Для христианизации славян архиеп. Адальдаг Гамбургский инициировал создание Ольденбургского епископства в Гольштейне, подчиненного Бременскому архиепископу. Наиболее вероятной датой основания Ольденбургского епископства считается 972 г. (по др. версиям, 968 или даже 950). Венг. кн. Геза (972-997), решив принять крещение, обратился к О. с просьбой прислать христ. миссионеров. Император отправил в Венгрию мон. Бруно из Санкт-Галлена, рукоположенного для этого во епископа. Присутствие обращенных в христианство правителей Дании, Польши, Чехии, а также венгерских послов на хофтаге в Кведлинбурге (973) красноречиво свидетельствовало об успехах миссионерской политики императора. Церковное искусство и культура При О. в его владениях к северу от Альп помимо прежних церковных образовательных и культурных центров, унаследовавших каролингскую традицию (таких как аббатства Лорш, Фульда , Корвей и др.), развиваются новые центры, формируется традиция «оттоновской» культуры. Начало нового культурного подъема, т. н. Оттоновского возрождения, принято относить к 50-м гг. Х в. Главными образовательными центрами для духовенства в эпоху О. были уже не школы при мон-рях, как во времена Каролингов, а соборные школы в крупных городах - центрах архиепископств и епископств. Важнейшими из них на западе герм. земель стали школы в Кёльне и Трире, на юге - в Вюрцбурге, на востоке - в Магдебурге. Хальберштадтская соборная школа, основанная в IX в., из-за близости к Магдебургу утратила свое влияние, хотя и пережила новый подъем при еп. Хильдеварде (968-996), выходце из мон-ря Санкт-Галлен. Соборные школы поддерживали тесные связи с королевским, а затем имп. двором, готовили буд. церковных иерархов, к-рые впосл. входили в состав придворной капеллы, служили в королевской канцелярии, получали должности епископов и аббатов. Важную роль играла школа при королевской (имп.) капелле. В развитии школы активное участие принял архиеп. Бруно Кёльнский. Однако в отличие от школы эпохи Каролингов она была ориентирована не на широкое, всестороннее образование, знакомившее с высшими достижениями науки того времени, а на передачу прикладных, практических навыков, к-рые были необходимы для работы в королевской канцелярии и для др. задач, связанных с кругом обязанностей клирика ( Fleckenstein. 1989. S. 176-188).

http://pravenc.ru/text/2581739.html

Доктрина таинств К оглавлению Термин «таинство» используется для обозначения ряда церковных обрядов и действий духовенства, которые имеют особое духовное качество, например, способность передавать благодать Божию. Дунс Скот называл таинством «физический знак, учрежденный Богом, который действенно обозначает благодать Божию или милостивое деяние Божие». Другие определения говорят о том же, но более кратко. Основная мысль заключается в том, что таинства являются видимыми знаками невидимой благодати, которые каким -то образом действуют как «каналы» этой благодати. Средневековый период стал свидетелем консолидации богословия таинств, особенно в сочинениях Петра Ломбарда. Были признаны семь таинств: крещение, евхаристия, покаяние, конфирмация, брак, священство и миропомазание. Для оправдания и объяснения их важности были составлены сложные богословские системы. К началу 1520 -х гг. система таинств средневековой Церкви все больше стала подвергаться критике со стороны реформационных фракций. Реформаторы предприняли последовательную атаку на средневековое понимание количества, природы и функции таинств и уменьшили число подлинных таинств с семи до двух (крещение и евхаристия). Почему же реформаторов так занимало богословие таинств? Многим оно кажется чрезвычайно туманным и неу местным. Однако размышление о контексте, в котором действовали реформа торы, поможет объяснить, почему этот вопрос представлял для них такую важность. Здесь можно выделить два фактора Во первых, с точки зрения реформаторов богословие таинств олицетворя ло все плохое, что было в средневековом богословии. Оно, казалось, сос редотачивало в себе все пороки схоластики. До начала средних веков большинство ранних христианских авторов (за исключением, может быть, Ав густина) придавали относительно мало значения богословию таинств. Во многом выработка сложного богословия таинств является одним из наиболее важных достижений схоластических авторов Важное место в программе реформаторов занимало исключение средневеко вых добавлений к ранним и более простым версиям христианского богосло вия.

