Так, например, от Казаров пристала к Мадьярам часть Кабаров 207 , которых имя, вероятно, дало начало имени кавказской Кабарды. Земля, временно занятая Мадьярами на восток от Дона, называлась Лебедия, разумеется, не от какого-то мадьярского князька Лебеда, гостившего в ней несколько лет (как рассказывают мадьярские писатели), а от местных причин, не совсем доступных критике. В имени города Лебедяни на берегу Дона слышится отзыв старого областного названия; самое же название, по созвучию напоминающее и Лыбедь и Лебедь (любимый предмет русских песен) и множество славянских слов и имен, принадлежит без сомнения древнейшей эпохе, когда славянские племена были ещё полными хозяевами междуречья Волги и Дона. Вероятнейшее начало имени Лебедия заключается в слове Белый (из которого слово Беледь, по перестановке букв лебедь, как ладонь от долонь, бакалдина от колдобина и другие). В продолжение многих веков Приволжье и земли, лежащие между Волгой и Доном, были населены народами, носившими прозвище великих или белых. Таковы Саки, Гунны, Болгары древнейшие. Их отделения, переселявшиеся на юго-запад, принимали часто прозвище малых или чёрных, оставляя своей родине славу силы, блеска (белизны). Так в самой Руси имя Бело-России тождественно с именем Великой Руси в противоположность Мало-России. Многовековое прозвище сделалось принадлежностью области белой по преимуществу (Беляди или Лебяди). Недолго кочевали Мадьяры в придонской Лебядии. По стопам их, или вероятнее по Заволжью и вдоль скатов Урала, двигалась с севера другая, ещё более дикая кочевая дружина – Печенеги. Происхождение этого народа, вероятно, разносоставного, составляет неразгаданную загадку, для разрешения которой не осталось никаких данных. Конечно, совершенная гибель его уничтожает важность его исторической деятельности, и отсутствие всяких следов доказывает, может быть, рыхлость состава, в котором не было ничего цельного и органического. Но нет сомнения и в том, что уяснение вопросов об этих мелких дружинах, временно прогремевших по восточной Европе, было бы не бесполезно для полнейшего понятия о других сильнейших и уцелевших дружинах и народах. Признание единства между Канками 208 podpis (Тюрко-Уйгурами) и Печенегами не основано ни на чём и не стоит возражения; движение же Печенегов (иначе Бессов или Вессов) по следам Мадьяров наводит на мысль, что оно было одним из явлений, сопровождавших переселение дружин или союзов народных из северной Угры на Юг. На севере же находим мы и имя сильного финского племени Веси, совершенно соответствующее главной дружине Печенегов (Бесси или Весси), и многие созвучия самому названию Печенегов (Печора, Печенга и др.). Быть может, в позднейших заволжских Бессерменах сохранялось прежнее имя Бессермаа, которому Славяне прибавили только окончание не (Турки – Турчане, Немцы – Немчины и т. д.). Одичание чисто финской стихии Веси в продолжительном и боевом кочевании, при смешении с другими финно-турецкими ордами, не представляет ничего невероятного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Тайны Заволочья 16 мин., 20.11.2018 Земля у воды Когда-то давным-давно земли между Онежским озером, Белым озером и рекой Шексной называли Заволочьем. Почему? Большую часть дороги можно было добраться по рекам. Но не везде. Часть пути суда приходилось проволакивать по суше, перетаскивать от одной воды до другой. Вот от «волоков» и пошло название — Заволочье. Южный берег Белого моря от Онеги до Кеми называли Поморье. Почему? Потому что с севера он граничит со студеным Белым морем и с самим великим Северным Ледовитым океаном. Отыскать Русский Север на карте нетрудно. Ищите воду: реки Северная Двина, Онега, Мезень, Печора, Ладожское озеро, Белое озеро, Ильмень-озеро и много-много маленьких речушек и озер. Вот вся земля вместе с этой водой и многими еще речками, озерцами, болотами и есть Русский Север. Необыкновенно красивые и самые холодные края Европы — Вологодская, Архангельская, Мурманская области, республики Карелия и Коми. Раньше сюда относились еще Вятская земля и Пермский край. Города здесь древние и сказочные — Каргополь, Белозерск, Пошехонье, Великий Устюг, Тотьма, Сольвычегодск… Если не были, непременно побывайте! Это уникальное по истории, культуре, по сохранности древних традиций место России. Соль, смола, мусковит и жемчуг Чем жили и живут люди на Русском Севере? Чем кормились? Как зарабатывали? Во многом все так же, как и в других регионах России. Крестьяне вели хозяйство, пасли скот. Вдоль северных рек раскинулись широкие заливные луга с сочной травой, вкуснее которой для коров не найти. Недаром не­обыкновенное вологодское молоко ценят и любят во всей России. Лето здесь такое короткое, что многие сельскохозяйственные культуры не успевают вырасти и созреть. И все-таки на Русском Севере испокон века сеяли, сажали и собирали урожай. Эти земли — регион самого северного в мире земледелия. В основном здесь растили рожь и лен. В устьях небольших северных рек добывали жемчуг. Жемчужные ожерелья, серьги, расшитая северным жемчугом одежда, церковная утварь с жемчужными узорами на Руси были широко распространены. Мелким жемчугом украшали пуговицы, булавки, кольца. Крупный речной жемчуг продавали поштучно, мелкий — на вес. Ловля жемчужных раковин. Ловец лёжа на плоту, который подвигается вперед силою течения реки, высматривает раковины в маленькое отверстие в плоту и вытаскивает добычу сачком, укрепленным на конце длинной палки. Фото karel.su

