Селили меня «на горке», поэтому с Борисом я много общалась и удивлялась его мудрости, его огромному житейскому опыту. Казалось бы, он — человек, ограниченный в передвижении, большую часть жизни живущий на одном и том же месте — сначала по месту рождения на Каме, потом в Печорах, а потом в Пюхтицах — должен быть стеснен обстоятельствами и рамками своего с виду однообразного бытия. Но он и в те годы, и теперь отличался широким взглядом на жизнь. А происходит это оттого, что он не зациклен на себе, ему интересны люди, он любит людей — и они отвечают ему взаимным расположением. Потому что, как свидетельствуют и рассказы из вышеназванной книги, наш друг включил в свое сердце много судеб, как будто пережил их вместе с теми, кто встречался ему на жизненном пути. Жизненный опыт людей разных возрастов, происхождения и профессий стал его личным опытом. Отсюда такая мудрость, несуетность, но одновременно удивительная живость восприятия. У отца Никона и сейчас, когда он перешагнул уже 70-летний рубеж, очень молодая душа: он живо интересуется многими вещами (в том числе, например, книжными новинками, что нас сближает), он сопереживает тому, что происходит в нашей стране. Но самое-самое главное — он очень добрый. Особенно я испытала его доброту на себе, когда гостила в его домике в Печорах. Он готов был все отдать, о чем ты высказала одобрительное слово. «Тебе нравится? Ну, бери же себе». А подарочки батюшки (так его называем из уважения), которые он старается приготовить к каждому празднику! И обязательно позвонит, не забудет и добрые слова скажет. В Горней я нашла мать Иларию и от нее услышала: «С ним очень легко всем было. Когда у человека какая-то тяжесть на душе, то хочется с кем-то поделиться. И великое счастье, если есть рядом такой человек, как отец Никон: ему все можно было сказать, он поймет и утешит. Мы все его вспоминаем добрым словом и молимся. Читаешь его рассказы и как будто с ним разговариваешь. Он — все знающий, понимающий, безотказный — таким мы его помним и любим».

http://azbyka.ru/fiction/desjat-dnej-na-...

Может быть, это тоже знаменательно? Семью я его знал, и много общался с его отцом. Это был пастырь, один из наиболее почитаемых пастырей у нас в Таллинне. Это был человек, о котором можно сказать, что его пастырская любовь была сострадательной любовью. Потому что он всегда видел несчастных, бедных и так далее. И вот в этой семье, а отец Михаил был в свое время председателем Христианского студенческого движения в Эстонии. Там уже тоже основа такая была в семье. Кроме того, они ездили на Валаам еще до Финской войны. И там Алексей общался со старцами, по-видимому. Но потом после войны они бывали и в Печорах, и в Пюхтицах. Я думаю, что в Печорах со старцем Симеоном встречались. Я вспоминаю это время – нас было, ну, может быть, не так много, но все-таки были мальчики, которые прислуживали в церкви. Не все остались при церкви, разошлись, но Алексей получил особую такую закалку. Потому что когда началась война, когда была оккупация, у нас были лагеря перемещенных лиц в Эстонии. Самым активным окормителем этих людей был отец Михаил. И с отцом Михаилом и Алексей ездил, и я очень часто ездил. Совершали там богослужения, массовые крестины были. М.ШЕВЧЕНКО: Там были люди со всей страны, туда сгонялись. ВЛАДЫКА КОРНИЛИЙ: Ну, сперва перемещенные были из Ленинградской области, а потом из России были. Особенно много из России было, и причем там оказалось еще несколько священников. И отец Михаил хлопотал, чтобы их можно было оттуда вызволить, и это удалось, и они определились в сталинских церквях. Так что Алексей видел здесь непосредственное пастырское сострадание к этим несчастным людям, голодным людям. Да, мы поступали вместе с ним в духовную семинарию в 1947 году. Я должен был поступать в 1946, но меня уговорили в приходе – я тогда уже был дьяконом – остаться, и в 1947 мы вместе поступали в семинарию. И потом я ушел на заочное обучение. Но Алексей отличался очень хорошей памятью. Ну и окончил семинарию, потом академию, и вот первый его приход – это Йыхви. Это был такой приход не совсем простой.

http://pravmir.ru/sudite-sami-vypusk-ot-...

