Катастрофа «из будущего» может произойти в одночасье, и тогда все эти пандемии и иные риски, связанные с властью компьютерных гигантов, политикой США и угрозами электронного концлагеря, отойдут на дальние горизонты, сразу потеряют актуальность. Они будут казаться совершенно неважными на фоне новых проблем и жертв. Однажды, выступая на конференции за три дня до катастрофы в Чернобыле, я говорил о том, что только чудо защищает наши атомные станции от чудовищной катастрофы, которая могла произойти ещё вчера, может произойти сегодня, а может нагрянуть завтра. И когда через три дня произошла Чернобыльская катастрофа, мне стало страшно: даже самоочевидные риски, в том числе и глобальные, не воспринимаются нами как очевидная опасность. Дай Бог, чтобы они не осуществились. Но это может произойти в любой момент и это станет результатом еще одного не выученного урока. По мнению американского эксперта Нассима Талеба, который, кстати, и ввел понятие «Чёрные лебеди» в научный оборот и является одним из самых известных прогностов современности, сами угрозы, в том числе и смертельно опасные, выполняют исключительно важную функцию, развивая в живых системах – и природных, и социальных, и политическихспособность выживать. Это связано с тем, что всем живым системам присуща не только хрупкость, но и особое свойство – антихрупкость, которое закрепляется в эволюционном процессе. Его необходимо культивировать во всех сферах деятельности, в том числе и в политике, которая должна носить интерактивный характер. Это объясняется просто: почти все то, что навязывается нам сверху, делает нас хрупкими и блокирует антихрупкость и развитие, а все то, что идет снизу, наоборот, процветает от правильной дозы стресса и беспорядка». Кстати, его исследования неоднократно помогали их автору давать весьма точные предсказания и в сфере бизнеса, и по отношению к катастрофам социального и природного генезиса. В частности, именно он за два года до разразившейся пандемии коронавируса сделал заявление о том, что в ближайшие годы самой большой катастрофой, способной изменить мир, станет пандемия. Впрочем, аналогичные прогнозы делал не только он. В последние десятилетия ведется разработка сценариев ведения биологических войн с использованием биооружия, обладающего избирательностью по расовому и этническому, гендерному или возрастному принципам. И было бы странно, если бы его разработчики не воспользовались спровоцированной или случайно возникшей пандемией, имеющей такую же избирательность. Детально о нешуточных тайнах пандемии я говорил в шутливом интервью РНЛ « Опять русы виноваты: даже коронавирус – и тот рус… ».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/12/o_...

Письмо 131. Н.С. Фуделю 21 III Усмань] 833 Дорогой Николаша. Получил твое и Лялино письмо и очень ему порадовался. Спасибо вам, дорогие, за любовь. Рад, что вам теперь несколько легче и Тамаре лучше в больнице. Ее состояние очень меня тревожит. Не скованность тела в первую очередь, а то, что нет у нее утешения. Никто, конечно, помочь не может, кроме Бога, а он помогает тем, кто этой помощи ищет. Переезд Муни в связи с ее состоянием тоже осложняется 834 . Надо еще найти человека для них обеих. Во всяком случае я договорился на службе, что, если будет нужно, я в конце апреля или, вернее, в начале мая отвезу ее. А лучше было бы в начале июня ехать им троим, маме, Муне и Вареньке, после ее экзаменов. Маме надо лечиться и по разным другим причинам надо ехать. Но состояние такое, что не знаешь, как все в конце концов выйдет. Я был еще у хирурга, и он сказал, что язвы у меня, вероятно, нет, а боли от спазматического колита. Не знаешь ли ты, получила ли Тамара мое и Мунино письмо? Обалдев совсем от своих балансов 835 , я как-то вечером прочел «Холодный дом» и наконец понял значительность Диккенса, по крайней мере, такого Диккенса. Это какой-то погребальный катафалк, чудовищный и великолепный. Стало ясно, что Достоевский не только конструктивно из «Холодного дома», но и по великому милосердию к человеческому роду, что конец «Мальчика у Христа на елке» 836 , – это конец Джо 837 Целую вас обоих. Мир дому вашему! П. Мунину пенсию получили 838 . С будущего месяца буду получать на службе 500 р. Прилагаю письмо Тамаре. 836 Литературным источником рассказа Ф.М. Достоевского из «Дневника писателя» за 1876 г. «Мальчик у Христа на елке» было популярное рождественское стихотворение немецкого поэта Ф. Рюккерта «Елка сироты» (1816). Роман «Холодный дом» был включен Ф.М. Достоевским в список книг, необходимых для библиотеки подростка. См. его письмо неустановленному лицу (Николаю Александровичу) от 19 декабря 1880 г. Читать далее Источник: Собрание сочинений : В 3 т./С.И. Фудель; [Сост., подгот. текста и коммент. Н.В. Балашова, Л.И. Сараскиной]. - М. : Рус. путь./Том 1. 2001. – 648 с./Письма. 263-520 с. ISBN 5-85887-086-4 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

