«Это был радостный труд…» Беседа с диаконом Георгием Малковым и П.Ю.Малковым Диакон Георгий Малков — Фильм «Поп» способствовал росту интереса к закрытым и малоизвестным страницам истории Русской Церкви, и, в частности, связанным с Псковской землей. В вашей книге, отец Георгий, написанной совместно с сыном, Петром Юрьевичем, «Мы всегда под крылом Божиим» рассказывается о старце Псково-Печерского монастыря архимандрите Серафиме (Розенберге), да и две готовящиеся следующие также посвящены насельникам этой обители. Чем для вас был обусловлен выбор именно этих людей? Диакон Георгий Малков: — Видите ли, мы с сыном Петром издавна духовно привязаны к Псково-Печерской обители и неплохо знаем ее историю — и непосредственно церковно-монашескую, и — без ложного преувеличения — достаточно важную российско-государственную. В первом смысле это история молитвенной защиты мира от темных сил зла, во втором — история христианского просвещения Русской земли и ее воинской защиты от внешних нападений: ведь Печерский монастырь уже приблизительно с середины XVI века стал серьезной крепостью на северо-западных рубежах Древней Руси. Обо всем этом я довольно подробно рассказал в вышедшей еще в начале 1990-х годов книге «Летопись Псково-Печерского монастыря». В Печорах же я впервые оказался в 1959 году — восемнадцатилетним молодым человеком, еще лишь приближавшимся душой к Церкви. После этого я посещал монастырь почти каждый год, иногда временами даже трудничал в ней — красил крыши, чистил колокола, помогал печь просфоры. Со временем довольно близко познакомился с наместником — архимандритом Алипием (Вороновым), а затем (как ставший внештатным сотрудником Журнала Московской Патриархии) порой редактировал материалы о монастыре, публиковавшиеся в журнале, временами и сам (как историк и как искусствовед-«древнеруссник») писал об обители. Постепенно я познакомился со многими из печерских отцов, подвизавшимися в ней в 60 — 70-х гг. прошлого века, а во второй половине 80-х моим духовным советчиком в наиболее ответственные минуты жизни стал добрейший и мудрейший о. Иоанн (Крестьянкин), которого я, бывало, посещал тогда уже и с женой Еленой, и с сыном. Он же благословил меня и на принятие священного сана, но предупредил при этом, что это произойдет очень не скоро. Так и случилось — прошло еще 16 лет до того, как я наконец стал диаконом. Таким образом, Печерская обитель, по сути, — моя духовная родина. С юных лет знаком с монастырем и сын, который с радостью подхватил в свое время мою идею написать книгу о печерских старцах XX века, некоторых из которых я знал и сам лично.

http://pravoslavie.ru/35215.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Выбуты: родина святой княгини Ольги 2 мин., 28.02.2021 Паломнические маршруты на Псковскую землю нередко ограничиваются Псковом, Печорами, Изборском или Пушкинскими горами. Но здесь есть и другие замечательные места, которые стоит посетить тем, кто интересуется историей страны и Церкви. Сегодня наша « Дорога к храму » ведет в Выбуты. Выбуты — погост в 15 км от Пскова. Родина равноапостольной княгини Ольги, святой Православной Церкви. Святая равноапостольная княгиня Ольга По преданию, святая Ольга именно в Выбутах познакомилась со своим будущим мужем — князем Игорем. Охотившийся неподалеку князь попросил девушку перевезти его на другой берег реки Великой и был поражен ее красотой. Вернувшись в Киев, Игорь отправил посольство за Ольгой и женился на ней. Церковь называет святую Ольгу равноапостольной — то есть «равной апостолам». Это особый лик святости для тех людей, которые способствовали распространению христианства. Во время дипломатической поездки в Константинополь Ольга приняла крещение с именем Елена. После этого в Киеве начали строиться первые храмы и возникла христианская община. Кстати, именно святая Ольга упорядочила налоги и создала систему погостов — особых «опорных пунктов» центральной власти по всей стране. Это была основа экономики Руси. Имя святой Ольги особо значимо для псковичей, которые считают ее небесной покровительницей Пскова и всей Псковской земли. Церковь пророка Илии у Брода в Выбутах Современную постройку датируют XV веком, но, скорее всего, на этом месте раньше стояла деревянная церковь. Одна из трех мозаичных икон западной стены ильинского храма Храм Илии Пророка в Выбутах — одноглавый, четырехстолпный, одноапсидный, с 8-скатной кровлей, — классика псковской и новгородской храмовой архитектуры. 1. Аркатурный поясок и 2. поребрик 3. с бегунцом 4. на барабане купола — характерные элементы декора в древнерусской архитектуре, особенно любимые псковскими и новгородскими зодчими Двухпролетная звонница

http://foma.ru/vybuty-rodina-svjatoj-knj...

