В этот период царские и патриаршие иконописцы-знаменщики рисовали («знаменили») на серебре с помощью нестирающихся чернил особо заточенными гусиными перьями, способы очинки к-рых, а также рецепты чернил размещали в рукописных сборниках XVI-XVII вв. ( Симони П. К. К истории обихода книгописца, переплетчика и иконного писца при книжном и иконном строении: Мат-лы для истории техники книжного дела и иконописи, извлеченные из рус. и серб. рукописей и др. источников XV-XVIII ст. [СПб.], 1906. С. 47; Щавинский В. А. Очерки по истории техники живописи и технологии красок в Др. Руси. М., 1935. С. 22-23). Знаменщики создавали для ювелиров также бумажные «образцы» - рисунки, сделанные пером, тушью или кистью. При переводе рисунка с бумаги на поверхность металлического предмета мастер использовал чекан канфарник, по которому наносили частые удары молотком. Дворцовые иконописцы-знаменщики вместе с мастерами золотого и серебряного дела выполняли большой объем работ в Серебряной, Золотой и Оружейной палатах, а также для Посольского приказа, Царицыной палаты и патриарха. От знаменщика во многом зависел художественный уровень будущего предмета. Примеры совместной работы ювелиров и знаменщиков отмечены в архивных документах. По указу царя Алексея Михайловича в 1654 г. ювелиры Серебряной палаты, 13 мастеров серебряного дела - кадашевцев (жители Кадашей, московской слободы) во главе с И. Кондратьевым по рисункам знаменщиков изготовили О. в техниках чеканки, басмы, гравировки и литья для 130 напрестольных крестов и 39 Евангелий. О. могли создаваться сериями. Изготовленные в 1654 г. 100 деревянных благословенных (напрестольных) крестов и их серебряные золоченые басменные О. имели разные детали декора. Изображения Распятия и святых на некоторых были литыми. На 15 деревянных крестах мастера выполнили О. серебряные, золоченые, чеканные и еще на 15 крестах - О. серебряные, золоченые, резные, «а сделав те кресты, велено прислать ко государю в поход». В подробной смете, к-рая была составлена в Серебряной палате, кроме перечисления необходимых материалов, оборудования, указания стоимости работ, имен чеканщиков, резчиков, литейщиков, позолотчиков приводятся имена 2 знаменщиков.

http://pravenc.ru/text/2578241.html

рус. гражд. права, проф. Г.Ф. Шершеневича, 635 стр.), и ни одно из действующих узаконений не подтверждает силу вышеприведённого правила Кормчей. Правда, по 419-й ст. Угол. уложения (см. о нём выше, 1 прим. к 1119 стр.) за вступление в брак вопреки решительному воспрещению родителей виновный наказывается (арестом) в том случае, если «не достиг двадцати одного года» (см. так же 417 ст. печатного оригинала), откуда, по-видимому, следует, что вступление в брак совершеннолетних без дозволения родителей, как деяние не наказуемое, не воспрещается; но означенное узаконение ещё не введено в действие. Таким образом выходит, что ни церковными, ни гражданскими законами не устанавливается то правило, что дети, по достижении ими совершеннолетия, приобретают полную свободу вступать в брак, и на брак таких детей согласия родителей их не требуется. Приснопамятный Московский митр. Филарет так рассуждал относительно данного предмета. – «По делам известны» «случаи, в которых иногда родительская власть неблагоприятна для брака, а иногда ослабление этой власти вредно. Раскольник отказывает детям в благословении на брак с лицом православным. Неблагонравный отец отказывает в благословении на брак отделённому сыну, если сей не даст ему несколько сот рублей; но сей не может этого исполнить, потому что иначе остался бы нищим с будущею женою. Напротив того, отец или мать сыну, или дочери отказывают в благословении на брак, потому что лицо, ищущее брака с тем или другою, известно своим неблагонравием и расстроенною жизнью. Почтенный дворянин не соглашается на брак сына, который желает взять в супружество служанку. Если закон; запрещающий брак без согласия родителей, соблюдать во всей силе без ограничения, то постраждут и могут подвергнуться сильному искушению некоторые невинные дети. Если допустить, что всякий двадцатипятилетний властен вступить в брак, без согласия родителей, то для легкомысленных детей отворится дверь к беспутным бракам. Несправедливо, будто правила церковные позволяют детям самостоятельным и достигшим совершеннолетия брак без согласия родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

