В духовных тварях — Ангелах и человеческих душах — Бонавентура, в отличие от Фомы Аквинского, предполагает наличие духовной, непротяженной материи для объяснения их изменчивости и индивидуации. По Бонавентуре, духовное существо, будучи тварным, состоит из потенции и акта, но потенция и акт взаимозаменимы понятиями материи и формы, поэтому сложение из материи и формы может быть приписано и духовным существам (Комм. Сент. T. II. P. 89–101 (об Ангелах); P. 413–416 (о душе)). Однако в духовных существах материя не подвергается процессу возникновения и разрушения и не причастна категории количества. В конечном счете духовная материя не отличается от телесной, и одна материя служит основой как для духовных, так и для телесных существ. Для телесных существ непосредственной материей являются четыре элемента, соответствующие четырем качествам. Человек, сочетающий в себе духовное и телесное начало, сотворен “в завершение всего”. Весь материальный мир был создан для служения человеку, чтобы он восходил от него к его Творцу (Кратк. изл. II.2). Человек состоит из души и тела, а душа — из потенции и акта. Такая двойная составность нисколько не мешает существенному единству души и тела (Комм. Сент. T. II. P. 415b). Человеческая душа обладает тремя главными силами — растительной, чувствующей и мыслящей (Кратк. изл. IV.2). Тварные вещи отражают в себе Бога, поскольку они сотворены по Его вечным идеям, или образцам, содержащимся в Слове Божием — “вечном Замысле” Бога Отца (Шестодн. P. 343; 426; Путев. III.3). Божественные идеи, или универсалии, существуют по учению Бонавентуры трояким образом: до вещей (в Божественном замысле), в вещах (в материи) и в познающем разуме (или в душе, Путев. III.3). Поэтому в тварном мире повсюду рассеяны “следы” Божии. Для Бонавентуры тварный мир представляется своего рода книгой, в которой отражается и является нам триединый Творец. Тварный мир есть также лестница, по которой человеческий дух может восходить к Первоначалу всего (О свед. наук. P. 320). Как и Псевдо-Дионисий, Бонавентура обращает внимание на три момента: “Человек только тогда может иметь истинное знание о вещах, когда он познает, как они произошли от Бога (как от действующей Причины их бытия), как они возвращаются к Богу в их конце и, наконец, как Бог в качестве Первообраза в них отражается” (Шестодн.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Православные же иерархи были лишены этих прерогатив. Преосв. Макарий (т. IX стр. 6) справедливо замечает, что, несмотря на многочисленность в Литве русского духовенства и монашества, из него не выделялось почти вовсе лиц, которые посвящали бы себя исключительно делу проповеди на защиту православия, на борьбу за него. Между тем, латинское духовенство, особенно монашеские ордена, ревностно вело дело пропаганды католицизма. В конце XVI в., напр., бержардины и францискаацы действовали в этом направлении с большим успехом, особенно в низших слоях общества. «Читая донесения о подобных совращениях», замечает один новейший исследователь этого вопроса: «несмотря на крайнюю сухость этих донесений, невольно рисуются в уме картины унижений и притеснений, которым предварительно подвергался этот подневольный народ, его отчаянье и слезы, прежде чем отречься от веры своих отцов». (Н. Н. Любович: «К ист. иезуитов в литовско-русских землях в XVI в.», стр. 13. Автор приводит между прочим образчик донесения одного францисканского монаха (ркп. Ватик. Арх., Nunz. di Polonia, I. XVI, р. 563) об обращенных им в католичество лицах в Вильне: In primis anno MDLXXIX: 1) 13 decembris: Sophia antea vocata Agaphia de Potocko, famula d. Gasparis Chlodzienski, schisma Ruthenicum revocavit. 2) Eodem die Ioannes, cocus supradicti domini, Ruthenus, agnoscens fallaciam doctrinae Ruthenicae, catholicae fidei adhaesit. 3) 14 decembris. Thomas antea vocatus nomine Ruthenico Buas de Witewsko, diocesios Wilnensis, homo laboriosus ex schismate Moscarum conversus. 