Зачем? По какой прихоти, для кого воссоздавать обитель? Для монахинь - экстремалов, завезённых из тёплых краёв? Разумно ли это? Духовную жизнь можно вести и в более благоприятных местах, с меньшими финансовыми вложениями.   Крушение несокрушимого   Двадцать лет рос и укреплялся в Суре монастырь, созданный по благословению Иоанна Кронштадтского в 1899 году. Собиралось сестричество. Рукополагались монахини. Строились храмы. Налаживалось монастырское хозяйство. В 1917 году здесь проживало 200 насельниц. Всему положила конец революция. В Архангельской губернии полная национализация развернулась после окончания гражданской войны и установления советской власти в феврале 1920 года. К власти пришли новые люди. Богоотступники и богопреступники. И бесноватые большевики, и кряжистые староверы, коими наполнены были северные края, видели в роскоши церквей, золотом благолепии – зло. Безбожники и истовые молитвенники совпали в оценке богатств, распознав в нём грех, духовную порчу, соблазн. И как только вышла воля отрекаться от старого мира, с беспощадной весёлостью сокрушили каменное великолепие, перераспределили на земные нужды материалистов.     Старообрядцы Староверы – хозяева края – много лет хранили своё понимание истины, верность своему Богу. Они, противясь давлению государственной машины, насаждающей новую Церковь, откатились на край земли, унесли с собой Святую Русь; затаились, копя силу народного самосознания, оберегая свой уклад, духовную свободу, завещанную отцами. За двести лет старообрядцы научились жить с государством. Как партизаны, хоронились в лесах, уклонялись от прямого противления. По официальным данным в конце XIX века старообрядцев на Пинеге было 4%, в действительности – на порядок больше. Велико было число «незаконнорожденных» детей из раскольничьих семьей, не освященных церковным браком. Общераспространён был переход из «мирских» в «монастырские» в зрелые годы, когда вырастали дети, и люди могли со всей ревностью выполнять все предписания веры отцов. Церковное начальство неохотно давало разрешение на строительство часовен на Русском Севере, зная, что народ станет в них молиться по-старому. Святой Иоанн Кронштадтский пытался вразумить старообрядцев проповедью и умягчить широкой благотворительностью.

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/18/...

Более 60 лет при Станьковской Свято-Николаевской церкви действовало благочиние. Первым благочинным в Николаевском храме был протоиерей Николай Трусковский, в последствии Архимандрит, историк, краевед, писатель, создатель трудов по истории православных храмов. С 1873 по 1883 года в Свято-Николаевском храме служил благочинный протоиерей Василий Васюкович. Диаконом при нем был Иоанн Шарковский, а псаломщиком Даниил Руцкий. С 1883 по 1918 года благочинствовал при Станьковском храме протоиерей Феодор Чернявский, духовник, отец новопрославленной в наше время святой блаженной Валентины Минской (Валентины Феодоровны Сулковской). В помощниках у отца Феодора были иерей Александр Лукашевич (упоминается в документальных источниках Станьковской церкви за 1898 год) и иерей Иоанн Бруякин (упоминается в документах церкви за 1909 год). В 20-х годах ХХ века в храме служил отец Николай Атоваров, расстрелянный в конце 1920-х, начале 30-х годов. Последним священником Николаевской церкви был иерей Илия Мендзик, расстрелянный в 1936 году, а его семья репрессирована. В состав Станьковского прихода входили следующие селения: Станьков, Кукшевичи, Заболотье, Шатилы, Петковичи, Лантевичи (с 1960 г. Васильково), Магалевщина, Гринковщина, Багрицовщина, Ляховичи, Каменка, Зосино, Мигдаловичи, Сломище, Красное, Скворцы, Добрынево, Чечино, Павлово и Гороховище. Станьковской церкви, по данным 1864 года, принадлежали пять деревянных и одна каменная кладбищенских церквей: Свято-Покровская 1860-1864 гг. в Добрынево; в Станькове - конца XVIII - начала XIX веков; в деревне Червоное; Свято-Ризоположенская в застенке Кули; Свято-Духовская в деревне Ланцевичи; Свято-Троицкая, каменная, в селе Вязынь и Свято-Анненская на хуторе Коски. При Свято-Николаевском храме существовало церковно-приходское попечительство и три штатных народных училища: в Станькове, Кукшевичах и Добрыневе. Земли при церкви в Станькове считалось 31 1/2 десятина, расположенная на трех участках. Пользовались этой землей помощник настоятеля и один псаломщик. Усадьба настоятеля находилась на хуторе Коски. Из строений для помощника настоятеля имелись: дом, два амбара, гумно, погреб, два скотских сарая. Двор помощника настоятеля находился непосредственно перед южным фасадом храма, через дорогу Минской улицы (ныне ул. Марата Казея). Псаломщик жил за храмом с восточной стороны (ныне дом М. Казея). Двор псаломщика состоял из дома и гумна. Третий участок числился непосредственно за церковью и погостом.

