Восторженное и незабываемое впечатление осталось у Александра на всю жизнь от приезда Государя Императора Николая II с Наследником Цесаревичем Алексеем во Львов (Галицию), где тогда служил его отец: «Это был единственный раз в моей жизнь, когда я видел нашего Благочестивого Государя и его Сына, и при том на довольно близком расстоянии. Какой общий восторг вызвало появление Государя и Наследника. Какое несмолкаемое «ура» гремело по всей огромной площади, где выстроились войска!» Революционная смута 1917 г., последующая гражданская война, голод, разруха принесли и немалые испытания для семьи Таушевых. В начале 1920-го года после многих скитаний, она покидает свою родину. «Помню, с какой скорбью сжималось сердце,– вспоминал Владыка, – когда мы покидали Русскую землю...С замиранием сердца следили мы, как исчезали последние русские огоньки на горизонте. Прощай, наша несчастная многострадальная Родина! И неужели это навсегда?» В конце января 1920 года пароход, на котором находился Александр со своими родителями, остановился в болгарском порту Варна. Прибывших беженцев городские власти разместили по общежитиям. Учитывая всё увеличивающееся число русских эмигрантов, прибывающих в Болгарию 7 , и существование нескольких церквей с русскими приходами, летом 1921 г. было сформировано специальное Болгарское церковное благочиние, управляющим которого в августе был назначен епископ Серафим (Соболев) . Беженцы нуждались в катехизации и потому по инициативе владыки Серафима в Болгарии стали образовываться православно-просветительские кружки и курсы для взрослых, воскресные школы – для детей. В Варне открылась русская гимназия, в которую записалось около 25 (по другим данным – 250) учеников, среди которых был Александр Таушев. «С огромным отрадным чувством» вспоминал он годы своего учения (с 1920-го по 1926-й) в этой гимназии. Учиться он очень любил, и для него истинным наслаждением было, когда они приступали к изучению какого-нибудь нового предмета. Особенно он любил историю, географию, а также историю русской словесности. Одно время увлекался и латинским языком.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В конце 1920-х годов возникла угроза закрытия Симеоновской церкви. Её тогдашний настоятель, протоиерей Николай Беневоленский, желая спасти святыни храма, перенёс чудотворный храмовый образ святого Симеона Столпника и особо чтимую икону святителя Димитрия Ростовского с частицей мощей (XVIII в.), в соседнюю Покровскую церковь (на Лыщиковой горе), расположенную на противоположной стороне Николоямской улицы. А после закрытия Симеоновской церкви в 1929 году (по другим данным 1926 год) и сам перешёл туда служить. Зимой 1979 года в память о ранее закрытом Симеоновском храме, в главном алтаре Покровской церкви был освящён приставной престол в честь преподобного Симеона Столпника. После закрытия Симеоновской церкви здание храма было переоборудовано под учреждения. Два верхних яруса колокольни были разобраны, осталась только нижняя часть с полуколоннами. Главный объём храма был разделен на 7 этажей. На месте высоких ворот четверика и окон ротонды были пробиты дополнительные окна. После этих преобразований здание храма утратило свою гармонию, так как ротонда теперь выглядит по отношению к четверику непропорционально высокой. Первоначально здание Симеоновской церкви занимал Московский институт повышения квалификации инженерно-технических работников Мосгорисполкома. А с 1965 года здесь расположился Городской учебный комбинат управления кадров и учебных заведений Мосгорисполкома. В 1995 году в Симеоновской церкви были возобновлены богослужения. В торжественной обстановке в храм были возвращены особо чтимые иконы преподобного Симеона Столпника и святителя Димитрия Ростовского. . Источник - wikipedia Храм был построен в самом конце XVI века и с тех пор несколько раз перестраивался, пока не обрел свои окончательные архитектурные формы. С древних времен повелось на Руси в память о каком-либо важном событии воздвигать храмы в честь Господского или Богородичного праздника или во имя святого, память которого приходилась на этот день. В день 1 сентября 1598 года в Московском царстве произошло событие, которое было очень важным и значимым для современников его, а в истории Государства Российского обозначила крутой перелом, смену эпох: на Московское царство венчался первый избранный царь всея Руси – Борис Феодорович Годунов. В числе «коронационных» мероприятий было, по преданию, повеление воздвигнуть храм во имя преподобного Симеона Столпника, память которого празднуется 1 сентября. Скорее всего, 1 сентября 1598 года было только дано повеление устроить храм, а строительство его, по данным историка московских древностей И. Снегирева, было завершено в 1600 году.

