Из Коринфа Апостол отправился в Иерусалим, приблизительно в начале 59 года. Таким образом, послание к Римлянам было написано в конце 58 года, или в начале 59 года. Что послание писано было в Коринфе, это, между прочим, видно из того, что он посылает привет Римлянам от Гаия и Ераста, жителей Коринфа, и посылает послание из Кинхрей, прибрежного места, находившегося близ Коринфа. Послание Ап. Павла к Римлянам, очевидно, произвело великое впечатление на читателей оного, а посему когда Ап. Павел чрез год или два явился в Рим, то Римские Христиане вышли ему на встречу до Аппиевой площади ( Деян. 28:15 ). Еще большим уважением послание Павла стало пользоваться после того, как он увенчал свою проповедь мученическою за нее кончиною. Древнейшее свидетельство о послании к Римлянам находится у одного из первых епископов Римских, именно у св. Климента. Столь же рано оно было известно и на Востоке, как это видно из свидетельства св. Поликарпа, епископа Смирнского. Так как послание прежде всего назначалось для Римских Христиан, то некоторые полагают, что оно первоначально было написано на Латинском языке; но Греческий язык послания представляет ясные следы первоначальной чистоты его, несвойственной переводам. С другой стороны, Греческий язык в то время был в большом распространении в Риме, почему его многие могли понимать свободно; на Латинском же языке стеснялись писать и природные Римляне. Содержание послания к Римлянам вполне соответствует указанным обстоятельствам и целям написания, и в характере своем оно вполне носит дух ревности св. Ап. Павла по истинной вере. После приветствия св. Ап. Павел вскоре высказывает главную мысль послания, что благовествование Христово есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет (1: 16, 17). Далее эта мысль раскрывается подробно в том, что язычники и Иудеи все находились во грехе и не могли оправдаться сами (3:20); поэтому ныне независимо от закона явилась правда Божия чрез веру в Иисуса Христа (3: 22), дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась чрез праведность к жизни вечной Иисусом Христом Господом нашим (5:21).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

К чему же после этого православному христианину еще вопрошать: " Угодны ли Богу другие веры: лютеранство, латинство и прочия, им же несть числа? " Ответ ясен сам по себе. Не говорю уже об язычестве, магометанстве, иудействе с его талмудом. Даже о христианских исповеданиях верный сын Церкви скажет то, что говорил незабвенный святитель Феофан: " Не хочу входить в суждение: спасутся ли католики, - одно знаю: если я оставлю православие и уйду в латинство, то - несомненно погибну " . Бог всем хочет спастись и в разум истины прийти; Его пути неисповедимы; кто не мог познать истины чистой, какова истина нашего святого православия, с того меньше и взыщется, а все же взыщется, кто же и имел к тому полную возможность и познал сокровище православной истины, но изменил сей истине, тому нет прощения: он погибнет, аще не покается. Казалось бы: ясно, как Божий день: " Высших себе не ищи и крепльших не испытуй: яже ти поведена суть - в сих пребывай " и - довлеет тебе! Кто ты, что хочешь знать неиспытуемые суды и судьбы Божии? Знай себе, и будет с тебя. Но вот есть такие пытливые люди, которые не довольствуются такими бесспорными истинами и готовы спорить даже против них. Они хотят проникнуть в суды Божии и как бы возражать Самому Господу Богу. Забывают мудрое слово Апостола: " Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? " (Рим. 9, 21). Или ты недоволен, что ты являешься сосудом для " почетного употребления " ? Смирись в уме своем, возблагодари, что обладаешь чистым сокровищем истины, молись, да пребудеши во истине, и предоставь Богу судьбы тех людей, которые не принадлежат к твоей матери Церкви, хотя бы они и родные тебе по плоти. Тебе тяжело это слышать? Но ужели думаешь, что ты милостивее Господа Бога, премудрее Церкви, сей таинницы мудрости Божией? Укоряй себя, что ты не хочешь, не умеешь, нерадишь о том, чтобы родных своих делать соучастниками сокровищ благодати, столь преизобильно изливаемой от Церкви в ее таинствах, в ее богослужении, в ее учении о спасении нашем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2424...

