Во всех уставах синодальных, кроме одного, (по дополн. каталогу 487, φ. 202) записаны только три поста: великий, петров и рождественский, но об успенском не упоминается. О посте рождественском, под 14 ноября, делается следующее краткое замечание: в эту святую четыредесятницу удерживаемся в каждую неделю три дня: понедельник, среду и пятницу, от вина и елея, если не случится память какого либо святого; тогда разрешаем и творим любовь (γπην) 149 ради святого. Правило насчет петрова поста изложено следующим образом: в понедельник, после памяти всех святых, начинаем пост святых и всехвальных Апостолов и, если бывает аллиллуия (т. е. непраздничный день; по другому списку: и если нет празднуемого святого – ορτσιμος γιος – поется аллиллуия на глас) творим поклоны по образу великой четыредесятницы. Нужно знать, что во всю эту четыредесятницу, всякий раз, как случится аллиллуия, в понедельник, среду и пятницу держим девятый час (ποιμεν νντας – т. е. постимся до 9-го часа) и едим однажды в день; именно после отпуска вечерни. Когда же поется «Бог Господь», т. е. во вторник и четверг, едим дважды в день а в понедельник, среду и пятницу, хотя бы и «Бог Господь» случилось, держим девятый час, если не положено славословия» (ε μ ατν δοξολγια. т. е., если не поется велик. славосл.). Впрочем все оставляется на рассуждение настоятеля. Подчеркнутые слова записаны на поле и составляют позднейшее прибавление, усиливающее строгость поста, а первоначальная редакция удержана в тексте. Что прибавка сделана в этом интересе, видно из других списков, где, для понедельника, середы и пятницы, если в эти дни случится «Бог Господь», положено есть дважды и при этом сделано следующее любопытное замечание: в некоторых же, более точных, типиках положено не так, но в них говорится о перенесении «Бог Господь» с понедельника на вторник и с середы на четверг, равно как и пятницы. Подобным образом и аллиллуия дней, в которые положено двукратное ядение (τς διφαγας μρα) переносится на постные и таким образом сохраняется чин каждого дня. Что касается до рода пищи, применительно к этим двум разрядам дней, то устав на этот счет говорит глухо: для аллиллуйных дней после вечерни σθομεν ξηρωφαγαν νευ ιν εκτος ασθενες, в дни же, когда положено «Бог Господь», после литургии, δδοτι κατακλστος (благословенный хлеб), παρ ερως κα δωρ παρ τ κανδηλπτ, а после вечерни – трапеза. Таким образом, дни праздничные сравнены с навечерием рождества и богоявления, если оно случится в день непостный.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Во всех уставах синодальных, кроме одного (по дополн. каталогу 487, φ. 202), записаны только три поста: великий, петров и рождественский, но об успенском не упоминается. О посте рождественском, под 14 ноября, делается следующее краткое замечание: въ эту святую четыредесятницу удерживаемся въ каждую недлю три дня: понедльникъ, среду и пятницу, отъ вина и елея, если не случится память какого либо святаго; тогда разршаемъ и творимъ любовь (γπην) 219 ради святаго. Правило на счет петрова поста изложено следующим образом: въ понедльникъ, посл памяти всхъ святыхъ, начинаемъ постъ святыхъ и всехвальныхъ Апостоловъ и, если бываетъ aллuллyiя (т. е. непраздничный день; по другому списку: и если нтъ празднуемаго святаго – ορτσιμος γιος – поется aллuллyiя на гласъ) творимъ поклоны по образу великой четыредесятницы. Нужно знать, что во всю эту четыредесятницу, bcяkiй разъ, какъ случится aллuллyiя, въ понедльникъ, среду и пятницу держимъ девятый часъ (ποιμεν νντας – т. е. постимся до 9-го часа) и димъ однажды въ день; именно посл отпуска вечерни. Когда же поется „Богъ Господь“, т. е. во вторникъ и четвергъ, димъ дважды въ день, а въ понедльник, среду и пятницу, хотя бы и „Богъ Господь“ случилось, держимъ девятый часъ, если не положено cлabocлobiя“ (ε μ στν δοξολγια, т. е. если не поется велик. славосл.). Впрочем все оставляется на рассуждение настоятеля. Подчеркнутые слова записаны на поле и составляют позднейшее прибавление, усиливающее строгость поста, а первоначальная редакция удержана в тексте. Что прибавка сделана в этом интересе, видно из других списков, где, для понедельника, среды и пятницы, если в эти дни случится „Богъ Господь“, положено есть дважды и при этом сделано следующее любопытное замечание: „въ нкоторыхъ же, боле точныхъ, типикахъ положено не такъ, но въ нихъ говорится о nepehecehiu „Богъ Господь“ съ понедльника на вторникъ и съ середы на четвергъ, равно какъ и пятницы. Подобнымъ oбpaзoмъ u aллuллyiя дней, въ которые положено двукратное ядehie (τς διφαγας μρα) переносится на постные и такимъ образомъ сохраняется чинъ каждаго дня. Что касается до рода пищи, примнительно къ этимъ двумъ разрядамъ дней, то уставъ на этотъ счетъ говоритъ глухо: для аллиллуйныхъ дней посл вечерни σϑομεν ξηρωφαγαν νευ ιν εκτος ασϑενεις, въ дни же, когда положено „Богъ Господь“, посл лumypriu, δδοται κατακλστος (благословенный хлбъ), παρ ιρως κι δωρ παρ τ κανδηλπτ, а посл вечерни – трапеза“. Таким образом, дни праздничные сравнены с навечерием рождества и богоявления, если оно случится в день непостный.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

8 .    Василий Великий . Творения. Ч.1 – 5. Репринт. изд.: М., 1991. 9 .    Григорий Нисский , св.  Об устроении человека./Пер., прим. и послесл. В.М. Лурье. СПб., 1995. 10 . Григорий Палама , св. Беседы (Омилии)./Пер. арх. Амвросия (Погодина) . Часть 1. Монреаль, 1965; Часть 2. Монреаль, 1974; Часть 3. Монреаль, 1984. (Репринт: Чч. 1 – 3. М., 1993; Чч. 1 – 3. М., 1994) 11 . Григорий Палама , св. Главы естественные, богословские, этические и практические (46).// Порфирий (Успенский) , еп. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты в 1845 г. Ч.1. Отд.1. Киев, 1877, сс 350 – 412. 12 . Григорий Палама , св. Десятословие по христианскому законоположению./Пер. еп. Феофана (Говорова).//Добротолюбие в русском переводе, дополн. Т.5. Изд.2-е, М., 1900 (Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992), сс. 281 – 289. 13 . Григорий Палама , св. Десять бесед. М., 1785. 14 . Григорий Палама , св. Истолкование десяти заповедей.//Духовная беседа, 1860, т.1, сс. 273 – 285. 15 . Григорий Палама , св. Исповедание православной веры.//Воскресное чтение, Киев, 1814, сс. 15 – 21. 16 . Григорий Палама , св. Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания./Пер. еп. Феофана (Говорова).//Добротолюбие в русском переводе, дополн. Т.5. Изд.2-е, М., 1900 (Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992), сс. 254–281. 17 . Григорий Палама , св. О молитве и чистоте сердца, – три главы./Пер. еп. Феофана (Говорова).//Добротолюбие в русском переводе, дополн. Т.5. Изд.2-е, М., 1900 (Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992), сс. 300–302. 18 . Григорий Палама , св. О священно-безмолствующих./Пер. еп. Феофана (Говорова).//Добротолюбие в русском переводе, дополн. Т.5. Изд.2-е, М., 1900 (Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992), сс. 289–299. 19 . Григорий Палама , св. Ответ Павлу Асеню./Пер. Н.Л. Холмогорова.//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России, 1996, (9/10), сс. 101 – 103. 20 . Григорий Палама , св. Письмо Аникдину./Пер. прот. И. Мейендорфа .//Православная мысль, 1955, сс. 113 – 126.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/opyt-b...

