Мы приходим в Святую Землю не любознательными туристами, а благоговейными поклонниками. Характерно, что в прежние, дореволюционные времена в русской духовной литературе почти не употреблялось слово паломник, говорили «поклонник». Паломник – слово, заимствованное из европейской традиции. Оно происходит, как латинское «пальмариус», от пальмовой ветви, которую приносили с собой странники из Святой Земли. Правда, и здесь нужно подчеркнуть, что это была не просто отломленная ветка – это были «вайи», с которыми верующие совершают крестный ход из Виффагии в Иерусалим в Вербное воскресенье. Православные верующие старались принести с собой из Святой Земли прежде всего святыни, непосредственно связанные с православным богослужением на святых местах: святую воду, масло, освященную землю, святой огонь в специально сооруженных фонарях или хотя бы традиционные пасхальные пучки из 33 свечей, опаленные от святого огня Великой Субботы. Для духовной жизни важны вообще не «вещественные доказательства» совершенного тобой паломничества. Более того, как ни парадоксально прозвучит это на страницах паломнического путеводителя, вообще не само паломничество. Сохранилось предание о преподобном Давиде Гареджийском, одном из тринадцати «каппадокийских отцов», основателей грузинского монашества (VI в.). Всю жизнь мечтал он посетить Иерусалим, а когда пришел и увидел с Поклонной горы Святой Город, заплакал и сказал: «Недостоин я, грешный, ходить своими ногами там, где ступал пречистыми Своими стопами Господь Спаситель». Взял три камешка на молитвенную память, повернулся и ушел. ...И было откровение иноку одной из иерусалимских обителей. Явился Ангел и сказал: «Смотрите, этот монах уносит с собой всю благодать Святого Града». Иноки бросились за преподобным Давидом и умоляли его... вернуть взятые камешки. Он вернул два, а с одним ушел. Главную благодать, которую, по разуму святых отцов, он чуть было не унес с собой из Иерусалима, составляло смирение. Будем помнить об этом и мы, прощаясь со Святой Землей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Так как в России еще не было медицинских курсов, то у меня даже были мысли поехать за границу, но тогда для жизни у нас не хватило бы средств, и я поступила в земство на службу в статистическое отделение, одновременно стала заниматься латинским и греческим. Так прошло полтора года. Весной 1894 года подала прошение, чтобы экстерном держать экзамены по этим языкам; сдала их очень хорошо, но поступить еще не было возможности. Когда я высказала свое желание ехать за границу, родители так огорчились, что даже отец заплакал, а о матери и не говорю, потому что она тщательно скрывала свои чувства. Что мне было делать? И я решилась на такое отчаянное средство: ничего никому не говоря, даже брату, с которым у нас была неразрывная дружба, я написала простое письмо Государю Императору, в котором изложила свои обстоятельства: как мне хочется поступить и что не могу оставить своих любимых родителей. Я усердно просила его в этом письме разрешить мне частным образом ходить в Московский университет на медицинский факультет. Прошло несколько месяцев, и вдруг неожиданно получаю из канцелярии Государя Императора ответ на мою просьбу. В этой бумаге было сказано, чтобы я немедленно присылала все нужные бумаги в Женский Медицинский институт , который открывается в Петербурге. Не могу словами выразить той радости, которая была у меня от этого известия. Все удивлялись, что я так тщательно все скрыла и что письмо, могло дойти. Но родители мои, видно было, опечалились. Я им сказала: «Вот наши близкие знакомые, семья инженера, которые так уговаривают меня выйти замуж, как бы для того, чтобы я к вам ближе была, ведь они ошибаются. Они выдали свою дочь, и она уехала так далеко; кто знает, увидятся ли они; а я, сделавшись врачом, буду с вами неразлучна». Это сразу успокоило их, и я помню, мать моя утерла слезы и никогда уже больше не возражала, даже с сочувствием относилась к моему желанию. Бумаги были отправлены, и скоро мне самой пришлось собираться в дорогу (1897 год). Никогда я еще не ездила одна, особенно в такой далекий путь, но несмотря на страх, я, конечно, решила ехать одна. Я так волновалась, что всю дорогу со мной была непрерывная рвота. Господь помогал мне. На последней станции к Петербургу напротив меня сел ехавший с дачи господин: он оказался профессором. Он вынул свою визитную карточку и показал мне, чтобы я не боялась его, и предложил проводить до Медицинского института. Это меня очень успокоило.