1743 . Михаиловский в Борчуге или в Борчуре, мужской, совсем уничтоженный, Ярославской губ.; нахо­дился, если не в самом городе Угличе, то в уезде его, недалеко от границы Ростовского у. В 1509 г. кн. Дмитрий Иоанович Угличский дал ему вклад на многие селения, из которых некото­рые сохранили до сего времени свои названия. “Ист. Рос. Иер.”, VI, 953; “Древн. Росс. Вивлиоф.”, изд. 2, 9; “Собр. Госуд. грам. и до-говор.”, I, 147 (Духов. гр. 1509 г. кн. Дмитр. Иоанн.); “Продолж. древ. Вивлиоф.”, 1789 г., V, 108 (тоже духовная 1509 г.). 1744 . Михаиловский – Городецкий, мужской, совсем уничтоженный, в окрестностях гор. Полотска, Витебской губ. Король Сигизмунд, в 1558 г., по ходатайству Полотского воеводы Стан. Стан. Довойны и бояр, жалованною грамотою, отдал Полотскую архиеписко­пию и бывший Михаилов. мон., с правом поставлять в оный архимандритов, боярину Глебу Ив. Корсаку, который впоследствии постригся в монашество, приняв имя Герасима. В 1509 г. упо­минается архим. Антоний, который был на Виленском духовном соборе. “Ист. Росс. Иер.”, 987; Без-Корнилович, “Ист. свед. о Белорусс.”, 105, примеч.; “Ист. акты Зап. Росс.”, III, 95; “Витеб. губ. вед.”, 1859 г., 10 (архиеп. Герасим), 11 (архиеп. Арсений Шишко); Стро­ев, “Спис. иер. и настоят.”, 506; “Акты истор.”, I, 289 (Духовн. собор 1509 г., в Вильне); “Памят. кн. Витеб. губ. на 1867 г.”, 109 (Опись име­ний 1692 г.); “Акты Зап. Р.”, примеч. к I тому, 11; II, 234 (Наказн. гр. 1544 г., об исследовании обвинений на Полоц. архиеп. Симеона); III, 20 (Ж. гр. 1558 г. Полоц. боярину Глебу Ив. Кор­саку); “Русск. истор. Библиот.”, IV, 7 (Виленский собор 1509 г.; Святого Михаила Городецкий с Полоцка архим. Антоний). 1745 . Михаиловский – Гощский или Гощанский, мужской, ныне мест. Гоща, Волынской губ., Острожского уез., в 35 вер. к сев. от Острога, при р. Горыне. Основан в первой полов. XVII ст. княжною Региною Соломирецкою, каштелянкою Смоленскою, для монахов греческого исповедания, которые бы про­тиводействовали арианам и другим еретикам отправлять богослужение в мест. Гоще. В 1639 г. здесь был игу­меном Игнатий Оксенович, а в 1640 г. известный Гизель и в 1643 г. Феофан Скуминович. В 1777 г. к м-рю припи­сан Городищенский Заславский м-рь. “Архив юго-зап. России”, ч. I, т. 748, (запись 1639 г. кн. Соломирецкой), 784, (жалоба 1643 г. митроп. Петра Могилы на игум. м-ря Феофана о тайном побеге из м-ря и уво­зе с собою в Вильну денег и церковн. утвари); “Волын. епарх. ведом.”, 1867 г., 5 и 8 (опис. м-ря); Батюшков, “Волынь”, 63.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

докум. и дел архива св. Синода”, III, прилож., (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. показан в числе благочестивых Слуцкой архимандрии); “Русск. истор. библиот.”, IV, 7 (Виленский собор 1509 г.; архим. Иосиф), 28 (Киевский собор 1640 г.; архим. Самуил Шитик); “Архив юго-зап. России”, ч.1, т. IV, 310, CXXVI (грам. 1709 г. митроп. Киев Иоасафа Кроковского, коею делает своим наместником в Белорусс. епархии архим. Св. Троиц. Слуцкого м-ря Иоасафа Лапицкого), 430, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей). 508. Троицкий , женский, 3-го класса, Уфимской губ., Бирского у., близ города. Под именем женской общины основан в 1857 г. монахинею Виталиею, урожденной Акулиною Сомойловой, и помещалась в центре города, в пожертвованных купеческим сыном Тихоном Ромадниным двух домах. В 1864 г. эта община принята под покровительство духовного и гражданского ведомств с припискою ее к Бирскому Троицкому собору. В 1874 г. она переведена за черту города в особо устроенное здание, причем ей передана кладбищенская церковь . В 1878 г. переименована в общежительный м-рь. При м-ре существует школа. “Собр. узакн. и распор. правит.”, 1878 г., 179, ст. 733; “Сборн. стат., истор. свед. по Уфим. и Оренб. губ.”, Отд. II, 48; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1874 г., 82; 1878 г., 144; 1884 г., 248. 