Вологда. Церковь Кирилла Белозерского. Кирилло-Белозерская церковь в Рощенье Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирилло-Рощенская церковь относилась к древнейшим и наиболее богато украшенным храмам города Вологды, она заключала в себе четыре престола. Постройка храма относится, скорее всего, к середине XVII века (по другим данным-к концу XVIII века). Известно, что в XVIII веке осуществлялась перестройка храма: к нему была пристроена трапезная с двумя маленькими главками и большой двухэтажный корпус, заслонивший низ колокольни. Эти позднейшие пристройки сильно изменили первоначальный внешний вид церкви. Г. Лукомский так описывал церковь: " Продолговатый четверик оригинально обработан поверху рядом маленьких закомар (декоративных, ибо они уже не перекрыты посводно), стены четверика убраны пилястрами, хорошие наличники окон еще в русском стиле (типа наличников церкви Иоанна Предтечи, и др.). Купол - барочных форм (сильно изогнутый), а главка на нем хорошо связана по пропорциям с остальными массами. Колокольня, судя по ее уцелевшей и выглядывающей из-за крыш нового двухэтажного корпуса части, была очень стройной и едва ли не лучше колокольни Фрязиновской церкви. Узкий длинный (3-4 этажа высотою) восьмигранный стержень заканчивается звоном, довольно бедно обработанным, а на этом основании поставлен шатер - небольших размеров, но отличных пропорций, с четырьмя рядами слуховых окон " . В 1781 году приход церкви включал в себя 49 дворов. По данным на 1892 год, численность прихожан составляла 290 человек. 30 декабря 1866 года в приходской Кирилловской Рощенской церкви случился пожар, в результате которого в теплом и холодном храме были уничтожены иконостасы, большие драгоценные паникадила и другая церковная утварь, стенная живопись, деревянный пол и оконные рамы. Один из иконостасов был новым, практически готовым к освящению. После пожара 1866 года, церковь понесла серьезный ущерб, находилась в опустошении и богослужение в ней прекратилось. Возобновить ее одними собственными средствами и пожертвованиями прихожан, по их малочисленности, не было возможности. Известно, что прихожане и причт Кирилловской Рощенской церкви обратились с воззванием к соотечественникам, прося оказать им посильную помощь в деле возобновления храма.

http://sobory.ru/article/?object=01089

Мы в глубоком степном Заволжье, близ границы России и Казахстана. Название автобусной остановки – Крепость Узень – сразу отбрасывает нас в екатерининские времена и в «Капитанскую дочку». Хотя крепость эта, основанная в 1787-м году указом Императрицы для защиты поволжских российских земель от степных кочевников, была в свое время укреплена куда лучше, чем изображенная Пушкиным Белогорская. Однако уже к концу XVIII столетия крепость на правом берегу Большого Узеня утратила свое оборонительное значение и в дальнейшем слилась с соседней Куриловкой. Вот в Куриловку-то нам и надо.      Два села, одно за другим, вытянулись вдоль по берегу Малого Узеня на семь километров. Местность засушивая, солнце жесткое, а начало этого лета выдалось особенно трудным: с апреля ни одного дождя, мелкая сухая травка хрустит под ногами, Малый Узень пересыхает, берега заболочены, над зеленой водой с криками носятся цапли. Иоанно-Предтеченский храм      Иоанно-Предтеченский храм – в самом центре Куриловки. Основной транспорт прихожан – велосипед. В храме гостю непременно покажут архивный снимок дореволюционной куриловской церкви. Церковь была – Троицкая, ведь и Куриловка в свое время называлась Новотроицкой Казенной слободой. В конце XIX – начале XX века поселение быстро росло и развивалось; к 1910 году в нем насчитывалось около 6 тысяч жителей, два десятка мельниц, два кожевенных завода, несколько различных школ; работала почта, имелся врач, фельдшер, акушерка. Сейчас в Куриловке, по данным сайта районной администрации, чуть меньше 2 тысяч жителей, что по нынешним меркам не так и плохо. Есть дома живые, ухоженные, но много и заброшенных. Большинство мужчин ездят на заработки в Москву . В Крепости, Куриловке и соседней Дмитриевке живут люди, любящие свою землю, верящие в ее будущее При всех трудностях и горестях – в Крепости, Куриловке и соседней с нею Дмитриевке живут люди, любящие свою землю, верящие в ее будущее. Это не дежурная фраза, нет: любовь в данном случае доказана делом. Храм, который вы видите на снимке, – его ведь строили, а лучше сказать, растили – шаг за шагом, кирпич за кирпичом – на протяжении многих лет, начиная с 1996 года, всем миром: каждый делал то, что мог, и жертвовал столько, сколько мог. Строительство по сей день не завершено, но сложившаяся команда не думает отступаться.

