Старообрядцы Бахмутского у., ознакомившись с «Окружным посланием...» Н., направили ему т. н. Соловецкую челобитную со множеством собственных дополнений, на к-рую Н. составил «Ответы...» на базе русскоязычной противораскольнической лит-ры с резкими обличениями и вразумлениями, не убедившие раскольников. Униатов, к-рые переселялись в Новороссийскую губ. с польск. земель, Н. принимал в церковное общение, но униатов-священников отказывался поставлять на приходы, принимая их как мирян. По этому поводу он направил в Синод «Рассуждение, содержащее причины, доказывающие, что с рукоположенными от униатских епископов поступать надлежит так, как с мирскими». Др. трудом Н. против лат. обычаев было «Окружное послание против обливательного крещения всечестным протоиереям и честным иереям, во Славянской епархии состоящим». В послании архипастырь убеждал священников своей епархии отказаться от обливательного крещения, распространенного в Малороссии, и крестить как в Великороссии - через полное погружение. Пребывая в Крестовоздвиженском мон-ре, Н. расширил архиерейский дом пристройкой здания для епископа, при нем была возведена величественная 4-ярусная колокольня, подобная колокольне Киево-Печерской лавры , к-рая стала украшением обители. 28 нояб. 1786 г. имп. Екатерина II подписала указ о перемещении Н. на Астраханскую кафедру. 3 дек. указ был подписан в Синоде и 26 дек. дошел до Н. Биографы Н. предлагают разные объяснения этому перемещению. Одни считают поводом случай, происшедший при посещении кн. Г. А. Потёмкиным Славянской епархии. Н. был приглашен на пышный обед для знатных лиц города. День был постный, но на столе стояли скоромные яства. Войдя в зал, Н. отказался благословить трапезу и, поклонившись, вышел. По мнению нек-рых биографов, этот поступок стал причиной опалы, поэтому Н. и перевели на др. кафедру. Однако А. С. Стурдза относил это происшествие к Астраханскому периоду служения иерарха, к-рое, по его мнению, ускорило просьбу Н. об отставке. Др. авторы склоняются к тому, что причиной перемещения была его излишняя пастырская ревность, в особенности в отношении униатов, вызвавшая недовольство членов Синода. Совр. исследователь Г. Л. Брюс пришел к выводу, что перевод Н. на др. кафедру был обусловлен его прекрасными архипастырскими способностями по устроению многонациональной епархии.

http://pravenc.ru/text/2565502.html

Среди иргизских рукописей в описании 1828 г. отмечены лицевые «Свиток о совершении литургии, 6932 году» и сочинения Космы Индикоплова . В мон-рях хранились многочисленные списки старообрядческих полемических трудов: «Поморских ответов» , «Дьяконовых ответов» , «Собрания инока Никодима о несогласии старопечатных с новопечатными книгами и о прочем», «Ответов Ивана Пешехонова перекрещенцам», «Сочинений против молокан» и трактата «Об обливании». Полемическими рукописями был богат прежде всего Верхне-Спасо-Преображенский мон-рь, поскольку его насельники (Сергий (Юршев), Феофилакт, Аффоний (Кочуев)) были активными участниками полемики. Ряд сочинений был создан на Иргизе в 30-х гг. XIX в. в связи с переводом И. м. в единоверие. Б-ки И. м. включали большое число певческих рукописей (собранных преимущественно в кон. XVIII - 1-й трети XIX в.), в к-рых нашел отражение иргизский вариант знаменного распева, известный на Урале и в Поволжье. В рукописях И. м. нашли отражение светские интересы насельников: в Верхне-Спасо-Преображенском мон-ре хранились выписки из «Московских ведомостей» за 1817, 1821, 1822 гг., систематизированные по темам (церковная, политическая, научная, хозяйственная жизнь) и по хронологии. Источниками пополнения б-к служили переписка книг и вклады. В иргизские б-ки поступали рукописи из таких книгописных центров, как Гуслица, Керженец , Чернораменские скиты, что прослежено по владельческим и вкладным записям. В синодиках И. м. названы нек-рые вкладчики книг: диак. Герасим, подголовщик левого клироса С. Т. Забелин, иером. Нижне-Воскресенского мон-ря Платон. По мнению Починской, старообрядческие книжные собрания, в т. ч. б-ки И. м., в значительной степени пополнялись также за счет продукции типографий в городах близ зап. границ России (Гродно, Вильно, Супрасль, Почаев, Клинцы, Варшава), работавших в 70-80-х гг. XVIII в. по заказам старообрядцев. После обращения И. м. в единоверие б-ки в обителях сохранились и даже получали новые пожертвования: свое книжное собрание (не менее 12 книг и рукописей) передал Верхне-Спасо-Преображенскому мон-рю его последний настоятель-старообрядец Силуян. Часть книг оказалась рассеянной среди старообрядцев, часть поступила в распоряжение саратовского миссионерского братства Св. Креста. Перевод И. м. в единоверие активизировал старообрядческое книгописание в Поволжье и Приуралье.

