Исх.1:9 .  и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; Исх.1:10 .  перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]. Опасения фараона, что евреи, и без того уже превосходящие своей численностью и силой ( Пс. 104:24 ) туземцев Гесема – египтян, при дальнейшем своем размножении легко могут уйти из Египта, имели для себя основание в поведении их же самих. Как видно из свидетельства 1 кн. Паралипоменон о поражении двух сыновей Ефрема жителями Гефа ( 1Пар. 7:21 ) и о построении в Ханаане дочерью или внучкой того же Ефрема городов Беф-Орона и Уззен-Шееры ( 1Пар. 7:24 ), евреи за время жизни в Египте поддерживали сношения с Палестиной, пытались утвердиться в ней. Это тяготение к земле своих предков говорило о том, что евреи не слились с коренным населением Египта, а потому при первой возможности, при обычной в то время войне на восточной границе, легко могут оставить чуждую им страну. Исх.1:11 .  И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов, [и Он, иначе Илиополь]. Исх.1:12 .  Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что [Египтяне] опасались сынов Израилевых. Исх.1:13 .  И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам Исх.1:14 .  и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью. Боязнь удаления из Египта целого племени, представлявшего даровую рабочую силу, вызвала целый ряд мер, направленных к ограничению размножения евреев: «перехитрим же его, придумаем коварные меры («накал», – Пс. 104:25 ), чтобы он не размножался». Действовать открытой силой было нельзя как в виду отсутствия благовидного предлога, так и из опасения силы евреев. Первой из мер были тяжкие работы ( Втор. 26:6 , Пс. 79:7 ), придуманные фараоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Макар.]] и вместо драчия [[Στοβ .]] выростет кипарис, и вместо кропивы выростет мирсина. и это будет Господу славою и памятником вечным и неотъемлемым [[Близко к евр. И будет Господь во имя, и в знамение вечное: и не оскудеет. (Слав. библ.).]]. Пророчества Исаии чтение. (Гл. 12, 3–6). Вот что говорит Господь: почерпите воду с веселием из источников спасения. и скажешь в оный день: воспевайте Господа. возглашайте имя Его. возвестите народам славная Его (дела). напоминайте, как превознесенно имя Его. воспевайте имя Господа. ибо великия дела Он совершил. оповестите их на всей земле. ликуйте и веселитесь живущие в Сионе. ибо превознесен Святый Израилев среди Его. В навечерие Благовещения Богородицы Исхода чтение. (Гл. 3, 1–9). Подошел Моисей к горе Божией, Хориву. явился же ему ангел Господень в пламени огня из купины. и видит, что купина горит в огне. но купина не сгарает. и сказал Моисей: подошедши посмотрю на сие великое зрелище. почему не сгарает купина. когда же увидел Господь, что он идет смотреть, позвал его Господь из купины, говоря: Моисей. Моисей. он же сказал: что есть? и сказал: не приближайся сюда. сними обувь [[Башмаки твои (Вадим).]] с ног твоих. ибо место, на котором ты стал, земля святая есть. и сказал ему: Я есмь Бог отца твоего. Бог Авраама. и Бог Исаака. и Бог Иакова. закрыл же Моисей лице свое. потому что боялся смотреть пред лицем Бога. и сказал Господь Моисею: усмотрев [[Ясно видел я угнетенье народа моего, который в Мицраиме. (Вадим). Я видел страдание народа моего в Египте (Синод).]] я видел угнетение народа моего, который в Египте. и услышал вопль его о понудителях к работам. ибо я знаю скорбь его. и сошел [[И спустился я освободить их из рук Мицраима. (Вад.). И иду избавить его от руки египтян. (Синод).]] я, чтобы взять их из руки египтян. и вывесть их из земли той. и ввести их в землю хорошую и пространную. в землю, источающую молоко и мед. Притчей чтение. (Гл. 8, 22–31). Господь поставил меня началом путей своих в делах Его. предвечно основал меня, в начале, прежде сотворения земли. и до произведения бездн. до произхождения источников водных. до водружения гор. и прежде всех холмов раждает Он меня. Господь сотворил ненаселенные страны и обитаемые окраины под небесной. когда Он приготовлял небо, я была с ним. и когда особил себе престол на ветрах. когда укреплял вверху облака. и твердо ставил источники под небом. когда полагал морю предел его. так что воды не перейдут за черту уст его. и делал крепкия основания земли: тогда я была у Него, как строй. была, как утеха Его. и сама ежедневно веселилась пред лицем Его во всякое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Наш Спаситель Сам предостерег нас: Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: “вот. Он в пустыне”, – не выходите; “вот. Он в потаенных комнатах”, – не верьте: ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого ( Мф. XXIV:23-27 ). Второе пришествие Христа будет несомненно: оно будет внезапным, с небес ( Деян. 1 , II); и оно положит конец этому миру. Для него не может быть никакой “подготовки”, кроме православной христианской подготовкипокаяния, духовной жизни, бдительности. Те, кто “подготавливается” к этому любым другим путем, кто говорит, что Он где-то “здесь” – особенно “здесь”, в Иерусалимском храме, – или кто проповедует “скорый приход Христа”, не предупреждая о великом заблуждении, которое должно предварить Его пришествие, это явные пророки антихриста, лжехриста; он должен прийти первым и прельстить весь мир, в том числе и “христиан”, которые не являются или не станут истинно православными христианами. Не будет грядущего “тысячелетия”. Для тех, кто может принять его, апокалипсическое “тысячелетие” уже настало; жизнь в благодати Православной Церкви на целую “тысячу лет между первым пришествием Христа и временем антихриста“ 55 , то, что протестанты ожидают “тысячелетия” в будущем, – только признание того, что они не живут в нем сейчас, то есть что они находятся вне Церкви Христовой и не знают Божественной благодати. Г. ДОЛЖНО ЛИ ПРАВОСЛАВИЕ ПРИМКНУТЬ К АПОСТАСИИ (ОТСТУПЛЕНИЮ)? Сегодня некоторые православные священники, под предводительством о. Евсевия Стефану, хотели бы убедить нас, что “харизматическое возрождение”, несмотря на то, что оно зародилось и развивается главным образом не в Православной Церкви, тем не менее вполне “православно”; и нас даже предостерегают: “не оставайтесь в стороне”. Но никто из тех, кто изучал это движение по работам его ведущих представителей, многих из которых мы цитировали выше, не может сомневаться в том, что это “возрождение” в той мере, в какой его вообще можно назвать “христианским”, – целиком и полностью протестантское по своему происхождению, духу, направлению, практике, “богословию” и конечной цели.