Главные притоки — Уса, Ижма, Унья, Северная Мылва, Вепью, Лемью, Кожва, Лыжа, Ижма, Нерица, Пижма, Цильма, Сула, Боровая; Илыч, Подчерье, Щуор, Лая, Созьва, Шапкина, Куя. Самые крупные населенные пункты: Нарьян-Мар, Усть-Цильма, Щельяюр, Печора, Вуктыл. Интересные факты: Река впервые упоминается в «Повести временных лет», Упоминание относится к 1096 году, в связи с походами новгородцев за Урал, в Югру. При освоении Московским государством северных территорий Печора служила важным звеном в торговом пути на Мангазею (Мангазея — первый русский заполярный город, важный и богатый центр пушной торговли, располагался на севере Западной Сибири, просуществовал до 1671 года), а город Пустозёрск в низовьях Печоры — одним из главных форпостов на этом пути. Буквально на небольшом пятачке кроме истока Печоры находятся истоки рек Колва, Вишера, Лозьва и Северная Сосьва. В советское время были планы соединить бассейны Камы и Печоры для переброски воды из последней в мелеющее Каспийское море. Делать это хотели с помощью ядерных взрывов, проект носил кодовое название «Тайга». 6 Мезень Фото lincoln1403/Wikimedia Commons/CC BY 3.0 Река в европейской части России, в Республике Коми и Архангельской области. Исток — болото на западном склоне Четласского камня (отрог Тиманского кряжа). Впадает в Мезенскую губу Белого моря. Длина — 966 километров. Река сплавная. Судоходна на 201 километр от устья (до впадения реки Вашка), весной — на 681 километр. Главные притоки — Мезенская Пижма, Кыма, Сулла, Пёза (правые); Ирва, Большая Лоптюга, Пысса, Вашка, Ус (левые). Самые крупные населенные пункты — город Мезень, поселок Усогорск, села Лешуконье, Долгощелье, Мучкас. Интересные факты: «Мезень» в переводе с угро-финского — «удачливая». Река стала осваиваться русскими значительно позже по сравнению с соседними бассейнами рек Северной Двины и Печоры. Первые поселения на Мезени возникли в XVI веке. Впадая в Белое море, Мезень образует так называемый эстуарий — обобщенное название полузакрытых водоемов в устьях рек, которые связывают реку и ее дельту с морем и в которых пресные речные воды смешиваются с солоноватыми или солеными морскими. К эстуариям относятся узкие морские заливы, лиманы, лагуны и приливные эстуарии. В эстуарии Мезени наблюдаются самые высокие приливы в европейской части России (до 8,5 м). Их влияние распространяется вверх по течению реки на расстояние около 50 километров.

http://sever.foma.ru/znamenitye-reki-sev...

На второй день работа конференции продолжилась в Печорском филиале государственного музея-заповедника. Здесь открылись две выставки. В экспозиции первой, под названием «У родных святынь», представлены фотодокументы из фондов музея истории Печор и из семейных архивов печорцев — пейзажи погостов Тайлово, Пулья, Залесье, Изборск; портреты священнослужителей и членов их семей и прихожан; групповое фото участников проходивших в Печорах I Русской выставки в Эстонии (1931) и II съезда Русского студенческого христианского движения в Прибалтике (1929). Вторая выставка, подготовленная давним исследователем истории архитектуры православных церквей Эстонии преподавателем народного искусства и антропологии Эстонской художественной академии Яанусом Платтом, посвящена русским старообрядцам этой страны, их церквам и моленным. Заведующая научно-проектным отделом Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры (Псков) Мария Лисенкова рассказала аудитории о реестре руинированных и аварийных архитектурных памятниках религиозного назначения, составленном государственными служащими совместно с древлехранителем Псковской епархии . По словам Марии Александровны, сейчас из 325 объектов культурного наследия религиозного назначения на территории области руинированы полсотни. «Впрочем, это не окончательная цифра: еще пять памятников пока не включены в реестр, поскольку исследовательская работа по ним продолжается», - заметила выступающая. Собравшиеся услышали сообщения о прошлом и будущем Преображенского прихода в с. Вершилово (Чкаловский р-н Нижегородской обл.), Троицкого прихода в дер. Озерец (Торопецкий р-н Тверской обл.), Тихвинского прихода в с. Канищево (бывший Холмский уезд Псковской губернии). Конференцию предполагается сделать традиционной. КОММЕНТАРИЙ Митрополит Псковский и Порховский ТИХОН : «Сельский храм — капля Родины» - Место проведения конференции выбрано неслучайно. Здесь, на псково-изборской земле, никогда не закрывались храмы и монастыри, даже в трудное время не прекращались молитвы за наше Отечество. Сельский храм — частица Родины, которая хранит лучшие духовные традиции наших предков и передает их из поколения в поколение. Верность православным традициям является залогом благополучия и процветания нашего общества.

http://e-vestnik.ru/reports/selskie_hram...

