Преподобные Антоний и Феодосий Печерские с древних времён почитались не только в своём монастыре, но и во всей Русской земле, куда только доходила слава Печерской обители, и где несли свое настоятельское и архиерейское служение многочисленные постриженики этой колыбели русского монашества. Однако, если житие преподобного Феодосия сохранилось в составе целого ряда рукописных сборников, древнейший из которых, Успенский, восходит к концу XII в., то житие преподобного Антония по неизвестным на сегодня причинам было утрачено ещё в древнерусский период и сохранилось лишь фрагментарно в составе иных письменных памятников, например: жития преп. Феодосия , Повести Временных лет (далее — ПВЛ), а также ряда позднейших летописей XVII века (напр.: Густынской, Архангелогородской). Таким образом, главным источником жизнеописания преподобного Антония служит Сказание чесо ради Печерский монастырь назвася, содержащееся в составе ПВЛ и написанное Печерским иноком преподобным Нестором Летописцем. Так, преподобный Нестор сообщает, что юноша Антипа, родом из города Любеча (ныне: в Черниговской обл.), отправился на Афон (Греция), где принял ангельский образ (великую схиму) с именем Антония в одной из афонских обителей. Вероятнее всего, этим новым домом русского инока стал монастырь Эсфигмен. Это была так называемая особножительная обитель (по-греч.идиоритмия), где иноки, в зависимости от своего духовного опыта, подвизались на значительном расстоянии друг от друга, даже не общаясь между собою, лишь окормляясь у одного старца-игумена. В воскресные дни и праздники они собирались вместе в монастырской церкви для Божественной Литургии и соборно вкушали праздничную трапезу. Именно такой тип безмолвного монашества, по сути отшельничества, со всем присущим ему молитвенным деланием и принёс на Русь преподобный Антоний с далёкого Афона, получив от игумена благословение вернуться в родную землю. Произошло это около 1028 г. в правление великого князя Ярослава Мудрого (†1054). На Руси, особенно в Киеве, к тому времени было уже несколько монашеских обителей, но, как пишет преп. Нестор, среди множества монастырей в околицах древнего Киева Антоний не нашел ни одного, с которым бы решился связать свой отшельнический подвиг и благословение афонского игумена. Много монастырей поставлено от князей и бояр, но не таковы они, каковы поставлены слезами, пощением и молитвою (ПВЛ).

http://pravoslavie.ru/1763.html

Во время греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. руководители антитур. восстания в Наусе (19 февр. 1822) Лазос Рамаданис, Димитриос Сиунгарас и Цамис Каратасос устроили штаб в К.-П., за что впосл. турки разрушили мон-рь. Игум. Герасим, помогавший повстанцам, был повешен на площади Оролойиу в Верии. После подавления восстания в Наусе турки конфисковали имущество мн. греков, в т. ч. игум. Герасима, из чего следует, что обитель была идиоритмической (братии позволялось иметь частную собственность). Сохранившиеся реликвии К.-П. были переданы в собор прп. Антония Веррийского в Верии (частицы мощей св. бессребреников Космы и Дамиана, сщмч. Харалампия, свт. Иоанна Златоуста, икона Божией Матери «Одигитрия» XVI в.). В 1832 г. игум. Косме удалось вернуть мон-рю часть владений (2 водяные мельницы, 12 виноградников, здание в Верии и поля у сел. Ликовица). Ставший игуменом в 1833 г. Виссарион возродил в обители монашескую жизнь. В 1844 г. был заложен новый кафоликон (монастырский собор). Однако мон-рь не достиг прежнего процветания, его братия оставалась немногочисленной. В 1931 г. земельные владения К.-П. были переданы гос-вом греч. беженцам из М. Азии. После 1932 г. оставшимся без насельников мон-рем управляли миряне (гл. обр. из семьи Котуласов). В 1947 г. монастырский комплекс был передан швейц. благотворительной организации для устройства приюта «Кали-Панагия» для сирот и детей из бедных семей. В 1950 г. приют перешел в ведение Королевского учреждения социального обеспечения, были открыты начальная и техническая школы. В 1986 г. приют был закрыт. В 1995 г. по инициативе митр. Пантелеимона (Калпакидиса) в К.-П. был учрежден муж. киновиальный мон-рь. Отреставрированы кафоликон (3-нефная базилика с хорами в зап. части храма), построены кельи, архондарик, трапезная, поварня и хозяйственные помещения. К северу от кафоликона возведено многоэтажное здание с залом заседаний, музеем, иконописной и швейной мастерскими; на верхнем этаже устроен парекклисион равноап. Космы Этолийского. Здания приюта были приспособлены для проживания паломников и размещения детских лагерей. В 2000 г. архиеп. Афинский Христодул освятил монастырский комплекс.