http://pravoslavie.ru/132120.html

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь 7 ноября 2010 г. 13:00 Богородице-Рождественский монастырь был основан в 1386 г. в память победы на Куликовом поле (по некоторым данным, первоначально находился в Кремле, а в 1484 г. был перенесен на нынешнее место в Белый город). Собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1501-1505 гг. и многократно перестраивался. Во время пожара 1547 г. собор пострадал, но вскоре был восстановлен. В южной алтарной апсиде по повелению царя Иоанна IV был устроен Никольский придел, к которому в XVII в. пристроили трапезную. К концу XVIII в. собор был окружен с северной и южной сторон крытой папертью, в которой в XIX в. были устроены приделы Сошествия Святого Духа (1814 г.) и свт. Димитрия Ростовского (1820 г.). В 1670-е гг. с восточной стороны к собору пристроили усыпальницу князей Лобановых-Ростовских, над которой в XIX в. разместилась монастырская ризница. В 1676-1687 гг. на средства кн. Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской была построена каменная церковь свт. Иоанна Златоуста. В XVI в. над юго-западным углом Рождественского собора располагалась звонница, разобранная в XVII в. и замененная шатровой колокольней, которую в 1855 г. поразила молния. Колокольня над святыми вратами построена в 1835-1836 гг., в нижнем ярусе на средства С.И. Штерич устроена церковь сщмч. Евгения Херсонского. Первая каменная ограда с четырьмя угловыми башнями была возведена в 1671 г., новая ограда построена в 1882 г. частично на основании прежней. В начале XX столетия в стенах обители, в ее многочисленных скитах и подворьях подвизалось свыше шестисот насельниц (перед закрытием монастыря в нем пребывало по одним сведениям — 625, по другим — около 700 сестер или даже более того, с учетом обитательниц монастырских скитов и подворий), монастырь владел 33 гектарами земли. При монастыре действовали приют для девочек-сирот и церковно-приходская школа. На протяжении многих веков параллельно северной и южной стенам монастыря располагались в несколько рядов одноэтажные строения сестринских келлий. В XIX и начале XX столетия эти здания были снесены. Из одноэтажных строений на территории обители остались келлии, расположенные вдоль восточной монастырской стены (ныне — строение 8 дома 20 по ул. Рождественке), рядом с которыми возвышается огромный четырехсотлетний дуб. В начале XX века на месте снесенных зданий началось строительство величественного трапезного храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

http://patriarchia.ru/db/text/1313758.ht...

Среди этих архитектурных мотивов, в усыпальнице Амплия написано несколько грациозных пастушеских сцен, в которых изображены овцы и другие животные, одни, или в сопровождении нагого пастуха, имеющего вид ребенка. В этой живописи, можно сказать, столько же мало христианского, сколько и языческого, и влияние новой веры проявляется тут только в том, что художник, расписавший этот склеп, удалился от изображений мифологического характера и выбрал декоративные мотивы, не имеющие значения в римском поклонении. Несомненно, однако, что мы находимся тут в христианском склепе, и что перед нами один из первых образчиков стенописи верующих. Вот, почти все фрески, находящиеся в катакомбах, которые по их стилю, по положению и архитектуре усыпальницы, где они находятся, по окружающим их надписям и по другим данным, можно отнести к концу первого или к началу второго века. В них христианского художественного творчества гораздо меньше, чем заимствования у классического искусства; его формами выражаются христианские идеи, и у него взяты орнаментистика и декоративные мотивы. Фигуры доброго Пастыря, молящейся женщины, Ионы и его чудовища переняты у римского художества. Тип Богоматери, кормящей грудью Младенца Спасителя, находишь также в классическом искусстве, равно как и изображения погребальных трапез. Оригинального, у христиан, пока только сцена Даниила между львами; прототипа ее не видишь у язычников. Даже и особенности, проявившиеся в римской живописи того времени, отражаются, как мы видели, в христианской. Но, вместе с тем, мы замечаем в последней и некоторую разнообразность. Каждый художник выбирает по своему вкусу мотивы для украшения погребальных комнат, и потому, первые образчики христианской живописи столь сильно разнятся между собою. Так, например, фреска крипты Lucina и стенопись усыпальницы Ampliati, несмотря на то, что они, по всей вероятности, современны. Имена художников, написавших их, равно как и другие, перечисленные выше, фрески, остались нам неизвестны; но эти работы имеют печать своеобразности: они не подчинены традициям, в сочинениях их видна жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Причастен субботы «Блажени яже избрал» на 4-й плагальный (8-й) глас И. С. также весьма часто встречается в рукописях, напр.: РНБ. Греч. 130. Л. 390 сл., нач. XVIII в.; Ydra. Iliou. 630. Fol. 192v - 193, нач. XVIII в.; Meteor. S. Stephani. 19. Fol. 391-391v, 1-я пол. XVIII в.; 127. Fol. 294-294v, 3-я четв. XVIII в.; Ath. Stauronik. 234. Fol. 300-312, сер. XVIII в.; Ath. Ivir. 998. Fol. 135v - 145, сер. XVIII в.; Ath. Pantel. 1012. Fol. 216-224v, 1768 г.: μαχορι - название арабо-персидского макама (лада); Meteor. Metamorph. 92. Fol. 137-137v, 1772 г., ркп. иеродиак. Гавриила; БАН. РАИК. 43. Л. 138 об.- 139 об., 2-я пол. XVIII в.; Andros. Agias. 33. Fol. 305 sq., 2-я пол. XVIII в., ркп. Фрадзиса Родосского; РНБ. Греч. 132. Л. 413 сл., кон. XVIII в. Известны также причастны И. С.- воскресный на 4-й глас (Ath. Doch. 363. Fol. 415v - 416v, 2-я пол. XVIII в.) и вторника «В память вечную» на глас βαρς (7-й) (Ath. Doch. 374. Fol. 168-170, сер. XVIII в.). Менее распространены следующие сочинения И. С.: краткие евлогитарии (тропари по непорочных «Благословен еси, Господи... Ангельский собор») на 1-й плагальный (5-й) глас (Ath. Gregor. 4. Fol. 116 sq., 1744 г., ркп. свящ. Михаила Хиосского; БАН. РАИК. 42. Л. 105-106 об., сер. XVIII в.; Ath. Doch. 348. Fol. 97v sq., 2-я пол. XVIII в.; Thessal. Sourotis. Fol. 274v - 277v, 2-я пол. XVIII в., ркп. архим. Кирилла Пелагонийского; Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 810. Fol. 143-145v, 1789 г., ркп. архим. Кирилла Пелагонийского); пасапноарии («Всякое дыхание») на 4-й глас (Ath. Paul. 37. Fol. 193-197, 2-я пол. XVIII в.); изобразительные антифоны на 4-й плагальный глас (Ath. Xeropot. 325. Fol. 125v - 127v, сер. XVIII в.); воскресный входный стих «Приидите, поклонимся» на 2-й глас (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 810. Fol. 184v - 185); аллилуиарий на глас πρωτβαρυς (Cypr. Machairas. 2. Fol. 317v sq., сер. XVIII в.; Andros. Agias. 34. Fol. 302v - 308v, 1756 г., ркп. иером. Нектария; Meteor. S. Stephani. 127. Fol. 188v - 189, 3-я четв. XVIII в.; РНБ. Греч. 132. Л. 292 сл., кон. XVIII в.; см. также Andros. Agias. 33. Fol. 293v - 294, 2-я пол. XVIII в., ркп. Фрадзиса Родосского); прокимен Великого поста «Не отврати» и «Да исправится» на литургии Преждеосвященных Даров (Thessal. Sourotis. Fol. 530-531; Ath. Ivir. 997. Fol. 133v - 134, кон. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/468943.html

