В княжении благоверного великого князя Владимира Святославича, самодержца Русской земли, благоволил Бог явить светильника Церкви Своей и наставника иночествующим, приснопамятного мужа, преподобного и Богоносного отца нашего Антония.     На Святой горе      Преподобный и Богоносноый отец наш Антоний Печерский родился в городе Любече, с детства имел в душе страх Божий и желал облечься в иноческий образ. Человеколюбивый Господь положил ему на сердце идти в страну Греческую и там постричься. И  преподобный и Богоносноый отец наш Антоний Печерский отправился в путь, странствуя ради странствовавшего и потрудившегося для нашего спасения Господа, достиг Цареграда, а за ним и Афонской горы. Там обошел  преподобный и Богоносноый отец наш Антоний Печерский святые монастыри и видел быт святых отцов, выше человеческого естества, во плоти подражающих ангельскому житию.           Фото сделано из пещеры препод. Антония Киево-Печерского   И еще более воспламенившись любовью ко Христу, желая поревновать житию тех отцов, пришел  преподобный и Богоносноый отец наш Антоний Печерский  в один из находящихся там монастырей и молил игумена возложить на него образ иноческого чина. Игумен, провидя будущие его добродетели, исполнил просьбу, постриг его и научил совершенному иноческому житию. Антоний Печерский же, угождая во всем Богу, подвизался и в прочих добродетелях, преуспевая в покорности и послушании, так что все радовались за него.           (Рисунок Григоровича-Барского)   Нестор сообщает, что юноша Антипа, родом из города Любеча (ныне: в Черниговской обл.), отправился на Афон (Греция), где принял ангельский образ (великую схиму) с именем Антония в одной из афонских обителей. Вероятнее всего, этим новым домом русского инока стал монастырь Эсфигмен. Это была так называемая особножительная обитель (по-греч.идиоритмия), где иноки, в зависимости от своего духовного опыта, подвизались на значительном расстоянии друг от друга, даже не общаясь между собою, лишь окормляясь у одного старца-игумена.

http://isihazm.ru/?id=819

Преподобные Евфимий Иверский, Афанасий Афонский, Петр Афонский и святой апостол Петр. Фреска в Карее. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru Так и теперь. И то, и се будут творить, а потом все переменится. Господь всегда с верующими, с христианами, – не с другими, а с христианами. Поэтому Господь хранит двух Своих пророков Еноха и Илию, потому что, когда всех людей введут в заблуждение, они восстанут и появятся и поставят все на свои места. Хотя о христианах никто не будет говорить, но именно они поставят всё на свои места. Потому что у Бога есть Промысл о христианах. И на это вся наша надежда. – Что бы вы могли пожелать христианам в России? – Христиане в России, и в Греции, и во всем мире должны делать то, что заповедал Христос. Когда Христос въезжал на молодом осле в Иерусалим, все кричали: «Осанна в вышних, благословен грядый!..» Одни срезали ветви, другие постилали покрывала, третьи – одежды . Но цена этого славословия была вот какой. Господь сказал: «Эти люди только устами чтут Меня, сердце же их далеко от Меня» . «Вы же, – обратился Он к Своим ученикам, – если вы Мои ученики, соблюдайте Мои заповеди, и если вы соблюдаете Мои заповеди, тогда вы Мои ученики» . Вот что все мы, христиане, должны делать: соблюдать заповеди Божии! Когда же мы соблюдаем заповеди Божии, тогда мы на пути, ведущем в рай. Вот так. Благодарим братию монастыря святого Павла за помощь в подготовке материала. С игуменом Парфением беседовал Антон Поспелов Перевела с новогреческого Анна Саминская 2 сентября 2010 г. Рейтинг: 9.8 Голосов: 181 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Монастырь святого Павла (греч. Μον Αγου Παλου) расположен на западной стороне Афонского полуострова, основан в X в. святым Павлом Ксиропотамским. Особножительное (по-другому «своекоштное» или «идиоритмическое») устройство монастыря предполагает, что его насельники ведут собственное хозяйство, владеют частной собственностью и распоряжаются ею по своему усмотрению. Общими в идиоритмических монастырях являются только богослужение и кладбище. Власть игуменов распространяется только на обустройство храмов и материальное обеспечение монахов.