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Памятник известен с XIV в. По преданию, здесь находятся гробницы пророков Аггея, Захарии и Малахии – из числа 12 «малых» пророков. Впрочем, сам о. Антонин не верил этому преданию. Современные археологи датируют этот лабиринт временем не ранее IV-V вв. – в соответствии с надписями, найденными на наружных стенах и сообщавшими, что здесь похоронены христиане из Сирии или Месопотамии, бывшие, очевидно, на поклонении в Иерусалиме. Вокруг раскинулось старое еврейское кладбище. Возможно, могила одного из пророков древности действительно находилась неподалеку и дала имя этой древней усыпальнице. Там же, на юго-западном склоне Елеонской горы, напротив участка с Гробницами пророков, находится участок Карм-уль-Газаль (Karm-el– Ghazal), или, по-другому, «Место Каллистрата», приобретенный архимандритом Антонином по частям в 1881 –1884 гг. Храм Dominus Flevit От Гробницы пророков, вниз по дорожке, ведущей в Гефсиманию, можно пройти к небольшому францисканскому монастырю с храмом, именуемом «Доминус Флевит» (в переводе с латинского: «Господь плачет»). Храм построен в 1955 г. архитектором А. Барлуцци и стал последним в списке сооруженных им храмов Святой Земли. ...В Вербное Воскресенье, за 5 дней до Голгофы, когда Спаситель, совершая торжественный Свой вход в Иерусалим, спускался с Елеонской горы к Золотым воротам, Он замедлил на одной из террас и – при виде залитой солнцем панорамы Св. Города, с величественным многоукрашенным Храмом, – не удержался и заплакал. Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать сынов твоих, как птица собирает птенцов под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Лк. 13:34–35). Как можно выразить языком архитектуры плач Иисуса? А. Барлуцци накрывает храм черным куполом, нарочито отягченным книзу, словно оплывающим в форме слезы. И по углам кровли ставит тонкие не то вазоны, не то ампулы – говорят, именно в такие античные плакальщицы в буквальном смысле слова «собирали» слезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Лара 9 апреля 2013, 20:37 После смерти может душа полететь туда, где хотела побывать при жизни ? например, хотел побывать в Иерусалиме, но при жизни не был там. А после смерти можно хотя бы в первые 3 дня попутешествовать? Гостья 9 апреля 2013, 20:11 Спасибо, отец Андрей. Очень хорошо написали. Попутешествовала и понаблюдала вместе с Вами. Татьяна 9 апреля 2013, 19:47 Почему-то стало грустно...Вот уверена, что никогда не смогу побывать на Святой Земле по нездоровью. Но не от этого грусть. Вероятно то, что там все так перемешано, заставляет задуматься над тем, Святая Земля сегодня - просто место на карте, где Спаситель умер на кресте и воскрес (Воистину воскресе!), или действительно Святая Земля? Вопрос о ее сегодняшней святости - он праздный? Ведь тот Иерусалим был разрушен до основания... Скорее всего, это глупости с моей стороны. Лев 9 апреля 2013, 18:36 Опечатка: храм называется Dominus Flevit (по-латински Господь заплакал) Стефания 9 апреля 2013, 17:33 В прошлом году мы почти всем приходом были в Святом Граде. И сейчас, читая Вашу статью и смотря на фотографии, я вспоминаю все. Как Господь милостив! Но знаете, во время поломничества бывает трудно понять, осознать, где находишься. И сейчас сердце вправду вздыхает, что не всегда плакакло, ступая на эти камни! Что не выпрыгивало горлом, как рыба на берег! Осознание даже отчасти великой милости Божией приходит потом, через время, особенно через такие статьи. Спасибо. Геннадий 9 апреля 2013, 12:56 Полностью согласен с протоиереем Андреем. И со статьей. Все так, как он написал... Я был и Иерусалиме 3 года подряд, но не как паломник (к сожалению). Нерелигиозные евреи с крайней настороженностью относятся к так называемым " религиозным " (они кстати сами их так называют). Сосредоточиться и помолиться у святынь крайне сложно из-за большого количества паломников и экскурсоводов. Разве что вечером, перед закрытием, когда поток существенно снижается. Что касается храма Марии Магдалины на Елеонской горе, то попасть туда смог только с 3 раза: то у них не приемные часы, то еще что-то... на уговоры не поддаются. А остальные храмы: Елеонский, Горний монастырь и т.д. пускают русских без проблем в любое время.

