106 Прав. об. 1868 г. авг. 489. Тр. киев-. ак. сент. 106. Майк. 26. Прибавл. к тв. св. отц. 1849 г. ч. 8, стр. 287. 107 Голуб. 160– 472. Прав. об. 1868 г. авг. 489, 492; 1870 г. апр. 495– 496; Майк. 222, 229; архиеп. Филар. св южн. слав. авг. стр. 64. Тр. киев. ак. 1866 г. сент. 120. 108 Голуб. 457– 459. Пр. об. 1868 г. авг. 488– 493. – Краткия биограф. сведения о сербских святителях сообщены в сербском журнале «Гласник дружства србске словесности» за 1854 г. кн. VI. 109 Прав. об. 1868 г. авг. 494; 1870 г. апр. 622. Тр. киев.ак. 1866 г. сент. 118. Гильф. т. 1. стр. 120. Ист. слав. нар. Раича ч. III, стр. 19. 112 Самуил два раза занимал константинопольскую кафедру – в 1764– 68 г., и в 1772 г. Он был знатного рода, имел высокое образование и сделал много замечательных распоряжений, но за строгость и суровость характера не пользовался любовию и два раза был низлагаем – в 1768 и 1772 г. Скончался на острове Халки. Истор. список еп. и патр. вел. ц. в Константинополе. Спб. стр. 158– 161, 163. 114 Ист. Сербии. Ранке стр. 272. Пр. об. 1868 г. авг. 494, и 1870 г. апр. 637. Тр. киев. ак. 1866 г. 119; Христ. Чт. 1865 г. авг. 132– 135. 123 Беседа 1871 г. кн. VIII. стр. 293– 295. По удалении из Сербии Петр Иованович был епископом кроатским. Стран. 1860 г. кн. март. хроп. 93. 125 Прав. об. 1868 г. авг. 489, 491, 497. Тр. киев. ак. 1866 г. сент. 119. – Жичанскому монастырю, основанному в 1222– 24 г., принадлежали не только окрестные села, но и некоторые деревни в Хвостне, Зете и других местах. Монастырь этот зависел от архиепископа-, в нем венчались на царство сербские короли и поставлялись архиепископы, епископы и игумены. Майк. стр. 22И. 126 Так, напр. постановлено было с каждого монастыря ежегодно взимать по 25 пиастров, с каждой церкви по 12 пиастров, с каждого священника ежегодно по 10 п., с каждого мирского дома ежегодно мирии по 6 пар и дымницы по 1 пиастру и 4 пары, за рукоположение священника 100 пиастров, за разрешение первого брака 1 п., второго 2 третьего 6 п., и пр. 127

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Анатолий (Соколов Феодот Андреевич), еп.Енотаевский, вик.Астраханской епархии Родился 7 июня 1865 года. Образование получил семинарское, а по окончании семинарии с 1887 года учительствовал. 1890 – надзиратель Оршанского духовного училища. В 1891 возведен в сан иерея и назначен законоучителем Ново-Быховской церковно-учительской школы. В 1900 поступил в С.-Петербургскую духовную академию, которую окончил в I904 г. со степенью кандидата богословия. I-ro июня 1904 г. – законоучитель Перновской мужской гимназии. 24 ноября 1904 г. – законоучитель Рижской гимназии. 12 авг. 1914 – смотритель Торопецкого духовного училища. Овдовел. 24 мая 1915 г. пострижен в монашество, а 25 мая 1915 г. – возведен в сан архимандрита. С 8 февраля 1917 г. – ректор Литовской духовной семинарии. 21 сентября 1919 – Святейшим Патриархом Тихоном хиротонисан во епископа Енотаевского, вик.Астраханской епархии. В 1922 уклонился в обновленческий раскол и принят членом Свящ.Синода. В 1923 ВЦУ назначен правящим Астраханским. 18 янв.1924 ВЦУ возведен в сан архиепископа. 6 июля 1927 ВЦУ возведен в сан митрополита с назначением на Крымскую кафедру. 1933 – правящий Луганской епархией. 1935 – правящий Костромской епархией. 9 сентября 1937 года уволен за штат. Сведениями о дальнейшей его жизни мы не располагаем, но покаяния, очевидно, не приносил. Скончался в г.Костроме вне общения со св.Церковью. «Церк.Вед.» «Церк.Обновл» Литература: 1917, 8, стр.53. 1925, 5, 6, 7, стр.33. Вестн.Св.Син.Пр.Р.Ц.(Обновл.) 1926 года, 12–13, стр.7. ФАОС дело 27· Кат-ЯВ 40, стр.21. Кат-АМ 46. Кат-ЕС 2, cmp.I 2. Дополнения к Кат-ЕС. «Именной список ректор.и инспектор.Дух.Акад. и семинар, на 19Ι7 г·», стр.119. ФАМ I, стр.45· Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Димитрий (Вологодский) Димитрий (Вологодский Димитрий Матвеевич), архп. Минусинский Родился 5 ноября 1865 года. 02 авг. 1887 года возведён в сан иерея. В 1896 г. окончил С.-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и определён настоятелем Красноярской Благовещенской церкви. В 1897 г. – настоятель Красноярского кафедрального собора В 1909 г. – смотритель Красноярского духовного училища. 