http://pravoslavie.ru/38968.html

Задник или падуга – в изобразительном искусстве архитектурная или пейзажная декорация, закрывающая заднюю часть сцены действия. Закомара (древнерус. комара – арка, свод) – в архитектуре полукруглое завершение части стены (прясла), отделённой от других частей лопатками . Одни закомары закрывали прилегающие к наружной стене цилиндрические своды внутри здания, другие лишь повторяли их очертания и выполняли декоративные задачи. Игумен (греч. γομενος – идущий впереди) – настоятель православного монастыря. Идиоритмия (греч. διος – особый и υθμоς – строй, организация) – обособленное житие монахов, келиотство. Иерархия (греч. εραρχα – священноначалие) – последовательное расположение церковных чинов (или небесных сил) от низших к высшим, в порядке их подчинения. Иерархия церковная в широком смысле слова соответствует понятию клир . Согласно концепции Псевдо- Дионисия Ареопагита , распространённой к Византии, её строение отражает структуру иерархии небесной – совокупности небесных чинов. Иератизм (от греч. ερατικς – священнический) – торжественная застылость, отвлечённость изображения. Иерей (греч. ερες) – священник. Извод – иконографический тип (композиция), принадлежащий к одной из разновидностей установленного канона . Изокефалия (от греч. σοκφαλоς – равноголовый) – расположение голов, разных по величине и позам фигур на одном уровне. Иконография (от греч. εκν – изображение и γρφω – пишу) – установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. В основе иконографии – устойчивая традиция, базирующаяся на разнообразных источниках (Священное Писание, предания, жизнеописании, гимнография и др.). Иконодулы, иконофилы (от греч. εκν – образ, δολоς – раб, φλος – друг) – почитатели икон, представители православной церкви, во времена иконоборческой ереси придерживавшиеся противоположной позиции, часто подвергавшиеся гонениям со стороны императоров-иконоборцев. Иконоклазм, иконоборчество – движение, выразившееся в отрицании почитания святых икон, мощей, их повсеместном уничтожении, а также в гонении на почитателей икон, иконописцев. Развивалось на протяжении VIII – первой половины IX в. Основанием для иконоборческой позиции явились ветхозаветные запреты на изображение Господа ( Втор.5:8 ). Богословская разработка позиции иконоборцев произошла на соборе в Иерии 754 г., когда 300 высших иерархов осудили иконопочитание. Почитание икон окончательно было восстановлено в 843 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все монастыри по своему внутреннему устройству делятся на две группы: киновии (общежительные, монахи имеют общее имущество, не имеют частной собственности, неопустительно посещают все богослужения) и идиоритмы (монахи которых имеют свое имущество, здесь нет равенства в правах, монахи проводят время по своему усмотрению). По степени зависимости монастыри делились на: – ставропигиальные (подчиненные непосредственно Патриарху, независимо от того, в какой бы епархии они не находились); – епархиальные (зависели от местного епархиального архиерея); – ктиторские (принадлежали частным лицам, их построившим, но в церковно-административном отношении они зависели либо от Патриарха, либо от епархиального архиерея). Управление монастырем обычно осуществлял игумен (в сане архимандрита или иеромонаха). Если монастырь был достаточно крупным, то при игумене существовал игуменский совет. Из крупных монастырей можно упомянуть: -монастырь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова на о. Патмос. Основан в 1088 г. при содействии императора Алексея I Комнина. Идиоритмический, ставропигиальный. -Сумелийский монастырь (близ г. Трапезунд) во