http://sobory.ru/article/?object=05805

Поляки приветствовали приход Наполеона и создание в 1807 году в результате Тильзитского Мира Варшавского Герцогства - протектората наполеоновской Франции. Около 200 тыс. из них приняли участие в походе французов на Россию. Тем не менее, после освобождения Европы от наполеоновского нашествия российский император Александр I даровал бывшему Герцогству Варшавскому, вошедшему по решению Венского Конгресса в состав России, Конституцию и широкую автономию. Поляки доныне гордятся тем, что одними из первых в Европе получили Конституцию, умалчивая, от кого она им была дарована. Как бы не относились поляки к присутствию русских, нужно отдать должное последним, сохранившим во время своего пребывания и польский язык, и польскую культуру. Но тем не менее в поляках всегда присутствовала постоянная готовность, подогреваемые европейскими государствами, к мятежу и желание отомстить «пшеклатым москалям». Польское восстание 1830-1831 годов вынудило другого российского императора Николая I к жесткой линии: по Органическому Статуту 26 февраля 1832 года она лишалась автономии и становилась органической частью Российской империи. В 1914 году Николай II обещал вернуть Царству Польскому автономию после окончания войны. В 1917 году Временное правительство признало право Польши на самоопределение. Зимой 1919-1920 года советское правительство обратилось к Польше с предложением заключить мир, но на это последовал отказ, и в союзе с Петлюрой поляки напали на Украину , помогая ему в борьбе с большевиками. Мечтая вернуть границы Речи Посполитой, поляки воспользовались тем, что Россия была ослаблена войной и революцией и захватили некоторые территории Прибалтики, часть территории Западной Украины и Белоруссии. «Не подлежит сомнению, - писал Сталин, - что поход панской Польши против рабоче-крестьянской России, есть, по существу, поход Антанты». Поляки стремительно продвигались в глубь страны: в конце апреля 1920 года захватили Житомир, а 6 мая - Киев. В оккупированных областях ими организовывались расправы над теми, кто, по их данным, был красноармейцем и особенно коммунистом. Но не только: среди жертв были не относившиеся ни к тем ни к другим. Чинимые зверства явились причиной жесткого ответа. ЦК РКП(б) послал руководить Юго-западным фронтом И. Сталина.

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/10/...