происхождение различия пророческой diction от поэтической из отношения пророков к Церкви у Ewald’a Propheten. S. 46. 50. Везде у Валаама заметно, что его духовное око направляется лишь на то, что он созерцает и что совершается без внимания к впечатлению, которое оно должно произвести в слушателе. Все это вполне естественно для Валаама; он не принадлежал к обществу Господню: cessante causa, cessat effectus (Hengst. Bil. S. 78–79). Эту речь Валаам говорил громким голосом, ибо евр. от значит возвышать голос. 235 Сообразно смыслу притчи под словом Месопотамия, евр. ( Быт.28:2,6–7 , . LXX Μεσοποταμια Συρας, в 10 ст. χαραν Втор.23:5 : по переводу Вульгаты, Онкелоса, Араб., Сирия, а по Втор.23:5 Арам рек, северн. Сирия, около Типсака и Цирцезиума, между Балисом и Ховаром) и параллельным ему выражением следует разуметь не столько место (страну равнинную) жительства Валаама, сколько отличительную особенность его родины – именно место высшего проявления магии и ведовства. В надежде на сиу халдейской магии Валак и обращался в Месопотамию с просьбою к Валааму лишить помощью волшебного наговора сынов Иакова небесного покровительства, наслать на них бедствия и дохнуть огнем подавляющей и устрашающей ярости. За правильность такого понимания говорите и то обстоятельство, что в Араме нет высоких замечательных гор. Между тем, теперь стало известно, что халдейские маги находили для себя наиболее возможными и легкими вдохновляться и гадать о будущем с высоких храмовых башен, называемых техническими выражением «гора востока». «Каждый халдейский город имел одну или несколько сторожевых башен, который употреблялись для наблюдения звезд и других атмосферических явлений. В Халдее и Вавилонии сторожевая башня, служила одновременно и храмом, – по образцу неоднократно упоминаемой xarsak kurra «гора востока» или «гора земель» (по-ассирийски sadu matati), которая почиталась как местопребывание богов и колыбель человечества, или мыслилась, как подпора неба. Такая башня всегда строилась в виде пирамиды с уступами Zikurat или Zigqurat, буквально «конусообразная гора». Lenormant, Mag. S. 440 ср. 403. 236 В первом члене 7 стиха вместо «прокляни» евр. (от ) следовало бы согласно с арабскими передать: попали мучительными беспокойством, чтобы кончили дурно. Во втором члене вместо изреки зло от кипеть гневом, выбрасывать пену – следовало бы передать дохни огнем ярости (De Geer. Bil. р. 61 и Штейнберг. Евр.-рус. словарь). Соответственно евр. подлин. (от ) следовало бы в первом члене этого стиха поставить, как поражу (порчею), см. у De Geer’a. Bil. р. 33 и прим. 118.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

И. негативно оценивал нек-рые произведения М. Горького (повесть «Мать», пьесы «Враги», «На дне»), называл автора «иллюстратором партийного катехизиса», «популяризатором любезных его сердцу политических идей для масс», а его драматургическую деятельность - «ошибкой прекрасного новеллиста». Как о «прикладной, практической, тенденциозной беллетристике», «творчестве под барабан» И. отзывался о произведениях С. Г. Скитальца, Д. Я. Айзмана, опубликованных в «Сборниках товарищества «Знание»». Обвинял в тенденциозности Д. С. Мережковского , к-рый, по выражению критика, «таскает Бога с собою по книгам, по газетным фельетонам, по публичным лекциям», занимается «трескотней о Боге». И. скептически и настороженно относился к модернистам. Чрезмерной опорой на «здравый смысл» (с позитивистскими апелляциями к творчеству душевнобольных, детей, дикарей) во многом объясняются его отрицательные оценки поэзии Вяч. И. Иванова , творчества А. Белого , ряда произведений А. А. Блока и столь же прямолинейно негативные суждения о рус. футуристах: И. Северянине, В. В. Маяковском , В. Хлебникове. Вместе с тем еще в 1905 г. И. заявил, что нельзя отрицать определенных заслуг декадентства. Хотя в нем были и «удивительные уродства», и «удивительное шарлатанство», и «малоосмысленное обезьянство западному», оно выдвинуло значительные имена в поэзии и поддерживает процесс развития искусства. В 1908 г. И. назвал крупнейшим завоеванием новой лит-ры «установку прав искусства на область смутного, неуловимого, не поддающегося строгому анализу чувства». Четко выраженная собственная позиция была и в стремлении И. примирить в будущем искусстве реализм и модернизм. Главным ориентиром, образцом писательского мастерства И. называл творчество А. П. Чехова . И. собрал и подготовил его первое полное собрание сочинений. Значительным достижением И. стало научно-лит. издание «Чехов: 1869-1904: Биографический набросок» (М., 1916) - первое монографическое исследование творчества писателя. И. тонко проанализировал новаторские черты в творчестве Чехова, развил мысли о скрытых за внешней объективностью повествования чеховских исканиях «изящного, прекрасного, трогательного, поэзии о жизни, осмысления жизни».

