Насчет «южнее Митровицы». У нас бытует печальный стереотип, что все сербы Косово и Метохии живут исключительно севернее реки Ибар, а на юге — только шиптары обитают. К слову, Метохия и находится на юге — поэтому край и называется «Косово и Метохия». Так вот, южнее Ибара сербы тоже живут, и их там немало. Другое дело — как они живут. Вот тут проблема, мягко говоря. Уже привычная процедура — смена номеров на мосту. Если едешь на юг, водитель меняет номера на «шиптарские», «независимого» Косово, если на север — на привычные сербские. Все, вроде, уже понятно — чтобы камнями не закидали, чтобы, не дай Бог, не выстрелили. Бывает, бывает. Вот и первый сербский анклав — Грачаница. Тут, вокруг древнего монастыря, многие сербы нашли себе новое пристанище, новый дом — вместо разоренных, сожженных или отнятых. Строят тут новые дома, обживаются. Сам монастырь величествен и изящен. Тут мы договорились встретиться с Драганом — он должен забрать нас к себе домой, в Пасьяне, а это еще южнее. Драган Николич — человек особый. Во-первых, именно с него и начиналось несколько лет назад мое знакомство с Сербией, и до сих пор продолжается. Во-вторых, он из тех сербов, которые не представляют свою страну без России. В-третьих, он еще и начальник Косовско-Поморавского округа. В-четвертых, он недавно приезжал в Вологду, потому что, в-пятых, он — крестный отец моей младшей дочки. Вывод: быть в Косово и не повидать кума, не дать ему, так сказать, отчет о том, как себя ведет крестница (хорошо себя ведет, между прочим) — непростительная глупость. Так что — встречай, кум. Встретил — стоит, улыбается: «Христос воскресе!» — «Ваистину васкрс!» Красивейшая земля. Холмы, реки, озера, горы. Но сербам не до смеха. Маленькая деталь, казалось бы, дорожные указатели. «Независимое» Косово поставило новые (на деньги ЕС, разумеется), на которых названия городов и сел написаны сначала по-албански, потом, как дань «толерантности», так уж и быть, по-сербски. На многих указателях сербские названия замалеваны черной краской — «толерантность» не дремлет. Какие уж тут улыбки. Но это так, незначительная мелочь. Чтобы раз и навсегда закрыть тему «Как вы тут живете?», Драган повез нас в городок Гнилане, районный центр. Когда-то сербский. Сами сербы живут в некоторых селах вокруг города, в районе. А город — что город? Вот два кладбища: мусульманское албанское и православное сербское. Первое, понятное дело, ухожено, второе представляет собой ужасное зрелище. Разбитые памятники, опрокинутые кресты, выкопанные могилы, заросли, мусор. Хоронить здесь сербам запрещено. Нет, не законом — шиптарами. Попытались однажды похоронить серба, подумали, что, быть может, успокоились «соседи» от этнического своего превосходства — как же! И могилу осквернили, и гроб с телом выкинули — «албанская земля», хороните на сельских кладбищах, там, у себя… Так что вопросов больше не возникает, когда ходишь по земле, где даже мертвых сербов не оставляют в покое. И так все понятно.

