Определили: Ведомость внести в протокол настоящего собрания для напечатания в академическом журнале. III. Прошение экстраординарного профессора Академии священника Е. А. Воронцова: «Имею честь покорнейше просить Совет Академии ходатайствовать об освобождении меня от обязанностей лектора французского языка, по моему болезненному состоянию, препятствующему исполнению двойственной службы». Справка: По § 110 лит. б п. 1 устава духовных академий увольнение от службы лекторов значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение местного Епархиального Архиерея. Определили: Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством об увольнении экстраординарного профессора священника Евгения Воронцова от занимаемой им должности лектора французского языка. IV. Отношения: а) Совета Казанской Духовной Академии, от 24 сентября с, г. за 1550, с препровождением на трехмесячный срок двух рукописей под 412 (858) и 417 (685). —492— б) Совета Братства Св. Александра Невского в г. Владимире, от 9 октября за 346, с препровождением на трехмесячный срок рукописи Братского Древлехранилища, содержащей в себе Стоглав и Номоканон. Справка: Означенные в отношениях рукописи, немедленно по получении, переданы были, для хранения и пользования ими, в фундаментальную академическую библиотеку. в) Г. Прокурора Московской Святейшего Синода Конторы, от 9 октября за 2803: «В заседании 30 Сентября сего года Московской Св. Синода Конторою заслушано отношение Совета Московской Духовной Академии от 17 Сентября 1910 г. за 402 о высылке в Академию на трехмесячный срок рукописей Московской Синодальной Библиотеки за 114 и 551 для занятий студентов С. Кочетова и И. Смирнова. Принимая во внимание, что просимые Советом Московской Духовной Академии для занятий студентов С. Кочетова и И. Смирнова рукописи обе очень древние и редкие, которые не желательно было бы вверять студентам Академии, людям еще не опытным в деле обращения с рукописями, что не желательно было бы также такие редкие и древние рукописи подвергать опасности пересылки их по почте, от каковой пересылки они всегда, притом, портятся, – Московская Св. Синода Контора определили: не высылая Совету Московской Духовной Академии просимых им рукописей, предложить названному Совету, не найдет ли он возможным командировать на необходимое время в Москву студентов Кочетова и Смирнова для занятий по этим рукописям в самой Синодальной Библиотеке, под руководство Заведующего Библиотекой, присовокупляя, что вместо Патерика XIII века для занятий студента Смирнова можно было бы выслать лишь более поздний список того же Патерика, а именно 848 Патриаршего Собрания XVI века, который, правда, не имеет в начале одного листа, но содержимое этого листа частью напечатано Срезневским по рукописи 551 в свед. и зам. LXXXII) и частью восполняется напечатанным в описании рукописей Соловецкого монастыря ч. II, стр. 174 (Казань 1885 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И. Фуделю. Леонтьевские цитаты сверены с авторским текстом по цитируемым изданиям; без специальных оговорок восстановлены леонтьевские курсивы, пропущенные Бородаевским. Слова, пропущенные Бородаевским при цитировании, даются в квадратных скобках. Текст подготовлен к публикации А. П. Козыревым. Бородаевский Валериан Валерианович (по др. свед. 1875)–1923] – поэт, близкий к кругу В. И. Иванова , участник СПб. РФО, в 1910-е годы принимал участие в работе Антропософского общества. Мировоззрение В. Бородаевского складывалось под влиянием Вл. С. Соловьева , Н. Ф. Федорова, К. Н. Леонтьева . Выпустил два стихотворных сборника – «Страстные свечи» (1909, с предисл. Вяч. Иванова) и «Уединенный дол» (1914, часть тиража – «На лоне родимой земли»). По сведениям Ю. М. Гельперина (см. статью о Бородаевском в словаре «Русские писатели». М., 1989. Т. 1), работал над книгой о религиозных взглядах К. Н. Леонтьева . В 1909 г. в РФО Санкт-Петербурга