509. Троицкий – Верх – Теченский , женский, общежительный, Пермской губ., Шадринского у., в 68 вер. к юго-зап. от Шадринска, при р. Тече. Под именем женской общины учрежден в 1860 г. при Троицкой кладбищенской церкви села Верх-Теченского. В 1868 г. община переименована в общежительный монастырь с числом монахинь, кроме игуменьи и казначеи, из 15 лиц и с составом причта из священника и причетника, без всякого пособия от казны. При м-ре находится училище для девиц. “Сенат. ведом.”, 1861 г., 13; “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1868 г. 113, ст. 918; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1860 г., 10 (учр. общ.); 1868 г., 149 (переим. в м-рь); 1884 г., 248 (училище); Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764 – 1869 г.”, 217. 510. Троицкий – Голутвин – Новый , мужской, 2-го класса, Московской губ., в гор. Коломне. До 1799 г. он был архиерейским домом, существовавшим еще в 1350 г.; с переводом Коломенских архиереев в Тулу, сюда был переведен монастырский штат из Богоявленского-Голутвина мон. и в отличие от старого назван новым. Собор св. Троицы был домовою архиерейскою церковью. “Ист. Росс. Иер.”, III, 739; V, 339; Ратшин, 231; “Опис. монаст.”, 1817 г., 33; Бакмейстер, “Топограф. извест.”, 1771 г., 53; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1874 г., I, смесь, 191 (с 1818 г. здесь был настоятелем архим. Никанор, с 1848 г. митроп. Новгор. и Спб.); 1877 г., I, Отд. 2, 268 (воспомин. архим. Пимена).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

80 Митрополит Платон в ист. 2, 239. К этому делу вполне можно отнесть отзыв умного Хмельницкого о боярах: «Чудно мне, что вы бояре ничего путного Его Царскому Величеству не присоветуете». 81 Нояб. 18, 1657 г. Патриарх писал в иверский монастырь, что Царь обещался быть в монастыре после Рождества; Патриарх сделал весьма много распоряжений для приема Царя (Ист. акт. 4, 109.). Но не видно, чтобы Царь был там. Грамотой от 17 марта 1658 г. Патриарх назвал полоцкий Богоявленский монастырь ставропигией (Ист. акт. 4, 113.). Царской грамотой от 21 февраля 1659 г. это распоряжение отменено (Вивлиов. 3, 352). Но Патриарх Иоаким снова утвердил за монастырем преимущество, данное ему Никоном. (Белорусс. арх. 1, 121–124). Для крестного монастыря, построенного Никоном в 1656 г., Царь грамотой от 1 июля 1657 г. пожертвовал 4537 лиц крестьян; кроме того, дал 6000 р. и богатейшую ризницу. Царевна Татьяна Михайловна пожертвовала от себя богатые вклады. Но Царица Мария не дала ничего (Ист. Иер. 4, 828–831 ). 82 Кроме Шушерина собр. 4, 182. Записки о приезде Теймураза в древл. вивл. 14, 33. 38. В грамоте от 17 августа 1658 писали: «в нынешнем 1656 г., июня в 10 день отец наш и богомолец, бывший Никон Патриарх , оставил престол св. соборныя апостольския Церкви и все патриаршество своею волею и пошел по своему обещанию». (Акт. эксп. 4, 108). По записке о Теймуразе стол для него был 6 июля; по словам Шушерина Никон удалился из Москвы 10 июля. Посему в грамоте ошибкой написано 10 июня вместо 10 июля. Татищев первый выдал анекдот о защите Никоном духовника царского, наложившего будто бы запрещение на Царя за несогласие простить убийцу. Анекдот до крайности нелепый во всех частях. Ни в одной деловой бумаге нет и намека на подобный случай. О благочестии Царя Алексея современник – Англичанин: «С непокрытою головою и пеший присутствует он при всех церковных ходах, если только не бывает дождя». Маяк 1843 г. О Ромодановском ниже прим. 465. 