Виктор (Садковский), еп. Минский и Литовский. Портрет. Кон. XVIII в. (ГРМ) Виктор (Садковский), еп. Минский и Литовский. Портрет. Кон. XVIII в. (ГРМ) В ином положении оказалось правосл. население, оставшееся в Речи Посполитой. По настоянию свт. Георгия (Конисского) и неск. правосл. магнатов для зап. части Б. и Волыни в 1788 г. была открыта кафедра в Слуцке, на нее был назначен бывш. архим. слуцкого мон-ря Виктор (Садковский) с титулом «епископ Переяславский, викарий Киевской митрополии». После его прибытия в Слуцк, когда среди населения началось активное движение в пользу Православия, власти обвинили еп. Виктора в подстрекательстве к бунту, и в 1789 г. его арестовали и заключили в Ченстоховскую крепость, а все правосл. духовенство было приведено к присяге на верность королю. В Б. к присяге приводились еще и крестьяне, причем они присягали не только королю, но и своему господину и его наследникам. Для того чтобы избежать религ. опеки со стороны России, Великий сейм (1788-1791) высказался за организацию в Речи Посполитой особой правосл. Церкви, подчиненной К-польскому Патриарху. Во главе ее должен был стоять митрополит с кафедрой в Бельске, ему подчиняются 3 епископа: в Минске, Новогрудке и Житомире. Реализации этого проекта помешали 2-й и 3-й разделы Речи Посполитой, по к-рым вся Б. отошла к России. Уже после 1-го раздела Екатерина II повелела губернаторам «вновь присоединенных от Польши областей» объявить, что она не желает стеснять свободу веры. Положение изменилось, после того как в 1780 г. последовало распоряжение императрицы уволить активного униатского деятеля еп. Иасона Смогоржевского от управления униатской митрополией и уничтожить Полоцкую униатскую епархию, а назначение духовных лиц для униатов возложить на особую консисторию. В случае вакансии священнического места в униатском приходе предписывалось спрашивать прихожан, не желают ли они иметь правосл. священника, и если они «изъявляли на то согласие», предоставлять местным правосл. архиереям принимать такие приходы под свое окормление. За 4 года после издания этого рескрипта, по сведениям свт. Георгия (Конисского) и Псковского архиеп. Иннокентия (Нечаева) , в их епархиях к Православию присоединилось 117161 чел. После 2-го и 3-го разделов Польши переход в Православие принял еще большие масштабы: в 1794 г., после указа Екатерины II, разрешавшего свободное присоединение униатов, в течение одного с небольшим месяца воссоединился 721 приход с 463 священниками и 333093 мирянами. К концу же царствования Екатерины II всех присоединившихся, по офиц. данным, было более 2 млн чел.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Вологда. Церковь Михаила Архангела. Михайло-Архангельская церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью По данным известного вологодского историка и краеведа второй половины XIX века Николая Суворова, церковь Михаила Архангела на Костромской улице Верхнего посада упоминается в документах 1691 года. Скорее всего, это было деревянное сооружение, поскольку время возведения каменного Михайло-Архангельского храма относится к концу XVIII века. Кирпичный храм, состоящий из одноглавого четверика под купольной кровлей с одним шейным восьмигранником и маленькой главой, небольшой продолговатой трапезной и низкой восьмигранной колокольни, построен в духе провинциального барокко в 1780 году. Церковь была трехпрестольной, причем два престола – Макария Унженского и Димитрия Солунского – располагались в трапезной. Ведущая к церкви улица Малая Архангельская (ныне ул. Маяковского) получила свое наименование по названию храма. Большая же Архангельская улица (ныне ул. Чернышевского) была названа по городу Архангельску, в сторону которого она вела. До 1830 года церковь Михаила Архангела была приходской. Впоследствии по причине малого числа прихожан она была приписана к церкви Иоанна Богослова. В ряде источников говорится о том, что в 1906 году Михайло-Архангельский храм был закрыт по причине разграбления. В период 1908-1911 годов Богословская община передала Михайловскую церковь в распоряжение управления железнодорожных мастерских для духовных нужд рабочих. Закрыт Михайло-Архангельский храм в мае 1924 года специальным постановлением Вологодского губисполкома. Постановлением президиума Вологодского губисполкома от 12 декабря 1925 года было решено его разобрать в связи с тем, что «церковь находится в полуразрушенном состоянии и пришла в совершенную негодность». Михайло-Архангельский храм стал вторым храмом после Афанасьевской церкви, снесенным в Вологде в XX веке. В настоящее время на месте церкви Михаила Архангела стоят жилые дома. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=35512