30 октября 1914 года – пострижен в монашество, возведён сан архимандрита и определён смотрителем Пермского духовного училища. 6 мая 1923 года хиротонисан во епископа Минусинского, вик. Енисейской епархии. Твёрдо держался православия. Когда в 1925 году обновленцы приглашали его и епископа Амфилохия (Скворцова), проживавшего одновременно с ним в г. Красноярске, оба епископа ответили письмом, в котором объявили собор неканоничным и самочинным и отказались от участия в переговорах, заявив, что «наше соединие с вами возможно только тогда, когда вы отречётесь от своих заблуждений и принесёте всенародное покаяние». С 1933 по 1935 г. епархией не управлял. С 24 июля 1935 г. вновь епископ Минусинский, вик. Енисейской епархии. 17 марта 1936 года – архиепископ Минусинский, вик. Енисейской епархии. С 1937 г. епархией не управлял. Дальнейших сведений о нём не имеем. Литература «ЖМП» 1933, 14–15, стр. 4 «Церк. Вед» 1914, 45, стр. 52 «Вести. Св. Син.» 1926, 7, стр. 7 «Именной список ректор. и инспектор. Дух. Акад. и семир. на 1917 год» стр. 10, 11, 25 167, стр. 7 93, стр. 8 Regel’son 552 1933 verhaftet Regel’son 556 1937 verhaftet Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Павел (Павловский Петр Андреевич), архп. Иркутский Родился 7 января 1865 года. В 1885 году окончил Архангельскую духовную семинарию и рукоположен в сан иерея. До 1896 года священствовал в одном из сельских приходов Архангельской епархии. В 1896 году назначен миссионером Архангельской епархии. До 1917 года был миссионером. В 1915 году пострижен в монашество и определен в число братий Архангельского монастыря. 19 марта 1917 года хиротонисан во епископа Пинежского, вик. Архангельской епархии. С 1920 по 1925 год епархией не управлял. В 1926 году временно управлял Тверской епархией с наименованием Старицкого епископа. В 1926 году назначен епископом Уральским и Покровским. С 1929 года – епископ Уральский с местожительством в гор.Уральске. С 2 апр.1929 г. – епископ Челябинский. С II авг.1931 г. – епископ Енисейский и Красноярский. 4 апр.1933 года возведен в сан архиепископа. С II июня 1933 г. архп. Иркутский. 16 сент.1935 г. награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. С сентября 1937 года епархией не управлял. Есть сведения, что он умер. литература: «ЖМП» 1933, 16–17, стр.9. 1935, 23–24, стр.1. «Церк.Вед.» 1917, 7, стр.37. ФМП 46, стр. 19. ФПС I, 75-а, стр.3. ФПС II, стр.2. ФПС IV, стр.6. ФПС V, 142. ФАМ I, 201, стр.16. “Списки архиереев 1897“-l944 гг. “Патриарха Алексея”, стр.17, 53. Literatur : Regel ’ son271: 1921 wurde er zu fünf Jahren Gefängnis verurteilt, statt erschossen zu werden. Regel’son 525, 556. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Но особенно поражали пленных многочисленные искусственные возвышения с воздвигнутыми на них алтарями. Вавилоняне называли их зиккуратами (зиккурат – слово, происходящее от глагола, который как на вавилонском, так и на еврейском языке означает «напомнить, привести на память», или по известной форме заключающегося в «зиккурат» глагола: «сделать себе имя». Культовое сооружение, характерное для Вавилонии и Ассирии. В настоящее время археология подтверждает наличие в Месопотамии 32-х сохранившихся зиккуратов. – Авт.). Вавилонские зиккураты олицетворяли связующее звено между небом и землёй, Богом и человеком. Они имели различную высоту и форму (квадратную, четырёхугольную, овальную). Евреи же назвали их Баб-Илли, или башнями Вавилона, напоминавшими им историю о столпотворении, хорошо знакомую из Торы: «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (евр. Берешит, Бытие 11:1–9 ). Библейские сведения об этом событии подтверждает просвещённый вавилонский жрец из храма Мардука – Берос (около 340–280 до Р.