Эти молитвы читаются и при освящении нескольких свящ. сосудов вместе, т. е. дискоса, Чаши, звездицы и лжицы с тремя их покровцами. Тогда после слова «дискос» присоединяются слова: «Чашу, звездицу, лжицу с покровцами их». 38 На проскомидии, при поставлении ее на дискос, произносятся слова Евангелиста: «И пришедши звезда, ста верху, идеже бе отроча» (Служ. лит.). Значение звездицы обозначается и в молитве, еже особне благословити новую дискосную звездицу к божеств. Тайнам, именно: «Господи Иисусе Христе Боже наш, в вертепе от Девы родивыйся, и волхвы звездою к поклонению Своему наставивый, посли ныне, смиренно молим Тя, небесное Твое благословение на звезду сию, и благослови и освяти ю, яко же быти ей достойное орудие к служению Святым Твоим Тайнам, и в воспоминание и славословие боготелесного Твоего от Девы рождества: Ты бо еси благословляяй и освящаяй» и т. д. (Дополн. Требн., изд. в Киеве, 1863 г., лист 36 и 37). Звездицею покрывается дискос также тогда, когда на нем полагаются мощи, напр., при освящении храма (Чин освящения храма, от Арх. твор., 1832 г., лист 2 и 27. Дополн. Требн., л. 16). 39 Об этом значении говорится в молитве над Потиром, т. е. новою Чашею при благословении и освящении ее, именно: «Владыко Вседержителю Господи Боже Отец наших, Тебе молимся, и Тебе призываем, и прилежно просим: низпосли благодать пресвятого всеосвящающаго и животворящаго Твоего Духа на Чашу сию, и благослови, очисти, освяти ю, якоже благословил, очистил, и освятил еси Чашу Священника Твоего Мельхиседека, и Чашу святых апостолов, на тайной вечери Христа Твоего и достойну жертвенника Твоего быти сотвори, во еже приноситися в ней Тебе Богу и Отцу умилостивительной безкровной жертве, тела и крове единородного Сына Твоего, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, с Ним же Тебе, и пресвятому, и животворящему Твоему Духу подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне, и присно, и во веки веков» (Допол. Требн ). 40 О таковом назначении их говорится и в молитве, еже благословити новыя покровцы к покровению Таин служащих: «Господи Боже Вседержителю, одеяйся светом яко ризою, облагаяй небо облаки и покрываяй водами превыспренняя своя, призри ныне, смирение молим Тя, на прилежное моление наше, и низпосли небесное Твое благословение на покровцы сия (или на покровец сей), и благослови, очисти и освяти я (или его), во еже ему быти им (или ему) достойным (или достойну) к покровению Святых и Божественных Тайн Тела и Крове Христа Твоего, во оставление грехов всех людей Твоих: Ты бо еси источник освящения, и податель всяческих благ и Тебе славу возсылаем» и т. д. (Дополн. Требн., изд. в Киеве, 1863 г., л. 37).с Ним же благословен еси», и т. д. (Дополн. Требн., изд. в Киеве, 1863 г., л. 38).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Вестно же буди, яко и кроме мощей святого и надписания сицевого положится основание храма может (см. выше,), но кроме предреченного четвероугольного камене не бывает. К сему же предуготовлен бывает крест деревянный великий и место, идеже престол имать быти, ров, во еже бы воздрузити в нем оный крест». Аще же деревянная имать быти церковь , рвов не бывает, точию един под стеною алтарною к востоку для положения четвероугольного камене и другий для постановления креста на месте имущаго быти престола. Приуготовляются же и бревна, или древа, на нихже церковь стояти имать» (Дополн. Требн., лист 1). Так как правилами Церкви положено, чтобы устроение храма, как каменного, так и деревянного (Дополн. Требн., Устав Дух. Консист., ст. 60) начиналось по благословению епископа (соб. Халкидонск., прав. 4), то для совершения чина, бываемого на основание храма, «Приходит, – сказано в Требнике, – архиерей, или посланный от архиерея архимандрит, или протопресвитер, или иерей, его же благоволит архиерей послати» (Больш. и Дополн. Требн.). При основании церкви и водружении креста совершается чин или по Большому Требнику, – чин, по своему составу, подобный чинам, которые изложены в книге Молебных пений, или совершается по книге: «Дополнительный Требник» (см. выше), – чин более продолжительный, при котором бывает освящение воды и