http://azbyka.ru/apokalipsis/ieromonakh-...

Однако труд не богоугоден , если он направлен на служение эгоистическим интересам личности или человеческих сообществ , а также на удовлетворение греховных потребностей духа и плоти » (« Основы социальной концепции Русской Православной Церкви », гл . VI, п . 12) . Что можно отнести к такому труду ? Прежде всего , труды , положенные на производство и распространение табака , наркотиков , секс - индустрию и тому подобное . Что ещё можно сказать о труде ? Господь не только даёт человеку заповедь трудиться , но и задаёт работам особый ритм . Четвёртая заповедь , данная духовному предводителю древних израильтян пророку Моисею , гласит : « Помни день субботний , чтобы святить его . Шесть дней работай и делай всякие дела твои ; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему : не делай в оный никакого дела ни ты , ни сын твой , ни дочь твоя , ни раб твой , ни рабыня твоя , ни скот твой , ни пришлец , который в жилищах твоих » ( Исх . 20, 8–10) . В христианской традиции с апостольских времён днём свободным от работы стала не суббота , а воскресенье — день , в который вспоминается Воскресение Христово . Почему в этот день Церковь призывает воздержаться от работы ? Грех ли работать в воскресенье ? Трудолюбивым людям , не воспитанным в церковной традиции , эта заповедь кажется абсурдной или , по крайней мере , малозначительной . Но почему же Господь даёт человеку такое указание ? У Бога ничего малозначительного нет . А ес ли что - то нам и кажется таковым , то это лишь от нашего непонимания Его благого промысла . « Бог отделил шесть дней для твоих дней и работы , а Себе благоволил оставить только один — седьмый » ( Исх . 20, 9–10) . Господь знает повреждённую грехом природу человека , которая ни в чём не знает меры и за пов седневными заботами склонна забывать об Источнике всего благого . Седьмой день недели нужно посвящать не безделью , а Богу , побывать на воскресном богослужении , помолиться о родных и близких , испросить благословение на последующие труды , почитать душеполезные книги . Нужно в тишине и спокойствии сверить свою жизнь с Богом , провести ревизию в своей душе . Это не значит , что всего этого не нужно делать и в другие дни , но воскресенье для христианина день особый . Воскресенье — это начало новой жизни , победа над смертью и тленом , это — распахнутые двери в Царство Небесное , в то блаженство , куда призывает нас Господь по прошествии земного бытия . Посвящая этот день Богу , мы как бы постоянно откликаемся на Его призыв .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

