Выше мы уже приводили слова преподобного Серафима о том, что современное человечество зашло под предлогом просвещения в тьму неведения и утратило первоначальное христианское ведение 117 . Необходимо, однако, понимать эти слова в их истинном значении. Преподобный Серафим отнюдь не был ограниченным противником светского образования как такового: «Что же худого знать что-нибудь?» – отвечал он на вопрос посетителя, учить ли детей языкам и прочим наукам. В тот же момент прозорливый старец обличил своего собеседника, подумавшего, что для ответа на такой вопрос надо самому быть ученым, сказав ему: «Где мне, младенцу, отвечать на это против твоего разума? Спроси кого поумней». Слова преподобного Серафима о том, что в погоне за просвещением мы зашли в тьму неведения, следует понимать в том смысле, что для современного человека светское образование, т. е. накопление чисто внешних знаний о мире, выдвинулось на первое место, в связи с чем было забыто «самое главное», единое на истребу – внутренний смысл жизни, стяжание Святого Духа Божьего. «Поставь первое на первом месте, тогда второе, следуя за первым, совершается по порядку», – говорил преподобный Ефрем Сирин . Если первое – стремление к осуществлению смысла жизни – занимает подобающее ему место, то и второе – светское образование – встает на свое место. «Матушка, матушка! Не торопись детей-то учить по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее все приложится им потом» 118 , – говорит прозорливый старец женщине, выражавшей по дороге в Саров недовольство тем, что дети её занимаются чтением одних лишь священных книг и совершенно не заботятся «о своих уроках, о науках и о прочем, необходимом в свете». В этих глубоко мудрых словах выражен истинно христианский взгляд на светское образование, и он не имеет в себе ничего отрицательного. Однако первое место в воспитании должно занимать воспитание души. После этого можно приступать и к изучению наук, ибо «что же худого знать что-нибудь?» Стяжав свою глубокую мудрость внутренним подвигом всей своей жизни, преподобный Серафим очень хорошо видел, как мало цены имеют чисто теоретические знания, не основанные на личном внутреннем опыте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Как можно заниматься, например, историей философской мысли, или логикой, или политикой, обойдя мимо все эти диалоги Платона о государстве или книги Аристотеля о государственном устройстве и прочее? То есть Аристотель и Платон не являются собственностью греков, а Моисей и Давид не являются собственностью евреев. Между прочим, Серафим Саровский не является собственностью русских, потому что, когда я, допустим, куда-нибудь приезжаю, на любой другой континент, и вижу храм Серафима Саровского, это означает, что он принадлежит всем. Или, например, тот же наш Лука Крымский, Войно-Ясенецкий, врач-хирург, епископ-исповедник, ведь его первыми полюбили греки. Лука жил у нас, за пределы Российской империи, Советского Союза никогда не выезжал, как Пушкин. Он только ездил из тюрьмы в тюрьму, из ссылки в ссылку. Он никогда не ездил в Грецию, но греки раньше нас на несколько лет или, может, на целое десятилетие стали почитать его и строить ему храмы. У нас еще не было ни одного храма, а у греков их было уже много. Поскольку в греческом сознании Крым — это греческая земля, там же были старые греческие города, греки говорят: «Там есть такой полуостров или остров, на котором есть греческий епископ-врач». Они вообще его греком считали. И до того, как по всей России и Украине появились в честь Луки Крымского храмы, а на сегодняшний день их уже сотни, и было уже тысячи исцелений, совершенных им, пока мы это сделали — прославили святого народной любовью, греки сделали это раньше. А почему? Почему Лука это им разрешил? А чего он будет запрещать им? Он никому не принадлежит, кроме Иисуса Христа. Я читаю его житие, книжки о его исцелениях, как он в Японии исцелил больного мальчика от рака, явившись врачам посреди операции и разговаривая с ними по-японски. А в Германии, исцеляя кого-то, он говорил по-немецки с врачами, потому что в раю мы будем все филологами, мы все будем говорить на любом языке, наверное. То есть собственности здесь такой, национальной, нет. Вот говорят: «Это наш святой», — «Нет, это наш святой». Я не хочу этого понимать, потому что, что значит — наш? Николай Мирликийский — он чей, турецкий, что ли? Миры Ликийские — это турецкая деревня. И что, он теперь туркам принадлежит, что ли? Конечно, нет.