http://foma.ru/taynyi-zavolochya.html

Устрашенные со всех сторон Псковичи тогда отправили в Москву из всех Пригородов своих челобитчиков к Князю Димитрию Трубецкому и Ивану Заруцкому, начальствовавшим Русскими войсками, и доносили, что Лисовский с Ляфляндцами, а Хотьковский с Литовцами стоят под Печорами; что Новгородцы со Шведами почти не выходят из Псковских Волостей; что самозванец снаряжается на осаду Пскова; что многие напасти отовсюду сходятся, а помощи ни откуда нет. Но посланные привезли уже июля 4 из Москвы Псковичам одни только грамоты от Воевод Прокопья Ляпунова и UbahaI 3аруцкого. А до того времени еще в апреле месяце Псковские Казаки вызвались идти будто бы на Лисовского, но ушли в Ивангород к самозванцу, который в июне послал их наперед ко Пскову, и они прибывши в ожидании самого его, заняли квартиру в Снетогорском Монастыре; а он июля 8 двинулся из Ивангорода со всеми своими силами ко Псковским Волостям и всюду отгонял скот. Июля 16 пришел он под самый Псков, осадил его, взял и всех привел себе к присяге. В тоже самое время Шведский Генерал Понтус де-ла Гарди намереваясь воспользоваться несчастиями, терзающими всю Россию, напал также неприятельски на Новгород и 12 июля того же 1611 года заняв город, предложил гражданам избрать себе на княжение одного из Шведских Принцев, детей Короля Карла IX. Предложение сие по неволе было принято и Новгородцы послали к Шведскому Королю поверенных с просьбой об отпуске которого-нибудь из двух сыновей его; а притом отправлены были по настоянию де-ла Гардия из Новгорода послы и в Москву к Боярам для соглашения и их к принятию Шведского Принца. Но оттуда ничего решительного не получено. Ибо Москва боролась еще c Польскими и Литовскими войсками, уже занявшими ее. А в Швецию Новгородские поверенные пришли уже по кончине Короля Карла IX, Престол коего наследовал старший сын его Густав Адольф. По сему оставалось Новгородцам принять к себе меньшего его брата Карла Филиппа. Но исполнение сего по разным с обеих сторон обстоятельствам долго длилось. Между тем Шведский Генерал в обеспечение своих договоров занял своими войсками все северные Новгородские и Псковские города Кексгольм, Тихвин, Копорье, Ямбург, Ивангород и Гдов и везде посадил своих правителей с войсками.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Василию Тимошу оставалось надеяться единственно на помощь Хмельницкого. Скорбная весть о неожиданном изменении дел в Молдавии застала гетмана среди приготовлений к отпору поляков, готовившихся вступить в Украину. Он рассудил, что спасение зависит от одной скорости и решился предупредить короля. Из глинянского лагеря приходили утешительные вести: говорили, что жолнеры разбегаются и бунтуют. Хмельницкий взял с собою тридцать тысяч казаков 129 несколько тысяч татар и бросился на Подоль. 6-го июня под Печорами на Буге, где гетман делал смотр своему войску, приехал к нему посланец Януша Радзивилла: Загоровский. Литовский гетман был теперь в свойстве с казацким. Несчастие молдавского господаря сближало их. Сам Радзивилл не любил Яна Казимира, и как многие из литовских панов того века, не смотря на ополячение сочувствовал подчас политической литовской особности; притом он был диссидент. Сближение между Радзивиллом и Хмельницким пошло бы может быть далее, если бы Хмельницкий не поставлен, был судьбою в необходимость сделаться предводителем хлопского восстания, а Радзивилл был пан и не мог быть ничем другим. Теперь Радзивилл являлся только примирителем между королем и Хмельницким. В таком смысле он послал письмо с Загоровским. Из Киева казацкий отряд провожал Загоровского до Белой-Церкви: там встретил его с почетом Золотаренко, шурин Хмельницкого, и следовал с ним до казацкого обоза. При въезде в обоз встречал его другой казацкий чиновник миргородский полковник Лесницкий. Посреди обоза стоял гетманский шатер, близь него шатер писаря. Выговский, встретив посланца, извинялся за гетмана, пригласил его прежде к себе в лагерь и по русскому обычаю предложил хлеб соль. Оба выпили. Спустя немного времени обозный Коробка пригласил Загоровского к гетману. Как только посланец Радзивилла входил в шатер гетмана, Хмельницкий шел к нему, с радушною улыбкою, стал его обнимать и целовать. Загоровский вручил ему письмо. Гетман передал его писарю, сам сел и посадил возле себя гостя. Писарь Выговский читал письмо; Хмельницкий внимательно слушал, по два раза прерывал чтение, таким образом, когда писарь прочитал в письме желание водворение мира, Хмельницкий глубоко вздохнул и сказал: «Дай Господи, дай Господи мир!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