имя Пресвятой Богородицы. Идиоритмический, ставропигиальный. Афон (греч. «Агион Орос» – Святая Гора). Это узкий гористый полуостров, расположенный в Восточной Греции, вдающийся в Эгейское море. По преданию, ок. 44 г., оказавшаяся на Афонской Горе Божия Матерь сказала после крещения афонцев: «сие место да будет мне в жоебий, данный мне от Сына и Бога Моего!.. Благодать Божия да пребудет на месте сем!» Поскольку Афон лежит изолированно от всего внешнего мира, он никогда не вмешивается в политическую жизнь. Минуя эпохи, он и поныне остается главным центром иноческой жизни не только греческого народа, но и всех славянских наций. Значение Афона для православного мира в целом необычайно велико. На Афоне отсутствует светский образ жизни, здесь нет городов и деревень. На полуостров не допускаются женщины и даже животные женского пола. Время появления иноков на Афоне относится к IV в. Первые монашеские поселения появились в царствование императора Константина Погоната (668 – 685). Первый крупный монастырь (Великая Лавра) был основан в 963 г. трапезундским монахом Афанасием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По милости Божией тяжкие годы чужеземной оккупации и партизанщины 186 сменились временем политического и гражданского умиротворения. Среди обнадеживающих перемен можно различить и те, что особо благоприятны для нашего святоименного места. После горького опыта нестроений и смут, приходящих извне, молодежь возвращается к чистым родникам веры. Под влиянием знаменитого Катехизического движения 187 мужает новое поколение христиан, впитывая идеалы верности Богу и Его Церкви, отчизне, народу и семье. Приступает работать Господу – сознательно, а не в стихийном порыве, как и не в силу «обстоятельств» – новая поросль воинов Христовых, готовых отречься ветхого человека и имеющих в себе огонь, который пришел низвести на землю Сам Спаситель. И дивный поток сей будет день ото дня расширяться после того, как распахнет свои двери прославленная Афониада 188 . Твердо веруйте, что наши испытания преходящи, что посетит Господь людей Своих, что Всесвятая Владычица ходатайствует пред Ним за Свой удел, что печаль наша в радость будет и радость эту никто не отнимет от нас (ср.: Ин. 16, 20, 22 ). Аминь. 2 Все примечания с цифровым индексом вынесены в конец книги. Примечания, не оговоренные специально, принадлежат автору. Примечания переводчика снабжены указанием «Перев.»; примечания издателей оригинального текста – указанием «Изд.»; примечания редакторов настоящего издания – указанием «Ред.». Текст в квадратных скобках внутри всех примечаний принадлежит переводчику. 3 Идиоритмия и киновия – греч. термины, обозначающие два различных уклада монастырской жизни, как и сами монастыри, жизнь которых они определяют. Насельники идиоритмии, обеспечивающие свое пребывание в ней за счет личных средств, объединены общим богослужением, в остальном же (включая трапезу и келейную молитву) каждый идиоритмит руководствуется повелениями своего старца или духовника. Насельники киновий, имея бесплатные стол, кров и одежду, не владеют ни деньгами, ни имуществом и, связанные строгим уставом, который предусматривает всецелое послушание настоятелю, отдают все свое время общей молитве и трудам для обители. На Афоне киновиальные и идиоритмические монастыри сосуществовали в течение всей его истории, с преобладанием в разное время тех или других. Например, если в конце XVIII в. здесь повсеместно водворилось общежитие, то к середине XIX в. в ряде монастырей был возрожден исторически более ранний общежительный уклад. К моменту, когда вышло 1-е издание «Лавсаика Святой Горы» (1953 г.), из двадцати афонских обителей не менее половины оставались идиоритмическими. В 1992 г. все действовавшие на то время идиоритмии были преобразованы в киновии. – Перев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  [iv] Понт ( греч. Πντοζ) – самая большая, северо-восточная область Малой Азии (сейчас это территория Турции). В древности на прибрежной ее полосе было основано множество греческих колоний, и сейчас там живут «понтийские греки» – потомки древних переселенцев.