Г3 Четвероевангелие, библ. Моск. дух. академии 1 (фундам.), пис. на лощеной бумаге, в л., на 317 л., полууставом XV в. Обложено красной камкой. Имеются четыре изображения евангелистов, раскрашенные красками, по золотому полю. Красивые заставки и заглавные буквы также раскрашены красками и золотом. В месяцеслове русских и славянских святых нет. Правописание болгаро-русское, с юсами. Фабричный бумажный знак – у Тромонина 126, 1485 г. – Леонид, Сведение… II, стр. 8–9. Г4 Четвероевангелие, библ. Москов. Дух. академии 2 (фундам.), пис. на лощеной бумаге, в л., на 341 л., XV–XVI в., с изображениями евангелистов (впрочем, изображение евангелиста Иоанна вырвано еще до нумерации листов). И по заставкам, и по правописанию, и по месяцеслову сходно с предшествующим Евангелием (Г3). Леонид, архим. Свед., II, стр. 10. Г5 Четвероевангелие, библ. Моск. дух. академии 3 (фундам.), пис. на лощеной бумаге, в л., в один ряд, по 12 строк, на 738 л., крупным уставом XV–XVI в. Изящно нарисованные по золотому полю и превосходно сохранившиеся изображения евангелистов, изящные заставки и заглавные буквы. Обложено парчей с золотыми разводам, жуки серебряные, застежки также серебряные, искусной филегранной работы. На внутренней стороне передней доски надпись: герасима солоунскаго. В месяцеслове русских и славянских святых нет. Правописание русско-болгарское, с юсам. – Леонид, Свед., II, стр. 10–11. Г6 Четвероевангелие, библ. Моск. дух. академии 17 (Волокол.), пис. на бум., в л., на 386 л., полууставом XV в. На 1-м белом листе надпись древняя: елїе. писмо варлаама доброписца. а да его в до прчтые бци. Бывшен архиманритъ симоноскон гераси амыцкон. Пред каждым евангелистом написаны красками символические изображения, с пробликовкой по местам золотом: пред евангелистом Матфеем написан ангел, пред Марком – орел, пред Лукой – телец, пред Иоанном – лев. Пред месяцесловом изображен преподобный. Русских и славянских святых нет. Правописание русско-болгарское, с юсами. Иосиф иером. Опись., М. 1882, стр. 4–5.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Содержание 1. Список библиографическпх и других работ А. Е. Викторова а) Работы напечатанные б) Библиографические и другие работы ненапечатанные 2. Выписки из частных писем и записок А.Е. Викторова к И.И. Срезневскому     При рассмотрении Русского исторического сборника XV века Московского главного архива минист. иностр. дел (Свед. и Зам. LXXXIV) я не мог оставить в стороне те карандашные заметки, которыми испещрена почти вся рукопись, и которые указывают на первые или ближайшие источники содержания рукописи так подробно и так тщательно, как только можно желать. В соответствии с этими заметками находятся заметки в Архивном экземпляре Боннского издания хроники Иоанна Малалы и в хронографе 280) Московской Синодальной библиотеки. Эти заметки – все одного почерка, почерка знакомого теперь многим исследователям и любителям Русской древности и старины, между прочим и посетителям рукописного отделения Московского публичного музея, сближавшимся с хранителем этого отделения, А.Е. Викторовым . Труд А.Е. Викторова в означенном сборнике относится к годам молодости этого, теперь очень замечательного деятеля, и будучи важен сам по себе, не менее важен как указание, чего можно было ожидать от деятеля, так начинающего. Чего можно было ожидать от так начавшего деятеля, выразилось недолго спустя, хотя тоже в труде, вышедшем без имени. На этот труд А.