http://sobory.ru/article/?object=40425

«Сдадим для помощи голодающим все, что мы можем дать из драгоценностей наших храмов и домов молитв. От этого не может оскудеть истинная вера, не разрушатся храмы неоценимой драгоценностью для нас является только человеческая жизнь!» В апреле 1922 года о. Василий и община Георгиевской церкви сдали подкомиссии две серебряные тарелочки, ковшик, чашечку и напрестольный крест, а часть окладов с икон заменили «равным по весу количеством серебра» . Благодаря успешному взаимодействию властей и духовенства болезненный процесс изъятия церковных ценностей в Глазове и уезде проходит спокойно и без эксцессов. Благодаря взаимодействию властей и духовенства процесс изъятия церковных ценностей в Глазове проходит спокойно и без эксцессов В 1924-м году о. Василий был награжден саном протоиерея. В марте 1925 года он покидает Глазов и получает назначение на место священника Покровской церкви села Селег, в 80 верстах от города. Согласно Клировой ведомости 1915 года, приход Селеговского храма состоял из 384 дворов и 3000 прихожан . В апреле 1927 года протоиерей Сатрапинский решением епископа Глазовского Виктора (Островидова) был удостоен ко дню Св. Пасхи новой награды – палицы . Спустя полгода владыка Виктор не принял «Декларацию об отношении Церкви к советской власти» заместителя местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия (Страгородского). Оценив ее как «отречение от Самого Господа Спасителя», епископ становится одним из вождей «правой» церковной оппозиции − «непоминающих». К епископу Виктору присоединились множество приходов Вятской епархии и Северной Удмуртии. Одним из сторонников епископа считали и о. Василия. Однако согласно его показаниям, данным на допросе в 1937-м году, «викторианского течения» в конце 1920-х годов он не придерживался, а «при службе в церкви поминал Виктора до 1931 года», не желая идти против своих прихожан, большей частью примкнувших к бывшему епископу Глазовскому . Раскол в Глазовской епископии был преодолен только в 1929–1930-е годы, когда под влиянием сосланного в Глазов епископа Уржумского Авраамия (Дернова) местное духовенство принесло покаяние и перешло в подчинение Московской Патриархии.