Общее дело. Возрождение деревянных храмов Русского Севера. Итоги года ФОТОГАЛЕРЕЯ Портал Православие.Ru не раз писал о проекте «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера», целью которого является сохранение русского деревянного храмового зодчества. Ниже представлены фотографии храмов и часовень, в которых в 2012 году проводились консервационные и другие работы. В настоящий момент планируются экспедиции на 2013 год. Получить подробную информацию о поездках и оставить заявку на участие в одной из них можно на сайте проекта: www.obsheedelo.ru . Березник. Храм Вознесения Господня, конец XVIII в. Адрес: Архангельская обл., Пинежский р-он, д. Березник. Сроки проведения работ : 16 – 25 июля 2012 года. Выполненные работы: vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Храм Вознесения Господня, конец XVIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Храм Вознесения Господня, конец XVIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Храм Вознесения Господня, конец XVIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Храм Вознесения Господня, конец XVIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Храм Вознесения Господня, конец XVIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Храм Вознесения Господня, конец XVIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Храм Вознесения Господня, конец XVIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Храм Вознесения Господня, конец XVIII в. Березник. Часовня Вознесения Господня, начало XVIII в. Адрес: Архангельская обл., Пинежский р-он, д. Березник. Сроки проведения работ: 16-25 июля 2012 года. Выполненные работы: vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Часовня Вознесения Господня, начало XVIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Часовня Вознесения Господня, начало XVIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Часовня Вознесения Господня, начало XVIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Часовня Вознесения Господня, начало XVIII в. Верховье. Часовня Смоленской иконы Божьей Матери Адрес: Архангельская обл., Онежский р-он, д. Верховье (Верхняя Мудьюга, Митинская). Сроки проведения работ : 28 мая – 2 июня 2012 года.  Выполненные работы: vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/62155.html

Переплёт бумажный. 52. О Песни песней. Экзегетическое исследование. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 40 листах. Переплёт бумажный. 53. Толкование на пророка Даниила Корнилия a lapide. Полуустав XVIII века, в лист, на 426 листах. Перевод с печатного. – Переплёт кожаный. 54. Слово, сочинённое и собственноручно писанное святителем Димитрием митрополитом, Ростовским чудотворцем, и им сказанное в Московском Большом Успенском соборе в 1708 году, августа 22 дня, в приезд свой из Ростова. Полуустав начала XVIII века, в 4-ку, на 15 листах. Переплёт бумажный. В футляре. 55. Поучения святого Димитрия. Скоропись начала XVIII века, в 4-ку, на 451 листе. Автограф. Писана в Ростове в Архиерейском доме в 1707 году (запись). – Переплёт кожаный. 56. Проповеди святителя Димитрия. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 128 листах. Всех статей 16. Автограф. – Переплёт кожаный. 57. Проповеди святителя Димитрия. Полуустав XVIII века, в лист, на 128 листах. Всех поучений 48. Листы 165–182. Житие святого Димитрия Ростовского . – Переплёт кожаный. 58. Поучения святителя Димитрия. Полуустав XVIII века, в лист, на 349 листах. Всех статей по оглавлению 50; большая часть их переписана бельцом Яковлевым. Рукопись пожертвована в библиотеку монастыря в 1781 году (запись). После завещания в самом конце книги помещено следующее четверостишие: «Зри сие, о человече, и внимай, А смертный час всегда вспоминай; Аще же кто смерти не памятует, Того мука не минует». Переплёт кожаный. 59. Проповеди святителя Димитрия. Полуустав XVIII века, в лист, на 541 листе. Переписаны бельцом Яковлевым. Переплёт кожаный. 60. Проповеди святого Димитрия. Полуустав XVIII века, в лист, на 385 листах. Всех статей по оглавлению 50. Пожертвованы угличским крестьянином в монастырскую библиотеку 14 февраля 1886 года. – Переплёт кожаный. 61. Проповеди святителя Димитрия. Скоропись, близкая к полууставу XVIII века, в лист, на 235 листах. Всех поучений около 40. Писаны рукой дьячка ростовской Воскресенской, что на рву, церкви, упразднённой в начале XIX века (запись А.Титова ) 2 . В начале книги помещён диплом святителя Димитрия в русском переводе. – Переплёт кожаный.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/o...

То есть эпикурейское. Затейные прошения — то есть сделанные с умыслом, с недобросовестным намерением. Затейные прошения — то есть сделанные с умыслом, с недобросовестным намерением. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. То есть стоила. То есть стоила. Четверть — мера сыпучих тел, приравнивавшаяся к 8 пудам (четверикам). Четверть — мера сыпучих тел, приравнивавшаяся к 8 пудам (четверикам). Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Применительно к вешам и строениям XVII столетия мемуарист использует датировку «от сотворения мира». Применительно к вешам и строениям XVII столетия мемуарист использует датировку «от сотворения мира». То есть 1668 г. То есть 1668 г. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. То есть 1604 г. То есть 1604 г. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Рус. старина. 1879. С. 373. См. также: Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XVIII — начало XIX века. М., 1983. Святогорская икона Пресвятой Богородицы (явленная в 1569 г.) находилась в Святогорском Успенском монастыре Опоченского уезда Псковской епархии. См.: Иоанн, игумен. Описание Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии. Псков, 1899.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