Е. Викторов вызван был деятелем также замечательным, ранее других понявшим, какими силами знания и стойкости он владеет. В 1855 г. вышло первое издание «Указателя для обозрения Московской Патриаршей, ныне Синодальной, ризницы и библиотеки», составленного синодальным ризничим архим. Саввою, с полным вниманием к любознательности посетителей, обозревающих ризницу и библиотеку, но вообще очень короткого, особенно в отношении к библиотеке. Зная, что людям науки, особенно исследующим рукописи, нужен указатель другого рода, указатель возможно более полный в отношении к содержанию рукописей, в котором, по неудовлетворительности описей библиотеки, чувствовалась настоятельная нужда, архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Воронцово. Воронцовский Благовещенский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1898. Ссылки:       Адрес: Россия, Тверская область, Торопецкий район, д. Воронцово Координаты: 56.804723, 30.944597 Проезд:на личном транспорте от Торопца на север до Плоскоши (45 км), далее на Волок (8 км) , за Волоком (5 км) поворот налево до Краснодубья (15 км, грейдер), от Краснодубья на север 2 км грунтовая дорога (пешком или на транспорте, в зависимости от состояния дороги) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Воронцовский Благовещенский общежительный женский монастырь при селе Воронцове, имении Софии Пфейфер и Клавдии Перепечиной, в 20 верстах от почтовой Тяполовской станции, в 60 верстах от станции Великолуцкой железной дороги " Локня " , близ реки Куньей. Основан в 1898 году в виде общины протоиереем Кронштадского Андреевского собора Иоанном Ильичем Сергиевым, которым и освящен Казанский храм 20 февраля 1899 года, по определению Святейшего Синода от 27 марта - 3 апреля 1903 года, обращена в монастырь. Празднования совершаются в день Благовещения и 8 июля в честь Казанской иконы Божией Матери, когда бывает крестный ход. Подворье в городе Холм. Игумения. Монахина 1, послушниц 50. Ркп. свед. (1901 г.); Церк. Вед. 1901, 20; 1903, 17; Ведомость, стр. 82 - 83. По материалам издания Денисов Л.И. Православные монастыри Российской Империи. - Москва, 1908 В 1898 году, в уединенном местечке Воронцово, относившемся тогда к Холмскому уезду Псковской губернии, две родные сестры-дворянки, женщины уже пожилые, решили отдать свое имение – землю, жилые и хозяйственные постройкипод устройство женской монашеской общины. За благословением и организационной поддержкой они обратились в Петербург к отцу Иоанну Кронштадтскому – великому праведнику Русской земли, чудотворцу и щедрому благотворителю. Отец Иоанн лично взялся за устройство обители, хлопотал об этом деле и пожертвовал на него значительные средства, называя монастырь своим «любимым детищем».

http://sobory.ru/article/?object=34446

Впечатление, которое Бонавентура произвел на своих современников, отражено в Кратком упоминании (Brevis Notitia) Лионского собора: “На его похоронах было много печали и слез; ибо Господь дал ему такую благодать, что все, кто его видел, были исполнены безграничной любовью к нему”. По словам учителя Бонавентуры Александра Гэльского, в том не было видно, что Адам согрешил. Тем не менее канонизация Бонавентуры как святого и учителя Церкви состоялась только 14 апреля 1482 года по инициативе папы Сикста IV. В 1588 году папа Сикст V включил Бонавентуру в число главных учителей Церкви, а Пий V объявил Бонавентуру шестым учителем Церкви после Фомы Аквината с почетным титулом doctor seraphicus (‘сера­фический учитель’) вместо более раннего doctor devotus (‘посвя­щенный учитель’). II. Сочинения Бонавентуре принадлежат около 30 сочинений следующей тематики: A. Богословские. 