В нем он дает Лебедеву советы, как следует изучать иностранные языки (в качестве языков мертвых – для чтения научной литературы) и объясняет соотношение между различными европейскими языками (Там же. Д. 3 об. – 4). Далее Болотов высказывает свое мнение о будущем Лебедева, советует ему продолжать образование в Московской Духовной академии и, между прочим, пишет следующее: «Да и вообще я не посоветовал бы никому в наше время особенно стремиться к высшему образованию, видеть в нем бесспорное summum bonum. В моих глазах хороший семинарист всегда стоял и стоит выше посредственного академиста. Посредственного, т. е. пошедшего в Академию без явно и верно выразившихся склонностей к теоретической науке. Диплом кандидата богословия так часто встречается на жизненном рынке, что курс на него стоит самый низкий. Места, где человек с натурой ученого мог бы жить и действовать, переполнены» (Там же. Л. 5). Последующие письма Лебедева, содержащие массу addenda et corrigenda к работам Болотова, немало удивили последнего и заставили его прислушиваться к голосу молодого, но крайне внимательного и вдумчивого читателя. «Такой внимательный читатель, как Вы, имеет полное право на своевременный ответ от автора. Ваши Addenda-Corrigenda были для меня истинно приятным оазисом: я просто не ожидал – между читателями не по казенной надобности – встретить человека, столь тщательно относящегося и к «сухим» деталям, и к цитатам. Если бы на каждую статью ученого типа нашлось хоть по десятку читателей в Вашем духе, вероятно, тон русской богословской литературы значительно повысился бы и кой-какие явления исчезли бы с поверхности печатного слова» (письмо 2 от 16 марта 1892 г. Там же. Л. 5 об. – 6). Замечания Лебедева касались различных работ Болотова, среди которых «Следы древних месяцесловов поместных церквей», 1081 Theodoretiana и др. С большей частью их Василий Васильевич соглашается и здесь же объясняет причины неожиданных изменений в темах своих ученых занятий (Там же. Л. 9–10). В третьем письме (от 24–26 июня 1893 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 Пахона 26 апреля 1 Пауни 1 Эпифи 25 июня 1 Мезори 25 июля 1 эпагомен 24 августа 2 эпагомен 25 августа 3 эпагомен 26 августа 4 эпагомен 27 августа 5 эпагомен 28 августа [ 6 эпагомен ] [ 29 августа ] Пояснения к табл. 1: В таблице в круглых скобках указаны юлианские даты, соответствующие александрийским годам, в которых 1 тоут смещается на 30 августа. Аналогично и начало других месяцев, до фаменота включительно, в юлианских датах смещается на один день. В этом случае четвертый день месяца фаменот приходится на 29 февраля, а пятый – на 1 марта. Таким образом, в любой год александрийского календаря 5 фаменот совпадает с 1 марта и, следовательно, 1 фармути всегда приходится на 27 марта. В квадратных скобках указан дополнительный день високосного александрийского года. Александрийский цикл, в реконструкции авторов (по работам Д.А. Лебедева 26]), представлен в табл. 2. прилож. 1.В ней указаны порядковые номера дней александрийского календаря, на которые приходятся первые числа месяцев лунного ветхозаветного еврейского календаря.Счет дней в каждом солнечном году ведется с 1 тоута, а лунных месяцев – с 1-го тишри. Однако при этом необходимо помнить, что первым библейским месяцем лунного года считается нисан. В первый год начало нисана приходится на 207-й день от эпохи цикла, т.е. на 23 марта 285 года. Этой дате соответствует первая пасхальная граница – 5 апреля В каждом последующем году границы сдвигаются на 11 суток назад для простых годов или на 19 дней вперед для эмболимических, а при переходе к следующему циклу, из-за «скачка Луны» ( объяснение этого «скачка» см. – на 12 суток назад. В результате все они лежат в пределах от 21 марта до 18 апреля включительно (эти числа называются нижней и верхней пасхальными границами). Следовательно, самая ранняя Пасха приходится на 22 марта, т.е. на 15-й день луны 16-го года цикла, а самая поздняя – на 25 апреля – 21-й день луны 8-го года цикла.   Таблица 2 Александрийский цикл   Пояснения к табл. 2. В таблице указаны порядковые номера дней александрийского солнечного календаря, на которые приходятся первые числа месяцев ветхозаветного лунного еврейского календаря. Отсчет начинается с 1 тоута. Эта дата считается 1-м днем каждого солнечного года цикла. Ему соответствует либо 29 августа юлианского календаря, либо 30 августа – в год, предшествующий нашему високосному году. В первый год цикла на 1 тоут приходится новолуние, и этот день принимается за 1-е элула. Первый же лунный месяц тишри начинается на 30-й день от 1 тоута, т.е. 27 (или 28) сентября. Через 30 дней, т.е. на 60-й день от начала отсчета, начинается следующий лунный месяц и т.д. Особо отметим, что неоднозначность в соответствии дат александрийского и юлианского календарей прекращается 1 марта, и, таким образом, начало нисана любого года цикла всегда приходится на конкретную юлианскую дату. Так, в первый год цикла 1-е нисана (207-й день) приходится на 23 марта, а, следовательно, 14-я луна – на 5 апреля.