83 Кроме Шушерина о происходившем в храме говорит сам Никон в 5 ответе Стрешневу. Сказав, что в храме говорил он не об одном удалении своем в обитель, но и о причине его, – о том, что данное в сем храме обещание не исполняется и на него гневаются без причины, Никон показывает и содержание письма, посланного с диаконом Иовом к Царю. «В нем же обреталося тогда написанное: и се вижу, на мя гнев твой умножен без правды, и того ради и соборов во св. Церквах лишаемы. Аз же пришелец есмь на земли. И се ныне, поминая заповедь Божию, дая место гневу, отхожу от места и града сего. И ты имаши пред Господом и Богом ответ дати. И разсмотрев Государь писание, паки возврати ко мне; зане не бысть ему на пользу». Никон говорил, что это было 10 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Первоначально он был мужским и основан в XII ст. Полоцким кн. Борисом; в начале XVII ст. им овладели униаты; с 1834 г. им управлял Полоцкий епископ Василий; в 1842 г. оставлен заштатом; в 1847 г. с кончиною последнего игумена Фавста настоятелем монастыря сделан протоиерей Софийского Полоцкого собора, а в 1879 г. за ненадобностью приписан к Спасо-Ефросиниеву мон. Управление им вверено опытной монахине, со званием помощницы игумении, а для совершения богослужения назначены священник и причетник. Камен. церковь Бориса и Глеба, построенная в 1217 – 1222 год., сохраняет свой древний вид до настоящего времени. В монастырских келлиях хранятся портреты разных лиц бывшего униатского духовенства. Сементовский, “Полоцкий Борисоглебский м-рь”, в “Памят. кн. Витеб. губ. на 1866 г.” 38 – 52; Говорский, “Ист. опис. Полоц. Борисоглеб. мон.”, в “Витеб. губ. вед.”, 1859 г., 42 – 51; “Ист. Росс. Иер.”, III, 453, 590; VI, 954, 1038; Ратшин, 23; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 34: Без-Корнилович, “Ист. свед. о Белорусс.”, 105, в примеч.; “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1879 г., 129, ст. 827; “Витеб. губ. вед.”, 1859 г., 6 (архиеп. Каллист I, быв. игумен), 11 (архиеп. Арсений Шишко); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1844 г., 90 (обеспеч. нужд); 1852 г., 87 (надел. лесом); 1879 г., 134 (приписка к Сп. Ефрос. м.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 504; “Памят. кн. Витеб. губ. на 1867 г.”, 117 (Опись имений 1692 г.; здесь сказано, что основан всеми панами Корсаками); “Акты Зап. Р.”, примеч. к I тому 11; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 174; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 439, 440, 442; “Известия Археол. Общ.”, 1861 г., II, 365 (рукопись Говорского, “Опис. Полоц. Борисоглеб. церкви и м-ря с грамотами 1396, 1599, 1622, 1640 год.”); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., III, 30 (царь Алексей Мих. при въезде в Полоцк 5 июля 1656 г. был встречен за Борисоглеб. м-рем в поле), 99 (грам. 1659 г. еписк. Каллисту о поставлении игум. Игнатия Полоцк. Братск. Богоявлен. м-ря в архим. Полоц. Борисоглеб.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

М-рь возобновлен в 1633 г. кн. Львом Самуилом Огинским, и несмотря на все старания униатов оставался во все время верным православию. В 1842 г. возведен на степень 2-го класса. В м-ре находится древняя икона Казанской Бож. Матери, дар патриарха Никона , почитаемая чудотворною. Иером. Сергий, “Витебский Марков Свято-Троицкий муж. м-рь, с видом”, в “Памят. кн. Витеб. губ. на 1865 г.”; “Ист. Рос. Иер.”, V, 48; Ратшин, 22; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 35; “Опис. м-рей”, 1817 г., 68; Без-Корнилович, “Ист. свед. о Белорусс.”, 51; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1842 г., 15 (о возвед. в 1-ый класс); 1850 г., 90 (наделен лесом); 1884 г., 237 (школа); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 502; “Витеб. губ. в.”, 1858 г., 21 (история м-ря); 1859 г. 11 (архиеп. Феофан Рыпинский); “Акты Зап. Р.”, V, 164 (Благослов. гр. 1686 о прсдоставл. права посылать своих монахов в Ригу для соверш. богослуж.), 170 (Гр. 1687 г., о том же), 270 (Гр. 1697 г. о том же; игум. Феофан), 278 (Гр. 1699 г. о том же); “Опис. докум. и дел архива св. Син.”, II, ч. 1, 