Лит.: Чудновский С. Л. Енисейская губ.: Стат.-публицистические этюды. Томск, 1885; Смирнов В. А. Ист. очерк Приенисейского края. Красноярск, 1926. Ч. 1: Край до русских, рус. завоевание, хозяйство и быт в XVII и XVIII вв.; Островская Л. В. Некоторые замечания о характере крестьянской религиозности: (На мат-лах пореформенной Сибири)//Крестьянство Сибири XVIII - нач. XX в. Новосиб., 1975. С. 172-186; Быконя Г. Ф. Заселение русскими Приенисейского края в XVIII в. Новосиб., 1981; он же. Казачество и другое служебное население Вост. Сибири в XVIII - нач. XIX в. Красноярск, 2007; Стахеева Н. Н. Старообрядчество Вост. Сибири в XVII - нач. ХХ в.: АКД. Иркутск, 1998; Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. Староверы-часовенные на востоке России в XVIII-XX вв.: Проблемы творчества и общественного сознания. М., 2002; Сосковец Л. И. Религ. конфессии Зап. Сибири в 40-60-е гг. ХХ в. Томск, 2003; Рафиков Р. Г. Религ. объединения Красноярского края в посл. четв. ХХ в.//Край большого будущего: История, действительность, перспектива: Мат-лы науч.-практ. конф. «70 лет Красноярскому краю: итоги и перспективы развития». Красноярск, 2004. С. 125-130; он же. Этнические мусульмане Красноярского края на совр. этапе (2001-2004 гг.)//Информ. бюл. Совета мусульман. Красноярск, 2004. 4; Доброновская [впосл. Дворецкая] А. П. Религ. возрождение в Красноярском крае в 1970-1985 гг.//Проблемы демократии: история и современность: Мат-лы науч. конф. с междунар. участием. Красноярск, 2006. С. 221-228; Казанцева Т. Г. Особенности служения по Псалтири в старообрядческой общине титовского согласия//Народная культура Сибири. Омск, 2006. С. 91-95; она же. Некоторые наблюдения над богослужебной певческой практикой старообрядческих общин индустриальных регионов Сибири//Старообрядчество: История, культура, современность. М., 2014. Т. 2. С. 288-298; Данилова В. Е. Евангельские христиане-баптисты и их деятельность в Красноярском крае: (Совр. история)//Свобода совести в России: ист. и совр. аспекты: Сб. ст. М., 2007. Вып. 5. С. 66-74; Горбатов А. В. Гос-во и христиане веры евангельской в Сибири (1945-1970 гг.)//Изв. Алтайского гос. ун-та. Сер.: История. Полит. науки. 2008. Т. 3. 4. С. 68-73; Мармышев А. В., Елисеенко А. Г. Гражданская война в Енисейской губ. Красноярск, 2008; Излученко Т. В. Ислам на территории Красноярского края//Красноярский край: прошлое, настоящее, будущее: Мат-лы междунар. конф., посвящ. 75-летию Красноярского края. Красноярск, 2009. Т. 2. С. 279-282; Чернышов В. В. Старообрядцы в Енисейской губ.: (По мат-лам КГКУ «Государственный архив Красноярского края»)//Красноярские архивы. 2011. 6; Путешествие по Красноярскому краю: Культура и традиции. Красноярск, 2012; Старообрядцы Приенисейской Сибири: История и современность. Красноярск, 2012; Маслова Ю. В. Историко-культурное значение старообрядческого храма: (На примере Покровской ц. г. Минусинска)//Старообрядчество: История, культура, современность. М., 2014. С. 383-398.