http://bogoslov.ru/article/4733283

…Рассказывая в Мюнхене о защите генералом-миротворцем А. И. Лебедем православия на берегах Днестра и о его благотворительной деятельности Церкви, автору запомнились слова, которыми однажды в Кафедральном соборе РПЦЗ подытожил исповедь архиепископ Марк «...Вы у себя на родине предавались страстям и сделали генерала Лебедя своим кумиром. Забыли, что он обыкновенный смертный человек! А о чем гласит евангельская заповедь? – «Не сотвори себе кумира». Далее архиепископ посоветовал внимательно прочитать 117-й псалом. Дома автор открыл подаренную им при освящении квартиры Псалтирь, где нашел такие стихи: «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей». Примечания: В данной публикации использованы фрагменты 12-й главы «Православие – вера моего народа» из книги автора " О генерале Александре Лебеде и о забытой войне. Записки политэмигранта " . – Мюнхен, 2005, c.68 – 78. — митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий (Морарь; род.1953) — глава Среднеазиатского митрополичьего округа. Приднестровье в 90-е годы генерал А.И. Лебедь не афишировал свои украинские корни. В российских СМИ А.И. Лебедю, чей отец был украинцем, приписывают такую фразу: «Почему-то я с детства ощущал себя украинцем, хотя на любом другом языке знаю значительно больше слов, чем на украинском». См.: Холодюк А. О генерале Александре Лебеде... – Мюнхен, 2005, c. 20. Автор,не служивший в армии, но имевший звание старшего лейтенанта запаса, в 1992 году был прикомандирован к гарнизонной военной комендатуре. Генерал А.И. Лебедь согласился с просьбой автора — читать в университете лекции и выполнять во время военных сборов все порученные ему корресподентские поручения. См.: «Православная Русь», 1997, N 1. Источник: электронный ресурс Доримедонт (Чекан; 1961 — 2006), с 1998 г. — епископ Единецкий и Бричанский, основавший три монастыря в Единецкой и Бричанской епархии. В 1990 г. Доримедонт назначен наместником вновь открывшегося Новонямецкого в честь Вознесения Господня мужского монастыря в с. Кицканы Слободзейского района Молдавии. С 1990 г. – игумен, в 1993 г. возведен в сан архимандрита. Как и генерал А.И. Лебедь, епископ Доримедонт стал жертвой катастрофы, но — автомобильной.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/17/...