http://pravenc.ru/text/1319987.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ (Менайас Спиридон; 1881, о-в Керкира (Корфу), Греция - 30.01.1957, Афон), афонский мон., старец. Род. в семье богатого керкирского хлеботорговца, затем его родители переехали на о-в Кефалиния, а впосл. поселились в Афинах. Среди школьных учителей Спиридона был греч. писатель А. Мораитидис. Поступив на химический фак-т Политехнического ин-та в Цюрихе (Швейцария), Спиридон увлекся материализмом, а впосл. спиритизмом. Будучи горячим патриотом, он в 1905 г. принимал участие в освободительном восстании в Македонии, возглавляемом П. Меласом. По окончании Политехнического ин-та Спиридон был назначен инспектором водонадзора в Египте, а затем получил должность в Мин-ве продовольствия в Афинах. Он активно занимался научными исследованиями, в т. ч. изобретением синтетического бензина. В 1920 г. Спиридон посетил Афон, но был разочарован тогдашним особножительным (идиоритмическим) устройством мон-рей. Большое впечатление на него произвела встреча со старцем Авимелехом из скита прав. Анны, к-рый посоветовал ему удалиться в пустыню и стать отшельником. Спиридон совершил паломничество в Св. землю. В том же году в возрасте 39 лет вторично отправился на Афон и принял монашеский постриг с именем Герасим. Он поселился в Катунакиях в каливе, посвященной прп. Герасиму Кефалинскому, где подвизался под духовным рук. старца Каллиника Исихаста († 1930). Строгая подвижническая жизнь в Катунакиях и неподходящий климат подорвали здоровье Г. (у него было предтуберкулезное состояние), и старец Каллиник временно отправил его в Вургарели, приблизительно в 30 км к северо-востоку от Арты, а в 1926 г. велел переселиться в скит свт. Василия, где климат был более сухим. В то время небольшую общину скита окормлял старец аскет Иосиф Пещерник († 1959). В ските свт. Василия Г. прожил ок. 15 лет, братия особо отмечала его послушание, кротость и неосуждение. Когда в 1940 г. фашисты оккупировали Грецию, Г., отлично знавшему нем. язык, пришлось исполнять обязанности переводчика в караульном помещении, устроенном рядом с румын. скитом св. Иоанна Предтечи. На этом посту он принес большую пользу, заступаясь за иноков. С благословения Свящ. Кинота Г. перевел письмо-воззвание афонских монахов к Гитлеру, в к-ром они просили не причинять вреда Св. Горе с ее уникальной монашеской республикой. Эта просьба была удовлетворена Гитлером.