372 (прошение 1722 г. о принятии Богоявл. Полоц. м-ря под покровит. св. Синода; в 1697 г. упомин. игум. Феофан), прилож., и CCVI, XXX и XXXI (грам. патриарха Адриана 1697 г. и Стефана, митроп. Рязан., 1715 г., о дозвол. монахам м-ря ездить в Ригу для совершения правосл. богослужения); III, 1723 г., 136 (прошение иеромон. Илариона и Серапиона о выдаче м-рю грамоты на право посылать в Ригу для священнослужения и прош. милостыни), прилож., LXXXIV, XXVI (грамоты, данные м-рю на право посылать иеромон. в Ригу), XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. показан в числе благочестивых архимандрии Слуцкой); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., III, 17 (грам. 1656 г. патр. Никона игумену м-ря Каллисту на наместничество Полотское и Витебское), 87 (еписк. Каллист в 1659 г. жил в Марков. м-ре); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г. на права православ. м-рей). 291. Мартвильский , мужской, 1-го класса, Кутаисской губ., в Мингрелии, к вост.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В книге приведены потрясающие рассказы жителей дореволюционной России, а затем, после революции, представителей русской эмиграции о благодатной и мгновенной помощи блаженной Ксении в разных трудных случаях жизни. Книга повествует также о явленном в советскую эпоху непобедимом народном почитании святой, о вере, не поколебленной в условиях самых жестоких антирелигиозных гонений. Все эти свидетельства позволяют убедиться в том, что смиренная странница в дореволюционные времена победила гордый дух северной столицы, а в советский период не позволила безбожной власти стереть с лица земли Смоленское кладбище, взорвать построенную с ее помощью церковь. Смешными и беспомощными оказались потуги городских чиновников заколотить досками доступ людей к любимой святой: забор был испещрен просьбами, щели между досками утыканы записочками тех, кто без тени сомнения верил в ее всесильный отклик. И она откликалась – помощь от нее приходила и во времена репрессий, и в жестокие дни блокады, и на полях военных сражений. Приходила и в последующие годы, о которых в книге приведены ценные и интересные свидетельства В. Н. Топорова, А. Богатырева, О. Николаевой, М. Захарчук. В книге содержится историческая справка о восстановлении часовни Ксеньюшки и ее освящении 10 августа 1987 г. Близилось 1000-летие Крещения Руси. Именно тогда, как проявление чуда торжества Православия на Русской земле, состоялось прославление Русской Православной Церковью в лике святых блаженной Ксении Петербургской. В новой книге скрупулезно, с привлечением всех документов и свидетельств, был прослежен путь, ведущий к ее канонизации, показаны те усилия, которые упорно и последовательно предпринимались Патриархом Алексием Вторым, клириками храма Смоленской иконы Божией Матери, другими лицами на этом непростом пути. Причем вот что замечательно. Ксения Григорьевна когда-то отказалась от своего имени. А в самой большой книге, ей посвященной, оказались бережно восстановленными, а значит, сохраненными для истории имена тех людей, которые потрудились для увековечения ее памяти. Называние их имен – одно из главных достоинств книги. Это и автор первого очерка о Петербургской юродивой Евг. П. Гребенко, и исследователь истории Смоленского кладбища прот. Стефан (Опатович), и первые собиратели материалов о жизни святой свящ. Дм. Булгаковский и писатель Н. Н. Живов, и автор множества брошюр, очерков, листков о блаженной Ксении прот. Е. Рахманин, и православные писатели Евг. Поселянин (Е. Н. Погожин), Ф. Белорусс (Ф. В. Домбровский), посвятившие ей талантливые очерки, и ряд представителей русской эмиграции, которые свидетельствовали о чудесах по молитвам к блаженной Ксении и способствовали ее прославлению Русской Православной Церковью Зарубежом (1978).

http://ruskline.ru/analitika/2020/04/23/...