7. Ответ на 5, Vladislav: Приближается страстная седьмица и Пасха, опять безумные иудеи и начальник их дьявол спешат спешат уничтожить имя Христово, церковь Его с лица земли и забывают, что наступают на те же грабли, всё думают вот победа близка, а побеждает опять Христос Диванные вои готовят Великий диванный поход на Киев ! 6. Ответ на 4, АБС: " И те и другие разговаривают на мове и бьют себя в грудь , утверждая , что истые украинцы. Как Российская Армия может освободить украинцев от Украины. Наших воинов там совсем никто не ждет. " Ты такой же враг, как и зеленский. И Россию нужно очищать от таких оборотней, как ты. А що ты не фронте провокатор. Командование ВС РФ само знает как действовать , без твоих истошных эмоций на диване. 5. отец Павел -исповедник Приближается страстная седьмица и Пасха, опять безумные иудеи и начальник их дьявол спешат спешат уничтожить имя Христово, церковь Его с лица земли и забывают, что наступают на те же грабли, всё думают вот победа близка, а побеждает опять Христос 4. Ответ на 3, учитель: " И те и другие разговаривают на мове и бьют себя в грудь , утверждая , что истые украинцы. Как Российская Армия может освободить украинцев от Украины. Наших воинов там совсем никто не ждет. " Ты такой же враг, как и зеленский. И Россию нужно очищать от таких оборотней, как ты. 3. Ответ на 2, АБС: " В последний год Киев организовал самую масштабную в новейшей истории страны волну гонений на УПЦ, к которой причисляют себя миллионы верующих. При поддержке властей раскольническая «Православная церковь Украины» проводит рейдерские захваты храмов, националисты и раскольники нападают на духовенство и верующих, в храмах и монастырях, у священников и епископов проходят обыски, их обвиняют в «антиукраинской деятельности». " Плохо, что за год СВО, не уничтожен ни один член кровавой еврейской банды зеленского, организовавшей гражданскую войну и геноцид населения Украины. Эта одна из причин нашего топтания на месте, не бьем главных врагов Православия и населения Украины и России.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/01/mi...

Помимо голода и болезней насельники Лавры страдали и от привлечения к принудительным работам и трудовой повинности со стороны властей. 20 января 1920 г. в Духовный Собор поступил рапорт эконома иеромонаха Серафима о рассмотрении вопроса «О трудовой повинности братии, необходимой по декрету и принуждению Комбеда». Соответствующее решение принял наместник архим. Николай: «Эконом составит список братии, могущей работать по очистке от снега и льда аллей, составит расписание и объявит от имени Духовного Собора о времени работ» [iv] . Лишь к концу гражданской войны институт принудительного труда стал отмирать, и власти начали идти на некоторые уступки. В частности, 31 июля 1920 г. Комиссия по правильному использованию труда и освобождению от трудовой повинности выдала удостоверение, что священнослужители Лавры архидиакон Варлаам (Макаровский) и иеродиакон Серафим (Вавилов) должны быть освобождены от повинности «в кануны церковных двунадесятых праздников и кануны воскресных дней». 3 сентября 1920 г. отдел юстиции Петроградского совета известил расположенное вблизи Лавры 12-е участковое квартальное бюро, что «духовных лиц, не занятых культом» не следует привлекать к общественным работам на виду у публики, а священнослужителей «занятых культом» вообще не следует привлекать к таким работам (впрочем, такая инструкция уже издавалась отделом юстиции 1 августа 1919 г. и заметного воздействия не оказала) [v] . В отличие от периода 1918–1919 гг., в 1920 – начале 1922 гг. активных репрессий против насельников Александро-Невской Лавры не было, хотя секретный надзор за ними осуществлялся. Так, в донесении одного из осведомителей ГПУ в январе 1922 г. говорилось: «Наместник Лавры два месяца совсем не служил, затем служил не часто, и никаких серьезных проповедей не произносил. В Крещение, так как митрополит не служил в Лавре, наместник служил в Духовской церкви и сказал проповедь на дневное евангелие, очень ловко перешел на дровяной вопрос, дороговизну, несостоятельность правительства и т.д. Слушатели плакали, находили, что он сказал очень трогательно, николаевки же потом бегали и восхищались его «необыкновенно смелой проповедью». Доказательство, что уследить за содержанием проповеди по ее теме чрезвычайно трудно, и что понимается она совершенно различно. Только власть патриарха может направлять проповеди» [vi] .