62. Поучения святителя Димитрия. Полуустав XVIII века, в лист, на 148 листах. Переплёт бумажный. 63. Поучения святителя Димитрия. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 431 листе. Всех поучений 60. Заслуживают внимания красивые заглавные буквы. – Переплёт кожаный. 64. Проповеди святителя Димитрия. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 118 листах. Всех поучений числом 13. – Переплёт бумажный. 65. Проповеди святителя Димитрия на праздничные дни. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 103 листах. Всех поучений 12. – Переплёт бумажный. 66. Отрывок из сочинений святого Димитрия. Скоропись конца XVIII века, в лист, на 50 листах. Переплёт бумажный. 67. Стихи страстные святого Димитрия, им сочинённые и писанные собственной его рукой. Скоропись начала XVIII века, в 4-ку, на 10 листах. Пожертвованы в библиотеку монастыря Д.С.Саковниной 21 сентября 1830 года. – Переплёт бумажный. 68. Катехизис иера или толкование на первую часть литургии Николая Булгоранса, Керкирейского учёного мужа 3 . Скоропись XVIII века, в лист, на 132 листах. Переводчик неизвестен. Счёт листов двойной. С поправками. – Переплёт бумажный. 69. Основательное разностей показание между православной греческой и римской папской церковью, сочинённое в самой краткости ради знания тех, которые не могут в долгом богословских книг чтении упражнятися. 1749 год. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 157 листах. В конце книги запись: «Смиренный Амвросий, архиепископ Великоновгородский и Великолуцкий». – Переплёт бумажный. 70. Желания благоговейная, треми книги объятая, от них же содержит: 1) стенания души кающияся, 2) обеты души преподобныя, 3) воздыхания души любящия. С латинских двоестиший славенороссийскими рифмами преложено в Москве лета 1728, написася 1734. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 119 листах. Начало. «Увы мне! Коль тяжкою находит нощь тмою. Так фария бе селам страшлива собою; Мрачна, мерзостна, страшна, о ночь непристойна, Между нощми и места имеют (иметь) недостойна». Переплёт бумажный. 71. Вождь грешников (в двух книгах, пяти частях). Разными почерками полуустав и скоропись XVIII века, в лист, на 307 листах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/o...

Глава четвертая Пределы Сибирской епархии к началу XVIII в. Колонизации Сибири со второй половины XVII в. до половины XVIII в. Постройка городов, крепостей, слобод, заводов. Укрепленные линии Западной и Восточной Сибири. Колонизация Приморской области и Камчатки и укрепление их за Русью с постройкой городов. Административное деление Сибири в половине XVIII в. с разделением на провинции и дистрикты. Христианская миссия в Сибири в конце XVII и в XVIII в. Даурская-Забайкальская миссия. Миссионерские труды Тобольского митроп. Филофея-схимонаха Феодора и его сотрудников и продолжателей его дела – в лице иркутских архиереев к половине XVIII в. Камчатская миссия. Постройка храмов в Сибири. Состав и пределы Тобольской епархии в начале XVIII в. Иркутское викариатство. Прикрытие его и присоединение области Иркутского викария к Тобольской епархии. Трудность управления Сибирской епархией одному архиерею. Открытие самостоятельной Иркутской епархии (1727 г.); её состав. Присоединение к ней от Тобольской епархии Илимска и Якутска с их округами. Состав и пределы Тобольской и Иркутской епархий к половине XVIII в. Их постоянство. Неосуществившийся проект открытия Камчатской или Якутской епархий в половине XVIII в. XX Сибирская епархия (Тобольская митрополия) к началу XVIII века представляла собой громадное пространство. В течение XVII в. в своих крайних пределах она успела подойти к естественным границам на севере – к Ледовитому океану, на востоке приблизилась к Великому океану, на юге она сомкнулась с землями, подвластными Китайской Империи – в, так называемой, Даурии. Юго-западная граница Тобольской епархии шла по киргиз-кайсацким и калмыцким степям, примыкавшим к южному Уралу. Уральский хребет на всем своем протяжении составлял естественную западную границу Сибирской епархии почти за весь XVIII-й век. Сибирская епархиальная территория, заключенная в этих границах, раскидывалась во все стороны более, чем на 300 000 квадр. миль. Новые приобретения в XVIII в. увеличили ее еще почти на 50 000 квадр. миль. 378

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010