В марте 1611 года пришел под Печоры литовский гетман Ходкевич из Ливонии, шесть недель стоял под Печорами, семь приступов было. 23 марта в Иван-городе проявился последний вор Сидорка, назвавшись царевичем Димитрием; козаки встрепенулись, послышав своего: 15 апреля они вышли из Пскова, сказали, что идут на Лисовского, и вместо того пошли к вору в Иван-город. В эти Смутные годы, говорит летописец, воевод не было во Пскове, один был дьяк Иван Леонтьевич Луговской да посадские люди даны ему в помощь, и с этими людьми дьяк всякие дела, и ратные, и земские, делал: и божиею милостию иноземцы не овладели ни одним городом псковским, но овладели, когда воевод во Пскове умножилось. Еще в начале весны псковичи послали челобитчиков ко всей земле, к подмосковным воеводам, что Лисовский волость воюет, Ходкевич под Печорами стоит, новгородцы с немцами мало отходят, а от Иван-города вор наряжается подо Псков, многие напасти отовсюду сходятся, а помощи ниоткуда нет. Но подмосковный стан не мог оказать этой помощи: ему было не до Пскова. Мы оставили этот стан в то время, когда по смерти Ляпунова козаки восторжествовали, а лучшие люди в ополчении или должны были покинуть общее дело, или выносить буйство козаков. 14 августа 1611 года (н. с.) пришел опять под Москву Сапега с съестными припасами, начал биться с ополченцами, осажденные поляки сделали вылазку в Белый город, но неудачно. На другой день они были счастливее: полякам Сапегиным удалось переправиться через Москву-реку и снабдить осажденных съестными припасами; осажденные с своей стороны опять сделали вылазку и отобрали у русских четверо ворот в Белом городе, самый сильный бой был за Никитские ворота; но полякам удалось удержать и их за собою, Тверские остались за русскими. Поляки говорят, что на русских напал такой страх, что на другой день они не только не сделали попытки овладеть снова потерянными воротами, но очень плохо стерегли и те, которые оставались в их руках. Но если ополчение Трубецкого и Заруцкого действительно оробело, то при этом страхе оно было спасено отсутствием всякой дисциплины у поляков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Самые крупные населенные пункты — города Великий Устюг, Никольск, сёла Кичменгский Городок, Усть-Алексеево, поселки Подосиновец, Демьяново, Кузино. Интересные факты: С IX века началось заселение земель выходцами из Новгорода. До этого на берегах Юга жило племя чудь. По реке Юг проходил торговый путь от Северной Двины к реке Ветлуге. Реки Юг и Унжа были связаны волоком. К XV веку относится первое упоминание о поселении Никольск на берегу Юга именно как о пристани. К тому же времени относится и первое упоминание о поселении Кичменгский Городок, выполнявшего роль крепости, защищавшей от нападения татар, а спустя почти 150 лет — и от поляков. В ХХ веке река использовалась для лесосплава. Для этих целей в районе села Демьянова реку перекрывали поперечной запанью (плавучим заграждением). Регулярный молевой сплав древесины стал причиной разрушения берегов на крутых поворотах русла. (Лесосплав бывает нескольких видов: молевой — это когда бревна сталкивают в воду, и они сплавляются по реке россыпью, сами по себе, плотовой — когда бревна связывают в пучки, кошельный или судовой — когда лес в специальных плавучих ограждениях (кошелях) транспортируют теплоходы, и в сплоточных единицах, когда группы бревен, расположенных в определенном порядке, скрепляют в единое целое с помощью гибких снастей). Близ Великого Устюга, у стоянки Мармугино были обнаружены два старичных торфяника («старица» — место, где когда-то проходило основное русло реки), содержащих остатки рыболовных заграждений. Торфяники принадлежат протоке Юга, который тогда распадался на два рукава. Заграждения первого торфяника относятся к неолиту (правая половина III тысячелетия до н. э.), заграждения второго — к эпохе раннего железного века. 5 Печора Фото Лидии Чипсановой/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Река на севере европейской части России, в Республике Коми и Ненецком АО. Исток — Северный Урал, юго-восточная часть Республики Коми. Длина — 1809 километров. Печора — важная воднотранспортная магистраль. В настоящее время от села Усть-Уньи до города Вуктыла она используется для судоходства в многоводные сезоны, от Вуктыла до Нарьян-Мара река судоходна в течение всего периода открытого русла. С древности по реки сплавляли лес. Сейчас молевой сплав прекращен, объемы плотового и судового сплава постепенно сокращаются.

http://sever.foma.ru/znamenitye-reki-sev...