Этот хорошо известный в западнорусской истории монастырь к концу XVIII века пришёл в значительный упадок. Казалось, все беды порешили обрушиться на него непрерывно. Фанатизм виленских латинян, вредивших монастырю и в материальном, и в нравственном отношениях, беспорядочности собственных начальников, пожары 2874 : всё это сделало то, что славный когда-то монастырь еле влачил своё существование, поддерживаемый подчинёнными ему монастырями 2875 , или посторонними пожертвованиями 2876 . Российская держава застала Виленский монастырь в «бедном и теснейшем положении, побудившем преосвященного Виктора ходатайствовать пред св. синодом о немедленной помощи пришедшему в запустение монастырю 2877 . Между тем, проезжая в 1797 году через Вильну, император Павел Петрович, именным указом 19 мая, данным в Вильне, ввёл Виленский монастырь в штат, положив его во втором классе 2878 . Получая с этих пор крупное жалованье 2879 , монастырь быстро оправился и его материальное обеспечение, вообще говоря, стало сносным, хотя монастырь и продолжал жаловаться на свою бедность не раз впоследствии монастырь имел в предместьи города, в урочище Заречье, «юрисдику» (земли 1,528 десятин 1,207 ½ сажен), приносившую ежегодного дохода более 100 рублей 2880 , подгородный сенокос, в город 13 плацов – «без вымеру» 2881 , на городском рынке два каменных дома с лавками, называвшиеся Великая и Малая Гельда 2882 ; два деревянных дома в Заречье, приносивших чиншевого дохода в год 3 рубля: пустопорожный плац в городе и несколько погребов в монастыре, отдаваемых в наём 2883 . Все эти монастырские имения и здания, не смотря на колебание цифры дохода в зависимости от заключённых условий, приносили ежегодно до 600 рублей 2884 , по исключении из которых обязательных – «окладных» – расходов, собиравшихся в литовскую казенную палату 2885 , монастырю оставалось чистых более 500 рублей, и эта сумма с каждым годом возрастала 2886 . Ко всему этому, «хлебное пропитание» монастырь получал от подчинённых ему монастырей 2887 . Впрочем, поборы от подчинённых монастырей продолжались не долго: синодальным указом 25 ноября 1798 года «приписные» монастыри были изъяты из ведения Виленского монастыря 2888 . Материальное обеспечение монастыря было признано настолько достаточным, что казённая палата отказала монастырю в отводе, в силу высочайшего указа 18 декабря 1797 года, каких либо новыхугодий 2889 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Живайкино. Церковь Рождества Христова (новая). Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Существовавший ранее в селе храм деревянный, построен был прихожанами в 1889 году. Престолов в нем два: главный холодный – в честь Казанской иконы Божией Матери и в приделе теплом – в честь Рождества Христова. Церковной земли: 1 ½ дес. усадебной, 112 дес. пахотной и 20 дес. сенокосной. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика. Дома: для священника и псаломщика общественные, у диакона собственный, построены все на церковной земле. Капитал причта 150 руб. Прихожан в селе Живайкине, в деревнях: Кармалейке, Бегатлейке, Сорокине всего в 482 дворах 1674 души муж. пола и 1730 душ жен. пола; сверх того, раскольников беспоповцев в 22 дворах 75 душ муж. пола и 92 души жен. пола. Церковно-приходское попечительство открыто в 1891 г. В селе земская школа существует с 1859 г., в дер. Кармалейке школа грамоты открыта в 1895 г., помещается в наемной квартире. Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г. Храм Рождества Христова в с. Живайкино первоначально был построен во второй половине XVIII в., но к концу XIX в. обветшал и в 1889 г. прихожанами была выстроена новая вместительная церковь. Новый храм имел уже 2 престола освященных в честь Рождества Христова и Казанской иконы Божией Матери. Этот храм действовал до 1931 г., когда он, по традициям своего времени, был обращен в сельский клуб и Святыня Божия стала местом безбожного увеселения. Зимой 1984 г. здание храма полностью сгорело вследствие халатности работников культурного учреждения пытавшихся отогреть замерзшие трубы отопления паяльными лампами. В считанные часы не стало столетнего храма, и тот пожар до сих пор помнят жители села... В 2008 г. жителями села была предпринята попытка возрождения храма, был подготовлен небольшой сруб нового храма-часовни который установлен в центре села, но на этом все и застопорилось. В 2014 г. в селе оборудован временный домовый храм, регулярно проводятся богослужения, тогда же начата работа по восстановлению храма в своем первоначальном виде на историческом месте. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=38994