http://bogoslov.ru/article/3119298

Монастырские работы с течением времени привлекали к себе внимание рабочей среды, и беспризорные и безработные просили о зачисления их в монастырские каменщики 796 . В рабочее при Монастыре, по собственному прошению, зачислен был дворцовый крестьянин, обратившейся из раскола 797 . Землю из канала вывозили ямщики Петербургской ямской слободы 798 . Землю на Невский прешпект возили ямщики Смоленской ямской слободы за право бесплатного проезда по прешпекту 799 . Были отсылаемы к монастырской работе – к каменному и к известному делу – задерживаемые беспаспортные духовные лица и монахи, а также провинившиеся и присланные в Монастырь для наказанья 800 . Широко практиковался наем рабочих 801 , на разных основаниях, кто как желал, задельно или помесячно 802 . Наконец, некоторая часть рабочих, – разумеется, только мастера, – шла из заграницы. В апреле 1716-го года архимандрит Феодосий выслал из Гданьска, где он тогда был, столяра, кузнеца и токаря 803 . Позднее работали в Монастыре иноземцы каменщики 804 . Неисправность рабочих повела к заключению с ними весьма обстоятельных контрактов 805 . В обеспечение работоспособности наемных рабочих, их свидетельствовали прежде допущения к работам 806 . Затруднения при сборе рабочих заставили перейти к подрядной системе. Подрядчики обыкновенно договаривались поставить к работам на определенный срок известное число рабочих, а плату получали с расценки исполненных работ: с гробницы по 10-и рублей, с сажени кладки фундамента по 3 рубля, с тысячи кирпича стенной кладки по 1-му рублю 22 алтына 4 деньги и тому подобное. Особая была расценка для кладки столбов, особая для карнизов и так далее 807 . Но и с подрядного системою бывало не без хлопот и затруднений. В 1719-м году 2 подрядчика – крестьяне Ярославской вотчины графа Петра Матвеевича Апраксина Феодор Козин и Костромской патриаршей вотчины Григорий Манин поставили к монастырским работам 100 рабочих, каменщиков. Но уже в июле, отработав авансы, более половины бежало с работ; а оставшиеся перестали работать: «не работают». Причину объясняет письмо дворецкого графа Апраксина к Головачеву: «приходить ко мне по многие времена подрядчики Федор и Григорий, приносят жалобу немалую в вашем непорядочном деле. Безвременно бьют и ругают безвинно напрасно. Ведаешь, милость ваша, и сам: крестьяне многих, государь, а не крепостные ваши монастырские. И хотя бы и монастырские, бить не надлежит. Деньги, которые задаточные, у них заделаны, а силою делать в неволю не заставишь, для того что ость у вас против договорной росписи много излишнего дела. В том нашем непорядке есть многая остановка и прогульные дни. Надлежит с ними сделать другоряды, а в неволю не удержишь. Надобно им дать порядок, а против недомолвки в лишнем деле расчет, и по расчету заплатить, и написать роспись с полностью, что есть дела. Тогда станут и работать. А обидеть напрасно и отнять заработанные деньги не надобно» 808 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

5. Что скажут на сие мудрецы века сего, которые у нас хвалят свое, носят длинные бороды и влачат по земле нарядные плащи свои? Рассказывай вместо сего свое и ты, пишущий длинные речи, составляющий невероятные истории, устремляющий взор к горнему, перетолковывающий небесные знамения и по движению звезд заключающий о рождениях и других происшествиях! Говори мне о своих звездах, о венце Ариаднином, о власах Вероникиных, о похотливом лебеде, о наглом тельце и, если хочешь, о твоем змиедержце 61 , о козероге, о льве и о всех других, которых ты, зная по злодеяниям, сделал или богами, или звездами. Где найдешь такой круг в своей математике? Где найдешь звезду, которая бы шла впереди с востока к Вифлеему путеводительницей и покровительницей твоих волхвов? Я могу сказать нечто о небесных знамениях: та звезда открыла пришествие Христово, а сия 62 была венцом Христовой победы. 6. Вот что скажу о небесном и горнем, которое, по великому согласию и сродству всего, участвует в наших делах; прочее же восполнит у меня псалом: и грады разрушил ecu ( Пс. 9:7 ). Подобно оным древним городам, разоренным за подобное нечестие, они в самое время беззаконных действий с нами или поглощены морем, или разрушены землетрясением, так что могу почти досказать и остальное: погибе память их с шумом, погибла громко. Таково было их падение и разрушение, что много потребно времени на восстановление их, если бы кто и отважился на сие из соседей, даже наиболее утешающихся благочестием. 7. Таковы были явления на земле и на небе! Но и в самом воздухе не положено ли было в то время знамений и он не освятился ли тогда знамениями страдания (Христова)? Зрители и таинники оного чуда да покажут и ныне одежды, запечатленные тогда знамениями Креста. Как скоро кто из наших или из посторонних рассказывал о сем или слушал рассказывающих, тотчас видел чудо или на себе, или на ближнем: сам был в звездах или видел звезды на одеждах другого, испещренных лучше всякой мастерской ткани или искусной живописи. Что же произошло из сего? Зрителей так это поразило, что все почти как бы по одному мановенью и в один голос начали призывать христианского Бога и умилостивлять Его славословиями и молитвами. Многие, нимало не отлагая, в то же время, как случилось сие, притекли к нашим священникам и по усильной просьбе сделались членами Церкви, наставлены в таинствах веры, очищены Божественным крещением и таким образом через страх избавились от страха. Но о сем довольно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