До сих пор во дворе дома, куда мы приезжаем нашей шумной новогодней оравой – ее обшарпанное инвалидное кресло, которое служило Марии Алексеевне своеобразной тележкой: старушка нагружала его «с верхом» и катила к монастырю, чтобы и там, у монастырской паперти, вручить приезжим богомольцам гостинец, снабдив человека еще и ласковым словом участия. Так, в простоте сердца, служили Богу и людям наши родители… В годы глубокой старости Мария Алексеевна просила свою дочь, игуменью, привозить ей из Москвы и шоколадки, и, если возможно, кое-что из вещей для помощи нуждающимся семьям. Тогда обратились к прихожанам. Москвичи стали нести в Крестовоздвиженский посуду, одежду, продукты, даже мебель… Все это потихоньку раздавалось благодарным нуждающимся. Когда в 2016 году Мария Алексеевна умерла, матушке стало понятно, что бросать начатое уже нельзя, и она обратилась к местной социальной службе за конкретными адресами нуждающихся. Таким образом, нынче уже три года, как мы развозим по многодетным семьям подарки во время новогодних каникул. А сегодня в Псковских Печорах открыт и наш монастырский центр «Доброе дело», куда по спискам мы собираем и заготавливаем все потребное для нужд многодетных семей. Городская социальная служба нас, монастырских из Москвы, уже знает и рада нашей дружбе – средств, чтобы охватить всех нуждающихся, у города все равно не хватает, и матушка Екатерина тут здорово выручает. Новогодний салют для маленьких печерян на «Матушкиной елке», по отзывам горожан, превзошел даже тот, что был устроен на день города… – Мы ведь с вами счастливые люди, – улыбается матушка после очередного тяжелого рейда, где она с нами на равных разносила продукты, – мы имеем возможность послужить людям – пусть скромно, по силам, но ведь хоть что-то можем – хоть крупицу радости кому-то подарить! Зачем нам все это …Под самый Новый год, 31-го, у нашей команды были особые рейды. Совсем особые. Уже не многодетные семьи, но малыши-отказники и такие же одинокие старики и инвалиды. До этого дня меня еще обуревали сомнения насчет необходимости всего этого новогоднего антуража – Деда Мороза, в костюме которого самоотверженно веселила детей и стариков наша благочинная (каково ей это было с ее оперированными коленками – один Бог знает!), Снегурочки – нашей юной послушницы-скромницы Викуши, что ласково приглядывала за маленькими гномиками – ребятами из воскресной школы, и вообще следила за порядком. Зачем нам все это? Вроде и незачем, мы же все-таки народ монастырский.