http://pravenc.ru/text/164583.html

Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день Симонопетра     Симонопетра Афон         Осн. в 1257 г., престольный праздник 25 декабря/7 января, в день Рождества Христова, и 22 июля/4 августа, в день св. Марии Магдалины. Игумен: архим. Эмилиан. Тел. (30-377) 23254. Факс (30-377) 23722.       Монастырь Симонопетра на Афоне (греч. Μον Σιμωνπετρα — Монастырь «Симонов камень») Семиэтажный монастырь Симонопетр без преувеличения является чудом афонской архитектуры . Находится он в юго-западной части полуострова и был построен в XIV веке на вершине отвесной скалы высотой 230 метров. Освящен в честь Рождества Христова.   Предание   Согласно преданию решение о строительстве монастыря принял отшельник Симон, увидевший в Рождественскую ночь из своего жилища светящуюся точку на вершине скалы. В начале монастырь был назван «Новым Вифлеемом», затем получил имя своего основателя и скалы, на которой построен — Симонопетр («петра» — камень). Был основан монастырь при содействии и пособиях Иоанна Углеша, деспота сербского, признательного св. Симону за исцеление его дочеи. Устроение монастыря этого дивно даже для   Афон а; только чудесные знамения могли побудить отшельника и мастеров, долго не решавшихся, воздвигнуть громадное здание на таком отвесном камне, над пропастью. История первых двух столетий существования монастыря практически неизвестна. Пожары уничтожили все свидетельства. В 1581 году монастырь Симонопетр был покинут на некоторое время монахами, которые переселились в соседний монастырь Ксенофонта. В XVII веке обитель имела идиоритмическое устройство, а с 1801 года — киновиальное.             (Рисунок Григоровича-Барского)        В 1363 г. монастырь был полностью перестроен благодаря щедрому пожертвованию сербского государя Иоанна, почитаемого в связи с этим в качестве второго основателя монастыря. Он держит 13-е место.    В 1570 г. в результате пожара исчезли бесценные документы, в частности и о византийском периоде его жизни. В 1622 г. случился другой пожар, повредивший собрание монастырских летописей. Симонопетр, бывший по уставу общежитийным, становится в XVII столетии своекоштным. Хотя он и никогда не разорялся пиратами, невыносимые налоги турок привели к тому, что монахи оставили обитель.

http://isihazm.ru/?id=512

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Киновит (от греч. κοινβιος (киновиос) – совместная жизнь, общежитие) — православный монах, насельник общежительного монастыря или киновии. В отличие от анахорета , киновит все необходимое получает от монастыря, трудится и молится совместно с другими монахами, подчиняется настоятелю монастыря. Основателем киновитства или общежительного монашества является преп. Пахомий Великий . Основатель первой русской киновии – преп. Феодосий Печерский . Цитаты о киновите «В IV–V веках монашество египетское шло двумя путями: анахоретским и общежительным. Это намечает и два типа жизни, два типа спасения, два типа отношения к личности. Эти два типа остались и на всем протяжении истории монашества и ярко обозначились как в монашеском царстве – Афоне, так и в России, в Греции и на всем Востоке. Путь анахоретский – путь индивидуальный, впоследствии изменившийся в тип идиоритмических монастырей; путь общежительный – путь коллективный, менее яркий для личности, ее в значительной мере подавляющий, но зато более сильно организованный для церковного строительства; это – путь массового устроения монашеского спасения». архимандрит Киприан (Керн) «Основателем общежительного монашества, или киновитства (κοινος βιος), считается св. Пахомий (282–346 г.), ближайшим учеником которого был Феодор. Св. Пахомий основал на Тавенском острове реки Нила и в Фиваиде (Верхний Египет) монастыри. Его заслуга заключается в том, что он дал крепкую организацию неустроенному еще обществу эремитов; он обнес стеной келий анахоретов и ввел у них дисциплину. Его наставления – это древнейшие монашеские правила, еще примитивные и недостаточные; но они, все-таки, подчиняют жизнь монахов определенным здоровым нормам. Они ставят в прямую обязанность монахов труд и молитву, содержат указания относительно одежды монахов, пищи и сна; чрез запрещение приема внешних лиц, Пахомий старался обособить, уединить монастыри от мира. Монахам запрещено было оставлять монастыри; при единственных вратах сидел вратарь». М.Э. Поснов , церковный историк Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/kinovit