диркейском лебеде, неоднократно привлекавшая к себе внимание русских поэтов, развивающих идею поэтического бессмертия по аналогии с птичьим полетом (например, переводы Державина («Лебедь», 1804) и А. Блока («Не на простых крылах, на мощных я взлечу…», 1901). «Лебедь» Державина в связи со Стихами заслуживает нашего пристального внимания. Дело даже не столько во многих образно-тематических перекличках, сколько в авторском комментарии. Мы имеем в виду «Объяснения на сочинения Державина относительно темных мест, в них находящихся, собственных имен, иносказаний и двусмысленных речений, которых подлинная мысль автору токмо известна; также изъяснение картин, при них находящихся, и анекдоты, во время их сотворения случившиеся (напечатано в изд. соч. Державина под ред. Грота, 1856). Диктовал он эти Объяснения своим близким в 1809–1810 гг. Аналогичные примечания-ключи к своим стихам Осип Мандельштам диктовал в воронежской ссылке Сергею Рудакову (к сожалению, утрачены). В Объяснениях к «Лебедю» Державин, в частности, говорит о «вратах мытарств»: «в греко-российской церкви мытарства или заставы где умершие души должны дать отчет в злых и добрых своих делах». У Мандельштама, как мы помним, Я-поэт дает «строгий отчет» не за свои дела, а «за Лермонтова Михаила», собственный его голос «будет свидетелем» (за него же отчет даст кто-то в будущем). В свете сказанного при обратном чтении Стихов строфе о Лермонтове отводится роль Чистилища, после чего Я-поэт дантовским путем попадет в Рай, где ждет его возлюбленная.   О так называемом “цензурном” варианте финала: Но окончилась та перекличка, И пропала, как весть без вестей, И по выбору совести личной, По указу великих смертей Я — дичок, испугавшийся света, Становлюсь рядовым той страны, У которой попросят совета Все, кто жить и воскреснуть должны. И союза ее гражданином Становлюсь на призыв и учет, И вселенной ее семьянином Всяк живущий меня назовет 1937, март 27, апр. 5 По мнению М.Л. Гаспарова, эти строки «политизированы», «резко нарушают единство стиля» Стихов и в конечном счете говорят о «трудной и сложной логике» приятия поэтом «официальной идеологии». По мнению же О. Ронена, им свойственна «непротиворечивая по отношению к основному тексту многонаправленность смыслов».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Мне объяснили, что до Ивровки добраться очень даже просто, только путь будет все на гору и на гору. Ивровка действительно располагалась на возвышенности. Правда, уже с первых шагов я почувствовал, что это то единственное, что соответствовало описаниям моего приятеля. Пруда уже давно не было. Редкие дома поражали своим беспризорным видом и бедностью. Все кругом буквально по колено в грязи, по уши в лебеде, крапиве, лопухах. Повсюду валяется брошенная сельхозтехника. Вернее то, что раньше было ею. И ни одного человека вокруг. А вот и церковь. Продираюсь сквозь заросли травы и груды металлолома. Церковь используется как склад. Двери на огромном амбарном замке. Пытаюсь посмотреть, что внутри. Какие-то весы, старая рухлядь. Из окошка тоненькой полоской пробивается луч. Постепенно начинаю привыкать к темноте. Я ошибался. Это даже не склад, просто бросили сюда все, что не нужно, закрыли, а ключ, наверное, бросили куда-нибудь в ближайшие заросли, чтоб не дай Бог, кто-нибудь не вошел в церковь. А есть кому приходить сюда? Деревня если еще не умерла, то при смерти, и надежды на спасение не осталось. Как и в заброшенной церкви под Козельском, здесь тоже сохранились остатки росписи. Могу разглядеть совсем немного. Христос несет крест. Голгофа близка. Вокруг люди. Насмешливые, равнодушные, жестокие, смеющиеся лица. “И неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, поеврейски Голгофа. Там распяли Его” ( Ин. 19:17-18 ). И горечью обожгло почтим физическое ощущение того, о чем знал и думал раньше. Ивровка — это Россия. Распятая на кресте, который она несла. Воскреснешь, Родина моя, или так и не сойдешь с Лобного места? Я не скажу своему знакомому, что заходил в его деревню. Он ведь все равно никогда не соберется сюда. Пусть тешит свою ностальгию воспоминаниями о красивой деревеньке вокруг старинного пруда. А может быть, сказать? Дом умирает не тогда, когда рушатся его стены, а когда в нем некому жить. Пусть и его погложет совесть: Погложет ли? Он ругает московский воздух, суету и прочую городскую мерзость, но в душе очень доволен, что все так в его жизни получилось.