Впервые я увидела отца Николая Трубецкого в храме святых апостолов Петра и Павла на курорте Кемери, где регулярно проводила в молодости свой летний отпуск вместе с близкой мне по духу Анной Александровной Сетцис, в прошлом духовной дочерью священномученика Сергия Мечёва. Спрятавшийся в глубине парка под кронами вековых дубов и лип, этот маленький деревянный храм, построенный в конце XIX века в древнерусском стиле без единого гвоздя, был чудом красоты и удобнейшим местом для внимательной молитвы. Постоянных местных прихожан здесь было немного, богомольцами в основном были приезжие, лечившиеся в санаториях и поликлиниках, а также ценители живописной природы тех мест (посёлок был окружён лесом и расположен в шести километрах от моря) и любители уединения. Нельзя не вспомнить двух постоянных паломников, ежегодно приезжавших в Кемери — отца Константина Карчевского из Киева и отца Петра Гнедича 2 из Ленинграда. Они снимали две комнатки в маленьком доме на опушке леса, и отец Николай Трубецкой в годы своего служения в Кемери (1957–1960) любил бывать у них и вести с ними беседы на богословские темы. “Я, как аккумулятор, заряжаюсь от них”, — признавался он нам. Наше первое близкое знакомство с протоиереем Николаем состоялось в 1957 году, когда мы после литургии ехали по какой-то надобности в Ригу и оказались в одном вагоне с отцом Николаем, который после службы возвращался домой. Разговорились, нашли общих знакомых среди москвичей. А когда отец Николай узнал, что мы ещё ничего не ели, то тут же пригласил нас к себе домой на обед. В доме на ул. Петра Стучки (название советских времён) мы застали всю семью Трубецких и ещё кого-то из гостей. Трапеза была скудной: на столе стояло большое блюдо варёного картофеля и такое же блюдо помидор, каждый накладывал себе в тарелку сколько хотел. Позднее мы узнали, что для пополнения семейного бюджета отец Николай вместе с сыном-отроком Никодимом работал в то время маляром на архиерейской даче в Дубулты. Стены столовой в квартире Трубецких были увешаны небольшими акварелями с видами Псково-Печерского монастыря, и матушка отца Николая, Ирина Ивановна, рассказала нам, что она училась живописи у известного художника Виноградова, акварели же написаны ею в Печорах, где они с отцом Николаем проводили первое лето после свадьбы. Ирина Ивановна производила впечатление человека очень спокойного и рассудительного, и стоило отцу Николаю темпераментно увлечься разговором, как по лицу её скользнула едва уловимая тень. От отца Николая это не скрылось, и он тут же умолк. Единодушие батюшки и матушки было полным и неразрывным.

http://pravmir.ru/svetloy-pamyati-ispove...