http://pravmir.ru/blagochinnaya-ded-moro...

Встреча в ФАПе По поводу строительства часовни и увековечивания памяти об узниках ГУЛАГа собрались мы и на встречу с жителями в фельдшерско-акушерском пункте. Он размещается в бывшей конторе нефтебазы, поэтому кабинетов здесь много: есть и зал ожидания, и кабинет приема, и процедурная, и даже хватит еще места для работы приезжих из города специалистов. Также я обратила внимание на то, что и здесь в каждом кабинете иконы. А хозяйка ФАПа Светлана Евдоченко является прихожанкой одного из храмов Печорского района. Собравшиеся на прием к Светлане Ивановне жители побеседовали со мной о необходимости строительства в поселке часовни, которую хотели бы посвятить Божией Матери. – И место для строительства часовенки есть – рядом с нашим дачным участком в Набережном находится живописный пустырь на высоком берегу реки Печора, – отметила пришедшая на встречу в ФАП Вера Галашева. Но вот так поговорили-поговорили мы с жителями о возрождении духовной жизни в поселке, да на том дело пока и стало. Действительно, недалеко от Набережного, в соседних поселках, строятся два храма, но я также увидела, что в Набережном проживает немало людей преклонного возраста, которым уже, увы, их не посетить. Тем не менее инициативную группу людей, которые сообща взялись бы за это благое дело – строительство в Набережном часовенки или установки Поклонного креста – собрать не удалось. По местам памяти и скорби Набережного В завершение работы в Набережном вместе с его жительницей Людмилой Удовенко мы прошлись по местам памяти и скорби, о которых нам рассказали старожилы поселка. И уже в начале нашего похода спутница показала мне холм, мимо него проходишь, когда идешь от станции в поселок, который и представляет собой захоронения. Сегодня здесь находятся симпатичные поселковые строения. И там, где я останавливалась для того, чтобы запечатлеть красоту этого уголка Печорского района, Людмила Валентиновна напоминала мне о том, что, по свидетельству старожилов Набережного, на этих местах и находились могилы заключенных лагеря, которые строили Печорский мост.

