Евстратия со дружиною, да Сергий Радонежский». В 1664 г. розыскивался убийца крестьяи. Тимофей Осипов, жив­ший в Новгородском уез. в Семенов­ской пустыни, наложа на себя монаше­ское платье. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 141 (непра­вильно назван Склавский); “Ист. разговоры о древн. Вел. Новгор.”, 82; Макарий, “Археол. опис. церков. древн. Новгор.”, I, 652; II, 282; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 32; “Временник Общ. ист. и древн.”, 1850 г., VI, 20 (Писц. кн. 1582 г.) 1856 г., XXIV, смесь, 38 (Запись о руж. цер. и м-р.); “Русск. истор. Библиот.”, V, 464, 25 (розыск крестьян. Осипова), 755, 283 (отписка 1669 г. Иверск. архим. Феодосия митроп. Новгор. Питириму о бе­жавших старцах, проживающих Деревские пя­тины, Живонач. Троицы в Семеновской пуст.; игум. Савва), 882, 357 (о сделании 1689 г. в Иверском м-ре крестов для церкви Семенов. пустыни), 893, 362 (грам. 1689 г. о выдаче крестьянам Семенов. пуст. соли). 2090 . Сретенский, мужской, давно упраздненный, в гор. Можайске, Мо­сковской губ. По описи 1595 г. находился на посаде при Стретенской слободке, в коей было 5 двор. живущих; в м-ре были две церкви: Стретения Господня и теплая муч. Екатерины с приделом архид. Стефана. Вероятно, во время ли­товского нашествия разорен, так как в 1629 г. значилось только «пустое место, что был Стретенский м-рь». Кала­чов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 1, 630 (слободка), 647 (подроб. опис. церквей); “Можайский Лужецкий 2-го кл. м-рь”, 1888 г., 81. 2091 . Сретенский – Богородицкий – Богоявленская пустынь, мужской, ныне село Ламно, Владимирской губ., Вязниковского у., в 55 вер. к сев. от Вязников, в 8 вер. к зап. от села Мугреева и в 2 вер. к сев. от дер. Могучевой, при оз. Богоявленском. В Суздальских писцовых книгах 1628–1630 г. сказано: «да к селу же Мугрееву и Приселку Могучеву на Бого­явленском озере монастырь, а в нем церковь Сретения Пресв. Богородицы ико­ны Владимирской, да придел Иоанна Бо­гослова, да Петра Митр. Москов. Чудотв. древяна клетцки, а в церкве образа и свечи, и книги, и ризы, и сосуды церков­ные, и колокола и всякое церковное строе­ние Боярина Кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Из их разговоров он узнал, что его супруга, обвенчанная с ним по обряду разбитой кружки, нашла убежище в Соборе Парижской Богоматери, и был этому весьма рад. Но он даже и не помышлял о том, чтобы ее проведать. Порой он вспоминал о козочке, но этим все и ограничивалось. Днем он давал акробатические представления, чтобы прокормить себя, а по ночам корпел над запиской, направленной против епископа Парижского, ибо не забыл, как колеса епископских мельниц когда-то окатили его водой, и затаил на него обиду. Одновременно он составлял комментарий к великолепному произведению епископа Нойонского и Турнейского Бодри-ле-Руж. De сира petrarum что вызвало у него сильнейшее влечение к архитектуре. Эта склонность вытеснила из его сердца страсть к герметике, естественным завершением которой и являлось зодчество, ибо между герметикой и зодчеством есть внутренняя связь. Гренгуар, ранее любивший идею, ныне любил внешнюю форму этой идеи. Однажды он остановился около церкви Сен-Жермен-д " Оксеруа, у самого угла здания, которое называлось Епископской тюрьмой и стояло напротив другого, которое именовалось Королевской тюрьмой. В Епископской тюрьме была очаровательная часовня XIV столетия, заалтарная часть которой выходила на улицу. Гренгуар благоговейно рассматривал наружную скульптуру этой часовни. Он находился в состоянии того эгоистического, всепоглощающего высшего наслаждения, когда