образовались две секции: секция по изучению вопросов истории, философии и мистики христианства (которую Бородаевский именует христианской; открыта 12 марта 1909г.) и секция по изучению истории и философии религии (открыта 6 декабря 1909 г.). Председателем христианской секции был С. А. Алексеев (Аскольдов), а с 22 ноября 1909 г. – В. И. Иванов , секретарь Совета – С. П. Каблуков. На конец 1909 г. в секции состояло 39 действительных и 54 соревновательных членов. Если открытые и закрытые общие заседания РФО освещались в прессе, то на заседания секции отклики, как правило, не давались. Нами просмотрены годовые комплекты номеров НВр. и «Речи», где публиковались регулярные отчеты о заседаниях Петербургского РФО, однако обнаружить отклик на заседание его христианской секции, посвященное К. Н. Леонтьеву, не удалось. 246 Иона – ветхозаветный пророк (см. «Книгу пророка Ионы»), посланный Господом в Ниневию и возвестивший о скорой гибели города, чем обратил его жителей к посту и покаянию. 247 См.: Свящ. Аггеев К. М. Христианство в его отношении к благоустроению земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Неужели Вы думаете, что Всевышний мог кого-либо обидеть, обделить. По моему, быть может, странному и смешному (потому я и не делился им с другими: ведь посмеются над глубинными чувствами!) убеждению – все люди по совокупности в них даров Божиих равны: у одного много здоровья физического, а у того – духовного. Одному дано довольство малым, а тот жаждет «богатырских подвигов» и терзается; культура много дает ч-ку (человеку. – C. Ш.), но многое и отнимает... Недолюбливаю я, признаться, нашу внешнюю культуру: ведь эти автомобили, телефоны, трамваи – все эти способы угашения духа, принижения индивидуальности и связанной с нею талантливости и гениальности. Ну вот, и о себе наговорил Вам немало. А работы идут туго: много было неблагоприятных обстоятельств, но о них в другой раз. Понемногу зреет теория словесности 36 , потихоньку движется перевод Мансикка 37 . Пишите. Горячо любящий Вас А. Ветухов. P. S. В издание Жихарева загляну 38 . В Сборн. Свед. о К-ор. 39 заглядывал давно. Да вряд ли до лета буду иметь к этому возможность. А за содействие дружеское спасибо. A. В. на конверте:       Сергиев Посад. Московской губ. Его Высокородию Павлу Александровичу Флоренскому. Петропавловская ул., д. Ивойлова. штамп: Харьков. 24.10.09. черными чернилами: «получ. 1909.X.27». 15 1909.XII.24. Дорогой Павел Александрович! Не могу не написать Вам, хотя несколько строк в канун великого Праздника Рождества Христова, чтобы поздравить с ним и от всей души пожелать и Вам в этот наступающий день возродиться душой и воспрянуть духом. Как хочется вновь слышать Вашу своеобразную, задушевную, брызжущую волной горячей любви, речь! Оживайте, дорогой, и вновь за работу, – ведь ея такая уйма, и такой нужной, важной. А работников... Ваш душой А. Ветухов на конв.:       Сергиев Посад. Московской губ. Его Высокородию Павлу Александровичу г. Флоренскому. Петропавловская ул., д. Ивойлова. От А. Ветухова (Харьков, Лермонтовская, 18) штамп: Харьков. 25.12.09. 16 1910.III.7. Дорогой Павел Александрович! Вот уже несколько раз было так со мной за время нашего непродолжительного и все еще, к сожалению, заочного знакомства, что когда я начинал усиленно думать о Вас и тревожиться, о Вас, всякий раз получал от Вас весточку в той или иной форме. Так было и в последний раз – перед присылкой Вашего отзыва о студенческой кандидатской работе 40 , – кстати сказать, – прочитанного мною с большим интересом, хотя и с больной примесью какой-то эгоистической радости. Дело в том, что в этом отзыве я с яркостью увидел Вашу нелюбовь, даже отвращение органическое, пожалуй, к так называемой современной модной теории эволюционного развития литературных заимствований и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