Александр (Немоловский Александр Алексеевич ) (1875–1960), митрополит. Родился в семье священника с. Гульска, Волынской епархии. В 1901 г. по окончании Санкт-Петербургской духовной академии рукоположен во иерея (целибат) и назначен священником Катасакво-Филадельфийского прихода в Северной Америке. В 1905 г. переведен в Рэдинг (штат Пенсильвания). В 1906 г. определен настоятелем церкви Джерси-Сити, что близ г. Нью-Йорка. В начале 1909 г. возведен в сан протоиерея. В ноября того же года пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита и хиротонисан во епископа Аляскинского, первого викария Алеутской епархии. В июле 1916 г. переименован во епископа Канадского. С 1918 г. –епископ Алеутский и Северо-Американский. В 1921 г. переехал в Константинополь. После 1928 года переселился на Афон в Андреевский скит, а потом переехал в Бельгию, где был назначен настоятелем Брюссельского прихода в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского). В декабре 1936 г. утвержден архиепископом Брюссельским и Бельгийским. В 1940 г. выступил против Гитлера, арестован и привезен в Берлин. В 1945 г. освобожден и возглавлял Православную Русскую Церковь с титулом «Архиепископ Берлинский и Германский». В этом же году он присоединился к Московской Патриархии. С ноября 1948 года – архиепископ Брюссельский и Бельгийский. В ноябре 1959 года (по другим данным, 1969) возведен в сан митрополита. Александр (Паулус Александр Карлович) (1872–1953), митрополит. Родился в крестьянской семье. Окончил Рижскую духовную семинарию (1894). В августе 1901 г. рукоположен во священника и служил на эстонских приходах Рижской епархии. В 1918 г. хиротонисан во епископа Порховского. В марте 1919 г. на первом Соборе Эстонской Православной Церкви избран кандидатом на замещение должности викарного епископа Эстонской Православной Церкви. Вскоре после избрания отказался от предложенной ему хиротонии. В сентябре 1920 г. Собором Эстонской Православной Церкви вновь избран тайным голосованием архиепископом Таллиннским и всей Эстонии. С августа 1923 г. возглавил Эстонскую Апостольскую Православную Церковь , перейдя в юрисдикцию Константинопольского Патриархата; митрополит. В марте 1941 г. после покаяния вернулся в юрисдикцию Московского Патриархата. До 1942 г. – митрополит Таллиннский (Ревельский), в подчинении экзарха митрополита Сергия (Воскресенского). В конце 1941 г. попытался вновь перейти в подчинение Константинопольского Патриархата. В начале 1942 г. вышел из подчинения экзархата с рядом приходов Таллиннской Эстонской епархии (Эстонская схизма). В декабре 1942 г. запрещен в священнослужении Собором епископов экзархата. В 1944 г. уехал в Германию, позже – в Швецию. В эмиграции – в Стокгольме, продолжал возглавлять Синод Эстонской Апостольской Православной Церкви (Зарубежной, Константинопольского Патриархата).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После Октябрьской революции А. И. Бриллиантов не прерывал своей педагогической деятельности, читая в 1918–1919 гг. лекции по истории древней Церкви в Педагогическом институте. 6 декабря 1919 г. он был избран членом–корреспондентом Академии наук (по разряду историко–политических наук, Отделения исторических наук и филологии). В то же время он занимал различные должности, связанные с работой в Едином Государственном Архивном фонде. Любопытно, что в апреле 1920 г. Александр Иванович был командирован в город Кириллов, где прошли его отроческие годы. Кириллов, кстати, тогда входил в Череповецкую губернию. В 1921 г. Бриллиантов стал главным библиотекарем Публичной библиотеки. Не прекращал он и своей научной деятельности, исследуя развитие папской власти в Западной Европе в поздней античности и раннем Средневековье, историю христианской литературы IV века, сочинения Епифания Кипрского, историю монофелитского спора и т. д. К сожалению, многие его работы этого периода остались неопубликованными. Как известно, отношение советского государства к Церкви изменилось в лучшую сторону только во время Великой Отечественной войны. Но Александр Иванович не дожил до этих лет. В 1930 г., через год после своего выхода на пенсию, он был арестован по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации С. Ф. Платонова (1860–1933), якобы подготавливающей свержение советской власти и реставрацию монархии, а также в том, что он поддерживал сосланных священников материально. Смертный приговор был заменен пятью годами лагерей с конфискацией имущества (1931 г.). Однако уже через год А. И. Бриллиантов был освобожден. Он умер осенью 1933 года в тамбовской ссылке. Согласно другим данным, он скончался в 1934 г. «Лекции по общей церковной истории, читанные студентам LXXIII курса С. — Петербургской Духовной академии проф. Академии Ал. Ив. Бриллиантовым в 1911/1912 учебном году» были изданы в Санкт–Петербурге в 191 1 г. литографическим способом. Разрешение на литографию лекций в количестве «60, (3)» экземпляров дал ректор Академии епископ Георгий 1 ноября 1911 г. До нас, однако, эти лекции дошли в виде машинописи со старой орфографией. В конце машинописи имеется приписка: «Издатель — студентъ Императорской С. — Петербургской Духовной Akaдeмiu Иванъ Степановъ, 1913 года 31 марта». Очевидно, литографических экземпляров к концу следующего после их издания учебного года стало недостаточно, и в предэкзаменационную пору возникла потребность нового «издания», предпринятого уже самими студентами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Строительство храма проходило непросто. В 1798 году, в практически законченном здании обрушился купол, повредив при этом стены. К 1812 году строительство было закончено и храм был готов к освящению, которому на этот раз помешали французы, захватившие Москву. Во время большого московского пожара храм был разграблен, сгорел новый иконостас. В итоге освящение новой церкви Симеона Столпника состоялось только в 1813 году. В 1847 году, по проекту архитектора Н. И. Чичагова, был сделан новый иконостас. К 1851 году он также создал иконостасы и для приделов. Расположенный на Таганском холме огромный Симеоновский храм был виден издалека. Построен он был в стиле классицизма. Над четвериком с портиками возвышалась высокая ротонда. Смотрелись они очень гармонично за счёт высоких ворот четверика и высоких окон ротонды. Купол храма украшали круглые окошки — люкарны и тонкий барабан с маленькой главкой. В последующие годы продолжалось обновление храма. В 1851 году была перестроена трапезная. В 1863 году приход Симеоновской церкви приобрёл новый большой колокол весом в 418 пудов (6847 кг). Для его размещения пришлось строить новую трёхъярусную колокольню. Колокольня, отчасти повторяющая своим декором основной объём храма, была построена по проекту Козловского. В 1898 году перестройкой церкви занимался архитектор Н. В. Розов. Внтуреннее убранство В конце 1920-х годов возникла угроза закрытия Симеоновской церкви. Её тогдашний настоятель, протоиерей Николай Беневоленский, желая спасти святыни храма, перенёс чудотворный храмовый образ святого Симеона Столпника и особо чтимую икону святителя Димитрия Ростовского с частицей мощей (XVIII век), в соседнюю Покровскую церковь, расположенную на противоположной стороне Николоямской улицы. А после закрытия Симеоновской церкви в 1929 году (по другим данным 1926 год) и сам перешёл туда служить. Зимой 1979 года в память о ранее закрытом Симеоновском храме, в главном алтаре Покровской церкви был освящён приставной престол в честь преподобного Симеона Столпника.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Симеона_С...