Когда стало распространяться божественное учение между славянами и богослужение совершаться на их языке, тогда первый и злостный завистник, диавол, не вынося сего, вошел в свои сосуды и начал многих возбуждать, говоря им: «Этим Бог не прославляется. Если бы Ему это было угодно, то разве Он не мог сделать, чтобы и изначала для Его прославления проповедь слова Божия записывалась на язык того народа, которому возвещалась. Но три языка только избрал Бог: еврейский, греческий и латинский, на которых и подобает воссылать славу Богу». Так говорили латинские и немецкие архиереи, священники и их ученики. Константин вступил с ними, как некогда Давид с иноплеменниками, в спор и словами священных книг победил и назвал их трехъязычниками, подобными Пилату, написавшему на трех языках титла на Кресте Господа. Не только одному этому, но и многому другому нечестию учили народ немецкие и латинские священники. Они говорили: «Под землею живут люди велеглави все гады — творение диавола; если кто убьет змию, тому отпустится за это девять грехов; если кто убьет человека, тот пусть пьет из деревянной чашки, а к стеклянной пусть не касается». Они не возбраняли народу приносить по старому обычаю языческие жертвы, ни многоженства. Эти лжеучения святые братья старались искоренять, как сорную траву, словесным огнем. «Принеси в жертву Богу», — обличали они словами пророка, — «хвалу и воздай Всевышнему молитвы твои» (Пс.49:14). «Берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей: если ты ненавидишь ее, отпусти, говорит Господь Вседержитель, и покроет нечестие помышления твои; поэтому наблюдайте за духом вашим и не оставляйте жен своих. И вот, если ненавидишь, помни, что Господь был свидетелем между тобой и женою юности твоей, она подруга твоя и законная жена твоя» (Мал.2:15–16,13–14). В Евангелии Господь говорит: «вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. Я говорю вам: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал в сердце своем» (Мф.5:27–28). «Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившись на разведенной прелюбодействует» (Мф.19:9)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Когда стало распространяться божественное учение между славянами и богослужение совершаться на их языке, тогда первый и злостный завистник, диавол, не вынося сего, вошел в свои сосуды и начал многих возбуждать, говоря им: «Этим Бог не прославляется. Если бы Ему это было угодно, то разве Он не мог сделать, чтобы и изначала для Его прославления проповедь слова Божия записывалась на язык того народа, которому возвещалась. Но три языка только избрал Бог: еврейский, греческий и латинский, на которых и подобает воссылать славу Богу». Так говорили латинские и немецкие архиереи, священники и их ученики. Константин вступил с ними, как некогда Давид с иноплеменниками, в спор и словами священных книг победил и назвал их трехъязычниками, подобными Пилату, написавшему на трех языках титла на Кресте Господа. Не только одному этому, но и многому другому нечестию учили народ немецкие и латинские священники. Они говорили: «Под землею живут люди велеглави 3131 , все гады – творение диавола; если кто убьет змию, тому отпустится за это девять грехов; если кто убьет человека, тот пусть пьет из деревянной чашки, а к стеклянной пусть не касается». Они не возбраняли народу приносить по старому обычаю языческие жертвы, ни многоженства. Эти лжеучения святые братья старались искоренять, как сорную траву, словесным огнем. «Принеси в жертву Богу», – обличали они словами пророка, – «хвалу и воздай Всевышнему молитвы твои» ( Пс.49:14 ). «Берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей: если ты ненавидишь ее, отпусти, говорит Господь Вседержитель, и покрыет нечестие помышления твоя; посему наблюдайте за духом вашим... и не оставляйте жен своих. И вот, если ненавидишь, помни, что Господь был свидетелем между тобой и женою юности твоей.., она подруга твоя и законная жена твоя» ( Мал.2:15–16, 13–14 ). В Евангелии Господь говорит: «вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф.5:27–28 ). «Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» ( Мф.19:9 )