http://pravoslavie.ru/132478.html

Когда началась Вторая мировая война, свящ. Евгений вместе с прихожанами ушел в горы, в известковые шахты, где работал, служил и молился. После войны приходская жизнь возобновилась. 215 В Великобритании одним из старейших православных приходов в столице являлся лондонский приход во имя Успения Пресвятой Богородицы, возникший еще в конце XVIIhaчaлe XVIII в. До 1920-х гг. эта церковь была приписана к российскому посольству и располагалась в наемном помещении. Впоследствии Англиканская Церковь временно предоставила приходу большой храм в Лондон Сити, а затем другой – в центральном районе города. После разделения русской церковной эмиграции приход разделился – сторонников митр. Евлогия и Архиерейского Синода оказалось в нем почти поровну. Было заключено соглашение, что представители этих двух частей станут совершать службы по очереди. 216 Такое практиковалось и в других странах после разделения русской православной эмиграции. В 1928 г. в Лондон приехал архимандрит Николай (Лонгинов) от РПЦЗ, на его средства был приобретен небольшой дом, где устроена монашеская обитель с домовой церковью – так продолжалось до 1955 г. 217 Забегая несколько вперед, скажем, что в 1945 г. произошло перемирие митрополитов Евлогия (Георгиевского) и Серафима (Лукьянова) с Московской Патриархией. Каноническое общение и подчинение были восстановлены, хотя и на довольно короткий срок. Вслед за своими правящими архиереями немалое количество приходов Экзархата, равно и епархии Зарубежного Синода, перешло со своим клиром в юрисдикцию Московской Патриархии. 218 Центральная Европа. Германия К началу Первой мировой войны Русская Церковь обладала в Германии значительной собственностью: около тридцати шести храмов, домов и земельных участков. Однако численность православных верующих оставалась небольшой. Ситуация изменилась после Октябрьской революции 1917 г. и окончания Гражданской войны в России. В 1935 г., по данным тайной государственной полиции Германии, русская эмиграция в III рейхе насчитывала около 80 тыс., а по сведениям Министерства церковных дел в 1936 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Богданы. Моленная Николая Чудотворца. Bagdoni Sentiki cerkv Часовня. Действует.   Освящена в честь: Николая Чудотворца Год постройки:1938. Адрес: Литва, Паневежский уезд, Купишкский район, Купишкское староство, Богданы Bagdonys, Kupiškio seninija, Kupiškio rajono savivaldyb, Panevio apskritis, Lietuva Координаты: 55.904176, 25.029249 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Богданская (Чеховщизнская) община (Вилкомирский у. Вил. губ.; ныне Купишкский р-н Литвы), основана ок. 1800 в дер. Чеховщизна Вилкомирского у. Возможно, уже в конце XVIII в. стар. жили в дер. Чеховщизна Вил. воеводства ВкЛ. В 1816 рус. жили в 163 дер. и хуторах Вилкомирского у., в т.ч. в дер. Чеховщизна. Сначала молельня существовала в дер. Чеховщизна, где в нач. XIX в. жило 94 рус. " души " ; в Нарбутах - 130 рус. " душ " . В 1850-х, во время возобновившихся при Николае I гонений на стар-дцев, храм был разобран по распоряжению властей, якобы " за ветхостью " его. В 1863 чиновник П. Корецкий писал о положении стар-дцев Ков. губ.: " ...Раскольники [стар-дцы] же уничтоженных часовен или причисляются к существующим, или обращаются в соседния губ.: Курляндскую и Виленскую, смотря по ближайшему расстоянию от мест жительства, а при отдалении молятся в домах по единочно или собираются скрытно в очередных домах, принося туда на время моления книги и иконы, кои обратно берут к себе, чтобы не оставлять доказательства нарушений запрещения собираться для молитв в домах. Бывшие же наставники уничтоженных молелен остаются назидателями своих прежних прихожан, пока не сменены новыми " . Во втор. пол. XIX в. на молитву собирались в дер. Богданцы (Н.-Алекс. у. Ков. губ.; ныне Багдонис Купишкского р-на). Если до 1850 наст. наезжали из др. общин, то позже, согласно истор. данным 1930-х, были свои дух. о. -К. Иванов, И.Е. Прокофьев, Еремей Егоров, Афанасий Петруев, Логин Прокофьев. Прихожане Фома Митрофанович Степанов и Артемий Прокофьев (имение Нарбутово) участвовали в съезде стар-дцев Сев.-зап. края (1906). Известно, что в 1909 дерев. храм поморцев был в дер. Богданцы. Он сгорел во время 1-й мировой войны. Кроме поморцев, в вол. были и стар-дцы, считавшие себя федосеевцами (в 1920-х местные стар-дцы принадлежали уже к поморской общине). В марте 1909 пятьдесят " семей федосеевцев " (!) просило разрешения открыть им свой храм в дер. Чеховщизна, но власти отказали им в этом, объясняя, что община не зарегистрирована, как того требует закон от 17 окт. 1906.