Такова история возникновения Верхнеуслонской церкви. (Середа, Г.И. Никольская церковь (1833-1838)//Волж.новь, 1990, 73.) По материалам сайта " ЦБС Верхнеуслонского района " В ограде церкви находится могила жены знаменитого из " птенцов Петровых " , князя Александра Даниловича Меншикова. Во как описывается это событие в " Спутнике по Казани " (под редакцией профессора Н.П.Загоскина, Казань,1895 г): " Летом 1728 года семья кн.Меншикова следовала в Сибирь в ссылку. Жена Меншикова, кн.Дарья Михайловна в дороге разболелась и скончалась верстах в 50, не доезжая Казани. Тело умершей было привезено в село Верхний Услон, где бывший вельможа собственноручно вырыл могильную яму, сам прочел над нею погребальные молитвы и схоронил здесь подругу своих полных превратностей дней. Первоначально село было вотчиной Свияжского Троице-Сергиевского монастыря. В XVIII веке оно перешло в ведение коллегии экономики, а потом Министерства государственных имуществ. По роду своей деятельности крестьяне села делились на «пахарей» и «бобылей»: одни занимались земледелием, скотоводством, реже огородничеством и садоводством, сбывая продукцию в Казань. Бобыли хлебопашеством практически не занимались, сдавали землю за бесценок пахарям, а сами работали матросами, кочегарами, машинистами, а то и водоливами на баржах. Они доставляли по воде грузы, перевозили пассажиров из Казани в Верхний Услон и обратно или просто ловили рыбу. По данным 1891 года, в селе насчитывалось 38 дворов пахарей и 293 двор бобылей, а всего проживало 1634 человека. Почти все население крестьяне, и лишь небольшая часть - духовенство, купечество, мещане, отставные солдаты да разночинцы. В 1843 году местный священник Павел Альбинский открыл сельское училище. А к концу века с помощью губернского земства для училища построили отдельный дом, где обучалось около сотни мальчиков и девочек. Была в селе и церковно-приходская школа, располагающаяся в доме самого священника. Бесспорным украшением села была церковь с главным престолом во имя Николая Чудотворца и приделом во имя пророка Илии. Построили ее в 1833 году на средства прихожан, а сегодня на их же деньги восстановили после разграбления и разрушения в тридцатые годы. Долгие годы во дворе дома священника стояла небольшая часовенка, посетить которую считали за честь все приезжающие в село. Поставлена она была над могилой Дарьи Михайловны Меншиковой , скончавшейся в селе по пути в ссылку вместе с мужем святейшим князем Александром Даниловичем Меншиковым. В 1863 году их потомок А. С. Меншиков построил над могилой княгини одноглавую часовню, в которой находилась икона св. муч. Дарьи, написанная на золотом чеканном фоне, в деревянном простом киоте. Часовня была разрушена в годы гражданской войны.