Х.). Он написал для чужеземных завоевателей «Вавилонскую историю» («Babylonika») в трёх книгах на греческом языке. Достоверно известно, что Берос пользовался подлинными письменными источниками, хранившимися в вавилонских храмах. Вот его сообщение: «Рассказывают, что первые люди, возгордившись своей силой и величием, стали презирать богов и считать себя выше их. Они построили высокую башню на том месте, где теперь находится Вавилон. Башня эта уже почти касалась небес, как вдруг ветры пришли на помощь богам и опрокинули сооружение на строителей его. Развалины получили название „Бабель“. До того времени люди говорили на одном языке, но боги заставили их говорить на разных наречиях» с.50]. Крупнейший зиккурат всех времён, или как его называет Библия – Вавилонская башня, которую люди решили построить чтобы достичь неба и стать как боги, не вымысел. Это свидетельство подтвердили археологические раскопки. Оказывается, она существовала с глубокой древности, но была разрушена ещё до эпохи знаменитого вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до Р.Х.). На её фундаменте была построена другая, которую гордое человечество воздвигло в память о первой и которая простояла до тех пор, пока её не разрушил персидский царь Ксеркс (486–465 гг. до Р.Х.). Её пытался восстановить Александр Македонский (356–323 гг. до Р.Х.), но безуспешно. По учению еврейских законоучителей, Вавилонская башня была построена Нимродом, вавилонским царём, чтобы и он, и его народ, могли бросить вызов новому потопу. Тогда, считая себя в безопасности от Божьего гнева, они намеревались отомстить Богу за потоп.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Русский мыслитель П.Я. Чаадаев (1794–1856) признавал, что «те много ошибаются, кто пророчества Священного Писания почитают простыми предсказаниями, предвещанием будущего, и ничего больше. – В них заключается учение, учение, относящееся ко всем временам». При чтении пророческих книг нельзя не обратить внимания на тот факт, что истинные пророки, вдохновлённые Духом Святым, произносили слова Божии с силой и властью, при полной уверенности о дарованных им откровениях. Биографические сведения о личной жизни пророков, пророчествовавших во время царствования Иосии, крайне ограничены, несколько больше мы знаем о Иеремии, деятельность которого относится к периоду между 627 и 586 гг. до Р.Х. Иеремия. На 13-м году царствования Иосии в столичном Иерусалиме появился один из величайших пророков Ветхого Завета – Иеремия, которого в то же время можно назвать самым несчастным персонажем Библии . Слово «иеремиада», образованное от его имени, вошло во многие языки мира как обозначение горестных жалоб и сетований. Иеремия родился в конце мрачного правления Манассии между 650 и 640 гг. в семье священника Хелкии, в маленьком городке Анатоте (совр. Анаты, библ. Анафоф), примерно в 4–5 км. на северо-восток от Иерусалима. Иеремия лично сообщает о том, как он стал пророком: к нему было «слово Господне во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского, в тринадцатый год царствования его... От тринадцатого года Иосии... было ко мне слово Господне...» (1:2 и 25:3). 13-й год правления Иосии – это 627 год. Иеремии было сказано, что ещё до рождения Бог «освятил его пророком для народов» с вполне определённой целью. «Господь сказал мне: не говори: „я молод“; ибо ко всем, к кому пошлю Я тебя, пойдёшь, и всё, что повелю тебе, скажешь... И простёр Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои» (1:7:9). На протяжении четырёх десятилетий, вплоть до разрушения Иерусалима и храма, выступал Иеремия со своими пророчествами. Он пророчествовал при сыновьях Иосии Иоахазе, Иоакиме, Седекии и его внуке – Иехонии, которые «делали неугодное в очах Господних» ( 4Цар.23:32,37. 24:9:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

(ст. 90. 89 Уст. Дух. Конс. Указ. 23 Ноября 1865 г. П. С. 3. 42701. Указ. 17 Декабря 1865 г.) Примечание. В виде приложения к ведомостям о монастырях и монашествующих, представляемых Епархиальными Архиереями при отчетах, должно быть означаемо: какие существуют в епархии женские общины, на сколько лиц они учреждены и сколько лиц действительно в них состоит. (Указ. 15 Декабр. 