http://pravenc.ru/text/293894.html

около 13%. Но если эти цифры создают некоторую иллюзию успеха христианских союзов, то другие цифры – характеризующие напряжение деятельности тех и других союзов, ее положительно разрушают. «По статистическим данным генеральной комиссии за 1905 г. все централизованные союзы (т.е. объединенные общей генеральной комиссией (бюро) и непосредственно примыкающие к социал-демократии: – в 906 г. они составляли 1.800.000, т.е. 78,7%) вместе выплатили безработным сумму, которая составляет в среднем 2,30 марки на члена плательщика… в союзах христианских рабочих 0,11 марки. Та же разница наблюдается и в других видах вспоможений, каковы страхование от болезней, судебная поддержка и пр.». (Бернштейн, «Германские рабочее союзы». Рус. Вед. 907 г. 84). Таким образом, деятельность по взаимно-вспоможению в союзах, тяготеющих к социал-демократии, по сравнению с выступающими под христианским флагом, ведется напряженнее в 21 (20,9) раз и этот факт чрезвычайно понижает значение христианских союзов – не смотря на их кажущийся внешний успех – в общей работе рабочего класса за улучшение своего положения, отводя им в деле борьбы за освобождение труда очень скромное место. Возможно, впрочем, думать, что многие христианские профессиональные организации в своей деятельности ограничиваются культурно-религиозными задачами (Лавринович. Рабочие союзы. 55), еще будучи недостаточно вовлечены в поток рабочего движения; но в таком случае подобные организации слишком мало заключая в себе черт специфически рабочего движения, должны быть исключены из списка христианских рабочих союзов и таким образом более или менее сократить число лиц, зарегистрированных статистикой под этой рубрикой. Rinnovamento таким образом рисует будущее католическое духовенство и условия, созданные духом нового времени для римской церкви. «Акт, которым Пий X отклонил предложения французского правительства, ускоряет на столетие разрушение средневекового понятия о священстве и появление того нового духа, который и в Италии подтачивает корни духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3., Желательно, наконец, чтобы такая грамматика изложена была по возможности кратко, ясно, определенно, была педагогически доступна для учащихся и заключала в себе только необходимейшие сведения. В низшей школе нет надобности говорить об особенностях ц-сл. языка подробно; сходственные элементы с русским могут быть выяснены в русской грамматике. Далее, недостаток времени, отводимого на изучение ц-сл. языка в низших классах, не дозволяет изучать его в широком объеме: это дело дальнейшего образования. Да и вообще, наконец, краткость учебников желательна в наши дни, когда вопрос о переутомлении учащихся решен в пользу последних, когда всякий разумный педагог, преследующий истинные цели образования «малых сих», должен иметь в виду личность ученика, его жизнь и будущее, а не рассматривать его, как объект своих педагогических экзерциций. Большая часть грамматик ц-сл. языка, назначенных для употребления в низших школах, не совсем удовлетворяют указанным требованием. Так, грамматика ц.-сл. языка нового периода г. Классовского (1867 г.) отличается тем именно недостатком, что в ней ц.-сл. язык рассматривается, как самостоятельный предмет, посторонний для русского и ничего общего с ним не имеющий. Составленная по книге Классовского грамматика г. Козьмина (1897 г.) недостаточно научна и грешит в части разделения склонений, которое не соответствует и принятому в —348— рус. грамматике. Кроме этого – примеры для этимологического и синтаксического разбора здесь иногда произвольно относятся автором к § грамматики и подобраны случайно. Эти недостатки разделяет и «Краткий курс грамматики ц.-сл. языка А. Соколова (1897 г.) и сверх сего запутанно излагает главу о местоимениях. Отсутствием строгой научности отличается и грамматика свящ. В. Крылова, в особенности в отделе о родовых местоимениях, которые автор по своему делит на 3 склонения. В образцах склонений и спряжений эта грамматика отличается запутанностью изложения, в которой трудно разобраться учащимся, когда одновременно излагает формы древнеславянского и новослав.