http://sedmitza.ru/lib/text/441741/

– Высказывает ли лидер претензии на исключительную мудрость, могущество и духовное совершенство? – Существует ли система сдержек и противовесов власти? – Что лидер культа изложил в письменной форме или сказал устно? Сравнение лидера группы, в которую попал близкий вам человек, с главами какой-либо из мировых религий поможет лучше понять, насколько опасен этот человек. Например, Мозес Дэвид Берг, ныне покойный лидер «Семьи», утверждал, что он – Апостол, и на этом основании поощрял женщин из своей группы становиться «счастливыми проститутками Иисуса». Им приказывали «делиться любовью Бога», чтобы добывать деньги, новых рекрутов и политическое покровительство. Эта доктрина доходила до поощрения секса с детьми, – нет ничего удивительного в том, что Берг сбежал из Соединенных Штатов после предъявления ему обвинения в сексуальных приставаниях к детям. Религиозные лидеры наподобие Папы Римского или Билли Грэхэма решительно осудили бы такое безнравственное поведение. Другой пример – самозваный буддистский лидер, «просветленный учитель», Фредерик Ленц, ака Рама. Он объявлял своим последователям, что они должны «делать» большие деньги, ездить на дорогих автомобилях, прервав при этом все контакты с семьей и друзьями и скрывая собственные мысли и чувства, чтобы другие не высосали их энергию. Трудно сопоставить цинизм Ленца с истинной верой, например с учением Далай-ламы – политического и духовного лидера Тибета, ведущего жизнь, в которой особое значение придается любви, состраданию, служению другим. Далай-лама скромен и открыт; он приемлет все мировые религии. Ленц требовал от людей денег за право получить от него, якобы просветленного, «энергию и защиту». К остальным версиям буддизма он относился с пренебрежением. Вам потребуется искать информацию о лидере у бывших адептов, у экспертов и в базах данных различных средств массовой информации. Вы можете также связаться с сетью групповой поддержки семей. Существенно полезными часто могут оказаться видеозаписи прошлых телевизионных шоу. Например, в шоу Лэрри Кинга Фредерик Ленц отрицал, что является просветленным, – однако последователям он заявлял как раз противоположное. В недавнем интервью программе «Дэйтлайн» он не смог ответить даже на элементарные вопросы о компьютерном бизнесе, владельцем которого является. В главе 7 будет подробно разъясняться, как следует пользоваться Интернетом в поисках информации о группе и о ее лидере.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/osvobozh...