http://pravoslavie.ru/60627.html

Современные археологи датируют этот лабиринт временем не ранее IV–V вв. – в соответствии с надписями, найденными на наружных стенах и сообщавшими, что здесь похоронены христиане из Сирии или Месопотамии, бывшие, очевидно, на поклонении в Иерусалиме. Вокруг русского участка раскинулось старое еврейское кладбище. Возможно, могила одного из пророков древности действительно находилась неподалеку и дала имя этой древней усыпальнице. Там же, на юго-западном склоне Елеонской горы, напротив участка с Гробницами пророков, находится участок Карм уль-Газаль (Karm-el-Ghazal), или по-другому Место Каллистрата, приобретенный архимандритом Антонином по частям в 1881–1884 гг. Храм Dominus Flevit От Гробницы пророков, вниз по дорожке, ведущей в Гефсиманию, находится с правой стороны небольшой францисканский монастырь с храмом, именуемым Доминус Флевит (в переводе с латинского: «Господь плачет»). Храм построен в 1955 г. архитектором Антонио Барлуцци. ...В Вербное воскресенье, за пять дней до Голгофы, когда Спаситель, совершая торжественный свой Вход в Иерусалим, спускался с Елеонской горы к Золотым Воротам, Он замедлил на одной из террас и при виде залитой солнцем панорамы Святого Города с величественным многоукрашенным Храмом не удержался, заплакал. Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать сынов твоих, как птица собирает птенцов под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст ( Лк. 13, 34–35 ). Как можно выразить языком архитектуры плач Иисуса? Барлуцци накрывает храм черным куполом, нарочито отягченным книзу, словно оплывающим в форме слезы. И по углам кровли ставит тонкие не то вазоны, не то ампулы – говорят, в такие античные плакальщицы в буквальном смысле слова «собирали» слезы. Снаружи храм выглядит как небольшая часовня. Он представляет собой в плане крест, или, точнее, квадрифолий. В силу особой камерности внутреннего пространства каждая линия властно направляет твой взгляд вверх – к сводчатой золотой чаше купола.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В то же самое время, у Троицы происходило объяснение императрицы с принцессой-матерью, по окончании которого принцесса вышла от ее величества с заплаканными глазами, а лейб-медик, и сам расстроенный, тут же объявил принцессе-дочери, чтоб сбиралась, обратно в Германию. Затем августейшие путешественники начали возвращаться в столицу. 9-го приехал великий князь с ангальт-цербтскими принцессами; 13-го прибыла императрица и, в тот же день, вице-канцлер Бестужев-Рюмин объявлен канцлером 410 . Это назначение, невыгодное врагам Бестужева, только пятью днями предупредило новую улыбку судьбы, обращенную к Лестоку, который, однако, при настоящих обстоятельствах лейб-медика, лишенного друга и выгодного мнения государыни, походила более на насмешливую гримасу той же судьбы. «Сегодня пред полуднем – писали в «С.-Петербургские ведомости» из Москвы, от 18-го июня – его превосходительство тайный действительный советник, господин фон-Лесток, и его превосходительство господин обер-маршал фон-Бриммер через римско-цесарского министра, господина барона фон-Нейгауза из римско-имперской канцелярии получили сообщение с таким объявлением, что его римско-цесарское величество по собственному благоволению всемилостивейше соизволил обоих высокоупомянутых господь в рассуждении оказанных к российскому императорскому дому их заслуг в графское достоинство Римской империи с прибавлением в титуле illustris et magnifions и притом во все соединенные с оным достоинством преимущества, права и привилегии возвести» 411 . Латинский диплом на графство, не приносивший никакой существенной выгоды лейб-медику, более всего любившему такие выгоды, был утвержден императором 27 апреля 1744 года, и лейб-медик, генерал-директор медицинской канцелярии в России, Иоганн-Герман Лесток, сталь отныне называться и писаться графом. Однако, новый граф и все друзья Шетарди, покинутые маркизом, находились в чрезвычайно затруднительном положении. Принцесса-мать, далеко не желавшая «сбираться обратно в Германию», кинулась к камергеру Воронцову, хотя и врагу Лестока со товарищи, но человеку более доступному и более мягкому, чем все другие опаснейшие враги, главное же – родственному императрице по своей жене.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Рим.2:6 −7)...