От природных египтян они ничего не могли ожидать себе, так как для них всякий пастух был «мерзостью», и все пастушеские племена находились у них в презрении. Этот союз их с гиксами сделал их политическими врагами египтян, и когда гиксы были окончательно изгнаны из страны, то израильтяне должны были рабством заплатить за свое изменничество природным фараонам. Опасение фараона, что израильтяне, как многочисленное и сильное племя, в случае войны могут соединиться с неприятелем и вооружиться против египтян, имело действительные основания и подтверждалось прошлой историей Египта. Гиксы завоевали Египет именно при помощи пастушеских племен, которые, подобно израильтянам, с позволения фараонов селились в северо-восточных округах страны и «во время войны соединились с неприятелями». И вот, в чисто государственных интересах начинается по отношению к ним политика давления и угнетения. Прежде всего, конечно, новое правительство лишило израильтян тех преимуществ и вольностей, какими они пользовались при прежней династии; но затем оно перешло и к положительному их угнетению, стало «изнурять их тяжкими работами». В данном случае не нужно было и выдумывать искусственно этих работ: они являлись как естественная потребность в самом месте обитания израильтян. По изгнании гиксов из Египта, требовалось на будущее время обеспечить страну от вторжения полудиких чужеземцев, и потому правительство нашло нужным построить несколько новых укреплений в этой окраине, и на эти тяжелые земляные работы употреблен был даровой труд израильтян. Труд был, очевидно, каторжный, и библейский историк с горечью повествует об этих работах. «Египтяне с жестокостью, говорит он, принуждали сынов израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжелой работы над глиною и кирпичами, и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью». Так они «построили фараону Пифом и Раамсес, города для запасов», т.е. пограничные крепости с кладовыми для военных припасов. С каждым новым царствованием возрастали тягости для народа, и не только израильского, но и египетского.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Отрывок из книги, описывающий пророчество Иезекиииля показывает, что предсказывалось на этот раз. ПАСТОР РАССЕЛЛ УМЕР — НО ВНОВЬ ГОВОРИТ Иез. 24:25-26 . А что до тебя, сын человеческий, то в тот день, когда Я возьму у них украшение славы их, утеху очей их и отраду души их, сыновей их и дочерей их, — в тот день придет к тебе спасшийся, оттуда, чтобы подать весть в уши твои. В 1918 году, когда Бог разом разрушит все церкви и миллионы членов церквей, все, кто избежит этого, придут к работам пастора Расселла, чтобы познать, что означает падение «христианства». Но в книге также предсказывались грандиозные события на 1920 год. Гигантские революции, которые должны были начаться в 191.8 году, достигнут в этом году кульминации, и в результате всякое упорядоченное правительство исчезнет: 258 Разгаданная тайна Отк. 16 Отк. 14:17-20 ; Иер. 8:14 ; Ис. 51:17-29 ; Иер. 25:26-28 ; Отк. 18:6 . Чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его (вина от лозы земной). Отк. 16:20а. И всякий остров убежал. Даже республики исчезнут осенью 1920 года. Отк. 16:206 . И гор не стало. Все царства земли погибнут, их поглотит анархия. На с. 542 приводится объяснение Иез. 35:15: Иез. 35:15 . Как ты радовалась тому, что удел дома Израилева опустел, так сделаю Я и с тобою: опустошена будешь, гора Сеир, и вся Идумея вместе, — и узнают, что Я — Господь. Когда все вероотступники христианства, погрязшие в плотских помыслах, солидарные с радикалами и революционерами, возрадуются тому наследию разрушения, которое достанется христианству после 1918 года, Бог так же поступит и с победным революционным движением; оно будет полностью сокрушено, все целиком. Все его следы исчезнут в ярости мировой всепоглощающей анархии осенью 1920 года (см. Отк. 11:7-13 ). «Мировая всепоглощающая анархия осенью 1920 года». Несмотря на эти грозные, тревожащие слова и убежденность этих заявлений, ничего подобного не произошло, так же, как прошли 1914й, 1918й и 1920й годы, но предсказанного «всплеска бедствий» в христианском мире так и не случилось, правительства не были свергнуты, церкви не были разрушены.