http://pravoslavie.ru/122449.html

Я выслушал его с холодным участием и в свою череду дал ему отповедь. – Государь мой! Триста лет слишком продолжается здесь прение о Святых местах и ему никогда не будет конца, если ваши и наши будут идти своими прежними путями, с запасом исторических воспоминаний, судебных доказательств, папских булл, султанских фирманов и с разным изуверством и остервенением друг против друга. По моему мнению, или чей-либо меч должен рассечь этот Гордиев узел, или пусть развяжет его та высшая власть, которой одной поручило Провидение Св. места для хранения. Вы догадываетесь какую я власть разумею. Изберем сообща хозяином сих мест турецкого султана; скажем ему единодушно, что христианские святыни равно драгоценны всем вероисповеданиям, какие признаны в его владениях, и что грек, армянин, сирианин, несторианец, копт и абиссинец имеет также право молиться у Яслей и Гроба Иисуса, на Голгофе и Елеоне и у Гроба Богоматери, какое присвояет себе римско-католик, упросим его хранить и обновлять вверенные ему Провидением святилища Иерусалимские, но обновлять сообразно с зодчеством христианским и в прежнем виде; тогда все споры, тяжбы, неприязни перестанут и здесь водворится спокойствие неба. Эта отповедь моя произвела сильное впечатление в собеседниках. Они задумались. Полагаю, что неожиданность и смелость её поразила их. Не желая останавливать течение их сокровенных мыслей, я обратился к сидевшему подле меня капуцину из Праги и заговорил с ним по-немецки о Вене и Дунае. Недолго продолжался разговор наш. Я встал, раскланялся со всеми и был таков. 464 Март 14. Был у Анфима и говорил, чтобы Фаворский приехал сюда жить. Бросил я искру. Март 17. Все прошедшие дни не потеряны были мною напрасно. Я провел их в добросовестном исполнении обязанностей моих и в ученых трудах. Тогда же созрела во мне мысль посетить монастыри Св. Антония Великого и Павла Фивейского – эти колыбели монашества, и через Синай и Идумею возвратиться на Сион 465 . Март 20. Христианка из Ливисии, что в двух днях пути от Кастеллорица, носила на рубахе вуклы точь-в-точь по книге Мелетия. По её словам, симитянки и поныне носят сии вуклы, но гораздо более величиной (Яффа).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Попытки секуляризировать общество и вытеснить религию на обочину жизни в некоторых странах вполне удались. " В Германии есть города, которые покинул Бог " , пишет " Мир религий " . " Для многих немцев посещение церкви или даже просто обращение к религиозной тематике представляется просто абсурдным… По-немецки Рождество называется " Weihnachten " , то есть, " священная ночь " . Таким образом, непосредственно на день рождения Сына Божьего немецкое название праздника не указывает. …оказалось, что большинство молодых людей и понятия не имеет, что речь идет о Рождестве Христовом. Вопросы … о том, кто такой был Иосиф, и, вообще, когда и где родился Христос казались в этой ситуации вообще неуместными. Люди постарше еще знали ответы. Те же, кто помоложе, ничуть не смущаясь, отвечали, что Рождество придумано американцами, чтобы получать подарки " . В связи с этим, " все больше родителей хотели бы, чтобы их дети посещали конфессиональные, будь-то евангелические или католические, дошкольные учреждения, конфессиональные гимназии " . Не менее странная ситуация сложилась с праздником Рождества и в