Во время путешествий на Афон Д. приобрел значительное кол-во отрывков слав. и греч. рукописей XII-XV вв. из б-к Хиландара, мон-ря Св. Павла и др. Путешествия по Востоку и те богатые впечатления, к-рые получал Д. от них, послужили материалом для ряда работ по церковно-политическим вопросам правосл. Востока кон. XIX в. В 1892 г. в ж. «Странник» был издан очерк «Русские на Афоне», посвященный состоянию рус. святогорского монашества кон. XIX в. Сетуя на трудности, с которыми рус. ученому приходится сталкиваться в афонских мон-рях, Д. с благодарностью вспоминает святогорцев, оказывавших ему внимание и помощь во время занятий, в частности библиотекаря Пантелеимонова мон-ря о. Матфея, с к-рым Д. вел переписку (Русский самородок на Св. Афонской горе: Незабвенной памяти схим. Матфея, библиотекаря рус. Пантелеймоновского мон-ря//СИППО. 1912. Т. 23. С. 122-142). В связи с кончиной игум. Пантелеимонова мон-ря Макария (19 июня 1889) Д. написал его подробную биографию, а затем историю рус. монашества на Афоне в XIX в., в т. ч. и о разногласиях рус. и греч. монахов. Для актовой речи в 1892 г. Д. избрал не литургическую тему, а наблюдения и впечатления от поездки на о-в Патмос (Иоанно-Богословский мон-рь на о. Патмос по сравнению с святогорскими мон-рями идиоритмами//ТКДА. 11. 1892. С. 326-492). Это сочинение получило полную Макариевскую премию. Найдя во время поездки в 1897 г. в Трапезунде мемуары Арсения, архиеп. Элассонского, скончавшегося в России в сане архиепископа Суздальского (1625), Д. занялся их изучением (Архиеп. Елассонский Арсений (Суздальский тож) и его вновь открытые исторические мемуары//ТКДА. 1898, 1899 (отд. отт.: К., 1899)). Рукопись мемуаров, с которой Д. сделал собственноручную копию, погибла во время пожара в 1923 г., поэтому список из архива ученого является уникальным. Актовая речь 1904 г. снова была посвящена теме из рус. истории, вероятно в связи с 300-летием Астраханской епархии (Приезд в Астрахань восточных патриархов Паисия Александрийского и Макария Антиохийского и связанное с ним учреждение здесь митрополии//ТКДА. 1904. 3. С. 317-358). В 1900-х гг. Д. возвратился к проблемам правосл. Востока и жизни там русских в статьях, опубликованных в периодических изданиях в 1903-1906 гг. Его статьи по истории правосл. Востока XIX в. выгодно отличались от большей части церковно-политических публикаций того времени документированностью, историческим подходом автора, его широкой эрудицией и беспристрастностью. Эти качества во многом предопределили последовавшее вскоре приглашение Д. на должность ученого секретаря ИППО.

http://pravenc.ru/text/178601.html

2007. Σ. 6. § 4). Впосл. мон. Иерофей (Дендринос) предлагал Н. С. стать его преемником во главе Евангельского уч-ща (Ibid. Σ. 7. § 5; Citterio. 2002. P. 908; Зоитакис. 2008. С. 106-107), подобные предложения Н. С. поступали еще во время учебы (Там же. С. 107). После победы рус. флота в Чесменском сражении в 1770 г. турки развернули гонения на христиан в Смирне, и Н. С. пришлось вернуться на о-в Наксос, где он нек-рое время исполнял обязанности секретаря местного митр. Анфима (Вардиса), что прочило юноше неплохую карьеру: со временем он мог рассчитывать на рукоположение в священный сан, обучение в одном из итал. ун-тов, а по возвращении стать одним из дидаскалов греч. народа и Церкви ( Citterio. 2002. P. 908). Однако Николай по примеру духовных наставников избрал монашеский путь. Его наставниками стали покинувшие Афон в период гонений на колливадов монахи Григорий, Нифон и Арсений, а также свт. Макарий Нотара и еще один колливад, старец Сильвестр Кесариец, с к-рыми Николай познакомился на о-ве Идра ( Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 8-9. § 6). Услышав рассказы о Св. Горе и ее подвижниках, Николай загорелся желанием отправиться туда, что и было им осуществлено в 1775 г. Иером. Евфимий приводит трогательную историю об отбытии юноши на Св. Гору: он договорился с корабельщиками, что те возьмут его с собой, однако они, по неизвестным причинам не дождавшись пассажира, отчалили, так что Николаю пришлось броситься в воду и плыть за кораблем, пока члены команды, сжалившись, не втащили его на борт. На Афоне он поступил в мон-рь Дионисиат (к-рый был тогда идиоритмическим ( Citterio. 2002. P. 910. Not. 13; ср.: Феоклит Дионисиатский. 2005. С. 155)) или скорее жил по смешанному общежительно-особножительному уставу (см. ст. Дионисия преподобного монастырь ). Вскоре стал рясофорным иноком и исполнял обязанности чтеца и секретаря обители ( Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 10. § 7). В 1777 г. свт. Макарий Нотара, пребывавший тогда на Афоне, поручил Н. С. подготовку к изданию книг «Добротолюбие», «Евергетин» и «О постоянном причащении», к-рые были опубликованы в 1782-1783 гг.

http://pravenc.ru/text/Никодим ...

