ВРНС: площадка для поиска новых решений 20 ноября 2015 г. 17:09 Очередной выпуск авторской передачи председателя  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества   протоиерея Всеволода Чаплина  «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 16 ноября 2015 года. Возлюбленные братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте! 9-10 ноября в Москве прошел девятнадцатый уже по счету Всемирный русский народный собор. На этом соборе, который был приурочен к памяти святого равноапостольного князя Владимира, было сказано очень многое о том, как его наследие может осуществиться в нашей современной жизни — в жизни народов, которые ведут свою историю от Херсонесской и Киевской купелей, народов, которые появились как сильные, мощные народы только благодаря тому, что они были рождены во Христе и стали самостоятельной, особой цивилизацией, которую по-разному называют — Русским миром, восточно-славянской, православной цивилизацией. По сути — это цивилизация Святой Руси, которая неотделима от Христова пути, от Православия как основы не только для частной жизни людей, к этой вере принадлежащих, но и для исторических действий, которые укоренены в истории этой цивилизации и которые единственно способны обеспечить ей благополучное будущее, самостоятельную и уникальную роль в мире. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на соборе, сказал о цивилизации так: «Цивилизация рождается тогда, когда ей есть что сказать всему человечеству, ее наследие приобретает всемирное значение». Конечно, цивилизация Руси остается именно таковой. Ей есть что сказать миру, у нее есть способность, возможность, желание и воля, чтобы изменять жизнь по закону Христову. Так мыслили наши предки, так на самом деле мыслит большинство сегодняшних людей, относящихся к цивилизации Святой Руси. Много было сказано о духовных основах этой цивилизации. Но сегодня очень важно сказать, в каких конкретно общественно значимых решениях, в каких законах эта цивилизация должна быть выражена, чтобы не идти в фарватере иной цивилизации, но предлагать свою модель жизни всему миру и самой себе.

http://patriarchia.ru/db/text/4277583.ht...

ВРНС: площадка для поиска новых решений РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_107877.html 23 ноября 2015 ВРНС: площадка для поиска новых решений Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/4277583.html Официальный сайт Московского Патриархата Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина " Комментарий недели " вышел в эфир на телеканале " Союз " 16 ноября 2015 года. Возлюбленные братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте! 9-10 ноября в Москве прошел девятнадцатый уже по счету Всемирный русский народный собор. На этом соборе, который был приурочен к памяти святого равноапостольного князя Владимира, было сказано очень многое о том, как его наследие может осуществиться в нашей современной жизни – в жизни народов, которые ведут свою историю от Херсонесской и Киевской купелей, народов, которые появились как сильные, мощные народы только благодаря тому, что они были рождены во Христе и стали самостоятельной, особой цивилизацией, которую по-разному называют – Русским миром, восточно-славянской, православной цивилизацией. По сути – это цивилизация Святой Руси, которая неотделима от Христова пути, от Православия как основы не только для частной жизни людей, к этой вере принадлежащих, но и для исторических действий, которые укоренены в истории этой цивилизации и которые единственно способны обеспечить ей благополучное будущее, самостоятельную и уникальную роль в мире. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на соборе, сказал о цивилизации так: " Цивилизация рождается тогда, когда ей есть что сказать всему человечеству, ее наследие приобретает всемирное значение " . Конечно, цивилизация Руси остается именно таковой. Ей есть что сказать миру, у нее есть способность, возможность, желание и воля, чтобы изменять жизнь по закону Христову. Так мыслили наши предки, так на самом деле мыслит большинство сегодняшних людей, относящихся к цивилизации Святой Руси. Много было сказано о духовных основах этой цивилизации. Но сегодня очень важно сказать, в каких конкретно общественно значимых решениях, в каких законах эта цивилизация должна быть выражена, чтобы не идти в фарватере иной цивилизации, но предлагать свою модель жизни всему миру и самой себе.