http://sobory.ru/article/?object=37336

По некоторым данным, имел сан протиерея, но документальных тому подтверждений не обнаружено. Похоронен на Немецком (Введенском) кладбище в Москве на участке Куприяновых. Протоиерей Георгий Ивакин-Тревогин (1903–1980) Родился в Москве в семье, которую, по его словам, «нельзя [было] назвать религиозной. Кто хотел – мог молиться, кто хотел – мог не молиться; ходить в церковь не препятствовалось». Георгий же рано начал интересоваться религиозными вопросами, любил бывать в храмах. В конце 1919 – начале 1920 годов он со школьными товарищами отправился в Гефсиманский скит, затем – в Зосимову пустынь. Поездка эта произвела на них неизгладимое впечатление, и в 1921 году они совершили паломничество в Оптину пустынь, где их приняли иеромонах Анатолий и иеромонах Нектарий. Георгий Николаевич учился в немецкой школе, в которой познакомился со своей будущей супругой Валентиной Карловной Зорге. Поженились они в 1922 году. Вместе стали посещать храм в Клённиках. Отец Алексий Мечёв принял Валентину Карловну из лютеранства в Православие, при миропомазании назвав свое имя в качестве восприемника, а крестной стала Евфросиния Николаевна, матушка отца Сергия Мечёва . Отец Сергий и венчал Валентину с чтецом Георгием 15 апреля 1923 года, так как старец Алексий болел. Георгий Николаевич был очень близок к старцу Алексию, о чем свидетельствует и такой факт: именно его Батюшка иногда посылал отнести просфору Патриарху Тихону. Алтарнику Георгию Тревогину довелось сопровождать гроб с телом почившего отца Алексия из Вереи в Москву. В 1928 году Г. Н. Тревогин впервые подвергся аресту. Провел в тюрьме несколько месяцев. Окончил физико-математический факультет Московского университета и в 1932 году аспирантуру в НИИ математики и механики при МГУ. Преподавал математику в Сельскохозяйственной академии имени С. А. Тимирязева (бывшей Петровской), Учительском институте и Бауманском машиностроительном техникуме. Вся жизнь семьи Тревогиных была связана с Маросейкой, здесь они стали одними из самых активных прихожан, крестили двух своих сыновей – Серафима и Николая, трагически погибших в годы Великой Отечественной войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

В середине XIX века в Успенской церкви состояли три штата. С 1837 по 1846 год священствовал Петр Артемьевич Крылов, сын Артемия Захарова — это единственный случай наследственного служения в Козловке. Никандр Николаевич Попов, приехав после семинарии в 1847 году, трудился здесь без малого тридцать лет. Более сорока лет служил священник Георгий Федорович Федоров. В 1873 году в Козловку приехал отец Василий Турбин, имевший склонность к ученым изысканиям. Успенский храм оставался главным в Козловке. Козловский Успенский храм. Фото с сайта Бутурлиновка.RU Обязанности старосты Успенской церкви с 1901 года выполнял крестьянин Павел Иванович Филатов (1847 - после 1917), владелец двух каменных домов. Церковная усадьба занимала чуть более одной десятины, в декабре 1909 года местной двухклассной школе уступили триста квадратных саженей. Сельское общество отмежевало причту 99 десятин пашни, частью они обрабатывали ее сами, а частью отдавали в аренду по 15 рублей за десятину. Священники имели собственные дома или нанимали квартиры. На церковной земле стояли каменная сторожка, деревянный домик и амбар, три деревянные лавки. Еще одно строение о трех комнатах под железной крышей было приобретено в 1895 году для размещения церковноприходской школы, открытой в 1889 году. Церковная библиотека насчитывала 450 томов. Сохранившиеся метрические книги о Козловке и её церквях заканчиваются 1917 годом. В конце 1920-х годов церковь закрыли, а затем и разрушили. В середине 1930-х годов храм не действовал. Из кирпича Успенской церкви построили школу в Бутурлиновке . В настоящее время богослужения проходят в молитвенном доме (бывшая аптека), по некоторым данным это сохранившаяся от первого здания церкви каменная сторожка. Настоятели Использованные материалы   Указ митр. Сергия (Фомина) от 05.03.05 года, официальный сайт Воронежской епархии (до 2011 года), Редакция текста от: 18.11.2017 15:59:43 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13677039.h...