http://pravenc.ru/text/673915.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРУНА Вáруна [санскр.  ], древнеинд. бог, один из главнейших и древнейших в ведийском пантеоне. Несмотря на то что образ В. привлекал внимание мн. исследователей, он остается неясным, противоречивым и трудным для понимания. В Ведах к В. обращены 10 гимнов и еще множество - к В. совместно с др. богами. Часто в них В. называется царем, вседержителем, самодержцем (напр., РВ II.28). На основании того, что в нек-рых гимнах Ригведы В. предстает как изначально верховный бог, но затем оттесненный Индрой (IV. 42; X. 124), высказывались предположения о его автохтонном, доарийском происхождении ( Shendge , Dandekar ), но большинство исследователей считает, что образ В. имеет индоевроп. корни и родственен таким персонажам, как греч. бог неба Уран , хеттское морское божество Аруна. В. тесно связан с Митрой , древним божеством договора. Союз Митры и В. (при том что В. часто называется асуром) может быть сопоставлен с парой благих божеств древнеиран. Авесты - Митрой и Ахура Маздой . В ведийских текстах Митра и В. нередко объединяются в парное божество Митра-Варуна, являя собой единство противоположностей по принципу бинарных оппозиций: они противопоставляются друг другу как свет и день (Митра) - тьме и ночи (В.), свое, близкое - чужому, далекому, солнце и огонь - луне и воде и т. д. По теории Ж. Дюмезиля о трехчастном разделении социальных функций в пантеоне, пара Митра-Варуна воплощает магико-юридическую функцию в ведийской религии: они являются установителями и охранителями нравственных законов и миропорядка ( рита ), причем Митра здесь олицетворяет милосердный аспект права, а В.- карающий. Из всех богов ведийского пантеона именно В. в первую очередь связан с такими моральными категориями, как грех и воздаяние. Др. черты образа В.- его связь с магией ( майя ), с небесной сферой, с царством смерти и с водной стихией. В. управляет водами космическими (мировой океан древнеинд. космогонии), небесными (дожди), земными (реки, моря) и подземными. На своих врагов и нарушителей обетов В. насылает водянку. В послеведийской мифологии В. выступает в качестве супруга (или брата) речных богинь; его обитель помещается в глубинах зап. океана.

http://pravenc.ru/text/154379.html

942). В 949 г. были освящены алтари в зап. части церкви, в 952 г.- алтари «внешней крипты» (всего в храме было 22 алтаря; см.: MGH. SS. T. 15. Pars 2. P. 1269-1272). С сер. X в. в аббатстве действовал скрипторий ( Knoblich. 1996. S. 84). В средние века мон-рь М., обладавший статусом имп. аббатства, был одним из важнейших духовных и культурных центров Германии, ему принадлежали обширные земельные владения в Зап. Германии и Лотарингии. Начиная с сер. X в. архиепископы Трира неоднократно пытались подчинить мон-рь, что привело к созданию многочисленных подложных документов, призванных обосновать юрисдикцию архиепископа над аббатством или, напротив, подтвердить самостоятельность обители (большинство текстов сохр. в монастырском картулярии XIII в.- Koblenz. Landeshauptarchiv. 211/2111; см.: K ö lzer. 1989). Среди этих документов - папские, императорские и королевские грамоты; нек-рые датированы VII в., хотя они были составлены в кон. X-XII в. (самый ранний подлинный документ - грамота имп. Карла Толстого от 1 окт. 885; см.: Die Urkunden Karls III/Bearb. P. Kehr. B., 1937. S. 212-213. N 133. (MGH. Dipl. Kar. Germ.; 2)). Среди грамот, сохранившихся в подлинниках,- привилегии герм. королей и императоров, в к-рых говорится о почтении дарителей к М., погребенному в мон-ре, и о необходимости монахам неукоснительно соблюдать бенедиктинский устав. Одна из таких привилегий была дарована монахам имп. Оттоном III 29 мая 992 г., когда он посетил аббатство «в день праздника св. архиепископа Максимина» (напр.: Die Urkunden Konrad I., Heinrich I. und Otto I. Hannover, 1879-1884. S. 428. N 314. (MGH. Dipl. Reg. Imp.; 1); Die Urkunden Otto des III. Hannover, 1893. S. 468-469. N 62. (MGH. Dipl. Reg. Imp.; 2/2)). Аббатство св. Максимина в Трире. Гравюра. XVIII в. Аббатство св. Максимина в Трире. Гравюра. XVIII в. Конфликт между архиепископом и монахами завершился при архиеп. Альбероне из Монтрёя (1132-1152). Воспользовавшись распрей среди монахов, архиепископ добился смещения аббата Герхарда по обвинению в симонии.