4) Eodem die. Simon, antea vocatus Siemien, famulus d. Gasparis Chlodzinski, schisma Graecorum revocavit… Anno Domini MDLXXX. 6 marcii. Ancilla quaedam d. Iacobi Iarmola peliificis civis Wilnensis, nomine Dorothea ex patre Levon Ruthenico… pertinaciam ruthenicam ommisit» и т. д.). Отрывки из сочинения Михалона напечатаны во II т., V отд. Арх. ист.-юрид. свед. о России. Выбираю из них места, наиболее характеризующие внутреннее состояние Литвы в рассматриваемую эпоху: «Nostros (Lithuanos) vero, non quidem magistratus, sed ipsa intemperies perdit potatores, aut mutua arma inter potandum enata, dies ab aquae ardentis potu inchoatur.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О франзех (как в сербской кормчей 1262 г. см. у Срезневского. Свед. и зам. XLVII, стр. 161), следовательно о франках. Но обыкновенно этим именем в средние века славяне называли генуэзцев. Бинер, ссылаясь на письмо к нему Розенкампфа (De collect. can. 68–69) приписал статью о франках русскому епископу Кириллу туровскому , но с этим нельзя согласиться в виду того, что она имеется в сербской кормчей 1262 г. и отсюда уже заимствована в русские кормчие, а не наоборот. Перед статьей «о фрязех» в первоначальном издании кормчей находилась вышеупомянутая статья Никиты Стифата об опресноках. 979 Это именно есть составная часть римско-католического ритуала, изданного от лица папы Павла V. Павлов, 50-я гл. кормчей книги, Москва, 1887, стр. 10. 980 Это именно есть трактат о разных видах родства с исчислением разпных комбинаций недозволенных браков, составленные около половины XVI в. константинопольским хартофилаксом Мануилом; оп потом был издан в 1564 г. в Венеции греческим священником Захарией Скордилием, с разными дополнениями этого последнего, и в этом виде послужил и источником для 50 гл. корм. кн. Павлов, ibid. стр. 27 и 33. 983 Сюда относятся 59, 64, 65 и 66 главы. Первая представляет собой напутственное наставление от архиерея новопосвященному священнику и ясно показывает, почему она включена издателями в печатную кормчую: «выписано из правил св. апостолов и св. отцов», говорится в ней, т.е. издатели принимали ее не ща статью русского происхождения, а за статью византийскую. Главы 64–66 заимствованы из сочинений русского епископа Кирилла туровского (конца ΧΙΙ в.). См. Розенкампф, Обозр. кормч. кн. примечаний стр. 191 и ср. Макарий, Истор. р. ц. ΙΙΙ, 118 и сл. Вероятно и названные три главы включены в кормчую в ошибочном предположении, что они не русского, а византийского происхождения. 988 Исторической точностью этот разсказ вообще не отличается: в нем повествуется между прочим о существовавшем якобы когда-то папе Петре Гугнивом, который велел попам по семи жен иметь, а наложниц сколько кто хочет, в церквах велел играть в органы, в тимнаны и мусикии, подстригать бороду, усы и лоно как мужчинам, так и женщинам, грехи прощать без епитимии и без покаяния и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

(«Основа», 1862 г., май, статья Лазаревского, «Стат. свед. об украинских народных школах и госпиталях в XVIII столетии»). Большинство шпиталей, как и школ, состояли при церквах и обычно содержались на средства местных братств. Весьма важный материал по этому предмету находится в сочинениях преосв. Филарета «Истор. стат. описание Черниговской епархии», и в «Истор. стат. описание Харьковской епархии», а также в сочинении Шафонского, «Топограф. описан. Черниговского наместничества». Институт шпиталей начал разрушаться в Малороссии еще в конце прошлого столетия, когда братства пришли в упадок, прихожане лишились прежнего влияния на церковные дела, и когда вообще была парализована самодеятельность южнорусского общества. О. Уманец, земский деятель в Черниговской губернии, передавал Ефименко, что шпитали были отменены в начале нынешнего столетия в следствии каких-то злоупотреблений, открытых в некоторых