1. Commentarii in quattuor libros Sententiarum Petri Lombardi (Комментарии на 4 книги Сентенций Петра Ломбардского, 1250–52. — T. I–IV 1 ; далее Комм. Сент.). Это одно из самых ранних сочинений Бонавентуры. Следуя порядку изложения Петра Ломбардского, в 1-й книге он рассматривает вопрос богопознания и излагает учение о Боге и о Святой Тро­ице; во 2-й — о творении и грехопадении; в 3-й — христологию и со­териологию; в 4-й — сакраментологию. 2. Quaestiones disputa­tae (Об­суждение вопросов, 1257. — T. V. P. 1–198). В данном сочинении обсуждаются три вопроса: 1) De scientia Christi (О знании Христа. P. 1–43; далее О зн. Христа), то есть христологический вопрос о наличии у Господа человеческого знания; 2) De myste­rio Trinitatis (О тайне Святой Троицы. P. 44–115; далее О тайне Св. Тр.); 3) De perfectione euangelica (О Евангельском совершенстве. P. 117–198; далее О Еванг. соверш.), точнее, о четырех Евангельских добродетелях — смирении, нищете, воздержании и послушании. 3. Breuiloquium (Краткое изложение богословия, 1257. — T. V. P. 199–291; далее Кратк. изл.). Очень важное сочинение; включает 7 разделов: о Боге-Троице; о творении мира; о греховной порче; о воплощении Слова; о благодати Святого Духа; о Таинствах; о Страшном суде. 4. De reductione artium ad theologiam (О сведении наук к богословию. — T. V. P. 319–325; далее О свед. наук.). В этом небольшом сочинении Бонавентура рассматривает 6 наук как 6 светов (lumina), освещающих человеческую жизнь: свет Священного Писания, чувственного познания, искусств, логики, физики и этики; все они суть последовательные озарения Божественной благодати.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Пусть образцом архиерейского служения для тебя будет великий угодник Божий — святитель Тихон Задонский, чье имя ты принял вкупе с монашескими обетами. Всемерно подражай сему ревностному молитвеннику и зоркому блюстителю стада Господня, явившему пример христианской жизни и подлинного пастырского душепопечения. Немало внимания святитель Тихон уделял подготовке будущих служителей алтаря Божия, заботясь об их должном научении и воспитании. Пресвитеры и диаконы — твои первые помощники, ближайшие соработники на ниве Христовой, ибо с ними ты будешь делить все тяготы своих трудов. Радея о пополнении епархиального клира, « рук ни на кого , — как пишет апостол Павел, — не возлагай поспешно » (1 Тим. 5:22), ибо последствия таких поспешных рукоположений могут быть печальными как для тех, кого ты будешь рукополагать, так и для Церкви Божией. Только по тщательном испытании кандидатов в священный сан принимай решение об их поставлении, и каждое из них пропускай через свой ум и через сердце свое. И если сердце и ум отторгают — не спеши принимать решение. Сегодня перед архипастырями и пастырями, помимо прочих искушений, возникают две большие опасности. Одна из них заключается в свед е нии своего служения к обрядовой стороне, к совершению чинопоследований. Другая же — в концентрации исключительно на административных обязанностях и отношениях со внешними. Предостерегая клириков от этого, особо поощряй и выделяй тех, кто трудится в слове и учении (см. 1 Тим. 5:17). Итак, по наставлению Задонского чудотворца, всегда помни, что ты звание служителя Божия на себе носишь, и всячески, насколько возможно человеческой силе, достойно званию этому во всем поступать старайся. Бог, Милостивый Помощник всех, видя твое старание, поможет тебе, и что тебе тягостным казалось, почувствуешь легким. Христос, Сын Божий, пастырей Начальник, о всех промышляющий, да поможет тебе Своей благодатью (см. «Прибавление священникам, братии моей о Христе»). А теперь прими сей жезл и благослови предстоящих людей, молившихся сегодня о даровании тебе непорочного архиерейства. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/3342403.ht...