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он рассказывает, что перед своим выступлением на съезде Муравьев делал предварительное сообщение в «небольшом (новожизненском) кругу на квартире у Горького. Он собрал нас, собственно, для того, чтобы посоветоваться и поделиться своими мнениями. Положение его было действительно не из легких. Революция стерла с лица земли старых царских палачей и душителей России. Все они были живы-здоровы – частью в заключении, частью на свободе, частью в эмиграции. Их нельзя было не судить. Но нельзя было судить их всех. Кого же судить было можно – должно? И по каким же таким законам? Судить за одни злоупотребления, за одни нарушения царских законов было бессмысленно. Судить за исполнение царских законов против народа – было трудно «юридически». Можно предполагать, что на квартире Горького Муравьев и касался «либеральной басни о германофильстве царского двора и об его стремлении к сепаратному миру». В кружке «новожизненцев», может быть, обсуждался и вопрос о судьбе представителей верховной власти. Как раз в это время неистовый Бурцев, не всегда отдававший себе отчет в резонансе, который могут иметь его слова, в 2 «Будущего» довольно одиноко требовал: «Николай II должен быть предан суду». Итак, признаем, что в середине июня Временное Правительство было уже достаточно осведомлено в «невинности» царскосельских заключенных – по крайней мере в самом тяжелом обвинении. Еще раз Керенский сказал Бьюкенену, что не найдено ни одного компрометирующего документа, подтверждающего, что Царица и Царь «когда-либо собирались заключить сепаратный мир с Германией». Но «дело» еще не было закончено – Комиссия продолжала свое расследование, как могли мы удостовериться по позднейшим допросам Милюкова и Дубенского в августе и Родзянко в сентябре 173 . Улик не было, но презумпция возможной виновности оставалась. Формула умолчания, в которую облекались предварительные выводы Чр. Сл. Комиссии, приводила к тому, что в общественном сознании дореволюционной легенды продолжали жить – даже такой чуткий публицист «Рус.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Много есть добрых для нас советов; но когда сблизится кто с молчанием, излишним для него будет делание хранения их» («Добротолюбие» в рус. пер., сл. 41, с. 251). В другом еще месте называет он молчание «таинством будущего века»; слова же, говорит, «суть орудие мира сего» (там же, сл. 42, с. 263). Святой же Варсонофий ставит его выше богословствования, говоря: «Если ты и едва-едва не богословствуешь, то знай, что молчание более достойно удивления и славы» (там же, отв. 36). Посему хотя бывает, что «иной молчит, потому что не имеет, что сказать; иной... потому что ждет удобного времени для своего слова» ( Сир. 20, 6 ), иной по другим каким причинам, «славы ради человеческой или по ревности о сей добродетели молчания, или потому, что держит сокровенное в сердце собеседование с Богом, от коего не хочет отойти внимание ума его» (св. Исаак, сл. 76, с. 546), но вообще можно сказать, что кто молчалив, тот показывает себя благоразумным и мудрым ( Сир. 19, 28, 20:5 ). К тому, чтоб навыкнуть молчанию, укажу тебе одно самое прямое и простое средство: берись за дело сие – и само дело будет и научать тебя, как его делать, и помогать в этом. Для поддержания же усердия к такому труду почаще размышляй о пагубных следствиях безразборной говорливости и спасительных следствиях благоразумного молчания. Когда же дойдешь до вкушений спасительных плодов молчания, тогда не потребуется более для тебя никаких в этом отношении уроков. Глава 26. Как исправлять воображение и память Сказавши об управлении внешними чувствами, следует нам сказать теперь и о том, как управляться с воображением и памятью, потому что, и по мнению всех почти философов, воображение и память суть не что иное, как отпечатление всех тех чувственных предметов, которые мы видели, слышали, обоняли, вкушали, осязали. Можно сказать, что воображение и память суть одно внутреннее общее чувство, которое воображает и помнит все, что внешним пяти чувствам пришлось прежде того перечувствовать. И некоторым образом внешние чувства и чувственные предметы походят на печать, а воображение – на отпечатление печати.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Письмо 178. М.Н. Фудель [Начало января 1974, Покров] 1144 Дорогая и добрая моя Машенька. С радостью начинаю писать тебе, так как знаю, что, несмотря на все наши различия, мы в чем-то близки друг к другу и дороги. Это для меня большая душевная помощь. Часто изнемогаешь в жизни не от отсутствия здоровья или сил, а только от отсутствия истинной, духовной дружбы, согревающей сердце и просвещающей ум, дающей ему истинное познание мира. Я, кстати, всегда молюсь о тебе Богородице такой молитвой (из Канона): «Света твоего зарями просвети ее. Дева, мрак неведения отгоняющи»... 