В 1812 году, когда французы подходили к Москве, из столицы вывезли ценности и привезли их в Вологду. В обгоревшем Спасском соборе до самого освобождения Москвы от Наполеона хранились драгоценности Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего и других монастырей. Фото vk.com/spdmon Правда, такие серьезные укрепления не пригодились — каменные стены были возведены уже после нескольких нападений на монастырь и разорений его поляками и литовцами во время Смуты. А после Смутного времени на обитель враги уже не покушались. Снаружи монастырской крепости сохранились остатки вала, который защищал монастырь от подтопления в половодье. 6 Что за братья-князья покоятся в монастыре? В церкви во имя преподобного Димитрия Прилуцкого, расположенной в подклети Спасского собора, под спудом находятся мощи трех святых: Димитрия Прилуцкого и благоверных братьев-князей Игнатия Прилуцкого (Иоанна Андреевича Угличского) и Димитрия Андреевича Угличского. Иоанну было 13 лет от роду (по другим данным, 16), а Димитрию — 12, когда их дядя, великий князь московский Иван III, опасаясь междоусобиц и желая утвердить в государстве единодержавие, заковал племянников в цепи и сослал в заточение в Спасо-Прилуцкий монастырь. Случилось это в конце XV века. Арест сыновей князя Андрея Васильевича. Лицевой летописный свод Княжичи, виновные лишь в том, что родились в семье, впавшей в немилость у знатного родственника, лишились родителей и провели в тюрьме всю оставшуюся жизнь. Иоанн, дожив в заключении до 45 лет и проведя в темнице 32 года, перед кончиной принял схиму с именем Игнатий. Это было 19 мая 1522 года. У гроба благоверного князя Игнатия стали происходить исцеления. Князь Димитрий пробыл в заключении почти пятьдесят лет и, забытый всеми, умер в тюрьме. Оковы с него сняли только в последний год жизни. Погребен Димитрий Андреевич был в Спасо-Прилуцком монастыре при ногах брата. 7 Как живет обитель в наше время? Как и для многих других храмов и монастырей, XX век стал для Спасо-Прилуцкой обители трагическим временем. Монастырь был закрыт советской властью еще в 1920-е годы.Потом здесь были пересыльная тюрьма, склады, кинотеатр…

http://sever.foma.ru/spaso-priluckij-mon...