http://azbyka.ru/krizis-sovesti?full_tex...

Первый штамп — правящий режим рассматривает угнетенных как потенциальных предателей: и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]. Исход, гл. 1, ст. 9-10. У нас есть евреи, угнетенные Египтом, и сами угнетатели-египтяне, рабы и господа. Первый политический урок Торы — в чем именно расходятся позиции правых и левых. Левые видят разделение, конфликт внутри общества. Всякий конфликт для них имеет социально-экономический характер и сводиться к структуре господ-рабов. Правые же выносят конфликт вовне, во «внешнюю политику». Для них угнетенный — всегда предатель, перебежчик, агент вражеских иностранных сил. Если раб протестует, то, конечно, не из-за своего рабства, а потому что он — предатель. Так говорит правый, и левый знает, зачем он так говорит: господам невыгодно видеть в рабстве проблему, поэтому надо доказать, что проблема вовне. Гитлер видел корень проблем Германии в евреях и агентах СССР, а, конечно, не в бюрократии, военщине и финансистах. Ровно так же фараон думал, что евреи хотят зла Египту, и не видел проблемы в египетском истеблишменте, который вскорости доведет страну до ужаса Казней Господних. «Убьем еврея», но не будем ничего менять — вот рецепт правых. Изменение социальной структуры — вот рецепт левых. Другая типическая черта — переход от социально-экономического угнетения к прямому насилию, к репрессиям, ради предотвращения потенциального мятежа: Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью. Исход, глава 1. Это не сработало, и Египет переходит к убийству: Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал [им]: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. Исход, глава 1.

http://blog.predanie.ru/article/pasha-mo...