Священный Собор исповедует, что «Бог, начало и конец всего, может быть с достоверностью познан через тварный мир естественным светом человеческого разума» (ср. Рим.1:20 ). (Догматическая конституция «О Божественном Откровении», гл 1, 3:6). 43 Интеллект, от латинс. Iintellectus) – разумение, познание. Проблема инт. играет важную роль, поскольку с тем инт. связывались сущность и специфика человека, являющиеся изначальной способностью человека (его души). Марксизм отрицает в таком смысле понятие инт. 44 Боэций (Boethius) Аниций Манлий Торкват Северин (480−524) – консул и придворный деятель остготского царя Теодориха. Он перевел на латинский язык и прокомментировал сочинения Аристотеля и был сам автором ряда трудов по логике. В его эпоху труды Боэция были единственным источником по логике Аристотеля. 45 Акциденция (от латинского accidentia – случай, случайность), философский термин, означающий случайное, несущественное, изменяющееся, преходящее. Акцидентальное обычно противопоставлялось субстанциальному или существенному. По Фоме Аквинскому, А. – «вещь, природа которой должна быть в другом» («Summa Theolog.»). 46 Слово «генерал» и «провинциал» стали терминами, хотя по-русски те же самые слова имеют и другое, основное значение. Точнее было бы переводить «глава ордена» и как-нибудь вроде – «местный глава ордена». По-латыни и по-испански (т.е. на языках, которыми пользовался Игнатий) и «генерал» и «провинциал» – не существительные, а прилагательные «главный» и «местный». 47 Имеется в виду т. н. контруизм (учение о сочетании свободной воли человека и Божественной благодати); теория эта создана иезуитом Луисом Молиной (XVI в.). Уточняем здесь, т. к. по-русски термин «молинизм» может быть понят как учение Мителя Молиноса, т. н. квиетизм (XVII век). 48 Согласно традиции имена святых даем в условной общеевропейской форме, прочие имена – в национальной. 49 Там, где к имени присоединено просто название места, с которым связано данное лицо, даем «из». Здесь же даем «де», т.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

Да не подумает кто-нибудь, что первое и большее имя есть «Бог», а второе (меньшее) – «Господь». В отношении к естеству бессмертному и «Господь», и «Бог» указывают на одно и то же достоинство, хотя эти слова имеют и не одинаковый смысл. В самом деле, если «Бог» – первое имя, а «Господь» – второе, то Моисей не употребил бы второго в качестве первого, говоря: «Господь, Бог наш, Господь един есть» ( Втор.6:4 ). Если он хотел сказать о первом имени, то должен был бы, упомянув сначала о первом, сказать: «Бог твой Господь один есть»; желая же показать безразличие имен, он сказал сначала «Господь», потом «Бог». Но возвратимся к своему предмету. «Господь есть Дух». Итак Господь Отец, Сын – Господь, Господь – Дух Святой. Но Павел говорит: «Один Господь». Если един Господь, то каким образом Господь и Господь? Ясно, что (разумеется) единое господство. Так и един Бог, говорит Павел: «Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос , Которым все, и мы Им» ( 1Кор.8:6 ). Итак, скажет еретик, Отца апостол назвал Богом, а Сына – Господом. Посмотрим же, посмотрим, братие, посмотрим – прошу: название «Господь» второе ли имя Божественного достоинства, а не есть ли воистину первое и вполне соответствующее (этому достоинству) и засвидетельствованное Священным Писанием? Подлинно необходимо и нам сказать об этом со тщанием, и вам выслушать с охотою, и еретикам научиться истине. Какое же слово удостоверит нас, что «Господь» есть имя и первое, и соответствующее великолепной славе? Слушай пророка Давида: «Да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут. И да познают, что имя Тебе Господь, ты един Вышний над всею землею» ( Пс.82:18–19 ). Обычно враг говорит о Спасителе – Слове: имя Христа – Господь, имя Отца – Бог . Опять я требую определения данных понятий. Ты употребляешь выражения еретиков? Соблюдаешь ли известные условия? Я боюсь твоего коварства. Когда ты будешь уличен данной истиной, ты убежишь от нее под защиту другой выдумки; когда и тут будешь поражен, обратишься к новому основанию своего неразумия, тогда как следует не бегать от блистающей и просвещающей истины, потому что она, просвещая, не гонит (никого), а «нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним» ( Притч.28:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   Да не подумает кто-нибудь, что первое и боль­шее имя есть «Бог», а второе (меньшее) — «Господь». В отношении к естеству бессмертному и «Господь» и «Бог» указы­вают на одно и тоже достоинство, хотя эти слова имеют и не одинаковый смысл. В самом деле, если «Бог» — первое имя, а «Господь» — второе, то Моисей не употребил бы второго в ка­честве первого, говоря: «Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор.6:4). Если он хотел сказать о первом имени, то должен был бы, упомянув сначала о первом, сказать: «Бог твой Господь один есть»; желая же показать безразличие имен, он сказал сначала «Господь», потом «Бог».    