в XIV в. они стали активно участвовать в университетской жизни. К XV в. относятся сообщения о собственных учебных заведениях (studia) М. ( V á zquez N úñ ez. 1931). В 1305 г. буллой папы Римского Климента V все имущество, завещанное на освобождение пленных, но без особых указаний, передавалось М., а в 1373 г. члены ордена были освобождены от уплаты десятины. В 1320 г. М. были подчинены епископу Барселоны (выведены из епископской юрисдикции в 1399), а в 1341 г. папа Римский Бенедикт XII провозгласил свое право назначать главу ордена (впервые это произошло в 1345; данная практика прекратилась к 1401). Т. о., фактически орден был принят в непосредственную юрисдикцию Папского престола. В 1335 г. важным центром М. стала ц. Бонария в Кальяри (Сардиния). Орден понес существенные потери как во время эпидемии «черной смерти» (сер. XIV в.), так и в ходе кастильско-арагонской войны (1356-1369), когда перестали действовать мн. представительства М. на Пиренейском п-ове. Стараниями магистра ордена Понсьо де Барейи (1348-1365) было восстановлено покровительство арагонского королевского дома: подтверждались особые права М. при сборе пожертвований на выкуп пленных, М. получали привилегии, подобные тем, которые имели нищенствующие ордены, и многочисленные дарения (в частности, в 1400 г. им была подарена королевская придворная капелла св. Агаты в Барселоне, остававшаяся во владении М. до XIX в.). В свою очередь члены ордена не только занимались выкупом пленных, но и осуществляли дипломатические миссии по поручению арагонских монархов. В то же время восстановление королевского патроната и более активное участие светской власти в жизни ордена привели к ослаблению централизованной власти магистров.

http://pravenc.ru/text/2563024.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ VIII (1369, Теруэль, Арагон - 28.12.1446, Пальма, о-в Мальорка, до избрания папой и после отречения - Хиль Санчес Муньос-и-Карбон), последний антипапа авиньонской линии в период схизмы в католической Церкви . Род. в знатной арагонской семье, учился в Авиньонском ун-те, получил степень д-ра канонического права. Дядя Санчеса Муньоса с начала папской схизмы в 1378 г. поддерживал антипапу Климента VII и выполнял обязанности его посланника при арагонском кор. Педро IV. Близость дяди ко двору антипапы в Авиньоне помогла Санчесу Муньосу занять место советника кард. Педро Мартинеса де Луны, арагонца по происхождению, к-рого в сент. 1394 г. избрали антипапой под именем Бенедикт XIII . В 1396 г. Санчес Муньос был направлен с миссией к арагонскому кор. Мартину I, получил от него согласие на назначение епископом Валенсии. Находившийся между Валенсией и Таррагоной замок Пеньискола стал убежищем для антипапы Бенедикта XIII после изгнания из Авиньона (1403). Как ближайший помощник антипапы, Санчес Муньос получил от него несколько бенефициев, в т. ч. должности каноника капитула кафедрального собора Св. Креста и св. Евлалии в Барселоне, каноника кафедрального собора Девы Марии в Жироне, а также должность архипресвитера кафедрального собора Санта-Мария-де-Медьявилья в г. Теруэль. К концу жизни антипапы Бенедикта XIII при его дворе не осталось кардиналов авиньонской линии, т. к. все кардиналы признали решения Констанцского Собора и избрание папой Римским Мартина V . Желая обеспечить преемство авиньонской линии, 27 нояб. 1422 г. Бенедикт XIII совершил назначение 4 новых кардиналов и обязал их избрать ему преемника. После смерти Бенедикта XIII (23 мая 1423) Санчес Муньос организовал проведение в Пеньисколе конклава, к-рый собрался 10 июня в составе 3 кардиналов. Не являясь кардиналом и не имея возможности участвовать в конклаве, Санчес Муньос оказал влияние на его ход, сообщив кардиналам о якобы имевшемся требовании кор. Альфонсо V Великодушного, чтобы избранник являлся подданным королевства Арагон. В тот же день 3 кардинала избрали папой Санчеса Муньоса, который принял имя Климент в память об авиньонском антипапе Клименте VII. Коронация К. состоялась в замке Пеньискола 19 мая 1426 г.