При употреблении такого пренебесного дара, каковы Божественные Тайны Тела и Крови Христовой, все земные блага должны терять всю свою прелесть и вменяться за ничто, как тень пред действительностию, как сонные грезы пред действительными благами. Такую мысль послал мне Господь, когда я, причащая множество народу, подумал и отчасти позавидовал, что все они почти – духовные дети отцов Павла и Матфея, сослужителей моих, что они почти одни взяли с них волну богатую, а мне предоставили причащать (о, Боже мой! да не величайшее ли счастие преподавать людям Божиим Божественное Брашно?); представил, окаянный, что они и без того богаты, но и еще богатство к ним течет. Но и подумал, вспомнив изречение Господа, что жизнь человека не зависит от изобилия его имения [ Лк. 12, 15 ], что священник наипаче не должен прилепляться ни к чему земному и должен быть весь горé, как носящий ангельский сан и отправляющий ангельское служение, что с богатством много подводных камней, о которые бьется наша душа и часто терпит крушение, что невозможно Богу работати и мамоне [ Мф. 6, 24 ; Лк. 16, 13 ]; что лучше уповать на Господа, нежели уповать на богатство. Этими евангельскими истинами я разогнал начинавшие было смущать и теснить меня противные помыслы, нашедшие от противника. 11 Плинфа (греч.) – кирпич. Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами... от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью ( Исх. 1, 13–14 ). 24 Гобзующий (церк.-слав.) – богатый, счастливый, успевающий в делах, гордый, надменный. Ср.: Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения: наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых (рус.: Господи, помилуй нас, ибо довольно мы насыщены презрением; довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых) ( Пс. 122, 3–4 ). Читать далее Источник: Дневник/св. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 15: 1870-1871. - 2006. - 572 с. ISBN 5-902112-52-4 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Сюжет картины иллюстрирует евангельскую притчу, которую Иисус Христос рассказывал своим ученикам. «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался к разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Так же и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадил его на своего осла. Привез его в гостиницу и позаботился о нем…» ( Лк.10:30-35 ). Притча повествует о том, что доброта и бескорыстная помощь попавшему в беду человеку имеют абсолютную ценность для Бога, независимо от образа веры оказавшего помощь. Ведь самарянин для иудея — еретик, с которым правоверному запрещено общаться. Но как раз правоверные священник и левит прошли мимо пострадавшего и таким образом, может быть, осудили его на смерть. Правоверие — не в правильности исполнения обрядов, а в милосердном отношении к ближнему. Описание Картина «Милосердный самарянин» относится к числу лучших работ художника.  Поражает прежде всего общее впечатление от картины, ее свет и воздух, ее пленэр (совершенно не свойственный в то время академическим работам). Уже одно только решение этой новой и сложной проблемы могло увлечь художника и поглотить все его внимание и творческие силы. Центральное место картины занимают три персонажа. Несчастный человек, самарянин и чернокожий раб. Вдалеке видны очертания фигуры удаляющегося левита. Расположение трех фигур в пространстве глубоко продуманно и определяется смыслом события, характерами и поступками персонажей. Действие происходит в пустыне.  Бело-оранжевое небо слепит глаза, раскаленная от солнца пустая безжизненная земля. Вокруг ни души.  Оказавшегося здесь, в этом забытом месте, избитого и обобранного путника ждала бы неминуемая смерть, если бы не пришедший вовремя самарянин, который помог несчастному человеку добраться до гостиницы, да еще дать свои сбережения гостиничнику, чтобы тот присмотрел за больным и обеспечил ему необходимый уход.

http://azbyka.ru/art/miloserdnyj-samarya...

Речи эти не оставались бесплодными, они глубоко пали на сердца народа и его начальников; ибо все признали во Св. Аггее во истину пророка Божия. «Пророк Аггей, говорится в книге Ездры, и пророк Захария, сын Адды, говорили Иудеям, которые в Иудее и Иерусалиме, пророческие речи во имя Бога Израилева. Тогда встали Зоровавель, сын Салафиилов и Иисус, сын Иоседеков, и начали строить дом Божий в Иерусалиме, и с ними пророки Божии, подкреплявшие их» ( 1Ездр.5:1–2 ). К тому же и время наступило благоприятное. Царь Персидский Дарий, вступивший (521 г. до Р. X.) на престол после Лже-Смердиса, не только не препятствовал постройке Иерусалимского храма, но сам помогал этой постройке, поощрял строящих после того, как в Екбатане (в Мидии), в царском дворце найдена была памятная запись, что царь Кир, действительно, дозволил строить храм ( 1Ездр.6:1–3 ). Тогда и Дарий дал повеление областеначальникам не только не останавливать работ по созиданию Иерусалимского храма, но и содействовать этим работам выдачею нужных вещей из царского имущества и подати, всего, что нужно для принесения жертв; «чтобы Иудеи, говорилось в царском указе Дария, приносили жертву приятную Богу небесному, и молились о жизни царя и сыновей его» (ст.10), и притом это повеление о выдаче всех нужных вещей для постройки храма и жертвоприношений дано было с такою строгостью, что того, кто осмелится изменить и нарушить царский указ, должно было предать смерти и дом его обратить в развалины (ст.11). «И Бог , которого имя там (в храме) обитает, присовокуплял Дарий в своем указе, да низложит всякого царя и народ, который простер бы руку свою, чтобы изменить это ко вреду этого дома Божия в Иерусалиме. Я, Дарий, дал это повеление, да будет оно в точности исполняемо» (ст.12). Таким образом, благодаря милостивому содействию и покровительству царя Дария, пророческим речам св. Аггея и Захарии, мудрой распорядительности Зоровавеля и первосвященника Иисуса, постройка храма была кончена к третьему дню месяца Адара (12 месяц церковного года соответствует Февралю и Марту), в шестой год царствования царя Дария (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010