http://pravenc.ru/text/2458975.html

(Ibid. 400). И общий вывод относительно заботы о теле в целях его способности к труду Василий Великий заключает следующим образом: «так поступал и весь сонм святых и сам Иисус, проводившей время в делании, чтобы и из законов природы, и из учения Божественных Писаний, и из того, что делали все святые, и из жития Спасителя нашего, – отовсюду явствовало, что гораздо лучше и полезнее – иметь крепкое тело и содержать его в деятельности для добрых дел, а не доводить произвольно до бeздeйcmbuя».(Ibid. 406–407 стр.). В четвертом веке, как известно, появилась ересь так называемых мессалиан. Ересь эта дала, между прочим, повод высказаться по вопросу о труде физическом другому известному писателю этого века св. Епифанию Кипрскому . По-видимому, мессалиане считали недостойным христианина труд физический, как выражение будто бы многопопечительности о земном, как средство достижения суетных целей на земле, тогда как истинный христианин есть гражданин царства будущего, вечного. «По-видимому, писал св. Епифаний, они, как мужчины, так и женщины веруют во Христа, говоря, что они отреклись от мира и оставили все свое. Когда наступает летнее время, они спят все на улицах потому, говорят, что у них нет стяжания на земле. Они дерзки и протягивают руки, чтобы просить милостыню, как не имеющие пропитания и стяжания». (Твор. Епиф. рус. перев. ч. V стр. 296). Как же св. Епифаний судил об этом, по-видимому, полнейшем отречении от мира мессалиан, ни о чем не заботившихся и потому не имевших нужды ни в каком труде? Признал ли за ними право (которое они подразумевали) вследствие того, что у них нет заботы о стяжании, протягивать руки, т. е. питаться от труда других? Взгляд Епифания на физический труд, выразившийся в его суждениях о мессалианах и по поводу их, можно сказать, не менее замечателен, чем взгляд св. Василия Великого . «Мессалиане, говорит св. Епифаний, получили это гибельное учение от чрезмерной простоты некоторых братий, ибо некоторые из наших братий и православных, не зная меры жительства во Христе, не поняли повеления об отречении от мира, об отказе от собственного имущества и денег, о продаже собственности и раздаянии нищим, о взятии креста и о последовании истине, (не поняли повеления) о том, чтобы не быть ленивым или праздным и безвременно ядущим, ни уподобляться пчелиному трутню, а чтобы напротив делать все своими руками, как и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kipari...

метафизика с философией религии, сравнительное богословие, церковное право, общая церковная история, история РПЦ «с изучением по первоисточникам древнерусской письменности», история Западнорусской Церкви, литургика, церковная археология с историей христ. искусства, гомилетика с историей христ. проповедничества, пастырское богословие, история и обличение российского сектантства, история правосл. Церкви после 1054 г. Количество студентов КПБА составляло 30-35 чел. Академия не имела возможности обеспечивать их общежитием и выплачивать стипендию. С 1920 г., после того как у академии были окончательно конфискованы помещения, учебные занятия и заседания Совета проходили только на частных квартирах. Преподавание велось на рус. языке. Украинизация, активно проводившаяся в светских вузах, КПБА не задела. С 1920 по 1924 г. КПБА содержалась почти исключительно на пожертвования киевских приходов, монастырей и частных лиц. Как правило, это были продукты питания. В нач. июля 1920 г. еп. Василий (Богдашевский) в одном из частных писем так характеризовал состояние академии: «Крайне бедствуют… профессора академии. Бедствие дошло до того, что В. Д. Попов пошел в деревню в псаломщики; собирается в деревню и Скабаланович. Почтеннейший Н. П. Смирнов, тяжко проболевший тифом, отправился искать свободного прихода в Киевский у., ибо семья буквально умирает с голоду. Страшно подумать, что ожидает нас в будущем… Голубев до того исхудал, что прямо стал неузнаваем и еле передвигает ноги… Петров тяжко болен и лежит в кровати уже давно. А. И. Чекановский перенес тиф и потерял, к великому прискорбию, супругу, имея на своем попечении четырех детей… Н. К. Маккавейский скончался 16 сентября 1919 года. Кафедру его занял Л. А. Соколов, а нравственное богословие читает Экземплярский, потерявший почти совершенно зрение» (Сосуд избранный. 1994. С. 283). Последние документальные свидетельства о деятельности КПБА относятся к маю 1924 г. После этого академия, видимо, окончательно прекратила свое существование.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