Всё не налажусь дело какое ни то делать. Ковыляю, прибираюсь, лежу, курю, жду настроения, ан — вечер и ночь. Мишечка гостил вчера. Ему скучновато в городе. Рвётся в Хотьково. Слышал человека, побывавшего на Севере: Кемь, Онега, Ухта, Вокна-волок… Всё, слышь-ка, однообразно. Климат, слышь-ка, скудный, холодный. А мне родина моя какой кажется прекрасной. И не сравню с здешними местами. Тихославная Двина, родимая северная речь, прекрасное зодчество… Отцы и праотцы там лежат. А меня отнесло-отлелеяло от родимой стороны. Иное и вздохну «о юных днях в краю родном, где я любил, где отчий дом». Но уже не оторваться мне от здешней, теперешней жизни. Близкое и дорогое моё здесь. Тут всё моё дыхание и сердоболь. Забвенна буди десница моя, пусть иссохнет язык мой, если забуду тебя, родина моя прекрасная. Но здесь, «на реках вавилонских», и жизнь моя, и дыхание, и всё. Север для меня — туманное и сладкое воспоминание, а жизнь моя здесь. 13 августа. Суббота Разница культур. Северные люди любят древний стиль в иконописи. Северный крестьянин и мещанин ежели и не гонится за древностью иконы, то всё же требует, чтобы написана она была письмом «горним и пренебесным», считая, что всё святое и поклоняемое может быть передано исключительно формами, линиями и красками греческих и древнерусских живописных пошибов. В дни молодости моей в домах северных людей — Беломорье, Сев Двина, р Пинега, р Мезень, Печора — нельзя было встретить икону «новаго», малярно-«академического» стиля. Это, во-первых, потому, что жители Севера тщательно берегли иконы, унаследованные от предков. Во-вторых, приобретая или заказывая новую икону, требовали, чтоб пошиб был «священный», канонический. «Живописную» (некогда заимствованную с Запада) манеру иконописания северный народ считал профанацией, снижением, недомыслием. Дескать, это будни, это обыденное, сесветное. А «то» искусство передано из мира горняго, от ангелов. По поводу одной картины Нефа поморка сказала: — Что уж… будто обыкновенная картина… Наснимают барыней, да ты им и молись. Она хоть и скромница, а тельна очень, хлебна… Глазки голубенькие, щёчки румяные, губочки собрала. Нет, уж это не «Высшая небес»…

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-1939-19...

Лексикон этнонимов, относящихся к финноязычным народам, насколько можно судить по литературным памятникам, затем не обогащался существенным образом в течение столетий, но его обновленный состав представлен в «Повести временных лет», где присутствуют ямь, чудь, чудь заволочская, весь, пермь, печора, меря, мурома, мордва. В других древнерусских памятниках упоминаются также сумь, карелы, ижорцы, водь, мещера, черемисы (заимствованное у тюркоязычных народов название марийцев). В комментариях нуждаются лишь некоторые из этих этнонимов, а именно ямь, пермь, печора, чудь, ижоры, водь, меря, мурома и мещера. Ямь, или емь, – это, как и сумь, одно из племен, из которых сложилась впоследствии собственно финская нация; пермь – это предки современных коми-пермяков, коми-зырян и удмуртов; печора, судя по месту ее обитания, – это те коми, которые живут в бассейне реки с названием, одинаковым с этнонимом; ижоры и водь – малочисленные ныне народы, проживающие на территории Ленинградской области, в прошлом Ингерманландии (ингерманландцы – те же ижорцы, но не православного, как те, а лютеранского исповедания); мерянский народ ассимилирован великорусами без остатка, но современные марийцы либо народ, близкородственный мери, либо, что менее вероятно ввиду разной их локализации, тот же самый этнос, что и меря. Мурома, откуда город Муром и Илья Муромец, обрусела полностью, нет больше и этнической мещеры, но она сохранилась топографически – существует Мещерский край. Однако лишь часть мещеры обрусела, другая часть подверглась тюркизации, откуда пошли мишари в составе татарского народа и мещеряки в Башкирии. Древняя чудь, также чудь белоглазая, – этноним, соответствующий Иордановым тиудам, это предки эстонцев; что же касается чуди заволочской, по одной из версий – это те же коми-зыряне, по другой – вепсы, или летописная весь, по третьей – емь, но более вероятным представляется существование в прошлом в пределах современной Архангельской области еще одного финноязычного народа западной, балтийской ветви, отчего они и назывались на Руси одинаково с предками эстонцев – чудью.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В Повести временных лет есть перечень народов, «иже дань дают Руси». Он не полон. Из народов Прибалтики в нем упомянуты литовцы (Литва – Аукштайтия и Нерома – Жемайтия), земгалы, курши (латыши), ливы, чудь (эстонцы); из народов Севера – емь (финны), коми (нермь, печора); из народов Поволжья – черемисы (мари), мордва. Упомянуты в этом списке и финно-угорские народы, уже не встречаемые в летописях XII b., видимо, в основном колонизованные в более раннее время – меря, весь, мурома. Этот перечень составлен, вероятно, тогда, когда через Белоозеро, Ростов и Муром утверждалось господство русской знати в северо-восточном крае, ибо в нем не упомянуты такие народы Поволжья, как буртасы и вяда, судя по «Слову о погибели», бывшие в зависимости от Владимира Мономаха . Нет в этом перечне и некоторых народов Прибалтики: латгалов, води и ижорян, а также народов северо-востока: корел, лопарей, чуди заволочской, югры, самояди. Можно думать, что в нем названы лишь народы, издавна попавшие в зависимость от южной Киевской Руси; народы же, зависимые от Новгорода, в перечень не включены. Нужно учесть и то, что с торжеством политической раздробленности часть народов, ранее бывших под властью Киева, попала под управление Новгорода, Пскова, Полоцка (эстонцы, латыши); земли заволочские, печерские, югорские стали объектом острых новгородско-киевско-суздальских противоречий; некоторые земли вовсе освободились от зависимости (Литва, Черкесия). Список Повести можно сопоставить со «Словом о погибели». Круг языческих земель («поганьския страны»), покоренных христианами, приведенный в «Слове», тоже грешит неполнотой: «Отселе до угор, и до ляхов, и до чяхов, от чяхов до ятвязи и от ятвязи до литвы, до немець; до корелы, до Устьюга, где бяху тамо тоймицы погании, а за Дышючим морем, от моря до болгары, от болгарь до буртас, от буртас до чермис, от чермис до мордви» 437 . Автор «Слова», видимо, не переяславец, как мы думали ранее 438 ; весьма вероятно, что он – киевлянин 439 , написавший «Слово» в пору кратковременного пребывания в древней столице князя Ярослава Всеволодовича. Поэтому он оставил без внимания такие связанные с Новгородом народы, как водь, ижора, лопари; вовсе не упомянул емь, в его время еще не захваченную Швецией (которую, как и Норвегию, он не назвал среди дальних соседей Руси). Полное представление о круге всех подвластных Руси земель можно будет получить лишь в результате сопоставления русских летописей с иностранными источниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