С антропологической т. зр. важно, что в М. И. особенное место отводится уму и сердцу, которые воспринимаются не столько как два самостоятельных физических органа, сколько как один мистический центр, где происходит встреча между человеком и Богом благодаря произнесению имени Иисуса. Молящийся стремится к соединению ума и сердца в акте молитвенного предстояния Богочеловеку Христу, Которому воздается поклонение в Его священном имени. Произнесение имени Иисуса может связываться с дыханием. Никакой детально разработанной «дыхательной техники» в памятниках V-VII вв. еще нет, как нет и вообще к.-л. подробных указаний относительно внешних форм М. И., однако встречающиеся неоднократные упоминания о дыхании позволяют думать, что практика соединения молитвы с дыханием уже тогда существовала. В период наивысшего расцвета визант. исихазма (XII - 1-я пол. XV в.) был разработан психосоматический метод свед e ния ума в сердце. Впервые этот метод был описан в трактате «Метод священной молитвы и внимания», дошедшем под именем прп. Симеона Нового Богослова (X-XI вв.). Большинство исследователей, однако, склоняются к тому, что трактат нельзя признать произведением прп. Симеона, хотя есть и др. мнение (ср. предисловие и комментарии А. Г. Дунаева к сб.: Путь к священному безмолвию: Малоизвестные творения святых отцов-исихастов. М., 1999. С. 5-10, 147-152, 162-171). Большинство ученых датируют трактат XII или XIII в. Во всяком случае в XIII в. трактат уже пользовался популярностью в исихастских кругах Византии; впосл. он был переведен на слав. язык и приобрел широкую известность на Руси. Суть психосоматического метода М. И., описанного в трактате, заключается в следующем: подвижник должен уединиться в темном месте, сесть на низкий стул, склонить голову и умом постараться найти «сердечное место»; найдя его, он должен, сдерживая дыхание, непрестанно произносить умом М. И. (при этом одна часть молитвы произносится на вдохе, другая - на выдохе). Метод сведения ума в сердце был, очевидно, известен отцам древности, однако лишь в эпоху, непосредственно предшествующую расцвету визант. исихазма, он был детально описан. Так, напр., уже у св. Диадоха Фотикийского, прп. Исаии Скитского говорится о том, что имя Иисуса должно произноситься в сердце и именно сердце воспринимается как духовно-мистический центр человека. О связи молитвы с дыханием задолго до «Метода...» говорилось, напр., в «Главах о трезвении...» Исихия Синаита: «...Сие имя сладчайшее, как сказал один мудрый, да прилепится дыханию твоему: и тогда узнаешь ты пользу безмолвия» ( Hesych. Sin. De temper. et virtut. 100); у прп. Иоанна Лествичника: «Память Иисусова да соединится с дыханием твоим» ( Ioan. Climacus. Scala. 27. 61).

http://pravenc.ru/text/2564066.html

Христом установленных и существующих токмо там, где несомненно пребывает законная иерархия единой, святой, соборной и Апостольской церкви, ее же не одолеют и врата адовы, по словеси Спасителя, обещавшего пребыти с нею до скончания века. Того ради держащийся так именуемого старообрядчества полагали возможным, что в благодатных таинствах церкви, от коей отлучены, можно бы еще участвовать посредством священников, принявших в ней рукоположение и пожелавших потом совершать для них требы по старопечатным книгам, без согласия на сие Архиерейского. Но таковые священники, отвергшиеся своего Архиерея, преступали святое правило Апостольское, и по силе оного сами с отлученными подвергались отлучению. Болезнуя о столь многих душах, пребывающих вне общения с Св. церковью, ищущих же освятиться ее таинствами, священноначалие церкви нашей снисходительно склонялось преподать им врачевание в меру слабости разумения их, и за сим, доколе не приобретут твердого понятия о возможности исправления книг и обрядов, полагало не лишать их общения, если сами о том просить будут» (свед. об единов. церквах – Сапелкина. Москва 1858 г. л. 1–2). На сем