http://religare.ru/2_107877_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Война против семьи в культуре и образовании В Белграде пройдёт круглый стол 28.08.2023 425 Время на чтение 3 минуты Фото: предоставлено автором Семейный собор (одним из учредителей является сообщество «Русское собрание в Сербии», которое возглавляет Ваш покорный слуга), организовавший в конце весны знаменательное мероприятие « Неделя сербско-российского единства », проводит в Белграде девятую традиционную «Неделю семейного единства». Неделя борьбы с содомией в этом году проходит под названием: «Война против семьи в культуре», с подзаголовком «Сеть неправительственных организаций в сербском образовании». Круглый стол пройдет в рамках традиционной «Семейной недели» в пятницу, 8 сентября 2023 года, в помещении Союза журналистов Сербии (улица Князя Михайла 6, начало в 12:00). Неделя семейного единства, по традиции, завершится великим Крестным ходом в Белграде за спасение семьи, который пройдёт 10 сентября по улицам Белграда от Кафедрального храма до храма Св. Саввы. Непосредственное участие на нашем Круглом столе по этой важной теме подтвердили известные имена сербской научной, религиозной и общественной мысли, а через видеообращение мы также услышим взгляды на эту тему от представителей духовенства Русской Православной Церкви из России, Белоруссии и Украины, а также Грузинской Православной Церкви. В заседании Круглого стола примут участие: Архиепископ Давид Рухадзе (Грузинская Православная Церковь), известен своей жёсткой позицией в вопросах сохранения христианских ценностей, противник распространения непристойного греха; Священник Андрей Юрченко (Киев), педагог, магистр богословских наук; Протоиерей Александр Романчук (Гродно, клирик Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата), заведующий кафедрой церковной истории Минской духовной семинарии, заместитель президента Студенческого научного общества; Протодиакон Владимир Василик (Санкт-Петербург, Россия), филолог, историк, богослов, доктор наук, профессор университета, член Синодальной комиссии по богослужению Русской Православной Церкви, директор Центра исторической психологии при Отделе истории славянских и балканских народов исторического факультета в СПб;

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/28/vo...

Фикара Афонский Предисловие Предлагаемые вниманию благочестивых читателей в переводе на современный язык молитвенные размышления заимствованы из книги Афонского инока Фикары «Вертоград Душевный». Книга эта была переведена на церковно-славянский язык известным ревнителем православия в западной России архимандритом Свято-Духова Виленского монастыря Леонтием Карповичем и издана в Вильне в 1620 году. Сии размышления представляют главным образом выдержки из вдохновенных творений святого Ефрема Сирина , которому по справедливости усвоено предпочтительное наименование проповедника покаяния; но выдержки эти, очень удачно подобранные, не всегда приводятся буквально; местами они дополняются собственными размышлениями благочестивого святогорца Фикары и в целом производят то тихое, но вместе с тем и глубокое, умиляющее душу впечатление, каким отличаются только святоотеческие творения. Это поистине плач кающейся души, изливающей скорбь свою пред бесконечным милосердием Господа. В «Вертограде Душевном» они расположены по дням недели: плач в понедельник в вечер, плач во вторник в вечер и т.д., причем на субботу положено два размышления. Ясно, что они назначались автором для того, чтобы приготовить и расположить душу к тому покаянному углублению в самого себя, которым обычно заканчивали святые подвижники каждый день и которое служило для них проверкой их совести за минувший день. Мы оставили то же подразделение, с той мыслью, что благочестивый читатель быть может, и сам пожелает подражать святому примеру инока Фикары и будет прочитывать сии молитвенные размышления по одному на каждый день, отходя ко сну и предавая себя в руки милосердия Божия. М.Н. Размышление первое (Понедельник) Приими молитву от скверных и нечестивых уст, о Владыко всех, Человеколюбче Иисусе Христе! Не погнушайся мною как недостойным, как неразумным, как уподобившимся скотам несмысленным, – не лиши Твоего утешения бедную душу мою, которая своими делами аду приблизилась! Взыщи меня – овцу заблуждшую: нет во мне ни усердия, ни уменья, чтоб исправить себя; я ослепил себя удовольствиями плотскими, и вот душа моя помрачена, мое сердце окаменело от упоения страстями... Пред Тобою, Господи, Спасе мира, исповедаю и все горе мое, мое лукавство, мое неразумие скотское и все щедроты Твои, все утешение, все то, что Ты, Человеколюбче, творил со мною по благости Твоей!