http://pravenc.ru/text/1841393.html

Ты злословишь мои органы чувств и те силы, которые в них... Но таким образом ты неблагодарна по отношению к величайшим произведениям, которыми ты облагодетельствована. Разве ты не пользовалась научными знаниями как мостами, служащими для переправы к умопостигаемому? Каким же образом ты могла приобрести начатки этих знаний? Неужели ты могла бы когда-либо обладать арифметикой и гармонией, если бы не существовало слуха? Или соотношением чисел, геометрией и астрономией, если бы тебя не просвещало зрение? Могла бы ли ты постигать биение пульса и лекарские знания, если бы тобой не руководили чувство осязания и вкуса? Итак, что же останется у тебя, когда, ты, устранив мои чувства, вернёшься к твоим средствам? Пребывать на земле около чувственного, или же чувств вообще никак не касаться? И поскольку это является земным средством, то не пользоваться чувственной жизнью вообще, а может быть одной только растительной?.. И в таком случае ты: бы испытала слепую жизнь крота или некоей живоросли. Но тебя от рождения не зрячую, на самом-то деле просветила зрением я, чтобы ты познавала и привела тебя к философии. Вкусив света, я, благодаря ему, дала тебе возможность отразить как в зеркале и неподвижность земли, и течение моря, и шарообразность неба, и все чудесные явления на нём, чтобы ты, через согласованность всех услышала того, кто неизреченными звуками воспевает Творца. Чтобы тебе из величия созданий и из их красот, из размеренного движения непоколебимо Им движущегося, я показала первоначальную и существенную красоту, и напоминала о там, что сделано по образу Первообраза» (1368–1369). Душа есть начало любящее разумное и прекрасное, а тело, «следуя за воспитателями, повинуясь учителям и ревностно посещая школы», «отпечатлевает на себе следы свободных занятий и наук». Но кроме того оно становится и ремесленником (плотником, каменщиком или кузнецом), земледельцем, мореплавателем, воином или даже акробатом и фокусником (1370ВС). Тело отвечает и на упрёки в роскоши и излишестве. Оно, прежде всего, считает неосновательным упрёк в том, что «будучи пока что ещё только душевным телом, и заботясь о душевных силах, оно ещё не превратилось в тело духовное» (1361D).

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/o...