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Однако, это свидетельство Светония весьма важно, как содержащее упоминание о Христе, а также потому, что помогает нам установить данные апостольской хронологии. Это произошло в 52 г. христианской эры. Акила это греческое произношение латинского имени Аквила, а Прискилла — уменьшительное от латинского имени Приска. Оба супруга были обращены святым Павлом к вере во Христа, видимо, несколько позже, ибо он остановился у них лишь «по одинаковости ремесла». У евреев было в обычае, даже у богатых, обучать детей какому-нибудь ремеслу, чтобы сделать их ни от кого не зависимыми в отношении содержания. Делание палаток для путешественников, для военных лагерей было довольно выгодным ремеслом. Послания показывают нам несколько раз, что Павел был очень счастлив, имея возможность приобретать себе средства к жизни собственным трудом, никого не обременяя, (например, в 1 Кор 4:12и др.). Деян.18:4. Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов. Деян.18:5. А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос. Деян.18:6. Но как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам.    Каждую субботу Павел беседовал в синагоге, убеждая в истине евангельского учения, как природных иудеев, так и эллинов, то есть прозелитов. Очевидно, здесь Павел встретил большое противодействие своей проповеди, ибо он «понуждаем был духом», выражение, указывающее на большое духовное напряжение проповедника. Противление иудеев проповеди Павла дошло, наконец, до открытого злословия в синагоге. Тогда Павел решил прервать всякие сношения с коринфской синагогой и обратился к коринфским язычникам. Отрясши одежды свои, что равносильно отрясению праха от ног своих, в знак окончательного разрыва, он сказал: «кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам», то есть за ваше неверие и упорство на вас обрушатся, как наказание Божье, страшные кровавые бедствия, но я за это не ответствен: я проповедал вам единственный путь, которым вы могли избегнуть этого наказания — путь евангельской истины, вы не пошли по нему, вы и виновны в этом и ответственны, а не я.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

«Пейте из нее все... Этими словами Господь показал, что причащаться из чаши Божественной Крови Христовой должны не одни только апостолы, а следовательно и священнослужители, но все христиане без различия, ибо эта спасительная Кровь Господня излита была Христом не за одних только апостолов и священнослужителей, а «за многих людей во оставление их грехов». Если же Кровь Христа пролита была за всех людей без различая, то и все те, кто только правильно верует во Христа и в свое спасение, должны причащаться этой Крови во оставление грехов своих. Вот почему и сказал Спаситель: «если... не будете... пить Крови Его (Сына Человеческого), не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ). Как заповедал Христос, так учили и св. апостолы. Святой апостол Павел ясно учил, что каждый человек-христианин должен принимать Причащение непременно под двумя видами, т. е. не только причащаться Тела, но и Крови Спасителя. «Да испытывает человек себя,– пишет он в первом послами к Коринфянам, – и таким образом, пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» ( 1Кор.11:28 ). И в другом месте: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой?.. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую» ( 1Кор.10:16–21 ). В виду столь ясного учения Спасителя и святых апостолов, заповедавших всем христианам причащаться непременно под двумя видами, верующие в Церкви всегда принимали св. Причащение под двумя видами и, вкушая Пречистую Плоть Христа приобщались так же и Его спасительной Крови. Так было и есть в Восточной церкви, так в течении многих веков было и в Западно-латинской церкви, пока она не уклонилась на путь лжеучений и не прервала общения с Православной Церковью . О том, что в древнее время в Латинской церкви миряне причащались под двумя видами свидетельствуют поучения римских пап того времени, которые строго осуждали тех, кто не причащался Спасительной Крови Христа Спасителя. Так, Папа Лев Великий в V веке в одном из слов во святую четыредесятницу говорил, что «некоторые христиане недостойными устами приемлют Тело Христово, но совершенно уклоняются Крови нашего искупления. Поэтому папа требовал, «чтобы такие люди были открыты по обличении их святотатственного притворства и были отлучены от общения со святыми».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