художник во всем мире видит только искусство и весь мир – в искусстве. Вдруг он почувствовал, как чья-то рука тяжело легла ему на плечо. Он обернулся. То был его бывший друг, его бывший учитель – то был архидьякон. Он замер от изумления. Он уже давно не видел архидьякона, а отец Клод был одной из тех значительных и страстных натур, встреча с которыми всегда нарушает душевное равновесие философа-скептика. Архидьякон несколько минут молчал, и Гренгуар мог не спеша разглядеть его. Он нашел отца Клода сильно изменившимся, бледным, как зимнее утро; глаза у отца Клода ввалились, он стал совсем седой. Первым нарушил молчание священник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

Русские в Париже – не новость. Кони атамана Платова высекали искры из парижской мостовой в начале XIX века, когда был бит Наполеон . И в отличие от Москвы, которая в руках французов сгорела, Париж не только не сгорел, но даже не слышал звона разбитых стекол. Потом, пройдя череду революций и бунтов, став всемирной столицей моды (а также роскоши, и разврата, и современного искусства, и еще всякой всячины), Париж принимал к себе в гости ежегодно множество праздных русских толстосумов. Те сорили деньгами, а парижское чрево, подробно описанное Золя, с удовольствием переваривало эти дармовые деньги, брошенные в обмен на удовольствия. Не к Женевьеве, ох, совсем не к Женевьеве ехали они. Маршруты обычно пролегали где-то возле Монмартра, поближе к «Мулен Руж» и т.п. И уже тогда святая могла бы спросить: «А почему эти русские не молятся мне в моем городе?» Русских отчасти извиняет то, что сами французы не шибко чтили святую. Во дни революционного безумия ее мощи были сожжены толпой на Гревской площади (привычное место казней). То есть ее казнили! Надо полагать, за то, что ничего плохого она никому не сделала и город без нее вряд ли бы существовал. Стоит ли тогда удивляться тому, что наши дворяне и помещики, едущие в Париж за удовольствиями, не заказывали молебных пений, обращенных к Женевьеве. А потом революция была у нас. Такая же безумная и ужасная, как французская. Собственно, точная копия последней. И русские люди опять во множестве оказались в Париже и пригородах. Но не ради удовольствий, а ради хлеба. Генералы стали швейцарами и таксистами, профессора – разносчиками газет. Багет был горек, как хлеб изгнания, и высокое небо над парижскими кладбищами было чужим. Самое время настало молиться. В это время и спросила Женевьева русскую женщину-беженку: «Почему русские не молятся мне в моем городе?» Удивляясь святости Женевьевы и склоняя перед нею голову, вопрос, ею заданный, хочется расширить. Почему русские вообще не молятся или молятся меньше, чем бы хотелось, находясь близ общих для всех христиан святынь? Милан, к примеру. Это царство красивых тряпок, город, знающий русского туриста как любителя потусоваться и накупить одежды! Ну ладно, еще в «Ла Скала» сходить отметиться. А ведь это город святого Амвросия. Амвросий каждую минуту может явиться любому из туристов, едущих в Милан на распродажу, и спросить: «Почему вы не молитесь мне в моем городе?» Амвросий сопоставим в величии со святителем Николаем из Мир Ликийских. И у Николая отбоя от наших молитвенников нет, а в иных местах не так. И это несправедливо. Кстати, правды ради нужно сказать, что есть места, где только одни русские и молятся. Это касается известных святынь в Болгарии, Греции, Черногории… Там на службах иногда можно увидеть 100 русских туристов и только двух местных жителей. Есть и такое. Но множество святых мест остается у нас в невольном пренебрежении по причине незнания.