Нью-Йорке: там " иудаизм с исламом борются с христианством " , сообщает агентство " Русская линия " . " Библейские сценки, традиционно украшавшие школы, в нынешнем году объявлены городским управлением образования " религиозными " , в то время как еврейские меноры и исламские звезды и полумесяцы таковыми сочтены не были. Управление образования Нью-Йорка, обосновывая свое решение, утверждает, что лишь осуществляет политику разделения церкви и государства " . " Католики Нью-Йорка подали в суд на департамент образования города за дискриминацию христиан " . " В качестве истцов выступают две организации: Католическая лига и Правовой центр Томаса Мора. Поводом для обращения в суд стал запрет департамента помещать в школах " ясли " или другие рождественские украшения религиозного содержания… " Политика департамента образования состоит в том, чтобы разрешать устанавливать в школах елки, меноры в честь хануки и полумесяц в честь окончания рамадана каждый год, - заявил президент Католической лиги Уильям Донохью. - Это возмутительно, что власти разрешают одни религиозные символы и запрещают другие. Католики устали от дискриминации со стороны бюрократов, которые каждый раз говорят, чтобы мы довольствовались елками " . Авторы иска не хотят, чтобы суд наложил запрет на установку какой-либо религиозной символики в школах Нью-Йорка, они требуют, чтобы отношение ко всем религиям было равным. " Раз уж в школах разрешены меноры, должны быть разрешены и их христианские эквиваленты " , - убежден Томпсон.

http://pravoslavie.ru/press/obzor25.htm

Выпишем некоторые части этой обедни и пришлем вам на рассмотрение. Поются у нас на «подобны» стихиры. И из них некоторые напишем и пришлем. Также умилительно поется у нас воскресный тропарь пятого гласа; но на ноты не положен. Поищем и ирмосов непечатных. Есть у нас Херувимская, называемая «Слепых»; но, кажется, она повсеместно поется. Постараемся собрать подходящие вещи, и вам вышлем по времени. Начальник нашего скита теперь иеромонах Анатолий, из окончивших курс в Калужской семинарии, живет в нашей обители 25 лет. Прежде и он, в числе других, участвовал в книжном деле. А теперь этим занимаются у нас только два скитских иеромонаха, отец Климент, о котором, помнится, я когда-то вам писал, что он окончил курс в Московском Университете, а после получил и магистерскую степень; ведает и по-гречески и по-римски, только не по-еврейски, а по-французски и по-немецки, так как сын немецкого Московского пастора Зедергольма, по окончании курса принявший Православие; потом был чиновником особых поручений при обер-прокуроре Священного Синода, покойном графе А.П.Толстом; вот уже 16 лет в монастыре. Другой иеромонах, отец Агапит, из окончивших курс в Тамбовской семинарии. О здоровье своем – не знаю как вам и выразить. Слава Богу, жив; но зимой на воздух не выхожу, а принимаю приходящих в келье; да и так к вечеру от толков очень изнемогаю. А на церковных службах много лет не бываю: не могу выдержать полной службы; попеременно, то зябну, то потею. Но слава и благодарение Богу за все, премудро устрояющему спасение наше, аще хощем, аще не хощем. Мысленно припадаю к святительским стопам вашим, и испрашиваю архипастырского вашего благословения и святых молитв, и прочего. 