http://pravoslavie.ru/61016.html

На днях министр обороны  США Эштон Картер во время своего выступления в комитете по вооруженным силам сената перечислил пять глобальных стратегических вызовов для США: Россия, Китай, Северная Корея, Иран и терроризм. На первом месте названа, разумеется, Россия, которая никому не угрожает, а всего лишь мешает хищническим настроениям США, зацикленным на «лаврах» мирового диктатора. Технологические воздействия, применяемые сегодня против населения атакуемых стран, нацелены на изменение национального лица и глубинного кода народа, на вырывание народного сердца. Сама технология, впервые опробованная в Косово и применённая вновь на Украине, получила название «вырывание сердца». Очевидно, что отработанный в Югославии сценарий пытаются применить и в России, где Украине, судя по всему, отведена роль, аналогичная Косово. Косово — духовное сердце Сербии (как Киев — мать городов русских3), поскольку именно там родилась сербская нация как единое целое. Это произошло в День святого Витта (Видовдан, по-сербски) 15/28 июня 1389 г., в ходе Косовской битвы, когда, согласно преданию, князь Лазарь, поставленный явившимся ему ангелом перед выбором, предпочёл мученичество победе, лишь бы сербский народ до конца времён оставался православным. На вопрос ангела (по другой версии свт. Николая) Лазарь ответил, что «земное царство — на миг, а небесное царство — навек» за малена царство, а небеско увек и довека»). В битве на Косовом поле сербы потерпели поражение и оказались под игом Турции, которое удалось сбросить только благодаря победе России в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Видовдан считается роковым днём для Сербии. 28 июня 1914 г. австрийский престолонаследник эрцгерцог Франц Фердинанд и его жена Софи, прибывшие в Сараево в связи с подготовкой к очередной годовщине Косовской битвы, были убиты сербским националистом Гаврило Принципом, что послужило поводом к началу Первой мировой войны. 25 июня 1991 г. на вечернем заседании парламента Словении была провозглашена независимость республики; 27 июня части Югославской народной армии (ЮНА) пересекли границы республики и начали операцию по взятию под контроль границ Словении. А 28 июня 1991 г. начались боестолкновения ЮНА и словенских частей самообороны, этот день можно считать началом гражданской войны, в дальнейшем охватившей практически всю территорию Югославии, и началом распада страны. 27 июня 2001г. президентом Сербии В. Коштуницей и премьер-министром Сербии З. Джинджичем было принято решение о выдаче бывшего президента Сербии Слободана Милошевича Гаагскому трибуналу как подозреваемого в совершении военных преступлений. Основной причиной выдачи была судьба кредита, обещанного США и их союзниками в обмен на выдачу Милошевича. 28 июня 2001 г. Милошевич был отправлен в Гаагу. Перед тем как подняться на борт самолёта, Милошевич спросил: «Знаете ли вы, что сегодня Видовдан?».4

http://radonezh.ru/analytics/realnost-et...

Царю Лазарю было открыто во сне, что он может выбрать либо царство земное, либо Царство Небесное. Если он выберет царство земное, то он выиграет битву, и все будет хорошо, но только до тех пор, пока он будет жить на земле. Если же царь выберет Царство Небесное, то народ проиграет эту битву, но никогда не потеряет Православную веру, будет всегда иметь помощь свыше и сохранит свое место в Царствии Небесном. Царь Лазарь выбрал последнее. В день накануне битвы он собрал своих воинов около белой церкви Самодрежи (храм св. Иоанна Предтечи), где была отслужена Божественная литургия, и патриарх Спиридон причастил все сербское войско. В это время Мурад со своими сыновьями Якубом и Баязидом, военноначальниками и многочисленными отрядами турецких эмиров из Малой Азии уже расположился на Косовом поле между Приштиной и реками Лабой и Ситницей. Жестокое и трагическое сражение произошло во вторник 15 июня 1389 года на день памяти святого Вита - по-сербски Видовдан. Перед битвой царь Лазарь еще раз от всего сердца помолился Богу и обратился с воодушевляющей речью к своим воинам. Когда разгорелся кровавый бой между христианами и магометанами, один из храбрых сербских воевод Милош Обилич сумел пробраться к шатру турецкого султана и поразить его ножом. Внезапная гибель султана Мурада внесла смятение в турецкие ряды, и сербы начали одолевать врага. Сам Лазарь геройски сражался и, как сообщает один летописец, «имел шестнадцать ран, когда сел на третьего коня, потому что два были уже убиты под ним». Но промысел Божий уготовал князю и его войску другой конец сражения. После гибели султана Мурада руководство турецким войском принял его сын Баязид. Сильной атакой и хитрыми маневрами ему удалось переломить ход битвы. Баязид схватил и обезглавил благородного царя Лазаря и многих его воевод. Мощи св. царя Лазаря в Раванице Почитание Видя, с каким достоинством принял смерть христолюбивый князь, Баязид позволил монахам взять тело Лазаря и предать погребению в церкви Вознесения Господня в Приштине. Спустя почти год, по совету Сербского патриарха, сыновья Лазаря Стефан и Вук, вместе с клиром и народом, открыли мощи святого великомученика и нашли тело его нетленным. По свидетельству Печской летописи того времени оно источало прекрасное благоухание. Так Всемогущий Господь дал нетление телу царя Лазаря как несомненное свидетельство его мученичества за Христа, богоугодной жизни и святости. Взяв святые мощи, они отправились крестным ходом в Раваницу. По дороге процессию встретила честная вдова Лазаря, княгиня Милица. Святое тело великомученика Лазаря было торжественно принесено в Раваницу в 1391 году и положено в монастырском соборе Вознесения Господня.