http://pravoslavie.ru/97002.html

За период пребывания митрополита Агафангела на Одесской кафедре открыты: Пантелеимоновский, Илиинский, Иверский, Константино-Еленинский, Николаевский мужские монастыри, а также Архангело-Михайловский и Спасо-Преображенский женские монастыри. В епархии открыто более 300 храмов, построено около 20 новых храмов в Одессе и Одесской области и строятся новые храмовые сооружения. Одесской епархии возвращено трехэтажное здание Андреевского Афонского подворья в Одессе, восстановлены все ранее разрушенные колокольни на городских храмах, восстановлен Спасо-Преображенский кафедральный собор. В 1995-97 гг. по представлению митрополита Агафангела решением Синода УПЦ причислены к лику святых преподобный Кукша Одесский, преподобный Гавриил Афонский, праведный Иона Одесский, архиепископ Иннокентий Херсонский (Борисов), священномученик Анатолий Одесский (Грисюк). Митрополит Агафангел — почетный гражданин гг. Гринвилль (Миссисипи) и Батон Руж (Луизиана), США. В июне 2004 г. на сессии Одесского городского совета избран почетным гражданином г. Одессы. С 2001 г. в составе делегации Русской Православной Церкви, по благословению Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего митрополита Владимира , представлял Украинскую Православную Церковь на переговорах с представителями Константинопольской Православной Церкви по уврачеванию церковных расколов и нестроений на Украине. Участник двух международных церковных конференций, посвященных 2000-летию Рождества Христова, проходивших в 1997 и 1998 гг. в Симферополе и Почаевской лавре . Под патронатом митрополита Агафангела 20-23 января 1999 г. в Одессе проходила международная конференция Фонда единства православных народов «Православие и угроза системного кризиса мирового постиндустриального общества, глобальной экономики и государственных институтов власти». Большое внимание митрополит Агафангел уделяет подготовке кадров священнослужителей для Украинской Православной Церкви, религиозному образованию мирян и духовно-нравственному воспитанию юного поколения. Все масштабнее становится благотворительная деятельность Одесской епархии. Одесская духовная семинария, монастыри и приходы опекают детей-сирот, стариков, инвалидов, бездомных. Совместно с государственными больничными учреждениями в Киевском и Приморском районах г. Одессы созданы отделения милосердия, устроены приюты. Имеются хорошие контакты с военнослужащими. Духовенство митрополии, насельники монастырей и преподаватели семинарии присутствуют при принятии присяг в войсковых частях, посещают тюрьмы и больницы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245124...

е. Сирию» (II, 633). (См. у Кейля стр. 591 – 593 и другие предположения относительно значение слова Хадрах). 80 Всевидящее око Господне, обращенное на Израиля и на всех людей (язычников), останавливается прежде всего на Дамаске, главном городе Сирии, и на него падает всей тяжестью бремя слова Господня; для него (суфф. в иврит относится к иврит – Keil, S. 592) Дамаск делается как бы местом отдохновения, или продолжительного пребывание (ср. 5, 11: иврит). Бремя слова Божия падает и на Емаф, большой город сирийский (на р. Оронте), область которого прилегала к области Дамаска. После главных городов Сирии, Дамаска и Емафа, пророк называет важнейшие города Финикии, Тир и Сидон; контекст речи, согласно толкованию Кейля, дает повод сосредоточивать внимание, главным образом, на Тире, который первоначально был сидонской колонией, но вскоре превзошел свою метрополию ( Иез. 27, 8 ); вм. на Тир и Сидон, следовательно, можно переводить: «на Тир с Сидоном» (594). Он (Тир) очень умудрился – «той мирской мудростью, гордой и слепой, которая отнимает у Бога славу и не знает, в чем состоит истинная сила человека и народов» (Руж.). Упоминается о крепкой и высокой стене, 81 окружавшей Новый Тир, расположенный на острове, и о несметных его богатствах, вследствие чего Тир считал себя в совершенной безопасности и не помышлял о карающей деснице Божией. Ст. 4 угрожает богатому Тиру отнятием богатства и уничтожением твердынь его от пожара. Далее перечислены несколько филистимских городов, которым, каждому в отдельности, угрожают различные бедствия, по существу относящиеся ко всем в совокупности; причем каждая частная черта делает ясное указание на окончательный разгром упоминаемых пророком городов. Аскалон, Газа и Екрон, видя бедствия, постигающие богатый и сильно укрепленный Тир, должны придти в трепет; то, на что возлагал надежду Екрон, обманет его, Газа лишится царя, Аскалон не будет населенным городом; в Аздоде останется лишь смешанное население, менее благородное по сравнению с коренными жителями этого города.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