142. УЧИТЬ ДРУГИХ ЛЕГКО, А САМОМУ ИСПОЛНЯТЬ ТРУДНО Нового в моей жизни ничего нет. Благодарение Господу, что жив я. Но та же старая немощь, и то же безсилие телесное и душевное. Онепотребихся до зела! А других не перестаю учить: живите хорошенько, вот так и так! А сам-то живу все кое-как. Нередко приходит на мысль апостольский упрек: научая убо инаго, себе ли не учиши ( Рим. 2: 21 ). Также и слова Саровского старца Серафима: «Других учить легко, как камни с колокольни бросать; а самым делом учение это исполнить тяжело, как камни эти на колокольню таскать». С одной стороны, тесно от сего; а с другой тесно от горькой участи лукавого раба, скрывшего талант в землю нерадения. «Ну вот, сударь, как хочешь», – говаривал покойный отец Иннокентий Скитский. 143.O ТОМ, ЧТО НЕ СЛЕДУЕТ MOHAXIHЯM БЫТЬ СИДЕЛКАМИ В ОБЩЕСТВЕННЫХ БОЛЬНИЦАХ

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Отрок и юноша В 1827 году Тургеневы переехали в Москву, купив дом на Самотеке. Летом выезжали и в имение: связь с деревней не прерывалась. В это время Сергей Николаевич заболел каменной болезнью, и для лечения ему и Варваре Петровне пришлось отправиться в Париж, быть в Эмсе и Франкфурте. Иван остался в Москве, в пансионе Вейденгаммера (а старшего сына Николая отдали в артиллерийское училище в Петербурге). У Вейденгаммера провел Иван года полтора, потом на несколько месяцев попал в армянский пансион (впоследствии Лазаревский институт восточных языков) и, наконец, оказался еще в новом, у Краузе. Его можно представить себе изящным и благовоспитанным мальчиком, хорошо учившимся, несколько чувствительным и нелишенным высокомерия. Неудивительно, если он тяготеет к аристократическим знакомствам в пансионе, к князьям и графам. Столь же неудивительно, что с глубоким вниманием слушает пересказ гувернером “Юрия Милославского”, восхищается им, помнит наизусть и бросается даже бить товарища, помешавшего слушать. Так же понятно, что Тургенев-пансионер, увидев после игры в лапту, во дворе под кустом сирени скромного юношу с немецкой книгой, мог не без надменности спросить: “А вы читаете по-немецки?” И когда оказалось, что тот не только читает, но и гораздо лучше его самого, и любит поэзию – то с ним-то как раз барчук, дороживший светскими друзьями, и сошелся. Мало того, просто подпал под его влияние. С пансиона идет начало тургеневских юношеских дружб, отмеченных восторженностью, не надолго удерживавшихся, но возникавших всегда на почве “высшего”: томлений по красоте, истине, пытания загадок мира и т. п. Это было вообще время романтических привязанностей, раскрытия душ, откровенностей, заходивших иногда очень далеко. Можно и улыбнуться на такую “патетическую болтовню”, кончавшуюся иногда тем, что прежние друзья становились смертельными врагами. Но не всегда так бывало. Случалось и надолго сохранить память о чудесном пламени молодости, да и само такое пламя разве уж не имеет никакой цены? Разве плохо – сладостно волноваться, когда “друг” читает вслух стихи? (Теперь уже Шиллера, не Хераскова.) Разве плохо – выйти потихоньку с ним ночью в пансионский сад, когда все уж заснули, сесть под тем же кустом сирени, где впервые они познакомились, и который полюбили, ощущать дуновение ночного ветерка, сквозь листву видеть милое московское небо в звездах (с Арктуром, зацепившимся за крест соседней церковки), шептаться, мечтать… А когда друг, взглянув на небо, “тихо” восклицает:

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-turgeneva...