http://sobory.ru/article/?object=02526

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Деревня Петухова на берегу речки Суери была основана около 1685 года. В административном отношении селение первоначально состояло в ведении Усть-Суерской (Пуховой) слободы , а с установлением в 1780-х годах уездного и волостного деления вошло в состав Шмаковской волости Курганского уезда. К концу 1860-х годов в Петуховой действовали салотопенный и маслобойный заводы. С 1895 года - село Петуховское. В 1912 году здесь имелись две торговых лавки, шесть ветряных мельниц, кузница. В середине 1920-х годов Петуховское - административный центр одноименного сельсовета Белозерского района Курганского округа Уральской области. В селе функционировала школа I ступени. Статистика Религия В начале своего существования деревня состояла, вероятно, в приходе Николаевской церкви слободы Усть-Суерской . В первой половине XVIII века она вошла в состав образованного в это время прихода при Покровской церкви села Шмаковского , отстоящего в девяти верстах. В 1870-х годах в Петуховой была построена деревянная часовня во имя святителя Николая Чудотворца, богослужения в ней совершались в дни памяти святителя. По указу Тобольской духовной консистории от 7 июля 1895 года при построенной в деревне Петуховой Никольской церкви был учрежден самостоятельный приход. В годы советской власти приход был ликвидирован, храм разрушен. С февраля 1993 года деревня относится к Курганской епархии . Храмы Одноименные населенные пункты в дореволюционной России Использованные материалы   Численность населения Курганской области по данным Всероссийской переписи населения 2010 года. Статистический сборник. Курган: Курганстат, 2012, с.42.   Тобольская губерния//Список населенных мест по сведениям 1868-1869 гг. Т. 60. - СПб., 1871, с.66.    Тобольская губерния. Населенные места//Волости и населенные места 1893 года. Выпуски 10 и 11. Тобольская и Енисейская губернии. С.56.   Список населенных мест Тобольской губернии. - Тобольск, 1912, с.272-273.   Курганский округ//Список населенных пунктов Уральской области. Том VII. - Свердловск, 1928, с.6. Редакция текста от: 17.12.2014 16:39:02 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13671367.h...

В течение XVII-XVIII веков здание не раз перестраивалось и обновлялось. В 1735 году рачением князя И.А. Голицына в память его усопших родителей был восстановлен и заново освящен придел святителя Николая, в 1738 году обновлялся престол, жертвенник и мост, а в 1798 году — алтарь. Когда в сентябре 1812 года французы вступили в Москву и начали разграбление города, они не пощадили и церквей. Не избежал плачевной участи и храм Симеона Столпника. По данным Московской Консистории, он, как и многие другие столичные храмы, обгорел во время пожара. Священнослужители во главе с настоятелем Стефаном Никитичем Поповым и прихожане с усердием и любовью принялись за восстановление обгоревшей и оскверненной святыни. В архивах сохранилось «Дело об освящении церкви Симеона Столпника, что на Поварской» 1812 года. К 1818 году были полностью восстановлены и владения причта, также обгоревшие во время пожара. Как выглядел храм преподобного Симеона Столпника на Поварской к концу XIX века, можно узнать из метрики 1887-1891 годов. В 1917 году большевики начали закрывать и разрушать храмы. С 1934 года по 1938 год в здании храма проходили службы «обновленцев». В 1938 году храм был закрыт. По одной из версий, закрытие храма было связано с тем, что дочь Ф.И. Шаляпина заказала здесь отпевание отца. В сентябре 1938 года вышло постановление Краснопресненского райсовета о передаче «здания бывшей церкви» Райпромтресту. В дальнейшем здание храма использовалось для самых разных целей. Например, храм заняла мастерская «Мединструмент», а с 1968 года в здании храма размещался Выставочный зал Всероссийского общества охраны природы. В результате многочисленных перестроек советского времени и использования храма не по назначению здание в значительной степени утратило художественно ценный облик и находилось в тяжелом техническом состоянии. Ко времени реставрации 1965-1966 годов были снесены все барабаны и купола главного объема и приделов, разобраны ярус звона, шатер колокольни и апсида северного придела, срублен пол и подшит потолок трапезной, утрачено покрытие кровель, а также уничтожены полы и убранство интерьеров.