Во время таких поездок бывает очень много чудесных исцелений, что приводят к вере даже атеистов. Особо памятен случай, происшедший в 1985 г. Тогда Дары волхвов перенесли в храм г. Салоники. Одну из пришедших женщин стали подводить к святыне, однако та остановилась и вдруг начала сильно сопротивляться. Четыре сильных мужчин так не смогли ее с места сдвинуть. А женщина вдруг закричала: «Уходи от меня, Вифлеемский Младенец!» Тогда эту женщину мужчины силой подтащили к ковчегу, и она упала навзничь прямо перед ним. А один из монахов взял украшавший ковчег с Дарами волхвов цветок, и перекрестил им бесноватую. А второй из монахов поднял сам ковчег и им эту женщину перекрестил. Она начала рычать, и даже лаять. Пришлось силой несчастную подтащить к святыне. И тогда бесноватая замолчала, некоторое время валялась, словно мертвая, потом поднялась и тихо вышла из храма. На следующий день она опять появилась у ковчега с Дарами волхвов и приложилась к святыне уже безо всяких препятствий. КЕМ были волхвы? Волхвы, что передали Богомладенцу свои дары, имеют довольно интересную историю дальнейшей жизни. Церковный историк из Варацце Иаков в VII столетии опубликовал свои исследования назвав имена этих волхвов. Их было трое - Мельхиор, Бальтазар (Валтасар) и Гаспар (Каспар). Старинные повествования кратко описывают их внешний вид: Каспар по преданию это «безбородый юноша», Мельхиор был «бородатый старец», Бальтазар человеком «темнокожим», даже «черным». Они пришли согласно версиям из Персии, Эфиопии или Месопотамии. А когда возвернулись в свои места, то стали рассказывать своему народу о Боге, о Христе Иисусе. В честь Него они возвели часовни и церкви, где были изображены Богомладенец и Вифлеемская звезда. Есть данные и про то, что св. ап. Фома рукоположил их во епископы. Свою земную жизнь богодухновенные волхвы закончили приблизительно в одно и то же время, да и погребены были они тоже совместно. Впоследствии Византийская царица св.Елена обрела их останки и перевезла в Константинополь. Потом перенесли их в Милан. Там они пребывали до 1164 г, до тех пор когда Милан завоевал германский князь Барбаросса Фридрих. Барбаросса мощи волхвов (к тому времени прославленных святыми), перевез в Кельн. Там для них изготовили искусный и весьма богато орнаментированный ковчег, который и поныне считается среди специалистов одной из вершин ювелирного искусства.

http://ruskline.ru/analitika/2018/01/09/...

«Коммерсант» решается на приговор: «Первое празднование Дня народного единства закончилось громким скандалом — его главным событием стал марш праворадикальных организаций. В то время как большинство россиян (судя по опросам социологов) так и не уяснило себе смысл праздника, радикалы превратили его в праздник " освобождения от польско-литовских захватчиков " и провели шествие под националистическими лозунгами». Действительно, невероятный скандал: тысячи две молодых людей (да, по другим версиям — пять) отметили праздник по-своему. То, что загадочное «большинство россиян», как со ссылкой на неведомые опросы сообщает газета (впрочем, возможно, читатели газеты, являющиеся, естественно, для нее «большинством россиян», действительно не знают, с чем связан праздник?), «не уяснило себе смысл праздника», конечно, печально. Но даже если предположение и соответствует истине, еще не все так катастрофично: праздник он на то и праздник, чтобы обрастать смыслами, каждый год привлекая внимание к источникам событий, и по-новому рассматривая и углубляя повод. Дело обращения к историческим истокам, память о героизме Минина и Пожарского и искреннем патриотизме русских людей – безусловное благо сегодня, и принижать его значимость можно только в порядке очередного интеллектуального фокуса. «Независимая газета» пошла дальше, ее фантазии, на наш взгляд, оказались наиболее ярки: «Корреспондент «НГ» поинтересовалась отношением ординария Римско-Католической архиепархии Божией Матери в Москве к новому российскому празднику. Кондрусевич нервно теребил пальцы, взгляд его бегал. «Ну установили праздник...» – было заметно, что служителю церкви требуются невероятные волевые усилия, чтобы прямо здесь на президентском приеме не разразиться пассажем об антипольской сущности 4 ноября». Как хотите, это гениально и превосходит все доселе читанное на эту тему. Журналистка, очевидно, телепат. Было заметно. И этого достаточно для нее самой, редакции и, вероятно, нетребовательного читателя. Так вот ей не просто заметно, что служитель готов разразиться речью, но ей заметно, о чем будет эта речь, самый смысл речи ей хорошо заметен. «Нервно теребил пальцы, взгляд его бегал». Может быть, эти нахальные неуважительные формулировки, в которых резоннее описывать состояние преступника, чем священнослужителя, гораздо больше способствуют взаимному непониманию, чем «антипольская сущность 4 ноября».