И все же духовное здоровье молодежи на протяжении изучаемого периода продолжало оставаться в угрожающем состоянии. В значительном числе случаев под воздействием растлевающей реальности даже во внешне благополучных и образованных семьях, дети уходили от Христа и Церкви. Рис. 1. Доли казеннокоштных 1 (15,6–8,68%) учащихся и учащихся, пользующихся пособиями (36,56–1,96%) в общем числе учащихся в Духовных учебных заведениях Российской империи в конце XIX–haчaлe XX вв. Источник: построено автором по данным Вот что отмечает, позднее сентября 1913 г., по этому факту прпмч Кронид (Любимов), наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (последний наместник до ее закрытия в 1920 г.): «В среде так называемых просвещенных людей тысячи юных душ гибнут в мутном потоке страстей, своеволия, греховных удовольствий, развлечений и уносятся далеко от Бога и Его Святой Церкви. В среде простой сердца юношей и девиц заражаются разными грубыми пороками: непокорством родительской власти, пьянством, распущенностью – и эти пороки удаляют их от благодатного христианского света» с. 347]. Существенным моментом в истории Российской империи явилась русско-японская война 1904–1905 гг., перешедшая в «религиозную революцию» 1905–1907 гг. и принесшие стране тяжелые военные поражения, политическую, экономическую и социальную нестабильность, значительные духовные нестроения. Обратимся к оценке событий и состояния российского общества и государства «со стороны», которые давались в этот период свт Николаем (Касаткиным) Японским в его личных миссионерских дневниках. Начавшаяся война приносила России поражение за поражением. Владыка ставит естественный вопрос: «Зачем России нужна Корея?». Далее он цитирует ответ на этот вопрос, данный адмиралом Дубасовым Ф.В.: «По естественному праву она должна быть наша, когда человек протягивает ноги, то сковывает то, что у ног; мы растем и протягиваем ноги. Корея у наших ног, мы не можем не протянуться до моря и не сделать Корею нашею», и дает исчерпывающее резюме сказанному: «Ну вот и сделали! Ноги отрубают! И Бог не защищает свой народ, потому что он сотворил неправду. Богочеловек плакал об Иудее, однако не защитил ее от римлян… » т. 5, с. 237, 20 мая/02 июня 1905]. Какие глубокие ассоциации вызывает игра слов: «протягиваем ноги». Кому не известно, что русское «протянуть ноги» является синонимом смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/evolyu...