1047 Mansi, VI, 673. B-D. Деян., III, стр. 227. Хотя в актах и не сказано, что го­ворит теперь именно епископ Киррский, но разумеется здесь несомненно он, так как другой Феодорит – Алавандский (в Карии: Mansi, VI, 576. С. Деян., III, стр. 136) реши­тельно ничем не заявил себя на соборе. После появляется еще Феодорит – Самосатский (Mansi, VII, 403. А. Деян., IV, стр. 344) или, по поправке Гардуэна (Mansi, ibid, not. b), Кирополитанский (Cyropolitanus). Этот епископ тоже был совершенно незаметен, если считать его за лицо, отличное от Феодорита – Киррского. 1048 Mansi, VI, 973. А. В. Деян., III, стр. 543–544. Как был недалек Аэций в познаниях патриотической литературы, – видно из того, что несколько ранее он цитировал заключительные строки этого отрывка, но начала его не мог припомнить при встретив­шейся неожиданности (Mansi, VI, 969. Е. Деян., III, стр. 541). Следует заметить еще, что Гарнье (Praef. ad scholia S. Cyrilli De incarnatione Unigenitï Migne, lat. ser. t. 48, col. 1003–1006) приписывает Феодориту все свидетельства в подтверждение томоса, приводившиеся на Халкидонском соборе, полагая, что еще прежде он отправил их в Константинополь (см. выше прим. 103 на стр. 264). Иные (Quesnellus. Notae ad epist. S. Leonis: Migne, lat. ser. t. 54, col. 1370 sqq. Cnf. ibid. annot. b Ballerinorum) все выдержки усвояют самому папе. Кажется, и то и другое несправедливо, поскольку в актах ясно говорится, что в одних случаях выступал Аэций, подыскивавший известные отеческие места, а в иных – Киррский епископ. Всякие догадки здесь излишни. 1049 Сочинение это сохранилось большею частью в одном латинском переводе Мария Маркатора (Migne, lat. ser. t. 48, col. 1005 sqq. Cnf. inter Opp. S. Gyrilli. Migne, gr. ser. t. 75, col. 1369 sqq.); настоящий отрывок заимствован из 25 главы схолий св. Кирил­ла «О воплощении Единородного» (Migne, lat. ser. t. 48, col. 1026. C. Migne, gr. ser. t. 75, col. 1397. В. С). Полагают, что рассматриваемое нами сочинение написано Александрий­ским архиепископом почти одновременно с посланием его к монахам, т. е. в начале или, в крайнем случае, в конце 429 года (Garnerius. Admonitio ad scholiä Migne, gr. ser. t. 75, col. 1363–1364; lat. ser. t. 48, col. 1001–1002. Tillemont. Mémoires t. XIV, p. 666–667).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Orthodox Europe Monk Gorazd 3 сентября 2011 г. ... By the editor (Orthodox Europe). It was the tyranny of the Austro-Hungarian Empire against Orthodox in Serbia that sparked off the First World War. St. Gorazd was a Moravian and linguist, one of the seven disciples of Sts Cyril and Methodius. Despite initial Papal support, in the ninth century he was chased out of Moravia by Frankish political machinations and persecutions of Orthodoxy. He then went to the south Slavs (Yugoslavs) in Ochrid in southern Serbia. Feast: 27 July. Metropolitan Antony (Khrapovitsky) of Kiev (1863-1936) was the great renewer of theology and Church life in Russia before the Revolution and also the main organiser of the 1918 Russian Church Council. Probably the finest theological mind the Russian Church produced in the twentieth century, he was the leading advocate of the restoration of the freedom of the Russian Church and the Patriarchate, after the decadent period instituted by Peter I. After the 1918 Council he was imprisoned in a Uniat monastery. Released, he went to Constantinople and then Serbia, and with the blessing of the holy Patriarch Tikhon of Moscow, he founded the Russian Orthodox Church Outside Russia. The seventeen volumes of his works total 6,000 pages. Although some have found him overzealous in stamping out Russian Scholasticism and renewing genuine Patristic theology in Russia, he has been accorded the title " Blessed " . (1880-1937). He was elected Patriarch of Serbia in 1930. The vicious Austro-Hungarian persecution of Orthodox in the East of their Empire went on for hundreds of years until the First World War. During that War in well-documented war-crimes, hundreds of Orthodox were hanged by the Austro-Hungarian authorities because of their Faith. Jan Hus (1369-1415) was an early Czech reformer who was inspired by Orthodoxy and in turn inspired the English reformer Wyclif. Both men, but especially Hus by reason of his knowledge of early Czech history, knew that the Orthodox alone had kept the Faith. Hus was burnt at the stake by the Catholic Church. Sadly, later reformers both in Bohemia and elsewhere in Western Europe overlooked Orthodoxy and invented Protestantism.