1857, дек. 31. Свед[ения] Мин[истерства] Вн[утренних] Дел. Раздел III. О управлении имуществ, принадлежащих духовным устано влениям Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 112. Все монастыри, церкви и прочие духовные установления Римско-Католического исповедания владеют имуществами, как движимыми, так и недвижимыми (исключая населенных крепостными людьми), законно к ним дошедшими и доходящими по пожалованию, пожертвованиям и другим способам приобретения... 1843, мая 10 (16829). 117. Все церковные, монастырские, духовно-учебных и богоугодных заведений здания, кроме отдаваемых в наймы, свободны от воинского постоя и всяких полицейских и городских повинностей, исключая исправления и содержания в чистоте мостовой и освещения уличных фонарей. 1855, июн. 13 (29408). Глава II. ОСОБЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О управлении имуществ церковных 123. Настоятели церквей обязаны принадлежащие церквам имущества сохранять в целости, не соединять их с собственным своим имуществом, и в управлении и употреблении давать надлежащему начальству установленный отчет. 1803, дек. 23 (21100). КНИГА II. О управлении духовных дел христиан протестантского исповедания Раздел I. Устав Евангелическо-лютеранской церкви 1832 г. Глава I. О УЧЕНИИ 134. Евангелическо-Лютеранская Церковь в Российской Империи исповедует учение, основанное на Пророческих и Апостольских писаниях Ветхого и Нового Завета, и объясняющими оные Символическими книгами признает Апостольский, Никейский и Афанасиевский Символы Веры , Неизменное Аугсбургское Вероисповедание, и прочие внесенные в Собрание, известное под наименованием Liber Concordiae. 1832, дек. 28 (5870). § 1. 135. Никто из членов Евангелическо-Лютеранской Церкви в Империи не должен дозволять себе распространять словесно или письменно мнения, противные учению сей Церкви. Там же. § 2. 138. Члены Евангелическо-Лютеранской Церкви в Империи должны тщательно воздерживаться от всякого нарушения надлежащего уважения к другим, свободно исповедуемым в Империи, верам, на основании общих государственных узаконений, особенно же от строго воспрещаемого сими законами прозелитизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1847, июл. 22. Догов[ор] с Римск[им] Двором. Ст. 3 и 4; 1848, ноябр. 29. 22766. 19. При каждой кафедральной церкви состоит Капитул (Capitulum) из определенного числа Прелатов и первенствующих членов (Dignitates), Каноников (Canonici) и Викарных Священников или Мансионариев (Mansionarii vel Beneficiarii). 1847, июл. 22. Догов[ор] с Римск[им] Двором. Ст. 6; 1856, июл.16. Свед[ения] Мин[истерства] Вн[утренних] Дел 20. При Архиепископе и при каждом из прочих Епархиальных Начальников (ст. 16) состоят: 1. Консистория, под председательством Официала, из Вице-Официала, Визитатора монастырей, и штатного числа членов из духовных лиц. Она имеет Канцелярию из Секретаря и других гражданских членов, на основании штатов. 2. Лично при Архиепископе Канцелярия, а при Епископе Секретарь, на основании штатов. 1847, июл. 22. Догов[ор] с Римск[им] Двором. Ст. 17–19. 21. Для рассмотрения и решения дел общих всем Римско-Католическим епархиям (ст. 11), ниже определенных (ст. 67), состоит в С.-Петербурге высшее духовное присутствие под именем Римско-Католической Духовной Коллегии под председательством Архиепископа-Митрополита (ст. 17), из двух членов, и из семи Заседателей от епархий. – При Коллегии состоят: а) Прокурор, и б) Канцелярия на основании штатов. 1839, март. 15 (12122). Шт[аты]. 22. При каждой приходской церкви состоит Настоятель, или Священник в звании Настоятеля (Администратор), и при нем Викарий, один или более. Один из сих Настоятелей исполняет обязанности Декана (Благочинного) в округе, к коему Церковь его принадлежит (ст. 15). 1842, июл. 17. Подр[обные] шт[аты]. 23. Каждый мужеский монастырь имеет своего Настоятеля, а женский Настоятельницу, по правилам, ниже сего означенным (ст. 78 и сл.). Все сии Настоятели и Настоятельницы подлежат так же, как прочее Римско-Католическое духовенство, ведению и надзору Епархиальных Начальников. 