Многогр[ешная] Серафима. Д. 18. Л. 80–81 об. Подлинники. Автографы. 15. 18 апреля 1957 г. [от Н. Г. Грумм-Гржимайло] Вел[икий] четверг 5/18 апреля 1957 г. Глубокочтимый и дорогой, дорогой Владыченька! Уже скоро прозвучит торжественное и ликующее приветствие: Христос Воскресе! И в эти минуты мысленно обращусь к Вам с этим радостным возгласом: Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе! Конечно, одновременно приветствую и дорогую м. Маргариту. Прибыли в Печоры в среду в 2 ч[аса] 30 [минут] утра, а так как о[тец] наместник выслал за нами лошадь, то мы были в монастыре уже в 3 ч[аса] 30 м[инут] утра. Таким образом, не упустили и последнюю литургию Преждеосвященных Даров. Получили Ваше письмо, но Вашего поручения не выполнили, так как я все же очень хотела бы оставить за собою переписку всех Ваших поручений. Оля уже написала Вам открытку, из которой Вы уже знаете, вероятно, что поставленный диагноз не оправдался обследованием в Онкологическом институте. Как Вы верно угадали, дорогой Владыченька! И поделом побранили. А ведь я Вам должна признаться, что я ждала, что Вы нас похвалите за такую взаимную любовь (Оля сама все время болеет сердцем, а сокрушалась обо мне, а меня больше всего угнетала ее скорбь), а вышло наоборот. В молодости у меня часто так бывало: летишь к о. Ионе на всех парах с чувством уверенности, что он похвалит или во всяком случае останется доволен, хотя и не покажет виду; а вместо этого р[аба] Б[ожия] Наталия получала вздрючку, иногда такую основательную вздрючку, что я зачастую проливала горькие слезы. А между тем ни о чем я не вспоминаю с такою благодарностию, как за эти горькие слезы. Читая Ваше письмо, невольно вспомнилось мне это и я подумала: годы прошли, старость подкралась, а я все осталась прежней, не повзрослела духовно. Простите, что вместо Пасхальных пожеланий написала всяких глупостей. Имеем намерение пробыть в Печорах примерно до 5/V, затем побывать в Москве дня два (с посещением в основном Загорска), а затем ехать в Петушки. Итак, до скорого свидания, для нас такого радостного.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Пока я писала письмо, пришло письмо от о. Иосифа, где он пишет, что поджидает Вашего возвращения из Патриархии. Сообщает он о болезни дорогой м. Маргариты. Что с ней и как ее здоровье теперь? О. Иосиф пишет также, что Вы тоже очень ослабели. Дорогой, дорогой Владыченька, поберегите себя для нас – кто Вас любит и так хочет еще и еще раз с вами повидаться. Прошу Ваших св[ятых] молитв и благословения и благодарю за все. Любящая Вас горячо и преданно Наташа. Ах да, дорогой Владыченька, забыла в письме сказать следующее: я переписывала акафисты не с подлинника, а с переписанного, и мне кажется, что вкралось много ошибок и неправильностей, но я не решалась их исправлять, т. к. я плохой грамотей, особенно по славянскому языку, который я совсем забыла, то есть его грамматику. Встречаются малопонятные стихи или совсем мне непонятные, вроде: «Радуйся, одеждо нагих дерзновения». Кроме того, по- видимому, пропущены стихи икосов, например – где 13 стихов вдруг встречаются икосы с 11-ю стихами или с 14-ю. А в одном акафисте вместо 6-ти или 7-ми стихов умудрились написать только 4. Думаю, что это ошибки переписчика, хотя меня уверили, что сличался текст и считывался. Так что я переписывала, не считая себя вправе что-либо исправлять. Наташа. Д. 30. Л. 4–10. Подлинники. Автографы. 17. 18 марта 1958 г. [от Н. Г. Грумм-Гржимайло] 18/III 58 Дорогой, дорогой, любимый Владыченька! Как незаметно подкралась 4-я неделя, не успеешь оглянуться – подойдет Страстная неделя и Светлое Христово Воскресение. Хотели послать посылочку к началу поста, но дело как-то затянулось. Хотелось вложить то, что я переписывала от руки, еще будучи в Печорах, – диспут, отпечатанный в церковном календаре Псковской епархии. Только теперь переписала на машинке, имея в виду дать прочесть брату. Не давала до сих пор свою рукопись, т. к. боялась, что он положит ее куда-нибудь под спуд или совсем откажется ее читать, ссылаясь на неразборчивый почерк. Хотя он отпечатан в Псковском календаре, но такого диспута, конечно, по-моему, не было, это несомненно вымысел, но, однако, прочесть интересно, и неверующему человеку следует задуматься над выдвинутыми вопросами. У меня еще приготовлен брату для прочтения тот материал (беседы), который Вы мне дали и который я Вам вернула в предыдущей посылке. Не лишено, однако, возможности, что брат не захочет ничего читать.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