освящение елея, употребляемых затем при основании церкви. Когда совершается чин при основании церкви по Большому Требнику, тогда, если бывает архиерей, он облачается в мантию, епитрахиль и омофор, а если священник, то – в епитрахиль и фелонь (Больш. Требн.). Обыкновенно же, при всяком чине, бываемом при основании церкви, архиерей или священник идет к месту закладки храма с крестным ходом, т. е. со всем клиром, предыдущим ему диаконом с кадильницами, священником же со кресты, два два, клирицы же поют стихиры литийны храму будущей церкви. Пришедши на место, полагают на приготовленном там столе святое Евангелие и крест (Дополн. Требн.), и, по указанию Большого Требника, после возгласа настоятеля: «Благословен Бог наш», читается или поется: «Трисвятое», «Отче наш» и тропарь святому, в его же имя имать воздвигнутися храм, и иные тропари, по воле настоятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

93 (стр. VI. 22 XXII. 86 74. 109–113). XIII. И. Акад. Наук: Никифорова собр. 448 (стр. 92). XIV. Археографич. Коммиссии: Супрасл. сп. Западнор. лет. (стр. 11. 28 12 . 14–15 ). XV. Арх. Мин. Иностр. Дел: Оболенск. собр. 59 (стр. 90). XVI. Ярославск. Архиер. Дома: 170 (стр. 23–25); 171 (стр. 79–81). XVII. Петрозав. Архиер. Дома: 304 / 23 (стр. 91). XVIII. Московск. Епарх. библ.: Т–495 (стр. 55–57). XIX. Суздал. Спасо–Евфим. мон.: 8 (стр. 57). XX. Спасо–Прилуцк. мон.: 28–27 (стр. 53–55). XXI Владим. Епарх. Братства: Сборн. 4°, XVII в., 642 лл. (стр. 18–20). XXII. Московск. Донск. мон.: 10 (Дополн.) XXIII. Волынск. Епарх. Древлехр.: Загор. собр. 36 (Дополн.). XXIV. Архангел. дух. Семин.: 197–198 (стр. 92). XXV. Библиот. Львовск. Унив.: Печерск. Патер. 1619 г. (стр. 91 108 ). XXVI. Истор.–Филол. Инстит. кн. Безбородко. 24 (стр. 91). XXVII. Костромск. Богоявл. мон.: 8 (стр. 81). XXVII. Нилов. Столоб. Пуст.: 87 / 1 3 (стр. 97 137 ). XXIX. Виленск. Публ. б.: 86 / 39 (стр. 91); 3 (стр. 140). XXX. Архива Ce. Синода: Дело 1740 г. 18 (стр. 122–127). XXXI. Кирил.–Белоз. мон.: (Дополн.). XXXII. Киевск. Михайл. мон.: 485 (Дополн.) XXXIII. Соловецк. мон.: 452 / 485 (стр. 66. 136 38 ). XXXIV. Моск. Типогр. б.: 226 / 1258 (стр. 32 31 ). XXXV. И. Общ. люб. др. п.: 2004 (стр. 132 2 ). XXXVI. Хлудовск. библ.: 187 (стр. 141); 195 (стр. 132 1 ). 1 Миллер. О первом Летописателе Российском преп. Несторе, о его летописи и о продолжателях оные – в «Ежемесячн. Сочин.» 1755 г., апр , 299–824; Библиотека Российск. Историческ. Ч. I. Спб. 1767, I–XII («Житие Преп. Нестора, сочинителя сея летописи»); Шлецер. Нестор. I, § 1–2; Татищев. История Российск. Кн. I ч. 1, 51–56 (1768); Словарь историч. о бывших в России писателях духовн. чина. T. II (1827), 83–95; Филарет. Русские святые. Черн. 1865. Ч. III, 254–263; Макарий. История русск. цер. II, 158 и др.; Кубарев. Нестор, первый писатель Рос. истор. – в «Русск, Историч. Сборн.», кн. IV (М. 1842); Бутков. Оборона летоп. р. (Спб. 1840), 167 и д.; Ioh. Martinovius. Annus ecclesiasticus graeco–slavicus – в AA. SS, Octob., XI, 261–2; Архиеп. Димитрий. Месяцеслов святых. Вып. II (1893), 189–98, и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

В эту же ночь, когда я спал, слышу голос, говоривший мне: вставай! Этот голос три раза обращался ко мне с тем же восклицанием. Я спросил: Кто ты? и получил в ответ: Мария. Проснувшись, я спрашиваю сиделку: зачем ты будила меня? Та отвечает, что она вовсе и не была ночью в этой палате. На другую ночь повторилось тоже явление, равно как и на третью, и на мой вопрос: Кто ты? опять я слышал тот же ответ: Мария. Я опять допрашивал сиделку, зачем она велит мне вставать, и опять она сказала мне; что в палате ее в это время не было. Тогда-то наконец понял я, кто это Мария, и со слезами начал молиться иконе Богоматери, принимать масло от лампады, и начал вдруг чувствовать облегчение моей болезни, так что через неделю совершенно стал здоров, и вот теперь пришел благодарить Царицу Небесную за великую Ее милость ко мне грешному“. За молебном исцеленный горячо молился. Московского уезда, Троицкой волости, села Павловского, крестьянин Антон Иванов был слугою в Москве у доктора медицины С. О. Артемовского, потом