954 ... τος ποστλους κενους μιμομενος.. Тема подражания Апостолам является частью более общей темы – о подражании Богу и святым Его, о чем говорилось выше. 955 Это слово употребляется также в Сороковой гомилии, где Палама предлагает каждому из своих слушателей (очевидно, монахов) удовлетвориться «сим скромным домишком ( τ... οκσκ), данным каждому от предстоятеля» (512D). См. § 8. 956 Мир же, согласно Паламе, бывает двояким:«.. .тот, что мы имеем с Богом, – порождение, главным образом, благочестия; и тот, что мы имеем (поддерживаем, χομεν) друг с другом...» (280АВ). Собственно, это и есть хранение двух главных заповедей: понятия «мир» и «любовь» в этом смысле тесно переплетены друг с другом. Но последнее более всеобъемлюще. 957 См.: История египетских монахов/Пер. Н. А. Кульковой. М., 2001. С. 62; Преподобный Григорий Синаит . Творения. С. 45. 99; Давыдова С. А. Патерики переводные//Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. С. 129; и др. 959 Святейшего патриарха Константина-града кир Филофея Предание своему ученику о том, как внимательно пребывать в келье вместе со своими послушниками/Пер. с древнерусс. монаха Алимпия (Вербицкого), под ред. и с примечаниями А. Г. Дунаева//Путь к священному безмолвию. С. 140–143. 964 Одно из наиболее частых обозначений Иисусовой молитвы, в данном контексте относящееся к молитве мытаря. В этом отрывке, весьма важном по значению, Палама говорит об этой молитве: ... περ νυσιμτατν στι προσευχς εδος. (28Α). 965 «Почему же, – спрашивает Палама, – смирение возводит на вершину праведности, а самомнение низводит в бездну греха? Потому, что мнящий себя чем-либо великим, да еще и перед лицом Бога, справедливо ( δικαως) оставляется Богом – как такой, который, похоже, не нуждается в Его помощи...» (20В). 969 «Ибо как воздух, будучи исполненным солнечного света, не свою, но солнечную славу и блистательность являет нам, так и те, кто, благодаря труду [по исполнению] заповедей, соединился с Богом,... обладают благоуханием Христовым...» (417А).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