< > < > < > < > < > 269 См.: Патрушева Н. Г. Главное управление по делам печати и организация надзора за периодикой в 1865–1905 годах//Известия Смоленского гос. ун-та. 2010. 4 (12). С. 274. < > < > < > < > < > < > 280 Заседание Совета Главного управления по делам печати Министерства внутренних дел 3 от 6 марта 1884 г.//РГИА. Ф. 776. Оп. 2. Д. 24. Л. 28 об. Интересно, что Совет не предлагал в данном случае никак наказывать газету, а высказался за предупреждение редактору, что в будущем его «издание подвергнется строгому административному взысканию» (Там же. Л. 30 об.). Министр же гр. Д. А. Толстой, прочитав протоколы, поставил на верхнем поле свою резолюцию: «Исполнить, с запрещением розничной продажи «Современных известий». 10 марта» (Там же. Л. 28). < > < > < > < > < > < > 288 См.: Разумевающие верой. Например, в письме от 19 февраля 1872 г. Гиляров так отзывался об очередных цензурных взысканиях, обрушившихся на его газету: «Нужно иметь много самообладания, чтобы быть спокойным при распоряжениях, которые положительно безумны» (с. 82). < > < > < > 294 Историк и педагог Н. П. Розанов передает в своих мемуарах, что говорили в Москве о смерти Гилярова: «…получение доходного редакторского места в «Московских ведомостях» спасло бы его от окончательного краха, но петербургская консервативная бюрократия предпочла иметь на месте Каткова никому не ведомого профессора . И вот человек с пламенной любовью к родине, честный, даровитый публицист, так долго работавший на посту редактора, был отвергнут, что, как носились слухи, даже заставило его прибегнуть к сильнейшему приему морфия для успокоения расходившихся под влиянием полученного отказа нервов, а этот огромный прием опасного наркотика повел за собою смерть газетного бойца» ( Розанов Н. П. Воспоминания старого москвича. М.: Рус. мipъ, 2004. С. 199. (Большая моск. б-ка)). 295 См.: Письма К. П. Победоносцева к Е. М. Феоктистову/Вступ. ст. Б. Горева; публ. и коммент. И. Айзенштока//Литературное наследство. М.: Журн.-газ. об-ние, 1935. Т. 22/24. С. 533 (примеч. И. Я. Айзенштока). Однако версия суицида, как неопровержимо свидетельствует совокупность всех фактов, имевших место в день смерти Гилярова, совершенно безосновательна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