За раскаянием естественно следует очищение от греха и освящение. Доступность этого очищения изображается под видом источника очистительной воды для дома Давидова и для жителей Иерусалима, т. е. для всех без исключение иудеев, без различие их положения. Грех и нечистота поддерживались в среде иудеев главным образом привязанностью к идолопоклонству и деятельностью лжепророков, вдохновляемых духом нечистым ( 3Цар. 22 ). Впредь даже имена идолов будут забыты, т. е. идолопоклонство исчезнет окончательно; лжепророки перестанут появляться в избранном народе, деятельность духа нечистого будет парализована (см. Кир. XI, 194). Отвращение к ложному пророчеству будет столь сильно, что родители не пощадят собственных детей, дерзающих говорить ложь во имя Господа, предавая их смерти, как то предписывал Закон ( Втор. 13, 6–11 ); ( Втор. 18, 20 ); (К. 642). 99 Да и сами прорицатели устыдятся своей предосудительной деятельности и перестанут носить одежду, употреблявшуюся· обыкновенно пророками. 100 Вместо высокого звание пророка предпочтут выдавать себя за земледельцев; если бы у кого оказались нарезы на руках, сделанные при служении языческим божествам, то имеющие их станут тщательно скрывать истинную причину их происхождения, ссылаясь на удары, полученные от родителей. Другие толкователи, наоборот, понимают это заявление лжепророка как искреннее признание действительной причины происхождение нарезов. «Он ответит со смущением: они сделаны мне в доме ложных богов, которых мое сердце любило прелюбодейной любовью и которые худо вознаградили меня за мое почитание. Эти рубцы сделаны мне, когда я пророчествовал подобно жрецам Ваала, которые наносят себе раны во время своих исступлений» (Руж.). 101 Отдел II (Зах. 13, 7–14, 21) 1. В конце гл. 13 ( Зах. 13, 7–9 ) пророк снова изображает, суд над народом Божиим. Согласно божественному плану домостроительства, Пастырь Израильского народа, стоящий в непосредственной близости к Самому Богу, Лицо Божеское, Мессия поражается смертью. «Порази Пастыря!» – обращение пророка от лица Божия к мечу в устах Иеговы можно понимать в смысле попущения и предведения Божия; здесь же слышится упрек по отношению к тем, которые поднимут руку свою на Пастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Девочка, подраставшая на чтении классической литературы и небезуспешно вскармливаемая мамой в плане хороших манер, столбенела и робко спрашивала бабушку, как это у нее совмещается «вот это всё» с хождением в церковь? Бабушка пожимала плечами, разводила руками, вроде как, не видя ничего несовместимого и противоестественного для христианской души в этом. Однако не будем торопиться с выводами, что, дескать, обе они одинаковые, и народ, вот, «крещен, да не просвещен», и «все они – язычники», ну и прочий, хоть и не лишенный оснований, а все же поверхностный бред. Так вот, собралась, значит, соседка бабушкина помирать. Но помирала она не дома, а в больнице. И тогда бабушка моего чада, превозмогая дикую боль в суставах, оделась-обулась и по черноземной грязи, в которой порой даже трактор застревал, пошла за тридевять земель в эту больницу. Пришла, присела возле кровати и заговорила с умирающей о том, что, вот, лаялись они всё–лаялись, а теперь ей, видимо, пришел час помирать, и давай-ка мириться, прости меня, старую, а то, что ж?.. Та молчала, слушала. Выслушала. И, так же молча, отвернулась к стенке… Как рассказывала бабушка: «Зубы сцепыла, тай к стенки, м о вчки, пов э рнулась». Вот так. С виду они как бы одинаковые: и в церковь обе ходили, и лаялись омерзительно тоже обе, и сквернословили в лицо, и фигуру канкана показывали с одинаковой завидной прытью, как списанные танцовщицы «Мулен Руж», идя ноздря в ноздрю к своему финишу на радость бесам. Да только на пороге вечности в них произошел суд (суд, по-гречески, кризис – выявление сущего): и одна повиновалась голосу Божиему, а другая предпочла «чужой глас» (Ин. 10; 5). Потому что внутренне были разными. Не стали, а именно были. Только проявилось это при расставании, при прощании. При прощении. Одностороннем. Трудно было уловить «разность» под грубостью. Тем более эта внутренняя «разность» с трудом просматривается, когда люди «обучены благочестивым манерам». Можно ведь и все нормы этикета соблюсти, и в глаза смотреть, и улыбаться, а при этом по сути стоять к человеку спиной, изящно, утонченно (а потому глубоко и болезненно) давая ему это почувствовать.