Но возвратимся к своему предмету. «Господь есть Дух». Итак Господь Отец, Сын — Господь, Господь Дух Святый. Но Павел говорит: «один Господь». Если един Господь, то каким образом Господь и Господь? Ясно, что (разумеется) единое господство. Так и един Бог, говорит Павел: «но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1Кор.8:6). Итак, скажет еретик, Отца апостол назвал Богом, а Сына Господом. Посмотрим же, посмотрим, братие, посмот­рим — прошу: название «Господь» второе ли имя божественного достоинства, а не есть ли воистину первое и вполне соответ­ствующее (этому достоинству) и засвидетельствованное Священ­ным Писанием? Подлинно необходимо и нам сказать об этом со тщанием, и вам выслушать с охотою, и еретикам научиться истине. Какое же слово удостоверит нас, что «Гос­подь» есть имя и первое, и соответствующее великолепной славе? Слушай пророка Давида: «Да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут. И да познают, что имя Тебе Господь, ты един вышний над всею землею» (Пс.82:18—19). Обычно враг говорит о Спа­сителе — Слове: имя Христа — Господь, имя Отца — Бог. Опять я требую определения данных понятий. Ты употребляешь выраже­ния еретиков? Соблюдаешь ли известные условия? Я боюсь тво­его коварства. Когда ты будешь уличен данной истиной, ты убежишь от нее под защиту другой выдумки; когда и тут будешь поражен, обратишься к новому основанию своего нера­зумия, тогда как следует не бегать от блистающей и просве­щающей истины, потому что она, просвещая, не гонит (никого), а «нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним» (Притч.28:1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3382...

Но возвратимся к нашему предмету. «Да познают, что имя Тебе – Господь». Выбирай, что желаешь; говорю не в том смысле, чтобы выбор лежал в твоей власти. И Иисус Навин, когда говорил народу: «Изберите себе ныне, кому служить, богам, которым служили отцы ваши, или Господу Богу нашему» ( Нав.24:15 ), не предоставил, конечно, выбор во власть людей, а хотел показать, что воле любящих Бога сопутствует благочестие. И в другом месте он говорит: «Вы свидетели о себе, что вы избрали себе Господа – служить Ему» ( Нав.24:22 ). Подобно тому, как там избрание не унизило достоинства Божия, а показало свободную волю благочестивых людей, так и я теперь, если предоставляю выбор свободной воле, не достоинство Божие оскорбляю, а испытываю свободу. Итак, «и да познают, что имя Тебе – Господь» – сказано об Отце, или о Сыне? Если об Отце, и имя Отца Господь, то имя и Сына Господь, потому что «и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им»; следовательно, и достоинство так же обще, как и имя. Но «Господь» – имя Сына; следовательно, один только Сын Господь, потому что «Ты, – говорится, – един Вышний над всею землею». Если же, таким образом, единый Господь только Сын, то Отец чужд ли господства? Да не будет! И Сын, когда Отец называется единым только Богом, не лишается божества. «В начале, – говорится, – было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин.1:1 ). Следовательно, ни выражение: «Бог» Отец не отлучает Сына от Божества, потому что и «Слово было Бог», ни название Сына «единым Господом» не указывает на то, что Отец чужд господства, потому что «сказал, – говорится, – Господь Господу моему: сиди одесную Меня» ( Пс.109:1 ). Итак, Господь Отец, Господь Сын, Господь Дух Святой, потому что «Господь... Дух есть» ( 2Кор.3:17 ). Но опять, слыша, что Дух Святой – Господь, еретик приходит в раздражение и разрывается с досады. Как, говорит он, Дух – Господь, когда Он, говоря через пророка Давида, прославляет Сына в словах: «сказал Господь Господу моему»? Видишь, возражает он, как Дух, говорящий через пророка, признает своим Господом и Отца, и Сына? Итак, что же, братие? Дабы приведенное выражение не было сомнительным для слушателей, обращусь к самому изъяснению этого изречения, раскрою вам смысл этих слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010