1842, дек. 16. Выс[очайшее] пов[еление]. Глава III. О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И УВОЛЬНЕНИЯ ДУХОВНЫХ ЛИЦ И СОСТОЯЩИХ ПРИ ДУХОВНОМ УПРАВЛЕНИИ СВЕТСКИХ ЧИНОВ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2936 Пархоменко В., «Очерк истории Переясл.-Борисп. еп.», изд. 2-е, Полтава, 1910 г., стр. 41–44. – Опатович С, свящ., «Истории Спб. еп.», – «Ист.-ст. свед. о Спб. еп.» V, I, 123–124. 2938 Опатович С, свящ., «Исторт Спб. епархии», – «Ист.-ст. свд. о Спб. еп.» V, 125–126.– Архангельский М. , свящ., «Преосв. Феодосий», – «Странник», 1869 г. 1,53 – 100. – АСС., Отд. ркп. 1776, л. 59. – Богданов А., «Опис. СПБ.:, 473. Указан день хиротонии. – Книга высочайших повелений 1745 г., л. 2: «Указ Святейшему Синоду. На место Никодима, епископа бывшего Санкт-Петербургского и архимандрита Александро-Невского, который по нашему указу отпущен в Переяславль, повелвает посвятить епископом Санкт-Петербургским Троицкой Сергиевой Лавры наместника Феодосия (Янковского), и при том быть ему архимандритом в Троицком Александро-Невском Монастыри. (И далге приписано Императрицею собственноручно А для почтения резиденции быть архиепископом. Елисавет». 2941 Опатович С. свящ., «История Спб. епархии», – «Ист.-ст. сведения о Спб. сп.» VI, I, 1–4. – Богданов А., «Опис. СПБ.», 473. Перевод в Петербург указан 25-го апреля, «переименование» архиепископом 4-го июля 1750-го года – Родосский А. С, «К не изданным памятникам Русского церковного проповедничества в XVIII-м веке», –  ХЧ. 1898 г. II, 913–927. Здесь приведена речь преосвященного Сильвестра «в благодарение высокомонаршей милости», сказанная 29-го июня и принимаемая за сказанную «по поводу перевода на С.-Петербургскую епархию» – Залеский П., «Сильвестр Кулябка, архиепископ С.-Петербургский, как духовный писатель», – ТКДА. 1883 г. III, 36–82, и 1884 г. I, 197–256. – Архангельский М. , свящ., «Член Свят. Правит. Синода, преосвящ. Сильвестр, архиепископ Санктпетербургский», – «Странник» 1875 г. I, 3–36. 77–111. 149–164, – Книга высочайших повелний 1750 г., 17. 2948 Опатович С, свящ., «История Спб. епархии», – Ист.-ст. сведения о Спб. еп.» VI, I, 71–72. – ААНЛ. 1761 г. 86, лл. 1–60: опись имущества и книг; 1761 г. 187, л. 1. 2949 «Святейшему Правительствующему Синоду предложение. Всепресветлейшему, Державнейшая, Великая Государыня Императрица Елисавета Петровна, Самодержица Всероссийская, сего сентября 14 дня, присутствуя в летнем своем доме, изустно мне повелеть соизволила Святейшему Правительствующему Синоду объявить высочайший Ее Императорского Величества указ, чтобы в праздносостоящую ныне Санкт-Петербургскую епархию перевесть синодального члена, преосвященного Вениамина, епископа Псковского, во архиепископа и Троицкого Александро-Невского Монастыря во архимандрита и присутствовать ему в Святейшем Синоде. О чем Святейшему Правительствующему Синоду чрез сие для надлежашего исполнения и предлагаю. Святейшества вашего послушник и Богомолец, духовник, протоиерей Феодор Дубянский. Сентября 15 дня 1761 года». – Книга высоч. повелний 1761 г., 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

111 Рукоп. цветн. сем. библиотеки. Упомянутых доводов двуперстия мы здесь не приводим, считая их общеизвестными. 112 Свед. Верхнейвинских священнослужителей. Так учили и учат раскольники Верх-Нейвинского завода. 116 Свед. Баранчинск. священника. Так учат впрочем б. ч. беспоповцы, а поповцы не отвергают изображения Св. Духа, только не принимают четвероконечного креста. 1 Св. Стефан (сконч. 1396 г.), по преданию, с проповедью Евангелия доходил до Чердыни, которая называлась старою, а потом «Великою Пермью»; следовательно, мог положить здесь семена христианства. Преемники св. Стефана, особенно епископ Иона (сконч. 