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/pl...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Софии встретят мощи святых братьев Мефодия и Кирилла 21.05.2022 424 Источник: Центр " Хризма "   Сайт Софийской святой митрополии  сообщает , что с 23 по 25 мая 2022 г., по благословению Святейшего Патриарха Болгарского Неофита и Св. Синода Болгарской Православной Церкви, с разрешения Константинопольского Патриарха Варфоломея и Св. Кинота Святой Горы Афон, в Софию будут принесены и представлены для всенародного поклонения святые мощи равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла из афонского монастыря Эсфигмен. Сопровождать святыню будет архимандрит Варфоломей, игумен афонского монастыря «новый» Эсфигмен. Святые мощи будут выставлены для поклонения в митрополичьем соборе Святой мученицы Недели (Кириакии). Сайт митрополии сообщает, что при необходимости в этот период храм будет открыт и в ночное время, и приглашает честной клир и верный народ, всех желающих принять участие в этом историческом событии. Известно, что мощи св. Константина-Кирилла Философа хранятся в базилике Св. Климента в Риме, но мало известна история их утраты и нового обретения. В 1809 г. Наполеон вошел в Италию, объявляя ее своей, и решил построить в Риме, возле Колизея триумфальную арку, от которой планировалось проложить бульвар, ведущий в сторону Неаполя. По плану бульвар проходил через базилику Св. Климента. Когда начались строительные работы, все святыни из церкви римские аристократы скрыли в своих домах. Планам Наполеона, однако, не дано было осуществиться, и французская армия покинула Италию. Реликварий, в котором находилась кость св. Кирилла, был найден в июле 1963 г. в дворцовой капелле рода Античи-Маттеи в г. Реканати. Основную часть мощей найти не удалось. В ноябре1963 г., во время празднования 1100-летия славянской миссии, папа Павел VI поместил этот реликварий в церкви Сан-Клементе. Правительство Республики Болгарии при поддержке Св. Синода Болгарской Православной Церкви неоднократно обращалось к Ватикану с просьбой о даровании частички от мощей св. Кирилла, хранящихся в базилике Св. Климента в Риме. И неоднократно получало отказ. В 2002 г. вместо мощей св. Кирилла папа Иоанн Павел подарил Болгарской Православной Церкви мощи св. Дасия из Дорострума – нынешнего болгарского города Силистра. А в 1974 г. частица мощей св. Кирилла была передана Константинопольскому патриарху Димитрию I, в наст. время она хранится в Фессалонике в храме во имя Мефодия и Кирилла (построен в 1981–1985). Частицы мощей св. Кирилла, о происхождении которых не сохранилось никаких сведений, есть и в других храмах и монастырях.

http://ruskline.ru/opp/2022/05/21/v_sofi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как прп. Сергий Радонежский изменил жизнь советской семьи Рассказ 12.02.2024 190 Время на чтение 12 минут Фото: Баронесса Елена фон Бресенсдорф Поиски по объявлению в Мюнхене репетитора английского языка «желательно с американским произношением» привели автора этих строк к госпоже Шепиловой Елене Васильевне. Она позвонила и кратко представила свою «визитную карточку»: после окончания учебы на философском факультете МГУ более 30 лет жила в США, где с супругом из ФРГ занималась бизнесом и в свободное время «переводила духовную литературу одной из религиозных конфессий». После первого формального знакомства с новым учеником Елена Васильевна в конце пробного занятия вдруг заинтересовалась, «с кем имеет честь» и каково «хобби» автора: Анатолий Холодюк (Далее – А.Х.): Пенсионер. На досуге пробую писать статьи сугубо церковного содержания. Посещаю храмы, музеи, архивы, Государственную библиотеку. Хожу в оперу, гуляю, путешествую… Волонтер, коллекционер. Что еще?.. «Начитался» в интернете о деменции. Вот тренирую и развиваю в свои годы память. Пожалуй, это все… Прошло недели три, и в первые минуты очередного занятия Елена Васильевна неожиданно предстала перед автором совсем другим человеком. Елена Васильевна (далее – Е.В.): Минувшей ночью два раза читала ваше произведение об отце « Филипок из Киево-Печерской лавры ». По-моему, рассказ получился пронзительным. Он вызвал и меня на откровение. Я долго думала и решила…поведать вам одну необычную историю. Она обо мне и о моих родителях. Вы не против?! Вы не спрашивали меня о моем происхождении, потому и не говорила, что имею американский паспорт, я давно сторонница Республиканской партии США, а также … (смеется. – Примеч. автора) крыса по китайскому календарю. А.Х.: …и родились вы в Харбине или на Тайване. Е.В.: Не угадали. Я - русская, родилась в Воронеже. А.Х.: Да я давно понял, что у вас славянские корни вперемешку с чопорными манерами. Простите, я могу воспользоваться диктофоном и записать ваш дальнейший рассказ? (Ученик приходил на занятия с диктофоном, чтобы фиксировать на нем «американское произношение» репетитора родом из России. – Примеч. автора).

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/12/...

иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) VI. Пресвитерские молитвы «Тритоекти» (Третьего-Шестого Часа) древнего Византийского Евхология (1977) Под именем Τριτοκτη (или Τριτκτη, или Τριθκτη) византийцы (т.е. христиане, придерживающиеся греко-славянской богослужебной традиции) сегодня понимают соединение служб двух Часов Часослова – Третьего и Шестого, которые в Четыредесятницу совершаются вместе, одна за другой. Начиная со среды Сыропустной недели ( Τυρινς или Τυροφγου) и в течение всего Поста, до Великой Среды, между Вечерней и Утреней в Триоди находятся тропарь, два прокимна и пророческое чтение, предназначенные для «Трифекти»; они включаются в Час Шестой. Византиец, быть может, удивится, узнав, что эти части «Тритоекти» представляют собою не что иное, как свидетельство об утерянных славных традициях церкви Святой Софии Константинополя. Действительно, Тритоекти была одной из самых характерных служб древнего Евхология Великой Церкви, – такой службой, которая пять дней в неделю (включая Великую Пятницу) заменяла Евхаристическую Литургию и была, по свидетельству Симеона Солунского 415 , тесно связана с Литургией Преждеосвященных, которая никогда не совершалась без Тритоекти. В Великий Четверг служились по исключению Тритоекти и полная Евхаристия. Целью настоящей работы является изучение лишь одной части этой службы, той, которая содержит пресвитерские или иерейские молитвы (эти молитвы произносились патриархом, епископом или священником, смотря по обстоятельствам). Эта работа является частью серии статей, опубликованных в римском журнале 416 и которую мы с Божией помощью намереваемся продолжить в будущем до завершения изучаемой нами темы: Богослужение суточного круга в древней константинопольской традиции ( οματικ ακολουθα или Песненное Последование), которое с давних времен было заменено монастырской палестинской традицией, – традицией Часослова святого Саввы. Мы уже разбирали Тритоекти в нашей главе о молитвах Малых Часов, где мы представили общую схему этой службы 417 ; мы расположили Тритоекти в соотношении с дневным кругом различных евхологиев 418 , и, в заключение, мы приблизили схему Тритоекти к схеме главных служб (Вечерня и Утреня) 419 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Свет Балтийского Православия» Собор святых Эстонской земли 02.12.2020 5745 Время на чтение 4 минуты Источник: Царьград Церковный календарь на 1 декабря Фото: www.pravoslavie.ru, www.globallookpress.com 1 декабря (18 ноября по старому стилю – церковному юлианскому календарю). Вторник 26-й седмицы по Пятидесятнице (26-й недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Рождественский пост. Тем, кто следует церковному Уставу, на трапезе благословляется постная пища с рыбой. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается празднование Собору святых Эстонской земли и память шести известных нам поимённо святых. Собор святых Эстонской земли. Русская Церковь никогда не была узкоэтнической. Издревле она объединяла православных христиан разного происхождения: народы славянские и романские, тюркские и финно-угорские. Не является она и узкогосударственной: окормляемый ей Русский мир много шире современных границ России. Входят в него и эстонские земли, собор святых которых празднуется Церковью 1 декабря. Собор был установлен в 2002 году указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, уроженца Эстонии, около четверти века возглавлявшего Таллинскую епархию. Согласно указу была написана и икона " Собор святых земли Эстонской " , которая находится в Александро-Невском кафедральном соборе города Таллина. Среди святых земли Эстонской – благоверный князь Александр Невский, в честь которого освящён главный православный собор Таллина, и преподобный Иона Псково-Печерский, в XV веке окормлявший православное население в окрестностях нынешнего Тарту. Праведный Иоанн Кронштадтский, много сделавший для развития общин православных эстонцев, и целый ряд новомучеников и исповедников XX столетия. Как подчеркнул в одном из своих Первосвятительских слов Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: История Православия в Эстонии насчитывает многие столетия. Многие семена православной веры были посеяны здесь русскими миссионерами, в первую очередь из новгородских и псковских земель. Создавались очаги православной духовности. Строились усилиями нашего народа храмы, многие из которых до сих пор стоят, будучи замечательными памятниками культуры и истории, но в первую очередь – памятниками силе веры. Ведь храмы созидаются лишь тогда, когда они нужны верующим людям. И это видимое материальное предание нашей Церкви является надёжным подтверждением глубинных связей, которые существуют внутри нашей Церкви между людьми разных национальностей. И в Эстонии это чувствуется особенно ясно...

http://ruskline.ru/opp/2020/12/02/svet_b...