http://azbyka.ru/fiction/molites-za-meny...

В визите церковном за 1869 г. содержится его краткое описание: «Церковь зданием деревянная с 4-х столбной колокольней, нуждающейся в исправлении и починке». В 1869 г. в Лебедском приходе насчитывался 101 двор в 899 прихожан. В церковном владении тогда находилось 56 десятин земли. В ноябре 1885 г. в Лебедском приходе (при о. Валентине Мацкевиче) были открыты две передвижные школы грамотности: одна в д. Игнатковцы, а другая в д. Гостиловцы. Известно, что в дореволюционные времена именно церкви являлись центрами образования и воспитания. В 1887-1891 гг. на приходе служил священник Савватий Африканович Елизерский. В 1888 г. о. Савватий возбудил ходатайство перед высшим управлением края о содействии в постройке в Лебеде на средства казны каменного храма, а прихожане, несмотря на свою малочисленность – 1400 человек обоего пола - тогда же составили приговор на безвозмездную доставку крупного булыжника до 60 кубических сажен. Но пока тянулась переписка, храм клонился к обнищанию и производил на проезжающих и пешеходов крайне грустное впечатление. В конце 1880-х гг. церковь сильно обветшала; крыша, стропила, и балки настолько прогнили и разошлись, что храму ежеминутно грозило падение, не говоря уже о том, что церковная утварь постоянно подвергалась порче. Усиленное ходатайство епархиального начальства увенчалось успехом в 1896 г. На строительство новой каменной церкви в д. Лебеда отпущено из Святейшего Синода 14660 рублей. Однако колебание прихожан в оказании помощи при сооружении церкви замедлило начало строительства. Только в середине 1898 г. была совершена закладка храма во имя святителя Николая Чудотворца – того святого, которому был посвящен и ветхий храм. Для сооружаемого храма избрано было место у самой старой церкви, которая по указанию его высокопреосвященства осталась временно на месте, ввиду непрекращения богослужения во все время строительства. Чтобы расширить вокруг новой церкви погост, прихожане упросили графиню Симонич прибавить к старому погосту небольшой участок земли. Церковь строилась подрядным способом под наблюдением строительного комитета, состоящего из местного священника Сергия Морозова и 6 крестьян. Фактически она была готова к концу 1899 г., но обнаруженные после зимы недостатки потребовали ремонта. Только к ноябрю 1900 г. церковь была принята епархиальным ведомством. С благословения его высокопреосвященства новоустроенный храм был освящен по чину 12 ноября 1900 г. Лидским благочинным Иосифом Кояловичем в сослужении пяти священников и при многочисленном стечении народа.

http://sobory.ru/article/?object=13618

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010