http://pravmir.ru/sakramentalnoe-slovo-p...

( < < back) «Le mysticisme аи theatre» — «Мистицизм в театре», статья Ж. Леметра, вошедшая в его сборник «Театральные впечатления» (Impression de theatre. Si- xieme Serie. Paris, 1892). ( < < back) …«Рождество Христово» и «Св. Цецилия» Мориса Бушора со как заключительную часть Елевзинских таинств. — «Рождество Христово» и «Св. Цецилия» — пьесы из цикла «Три мистерии» М. Бушора: «Tobie», «Noel, ou Le mystere de la nativibe», «Le legende de sainte Cecile»; опубл.: Paris: E. Kolb, 1892. Пьеса «Рождество, или Тайна рождения» (1890) была поставлена в парижском театре марионеток Marionnettes du PetitTheatre 25 ноября 1890 г. (издана отдельно: Paris: Е. Kolb, 1890). Стихотворная драма в трех частях «Легенда о св. Цецилии» поставлена в январе 1891 г. в том же театре (издана отдельно: Le legende de sainte Cecile. Paris: E. Kolb, «Путь к Звезде» («La Marcho a l’etoile») — мистерия А. Ривьера в 10 картинах; впервые поставлена в театре du Chat Noir в Париже 6 января 1890 г.; опубл.: Paris: Ensch fre- res et Costallat, C. Marpon et E. Frammarion, s. а.). «Св. Женевьева Парижская» («Sainte Genevieve de Paris») — мистерия в 4 актах и 12 картинах А. Ривьера; впервые поставлена в парижском театре du Chat Noir 7 января 1893 г.; опубл.: Revue encyclopedique. N 53. Fevrier. 1893. P. 156—206. «Свадьба Сатаны» — пьеса «Свадебный пир Сатаны» Ж. Буа; опубл.: Les Noces de Sathan, drame esoterique. Paris: Chamuel, 1892. Елевзинские таинства — древнегреческие мистерии, представления которых устраивались в г. Элевсин. ( < < back) …«благочестие без веры»… — Парафраз названия пьесы Тирсо де Молина «Осужденный за недостаток веры» (ок. 1615; опубл. 1635). ( < < back) «…Недаром зрители „Рождества Христова” и „ " Св. Цецилии 9 — та же публика, которая создала успех шансонеточной певицы Иветты Гиль- берг». — Леметр имеет в виду публику, посещавшую представления в Му- лен–Руж, где сделала карьеру певицы несостоявшаяся актриса Иветта Гильбер. С 1885 г. она обучалась драматическому искусству, служила в театрах Парижа, с 1889 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

— А ты, оказывается, вовсе не так похож на мать, как я думала… Да что это я, Господи! Не все ли равно! До чего же я рада тебя видеть! Ну прямо, кажется, так бы и съела… Дети, ведь это ваш двоюродный брат Том! Пойдите поздоровайтесь с ним. Но дети опустили голову, засунули палец в рот и спрятались у нее за спиной. А она неслась дальше: — Лиза, не копайся, подавай ему горячий завтрак!.. А то, может, ты позавтракал на пароходе? Я сказал, что позавтракал. Тогда она побежала в дом, таща меня за руку, и детишки побежали туда же следом за нами. В доме она усадила меня на стул с продавленным сиденьем, а сама уселась передо мной на низенькую скамеечку, взяла меня за обе руки и говорит: — Ну вот, теперь я могу хорошенько на тебя наглядеться! Господи Ты мой Боже, сколько лет я об этом мечтала, и вот наконец ты здесь! Мы тебя уже два дня ждем, даже больше… Отчего ты так опоздал? Пароход сел на мель, что ли? — Да, мэм, он… — Не говори “да, мэм”, зови меня тетя Салли… Где же это он сел на мель? Я не знал, что отвечать: ведь неизвестно было, откуда должен идти пароход — сверху или снизу. Но я всегда больше руководствуюсь чутьем; а тут чутье подсказало мне, что пароход должен идти снизу — от Орлеана. Хотя мне это