– Ред.   [v] Имеется в виду святитель Нектарий, митрополит Пентапольский (1846–1920; память 9 ноября), в начале ХХ столетия подвизавшийся на острове Эгина, где он устроил женскую обитель в честь Пресвятой Троицы. Еще при жизни, а более того по преставлении, был прославлен многими чудесами от Бога. В настоящее время святитель Нектарий является одним из наиболее почитаемых в Греции святых.– Ред.   [vi] В Греческой Церкви устроение монашеской жизни имеет несколько разновидностей. Общежительные монастыри, или киновии (греч. κοινβιον – «общее, совместное жительство»), представляют собой монашеские общины, подчиняющиеся власти епархиального архиерея и владеющие каким-то участком земли. Братия общежительного монастыря по уставу не имеют права владеть частной собственностью и обязаны во всем беспрекословно подчиняться игумену, которого сами избирают. Общежитие подразумевает общие послушания, общие трапезы и службы. Особножительные, или идиоритмические (греч. διρρυθμοζ – «своеобразный, особенный»), монастыри появились как следствие упадка монашеской жизни. В XIII веке особножитие учредили на Афоне; распространилось оно в условиях турецкого ига. Согласно особножительному уставу, монахи могут иметь собственность, общее богослужение совершается лишь по воскресным дням, братия не имеют общей трапезы, а за выполнение послушаний получают от монастыря деньги. Институт идиоритмических монастырей изжил себя. Сейчас на Афоне нет ни одного такого монастыря. Все они преобразованы в киновии. Исихастирий (греч. συχαστριον, что буквально означает «место безмолвия») – обычно общежительный монастырь (на Афоне это, как правило, уединенно стоящая келия), построенный каким-либо частным владельцем на своей земле и в силу этого имеющий практически полную независимость от власти епархиального архиерея и большую свободу в своем внутреннем распорядке.

http://isihazm.ru/1/?id=1606

1996 г. ИСИХАЗМ ИСИХАЗМ (от греч. - покой, безмолвие) - древняя традиция духовной практики, составляющая основу православного аскетизма и заключающая в себе обширный, оригинальный комплекс представлений о человеке, его сознании и деятельности. Исихазм, с его многовековой историей - сложное явление. Крупнейший современный исследователь исихазма о. Иоанн Мейендорф (1926-1992) выделяет следующих четыре значения термина: 1) древнейший смысл: уединенное, отшельническое монашество (в отличие от общежительного), тем самым, протекающее в безмолвии, молчальничество; 2) развившаяся на Синае и Афоне и достигшая расцвета в XIV в. особая школа и техника молитвы, часто именуемая «умным деланием» () и имеющая своим ядром непрестанное творение в уме молитвы Иисусовой «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»; 3) учение св. Григория Паламы (1296-1359), или паламизм, богословское выражение и обоснование исихазма в смысле 2), в центре которого - концепция нетварных Божественных энергий, действующих в мире и человеке; 4) наиболее поздний смысл: широкое явление в религиозной жизни России XIV-XVI вв., охватывающее все влияния и отражения перешедшего на Русь исихазма в духовной практике, монашеской и монастырской жизни, духовной культуре и даже государственном строительстве. В становлении