http://pravoslavie.ru/48437.html

ACO 1.1.6.110–146 (текст) (Expl. 12 Cap.) Explanatio 12 capitulorum – PG 76.293–312 ACO 1.1.5.15–25 (текст) McGuckin, John A. St. Cyril of Alexandria: The Christological Controversy. Supplements to Vigiliae Christianiae 23. 282–93. Leiden: E. J. Brill, 1994. (англ. пер.) (Schol.) Scholia de incarnattone unigeniti – PG 75.1369–1412 ACO 1.5.219–31 (фрагменты текста) ACO 1.5.184–215 (лат. вере.) LoF 47.185–236 (англ. пер.) McGuckin. St. Cyril of Alexandria: The Christological Controversy. 294–335. (англ. пер.) (Quod Vnus Christ.) Quod unus sit Christus – PG 75.1253–1361 Cyrille d’Alexandrie: Deux dialogues christologiques. SC 97. 302–514. 1964. (текст и фр. пер.) LoF 47.237–319 (англ. пер.) (Con. Theo.) Fragmenta ex libris contra Diodorum et Theodorum – PG 76.1437–52 Sanctipatris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini, in d. Joannis evangelium. Vol 3. 492–537. (текст) LoF 47.320–62 (англ. пер.) (De Dog. Sol.) De dogmatum solutione – PG 76.1065–1132 Cyril of Alexandria: Select Letters. Edited and translated by L. R. Wickham. 180–213 . Oxford: Clarendon Press, 1983. (текст и англ. пер.) (Resp. Tib.) Responsiones ad Tiberium diaconum Wickham, ed. Cyril of Alexandria: Select Letters. 132–79. (текст и англ. пер.) (Ер.) Epistolae – PG 77.9–390 АСО 1.1.1.10–119 passim; 1.1.2.66–70; 1.1.3.45–101 passim; 1.1.4.15–32, 34–61; 1.1.5.10–13; 1.1.6.110–11, 151–62; 1.1.7.137–72 passim; 1.4.206–32 passim; 1.5.310–15; 2.1.3.66–7; 3.201–2; 4.1.87. (текст) Wickham, ed. Cyril of Alexandria: Select Letters, (текст и англ. пер. посланий Ер. 4, 17, 40, 44, 45, 46 и 55) FaCh 76, 77 (англ. пер. всех посланий) Лев Великий: (Ер. 28) Epistola ad Flavianum Constantinopolitanum (Tomus) – PL 54.755–82 ACO 2.2.1.24–33 (текст) АСО 2.1.1.10–20 (греч, вере.) Festugière, ed. Actes du concile de Chalcedoine. 32–7. (фр. пер.) NPNF (2) 12.38–43 (англ. пер.) Лепорий: (Lib. Emend.) Libellus emendationis – PL, 31.1221–30 CCSL 64. 111–23 (текст) Несторий: (Ep.) Epistolae Nestoriana: Die Fragmente des Nestorius. Edited by Friedrich Loofs. 165–202. Halle: Max Niemeyer, 1905. (фрагменты текстов и лат. верс.)

http://predanie.ru/book/220616-uchenie-o...