«Поприще» в точном значении равно римской миле (греч. μλιον), которая, согласно Гольцману, равняется 1000 шагов, или 8 стадий, или 1472 метра. Мф.5:42 .  Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Ср. Лк.6:30 , где та же мысль выражена несколько иначе: «всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад». Речь очевидно идет об имущественных отношениях и ни о чем другом. Поэтому рассуждения о том, что эта заповедь не должна исполняться буквально и что не во всех случаях просьбы могут быть удовлетворены, например, когда дитя просит нож, чтобы зарезаться, представляются излишними. Мф.5:43 .  Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. Первое предложение заповеди заимствовано из Лев.19:18 ; второго предложения: «ненавидь врага своего», нет в древнем еврейском законе, и Спаситель ссылается здесь или на позднейшие постановления Ездры, или же на постановления книжников, направленные к тому, чтобы развить в иудеях человеконенавистничество. Adversus omnes alios hostile odium – враждебная ненависть ко всем другим (Тацит, «История», V, 8) со стороны иудеев была хорошо известна тогдашним язычникам, которые и сами иудеев ненавидели. Мф.5:44 .  А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, (Ср. Лк.6:27–28 .) В тексте весьма сильное колебание. Выражение: «благословляйте проклинающих вас», выпущено в Синайском, Ватиканском, Вульгате некоторых других латинских переводах, у Тишендорфа, Весткота и Хорта, и имеется в recepta, почти всех курсивных, Иоанна Златоуста , Феодорита, Феофилакта и многих других. Выражение: «благотворите ненавидящим вас», выпущено в Синайском, Ватиканском, но имеется в recepta, почти во всех курсивных, Вульгате и сирийской Пешитте. Наконец, «за обижающих вас» выпущено в Синайском, Ватиканском, у Тишендорфа, Весткота и Хорта, но имеется в recepta, почти во всех курсивных, древних латинских переводах и Пешито.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так в еврейском: [dî-yib " h], славянском тексте: и в синодальном переводе. Оба слова есть в латинском тексте: omnis homo qui rogaret quemquam de diis et hominibus usque. В греческом тексте κα προσελϑντες λγουσιν τ βασιλε Βασιλε, οχ ρισμν ταξας πως πς νϑρωπος, ς ν ατσ παρ παντς ϑεο κα νϑρπου ατημα ως μερν τρικοντα λλ’ παρ σο, βασιλε, μβληϑσεται ες τν λκκον τν λεντων; κα επεν βασιλες ληϑινς λγος, κα τ δγμα Μδων κα Περσν ο παρελεσεται. Перевод: «и пришедшие сказали царю: „Царь, не постановление ли ты постановил, чтобы всякий человек, который если попросит у какого-нибудь бога или человека ранее дней тридцати кроме тебя, царь, да будет брошен в ров львиный?“» И сказал царь: «Истинное слово и постановление Мидян и Персов не пройдёт». В рукописи 62» к слову βασιλει добавлено υπερ του ορισμου «насчёт договора». В рукописи Hippol. к слову βασιλει добавлено Δαρειε «Дарию». В рукописи 230 к слову ατσ добавлено αιτησιν «прошение». 6:16(17). После этого царь повелел, и привели Даниила, и бросили его в ров львиный. И сказал царь Даниилу: «Бог твой, Которому ты служишь неизменно, Он избавит тебя». «Неизменно». В греческом тексте: νδελεχς «непрерывно, постоянно» у Ксенофонта, Платона, Аристотеля, Менандра и Плутарха. Так в еврейском: [bitdîr " ], латинском: semper и в славянском тексте: прно. Слово «неизменно» стоит в синодальном переводе. В греческом тексте: ττε βασιλες επεν κα γαγον τν Δανιηλ κα νβαλον ατν ες τν λκκον τν λεντων· κα επεν βασιλες τ Δανιηλ ϑες σου, σ λατρεεις νδελεχς, ατς ξελετα σε. Перевод: «тогда царь сказал, и привели Даниила и бросили его в ров львиный; и сказал царь Даниилу: «Бог твой, которому ты служишь постоянно, Он избавит тебя». В рукописи 230 вместо слов γαγον τν стоит ηχϑη «привели». В рукописи 510 вместо местоимения ατν стоит τον αγιον «святого». В рукописи 62 к слову λατρεεις добавлено αυτω «ему». 6:26(27). От моего лица даётся повеление сие по всей земле царства моего: пусть трепещут и боятся Бога Даниилова, ибо Он – Бог живый и пребывающий во веки, и царство Его не разрушится и власть Его – до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