основании в 1800 г. последовало Высочайшее утверждение особых – известных правил единоверия. – В данном случае – мы не будем описывать историю единоверия. Наша задача и цель настоящей статьи показать православным и, в особенности, старообрядцам-раскольникам – законность учреждения единоверия и защитить единоверие от тех нападок и клевет, которые распространяются раскольниками устно и письменно. Видя в единоверии могущественное средство к сокращению раскола, апологеты раскола и в устных беседах, и в своих подпольных сочинениях делают весьма злобные, но исполненные лжи и клеветы нападки на единоверие. В чем же дело?! По мнению раскольников, бывшие в Москве в 1656, 1666–1667 г. г. при участии восточных патриархов, соборы, безусловно, и с проклятием запретили старые до Никоновские обряды, как, якобы, еретические. – Опорочив этим, якобы, все древнее благочестие, собор обязал в то же время Русскую церковь к единообразному употреблению новоисправленного обряда.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

В мае 1875 года возвратился в Иркутск. 5 ноября (по др. свед.: 5 августа) 1878 года хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии и назначен управляющим Забайкальской духовной миссией в звании ее начальника. Областной город Чита стал центром, откуда святитель-миссионер неустанно, в особенности в 1881 году (когда исполнилось 200-летие со времени основания Забайкальской миссии миссионерами Феодосием и Макарием), обходил с проповедью слова Божия все Забайкалье, прилагая все старания к просвещению своей паствы и устройству церковно-гражданского быта новокрещенных с целью слияния их с русским оседлым населением. Для усиления средств к распространению просвещения, владыка открыл церковное братство святых Кирилла и Мефодия и святителя Иннокентия в Чите, чтобы закрепить свои духовные завоевания посредством церковно-приходской школы. Следствием всего этого было то, что за время управления Забайкальской миссией Преосв. Мелетием число обращенных в православную веру из шаманистов и ламаитов доходило до четырех тысяч. 5 июля 1889 года назначен епископом Якутским. Прибыл в Якутск 16 сентября. С 14 октября 1896 года - епископ Рязанский и Зарайский. 27 ноября отбыл из Якутска и прибыл в Рязань 17 февраля 1897 года. С 1897 года - почетный член Казанской духовной академии. Скончался 14 января 1900 года. Похоронен в Архангельском соборе Рязанского Кремля. В 1984 году по почину епископа Омского Максима (Крохи) и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена Мелетий был причислен к Собору Сибирских святых. Местночтимый святой Рязанской, Иркутской и Красноярской епархий. 18 июня 1998 года обретены мощи святителя Мелетия. 18 сентября 1998 года мощи были перенесены в Рязанский Троицкий монастырь. Известный миссионер и подвижник, просветитель Сибири. В течение 35-летнего труда на этом поприще был прозван " Апостолом якутов и просветителем язычников в Сибири и Азии " . Был инициатором облегчения участи больных проказой. Сам лично облегчил страдания прокаженных якутов. Добрый, приветливый, строгий к себе и снисходительный к другим, он был настоящий христианский миссионер по призванию. Он оставил по себе богатое наследие добрых дел. На поприще духовного писателя оставил много печатных трудов, многие из них помещены в Епархиальных Ведомостях (Иркутских, Якутских и Рязанских) и Православном Благовестнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