На военном совете русские решили пробиваться. Другого выхода у них не было. Суворов сказал: «Я никогда не сдавался». 18 и 19 сентября бои русского арьергарда с наседавшими французами приняли ожесточённый характер. Некоторые позиции по пять-шесть раз переходили из рук в руки. В конце концов 7 тысяч русских опрокинули 15 тысяч французов. В одном из боёв Массена чуть было не попал в плен, оставив на память унтер-офицеру Махотину свой эполет. Французы отказались от преследования. 26 сентября в Иланце Швейцарский поход был закончен. Император Павел, отличавшийся не только вспыльчивостью характера, но и точностью выражения мысли, так оценил действия Суворова: «Побеждая всюду и во всю Вашу жизнь врагов Отечества, Вам не доставало одного — преодолеть и самую природу, но Вы и над нею одержали ныне верх». Под предводительством Суворова союзники в Италии выиграли десять сражений, захватили около 3 тыс. пушек, 200 тыс. ружей, 80 тыс.пленных, покорили 25 крепостей, имея убитыми и ранеными только 8 тыс.человек. За 16 дней перехода через Альпы русская армия потеряла: павших 661 человека и 1369 было ранено. Славу последней суворовской кампании должны разделить с главнокомандующим и его генералы-соратники: Розенберг, Дельферден, Рединдер, Багратион, Швейковский, Милорадович. В этом походе были также сын Суворова Аркадий и сын Царя Константин. Более 50 лет своей жизни Суворов посвятил военной деятельности, участвовал в семи войнах. Не зная поражений, провёл 60 сражений, с его именем связаны самые блестящие страницы русского оружия и самые глубокие суждения о военной службе и организации русской армии, которые и поныне не утратили своего значения. Он не призывал воевать умением — он умно воевал. Под Рымником с 25 тысячами солдат он победил 100-тысячную турецкую армию, под Козлуджи с 8 тысячами разбил 40-тысячное войско, под Требией с 22 тысячами победил войско в 33 тысячи, потому что знал как и хотел сделать богатырём и героем каждого русского солдата. Присваивая 28 октября 1799 года полководцу Суворову звание Генералиссимуса всех российских войск, Павел отметил: «Ставя вас на высшую степень почестей, уверен, что возвожу на неё первого полководца нашего и всех веков». А ведь так и есть.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Несколько времени спустя, при Ионафане и Симоне Маккавеях, к этому политическому сепаратизму присоединился еще также сепаратизм религиозный, благодаря чему и образовалась, в иудействе секта в собственном смысле этого слова, которая при дальнейшем своем развитии усвоила себе многие характерные особенности, значительно отличавшие ее от ортодоксального иудейства. Если этот вывод и нельзя выдавать за безусловно достоверный, то во всяком случае едва ли во всей иудейской истории можно указать какой-либо другой более благоприятный для образования ессенизма момент, чем указанный нами. Все обстоятельства сложились таким образом, чтобы из преданных закону и правде, любящих мир и тишину благочестивых асидеев выродились такие же благочестивые ревнители закона, с такими же стремлениями к миру и религиозным занятиям, но с той только разницей, что эти последние уже совершенно чуждаются всякого общества, замыкаются в свой собственный мир и порывают всякую связь с храмовым служением, Высказанное нами мнение о происхождении ессенизма не только не противоречит историческим данным, но, напротив, находится в полном согласии с ними и даже ими подтверждается. Так, прежде всего, оно вполне согласуется с тем обстоятельством, что Иосиф Флавий в первый раз упоминает об ессеях при Ионафане 1369 , и потому к этому именно времени как бы приурочивает самое происхождение ессейства. Действительно, если допустить, что асидеи, согласно нашей точке зрения, уже при самом назначении Ионафана в первосвященники должны были так или иначе заявить свой антагонизм по отношению к новому представителю духовной власти в Иудее (отказавшись, напр., от участия в общественном богослужении, чем они уже тогда ясно показали бы свое несогласие с общенародной практикой), то замечание Иосифа получает глубокий смысл и значение. Да и естественнее всего думать, что иудейский историк, передавая многоразличные факты из прошлой истории иудеев, не излагал их без всякой системы и порядка, а напротив, руководствовался, по всей вероятности, хронологическим их порядком, который должен был быть ему известен, если и не в точности по годам, то хотя приблизительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Современные власти Пскова ориентируются на более древнюю дату основания города – 903 год, когда Ольга вышла замуж за Игоря. Летописец называет ее псковитянкой, потому что деревня, где родилась Ольга, принадлежала к псковскому краю. За честь считаться родиной княгини спорят село Выбуты, деревни Гора (Горка), Волжинец (Ольжино). В Волжинце бьёт «Ольгин ключ» с целебной водой, а на реке известны «Ольгины слуды» (подводные камни) и «Ольгины ворота». В Выбутах струится источник св. Ольги. Очень старый Изборск Изборск гораздо древнее Пскова. Говорят, что Изборском город назвал его основатель Словен в честь рано погибшего сына Избора. Изборск упоминается в «Повести временных лет» под 862 г., когда славяне пригласили на княжение трёх варяжских братьев, из которых одного, того самого Рюрика, посадили в Новгороде, другого, Синеуса, – на Белом озере, третьего, Трувора, – в Изборске. Когда возвысился Псков, Изборск стал его западным форпостом, первым встречавшим удары врага: «Ныне пригород Псковский; а тогда был в кривичех большой город». Первая каменная крепость в Изборске была построена ещё в XI в.: археологи обнаружили основания стен толщиной от 2,5 до 4 м и остатки башен. Вероятно, это была первая на Руси каменная крепость. Основным стрелковым оружием изборских воинов были арбалеты со стрелами, имеющими бронебойные наконечники. Но оказалось, что место, теперь именуемое Труворовым городищем, – не лучшая позиция для обороны. И в 1303 г. Изборск «переехал» на 400 м южнее – на Журавлиную гору. Там в 1330 г. была построена новая каменная крепость, мощнее прежней. Восточный склон горы крут, едва преодолим, северный – почти отвесный. До начала XVI в. крепость выдержала восемь сильных осад, ни разу не была взята. В ливонской осаде 1349 г. участвовал немецкий поэт Зухенварт, который назвал Изборск «железным городом». В 1369 г. немцы снова пришли с большими стенобитными орудиями и 18 дней долбили изборские стены; стены не поддались. В конце XIV в. появилось огнестрельное оружие, и толщину стен увеличили. Толщина стен, дошедших до нас, – около 5 м, высота – до 10 м. Самая высокая башня «Вышка» имеет высоту 19 м.

http://azbyka.ru/palomnik/Псков

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010