http://sobory.ru/article/?object=02489

Местность, где сейчас стоит храм Николая Чудотворца, изначально принадлежала кремлёвскому Чудову монастырю. Здесь за границами Земляного города, располагались митрополичьи конюшни, а соседствующая с ним слобода называлась Чудовкой. Но в начале XVII века вместо конюшен появляется хамовная слобода. Хамовников, то есть ткачей, выделывающих хамовное (а попросту белое) полотно и скатерти для царского двора, перевели сюда из тверской деревни Константиново - поближе к заказчику. Новое поселение росло очень быстро: уже через двенадцать лет после этого основания, в 1638 году, в нём, согласно переписи, насчитывалось 38 дворов, а ещё через пятнадцать лет - почти сто. Объяснить столь бурный рост несложно - у ткачей было множество льгот, ведь слобода являлась одним из центров текстильного производства. К концу столетия здесь обосновался также царский Суконный двор, а к началу XVIII века появилась казённая полотняная фабрика, ещё позже голландский предприниматель Тамес открыл весьма крупное по тем временам предприятие на 77 станков - фабрику " парусиных, лентовых и прочих " материалов. Но это потом. А пока, в 1625 году, в окладных книгах Патриаршего казённого приказа упоминается деревянная церковь Николая Чудотворца. Спустя четверть века о храме уже пишут как о каменном, а в 1677 году его называют храмом " Николая Чудотворца у митропольичьих конюшен " . По данным, которые приводит в своей книге " Сорок сороков " известный исследователь Пётр Паламарчук, " нынешнее здание строилось при царе Фёдоре Алексеевиче, заложено 21 мая 1679 года, освящено 25 июня 1682 года. Одностолпная трапезная с подклетом и колокольнею пристроены несколько позднее: антиминс на престол св. Алексия выдан 17 декабря 1694 года. 15 сентября 1757 года дозволено слева в трапезной устроить придел Дмитрия Ростовского. 5 ноября 1872 года на его месте устроен придел Богоматери " Споручница грешных " . Среди изографов, писавших иконы для храма, известно имя мастера Ивана Максимова. Он - автор иконы святителя Алексия, митрополита Московского, которая датируется 1686 годом, на ней есть изображение Московского Кремля со Спасскими воротами. Храм Николая Чудотворца в Хамовниках, с одной стороны, вполне типичен для московских посадских церквей - построен из кирпича, с применением белого камня, украшен поливными изразцами, основной объём с трапезной и шатровой колокольней расположены по одной оси... Московское барокко, да не совсем. Очень многое здешние зодчие заимствовали у ярославских мастеров узорочья: яркие россыпи уже упоминавшихся изразцов, жизнерадостная красно-зелёная раскраска самой церкви на фоне белой штукатурки...