 6. Сулаев И.Х. Освободительные идеи имама Шамиля в деяниях духовных вождей Дагестана в годы революции и гражданской войны//Наука и молодежь. Сборник статей молодых ученых и аспирантов по гуманитарным проблемам. Вып. II. − Махачкала, 1998. − С. 47 − 48. (0,02 п. л.)  7. Сулаев И.Х. Штрихи к портрету Нажмутдина Гоцинского//Вестник ДГУ. Гуманитарные науки. Вып. III. − Махачкала, 1998. − С. 25 − 30. (0,3 п. л.)  8. Сулаев И.Х. Мусульманское духовенство Дагестана в антибольшевистском восстании 1920 − 1921 гг.//Радуга. − Махачкала, 1998. 2. − С. 87 − 92. (0,4 п. л.)  9. Сулаев И.Х. С надеждой на будущее//80-летие ВЛКСМ и актуальные проблемы современной молодежи. Тезисы докладов научно-практической конференции. − Махачкала, 1998. − С. 27 − 29. (0,02 п. л.)                      10. Сулаев И.Х. Письма и воззвания Али-Хаджи Акушинского как важный источник по истории революции и гражданской войны в Дагестане//Вестник ДГУ. Гуманитарные науки. Вып. 6. − Махачкала, 2001. − С. 26 − 30. (0,3 п. л.)  11. Сулаев И.Х. Правительство эмира Узун-Хаджи Салтинского//Научное обозрение. Сборник статей Ассоциации молодых учёных Дагестана. Вып. 9. − Махачкала, 2004. − С. 47 − 53. (0,4 п. л.)    12. Сулаев И.Х. Власть и мусульманские объединения в Советском Дагестане: история и проблемы взаимоотношений (1945 − 1991 гг.). − Махачкала, 2005. – 1 п. л. – Библиогр.: 17 назв. – Рус. Деп. ИНИОН РАН 59618. 18.01. 2006 г. 13. Сулаев И.Х. Некоторые вопросы взаимоотношений мусульманского духовенства и государства (1928 − 1989 гг.)//Ислам на Северном Кавказе: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (11 апреля 2006 г., г. Махачкала). − Махачкала, 2006. − С. 557 − 563. (0,5 п. л.) 14. Сулаев И.Х. Мусульманские школы в Дагестанской АССР (20-е гг.)//Вестник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. − Махачкала, 2007. 2.  − С. 51 − 58. (0,6 п. л.) 15. Сулаев И.Х. Особенности проведения антирелигиозной политики в Советском Дагестане (20 − 30-е гг.)//Материалы I Международного конгресса кавказоведов. − Тбилиси, Грузия. 22 − 25 октября 2007 г. − С. 428 − 430. (0,03 п. л.)

http://bogoslov.ru/person/214215

Ср. историю с «Избранными местами из переписки» Гоголя, также с некоторыми стихотворениями Пушкина. Можно ли представить себе подобное отношение к протестантизму в Германии или к католицизму – в романских странах! 93 Вообще, нам думается, судьба Византии от Константина Великого , ее основателя, до падения ее в 1453 г. представляет интерес и значительность истории особого и совершенно оригинального культурно-исторического организма, и с нею ни в какое сравнение не может идти по значительности и интересу история собственно Итальянской империи, от Августа до Ромула Августула. Только нужно при этом помнить, что центр истории византийской лежит во Вселенских соборах, в деятельности отцов церкви и еретических волнениях, – наконец, в жизни и трудах отшельников-анахоретов, и гораздо менее – в императорском дворце или вообще в самом Константинополе. С этой точки зрения, т. е. не с отрицательной, а с положительной, которая выясняла бы исторический труд Византии, – история ее не написана; но для ума глубокого и свободного нет эпохи во всемирной истории, столь же мало исчерпанной и так интересной. Добавим, что разработать в подробностях и, наконец, воссоздать в целом эту историю составляет прямую образовательную задачу науки всеобщей истории у нас, в России. 94 Формальная причина и действующая причина (лат.). По Аристотелю, всякая вещь обладает четырьмя причинами – материальной, формальной, действующей и целевой. (См.: Аристотель. Метафизика, 1013а, 24–35//Сочинения: В 4 т. М., 1975. Т. 1. С. 146). 95 Цитируется незаконченное стихотворение М. Ю. Лермонтова «На буйном пиршестве задумчив он сидел...» (1839), посвященное французскому писателю-мистику Жаку Казотту (1719–1792), казненному за несочувствие революции. На обеде у знатного вельможи Казотт якобы предсказал каждому из присутствующих, что его ожидает в недалеком будущем. У Лермонтова – «И помню я, исполнены печали...» (Лермонтов М. Ю. Собр. соч.: В 4 т. М., 1969. Т. 1. С. 295–296). Читать далее Источник: К.Н. Леонтьев: Pro et contra : Антология : [В 2 кн.]. - Санкт-Петербург : Изд-во Рус. Христианского гуманитарного ин-та, 1995. (Серия " Русский путь " )/Кн. 1: Личность и творчество К. Леонтьева в оценке русских мыслителей и исследователей 1891-1917 гг. - 1995. - 474, с. : портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