В 1718 году Борис Петрович Шереметев отдал вотчину своей жены (село Богородское с деревнями Тимоново и Ботино) во владение родному внуку Алексею Михайловичу Шереметеву, а от него оно перешло по закладной в 1733 году к стольнику Ивану Петровичу Матюшкину. Сохранились документы, повествующие о судебной тяжбе, затеянной в 1735 году между священником Богородской церкви Иваном Антоновым и Иваном Петровичем Матюшкиным, не желавшим платить священнику с причетом жалованье. Дело тянулось два года. 5 мая 1737 года Вотчинная коллегия постановила вместо жалованья отмежевать к церкви Казанской иконы Пресвятой Богородицы «Земли пятнадцать четвертей и под усадьбу одну десятину». С 1764 года село Богородское перешло во владение жене Николая Яковлевича Оленина, Анне Семеновне, урожденной княгине Волконской. В период с 1765 года по 1851 год сведений о селе Богородском и деревне Тимоново не обнаружено. Вновь упоминание о вышеназванных населенных пунктах встречается у К. Нистрема в «Указателе селений». По описанию 1852 года, село Богородское 1-го стана Клинского уезда принадлежало действительному статскому советнику Алексею Алексеевичу Оленину. Проживало в селе в то время 36 мужчин и 46 женщин. Упоминается здесь и церковь Казанской Иконы Пресвятой Богородицы. Деревня Тимоново также относилась к владениям Оленина. Проживало в ней 117 мужчин и 112 женщин. В 1911 году, по данным справочника «Населенные места Московской губернии», деревня Тимоново, расположенная в 5-ти километрах от станции Подсолнечная, насчитывает 42 двора. Село же Богородское к тому времени уже начинает вымирать (5 дворов). В справочнике упоминается земская школа (правильное название – Тимоновское земское училище). Открылось оно 30 сентября 1887 года. У деревни Тимоново в 1922-1923 годы находилась дошкольная детская колония имени Л. Троцкого. В 1926 году в деревне Тимоново Вертлинской волости Клинского уезда насчитывалось крестьянских хозяйств 57, прочих 1. Мужчин в деревне проживало 132, женщин — 143. В деревне находился сельский Совет. Село же Богородское насчитывало всего одно крестьянское хозяйство и два прочих. Проживало в селе 13 человек. Можно предположить, что в конце 1920-х годов село Богородское перестало существовать как самостоятельная единица. Единственное крестьянское хозяйство вошло, наверное, в состав колхоза, а о судьбе прочих двух хозяйств можно только догадываться.

http://sobory.ru/article/?object=23459

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СРЕДНЕКРАСИЛОВО Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Алтайский краевед Ю.С. Булыгин указывает по косвенным данным датой образования деревни Средне-Красиловой 1726 год, датой самого раннего бесспорного известия о существовании деревни - 1754 год . На 1795 год деревня относилась к Чумышской слободе Бийского уезда. Как село Барнаульского округа Средне-Красилово (Подволошное) значится в " Списке населенных мест [Томской губернии] по сведениям 1859 года " . К началу 1910-х годов село стало волостным центром, выделившись из состава Чумышской волости Барнаульского уезда. При Средне-Красиловоском волостном правлении находились ссудо-сберегательная касса и почтовое отделение. В селе имелись маслодельный и маслобойный заводы, кожевенный завод, три водяных мукомольных мельницы, хлебозапасный магазин, два склада земледельческих машин и орудий; действовали три торговые лавки, казенная винная лавка, ежегодно проводились две ярмарки (с 16 по 23 июня и с 28 октября по 4 ноября). Дети обучались в одноклассном сельском училище Министерства народного просвещения (при нем имелась бесплатная библиотека) и в церковной школе грамоты. В середине 1920-х годов село Средне-Красилово административно относилось к Чумышскому району Барнаульского округа Сибирского края. Здесь располагались сельский совет, школа I ступени, лавка общества потребителей, изба-читальня. В 1935 году территория сельсовета была включена в состав вновь образованного Краюшкинского района . С 1961 (?) года - в составе Сорокинского района, переименованного в 1979 году в Заринский район. В начале 2000-х годов в селе функционировали школа, сельский клуб, библиотека. Статистика Религия Храм в честь Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна был построен в селе в конце 1850-х годов и находился в ведении Томской кафедры . Приход, включавший село и девять деревень, был сильно заражен старообрядческим расколом . По свидетельству епархиального миссионера о. Александра Кавлейского , в 1913 году старообрядцев австрийского толка в приходе насчитывалось 1603 человека, у них имелась церковь, в которой сначала состоял священником Поликарп Портнягин (им " австрийцы " были недовольны: пьянствовал и безнравственно жил), затем Иван Шадрин. Для ослабления раскола епархиальным миссионером проводились публичные беседы (о перстосложении, об австрийском священстве и т.п.) в здании волостного правления, на которых иногда выступали совопросники из среды слушателей.

http://drevo-info.ru/articles/13671947.h...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010