http://pravoslavie.ru/158905.html

Вот, сейчас проводим учения, самые крупные с 1981 года. И они оказывают на Запад очень сильное политическое влияние. Потому, что греха таить, единственное, чего они боятся – это того, что мы сможем защитить нашу систему. - Да, без ракетного щита у нас давно бы уже звучала английская речь. -Война не так просто выглядит, как кажется. Со всей пролетарской ненавистью война современными средствами невозможна.  А если у вас будет частный военный конфликт – вы тоже будете наносить ядерные удары? Поэтому у нас должен быть широкий спектр вооруженных сил  -  должны быть средства ближнего перехвата – ПЗРК,   «Торы» с дальностью до 10 км, «Буки» - до 20 км, или, как в Сирии сейчас – «Печора», «Панцири» - и дальше там средней дальности, большой дальности - типа «С  300», «С – 400». Т.е., мы не можем сказать: вот, поставим на боевое дежурство «С-300» там, «С -400», и  решим все проблемы. Ну, не решите. Так и здесь тоже – спектр вооруженных сил и способов их применения должен быть очень широк. Для нас не это сейчас важно. Для нас главное – ответить сейчас на этот вопрос однозначно. Вот что важно. В какую сторону развиваются события? А события развиваются в крайне опасном направлении. Идет эскалация силового давления на Россию. - Вы опережаете меня. Вопрос: «Что же будет с Родиной и с нами»? интересует не 100 -150 тысяч, а десятки миллионов адекватных людей, живущих в России.  В Вашей монографии есть несколько глав, где рассматриваются различные сценарии того, что с нами будет происходить. Какой из этих сценариев кажется Вам наиболее реалистичным, наиболее практически реализуемым? - Ну, сейчас уже можно сказать, что какие - то наши прогнозы подтвердились.  Потому что осуществились первые сценарии, которые  были написаны еще пять лет назад.  Наиболее вероятный был выделен нами еще в 2014 году – это усиление военно-политической конфронтации и военно-политического противоборства.  Хотя мы еще в 2013-начале 2014 года  делали ошибки. Наша политическая элита считала почему – то, что мы живем в исключительно благоприятных международных условиях. Как никогда не жили.  И тогда наши споры, когда мы предупреждали о том, что будет – получили, к сожалению, свое подтверждение. Сценарий обострения международной обстановки развивается в самом плохом своем варианте: т. наз. политике военно  -   силового принуждения.  Если вы заметили –  каждый день происходит какая-то эскалация, какая-то провокация, какое-то действие,  направленное по очень широкому спектру целей: от православия, которое является главной ценностной  мишенью – до спортивных мероприятий или  участия в подготовке террористических банд. Которые откровенно  готовятся…..

http://radonezh.ru/2019/01/03/my-otkazal...

Сергею Перевезенцеву Я им говорила. Они мне не верили, что ли, Что русский исход тяжелей, чем еврейский исход. Что мы растворимся в своём же натруженном поле. В своём же народе. И он ничего не поймёт. Другие нагрянут. И будут их звать россияне. Их будет немного в тот страшный и призрачный час. А мы растворимся. И северным станем сияньем. И будут потомки и грезить, и плакать о нас. Я им говорила, что эта игра — не игрушки. Они мне не верили. Но моя совесть чиста. Молчите, славяне! Молчите, литавры и пушки! Пришли россияне. И наши замкнули уста. 29.03-02.04.2017, Печора-Сыктывкар Понимая, как жёстко звучит моя позиция по отношению к россиянам, объясняю. Я просто не хочу, чтоб русские в очередной раз остались конституционно только «советскими», а остальные 150 народов России, составляющие10 процентов населения, не потеряв своих национальных имён, продолжали бы на наших изумлённых глазах развивать свои языки и культуры. Просто я требую определения конституционного поля русского народа, как народа исторически, так уж сложилось, являющегося народом государствообразующим. А что такое многонационально единый Русский народ воспитатели и учителя должны начать объяснять народам России на общем для всех русском языке уже с детского сада с продолжением в первом классе средней школы — и далее везде. А для этого нужны учебники русской истории и русского языка, над которыми и сегодня трудятся такие подвижники и патриоты как Сергей Вячеславович Перевезенцев и его жена Татьяна Владимировна, и их единомышленники. И тогда мы поймём, что мы удивительная и ни на кого не похожая страна. Я не хочу, чтоб мы утратили ориентиры своей Родины и нашего государства, без которого не сохранится и ни один из народов России. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 3 июня 2010 года на встрече с общественностью Карелии сказал: «Когда читаешь Перевезенцева, то понимаешь, что люди, не знающие этих ключевых, фундаментальных положений нашей истории, связанных с православной культурой, не могут понять смысл исторического процесса, как он был осуществлён в судьбах России».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/29/ro...