из них; кажется, вследствие того, что в шпитали иногда попадали подозрительные личности. См. некоторые сведения о шпиталях у Якова Маркевича. «Дневные записки» I, 507, а также в стат. «Шпиталь в м. Боромле» (Ахтыр. уез. Харьк. губ.), Киев. Старина, сент. и октябрь 1883 года. 208 Другой исследователь братских обычаев, К. Василенко (в стат. «Остатки братств и цехов в Полтавщине», Киев. стар. 1885 г., 9) замечает, что старинное медоварение к храмовым праздникам встретило затруднения и противодействие после введения откупов, и потом акциза. В Свод. галиц. русской летоп. Петрушевича (с 1700 по 1772 г.) приводится целый ряд фактов, подтверждающих это положение. 1) В 1764 году учреждена Новороссийская губерния и в 1777 году в Новороссии был уже откуп, приносивший казне 20.000 руб. П. С. Зак. 14.663. (стр. 188); 2) Под 1752 годом в этой летописи занесено: в том году всем людям мирским и духовным и казакам в Киеве запрещено шинковать, исключая Киевского Михайловского монастыря, и с тех пор это запрещение не переставало повторяться. П. С. Зак. 9846, 11 128 (стр. 191); 3) При Петре Вел. в 1716 г., потом при Анне Иоанновне, 1731 г., при Елизавете Петровне 1755 г. и наконец при Екатерине II постоянно подтверждали, что право винокурения принадлежит одним помещикам, но с 1767 г. право делать наливки окончательно перешло к откупщикам (стр. 198); 4) Под 1761 г. значится, что универсалом гетмана Разумовского винокурение ограничено для казаков (стр. 216); 5) В уставе о винокурении 1765 года было определено ясно и окончательно: «вино курить дозволяется всем дворянам, а прочим никому, П. С. Зак 12, 448. (стр. 262). Читать далее Источник: Папков А.А. Жизнь и деятельность братств во второй половине XVII и в XVIII веках.//Богословский вестник. 1898. Т. 3. 9. С. 281-309; Т.4. 11. С. 149-184; 12. С. 298-323. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Но думные чины еще не превратились в простые служебные ранги: между ними заметно в XVI в. некоторое социальное различие, уже начавшее исчезать в следующем столетии. За каждым из них стоял особый генеалогический круг. Бояре выходили преимущественно из знатнейших княжеских родов, к которым примыкали немногие нетитулованные фамилии старинного московского боярства. Окольничество принадлежало преимущественно тем фамилиям этого боярства, которые успели спасти свое положение при наплыве новых титулованных бояр; к ним примкнуло второстепенное княжье с немногими фамилиями удельного боярства. Наконец думное дворянство было убежищем выслужившихся лиц смешанного класса, который составлялся из упадавших старых московских фамилий, из массы пришлого удельного боярства, даже частью титулованного, и некоторых других элементов. Легко заметить, что эта чиновная иерархия думных людей была тесно связана с тою генеалогической иерархией, в какую, как мы видели, сложилось новое московское боярство в XV и XVI в., и чиновный состав боярской думы был лишь отражением этого аристократического склада боярства. 140 Др. Росс. Вивл. ч. XX. Список этот не совсем исправен. Проверив его, сколько было возможно, с помощию летописей, разрядных и боярских книг и списков, изданных и рукописных, мы могли заметить, что с княжения Василия Ивановича неисправность списка состоит не столько в неполноте перечня, сколько в неверности хронологических показаний: многие бояре и окольничие были пожалованы в эти звания раньше, чем показано в списке. Ср. этот список с помещенным в Архиве ист.-юр. свед., кн. 2, половина 1, отд. 2, стр. 121. Разумеется, в выводах, излагаемых далее, нельзя искать полной точности. 