Закрыть itemscope itemtype="" > Уникальная поездка по Сербии с иконой Божией Матери Протоиерей Геннадий Беловолов о поездке в Сербию, в ходе которой Патриарху Иринею был преподнесен образ Августовской иконы Пресвятой Богородицы 04.09.2012 783 Время на чтение 7 минут В конце августа в Сербии произошло важное событие. Патриарху Сербскому Иринею была преподнесена Августовская икона Божией Матери, как еще ее называют, «Августовская победа». Это произошло в резиденции Патриарха, при участии Ольги Николаевны Куликовской-Романовой. Икона была передана от православных Санкт-Петербурга, а принесена в Сербию с помощью православной школы «Лужки», которой руководит диакон Максим Константинов. Почему именно эта икона была подарена? Идея была инициирована мною еще в 2008 году, когда, с одной стороны, Косово провозгласило о своем отделении от Сербии, а, с другой стороны, буквально через 2 недели после этого, 2 марта, Патриарх Алексий II в России прославил Августовскую икону Божией Матери. Тогда для меня эти два события, казалось бы, далекие и разные, тем не менее, соединились. Ведь Августовская икона явилась в начале Первой мировой войны русским воинам в Августовском лесу, в ночь с 31 августа на 1 сентября. Именно после этого явления русская армия одержала одну из первых побед в Первой мировой. Но в эту войну Россия вступила, руководствуясь мыслью о защите братской единоверной Сербии, и явление Божией Матери было воспринято как благословение на эту священную войну в защиту славянства. Стало быть, эта икона имеет отношение не только к нам, к русскому воинству, но и к сербскому народу. Вот тогда и возникла мысль, что эту икону должны узнать и в Сербии. Поскольку я уже бывал в Сербии несколько раз, у меня складывались хорошие отношения с секретарем Патриарха, я поделился с ним этой мыслью. Он поддержал и благословился у Патриарха на написание этого образа и принесение его в Сербию. Было ясно, что икона, которой предстояло стать первой в Сербии, должна быть большой, написанной в византийско-балканском стиле, распространенном в Сербии. Образ заказали петербургскому иконописцу Ростиславу Мартиновичу Гирвелю , который работает в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Ему тоже пришлось проделать большую работу по переводу живописной иконографии в каноническую. Он прекрасно справился с этой творческой задачей и написал первый образ «Августовская победа» в древнем каноническом стиле. Икона была заказана большого размера в 1,5 метра высоты.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/04/un...

Закрыть «Святитель Савва заложил контуры русско-сербской дружбы» В Санкт-Петербурге состоялся Вечер русско-сербской дружбы, приуроченный ко дню памяти архиепископа Саввы Сербского 30.01.2023 340 Время на чтение 3 минуты Фото: из свободных источников Интернета В воскресенье, 29 января, в Санкт-Петербурге состоялся Вечер русско-сербской дружбы, приуроченный ко дню памяти святителя Саввы Сербского, который празднуется 27 января. В силу известных обстоятельств концерт был перенесён на воскресный вечер 29 января. В Русской Церкви празднуется память святителя Саввы 25 января в силу того, что в своё время этот день был перенесён. Подлинный день памяти 14 января по старому стилю, но поскольку это день отдания Богоявления, было решено перенести его на 12 января по старому стилю. Сербы же удержали исконное празднование. Вечер собрал большую аудиторию – около двухсот человек: представители православной общественности и духовенства Санкт-Петербурга. Вечер вёл известный священнослужитель и знаменитый православный поэт протоиерей Андрей Логвинов. На Вечере выступал Детско-юношеский хор во имя преподобного Иоанна Дамаскина под руководством всемирно известного композитора и дирижёра Ирины Валентиновны Болдышевой. Были исполнены традиционные сербские песнопения «Онамо, 'намо, за брда она...», «Тамо далеко», «Ой, Косово, Косово», а также гимн русско-сербской дружбы и песнопения на стихи отца Андрея Логвинова. В Вечере принимали участие многие известные деятели науки, политики и искусства. В частности, выступал праправнук великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского – Дмитрий Андреевич Достоевский. Он рассказывал о своих путешествиях в Косово, как он неоднократно бывал на волосок от гибели. На Вечере выступала доцент кафедры славянских языков Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета Елена Аркадьевна Осипова. В её выступлении были прослежены основные контуры жизни святого Саввы Сербского и его значение для Сербии. Конечно, на вечере выступила Биляна Живкович – знаменитый писатель, публицист, видный общественный деятель. Сравнительно недавно она вернулась из Донбасса, где пробыла три недели и пережила свирепые обстрелы ВСУ. Её героизм удивителен.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/30/sv...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010