исихазма как мистико-аскетической традиции уловима последовательность «снизу вверх»: Традиция формирует вначале черты аскетической практики, а затем - школы мистического опыта, хотя по сути то и другое неразрывно. Ранний этап IV-V вв. - бурное зарождение православной аскезы в Египте и Палестине, время деятельности ее создателей и учителей (свв. Антоний Великий, Макарий Великий, Иоанн Златоуст, диакон Евагрий Понтийский, свв. Нил Анкирский, Иоанн Кассиан, Ефрем Сирин и др.). На этой стадии формируются два типа или русла аскезы, монашество киновийное (от греч. общая жизнь), общежительное и анахоретское (от греч. отшельничество), пустынножительное; поздней к ним присоединяется третий, промежуточный тип - скитское, или идиоритмическое монашество, когда иноки имеют раздельное жительство, но совместное богослужение, единый духовный ритм. Исихазм создавался в рамках второго русла и часто отождествлялся с ним, но в отдельные периоды, в отдельных очагах Традиции (в частности, в России) получал распространение в других руслах. Изначальные элементы Традиции - диалектика уединения-единения, ухода от мира и связи с ним в любви; примат молитвы; необходимость научения, руководства, и отсюда - институт духовных наставников, старцев; гибкое сочетание усилий внутреннего делания и внешнего обустройства, с приматом первых. Здесь уже явно виден цельный антропологический подход, хотя пока мало отрефлектированный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Такие большие четки используются на Афоне при совершении келейного монашеского правила. Узелки на них значительно меньших размеров, нежели на четках русских, поэтому они получаются не такими уж длинными.– Перев. Схимонах Паисий (Эзнепидис; 1924–1994) – известнейший из современных старцев Святой Горы, сподобившийся от Бога разнообразных духовных дарований, на протяжении долгого времени наставлявший и утешавший во множестве притекавших к нему за советом и помощью людей.– Ред. Видимо, после того, как эта обитель также была преобразована из идиоритмического монастыря в киновию.– Перев. Иеросхимонах Тихон (Голенков; 1884–1968) – известный афонский подвижник, духовник. Подробнее о нем см.: Отец Тихон. Последний великий русский старец на Афоне. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997; Старец Паисий. Отцы-святогорцы и святогорские истории. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001.– Ред. Имеется в виду, вероятно, отец Харалампий.– Ред. Старец Паисий. Отцы-святогорцы и святогорские истории. С. 139.– Ред. То есть «если у нас есть силы, но мы все равно лежим».– Ред. Имеется в виду преподобный Иоанн Лествичник.– Авт. Σκληραγωγα (греч.).– Перев. То есть «молись за него по четкам».– Перев. То есть на каждую молитву совершал крестное знамение.– Перев. То есть при поминовении за богослужением.– Перев. Мф. 25, 40.– Авт. Моноксилит – метох (греч. μετχι – «подворье, сельскохозяйственные угодья») монастыря святого Дионисия, находящийся в западной части Афона.– Перев. Гал. 5, 22–23.– Авт. νψεοθ ρωταθ (греч.).– Перев. 2 Тим. 4, 7.– Авт. То есть отцу Харалампию, ставшему игуменом обители святого Дионисия.– Ред. Медицинский термин, обозначающий потерю сознания.– Перев. Известный своим благочестием и ученостью монах нашего монастыря отец Феоклит написал фундаментальную книгу, посвященную его старцу. Называется она «Мой старец игумен Гавриил».– Авт. См.: Флп. 3, 14.– Авт. Ср.: Евр. 11, 38.– Авт. См.: Мф. 16, 24; Мк. 8, 34.– Авт. Участники национально-освободительного движения.– Перев. Отец Епифаний (Феодоропулос; 1930–1989) – старец из Афин, известный в Греции духовник, основатель обители Благодатной Богородицы в Тризине.– Ред.