http://pravenc.ru/text/2561674.html

Б. м. явил сонм подвижниц, среди к-рых известны стяжавшая дар непрестанной молитвы мон. Тарсилия (Гезева; † 26 июня 1817), ее сокелейница мон. Евпраксия (Логинова; † 1835), мон. Маргарита (Симонова; 1-я пол. XIX в.), схим. Агриппина (Шеншина; † 8 июля 1831). После панихиды по схим. Агриппине получали исцеления больные туберкулезом. Более 40 лет подвизалась в Б. м. мон. Ираида (схиигум. Юлия; † 1844), каждые сутки прочитывавшая Псалтирь. Мн. сестры Б. м.- схим. Леонида (Литовкина) (сестра прп. Иосифа (Литовкина) , схим. Лаврентия - окормлялись у Оптинских старцев прп. Амвросия , прп. Льва (Наголкина) . Особым уважением и авторитетом у насельниц пользовался духовник обители свящ. Феодор Турьянский († 1859), находившийся в духовном общении с прп. Львом (Наголкиным). В обители особо почитались 2 списка Тихвинской иконы Божией Матери. Подаренный Б. П. Шереметевым образ, согласно описанию 1799 г., хранился в Тихвинской ц., «подле иконостаса по правую сторону», от него происходили многочисленные исцеления. На аналое в Тихвинском храме находилась др. почитаемая святыня - точная копия с явленной близ Тихвина иконы, к-рую в 1838 г. привез из тихвинского Большого мон-ря прп. Леонид (Наголкин). В мон-ре почитались также древняя икона свт. Николая Чудотворца, напрестольный крест с частицами Животворящего Креста Господня и святых, особо берегли напрестольное Евангелие (М., 1698), подаренное Б. П. Шереметевым. В авг. 1923 г. в Борисовке было организовано Временное управление монастырского поселка, началась опись монастырского имущества. 25 авг. комендант поселка Н. Шевченко рапортовал о ликвидации Б. м., имущество к-рого было частично передано в детдома и больницы, частично распродано. В окт. 1923 г. насельниц выдворили из мон-ря, нек-рых направили в дом престарелых, др. поселились в окрестностях Борисовки, неск. инокинь перешли в жен. Корсунский скит упраздненного белгородского Рождество-Богородицкого мон-ря. В монастырских зданиях разместили детский дом «Новый свет» им. К. Либкнехта, на месте монастырского кладбища в кон. 40-х гг. XX в. был разбит фруктовый сад. В наст. время из монастырских построек сохранился двухэтажный корпус, принадлежащий школе-интернату. В храме арх. Михаила пос. Борисовка находится перенесенная в него после закрытия Б. м. Тихвинская икона Божией Матери, в Борисовском краеведческом музее хранятся личные вещи нек-рых сестер. 11 дек. 1999 г. Белгородский архиеп. Иоанн (Попов) освятил поклонный крест и камень на месте Б. м.