142 Говоря это, мы хотим обозначить не происхождение всего сложного класса, носившего это название в XVII в., а только один из многих его элементов, самый видный в XVI в. и по происхождению своему тесно связанный с историей московского боярства того времени. Таких захудалых «княжат», иногда упоминаемых в памятниках рядом с детьми боярскими, к концу XVI в. накопилось так много, что Флетчер в своем перечне общественных состояний в России сделал из них особую, низшую степень знати, прибавив преувеличенно, что их считают за ничто и что нередко можно встретить князей, готовых служить простолюдину за 5 или за 6 рублей в год (гл. 9). Читать далее Источник: Боярская дума древней Руси/[Соч.] В. Ключевского. - 3-е изд., пересм. - Москва : Синод. тип., 1902. - VI, 3-547 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Местности в которых находятся сектанты Число сектантов в 1883 г. Число сектантов в 1884 г Предместье Дымиевка Саперная слободка зверинецкого прихода Киево-лыбедский владимирский приход II Васильковский уезд Яблуновка III Звенигородский уезд С.Рижановка С.Кобеляки С.Вотылевка С.Чижовка С.Шубины Ставы С.Яблуновка С.Каменный Брод С.Репки М.Боярка с д.Порадовкой и Долгой Греблей С.Моринцы IV Сквирский уезд С.Скибинцы Свед.нет С.Капустницы С.Дедовщина С.Лучин С.Турбовка Д.Кошланы при м.Романовки Д.Ерчики жидовецкого прихода V Уманский уезд С.Русановка С.Новая Гребля VI Таращенский уезд Г.Тараща С.Кирданы Д.Болкунь принадл. к церкви С.Степка С.Ставищевка С.Рожки С.Брилевка С.Лесовичи С.Веселый Куть С.Косяквовка с д.Шушковой и Антоновкой С.Чаплинка с д.Поповкою С.Жидовская Гребля С.Попружная С.Плосская С.Малая Березянка и д. Малая Волнянка С.Крутые Горбы С.Тиновка С.Розумница С.Антоновка С.Скибинь VII Чигиринский уезд С.Мордва С.Топиловка Для противодействия распространению баптисткой ереси, или так называемой штунды, киевское епархиальное начальство, кроме увещаний, какие делались совратившимся через приходских священников и особо командированных лиц, принимало еще некоторые общие меры. Так, на первых порах развития ереси в с. Чаплинке, киевская консистория, дав знать епархии о появлении новой противоправославной секты, в марте 1873 г. предписала всем священникам тщательно следить за отношением прихожан к учению православной церкви, богослужению и таинствам, и употребить все старания для удовлетворения тем потребностям духовным, которые людей простодушных, подстрекаемых лжеучителями, влекут к новопоявившейся секте. С этой целью требовалось от священников, чтобы они объясняли своим прихожанам св. писание в поучениях, учили истинам веры и нравственности, в особенности же старались разъяснять учение о призывании святых, почитании св. икон, о постах, о необходимости таинств и богослужения, предотвращали от разврата, пьянства, сквернословия и тому подобных пороков; сверх того священникам предлагалось в помещениях церковно-приходских школ, в известные дни, в неучебные часы, открыть чтения для возрастных прихожан из жития святых и других назидательных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Lebedince...

48 Тот же том, Холмогор. акты, стр. 20, 26, 234, 236, 414. – На основании писцовых книг XVI века Чечулин (Неск. данных о книгах по городам Моск. госуд.) устанавливает тот факт, что при церквах 8 городов: Коломны, Можайска, Казани, Свияжска, Тулы, Каширы, Венева и Лаишева находилось 2.000 рукописных книг. – О значительном количестве книг при приходских церквах северн. России см. интересные подробности у Срезневского. Свед. и зам. о малоизв. и неизв. памятн., глава XLI. О громадном количестве книг духовного содержания в церквах и монастырях г. Нижнего Новгорода в начале XVII века, см. «Писцовую и переписную книгу» этого города, изд. Арх. Ком. в 1896 г. стр. 35, 339, 340, 347 и мн. другие. 49 Материалы для ист., археол. и стат. г. Москвы, собранные Забелиным, ч. 1 – 1884 г., и ч. II – 1891 г. Из предисловия к первой части мы узнаем, что при этом историко-археологическом и статистическом описании г. Москвы была поставлена весьма широкая задача; так, между прочим, предположено представить историю церковных приходов существующих и упраздненных, сообщить уставы, порядки и обычаи приходского общежития и дать сведения о приходском призрении бедных (богадельни, приюты) и о других делах и действиях приходского мира (школы, убог. дома). 