http://pravicon.com/info-2763

Не пришла помощь и от западных христиан. Сербские войска начали собираться около Крушевца и во главе с царем Лазарем и воеводами двинулись на юг в направлении Косово, а войска Мурада двигались им навстречу северней от Скопье. На помощь князю подоспели боснийский воевода Влатко Вукович и с ним бан Иваниш Хорват из Хорватии. Зять Лазаря Вук Бранкович, господарь Косова, тоже приготовил войско. В день накануне битвы князь собрал своих воинов около белой церкви Самодрежи (храм святого Иоанна Предтечи), где была отслужена Божественная литургия и патриарх Спиридон причастил все сербское войско. В это время Мурад со своими сыновьями Якубом и Баязидом, военачальниками и многочисленными отрядами турецких эмиров из Малой Азии уже расположился на Косовом поле между Приштиной и реками Лабой и Ситницей. Косовская битва. Современная икона. Сербия. фото: иером.Игнатий (Шестаков) Жестокое и трагическое сражение произошло во вторник 15 июня 1389 года на день памяти святого Вита – по-сербски Видовдан. Перед битвой царь Лазарь еще раз от всего сердца помолился Богу и обратился с воодушевляющей речью к своим воинам. Когда разгорелся кровавый бой между христианами и магометанами, один из храбрых сербских воевод Милош Обилич сумел пробраться к шатру турецкого султана и поразить его ножом. Внезапная гибель султана Мурада внесла смятение в турецкие ряды, и сербы начали одолевать врага. Сам Лазарь геройски сражался и, как сообщает один летописец, «имел шестнадцать ран, когда сел на третьего коня, потому что два были уже убиты под ним». Но Промысл Божий уготовал князю и его войску другой конец сражения. После гибели султана Мурада руководство турецким войском принял его сын Баязид. Сильной атакой и хитрыми маневрами ему удалось переломить ход битвы. Баязид схватил и обезглавил благородного царя Лазаря и многих его воевод. Видя, с каким достоинством принял смерть христолюбивый князь, Баязид позволил монахам взять тело Лазаря и предать погребению в церкви Вознесения Господня в Приштине. Спустя почти год, по совету Сербского патриарха, сыновья Лазаря Стефан и Вук вместе с клиром и народом открыли мощи святого великомученика и нашли тело его нетленным.

http://pravoslavie.ru/40145.html

Видов день – по-сербски «Видовдан», 15/28 июня, день памяти святого Витта. В этот день в 1389 г. произошла Косовская битва. – Ред. Вук Бранкович – господарь Косовской области, был зятем и соратником князя Лазаря и участвовал в событиях на Косовом поле в 1389 г. В народных песнях и эпической поэзии предстает как предатель дела князя Лазаря и совместной борьбы сербов. Согласно этим свидетельствам Вук Бранкович в ответственный момент увел свои войска с поля битвы, что сыграло в ее исходе роковую роль. – Ред . Николай (Велимирови ч), святитель. Косово//Владика Hukoлaj Српски завет на светова. 2001. С. 110. Там же. Там же. Бошко Югович – герой Косовской битвы. То есть Его ради. См.: Ин. 15: 20–21. Прп.Иустин Попович (1894-1979) – известный сербских богослов, духовик и подвизник. – Ред. Николай (Велимирович), святитель. Косово. С. 110. Там же. С. 104–105. г. Крушевац – столица Сербии во времена князя Лазаря, построенная им в 1371 г. Первое письменное упоминание о Крушевце относится к 1387 г. После Косовской битвы Крушевац становится столицей вассальной Сербии. Городом управляла вдова Лазаря княгиня Милица и его сын деспот Стефан Лазаревич, который позднее перенес столицу в Белград. – Ред . Николай (Велимирович), святитель. С. 109–110. Комнени Милан . 1989. С. 67, 87. Jycmuh (Попови Косовска этика // Двери српске. 2004. Дboбpoj 3. С. 15. В 1390/1391 гг. тело вмч.Лазаря было перенесено из церкви в Приштине в монастырь Раваница. Из-за опасностей, исходивших от турецких завоевателей, сербы вынуждены были переносить мощи с собой все дальше на север. Так мощи св. Лазаря добрались через Белград до городка Сент-Андрея в Венгрии, а через несколько лет оказались в монастыре Врдник (Новая Раваница) на Фрушкой горе. Во время Второй мировой войны, из-за погромов, чинимых хорватскими усташами, мощи были перенесены в 1942 г. в кафедральный собор Белграда. Во время празднования 600-летия Косовской битвы в 1989 г. мощи были пронесены через многие сербские города, вновь побывали на Косовом поле, а затем были возвращены в монастырь Раваницу. – Ред.