1858 г.) В виде приложения к отчету о состоянии епархии преосвященные представляют Святейшему Синоду сведения по принятым формам 46 : 1) о бывших и не бывших у исповеди и св. причастия; 2) о присоединившихся к православной церкви от раскола и разных сект, с раздельным обозначением числа душ мужского и женского пола, как присоединившихся на общих правилах православия, так и на особых правилах единоверия 47 ; 3) о присоединившихся к православной церкви из других христианских исповеданий, равно и просвещенных св. крещением нехристиан, с показанием к каким племенам (Татары, Башкиры, Буряты и т. п.) принадлежат нехристиане, принявшие христианскую веру 48 и 4) о родившихся, бракосочетавшихся и умерших 49 . (23 Ноября 1865 г. 42701. Указ. 17 Декабря 1865 г. ст. 33 и 103 Уст. Дух. Конс.) О числе постриженных в продолжение года в монашество лиц также представляется в Святейший Синод, при отчете о состоянии епархии, перечневая ведомость по данной для этого форме 50 . (29 Сентябр. 1865 г. П. С. 3. 42505, Указ. 14 Октябряябряря 1865 г. ст. 77 Уст. Дух. Конс.) В виде приложения к отчету о состоянии епархии представляется перечневая ведомость об оказавшихся в течение года совращениях в раскол или ересь. В случаях же, когда совращение простирается на значительное число людей, или соединено с опасностью новых совращений, или же открывается новый раскол или секта, представляются особые донесения Святейшему Синоду. (Указ. 5 Ноября 1865 г. п. 4. ст. 21 Уст. Дух. Конс.) Епархиальные преосвященные при отчетах о состоянии епархии представляют по прежнему и ведомости о церковно-приходских школах и учащихся в них, не зависимо от сведений, сообщаемых епархиальным начальством ведомству Министерства Народного Просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В «Летописи» на Пасху 4 апреля 1865 года содержится информация, что во Владимирской духовной семинарии был отмечен 100-летний юбилей со дня кончины М. В. Ломоносова. Этот праздник символизировал «сознание родства с народным великим деятелем и вместе истинным сыном Св. Церкви» c. 161]. На этом празднестве вспоминалось, что Ломоносов обладал природной глубокой памятью, запоминал с первого раза и обстоятельно пересказывал другим жития святых, и знал наизусть псалтырь в стихах Симеона Полоцкого c. 161–162]. Ссылаясь на «Распоряжение епархиального начальства» от 15 апреля 1865 года, опубликованное во «Владимирских епархиальных ведомостях», «Летопись» доносит до нас сведения о проекте повсеместного открытия школ в сельских приходах c. 418]. «Летопись» содержит в себе и переписку между святителем Феофаном Затворником и Игнатием Брянчаниновым , где 29 мая 1865 года в письме к святителю Игнатию (Брянчанинову) епископ Феофан указал на ошибочность его учения о вещественности души, утверждая, что она эфирна, и допускал две точки зрения по этому вопросу, что душа либо чисто духовна, либо имеет световую оболочку, с которой не разлучается, такая же оболочка есть и у ангелов c. 235–236]. В ответном письме от 7 июня 1865 года епископ Игнатий (Брянчанинов) по поводу учения о природе души и ангелов писал, что слово «эфир» с точки зрения химии означает тончайшую неопределенную материю, совершенно отличную от газов. Ее существование признается по причине того, что всякое пространство, в том числе и за земной атмосферой, не может быть чуждо материи. Невещественным, как необъемлемым пространством, может быть только один Бог . Поэтому бесплотность духов относительна лишь по отношению к нам. Здесь же он отмечает неверное представление философа и математика Рене Декарта, учившего о независимости духов от пространства и времени c. 256–257]. Из журнала «Владимирские епархиальные ведомости» за июнь 1865 года c. 652–654] в «Летописи» приводятся сведения о вкладе Богоявленского православного братства в помощи «православным пострадавшим от пожара и скотского падежа… а также пособием народной школе с библиотекой при ней и бедным вдовицам и сиротам, из которых в прежнее время многие обращались к раскольникам, нередко изменяя своей вере…» c. 275]. А также оттуда приводится статистика, что общее количество членов Богоявленского братства в это время насчитывало 63 члена, из которых было 11 членов из духовенства, 12 членов из дворян, остальные из крестьян c. 275–276]. В 1865 году в журнале «Владимирские губернские ведомости» опубликовали устав Мстерского православного братства, в числе его почетных попечителей включен епархиальный архиерей как «наблюдатель и руководитель за ходом дел братства, двигатель и посредник его перед властями» c. 75] и начальник губернии c. 447].