   И тем не менее, Святогорский томос (1340), выпущенный афонскими монахами в ответ на просьбу Григория Паламы поддержать его в споре с Варлаамом Калабрийским о познании Бога, утверждал законность пророческого служения в новозаветной общине, авторитетно возвещающего будущее Царство, как ветхозаветные пророки возвещали пришествие Христа. Это новозаветное пророчество, особое дерзновение монахов, не было непременно связано со старыми формулировками, но было призвано возвещать Истину, основываясь на непосредственном духовном опыте:    Установления [Церкви. — И. М.], едва лишь услышанные и уже всеми совместно признанные и открыто возвещаемые, были таинствами Моисеева закона, и только пророки духовно прозревали в них. Обетованные же святым блага будущего века [например, Иак. 2:5. — И. М.] суть таинства жительства по Евангелию, и прозревать в них дано тем, кто удостоился иметь духовное зрение, и видят они их в малой мере, как бы некую часть залога [Царства. — И. М.].    Таким образом, творческое начало в византийском монашеском богословии, сколь бы односторонним в некоторых отношениях оно ни было, основывалось на «эсхатологической гносеологии», неотделимой от представления, что христианская община сакраментально предвосхищает Царство Божие. Поэтому в применении к восточнохристианскому богословию и духовности неверно говорить о «мистицизме», который в современном словоупотреблении означает индивидуалистическую и эмоциональную религиозность, если не понимать под ним тайну (μυστριον) «Христа и Церкви» (ср.: Еф. 5:32) и не иметь в виду эсхатологическое, сакраментальное и экклезиологическое измерения богословского знания.     Theological Thought in the Christian East    Впервые опубл. в: Schools of Thought in the Christian Tradition/ed. R Henry. Philadelphia, Pä Fortress Press, 1984. P. 65—74.    Переизд. в: Meyendorff J. Rome, Constantinople, Moscow. P. 29—38. Впервые на рус. яз. в: Мейендорф И. Рим, Константинополь, Москва. С. 43—56; 279—281.    Пер. с англ. Н. В. Эппле выполнен по изданию 1984 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

Важнейшим событием Патриаршества К. было установление непосредственного общения и начало сотрудничества с англиканской Церковью. После 4-й Ламбетской конференции (1897), на к-рой англикане решили развивать межконфессиональные связи и установить регулярные отношения с Восточными Церквами (в т. ч. начать обмен визитами), Солсберийский еп. Джон (Вордсворт) посетил К-поль в 1-й пол. 1898 г. В ходе встречи К. с епископом обсуждались вопросы: 1) налаживания прямых контактов для обмена информацией о происходящих в обеих Церквах событиях; 2) организации общей системы благотворительности в отношении больных, умирающих, а также совершения обрядов над умершими и их погребения в случае недоступности священника др. конфессии; 3) недопустимости агрессивных действий в отношении членов др. конфессии; 4) расширения сотрудничества и участия англикан в жизни К-польской Церкви в области издательской и литературной деятельности, образования и просвещения. Программа межцерковного сближения, предложенная англиканами, предусматривала признание Никео-Цареградского Символа веры (вопрос о Filioque оставался открытым), апостольского преемства в англикан. Церкви, 3 степеней священства, 2 основных таинств - Крещения и Евхаристии (и принятие остальных как «священных обрядов» или «малых таинств») и подчеркивала необходимость распространения Свящ. Писания на национальных языках. В качестве предпосылок будущего объединения Церквей были названы согласие на совершение Крещения и отпевания священниками обеих конфессий и сотрудничество в области образования и просвещения. Активное участие в переговорах принимал Т. Даулинг, настоятель англикан. Крымской мемориальной церкви в К-поле. Со своей стороны посольство Великобритании в К-поле налаживало контакты с видными фанариотами, к-рые могли содействовать сближению Церквей. В дипломатической и частной корреспонденции определенно прослеживается заинтересованность Великобритании в церковном сближении для ограничения рус. и слав. влияния на греч. Церкви и К-польский Патриархат. Экуменическая политика К. получила поддержку некоторых митрополитов (Германа (Каравангелиса) Касторийского, Иоакима (Форопулоса) Меленикского). В 1899 г. по инициативе К. была создана комиссия по изучению определенных положений учения англикан. Церкви.

http://pravenc.ru/text/2057024.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010