457 Мадьяры – угроязычный народ, происхождением из зауральских областей, прикочевавший, под натиском печенегов, в восточноевропейские степи, через земли Древней Руси, территории Северного Причерноморья, в Подунавье и далее, пока в конце IX в. они не осели на Карпатах, в Паннонии, где и образовалось государство Венгрия. Мадьяры – самоназвание этого народа, отразившееся в арабских источниках в форме маджгарийа и в византийских – в форме мегери, хотя византийцы именовали мадьяр еще и турками. В русских источниках народ назывался угры, в западноевропейских – венгры; оба имени восходят к гуннско-болгарскому названию племенного союза оногур, в который входили также тюркские племена (Константин. С. 163, 395; Петрухин, Раевский 1998. С. 207). 458 Окружающее море – вслед за античными авторами арабские географы считали, что Земля находится посреди водного пространства – Укийануса, или Океана. В данном случае, как и у некоторых других авторов, Океаном называлась Атлантика. 459 Ису (у других авторов – вису) – белозерская весь или заволочская чудь (Заходер 1967. С. 59–67). 460 Скандинавы. Форма этнонима у арабских авторов имеет сходство с византийской (барангой) или русской (варяги). 461 Народ югра, упоминаемый в русских летописях и живший до XI в. на территории от реки Печора до северо-западных склонов Урала. Был известен торговлей с весью, булгарами и русами особо ценными породами пушнины в обмен на металл и серебро, которое служило культовым целям (Заходер 1967. С. 59–67). 463 Переводчики поставили знак вопроса: унгра?, оставив слово без пояснения. Возможно, подразумевалась часть венгров (мадьяр), оставшаяся в Заволжье после переселения основной массы в Паннонию. 468 Авторская интерпретация информации ал-Мас‘уди о булгарах как народе, соседствующем с русами и господствующем на Черном море. 472 Рассказ о русах находится не в составе «Анонимной записки», как у Ибн Русте и других авторов, а вынесен в отдельный раздел и находится между сведениями о разных народах. 473 Здесь оканчиваются сведения, аналогичные «Анонимной записке» в изложении Ибн Русте (см.: I.4.1.4), Гардизи (см.: I.4.4.2) и других авторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великий князь в Новгороде делил свою власть с новгородскими посадниками, без которых он не мог ни судить, ни раздавать волостей, ни выдавать каких-либо грамот. В Торжке и Волоколамске управление устанавливалось «по половинам»: одна из них находилась в ведении новгородцев, другая — княжеских тиунов. В Бежецком Верхе («Бежицах») великому князю, княгине, боярам и слугам запрещалось владеть («держать») какими-либо селами, а также использовать любые формы их приобретения (в частности, покупку и «дар»). Договор содержал перечень новгородских волостей (в их числе были Торжок, Бежичи, Пермь, Печора, Югра, Вологда), из которых запрещался вывод людей в великое княжение («в свою волость»). В этих волостях великому князю не разрешалось держать закладчиков, лишать кого-либо земель, отменять судебные решения («грамот не посужати»). Договор устанавливал размер пошлин («погон») княжеским дворянам, а также запрещал судить новгородца «на Низу», т.е. в великом княжении, и закрывать Немецкий двор в Новгороде. Сразу же после заключения докончания с Василием II Юрий Дмитриевич отправился в Галич, а великий князь начал кампанию против его старших сыновей. Он послал воеводу князя Юрия Патрикеевича со своим двором («а с ним двор свои, многие люди») на Кострому, где в то время находились Юрьевичи. К ним, несмотря на договор князя Юрия с Василием II, подоспели галичане и вятчане. 28 сентября 1433 г. в битве на реке Куси, прикрывавшей с юга Галич, Юрьевичи разбили московские войска и полонили князя Юрия Патрикеевича. Одержав победу, Василий Косой и Дмитрий Шемяка послали весть об этом своему отцу, приглашая его занять великое княжение («Отче, поиде на княжение»). Однако князь Юрий, приверженный своим рыцарским представлениям о чести и верности договорным обязательствам, решительно отказался «взяти княжение под Васильем Васильевичем». Вероятно, именно поэтому Юрьевичи не закрепили свой успех. Дальнейшая кампания против Василия II теряла для них всякий смысл, и они вернулись на Кострому. Как только «Волга стала» (замерзла), они пошли к «Турдеевым» оврагам.

http://sedmitza.ru/lib/text/438778/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010