В XIX столетии православное миссионерство в Забайкалье вновь оживает, однако теперь центром новой миссии, именуемой теперь уже Забайкальской, стал Спасо-Преображенский Посольский монастырь. Бывшее подворье Свято-Троицкого Селенгинского монастыря – Посольская обитель стала к этому времени уже одним из самых развитых забайкальских монастырей (что, среди прочего, было вызвано и его особым положением на пересечении транспортных путей из Прибайкалья в Забайкалье и далее). Тем не менее викарные епископы, возглавлявшие миссию, имели титул Селенгинских. Обитель продолжала действовать до 1920 года. История ее закрытия не вполне ясна; известно лишь, что после ликвидации монастыря какое-то время Свято-Троицкий храм продолжал действовать как приходской (закрыт, судя по имеющимся данным, в конце 20-х гг.) После того как монастырь был разорен, там была размещена исправительная колония, находившаяся в монастырских стенах до 1926 года, после чего ее сменила психиатрическая больница, остававшаяся там де-факто до 2005 года. В 1961 году монастырский комплекс получил статус исторического и архитектурного памятника. Это помогло сохранить то, что к тому моменту еще не было разрушено. И лишь в середине 1990-х годов в селе Троицком был зарегистрирован приход, и верующим была передана часть надвратного Михайло-Архангельского храма. Богослужение совершалось периодически приезжавшими священниками. 25 декабря 2000 года президент Республики Бурятии подписал распоряжение о переводе психиатрической лечебницы за пределы монастырского комплекса. Решение это выполнялось на протяжении пяти лет; постепенно один за другим передавались монастырские здания в ведение Забайкальской епархии. Охраняли и поддерживали в порядке их послушники, посылавшиеся для этой цели из Посольского Спасо-Преображенского монастыря, возрожденного в апреле 2000 года. Рождество 2007 г. Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в Бурятии Осенью 2005 года в Свято-Троицкий монастырь прибыл иеромонах Николай (Кривенко), ранее бывший наместником Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Он принимал оставшиеся здания монастырского комплекса до июля 2006 года, когда указом правящего архиерея Читинской и Забайкальской епархии епископа Евстафия исполняющим обязанности наместника был назначен иеромонах Алексий (Ермолаев). Это событие стало значимой вехой в истории обители: впервые после разорения монастыря в 20-х гг. прошлого века в нем появилась собственная братия и свой наместник (до этого временно проживавшие в нем послушники были приписаны к Посольскому Спасо-Преображенскому монастырю).