http://pravoslavie.ru/5727.html

Родился 28 января в Одессе. Окончил Петербургский университет 1914 и преподавал в нем (1916–1920). Покинул Россию в 1920 г. Преподавал в Софии (1920–1922), в Сорбонне (1924–1944), и в Богословском Институте в Париже (1937–1947). Руководитель Русского Студенческого Христианского Движения и Православного Дела. Умер во Франции. Его памяти посвящен 7 «Православной Мысли», П. 1949. Histoire de la litterature russe. F. 1934. Духовный путь Гоголя. П. 1934. стр. 150. Владимир Соловьев. П. 1936. стр. 268. Великие Русские Писатели XIX века. П. 1939. стр. 153. Федор Достоевский. П. 1942. Фр. пер. 1963. стр. 561. Александр Блок. П. 1948. стр. 441. Андрей Белый. П. 1955. стр. 292. Валерий Брюсов. П. 1962. стр. 183. Для статей см. Зан. 1947, 1954, 1965. МОШИН Протоиерей Владимир Алексеевич (1894) Родился 26 сентября в Петербурге. Учился в Петербурге, Тифлисе и Киеве. Поселился в Югославии в 1920 г. Окончил Загребский университет. Преподавал византалогию в Скоплянском и Белградсокы университетах (1931–1942). Рукоположен в 1942 году. Директор архивов Загребской Академии Наук (1947–1959). Греческие указы сербских князей. Бл. 1936. По сербски. Документы из архивов Афонской Горы. Бл. 1939 По сербски. Средневековые игумены Хилендарского монастыря. Скоплье. 1940. По сербски. Supplemeta Ad Acte Chilandarii. Любляны. 1948. Летопись Дукльянина. Загреб. 1950. По хорватски. Кирилличные рукописи Югословянской Академии, том II. Загреб. 1952; том I. Загреб. 1955. Македонское Евангелие священника Иоанна. Скопье. 1954. Филиграны. XII и XIII веков. Загреб. 1957 МУСИН-ПУШКИН. Протоиерей Василий Владимирович. Граф. (1894–1959) Родился в Петербурге 17 ноября. Окончил училище правоведения. Участвовал в первой мировой и гражданской войне в Кавалергардском полку. Покинул Россию после падения Крыма в 1920 году. Жил в Берлине, Париже и Ницше, где участвовал в кружке о. Александра Ельчанинова . Переехав в Америку, принял священство. Был настоятелем храма Св. Владимира в Кассевиле, построенном его усердием. Умер 10 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Уже сегодня раскольники силой пытаются занять храмы, объявляя их национальной собственностью страны. И если в случае Украины подобный вопрос решается частыми визитами в республику Предстоятеля Русского Православия Патриарха Кирилла, то в случае с Черногорией – это пока мечта. Патриарх Ириней здесь желанный, но пока не частый гость. Конечно, надежда на то, что когда-нибудь политики наиграются в свои государственные игры и оставят в покое многострадальное Сербское православие, придав ему статус главной и официальной религии края, есть, но слабая. Поэтому пока остается одно – трепетно хранить свои духовные и культурные корни, ежедневно напоминать всем и, прежде всего, самим себе, о своей христианской истории и традиции. Именно в этой исторической памяти, уверено и духовенство, и простые верующие, и заключается будущее Сербского православия. Всю Черногорию можно объехать за четыре часа. Но если каждый день посещать хотя бы один монастырь или церковь – потребуется около двух лет, а то и больше. На сравнительно небольшой территории – более 600 православных обителей и храмов. Их можно встретить почти всюду – от горных вершин до островов. На все количество религиозных построек приходится всего-то чуть более 300 священнослужителей. И это еще много, утверждают в Митрополии. Еще каких-то десять лет назад их было несколько десятков. К вере у сербов Черногории отношение почти что детское – восхищенное, наивное, без лишнего пафоса и патетики. Свидетельством того, что вера и религия – это то, что пульсирует у сербов в крови, стал праздник Видовдан, традиционно отмечаемый здесь 28 июня. В день святого Витта (другое название этого национального торжества) вспоминают печально-известную битву на Косовом поле, произошедшую в 1389 году. Ту самую, во время которой сербские войска потерпели поражение от турецких захватчиков, что привело к потере независимости Сербии более чем на пять столетий. Битва на Косовом поле была одна из самых кровопролитных в истории края. Сегодня значение Видовдана расширилось – вспоминают не только погибших на Косовом поле, но и тех, кто вообще погиб за веру, особенно в советские, коммунистические времена. И совсем недавно, во время передела Косово и Метохии.