1145 Неведение это – опасная и тяжелая болезнь, и по возможности старайся от него освободиться. Но дается оно, как истинное духовное ведение, или познание, только любви. В тебе сердце от природы предрасположено к любви, но это предрасположение еще не стало постоянным фактом жизни, не овладело еще умом и познанием. Вот ты иногда плачешь, что твоя «жизнь бессмысленна», что она «проходит зря» и т. д. Но ведь она потому и представляется тебе бессмысленной, что ты не осознаешь необходимости наполнить ее любовью к людям, к людям, говорю, к каждой живой человеческой душе, а тем более к душе скорбящей и озлобленной. Только в любви к людям смысл жизни, только в этом выход из тупика погружения в себя самого, в свои удовольствия, в свои неприятности, прихоти и хотения. Это любовь духовная, хотя и не отрицающая любви к «Вите» или «Мише», но ставящая ее на свое место, на котором она уже не делается кумиром и языческим божком. Трудно писать обо всем этом. Но я опять вспоминаю молитву: «света твоего зарями просвети ее». Очень бы я, по любви своей, хотел тебе полноты земного благополучия, т е такого благополучия, которое не в сосисках и не в квартире с телефоном, а именно в сочетании необходимых земных благ с предвкушением и предначатием уже будущей вечной жизни, «миров иных» 1146 , как говорил Достоевский. Вот кончается твоя самая ранняя юность, начинается юность уже более поздняя, переходящая во «взрослость» 1147 . Дай же тебе Бог все больше проникаться смыслом жизни, этим веянием Вечности, ощущая которое все неприятности и даже страдания не кажутся страшными и вся жизнь делается теплой и благословенной. Твой неизменный Дед. С праздником Рождества тебя поздравляю! В эти дни не забудь помолиться о страдающей т Варе 1148 . 1144 Датируется по ссылке на возраст внучки, М.Н. Казаковой (урожденной Фудель). См. примеч. 4. 1146 См.: Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Кн. 6. Гл. III («Из бесед и поучений старца Зосимы»). Беседа «О молитве, о любви и о соприкосновении мирам иным». Читать далее Источник: Собрание сочинений : В 3 т./С.И. Фудель; [Сост., подгот. текста и коммент. Н.В. Балашова, Л.И. Сараскиной]. - М. : Рус. путь./Том 1. 2001. – 648 с./Письма. 263-520 с. ISBN 5-85887-086-4 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

Возможно, есть надежды, что поездка послужит укреплению позиций ОВЦС и Московской Патриархии в конфликте с греками. Хотя сегодня очевидно, что эти конфликты возникли из-за политических причин и давления тех же сил, что основали ВСЦ. Большая часть конфликтов порождена была именно усилиями архиереев, воспитанных в духе экуменизма и идеологией Всемирного совета церквей (таких как стамбульский иерарх Варфоломей). Потому очевидно, что проблемы межправославных отношений должны решаться на православной, а не экуменическо-масонской площадке, которая по своей природе не способна их решить. И межправославный конфликт необходимо завершать. Тем более, что не все греки и их архиереи поражены ересями политического и масонского происхождения. Сейчас в условиях нестабильности в Европе и всех скорбей, постигших православный мир нужно взаимопонимание и единение, а не вражда. От этого зависит будущее. Нужно вспомнить, что не раз поместное православие в разных местах мира воскресало благодаря помощи извне, от братьев по вере. После гонений Брестской унии и предательства Церкви «православными» архиереями, которые вероломно перешли под власть папы, православную иерархию в Южной Руси восстанавливали представители Иерусалимского патриархата. Духовенство уничтоженной при коммунизме церкви Албании восполняют и восстанавливают пастыри других поместных церквей. Потому нужно уповать на Господа и крепить дружбу не с врагами, не с масонством, которое и породило много проблем в современном православном мире, а с родными братьями по вере и молиться о скорейшем прекращении военных действий, всех конфликтов и о спасении рода христианского. К тому же у всех у нас есть разум и несложно понять, что от таких инициатив, как поездка нашего духовенства на ассамблею ВСЦ, польза будет сомнительной, а вред очевидным. Ведь целью Русской Православной Церкви, в отличие от ВСЦ, не является создание универсальной мировой антихристианской религии. Романова Владислава Николаевна , Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/29/me...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010