не очень помогло: я ведь не знал, как там, в низовьях, называются мели. Вижу, надо изобрести новую мель или позабыть, как называлась та, на которую мы сели, или… Вдруг меня осенило, и я выпалил: — Это не из-за мели, там мы совсем ненадолго задержались. У нас взорвалась головка цилиндра. — Господи помилуй! Кто-нибудь пострадал? — Нет, мэм. Убило негра. — Ну, это вам повезло; а то бывает, что и ранит кого-нибудь. В позапрошлом году, на рождество, твой дядя Сайлас ехал из Нового Орлеана на “Лалли Рук”, а пароход-то был старый, головка цилиндра взорвалась, и человека изуродовало. Кажется, он потом умер. Баптист один. Твой дядя Сайлас знал одну семью в Батон-Руж, так они знакомы с родными этого старика. Да, теперь припоминаю: он действительно умер. Началась гангрена, и ногу отняли. Только это не помогло. Да, верно, это была гангрена — она самая. Он весь посинел и умер — в надежде на воскресение и жизнь будущего века. Говорят, на него смотреть было страшно… А твой дядя каждый день ездил в город встречать тебя. И сегодня опять поехал, еще и часу не прошло; с минуты на минуту должен вернуться. Ты бы должен был встретить его по дороге… Нет, не встретил? Такой пожилой, с…

http://azbyka.ru/fiction/prikljuchenija-...

патриар. Филарета), 302 (Гр. 1641 г. о присылке старцев отличн. жизнью и знанием грамоте), 308 (Гр. 1642 г. о поминов. Донских казак., убит. под Азовом), 334 (Ок- руж. гр. 1632 г. о молебствии по случаю войны с Польшею); IV, 56 (Гр. 1652 г. о поминов. патриар. Иосифа); “Дополн. к Акт. истор.», I, 230 (Гр. 1608 г. о нетребовании к царск. рыбн. ловлям монастыр. целовальников; игум. Маркелл); IV, 14 (Память 1655 г. о сборе лошадей); VI, 74 (Акты 1673 г. о рыболовстве на Шексне); IX, 99 (Отписка 1682 г. о рыбн. делах; старец Иона); XI, 20 (Память 1684 г. игум. Авраамию о погребении мертвого тела); XII, 49 (Ц. гр. 1688 г. по жалобе Саввы Сторож. м-ря на притесн. монаст. крестьян; стр. 334, приписн. Усть-Шехон. м-рь); “Акты юридич.», 5 (Правая гр. 1490 г. на дер. Крохинскую), 231 (Выпис. 1674 г. из Белозер. писцов. книг), 382 (Настольн. гр. 1571 г., коею игум. Корнилий переведен в Спасский Яросл. м-рь, а на место его поставлен Марк из Кириллова м-ря), 421 (Духовн. 1568 г. Мясоеда Вислого); “Собр. госуд. грам. и договор.», IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архиереев); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 144 (в 1744 г. имел 821 душ. крест.); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библиот.», I, 7, 4 (первым игуменом м-ря был Геннадий из Валаамского м-ря, крестивший у кн. Михаила Глебовича сына его Феодора; после Геннадия был игум. Вассиан); “Русск. истор. Библиот.», II, 706, 175 (цар. грам. 1651 г. о присылке старцев м-ря в Москву по делу о покушении их на жизнь строителя Иосифа). 1333. Феодоровский, мужской, совсем уничтоженный, Владимирской губ. и уезда, где ныне холм, в 3 вер. от Владимира, по направлению к селу Красному. Основан в XVI ст. царем Иоанном Грозным и несомненно уже существовал в 1657 г., когда им управлял строитель Иустин. В 1692 г. приписан к Рождественскому мон. во Владимире и в 1715 г. имел строителя и 19 монахов, а в 1764 г. упразднен. Ныне здесь остались белые надгробные камни и св. колодезь с часовнею. “Владимир. сборн.», 1857 г., 63; “Труды Владим.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005   006     007