Когда я увидел, чем здесь кормят паломников, настроение у меня поднялось. Рыбка, какую и в Москве-то не часто увидишь, соленые грузди, кабачки, каши — и гречневая рассыпчатая, и овсяная, все с жареным лучком. В общем, всего вдоволь. Потом я узнал, что в Печорах традиционно старались от души угостить трудников. Это шло еще со времен правления предыдущего наместника отца Алипия. И нынешний, архимандрит . Гавриил, сохранял этот обычай. За завтраком монахи и послушники дружелюбно переговаривались, подшучивали иногда. Это мне очень понравилось, такой спокойной доброжелательности я в миру не встречал. В восемь часов мы, паломники, собрались на хозяйственном дворе. Отец Максим, бригадир (так по-советски его здесь называли), прочел краткую молитву и стал распределять послушания. Мне он сказал коротко: «Чистить пойдешь». Что такое «чистить», я не знал, но когда понял, то разозлился так, чуть не развернулся и не ушел совсем. Мне досталась чистка выгребных канализационных колодцев. Но я нашел силы сдержаться и заставил себя надеть предложенную мне грязную одежду и сапоги, чтобы лезть в колодцы. Не буду описывать весь этот день. Я провел его в вонючих ямах, до пяти вечера выгребая жижу пополам с песком и загружая ее в ведра. Изредка, выбираясь из своего колодца подышать, я видел монахов, как мне казалось, праздношатающихся по монастырю и вспоминал лекции по атеизму и рассказы о зажравшихся эксплуататорах в рясах, лицемерах и ханжах, угнетающих доверчивый, простой народ. То есть в данном случае — меня. Я тогда еще не знал, что у каждого монаха — не одно, а множество послушаний и что вся монашеская жизнь состоит из труда и молитвы. Но это скрыто от посторонних глаз. Монахи трудятся в кузнице, в столярных и плотницких мастерских, в пекарне, в библиотеке и в просфорне. Ризничий — убирает алтарь, снаряжает все необходимое к службе, чистит облачения и утварь. Кто-то ездит за продуктами, готовит еду на сотни человек — монахов и мирян. Другие трудятся в саду, в полях и на овощных складах. И так далее, и так далее. Не говоря уже о том, что все участвуют в многочасовых богослужениях, а священники к тому же исповедуют людей, порой до глубокой ночи, и выполняют еще массу других обязанностей. Но, когда сидишь в канализационной яме, мир представляется мрачным и несправедливым.

http://azbyka.ru/fiction/nesvyatye-svyat...

Деятельности Высшего экологического совета в 1990-х годах было посвящено выступление на конференции д.ю.н., профессора, заслуженного деятеля науки РФ Сергея Александровича Боголюбова из Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, г.Москва. Выступающий посетовал, что такого Высшего экологического совета в нынешнем составе Госдумы нет и это очень вредит делу. 30 лет назад патриоты России защищали На пленарном заседании конференции выступила Вероника Михайловна Тарбаева, д.б.н., профессор, член корреспондент РАЕН, академик Российской экологической академии, председатель комиссии по АПК, сельским территориям, предпринимательству, природопользованию и экологии Общественной палаты Ленинградской области. Вероника Михайловна отметила, что ранее наше советское законодательство было основано на законопослушании граждан и организаций и работало более эффективно. Большой вклад в общее дело внес Михаил Яковлевич Лемешев. Труды таких ученых политиков, как Вернадский, Лемешев, Моисеев нам всем еще предстоит переосмыслить и оценить по достоинству, применив уже к современным реалиям. Докладчик поделилась с аудиторией впечатлениями о той атмосфере, о том накале страстей, которые кипели при обсуждении проекта переброски северных рек на юг, вспомнила, как в 1985 году она, будучи аспиранткой в составе ученых Коми филиала АН СССР , напрямую столкнулась с проблемой переброски вод реки Печора. И только благодаря таким ученым, как М.Я.Лемешев, их бесстрашному научно-обоснованному протесту, реализацию этой программы смогли остановить. Интересными были выступления ученых Санкт-Петербургского аграрного университета д.э.н., профессора Надежды Никифоровны Крупиной и к.ю.н., доцента Екатерины Михайловны Оль. Их выступления были посвящены правовым аспектам получения комплексного экологического разрешения и проблемам правового регулирования в сфере использования локальных сооружений на земельных участках, предоставленных для ИЖС. Живой интерес вызвало у участников конференции выступление адвоката Дмитрия Владимировича Калиниченко по теме «Особенности правозащиты лиц, совершивших административные нарушения в области охраны окружающей среды, природопользования…» и первого декана юридического факультета И.М. оглы Зейналова.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/26/pa...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010