(Cosm. 1923. Р. 43–44) 2.       II, 37. В год Воплощения Господня 1086-й. [По повелению римского императора Генриха III 871 в Майнце собирается собор 872 , на котором чешский князь Вратислав 873 поставляется королем Чехии и Польши 874 . На соборе брат Вратислава пражский епископ Гебхард, добивающийся упразднения Моравской епископии 875 , представил грамоту, утверждения которой папой Бенедиктом и императором Оттоном I в свое время добился пражский епископ св. Адальберт 876 . На основании этого документа император Генрих издает новую грамоту о том, что Моравия входит в юрисдикцию Пражской епископии. Следует текст грамоты с описанием границ Пражской епархии, сначала западных, потом северных.] На востоке она (Пражская епархия. – Сост.) имеет границами такие реки: Буг (Bug) 877 и Стырь (Ztir) 878 , включая город Краков (Krakoua) 879 и область, называемую Ваг (Wag) 880 , со всеми землями, относящимися к упомянутому городу Кракову. Оттуда она, с прибавлением границ с Венгрией (Ungari), простирается и доходит до гор Татры (Tritri) 881 . [Южная граница – по границе с Баварией до реки Ваг.] (Cosm. 1923. Р. 134–140) 865 Чешский князь Вячеслав (по-чешски – Вацлав, по-немецки – Венцель: все три формы происходят от слав. с носовым е. что и отражено в лат. Wenceslaus) был в 929/35 г. убит своим младшим братом Болеславом I и через три года перезахоронен в пражской церкви св. Вита. Церковное почитание св. Вячеслава, начавшееся уже в X в., привело к превращению его (наряду со св. Адальбертом-Войтехом Пражским) в одного из святых-покровителей Чехии. 868 Говорить в 967 г. о какой-либо «секте народа Руси», отличавшейся славянским богослужением, не было никакого основания. Поэтому либо послание целиком, либо данное место в нем должны быть признаны позднейшим фальсификатом, направленным против славянского богослужения на территории Чехии, которое при Братиславе II культивировалось в Сазавском монастыре. Его насильственное окончательное прекращение имело место в 1096 г. 870 Пражская епископия была открыта в 973 г., до этого чехо-моравские земли представляли собой часть диоцеза Регенсбургской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5 алт. 1 и 1/2 дев. от росходу из Посольского приказу. Выписка о том за пометою дьяков Василия Посникова, Ивана Волкова, Михаила Родостамова в приезде того иноземца. Диак Иван Волков. Справил Иван Губин. (Иа обороте собственноручная росписка Хр. Бухнера по немецки в получении денег от 10 декабря 1703 г.). 1703 г. декабря в 22 д. по указу вел. государя и пр. ..... дать его вел. государя жалованья иноземцу Христофору Бухнеру, которому велено быть для учения русских детей латинскому, гишпанскому, францужскому, немецкому, галанскому, дацкому, швецкому, франскому языком на оплату долгов его в зачет на предбудущей 1704-й год 100 руб. от росходу из Посольского приказу. Выписка о том за пометою дьяков Вас. Посникова, Ив. Волкова, Михаила Родостамова. Помета: записать в росход, деньги дать с роспискою. Справил Ив. Губин. (На обороте такая же росписка Бухнера). 4. – 1703–1705 гг. Приезд в Россию пастора Эрн. Глика и его школьные занятия в 1703–1705 годах (Выезды 1703 г. д. 1. – Приказные дела новых лет: 1) 1704 г. марта 9 д. и 2) 1705 г. мая 5 д. Памяти в Ингерманландскую канцелярию. Дела различного содержания к. I). Лета 1703 генваря в 20 день. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича в. в. и м. и б. Р. самодержца боярину Федору Алексеевичу Головину с товарищи. Сего генваря 19 числа в указе великого государя в Розряд к боярину Тихону Никитичу Стрешневу с товарищи за приписью дьяка Михаила Радостамова написано: по имянному его великого государя указу взятого в полон в нынешнюю лифляндскую войну в Мариенбурхе свеянина Апта, которой был тамо в началнейших пасторах и умеет многим школьным и математическим и философским наукам на розных языках, взять для своего великого государя дела с женою его и с детьми и с челядники из Розряду в государственный Посольский приказ. И великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич в. в. и м. и б. Р. самодержец указал вышеписанного Апта, которого прислал в Розряд из Пскова сего генваря 6 числа генерал-фельдмаршалок и военный кавалер Мальтийской свидетельствованной Борис Петрович Шереметев, из Розряду отослать в государственный Посольский приказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