50 См. напр. о выборах прихожанами священно- и церковно-служителей и об отводе им земельных участков, в XVII и XVIII веках, в 1-ой части Матер., стр. 878 (цер. кн. Мих. Черниг. под Бором); см. там же перехожие памяти на стр. 149–151; далее см. стр. 696, 866, 873, 874, 890 и мн. друг. – Во II части см. Строельную книгу 153, 161; Писц. книгу 194 г. 224, 225, 230, 238; Писц. книгу 189 года 248, 255; Писц. книгу 187 года 280. – См. истор. заметки о праве выбора прихожанами своего причта у Суворова. Курс церк. права, стр. 196 и 197. 51 Матер. ч. I, стр. 646. Весьма любопытно, что по этому акту от церковного старосты требовалось знание грамоты; сам акт подписан священником и прихожанами, в том числе и женщиной. 53 См. патриаршие приказы патриархов: Филарета Никитича, Иосифа, Адриана, на стр. 1193, ч. 1, Матер. «церковная дань». Мы здесь не говорим о сборах собственно с церквей и с церковного причта, которые были довольно значительны (наприм. с церквей. подможные, то есть сборы для полковых священников, на иподиаконов и певчих патриарха, с благословенных грамот, и т. п.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

7 Так по крайней мере говорят невьянские раскольники старожилы, по свидетельству местных священнослужителей. 9 В раск. цветниках, в статье об антихристе, так о нем говорится: «по-еллински антихрист называется Аввадон, по-еврейски Напалиен, по-гречески Бонапарт, по-славенски же антихрист». 11 Считая Иова святым, раскольники и доныне, в день его кончины, 29 мая, во множестве стекаются на могилу его, берут с неё землю и будто бы получают от неё исцеления. Предание говорит, что Иов был послан в здешнюю страну самим правительством – с целью обратить раскольников на путь истины. Свед. местных священнослужителей. Об Иове см. ниже, в статьях о епископстве и об обычаях пермских староверов. 15 См. миниф. и указы от 16 дек. 1743 г., 31 августа 1741 г., 15 июля 1748 г., 20 дек. 1761 г., 14 февраля 1763 г , 3 март. 1764 г., и 19 январ. 1765 г. Так же указ Екатеренб. конторы судных и земских дел в Н. тагил. конторе от 29 октября 1764 г. за 2103. 23 В 1832 г. 150,000 раскольников из сих губерний чрез своих депутатов, по совещании с екатеринбургскими раскольниками, просили императора Николая 1-го о дозволении иметь своих независимых от церковной власти священников. 24 В 1828 г. в июле иргизские раскольники чрез лжеинока Арсения, уведомляли екатеринбургских единомышленников, что хотя верховная власть и повелевает им принять единоверие; но что они единодушно решились лучше умереть и пострадать, чем принимать единоверческую церковь ; к тому же убеждали и екатеринбургцев. Взято из пис. ирг. инок. Арсения к екатеринб. раск. Платону Алексееву. 25 В 1830 г. в округе Ревд. завода, было три скита. Из ревд. беглых попов известен только последний Гавриил. Свед. мест. священнослужителей. 27 В архиве сей церкви хранятся копии с «пачпортов», данных из тобольской духовной консистории, находившимся в оной по этому делу буткинским прихожанам с обозначением 1752 г. от 3 апр. за 1079, 11 апр. за 1116, от 23 сентября за 2545. Свед. местных священнослужителей. 28 Указ тобольской духовной консистории от 12 мая 1783 г. за 460 копия при архиве Батуринской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