1470 г.) и Филофей, наиболее успели обратить пермяков, вогул, остяков и другие племена Вел. Перми, известные под именем «Чуди», около половины XV столетия. Русские Новгородские выходцы крещены были ранее. См. Ист. Р. Церкви, преосв. Филарета, пер. 2-й, Воскрес. Лет. у Карамз. т. XV пр. 629. 133 Поморские ответы. Недолжно забывать, что некоторые Пермские поповцы в настоящее время во многом согласны с беспоповцами относительно таинств Церкви. 134 Свед. о раск. Шадр. миссионера 1858 г.; тоже и в других уезд., как показывают донесения других священнослужителей. 140 Эту грамоту см. на стран. 161 на обор.; об исповедании подробнее в 3 ч. см. стр. 159 и далее. 149 Замечательно, что при опровержении заблуждений раскольников, сами они отказываются верить 2-й части сей кормчей, как содержащей гражд. постановления, а если приводят свидетельства из 2 части: то для обольщения неопытных единомышленников. 150 Свед. о раск. Быньг. зав. Екатер. уезда свидет. кормчей выписано буквально из раск. цветника. 152 Свед. сии б. ч. заимствованы из описания поморского раскола, составленного бывшим миссионером свящ. Нытвинск. з. Александром Луканиным в 1859 г. 154 См. рук. тетр. – «сказание от свящ. правил и от учителей Ц., яко неподобает к еретиком схизматиком приобщения имети в молитвах, в ядении и в питии и любви». 155 Свед. заимствованы из цветника, а сюда внесены из Семитолкового Апокалипсиса, очень уважаемого Пермск. беспоповцами, которые всегда и ссылаются на него в спорах с православными.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Этим видом «православного союза духовенства и мирян», с менее широкими задачами, нежели братства и ограниченного в своих действиях пределами своего прихода, мы здесь заниматься не будем, посвящая наш очерк исключительно деятельности «братств». Заметим только (на основании сообщения «Церковных Ведомостей» за 1891 год, 50), что во всей России к 1890 году приходских попечительств было 11 919 с бюджетом расходов в 2 142 237 руб. 1 ) Обратимся теперь к деятельности братств. Предлагаемый краткий статистический очерк о положении православных церковных братств к началу 1893 года, составленный на основании официальных сведений, имеющихся в Училищном Совете при Святейшем Синоде, имеет целью познакомить вкратце с современным положением «братского дела» в России и достигнутым в сем деле успехом. По официальным (Синодальным) сведениям, общее количество всех существующих в России, к 1 января 1893 года, православных братств распределялось по епархиям в нижеследующих числах 2 . I. Европейская Россия. Название епархии Число братств Архангельская Владимирская Вологодская Волынская Воронежская Вятская Донская Екатеринбургская Екатеринославская Казанская Калужская Кишиневская Киевская Костромская Курская Литовская Минская Могилевская Московская Нижегородская Новгородская Олонецкая Оренбургская Орловская Пензенская Пермская Подольская Полоцкая Полтавская Псковская Рижская Рязанская Самарская Саратовская С.-Петербургская Симбирская Смоленская Ставропольская Таврическая Тамбовская Тверская Тульская Уфимская Харьковская Херсонская Холмско-Варшавская Черниговская Ярославская II. Кавказ Название епархии Число братств Владикавказская свед.не доставлены Грузинская Гурийско-Менгрельская свед.не доставлены Имеретинская свед.не доставлены Сухумская III. Азиатская Россия. Название епархии Число братств Енисейская Иркутская Камчатская Тобольская Томская Туркестанская Якутская О состоянии и положении, в настоящее время, всех этих 159 церковных братств можно судить по сведениям приведенным в нижепомещенной таблице.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