1034 Ведь тем, кому пророки возвестили о плотском, они заповедали соблюдать заповеди во плоти, нам же, духовным, скорее в уме, чем в теле следует воплощать образ. Памятуя об этом и подобном, западные отцы на многих синодах постановили справедливым, как вы знаете, чтобы в клир посвящать после того, как станет видно, что сломлена власть необходимости и воля не подчиняется утробе. Вот тогда пусть человек принимает сан иподьякона, чтобы после этого оставаться в безбрачии, доколе наслаждается непорочностью и совершенством и достоин быть в числе служителей Христовых. Второй же обычай, который ввели в народ Божий финикийские или восточные верующие, я не дерзну ни похулить, ни одобрить, потому что не знаю сочинений отцов, которые пишут по-аттически и следуют правилам греческого красноречия. Но не замедлю вам сообщить то, что азиатские отцы мне поведали во время диспута, когда я спросил, почему у них священники и низшие клирики женятся и не остаются безбрачными после рукоположения: о, если бы они могли воспользоваться суждением понтифика, в то время, как они сами судят о своих решениях. Ибо сосуд избранный, когда ясно рассуждал о состоянии девства, сказал: Если кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решится в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает ( 1Кор.7:37 ). На основании этих предписаний отцы освятили этот обычай, зная, что немного тех, кто неподвластен давлению плоти и обладают волей ума, чтобы тот, кто, на их взгляд, не выказывает способности жить без страстных пожеланий или похоти очей, связывал себя узами брака, говоря: лучше для них претерпеть это умаление, о котором говорит апостол и пойти средним и благим путем, остановившись на средней ступени, чем связывать свой сосуд узами воздержания и ежедневно сокрушать его через отверстия очей, чтобы, легкомысленно считая себя воздержанным, в будущем не потерпеть крах вместе с прелюбодеями и неразумными девами. И не сами собой они, как говорят, это сделали, но взяли пример с апостола, сказавшего: Выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше ( 1Кор.7:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 . Онемех и не отверзох уст моих, яко Ты сотворил еси, т.е. «укоряемый, молчал я, в точности зная, что Ты в наказание или вразумление мне определил, чтобы укоряли меня» (Св. Афан.). «По Твоему попущению ругался надо мною Семей и уподобился бичу, а Ты им меня наказывал» (Бл. Феод.). В Римском издании LXX, в древних Латинских Псалтирях прибавлено к слову сотворил: меня. Т.е. потому, что Ты меня сотворил, я Твое, Господи, создание. Такому чтению следуют Амвросий, Августин (у Калм.). С Евр.: «Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это». 11 . Отстави от Мене раны Твоя – удали от меня Твои раны, избавь меня от поражений, болезней, бедствий. «Прекрати наказание» (Бл. Феод.). Св. Афанасий разумеет поражения, претерпенные Давидом от демонов. От крепости бо руки Твоея аз исчезох 259 . «Карающая сила именуется, – говорит св. Афан., – рукою Божиею». Т.е. от сильных наказаний Твоих, Господи, я исчезох – изнемог, лишился своей крепости; «истощен от множества ран» (бл. Феод.), или поражений. С Евр.: «Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей». 12 . Во обличениих о беззаконии наказал 260 еси человека, т.е. Своими обличениями беззаконий или наказаниями Ты, Господи, вразумил человека (Св. Афан.). Истаял 261 еси яко паучину 262 душу его, т.е. Своими наказаниями Ты, Господи, сделал его слабым, как паутину, обессилил, изнурил. С Евр.: «Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его», т.е. крепость, здоровье. Обаче всуе всяк человек. В Римском и других изданиях LXX прибавлено слово: мятется 263 . Так читают: св. Афанасий, бл. Феодорит, Августии; так и в Вульгате. Т.е. «напрасно мятется всяк человек, живущий в беззаконии, так что имеет нужду в подобном вразумлении» (Св. Афан.). С Евр.: «Так, суетен всякий человек»! 13 . Моление мое внуши, «т.е. услышь (мольбу мою) и прости грех прежде кончины; ибо это означает сказанное: преселник аз есмь» (Св. Афан.). Не премолчи – не оставь без ответа, помоги; потому что я, как странник, как пришлец неведомый, остаюсь без помощи и средств. С Евр.: «Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим. Ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010