http://pravoslavie.ru/4932.html

Запрещалось проведение и даже посещение некоторых местных праздников, например праздника урожая «онам», который и сегодня пользуется популярностью у многих жителей Южной Индии . Было объявлено недопустимым многоженство. Клирики не имели права служить индуистским властям и были обязаны соблюдать целибат. Также была запрещена распространенная практика приглашать музыкантов-индуистов для выступления в храмах. Еще одним решением Диамперского Собора были запрещены двадцать книг, использовавшихся в церковной практике. После завершения Собора католические миссионеры, посещавшие местные приходы, устраивали обыски ради поиска книг из данного списка и их дальнейшего уничтожения . Историческая ретроспектива последующих событий. Клятва Креста Кунан. Маланкарская и Малабарская Церкви Агрессивная миссионерская деятельность европейских колонизаторов и бесцеремонная латинизация индийских христианских общин не могла не вызвать негативной реакции. К середине XVII в. среди индийских христиан все более распространялось стремление вернуться в лоно Церкви Востока, что, по сути, учитывая очень ограниченное участие восточных патриархов в управлении делами на полуострове Индостан, означало возвращение духовной независимости . Ситуация обострилась после исчезновения в 1652 г. сирийского епископа Ахаталлы, который, прибыв в Индию, попал в руки португальцев. С этим деятелем индийские христиане связывали большие надежды в плане возвращения к исконным традициям и независимости от католических властей. Его появление случилось в период, когда фактический лидер индийских христиан, архидиакон Фома, активно пытался связаться с восточными патриархами (в Вавилоне, Сирии и Александрии), дабы заручиться их поддержкой в борьбе с португальцами. Узнав о возможном скором прибытии епископа Ахаталлы в Кочин, архидиакон Фома потребовал у колониальных властей встречи с ним, но получил отказ. Вскоре епископ Ахаталла был насильно вывезен из Индии на португальском корабле, и никто о нем больше ничего не слышал. По различным версиям, он мог быть утоплен португальцами или доставлен ими в Европу, где до конца жизни пребывал в заключении .

http://bogoslov.ru/article/6192662

Зависящие от «Египетского церковного чина тексты» едва ли могут помочь разрешить возникшее затруднение: в Апостольских постановлениях VIII. 16 «прикосновение» пресвитеров вовсе не зафиксировано; в Завете Господа нашего Иисуса Христа указания полностью совпадают с оригиналом, а в Канонах Ипполита (канон 4), напротив, отличаются — сказано, что, когда рукополагается пресвитер, то совершаются все те же действия, что и при епископской хиротонии, кроме Понять, что имеется в виду под «прикосновением» пресвитеров и истолковать значения этого жеста, можно на основании указаний, содержащиеся в главе 8. 6–8 «Египетского церковного чина»: в контексте указаний о хиротонии диакона составитель или редактор памятника попытался объяснить, почему при хиротонии пресвитера на него также возлагают руки другие пресвитеры, а при хиротонии диакона – только епископ. Процитирую этот отрывок по латинской и коптской (саидский диалект) версиям   Латинская версия Коптская версия 6. над пресвитером же пресвитеры возлагают руки (superinponant manus) из-за общего и подобного Духа клира (cleri spiritum) Но, что же касается пресвитера, то епископ имеет с ним общее, и они возложат руки на него, т. к. тот же Дух сходит на него. 7. Пресвитер же имеет только ту власть (potestatem), чтобы получить; давать (dare) же он не имеет власти. Потому что пресвитер только получает. У него нет власти (ξουσα) раздавать жребии (κλρους). 8. По этой причине [пресвитер] клириков не рукополагает (clerum non ordinat), но над рукополагаемым пресвитером «ставит печать (consignam)», в то время как епископ рукополагает (episcopo ordinante). Поэтому не поставляет клирика (κλρικος), поскольку он только «ставит печать (σφραγζειν)» на пресвитере, которого рукополагает (χειροτονεν) епископ. На основании процитированного отрывка (в частности стиха 6) можно сделать вывод, что под «прикосновением» пресвитеров следует понимать их совместное с епископом возложение рук на ставленника. Подобная практика зафиксирована также в частично испытавшем влияние «Египетского церковного чина» галликанском каноническом сборнике 2-й половины V в., известном как SamamumaEcclesiaeAnmiqua:«Npecbumep, когда рукополагается, епископ его благословляет и руку на голове его держит (tenente), все же пресвитеры, которые присутствуют, руки свои рядом с рукой епископа на голове его пусть держат