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Также академик Петров сделал существенный вклад в изучение истории Киевской Академии в XVII - XVIII веках. Библиография работ о персоне: Библиография работ автора: 1.               Мистерии и комедии учителя пиитики в Киевской духовной академии иеромонаха Митрофана Довгалевского (1736—1737гг.)//ТКДА. 1865. 2. 2.               Выдержки из рукописей риторики Ф. Прокоповича, содержащие в себе изображение папистов и иезуитов//ТКДА. 1865. 4. 3.               Из раскольнических рукописей//ТКДА. 1865. 9. 4.               О судьбе века Константина Великого в русской церкви  //ТКДА. 1865. 12 5.               Плач Малой России о ляхолюбцах//КЕВ. 1865. 18. 6.               Из истории гомилетики старой Киевской академии//ТКДА. 1866. 1. 7.               О словесных науках и литературных занятиях в Киевской академии от начала ее до преобразования в 1819 году//ТКДА. 1866. 7, 11, 12; 1867. 1; 1868. 3. 8.               Очерк истории православной духовной школы на Волыни//ТКДА. 1867. 9.               Краткие сведения о православных монастырях Волынской епархии в настоящее время не существующих//BEB. 1867. 1-8. 10.           Иноепархиальные известия//BEB. 1867-1868. 11.           Меры к поддержанию унии в XVIII веке в пределах нынешней Киевской епархии (сведения по униатским источникам)//КЕВ. 1867. 10. 12.           Отрывок из акта Луцкого Ставропигиального Братства о рукоположении в епископский сан номината Луцкой епархии Дионисии Жабо-крицкого (предисловие и примечания)//BEB. 1868. 21. 13.           Некоторые черты отношений помещиков Юго-Западного края России к священникам до времени воссоединения сего края с Россией//BEB. 1868. 1, 14.           Краткие известия о положении базилианского ордена и разных переменах в его управлении от 1772 до 1811   (перевод с польского)  //ТКДА. 1868. 10, 11. 15.           О водворении иезуитов в Испании и распрях их с доминиканами//ТКДА. 1869. 3. 16.           Об учреждении Ипатием Поцеем униатской капитулы во Владимире-Волынском и первоначальные ее действия//ТКДА.

http://bogoslov.ru/person/401224

(Указ. 30 Января 1872 г. 6.) Примечание. О состоящих при монастырях и приходских церквах училищах для обучения детей, равно и о состоянии этих училищ, преосвященные подробно излагают в отчетах, представляя при этом Святейшему Синоду сведения по данной Форме 51 . (Указ. 31 Декабр. 1852 г. отд. 3 п. 17 ср. ст. 14 прим. Уст. Дух. Конс.) В виде прибавления к отчету о состоянии епархии, преосвященные доносят Святейшему Синоду и о пожертвованиях поступивших непосредственно в церкви, монастыри и другие учреждения, состоящие в епархиальном ведомстве. (Указ 31 Декабря 1852 г. отд. 3 п. 14 ст. 134 Уст. Дух. Конс.) Равным образом и о всех похищениях в церквах на сумму ниже ста пятидесяти рублей, если при этом не будет совершено других важных преступлений, прилагается общее донесение Святейшему Синоду за целый год при отчете о состоянии епархии. (23 Ноября 1865 г. П. С. 3. 42701. Указ 17 Декабря 1865 г.) Требуемые указами Святейшего Синода 11 Ноября 1854 г. 52 и 30 Апреля 1856 года 53 послужные списки о службе Синодальных членов, равно Епархиальных и Викарных Архиереев, доставляются в Святейший Синод не ежегодно, но через каждые пять лет; о всех же переменах в службе в течение промежуточного времени, если таковые будут, присылаются дополнительные ведомости к 1-му декабря. (Указ. 5 Ноября 1865 г. п. 1.) Требуемое указом Святейшего Синода от 31 Мая 1849 г. представление в Святейший Синод донесений о духовных лицах, обвиняемых в преступлениях и приговоренных к лишению сана и другим наказаниям, отменено на будущее время. (Указ. 5 Ноября 1865 г. п. 8.) Установленное указом Святейшего Синода 21 Ноября 1844 г. правило, по которому Епархиальные начальства, в случае подачи учителями духовно-учебных заведений, имеющими гражданские чины, прошений о производстве их в священнослужительские должности, в преддверии данного производства испрашивали разрешения Святейшего Синода, отменено на будущее время. (Указ. 5 Ноября 1865 г. п. 3.) По ВЫСОЧАЙШЕ утвержденному 25 Марта 1869 г. штату Духовных Консисторий, при Епархиальных Архиереях положены: при С.-Петербургском и Московском секретарь – с жалованием 750 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010