http://religare.ru/2_87361_1_21.html

епископ Симеон (Записок Геогр. Общ. XIII, 153); в 1622 г. приезжал в Россию епископ Антоний (Муравьева Сношений с Востоком ч. 2, стр. 4), в 1663 г. митрополит Феодосий (оставленный в Москве, ibid. ч. 3, лл. 854 и 859). 9) Хоповская. Монастырь Хопово или Опово (Hopovo), по которому называлась епархия и в котором имели пребывание епископы, находится в Среме, не очень далеко на юго-запад от Карловца, и принадлежит к числу монастырей так-называемой Фрушской горы (см. о нем у Чапловича в Sla-vonien II, 195). Когда открыта была епархия хоповская, остается нам неизвестным. В 1641 г. приезжал в Москву за милостыней митрополит (sic) Хопова Никольского монастыря Неофит (Муравьева Сношений с Востоком ч. 2, стр. 218); в 1648 г. приезжал в Москву за тем же епископ того же монастыря Михаил (ibid. ч. л. 565 об. и 567 об.). Так как с 1654 г. приезжали не епископы, а уже архимандриты (ibid. ч. 3, л. 739 об. и 885), то сим определяется время, когда епархия была закрыта. 10) Карлштадтская (карловецкая) и зринопольская. Город Карлштадт, по-сербски Карловец (в отличие от сремского верхний Карловец), находится в Кроации, на юго-запад от Аграма или Загреба. Зринополь, Зринополье или Зринь есть местечко, находящееся на левом берегу р. Унны, отделяющей Кроацию от Боснии, недалеко вниз от г. Костайницы. Православное население епархии карлштадтской по своему происхождению есть одно и то же с населением бывшей епархии вараждинской или хорватской, т. е. состоит из тех же самых, что и в этой последней, боснийских переселенцев (см. у Чапловича в Slovenien II, 18 sqq и у Чёрнига в Etnographie II, 169), и первоначально, нет сомнения, находилось в церковном заведывании епископов вараждинских. Когда епархия карлштадтская отделена была от епархии вараждинской, остается нам неизвестным. 11) Могачская и сигетская. Городок Могач (Mohacs), по-сербски Муач, известный поражением венгерцев от турок в 1526 г. и турок от австрийцев в 1686 г., находится близь правого берега Дуная в нижней Венгрии; Сигет (Ssi-geth, Szigeth, Szigethvar), -на запад от Могача на речке Almas’e. Время открытия епархии пока остается нам неизвестным. 12) Великоварадская и егарская. Город Великий Варад, по-немецки Gross Wardein, по-венгерски Nagy Varad, находится в восточной Венгрии на р. Schnelle Körös. Город Егар или Егер иначе Ерлау-верстах в 250 на северо-запад от Великого Варада. Когда открыта епархия великоварадская, пока остается нам неизвестным.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Австрийские власти с первых годов оккупации на­чали преследовать русские иконы, картины, богослужебные книги, церковные облачения, сосуды и взамен их рас­пространять иконы, книги и прочие принадлежности цер­ковного облачения австрийские, неправославные 172 . Вообще, летопись народно-церковной жизни в Боснии и Герцего­вине, начиная с 1878 г., почти вся исчерпывается двумя сторонами одной и той же политики австрийского прави­тельства: притеснением православного сербского населения и православной церкви и расширением или пропагандой церкви католической. Система управления австрийских вла­стей очень проста, – она вся состоит в отрицании и недопущении: не сметь быть сербами, не сметь зваться сербами, не сметь думать и чувствовать по сербски, не сметь даже читать по сербски. Австрийская почта и телеграф не при­нимают писем и телеграмм, написанных кириллицей, и сербы принуждены писать или по немецки, или по хор­ватски, т. е. латинскими буквами 173 . У босняков и герцеговинцев, как и вообще у сер­бов, существует обычай, известный под именем „слава» или „крсно име“ (крестное имя). Этот домашний праздник совершается с известными обрядами (обыкновенно совер­шается водоосвящение, режется „колач», т. е. хлеб из пшеничной муки, готовится „коливо» и зажигается воско­вая свеча). Австрийские власти запрещают в Боснии и Герцеговине справлять „крсно име», или же требуют на этот предмет, как и на другие местные торжества, каж­дый раз испрашивать нарочитое разрешение. Но и разре­шение-то это или получается слишком поздно, или обста­вляется условиями невыполнимыми, в роде того, что на празднике в честь св. Саввы и вечернем собрании в пользу местной школы в Белице, близ Зворника, запре­щены были речи, тосты и песни 174 . Всякие развлечения, песни воспрещаются с наступлением сумерек. Сербская газета „Зоря» в г. Мостаре предполагала помещать у себя иллюстрации, но когда цензура увидела, что иллю­страции заимствуются из истории сербской ( церковь и дво­рец князя Лазаря в Крушевце, монастыри Любостинья, Раваница, церковь в Такове и т. п.), то запретила их.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