занемог припадками беснования и отправлен в свою деревню. Десять лет продолжались его страдания, и в течение этого времени он мог быть в церкви не более трех раз в год, и притом не иначе, как после усиленных каждый раз понуждений со стороны родных. Ему, наконец, присоветовали идти на молитву в пещерный храм. В то время ему было 38 лет от роду. Он внял благочестивому совету, и пошел помолиться усердно Заступнице скорбящих и немоществующих пред святою Ее иконою Черниговскою. Дорогой в пещеры в нем начало возникать сомнение относительно чудотворной силы иконы Богоматери, и как будто кто-то шептал ему: „Не ходи к Ней! Она теперь уже не исцеляет“. Страх обуял недужного крестьянина, но тут же благодать Божия подкрепила его: он стал творить молитву и ограждать себя крестным знамением. Как только вступил в ограду пещерного храма, он почувствовал необычайную тишину и спокойствие в душе своей, так что как будто не было уже в нем никакой болезни. Литургию простоял в верхней надпещерной церкви спокойно, но как только после литургии сошел в нижний пещерный храм и увидел чудотворную икону Богоматери, тотчас стал кричать разными дикими голосами; потом какою-то невидимою силою его бросило на пол и стало катать шаром по церкви. Бывшие за молебном богомольцы приведены были в ужас этим явлением. Наконец монахи и некоторые богомольцы подняли его и дали ему выпить елея из лампады и святой воды. Но это ему не помогло и окончилось только сильною рвотою. В течение 8 дней после того водили его в церковь , и каждый день повторялось там то же явление, что его бросало и катало по церкви; но от принятия масла и святой воды не происходило прежних последствий. На 9-й день он не был уже повергаем на землю, а на 10-й день сподобился причаститься Св. Таин и на другой день отправился на родину исцеленный. Исцеление последовало 28 октября 1872 года. Господин, у которого он служил, и который знал его страшную болезнь, с радостью узрел его исцеленным.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

2966 См. Слово его на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа, в Хр. чтении. 1842. 2. 166 (289). 2967 а) Новгор. Соф. библ., Макар. Чети-Мин. за сентябрь (1) под 14 числом: «Григория, архиепископа Российского, Слово на Воздвижение Честнаго Креста...»; б) Румянц. муз. 437 (202) – «Григория, архиепископа Российского, слово на Воздвижение Честнаго Креста». 2968 Новгор. Соф. библ., Чети-Мин. Макар, за сентябрь (1) под 8 числом: «Григория, мниха и презвитера, Слово на всечестное Рождество Пресв. Владычицы нашея Богородицы». 2969 а) Библ. Толстое. Отд. 1. 106 (111) – «Григория, епископа Российски, на Вознесение Господа...» б) Румянц. муз. 437 (202) – «Григория, епископа Российски, на славное Вознесение...» 2970 а) Библ. Толст. Отд. 2. 205 (95) – «Григория Российски Слово на Успение Божия Матери...» б) Румянц. муз. (202) – «Григория, архиепископа Российского, Слово на всечестное Преставление преславныя Владычицы и Богородицы». 2971 а) Публич. библ. Отд. 1, in f., 242 (112) – «Слово святого Григория, мниха, пресвитера и игумена обители Пантократоровы, св. пророку Илии Боговидцу»; б) Публ. библ. Отд. 1, in f., 261 (112) – «Григория, мниха, и пресвитера, и игумена Пантократоровы обители, св. пророку и Боговидцу Илии». Есть это Слово под таким же названием: в) в библ. Толст. Отд. 1. 306 (110); г) в Рум. муз. 437 (202); д) в сборн. моей библ. 2. Л. 176 об. (110) и е) в сборн. моей библ. 39. Л. 219 (156). 2972 а) Новгор. Соф. библ., Чети-Мин. Макар, за июнь (1) – «Григория, мниха и презвитера, Слово на рождество Предтечи и Крестителя Иоанна»; б) Рум. муз. 437 (202) – с таким же заглавием; в) библ. Толст. Отд. 2. 205 (95) – «Слово архиепископа Российски Григория на рождество Предтечи...» 2973 а) Библ. Толст. Отд. 2. 205 (95) – «Григория, архиепископа Российски, на усекновение главы честнаго и славнаго пророка и Предтечи и Крестителя Иоанна»; б) Рум. муз. 437 (202) – с таким же заглавием. 2975 Библ. Толст. Отд. 2. 205 (95) – «Григория, архиепископа Российского. Слово похвально св. и верховным апостолом Петру и Павлу»; б) Рум. муз. 437 (202) – «Григория, мниха и презвитера, Слово...»