к сев.-вост. от Гря­зовца, при р. Лухте. Основана около 1499 г. преп. Авксентием и Онуфрием, коих мощи здесь почивают под спу­дом; память их чтится 12 июня. Пу­стынь упразднена еще до издания шта­тов в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.”, V, 517; Ратшин, 71; “Словарь ист. о свят.”, 218; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 128, 262 (преп. Авксентий и Онуфрий); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 48. 1865 . Петра Апостола или Пе­тровский, мужской, не оставивший следа, в бывшем замке гор. Полоцка, Витебской губ. Основан кн. Полотским Михаилом Андреевичем, скончавшимся в 1385 г. Около 1450 г. в нем был игуменом архиеп. Полотский Каллист I. Затем упоминаются: игум. Алексей, в 1509 г. присутствовавший на духовн. со­боре в Вильне, Иосиф в 1544 г. и архим. Иона в 1553 г. Без – Корнилович, “Ист. свед. о Белорусс.”, 105, в примеч.; “Витеб. губ. вед.”, 1859 г., 6 (архиеп. Каллист); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 507; “Акты истор.”, I, 289 (Духовн. собор 1509 г. в Вильне); “Памятн. кн. Витеб. губ. на 1867 г.”, 111 (Опись имений 1692 г.); “Акты Зап. Р.”, II, 234 (Наказн. гр. 1544 г. об исследов. обвинений на Полоц. архиеп. Симеона; игум. Иосиф); III, 12 (Судная гр. 1553 г. Полоц. архиеп. Германа; архим. Иона); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 174; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 2, 440, 441; “Русск. истор. Библиот.”, IV, 8 (Вилен. собор 1509 г.). 1866 . Петровский, мужской, несу­ществующий, в гор. Ростове, Ярослав­ской губ. В Лаврентьевской летописи под 1214 г. записано: «Того же лета князь Костянтин посла Пахомья игумена св. Петра, отца своего духовного, в Кыев к митроп. Матфею, и постави епи­скопом Ростову ноября в 10; и вниде в свою епископью генваря в 28, на память св. отца Ефрема Сурина». Затем в 1216 г. Пахомий «свое стадо духовно в монастыри св. Петра лет 13, а епископью держав 2 лета, отъиде к Богу». Отсюда видно, что м-рь уже существовал в XII ст. и, следовательно, принадлежит к числу древнейших, – его не следует смешивать с другим Ростов. м-рем Петровским на Поле, основанным позд­нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Афанасий, “Опис. Арзамас. Высокогор. пуст.”, 7; “Ист. Росс. Иер.”, V, 375. 2143 . Троицкий – Перенецкий или Пеленицкий, мужской, ныне село Троица-Пеленица, Рязанской губ., Спасско­го у., в 7 вер. от Спасска, при р. Оке. Село это было поселком монастыря, на­ходившегося на противоположном бере­гу и получившего название от образа, который приплыл к нему на пелене и который находится в приходской цер­кви и имеет надпись: «сему образу мо­лился Дионисий, старец Глушицкий». В 1646 г. в м-ре был игуменом Диони­сий, вероятно, постриженник Глушицкого м-ря. В 1651 г. монастырь приписан к Саввино-Сторожевскому мон., за кото­рым состоял и в 1723 г. “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., Отд. I, 127; Баранович, “Рязан. губ.”, 532; Смирнов, “Ист. опис. Саввино-Сторож. мон.”, 106; “Рязан. губ. в.”, 1846 г., 49 (древн. памятн. в Ряз. губ.); 1855 г., 10 (Ольгов м-рь); 44 (быв. м-ри в Ряз. губ.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 14; “Акты Археогр. Эксп.”, IV, 235 (Проезж. гр. 1679 г. Саввину м-рю); “Дополн. к Акт. истор.”, X, 81 (Роспись приписн. м-рей 1683 г.); “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, прилож., CLXVI, XXXVII (ведом. о колич. хлеба в приписн. к Саввину м-рю вотчинах в 1723 г.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 2361 (переписн. книга 1651 г. вот­чины м-ря Подмонастырской слободки, Старорязан. стана); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1841 г., XL, 490 (древн. Рязан. епархии). 2144 . Троицкий – Пречистой Бо­гоматери, мужской, не оставивший следа, в гор. Полоцке, Витебской губ., за р. Полотою. Делается известным с 1399 года, когда Полотский Вел. кн. Андрей Ольгердович пожаловал м-рю грамоту на бобровые гоны в р. Зване. Сожжен до основания Стефаном Баторием в 1579 г. В 1509 г. упоминается игум. Симон, присутствовавший на духовн. со­боре в Вильне. Без-Корнилович, “Ист. свед. о Белорусс.”, 105, в примеч.; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 506; “Акты истор.”, I, 289 (Духовн. со­бор 1509 г. в Вильне); “Акты Запад. Р.”, I, 13 (Ж. гр. 1399 г. на бобр. гоны), примечания к I тому, 11; Макарий, “Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Над могилой убитого митрополита Варшавского идет уже отчаянная грызня партий из-за того, быть ли одному православному митрополиту в Польше для всех, или трем: русскому, украинскому и белорусскому; если одному, то кто должен занять кафедру: русский, украинец или белорусс. Вы поймите, до чего помутилось русское народное самосознание: украинцы и белоруссы уже не считают себя русскими…” (26 февраля 1923 г.) “…Посылаю Вам вырезку из газеты “Волынское Слово” от 13 марта н.