29 Чт. Общ. И. и Др. 1860, 3, 706. «Не годен того, же го земля святая на себе носит». В эпическом приветствии или здравице: «Бувай здорова як рыба, гожа як вода, весела яквесна, рабоча якь пчола, а богата як земля святая». В клятве: «земля бы го святая не приймала». Буслаев, Русские пословицы и поговорки. Архив истор.-юрид. свед. 2. 2, 44. Очерки русской народной словесности, 1, 120. «А бы тебе свята земля не приняла». Е.В. Барсов, Очерки народнаго мировоззрения. Старая и новая Россия, 1876, 3, 218. 31 Григорий Богослов : «Мартиниан ушел в землю, матер всех». Иоанн Златоуст: умершие скрываются «в недрах матери всех земли». Цитаты у Diemrich’a, о.с. 69 и 76. В апокрифе об Иоанне Богослове умирающий апостол говорит: «Привлекше землю – матерь мою, покрыйте мя». Франко, Апокрифи и легенди, 3, 55. Ср. Dietrich, о.с., 69. 32 Архив истор.-юр. свед. 2, 2, 190. Снегирев, Доп. к приб. к собранию рус. народ, пословиц. Только напрасно пословицу эту Снегирев ставит в связь со стригольничеством (стр. 202, прим.) 33 Люцидариус, см. Летоп. рус. литер. 1, 2, стр. 54. По другим версиям, кости земли – камни. Потебня. Объяснение малор. и сродных народных песен, 2, 589. Сучки деревьев с ветвями представлялись как руки с пальцами. Вуслаев. Очерки, 1, 12 сл. – Ср. представление о пупе земном, встречающееся у древних христианских писателей и у наших паломников. Веселовский, Разыскания в области дух. стиха, 3, 42. прим. М.А. Голубцова, Поклонение св. граду Иерусалиму, 31. – У Кирика в его «Учении, имже ведати человеку числа лет» говорится: «О земленем поновлении. Земля паки поновляется за 40 лет: да тех поновлений в толико ж лет 166, а последнего поновления 4 лета» («Учение» писалось в 6645 г. от С.М.). Подобные представления взяты, вероятно, из астрологии. Труды Общ. И. и Др. 4, 1, стр. 126–127. Ср. Чт. Общ. И. и Др. 1847, 6, стр. 32. 34 Буслаев, Очерки, 2. 138; ср. 179: «Художественная форма олицетворения земли хотя и согласуется с мистическим народным представлением о матери сырой земле, однако в нашу духовную литературу вошла, без сомнения, из Византии». Сухомлинов, Изследов. по др.-рус, литер. 312–13: «Виз. картинка на текст: «земля вертеп неприступному приносит». Земля в виде престарелой женщины в зеленой нижней одежде и красной верхней принимает дитя в свои объятия».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Г3 Четвероевангелие, библ. моск. дух. академии 1 (фундам.), пис. на лощеной бумаге, в л., на 317 л., полууставом XV в. Обложено красною камкою. Имеются четыре изображения евангелистов, раскрашенные красками, по золотому полю. Красивые заставки и заглавные буквы также раскрашены красками и золотом. В месяцеслове русских и славянских святых нет. Правописание болгаро-русское, с юсами. Фабричный бумажный знак – у Тромонина 126. 1485 г. – Леонид, Сведение... II, стр. 8–9. Г4 Четвероевангелие, библ. москов. дух. академии 2 (фундам.), нис. на лощеной бумаге, в л., на 341 л., XV–XVI в., с изображениями евангелистов (впрочем, изображение евангелиста Иоанна вырвано еще до нумерации листов). И по заставкам, и по правописанию, и по месяцеслову сходно с предшествующим Евангелием (Г3). Леонид, архим. Свед., II, стр. 10. Г5 Четвероевангелие, библ. моск. дух. академии 3 (фундам.), пис. па лощеной бумаге, в л., в один ряд, по 12 строк, на 738 л., крупным уставом XV–XVI в. Изящно нарисованные по золотому полю и превосходно сохранившиеся изображения евангелистов, изящные заставки и заглавные буквы. Обложено парчею с золотными разводами, жуки серебряные, застежки также серебряные, искусной филигранной работы. На внутренней стороне передней доски надпись: герасима солочиского. В месяцеслове русских и славянских святых нет. Правописание русско-болгарское, с юсами. – Леонид, Свед., II, стр. 10–11. Г6 Четвероевангелие, библ. москов. дух. академии 17 (Волокол.), пис. на бум., в л., на 386 л., полууставом XV в. На 1-м белом листе надпись древняя: елїе. писмо варлаама доброписца. а да его в до прчтые бци. бывшеи архиманритъ симоноскои гераси замыцкои. Пред каждым евангелистом написаны красками символические изображения, с пробликовкою по местам золотом: пред евангелистом Матфеем написан ангел, пред Марком – орел, пред Лукою – телец, пред Иоанном – лев. Пред месяцесловом изображен преподобный. Русских и славянских святых нет. Правописание русско-болгарское, с юсами. Иосиф иером. Опись.. М. 1882, стр. 4–5.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010