14 Это есть тот самый о. Савва Спиглазов, две беседы которого напечатаны в Братском Слове (1887 г. т. II, стр. 107:424). 15 Любопытно в особенности это восстание братчиков против немецкого платья, когда сам их председатель г. Боев, сколько мы помним, одевается по-немецки. Притом же он по профессии портной: следовательно, приготовляя сам еретическую одежду, он способствует распространению в народе еретичества. Братчики непоследовательны. 17 Разумеются три тома «Исторических исследований» жида-Карловича, который в Москве носит фамилию Керасевского. 20 Грамота писана еще в 1887 г., до выхода в свет другого сочинения г. Каптерева: « Патриарх Никон , как церковный реформатор»: только поэтому, конечно, это сочинение не внесено Савватием в индекс книг, рекомендуемых к употреблению для защиты раскола. 23 См. об этом, кроме биографии о. Дарендова, в сочинениях о. архим. Павла, т. II, гл. 8, стр. 284 и след. 25 Этот рассказ Е. И. Холостова вполне подтверждает сообщенное нами в 9-й гл. Летописи за вторую половину 1886 г. (стр. 93–95). 26 В безграмотной записке этой, писанной намеренно какими-то каракулями, действительно раскольники угрожают И. И. Свиридонову смертью . Вот последние слова записки: «Ажедай смерти как даждя на голову. А если хотишь на свети жить то л т с нами. Иначи будишъ убит». 29 Такими-то сказками раскольнические попы стараются утверждать раскол, и простодушные люди верят им! 31 Это со всею ясностью подтверждается перепиской Пафнутия Коломенского с Пафнутием Казанским, Семеном Семеновыми и Ксеносом, именно по делу о Белокриницком Уставе, которую мы напечатали в Братском Слове (1885 г. т. II). Если на соборе раскольнических епископов признали полезным прочитывать кое-что из Братского Слова, то мы полагаем, что всего полезнее было при суде над Швецовым прочесть именно эту переписку Пафнутия, где лжеучения Богословия Павла Белокриницкого показаны в достаточно ясном свете. Может быть для Швецова были бы убедительнее ваших слов слова Пафнутия, его недавнего сожителя в Мануиловском монастыре, где они трудились вместе над изданием Поморских Ответов...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

И сказал я: – Сколь благо место сие! Отвечали мне мужи те: – Место сие, Енох, уготовано праведникам, что претерпят скорби в жизни сей, и смирят души свои, и отвратят очи свои от неправды, и сотворят суд праведен, чтобы подать хлеб алчущим, и нагих покрыть ризою, и воздвигнуть падшего, и помочь обидимым. Пред лицом Господним ходят они и Ему единому служат, и для тех уготовано место сие в наследие вечное» 236 . 174 Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 1. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867, с. 40 175 Замена «н» на «м» в слове Эден произошла в LXX, а оттуда и в славянском и русском текстах – Эдем. На европейских языках, вслед за еврейским – Эден, так по-немецки – «Garten in Eden». 183 Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 1. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867., с. 39 184 Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Изд. Ассоциации «Путь к истине», Киев, 1991, стр. 59. 189 Как пушкинская старуха, после всех дарований золотой рыбки, вновь оказалась у разбитого корыта. 191 Феодорит , епископ Киррский, блаженный. Изъяснение трудных мест Божественного Писания, т. 1 (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, И. Навина, Судей, Руфь, 1, 2, 3 и 4 Царств, 1 и 2 Паралипоменон). М., Издательский Совет РПЦ, 2003, ч. 1, с. 27. 194 Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 1. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867, с. 40–41. 195 Приведенный текстологический анализ дан по Берману [Берман Б.И. Библейские смыслы, книга первая, М., 1997, с. 43–44]. 197 В русском переводе слово «познание» употреблено в наименовании древа. Св. Григорий же употребляет в наименовании древа слово «ведение» (γνσιν), противопоставляя его слову «познание» (πιστμιν). 198 Григорий, епископ Нисский, святой. «Об устроении человека», СПб., Аксиома, Мифрил, 1995, с. 65–66 202 Интересно, что блаж. Августин считает древо познания яблоней, о чем не говорит Св. Писание, но что общепринято в народе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010