http://sedmitza.ru/lib/text/5122589/

Мария, мы доверяем фактам, подтвержденным следствием. Его провел чуть менее 100 лет назад следователь Царской эпохи, безукоризненный в профессиональном и нравственном отношении, Соколов Николай Алексеевич. Именно ему мы верим, его выводам. На его могиле слова: " Правда твоя- правда во веки " . Ни одного факта, ни одного довода, в чем либо противоречащего его выводам, до сих пор не представлено. Да это и невозможно. Это уже стало очевидным для всех. А читать всяких писак под псевдонимом Розанова, увольте. Евгения 24 октября 2017, 09:12 С первого взгляда очень взвешенное интервью. Но некоторые моменты сводят на нет уважение к дающему интервью. Не как к компетентному специалисту, в этой области я не разбираюсь, и обсуждать не могу. Но как к человеку,личности. Разве можно позволять себе такие некорректные выпады по отношению к людям, имеющим другую точку зрения, другие мнения. Опровергайте доводы оппонентов, желательно доказуемыми фактами, приводите контраргументы,не опускайтесь до препирательств и перехода на личности, пожалуйста. Что за издевательство, мол, ваш дедушка в гробу переворачивается. Если человек искренне заблуждается, Господь постепенно откроет ему истину.Так только обидеть можно, но не убедить оппонента. Ольга 23 октября 2017, 22:55 Спасибо, что публикуете это, и даете высказаться в комментариях. Весьма рассудительное интервью. Валентина Вишневская 23 октября 2017, 20:36 Прошу прощения, не поняла юмора. А что, г.Харитонов лежит в гробу? И где? Или ЕГО останки идентифицированы с точностью, не провоцирующей сомнения? Мария 23 октября 2017, 19:29 Спасибо, Петр Петрович! Наконец-то вспомнили добрым словом Авдонина и Рябова. Сколько им выпало: разочарование, незаслуженные подозрения, прямые выпады. Мне кажется, что это ускорило уход Рябова. Об обстоятельствах поисков их группы 1979 и 1991 гг. и о первых экспертизах достаточно подробно рассказано в книге Натальи Розановой " Царственные страстотерпцы: посмертная судьба " (М: Вагриус, 2008). Досадно, что у скептиков не хватило ни такта, ни уважения по отношению к тем, кто больше всех заслуживали уважения. Люди скорее доверяют конспирологическим версиям (мол, " мы-то понимаем " ), а потом сознание отсекает всякие проблески здравого смысла. Остается агрессия и неприязнь.