ст. относительно религиозной жизни в Москве. В ней интересен штрих, рисующий отсутствие собирательной воли у русского народа, как и вообще у всякого народа… Гонения на Церковь продолжаются. Подверглись преследованиям и католики. Преданы трибуналу, вывезены в Москву все петербургские ксендзы с бискупом Цепляком во главе. Среди ксендзов – Иванов и Федоров . Католицизм захватывает и чисто русских людей. Это знаменательно!..” (2/15 марта 1923 г.) Упоминаемая в письме газетная вырезка до того кощунственна, полна такими глумлениями и издевательствами над святыней, что я не решаюсь ее приводить в своей книге. Перехожу к дальнейшему изложению писем. “…Получил из Киева некоторые сведения о тамошних церковных делах. Экзарх “Украины”, и.д. киевского митрополита, был арестован за противодействие “Живой Церкви” и выслан на жительство в Архангельскую губернию. Его место занял сторонник “Живой Церкви” Тихон из Воронежа. В руках “живоцерковников” – все епархиальное управление. Из киевских викарных епископов три (Василий, Дмитрий и Назарий) сидят пока на своих местах, а четвертый, Никодим, живший в Михайловском монастыре, – заключен в тюрьму на восемь лет. Екатеринославский епископ Агапит сначала примкнул было к “Живой Церкви” и восстановлен был на кафедре, но потом чем-то провинился против “власти” и был заключен в тюрьму. Освобожденный ввиду тяжелой болезни, он скоро умер, покаявшись в том, что поддался соблазну “Живой Церкви”. (26 марта 1923 г.) “…Часто попадаются газетные сведения о необычайном распространении сектантства в России в связи с разгромом православной Церкви.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

Был в Лаврентьеве строгий подвижник Илия (белицкий мещанин Родион Демидов), родом белорусс, живший в монастыре с 1803 года. Не менее его подвижническою жизнью отличался инок Сергий (московский мещанин Семен Сергеевич Масленников, уроженец калужский), сделавшийся казначеем по смерти инока Боголепа. Высокого роста, здоровый, даже тучный, считался он самым благообразным и представительным иноком из лаврентьевской братии, человек был умный, отличался трезвостью и ревностью к старообрядству, доходившей нередко до слепого фанатизма. Но всех более отличался строгим подвижничеством старец Харалампий. Давно исшел он из монастыря ради более суровых аскетических подвигов и поселился в лесу, питался кореньями, носил тяжелые вериги и только раз в неделю, по субботам, приходил из пустынной келии в монастырь. Никто никогда не замечал, чтобы отец Харалампий на кого-нибудь осердился или о ком-нибудь сказал укорительное слово. Он почти не спал, а иногда налагал на себя обет молчания и безмолвствовал года по два и больше. Такая молва шла про отца Харалампия, и старообрядцы заживо сочли его святым. Жил еще в Лаврентьеве монастыре замечательный старец, о котором мимоходом было уже упомянуто. Еще в пятидесятых годах прошлого столетия, старообрядец по рождению, уроженец Москвы, восемнадцатилетний юноша Морозов, начитавшись «Патериков», возжелал подражать жизни преподобных пустынников старого времени. Оставив родину и дав пред богом обет сделаться иноком, перешел он тогдашний литовский рубеж и явился к Лаврентию. Лаврентий принял его к себе в послушники, но не более трех лет пылкий юноша мог разделять труды и лишения с бедною еще тогда лаврентьевской братией. Смущали его и страсти, влекли они юного Морозова назад, в легкомысленно покинутый им мир. Видя внутреннюю борьбу в своем послушнике, сам Лаврентий потребовал от него, чтобы оставил он пустынную обитель, и, пока не утихнут в нем страсти, пожил бы в мире. На возражения Морозова, что он дал уже перед богом обет неисходного жития иноческого, Лаврентий будто бы сказал ему: «будет время — наденешь камилавку, а теперь поживи пока в мире».

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

  001     002    003    004    005    006    007    008