76 . Ориген. О началах. Самара, 1993. 77 . Патристика. Новые переводы, исследования/Под ред. М. Журинской. Нижний Новгород, 2001. 78 . Св. Симеон Новый Богослов . Главы богословские, умозрительные и практические/Пер. иером. Илариона (Алфеева) //Иларион (Алфеев), иером. Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание. М., 1998. 79 . Св. Симеон Новый Богослов . Творения. Т. 1. Слова 1–52/Пер. с новогр. еп. Феофана (Затворника). Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. 80 . Слова духовно-нравственные Исайи, Марка, Симеона. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995. 81 . Св. Стефан из Фиваиды. Слово аскетическое/Пер. Т. А. Миллер//Патристика. Новые переводы, исследования. 82 . Татиан. Речь против эллинов/Пер. прот. П. Преображенского //СДХА. 83 . Тертуллиан. О женском убранстве/Пер. Э. Юнца// Тертуллиан . Сочинения. М., 1994. 84 . Тертуллиан. О крещении/Пер. Ю. Панасенко//Там же. 85 . Тогожде [Давида Дисипата] сказание, како Варлаам изобрете и състави свою ересь//Прохоров Г. М. Сочинения Давида Дисипата в древнерусской литературе//ТОДРЛ. 1979. Т. 33. 86 . Преп. Феодор Студит . Малое оглашение. Слова. М., 2000. 87 . Св. Феолипт Филадельфийский . Послания к монахине Евлогии. Послание первое/Пер. А. И. Сидорова //Альфа и Омега. 2000. 3 (25). 88 . [ Феофан Никейский .] Три послания приснопамятного митрополита Никейского Феофана, споборника и современника св. Григория Паламы (XIV в.). Послание первое//Беседы (омилии)... Ч. 2. 89 . Феофила к Автолику Три книги/Пер. прот. П. Преображенского //СДХА. 90 . Святейшего патриарха Константина-града кир Филофея Предание своему ученику о том, как внимательно пребывать в келье вместе со своими послушниками/Пер. с древнерусс. монаха Алимпия (Вербицкого), под ред. и с примечаниями А. Г. Дунаева//Путь к священному безмолвию. 91 . Филофея, патриарха Константинопольского XIV века, Три речи к епископу Игнатию с объяснением изречения Притчей: «Премудрость созда себе дом» и проч./[Издал] еп. Арсений Греч, текст и рус. перевод. Новгород, 1898. 92 . Св. Фотий, патриарх Константинопольский . Слово на Рождество Пресвятой Богородицы/Пер.свящ. Максима Козлова//Альфа и Омега. 1998. (17).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

352 Послание неизвестного о вражде на Иосифлян («Письмо о нелюбках») в Прибавлениях к Творениям св. Отцов. Х, 508. Ср. ПавловИсторич. очерк секуляризации церковн. земель в России. 356 Он издан Серебрянским в Псковских Епарх. Ведомостях 1902 г. часть неофициальная 1–4. О преп. Евфросине – в. его же Очерках по истории псковского монашества и у Малинина. Старец Филофей. 364 Янковский. Печалование духовенства за опальных в Чтениях Общ. Ист. и Др. Росс. 1876, 1. Малинин. Старец Филофей, 682 слл.Павлов. Курс церковного права. 501–502. 371 О колонизаторском значении северных подвижников, см. Коноплев. «СвятыеВологодского края» и статью «Древнерусс. пустыни на северо-востоке России». «Православн. Собеседник» 1860, III. 374 Новейшая работа на эту тему – В. Сокольского, Участие русского духовенства и монашества в развитии единодержавия и самодержавия в Московском государстве в конце XV и в первой noлobuheXVI в.в., Киев, 1902. Тот же вопрос применительно к возникновению и развитию теории самодержавия обстоятельно разработан Малининым в его книге о СтарцеФилофее. Ср. Л. Тихомиров . Монархическая государственность. Москва. 1905, часть II, книга 3. 376 Там же, 58 слл. Обличительное послание духовного собора и святителяИоныпротив Шемяки – Акты исторические. I, стр. 76 и сл. грамота 1418 г. митр. Ионы – там же, 43, стр. 86–87. Cp. 53,56, 261 и Житие Михаила Клопского в приложении к Некрасову. Зарождение национальной литературы в север. Руси. 381 Житие преп. Мартиниана Белоозерского в Житиях святых архиеп.   Филарета. 12 января., стр. 135. 382 2 Софийская Летопись. VI, 223–232. Воскресенская Лет. VII, 205–213. Летописец Русский. III, 142–173. Степенная Книга. Ч. II, 139. 386 Великоустюжская Летопись, 51–55, и Временник Устюга Великого, перепечатанный в Вологодской Старине, 363–366. 387 Житие преп. Галактиона: Филарет. Жития святых. 24 сент.– Вологодская Старина, 309–310. Коноплев, 106–108. 388 Житие преп. Иринарха. 13 января и Ярославские Епарх. Ведомости 1872 г., часть неофиц., 343, 351, 359, 367, 376, 385, 396, 404 и 1884 г., 329 и Толстой. Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней ярославской епархии. Ярославль, 1896, 32–34.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Kozhe...

Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 508-517; Описание мон-рей, в Рос. империи находящихся. М., 18174. С. 85-86; Архангельский сб., или Мат-лы для подробного описания Архангельской губ. Архангельск, 1863. Ч. 1. Кн. 1. С. 211-212; Максимов С. В. Год на Севере. СПб., 18642; Макарий (Миролюбов), еп. Ист.-стат. описание заштатного Пертоминского муж. мон-ря//ЧОИДР. 1881. Кн. 4. Отд. 4. С. 1-20; Зверинский. Т. 2. С. 1041; Добровольский И. Ист.-стат. описание Пертоминского мон-ря//Архангельские ЕВ. 1894. Ч. неофиц. 17. С. 462-474; 18. С. 492-507; 19. С. 538-550; он же. Пертоминский мон-рь//Кр. ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 409-440; Посещение преосв. Никанором, еп. Архангельским и Холмогорским, Пертоминского мон-ря и окрестных приходов//Архангельские ЕВ. 1894. Ч. неофиц. 12. С. 299-303; Островский Д. Н. Путев. по северу России: Архангельск, Белое море, Соловецкий мон-рь, Мурманский берег, Новая Земля, Печора. СПб., 1898. С. 49-50; Пертоминский мон-рь//Архангельские ЕВ. 1899. Ч. неофиц. 10/11. С. 269-286; 12. С. 302-316; Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать преподобных отец соловецких. СПб., 1900. С. 15-16, 40-50, 93, 113-120; Козмин Н. Посещение преосв. Иоанникием, еп. Архангельским и Холмогорским, мон-рей Пертоминского и Кожеозерского и обозрение близь лежащих от них церквей и приходов Архангельского и Онежского уездов (с 11 по 22 июня 1901 г.)//Архангельские ЕВ. 1901. Ч. неофиц. 13/14. С. 331-347; Легатов И. И., прот. О св. иконе Божьей Матери, именуемой Скоропослушница, находящейся в Пертоминском мон-ре Архангельской губ.//Там же. 1908. Ч. неофиц. 23. С. 765-769; он же. Пертоминский мон-рь в Архангельской епархии//Там же. 8. С. 248-254; Голубцов Н. А. Крест Петра Великого, хранящийся в Архангельском кафедр. соборе//Петр Великий на Севере. Архангельск, 1909. С. 79-83; Чирков И., свящ. Светлой памяти архим. Аполлоса//Архангельские ЕВ. 1916. Ч. неофиц. 24. С. 503-505; 1917. 1. С. 11-15; Боговой И. В. По Архангельской епархии: Пертоминский мон-рь: (Ист. справка). Архангельск, 1923; Петров А. В. Описи Пертоминского мон-ря XVII-XVIII вв. как лингвист. источник//6-е Ломоносовские чт. Архангельск, 1994. С. 130-131; Белоброва О. А., Симонов А. Н. Сказание о явлении и чудесах Вассиана и Ионы Пертоминских//СККДР. 1998. Вып. 3. Ч. 3. С. 454-457; Кольцова Т. М. Северные иконописцы. Архангельск, 1998; Попова Л. Д. К истории Пертоминского мон-ря//История Отечества: Святые и святыни Рус. Севера. Архангельск, 2006. С. 118-124; Феофил (Волик), иеродиак. Северная область под властью большевиков, 1920 г.//Сийский хронограф. Архангельск, 2009/2010. 11/12. С. 23-27; Мон-ри Архангельского Севера: XIV-XXI вв.: Сб. ист. очерков/Сост.: Т. А. Санакина. Вологда, 2017; Пертоминск: Грани истории: Сб. мат-лов по истории Пертоминска. Архангельск, 2018; Харитонова Я. Э. Док-ты ГААО по истории Спасо-Преображенского Пертоминского мон-ря//Отеч. арх. 2018. 4. С. 44-51.

http://pravenc.ru/text/2580056.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010