406 Относительно этого катехизиса Лясоцкий сообщал нам, что он читался вначале на собраниях баптистов, потом чтение его было оставлено. Из вожаков баптистов, по словам Лясоцкого, только Ратушный и Рябошапка знают этот катехизис, остальные баптисты весьма мало с ним знакомы. О. Автономов говорит, что «Рябошапка показывает в качестве своего вероучения катехизис баптистов, но делает это потому, что принял на себя роль ходатая пред правительством о признании штундизма сектой дозволенной в России». («Крат. свед. о прош. и наст. штун. в Любом. прих. 1887 г.», стр. 12). 408 «Отеч. Записки», 1878 г., 5, стр. 212. Очень жаль, что г. Емельянов не сообщил фамилии автора этого письма. 410 Интересно объяснял нам Балабан введение у них преломления хлеба; «наши бабы говорят нам, рассказывал он, – почему же это у нас нет преломления? – в Основе, да и в других местах оно есть; ну и ввели». Может быть это сообщение и верное. 412 «Твер. Епар. Вед.», 1883 г., стр. 447–455; 16, стр. 468–486, 18, стр. 539–556; «Свед. о сект. пашк». (Дело Орехова) стр. 32–37. 413 Учение штундистов мы старались передавать или подлинными словами самих сектантов, или выражениями тех данных, из которых мы его заимствовали. Делали это мы для того, чтобы достигнуть точности при передаче означенного учения. 417 «Крат. свед. о прошл. и наст. штунд. в Люб. прих.»., 1887 г., стр. 4, «Дело Херс. дух. кон.», 1875 г., 479, стр. 73. 418 «Дело Киев. дух. кон.», 1870 г., 195, стр. 278. Балабан в письме своем называл чаплинского священника патлатым «чортом». 421 «О пол. штун. в Елиз. мис. окр.», (брош.) 1887 г., стр. 38; «Тр. Киев. дух. акад.», 1884, 4, стр. 584. 423 «Дело Херс. дух. кон. 1875 г.», 479, стр. 73. Все духовные, начиная от священника до архиерея, имеющие на главе скуфьи, камилавки, митры во время богослужения, нарушают, по мнению сектантов, заповедь апостольскую. ( 1Кор. 11 гл., 4 ст.). На основании той же главы, ст. 14, сектанты осуждают священно-служителей за ращение ими волос на голове. («Дело Киев. дух. кон.», 1886 г., 758) 434 «Екат.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Отмена крепостного права форсировала события. 15 апреля 1861 г. Синод принял определение, предлагающее обер-прокурору представить царю доклад об успехах развития ЦПШ, что и было сделано А. П. Толстым. 4 июня 1861 г., ознакомившись с представленными сведениями и поразившись быстрым распространением ЦПШ, император распорядился: «Об успехах по этому делу и по прочим епархиям доносить мне ежемесячно» 476 . В итоге появился указ Синода от 26 июня 1861 г., требовавший от епархий предоставления ежемесячных сведений о числе ЦПШ и обучающихся в них детей 477 . В случае отсутствия помещения для всей группы учеников разрешалось делить ее между всеми членами причта, включая даже причетников. Указ довели до сведения всех причтов под расписку, т. е. он приобрел обязывающий характер. «К Указу об открытии сельских училищ подписались все священники: потому что нельзя было не подписываться», – сообщал в Синод сельский священник из Рязанской губернии 478 . С этого момента открытие ЦПШ приняло лавинообразный характер. Динамика роста ЦПШ Годы Мальчики Девочки Всего учеников нет свед. Нет свед. 112 808 20 858 133 666 271 263 320 350 Если в 1859 г. насчитывалось всего 3000 ЦПШ, в 1860 г. – 7907 со 133 666 учащихся 479 , то к сентябрю 1861 г. только в упомянутой Рязанской епархии власти зарегистрировали 340 школ, в Тверской – 432, Орловской – 217, Тульской – 190 и т. п. Но «рекордсменами» остались епархии Западного края: Киевская – 1206 ЦПШ с 23 588 учащихся, Волынская – 1186 с 13740, Подольская – 1147 с 21 120, Черниговская – 819 с 14 379 480 . Тем временем смешанная комиссия работала над проектом. Министр просвещения граф Е. В. Путятин сочувственно относился к усилиям Церкви, а потому полностью согласился с мнением Синода и члена комиссии кн. С. Н. Урусова о предоставлении «первоначальной народной школе естественного первенства». 13 ноября 1861 г. он представил соответствующий доклад Александру II, а 14 ноября направил проект в Главный комитет об устройстве сельского состояния. Однако 25 декабря министерский портфель оказался у А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010