http://pravoslavie.ru/107317.html

Итак, когда это будет принято благожелательно и с твердой верой, оно даст Церкви устроение и верующим – жизнь вечную. Конечно, всем слушающим апостольское Предание... 12 Ибо, если все выслушавшие апостольское Предание последуют ему и соблюдут его, то никто из еретиков и решительно никакой человек не смогут завлечь вас. Ибо таким образом возникли многие ереси, так как предводители их не пожелали внимать словам апостолов, но по своей прихоти делали то, что хотели, а не то, что следует. Если мы опустили какую-либо вещь, то это Бог откроет тем, которые достойны, ибо Он управляет Церковью , которая достойна, чтобы прийти к тихой пристани. 1 Это место Ботте (переводчик издатель «Апостольских преданий»: Botte. La Tradition Apostolique) переводит, согласно саидической, арабской и эфиопской версиям, следующим образом: «Поэтому клир не посвящает, однако при посвящении во пресвитеры он (т. е. клир) совершает действие (т. е. рукоположение), в то время как епископ посвящает». 2 До этого места текст молитвы следует по латинской версии, затем, из-за поврежденности последней,по «Завещанию» и, наконец, по эфиопской версии. 4 Ботте предполагает, что здесь латинская версия пропустила одну строчку или же что она была пропущена уже в греческом тексте, на основе которого была сделана эта версия. 6 Эта глава, по утверждению Ботте, сохранилась только в эфиопской версии, но она имеет параллели в «Апостольских постановлениях», «Завещании» и «Канонах Ипполита». Фраза «Итак они пусть встают... и девы», следующая за молитвой светильника, явно не на своем. 8 Здесь в латинской (веронской) рукописи имеется пропуск. Слова в квадратных скобках взяты из саидической версии. 10 Эта фраза в латинской версии опущена, но она сохранилась в саидической, арабской и эфиопской версиях, где читаем: «Non est enim pascha quod custodimus [typos]», что означает буквально: «Ибо не является Пасхой то, что мы сохраняем [как образ]». Ботте считает это место ошибочным и исправляет его следующим образом: «Ибо Пасха, которую мы празднуем, не является [символом]». Ботте предполагает, что это место опущено в латинской версии благодаря его неясности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

[ Перенос стиха (в греческих словах – граница прочитываемых букв). < > Конъектуры по смыслу или по древним версиям. < Слово или стих(и) опускает указанная рукопись или издатель (лакуна в одно или несколько слов, вызванная плохой сохранностью текста, отмечается иногда с помощью «нет в такой-то рукописи»). ( ) Дополнения в переводе, исходящие из особенностей лексико-грамматического строя древнегреческого языка и их отличий от русского. курсив Курсив (без скобок) указывает на цитаты или близкие аллюзии из Священного Писания . ( курсив) Дополнения, сделанные по смыслу для большей ясности. Слово или стих добавляет указанная рукопись (издатель). Фрагмент (часть фразы), границы которого указаны словами, разделяемыми тильдой. ≈ Приблизительное значение. 1.2.7 Издатели и комментаторы Bonner Чтения А, предложенные в . Chadwik Чтения L, предложенные в , или эмендации греческого текста, сообщенные Hall " y лично. Hall Чтения, предложенные в , издании 1979 г. или в . Lucchesi Чтения греческого текста, предложенные в на основании С 3 , С 4 . Perler Чтения в издании SC. Roberts Заметки, касающиеся греческого текста гом, в рецензии на изд. Hall " а . Testuz Чтения, предложенные в . Whittaker Эмендации, предложенные M.Whittaker, готовившей новое издание Мелитона до того, как оно было поручено Hall " у (опубликованы только в книге последнего). Wifstrand Конъектуры, предложенные в . Употребление курсива или жирного шрифта в тексте и библейских параллельных местах объяснено в «Принципах перевода библейских текстов». Все рукописные варианты учтены по изданию Hall " а, за исключением: С 2 , проверенной нами по изд. в CSCO; С 3 и С 4 включенных в коллацию по первой публикации; А и В, чтения которых уточнены по Perler»; G (в нескольких случаях грузинские переводы проверены и дополнены по ); L 2 и L 3 (коллация наша). 1.3 Выбор разночтений Как мог уже заметить читатель, текстология произведения Мелитона необычайно сложна, и на издателях лежит большая ответственность за добросовестную коллацию всех вариантов чтений. Насколько с этой точки зрения можно доверять пользующимся наибольшим авторитетом изданиям Perler» и Hall " а ?

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010