В Троицком Ильинском монастыре, близ Чернигова, на Болдиной горе есть чудотворный образ Богоматери, именуемый Ильинским-Черниговским. Он написан в 1658 году монахом Геннадием Константиновичем Дубенским, который до монашества назывался Григорием. В 1662 году при архиепископе Черниговском Лазаре Барановиче и игумене Ильинского монастыря Зосиме от сей иконы, в знамение любви, текли слёзы в продолжение восьми дней, с 16 до 24 апреля. Свидетелями этого были почти все жители Чернигова. В тот же 1662 год Татары сделали набег на Чернигов, разорили уже все окрестные селения, но иноки Ильинского монастыря не знали о близости врагов. Ночью получили они весть, собрались в церковь , помолились в ней, и сокрылись в пещере Антониевой. В полночь ворвались Татары в монастырь, вошли в церковь , опрокинули все иконы, взяли всю церковную утварь, по чудотворная икона осталась неприкосновенной со всеми своими украшениями. Невидимая сила не допустила варваров коснуться св. иконе; та же невидимая сила не допустила им войти в пещеру, где скрывались иноки, хотя они и много покушались на это, подбегая с зажжёнными лучинами и обнажёнными мечами, но всегда, как бы отрываемые, уходили без нападения. Святой Димитрий Ростовский , заключая свою книгу: «Руно орошенное», в которой он исчислил 24 чуда от иконы Богоматери Ильинской, говорит: «конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы: кто бо я исчести может». Ныне сия икона находится в Черниговском Ильинском монастыре, в церкви Св. Троицы, на правой стороне. 217 Анастасия Узорешительница (пам. 22-го декабря) была ученицей Хрисогана и ревностной христианкой. 218 По Троицкой летоп. (Карамз. 5, пр. 4) кн. Андрей скончался в чернцах 2 июня 1365 г. Никон. л. 4, 8. 78. Степ. кн. 1, 486. 220 Троиц. летоп. у Карамз. 5, пр. 4. Никон. л. 4, 78. 79. Степ. кн. 1, 482. 483. В Никон. л. и в степ. кн. помещено, как видно, церковное сказание о св. княгине. Оно оканчивается словами: „Ему же слава во веки веков, аминь“. Ркп. святцы: „св. и благов. княгиня Васса, во иноцех Феодора, яже бысть в Нижнем Новеграде, в Зачатском монастыре, его же созда, и ту преставися, в лето 6800. Потом перенесена бысть в соборную церковь и положена на правой стороне у западных врат“. Здесь, в Спасском соборе, и ныне мощи её почивают под спудом. – Свед. о монаст., стр. 367. 364. Нижег. Губ. Ведом. 1847 г. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Тогда, неспособный к обвинению ближнего и только самого себя обвиняя в том, что, может быть, как-нибудь неосторожно содействовал озлоблению его, Иоанникий пошел к своему недоброжелателю и просил его простить ему, если он в чем-нибудь виноват перед ним; но Даже и такое незлобие не тронуло и не возбудило раскаяния в злом завистнике, который бросился на святого и поразил его своим жезлом с острым наконечником. Но Бог и в этот раз чудным образом спас Иоанникия от смерти, и он долго еще прожил в чудных подвигах и в спасительной духовной деятельности. Часто являлся он провидцем будущего, исцелителем неизлечимых недугов, наставником на путь истинный многих заблуждавшихся, руководителем и помощником всех обращавшихся к нему. Между многочисленными посетителями подвижника были и епископы, и сам патриарх Мефодий исповедник, много пострадавший от иконоборцев. Достигнув 94-х летнего возраста, Иоанникий последнее время жизни своей подвизался в затворе и удостоился мирной кончины в 846 году. Почтенный нетлением, продолжал быть чудотворцем и по смерти своей. Паломник Антоний в 1200 г. видел главу его в Царьграде, в церкви 40 мучеников. Величая преподобного, св. Церковь взывает к нему: «звезда явился еси всесветлая, в мире просвещаяй и сущия в мраце страстей облиставаяй; врач же крепчайший явился еси; но яко приял еси благодать исцелений, просящим тя подаждь исцеление, да зовем: радуйся, отче Иоанникие!» «Слез твоих теченми пустыни безплодное возделал еси и, иже из глубины воздыханми, во сто трудов уплодоносил еси; и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Иоанникие, отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим!» 37 Рк. святцы: «святый и блаженный Симон, иже Христа ради юродивый, Юрьевский чудотворец, представися в л. 7102 (1593) мес. ноября в 4 д.». – Здесь в годе ошибка. – Свед. о монаст. 163. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Ноябрь. – 414, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010