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Затем начальствуяй, взем священную воду, кропит ею камень, говоря: «Благословляется камень сей окроплением священные воды сея в непоколебимое основание храма, созидаемого во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь». Если же хочет в камень вложить мощи святых, то сперва «прочтет надписание (т. е. на камне) един от иерей, влагает мощи в предуготовленное в камене оном место, говоря: «Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утверждении силы Его. Яко восхвалятся преподобнии во славе и возрадуются на ложах своих». И покрывают мощи. Если мощи не полагаются, то ничего из указанного не творится. Но, взяв камень, настоятель своими руками полагает его на приготовленной извести во рву, говоря: «Основывается церковь сия в славу великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в честь и память (имя праздника Его, или Богородична, или святого храмового), во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь». Берет потом и елей, говоря: «Вышний основа сию церковь , Бог посреде ея и не подвижится, поможет ей Бог утро за утра». И возливает елей на положенный камень, говоря: «Благословенно и знаменано буди место сие в дом молитвенный, в честь и славу Бога, в Троице Святей славимаго. Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь». Потом со всем клиром поет на глас 6-й: «Возстав Иаков заутра, и взят камень, его жо бе положил в возглавие себе, и постави его столп, и возлия елей верху его, и рече: яко есть Господь на месте сем, аз же не ведех: страшно есть место сие, несть сие, но дом Божий, и сия суть врата небесная. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» (Дополн. Трбн.). Если освящается основание деревянной Церкви, то по совершении указанного, настоятель, взяв секиру, ударяет ею трижды, в среднее бревно алтарное, говоря: «Начинается дело сие во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, в честь же и память (имя рек праздника, или святого), аминь». Потом обходит со всех четырех сторон основание, начиная от северной стороны, против солнца (Дополн. Требн.), и кропит, произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь». Останавливается же на каждой стороне. Клир, при кроплении каждой стороны, поет особый псалом (именно псалмы: 86, 126, 121 и 131). После пения псалма и окропления св. водой, иерей становится на каждой стороне, лицом к зданию и читает особую молитву (см. молитвы в Дополн. Требн.) и на каждой стороне делает три удара в среднее бревно, произнося указанные выше слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Прежде всего, это видит и читает каждый из нас ежедневно в символе веры , видит и слышит очень нередко в богослужебных книгах, где Сын Божий исповедуется рожденным прежде всех век, предвечным и соприсносущным Богу Отцу, собезначальным Отцу и Духу (моя дополн. ред.), безлетным, Творцом мира, времени и веков (св. Иоанн. Дамаскин, в пер. А. Бронзова . Гл. 8 и 10). Но о. Арсений исповедует, что Сын Божий рожден от Бога Отца вместе с настатием веков (л. 13, 53), и даже после настатия веков (л. 16), в наперед сотворенное время (д. 20), совместно с тварью (53). Святая Церковь исповедует, что Дух Святый есть Бог, совечный и собезначальный Отцу и Сыну. Это видит и слышит каждый из нас в символе веры и во всех церковно-богослужебных книгах, в книгах учительных и полемических, где Дух святый называется предвечным и всесильным Богом нашим, безлетным и собезначальным Отцу и Сыну (дополн. ред.). Но о. Арсений, ничтоже сумняся, исповедует исхождение, как рождение и Сына Божия, лишь единовременно с настатием или началом веков (л. 13, 53). Св. Церковь исповедует, что Бог, как Зиждитель и Промыслитель всего сущего, был, есть и будет постоянно деятелен, а потому Он никогда не был в молчании или в бездействии, не есть пи не будет (дополн. ред.). Но по воззрению о. Арсения, он был в молчании (л. 11). Притом, мало того, – это молчание он признает даже личным свойством Бога Отца (л. 65–66). 8. Св. Церковь , чрез своих богодухновенных апостолов, отцов и учителей Церкви, исповедует, что видимый и невидимый мор создан по благоволению триипостасного Бога чрез второе лице Пресв. Троицы – Сына Божия. Святый и возлюбленный ученик и апостол Христов говорит прямо и решительно, что вся Тем (Сыном Божиим) быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (зач. I), ибо Бог Отец положи Ею наследника всем Имже и веки сотвори ( Евр. 1: 2 ). Он есть чудный советник, говорит Исаия, Бог крепкий отец вечности, князь мира (9, 6). Но о. Арсений исповедует, что Сам этот Бог крепкий, отец вечности и князь мира – Сын Божий рождён от Бога Отца вместе с веками (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010