http://isihazm.ru/1/?id=1606

Однако по прошествии трёх десятилетий это решение было пересмотрено. По-видимому, причиной тому стало то, что «рядовые» монашествующие стали широко пользоваться «банковской лазейкой» в законодательстве, оставляя свои денежные сбережения своим родственникам (наследникам). И 29 июня 1859 г. той же инстанцией – Государственным советом было выпущено «мнение» обратное предыдущему. Оно называлось «О правах монашествующих распоряжать своими имуществами» и состояло в следующем: «1. Монашествующим не запрещается вносить денежные их капиталы в кредитные установления, на условиях по их воле, с тем однакож, чтобы сии последние не заключали в себе распоряжения о выдаче капиталов, в случае смерти вкладчиков, кому бы то ни было: сии капиталы всегда обращаются по смерти монашествующих, сделавших капиталы, в монастырскую казну». Данное решение общего собрания Госсовета император Александр II «утвердить соизволил и повелел исполнить» (ПСЗ-2. 1861. Т. XXXIV: 1859. Отделение первое. (ст. 34693). С. 664–665). Тем самым «брешь» в законодательстве, позволявшая оставлять «рядовым» монашествующим денежные средства своим наследникам, была ликвидирована. 18. ПСЗ-2. 1861. Т. XXXIV. Отделение первое: 1859 г. (ст. 34693). С. 664–665. 19. ПСЗ-2. 1865. Т. XXXVII. Отделение второе: 1862 г. (ст. 38687). С. 88. 20. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье (далее – ПСЗ-3). СПб., Государственная типография. 1886. Т. III: 1883 г. (ст. 1495). С. 128. 21. Помимо деления российских монастырей на штатные и заштатные (с 26 февраля 1764 г.), существовало их разделение на общежительные (или киновийные: от греч. κοινοβιον – общежитие) и им «противоположные» – необщежительные (или идиоритмические, особножительные: от греч. διορρυθμον). В общежительных монастырях насельники имели общее богослужение, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Монашествующие в таких обителях не могли ничем распоряжаться на правах собственности, поскольку всё имущество принадлежало монастырю как юридическому лицу. Иначе говоря, насельники общежительных монастырей всё необходимое (еду, одежду, обувь и прочее) получали от монастыря, за что безвозмездно трудились в пользу своей обители: например, священнодействуя и/или исполняя различные послушания. Как правило, общежительные монастыри существовали только на собственные доходы.

http://bogoslov.ru/article/3016070

монашества в то время не получило того распространения, какое оно имело в России XIX - нач. XX в. или в Греции во 2-й пол. XX в. Возрождение духовной жизни, возобновление интереса к исихастскому преданию, издательская деятельность, призванная сделать доступными для большего числа греч. христиан святоотеческие творения и богословские сочинения, написанные в духе св. отцов, действительно имели место и связаны с трудами прп. Никодима Святогорца , свт. Макария , архиеп. Коринфского, прп. Афанасия Паросского и др. колливадов. Особое значение для оживления монашеской жизни имел массовый исход колливадов с Афона, поскольку они возобновляли опустевшие и строили новые монастыри в различных областях Греции, в основном на островах Эгейского м. Подлинно «монашеским островом» стал о-в Идра, известность получил также о-в Скиатос с общежительным мон-рем Благовещения. Несмотря на то что мн. колливады на Афоне подвизались в скитах и кельях, покинув Св. Гору, они проявили особое усердие в устроении общежительных мон-рей. Влияние этих выходцев с Афона ощущалось в среде греч. монашества на протяжении всего XIX и части XX в. Так, в XX в. наследником колливадов был старец Филофей (Зервакос) из мон-ря Лонговардас на о-ве Парос. Несмотря на попытки возродить общежитие в мон-рях Афона и в др. местах, предпринимавшиеся с нач. XIX в. К-польскими патриархами, вплоть до 70-х гг. XX в. идиоритм был довольно распространен, а очагами молитвенной жизни по-прежнему были гл. обр. скиты и кельи. На протяжении всего XX в. число монахов сокращалось и на Св. Горе, и в др. обителях Греции, что было связано как с событиями сер. XX в. (вторая мировая война, затем гражданская война, экономические трудности и массовая эмиграция), так и с распространением идеологии религ. «братств» (таких как «Зои» и «Сотир»), к-рая была враждебна или индифферентна по отношению к традиц. формам правосл. благочестия вообще и к М. в частности. Однако на рубеже 60-х и 70-х гг. XX в. выходцы из келлиотской среды, ученики знаменитого святогорца старца Иосифа Исихаста , начали возрождать одну за другой пришедшие почти в полное запустение обители Афона; в 70-80-х гг.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010