http://sobory.ru/article/?object=01942

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Иковская слобода была основана в 1680 году слободчиками Кондратием Замятиным и беломестным казаком Григорием Кондратьевым при устье речки Ик, впадающей в Тобол. Согласно справочнику " Россия. Полное географическое описание нашего Отечества... " , в первой половине XVIII века это было укрепленное место - " город лежачий в столбах, надолбы, рогатки и ров и при городе одна проезжая башня " . Вскоре слобода стала большим торговым поселением, в котором проводились ярмарки: Васильевская (1 января), Ивановская (23 июня) и Михайловский торжок (8 ноября). Ивановская ярмарка считалась одной из наиболее оживленных и крупных в Курганском округе на рубеже XIX - XX веков. Центр одноименной волости Курганского округа Тобольской губернии. По сведениям конца 1860-х годов в селе действовало приходское училище. В начале 1910-х годов имелись читальня, две школы (церковно-приходская и министерская ), хлебозапасный магазин, винная лавка, шесть торговых лавок, восемь ветряных мельниц, маслодельня, кузница, земская станция. С 1924 года - в составе Белозерского района. К концу 1920-х годов в селе располагались сельсовет, школа I ступени, телефон. 24 сентября 1928 года в Иковском организовалась сельхозартель " Красный Зауралец " , в 1929 году - коммуна " Путеводная Звезда " . 14 июня 1954 года Иковский сельсовет был упразднен и включен в состав Кошкинского сельсовета, позднее вошел в состав Рычковского сельсовета . Статистика Религия Иковский приход при церкви во имя святителя Василия Великого был открыт не позднее 1749 года. В первой трети XIX века в слободе был построен каменный храм, деревянная церковь была упразднена и на ее месте воздвигнута каменная часовня. В годы советской власти церковная жизнь в селе была подавлена и пресеклась. С 1993 года деревня входит в пределы Курганской епархии . Храмы Использованные материалы   Численность населения Курганской области по данным Всероссийской переписи населения 2010 года. Статистический сборник. Курган: Курганстат, 2012, с.43.

http://drevo-info.ru/articles/13672587.h...

Число монахов в мужской обители в разные годы колебалось от 3 до 11 человек. Во главе братии стоял игумен. Расцвет хозяйственной деятельности монастыря относится к первой четверти XVIII века и концу XIX – началу XX века. Уже во второй половине XVII века Мироносицкая пустынь получила в свое распоряжение свыше 110 десятин земли, имела мельницы, лес. Сначала местное марийское языческое население настороженно и даже враждебно встретило строительство обители, ибо ему пришлось уступить некоторые земли монастырю. Но постепенно отношение изменилось. В 1764 году в результате изъятия государством церковно-монастырской собственности, утверждения твердых штатов в монастырях Мироносицкая пустынь в числе других семи мужских монастырей Казанской епархии была определена как заштатная, общежительная. По данным на 1904 год монастырь имел 147 десятин земли в двух верстах от монастыря (100 десятин пахотная, остальная – луга, лес); мукомольную мельницу в 9 верстах от обители около деревни Якимово; рыбные ловли в Козьмодемьянском уезде, пожалованные императором Павлом I; лесной участок в 102 десятины в 12 верстах от монастыря. В начале XX века при игуменстве Серафима в пустыни было 9 монахов и 29 послушников. Главной святыней обители оставалась икона Пресвятой Богородицы Владимирской со святыми женами мироносицами. Чудотворный образ находился в соборной церкви монастыря в киоте главного иконостаса, в роскошной позолоченной ризе, унизанной жемчугом и каменьями. Тысячи паломников устремлялись в обитель и получали здесь духовное успокоение, благословение, приют и трапезу. Чудеса, исходящие от иконы, стали широко известны, и она, называющаяся Мироносицкой или Царевококшайской, стала не только местночтимой, но и получила всероссийскую известность. Стечение народа в монастыре происходило на главные престольные праздники обители – день Сретения Владимирской иконы Божией Матери – 23 июня и день обретения чудотворного образа – 1 мая. В 1667 году казанский митрополит Иоасаф по желанию населения городов Царевококшайска, Козьмодемьянска, Чебоксар, Цивильска установил крестные ходы с иконой в эти города. Они стали ежегодными. Во время крестных ходов жители сел и деревень непременно принимали икону в своих домах, чтобы отслужить молебен с водоосвящением. Самым древним считался крестный ход в Царевококшайск. От всех городских церквей крестный ход совершался к реке Кокшаге для водоосвящения и вокруг города. По особому расписанию чудотворный образ обносили по всем церквам города, горожане принимали его в свои дома, служились молебны.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010