407 Моск. Гл. Арх. Посылка бояр. кн. Одоевского, газск. митр. Паисия и пр. в Воскр. мон. для допроса патр. Никона по доносу на него от Бобарыкина. – Иссл. мое, ч. 1. стр. 105–124. 408 Посольство архим. Афонской горы Иоанникия и чудов. мон. келаря Саввы к констант. патриарху 1666 г. (Госуд. Арх. Дело патр. Никона). 409 Описание приезда в Турцию иеродиак. Мелетия. Грека Стефана и подьяч. Порфирия Оловенникова. 2-го Января 1665 г. (Госуд. Арх. Дело патр. Никона). 410 Подлинный акт подписали: Паисий, папа и патриарх александрийский и судья вселенной (по-гречески). Макарий, патриарх антиохийский и всего Востока (по-арабски). Смиренный Питирим, Божией милостью митрополит Великого Новгорода и Великих Лук, подписал. Смиренный Лаврентий, митрополит казанский и свияжский, на Никоново извержение подписал. Смиренный Иона, Божией милостью митрополит ростовский и ярославский, подписал. + Смиренный Павел, Божией милостью митрополит сарский и подонский, на извержение Никоново, по священным правилам бывшее, подписал. + Паисий смиренный, митрополит газский, собственною рукою подписал (по-гречески). + Смиренный Феодосий, митрополит вешанский, подписал (по-сербски). + Смиренный Симон, Божией милостью архиепископ вологодский и белоезерский, подписал. + Смиренный Филарет, Божией милостью архиепископ смоленский и дорогобужский, подписал. + Смиренный Иоасаф, Божией милостью архиепископ тверской и кашинский, подписал. + Смиренный Иоасаф, Божией милостью архиепископ астраханский и терский, подписал. + Смиренный Арсений, Божией милостью архиепископ псковский, изборский, на Никоново извержение подписал. + Лазарь Баранович. Смиренный епископ черниговский, новгородский, подписал рукою властною. + Смиренный Александр Божией милостью епископ вятский и великопермский, подписал. + Смиренный Мефодий, Божией милостью епископ мстиславский и оршанский, подписал рукою властною. + Смиренный Иоаким, епископ Сербской Славунии, подписал (по-сербски). + Смиренный митрополит никейский Григорий подписал (по-гречески).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010