http://pravenc.ru/text/153179.html

Изменение религ. политики гос-ва в отношении Церкви в ходе Великой Отечественной войны позитивно отразилось на положении нек-рых монастырских комплексов. В Новодевичьем мон-ре в 1944 г. начали работу Православный Богословский ин-т и Пастырско-богословские курсы, переведенные в 1948 г. в Троице-Сергиеву лавру и переименованные в МДАиС, с 40-х гг. XX в. открываются нек-рые лаврские храмы, в т. ч. надвратный. Нек-рые мон-ри и церкви были взяты под охрану ВООПИК, началось их реставрирование и изучение. Так, в 1950 г. здания Высокопетровского мон-ря были переданы научным учреждениям, в т. ч. Литературному музею. В 1954-1956, 1960-1980 гг. реставрировали Покровский собор на Рву; в 1963-1972 гг. по образцу храма 1684 г. реставрировали Знаменский собор бывш. Знаменского мон-ря на Варварке, затем там был оборудован концертный и лекционный зал ВООПИК. В соответствии с решением о передаче зданий бывш. Андреевского мон-ря ВНИИМС архит. Г. К. Игнатьев разработал проект реставрации, и с 1967 по 1971 г. в мон-ре вели реставрационные работы. С 60-х гг. реставрационные мастерские размещались в зданиях Сретенского мон-ря, Марфо-Мариинской обители (ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря), Измайлова. С 1964 г. Донской мон-рь стал филиалом Музея архитектуры им. А. В. Щусева, туда были перенесены уцелевшие горельефы со стен взорванного храма Христа Спасителя. Нек-рые здания и храмы Новодевичьего мон-ря, как и ц. Св. Троицы в Никитниках, были филиалами ГИМ. В 1953 г. на территории Андроникова мон-ря был открыт Музей им. Андрея Рублёва, в 1972-2016 гг. как филиал ему была передана ц. Покрова Пресв. Богородицы в Филях. Измайловский ансамбль на острове (городок им. Н. Э. Баумана) был освобожден от жителей, хозяйственных орг-ций и обращен в музей. Однако расширение границ города приводило к дальнейшему уничтожению церковных и монастырских ансамблей: в кон. 60-х гг. были снесены постройки Всехскорбященского (Скорбященского) мон-ря, благодаря вмешательству общественности и личному участию худож. И. С. Глазунова удалось отстоять храм во имя Всемилостивого Спаса; в 1970 г. перестал существовать Казанский жен. мон-рь в бывш. имении Головиных (район Кронштадтского бульвара).

http://pravenc.ru/text/2564186.html

В таких условиях О. как глава общежития считал своим долгом напомнить братству о заповедях прп. Пахомия. О. сам старался во всем следовать порядкам, заведенным основателем, не вводя ничего принципиально нового, однако нек-рые старые правила он изложил более детально, а также письменно подтвердил те обычаи, к-рым пахомиане всегда следовали, но к-рые формально никак не регламентировались в «Правилах» прп. Пахомия. Так, согласно Житию прп. Пахомия, О. установил, чтобы монахи всего общежития собирались 2 раза в год, на Пасху и на «праздник великого отпущения»; в последнем случае - чтобы «давать отчет о своих телесных нуждах, о своих доходах и своих расходах, чтобы эконом великой обители знал, как он управляет хозяйством» (Vita S. Pachomii (G1). 122// Halkin. 1932. P. 79:5-9). Два общих собрания, на Пасху и в месяце месоре, были установлены еще прп. Пахомием (Idem. 83//Ibid. P. 56; Vita S. Pachomii (Во). 71// Lefort. 1925. P. 73), однако во времена О. монахи нек-рых мон-рей, по-видимому, начали пренебрегать этим правилом, поэтому появилась необходимость зафиксировать его письменно. Среди 4 посланий О. 2 обращены ко всему общежитию и написаны по случаю приближавшегося собрания на Пасху (по мнению Лурье, «собрания в месяце месоре»). Де Вогюэ отмечал, что нек-рые правила пахомианских мон-рей, описанные еп. Палладием Еленопольским в «Лавсаике», точно или почти точно соответствуют правилам О. ( Vog üé . 1971). Сопоставляя «Лавсаик» с «Правилами» О., а также c «Книгой Орсисия», он доказывал необоснованность мнения Р. Драге о ненадежности сочинения еп. Палладия как источника сведений для изучения пахомианской традиции ( Draguet R. Le chapitre de l " «Histoire Lausiaque» sur les Tabennésiotes dérive-t-il d " une source copte?//Le Muséon. 1944. Vol. 57. P. 53-145; 1945. Vol. 58. P. 15-95). Хотя свидетельства еп. Палладия, безусловно, не зависят напрямую от пахомианских источников, в «Лавсаике» содержатся достоверные указания на нек-рые пахомианские реалии, относящиеся к тому времени, когда общежитием управляли ученики прп.