http://pravoslavie.ru/3420.html

К 1912 году население Дорогомилова достигло 100 тысяч жителей. Его храму еще предстояло исполнить свою великую миссию в истории и судьбе России: Богоявленскому храму, построенному по образу храма Христа Спасителя, суждено было стать его преемником. Безбожная пятилетка На дорогомиловский храм нападали как до революции, так и после. Уже в марте 1917 года пронесся очередной газетный слух, будто бы в подклетях Богоявленского храма спрятаны немереные запасы продовольствия. Прихожане теперь держались независимо от власть предержащих – дали интересующимся осмотреть храм и заодно квартиру настоятеля. А когда пробил час Октябрьской революции, стойкость стала делом чести и выживания. Уже 19 февраля 1918 года здесь прошла панихида по убиенному митрополиту Владимиру (Богоявленскому), некогда освящавшему этот храм. В 1920 году непокорные прихожане Богоявленского храма выступили против решения властей о закрытии Троице-Сергиевой лавры и переноса святых мощей преподобного Сергия в музей, поддержав протест патриарха Тихона. Дорогомиловцы собрали 650 подписей под обращением: «Мы, прихожане храма Богоявления… ходатайствуем перед надлежащими властями об оставлении в неприкосновенности всех святынь Троице-Сергиевой лавры, в особенности св. мощей преподобного Сергия Радонежского и всею душою присоединяемся к протесту перед ВЦИК духовного отца нашего патриарха Тихона». Все это крайне раздражало власть, но первая гроза грянула во время изъятии ценностей. В числе прочих пропагандистских мер в марте 1922 года на Брянском вокзале был открыт агитпункт для сбора «откликов трудящихся» по поводу изъятия. Все это были жалкие демагогические попытки прикрыть преступный грабеж революционной, не менее преступной «волей трудового народа». Изъятие спровоцировало подлинный бунт, наподобие древних московских восстаний, и даже с набатом. К чести дорогомиловцев, единодушие не покидало их. Изъятие проходило 5 апреля (по другим данным 7 апреля, то есть в Благовещение) 1922 года. Кощунственность мероприятия усиливалась еще и тем, что это была 6-я неделя Великого поста, канун Страстной седмицы. Так что прихожане защищали свой храм, как на войне. Члены комиссии по изъятию явились в Богоявленскую церковь в конце утренней службы. Заметив их, кто-то из прихожан намеренно остался в храме, а кто-то успел забраться на колокольню и ударить в набат. Наружная охрана спохватилась поздно: пока снимали звонарей, успела собраться трехтысячная толпа. Тем временем священник Сергий Зерцалов пытался спасти ценную утварь и иконы, спрятав их под престол в алтаре. Когда начались волнения, духовенство вышло из храма, чтобы успокоить народ, но народ не успокоился. В охрану летели камни, ранившие курсантов, а потом из толпы раздались выстрелы. Тогда была спешно вызвана кавалерия, которая разогнала народ, и из храма изъяли серебра весом более 14 пудов. (Кстати, после этого происшествия власти ужесточили меры, стали особо охранять колокольни, и за допущение набатного звона караульные подлежали трибуналу.)

http://pravoslavie.ru/701.html

Васильевка. Церковь Петра и Павла. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Первая малая деревянная церковь в Васильевке в 1792 году была построена усилиями основателя города Василия Степановича Попова (1745-1822), в честь своего небесного покровителя – святителя Василия Великого (по другим данным, в 1796). Простояла до постройки каменной Петро-Павловской церкви. В 1839 году началось строительство храма во имя святых апостолов Петра и Павла. Он был сооружен грузинской княгинею Еленою Александровной Поповой над могилой своего мужа Павла Васильевича Попова. Храм был освящен в июле 1843 года как семейный храм Поповых. В нем было три придела – центральный во имя апостолов Петра и Павла, и боковые во имя святителя Василия Великого и праведных Иоакима и Анны. Церковь имела каменную колокольню и каменную ограду с железными решетками и двумя сторожками. В середине храма, над прахом мужа княгини, был установлен мраморный памятник, огороженный железной решеткой. В 1861 году Елена Александровна в торжественной обстановке подарила храм Васильевской общине по случаю отмены крепостного права. В склепе под храмом покоился в саркофаге прах генерала Павла Попова, затем там были похоронены Елена Александровна (+1882г.); их сын Василий Павлович Попов (+1894 г.) – по приказу которого, в 1889-1894 г.г. в Васильевке был сооружен грандиозный дворцовый комплекс. И очевидно, что там же в склепе нашла себе последнее пристанище и его дочь, Мария Васильевна. Настоятель храма жил недалеко от храма. В его доме сегодня находится аптека и оптика (пер. Аптечный). Второй священник общины жил на этой же улице (сегодня это Дом молодежи). Все земли вокруг церкви (1072 сажени) принадлежали церковной общине. При церкви было и кладбище, где хоронили священнослужителей и именитых граждан Васильевки. На момент уничтожения храма и кладбища, насчитывалось около 40 могил. До конца 1920-х годов церковь функционировала полноценно и по назначению. Но в конце 1920-х большая ее часть была переоборудована в электростанцию с газогенераторным двигателем. Уголь, который использовали как топливо, складировали в подвальном помещении, где находился склеп Поповых. Все гробы были завалены углем и досками. В середине 1930-х годов были уничтожены колокольня и купол храма. Во время фашисткой оккупации немцы разрыли один из саркофагов, другие саркофаги не пострадали. Храм был действующим, хоть и частично, до начала 1950-х годов.

http://sobory.ru/article/?object=50009

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010