http://pravenc.ru/text/2581571.html

После молебна П. он избавился от недуга. Впосл. этот купец часто посещал русскую обитель на Афоне и спустя 30 лет рассказал инокам о своем полном исцелении от беснования (Там же. С. 51). Ковчег для главы вмч. Пантелеимона (1796), подаренный кн. Александром Каллимахом Пантелеимонову мон-рю на Афоне (Музей мон-ря вмч. Пантелеимона, Афон) Ковчег для главы вмч. Пантелеимона (1796), подаренный кн. Александром Каллимахом Пантелеимонову мон-рю на Афоне (Музей мон-ря вмч. Пантелеимона, Афон) Паломники постоянно просили отслужить благодарственные молебны П. и в память о совершённых им чудесах оставляли подвески на его иконе, но записи о чудесах в монастыре не делались. Лишь после 1839 г., с появлением в Свято-Пантелеимоновом мон-ре на Афоне выходцев из России, сообщения о чудесах святого стали документироваться. Однако сюжеты нек-рых более ранних чудес сохранились в памяти греч. святогорцев. Впосл. они также были записаны и опубликованы рус. иноками. К ним относится чудо спасения от пожара в 20-х гг., когда иером. Кирилл, припав к образу П., остановил огонь, обступивший обитель, и чудо о спасении иноков от кораблекрушения в 1830 г. во время страшной бури, когда они плыли ночью в густом тумане в Каламарию из Свято-Пантелеимонова мон-ря, и мн. др. (Там же. С. 46-50). Важными для сохранения обители были повествования о чудесах, в к-рых П. помешал инокам нарушить обет и уйти из мон-ря, что грозило обители запустением в трудные годы ее возрождения у побережья. Одно из таких чудес произошло при жизни старца Саввы. В мон-ре стал трудиться наемный врач, намеревавшийся принять постриг и остаться в обители навсегда. Но через нек-рое время он передумал и захотел вернуться в мир, чтобы там, живя в довольстве, угождать Господу добрыми делами. Утром иноки пришли проститься с доктором, но увидели, что его лицо и тело страшно распухли, он лишился бороды и волос на голове. Раскаиваясь в своем намерении покинуть обитель, он попросил иноков отнести все его деньги и имущество игумену и позвать к нему старца Савву для чтения разрешительной молитвы, т. к. он чувствовал приближение смерти. Игумен принес в его келью главу П., совершил молебен, окропил страждущего св. водой и осенил мощами. Опухоль тотчас исчезла, врач выздоровел и объявил о намерении навсегда остаться в мон-ре. Он незамедлительно был пострижен в иноческий образ с именем Филофей (Там же. С. 42-44).

http://pravenc.ru/text/2578844.html

По всей видимости, уже при прп. Пафнутии в мон-ре получило развитие книгописание. Первым известным сочинением, составленным в П. Б. м., является «Записка Иннокентия о последних днях учителя его Пафнутия Боровского», составленная ок. 1477 г. иноком обители. По мнению исследователей древнерус. житийной лит-ры, это сочинение «принадлежит к числу лучших памятников древнерусской агиографии» ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 207), является своеобразным «чудом» XV в., в котором «автор стремился к полной правдивости, записывал по возможности все, что знал о прп. Пафнутии, с буквальной точностью передавая иные из его слов» ( Лихачёв. 1970. С. 129). Иноку Иннокентию Дивному принадлежит и канон прп. Пафнутию, о чем свидетельствует надпись, предваряющая его (РГБ. Ф. 113. 87(375). Л. 337). В 20-х гг. XVI в. создан «Летописец Боровского монастыря» (РГБ. Муз. 3841), содержащий уникальные сведения о нек-рых событиях в Русском гос-ве, а также в П. Б. м. в нач. XVI в. Только в «Летописце...» содержатся сведения о пребывании в заключении в обители келейника прп. Максима Грека мон. Афанасия в 1525-1531 гг. Рукопись обнаружена в 1926 г. М. Н. Тихомировым , к-рый высказал предположение о ее написании в стенах П. Б. м. и об авторстве инока Иннокентия ( Тихомиров. 1979. С. 155-166); позднее И. И. Смирнов подтвердил доказательства в пользу данного мнения и дал название сочинению ( Смирнов. 1946. С. 126). Мн. постриженики П. Б. м. стали крупными книжниками, нек-рые активно участвовали в переписывании книг (среди них - свт. Макарий и постриженик П. Б. м. инок Аркадий, переписавший июльскую минею 1538 г. из Софийского комплекта (ВМЧ) (см.: Усачёв. 2018. Т. 1. С. 74, 243, 352-353; Т. 2. 270. С. 154-155)). С большой долей вероятности можно говорить о большой б-ке П. Б. м. уже в кон. XV в. Житие прп. Пафнутия отмечает его усердие к чтению книг. Прп. Иосиф Волоцкий, покидая П. Б. м. в 1479 г., принес с собой в основанный им Иосифов Волоцкий монастырь до 14 книг ( Яцимирский. 1906. С. 314). Первая опись книг П. Б. м. была проведена в 1652 г. по указу патриарха Никона (Минова) и включила 30 рукописей (ЧОИДР. 1848. Кн. 6. Ч. 4. С. 22). В 1820 г. б-ка обители описана П. М. Строевым, к-рый привел список из 49 рукописей, из к-рых 3 относились к XV в., а 31 - к XVI в. ( Строев. 1891. С. 294-317). В 1859 г. опись книг б-ки опубликовал иером. Леонид (Кавелин), в которой приводятся названия 15 рукописных книг XVI-XVII вв. и 59 печатных книг XVII в. ( Леонид (Кавелин). 1859. С. 90-98).

http://pravenc.ru/text/2579798.html

В кон. XX - нач. XXI в. было выполнено неск. икон Д. (в т. ч. резных и шитых), находящихся в нижегородском Печерском мон-ре и в ц. Св. Троицы в Троицкой слободе в Москве (подворье ТСЛ),- поясные и ростовые, как правило, в фелони, митре, с Евангелием в левой руке. Облик святого обычно соответствует описаниям иконописных подлинников, хотя в нек-рых произведениях Д. представлен не старцем, а средовеком с короткой бородой и длинными волосами. Иногда святитель изображен в саккосе, что, вероятно, отражает факт его поставления в Русские митрополиты (1384), но при этом не в белом, а в черном клобуке. В Печерском мон-ре существует образ Д. с Печерской иконой Божией Матери в руках (образ хранился в обители, по позднему преданию, принадлежал святителю). На нек-рых иконах фоном служит панорама Печерского мон-ря. Совр. иконописцами разработана иконография житийного цикла Д. в кратком варианте - икона с 4 клеймами (подворье ТСЛ): Д. отсылает иноков на проповедь, татарин Сарайка стреляет в Д. из лука, Д. обличает стригольников в Пскове, патриарх К-польский поставляет Д. в митрополиты. Развернутый житийный цикл представлен на иконе с 18 клеймами из Вознесенского собора Печерского мон-ря. Сюжеты Жития Д. также включены в состав росписи 2003 г. трапезной Вознесенского собора Печерского мон-ря, а именно: основание Печерского мон-ря; кн. Борис Константинович испрашивает у Д. его ученика прп. Евфимия для основания обители в Суздале; свт. Алексий Московский поставляет Д. в епископы; осуждение и взятие под стражу святителя; прп. Сергий Радонежский поручается за Д.; святитель отправляется в К-поль, Д. прибывает в К-поль; заточение святителя в Киеве и др. Лит.: Федоров А. Ист. собрание о богоспасаемом граде Суждале//ВОИДР. 1855. Кн. 22. С. 22, 29; Четыркин И. Н. Ист.-стат. описание Нижегородского Вознесенского Печерского муж. мон-ря. Н. Новг., 1887. С. 127; Георгиевский В. Т. Флорищева пуст.: Ист.-археол. описание. Вязники, 1896. С. 127; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 327; Добровольский М.

http://pravenc.ru/text/178313.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010