В мае прот. Иессей вернулся в Имерети и вскоре был вызван вдовой св. Соломона II царицей Марией (1785-1841) в Москву, дабы стать ее духовником. Прот. Иессей тяготился светской жизнью царицы и ее придворных, но Мария не отпускала его и не отдавала документы. В 1819 г. при помощи камердинера царицы и митр. С.-Петербургского Серафима (Глаголевского) прот. Иессей получил паспорт и по совету гостившего в Москве архимандрита Иверского монастыря (Ивирона) на Афоне через Одессу отправился в К-поль с намерением побывать на Св. земле. Однако в К-поле Иерусалимский патриарх Поликарп (1808-1827) посоветовал прот. Иессею до Великого поста пожить на Афоне, о к-ром прот. Иессей тогда «почти ничего не знал». Скрыв свое происхождение и сан, он под видом бедного инока пришел в Ивирон. Однако идиоритмический устав и отсутствие насельников-грузин ему не понравились, и он поступил в Дионисиат (см. Дионисия преподобного монастырь на Афоне), где по благословению игум. Стефана нес послушание «в магерной», т. е. исполнял наиболее тяжелые работы (колка дров, ношение воды и др.), а также трудился на виноградниках. В пустыни близ Дионисиата подвизался знакомый грузин прот. Иессея. Великим постом в 1821 г. они приняли постриг: прот. Иессей с именем Иларион, его друг - с именем Венедикт (впосл. известный афонский старец Венедикт (Киотишвили; † 9 марта 1862)). Однажды некий монах зашел в келью И. Г., где увидел его документы (рус. паспорт и тур. фирман). Игумен потребовал принести их, и один из монахов смог прочесть фирман. Так в мон-ре узнали об иерейском сане И. Г., но подвижник упросил братию скрыть это. Однажды И. Г. попросил разрешения игумена сходить в Иверский мон-рь за груз. книгами, ибо, не зная греч. языка, «он лишался слышания Слова Божия». В Ивироне его узнал архимандрит, с к-рым И. Г. познакомился в Москве. Игумен Иверского мон-ря удерживал его в мон-ре 3 дня и упрашивал остаться у них, но И. Г. отказался. Весть о царском духовнике обошла весь Афон, и в Дионисиате его встретили как старца. Игум. Стефан уговаривал И. Г. взять на себя исповедничество, братия не позволяла заниматься тяжелой работой. Тогда И. Г. оставил мон-рь и поселился в пустыни.

http://pravenc.ru/text/389217.html

При И. обитель выплатила долг в 4 тыс. р. Число братии увеличилось с 35 в 1867 г. до 61 чел. в 1877 г. Мон-рь был идиоритмическим, И. возражал против намерения Синода в 1870 г. ввести в нем общежитие, считал, что обитель и без того благоустроена. Среди братии были: архим. Израиль (Андреев ; впосл. настоятель Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря), историк, собиратель архива Павел Петрович Яковлев, келейник свт. Игнатия Иван Татаринов (впосл. архим. Иустин, настоятель Бабаевского во имя свт. Николая Чудотворца монастыря ). При И. в пуст. поступили ее будущие настоятели архимандриты Варлаам (Никифоров; с 1867; келейник И.), Иоасаф (Меркулов; с 1871), Михаил (Горелышев; с 1873), сщмч. Сергий (Дружинин; с 1887). На покое жили ранее состоявшие в братии настоятели: староладожского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря архим. Аполлос (Попов; с 1863), Введено-Островского мон-ря игум. Аполлинарий (с 1865), строитель Ниловой Сорской пуст. иером. Нектарий (Токарев; с 1867). Богослужения в пустыни посещали литераторы А. Н. Муравьёв и В. И. Аскоченский . Последний, отличаясь неуравновешенным характером, не раз конфликтовал с И. После кончины Аскоченского (†18 мая 1879) И. отпел и похоронил его в пустыни. В 1861 г. И. сопровождал имп. Александра II с супругой и цесаревичем на Валаам и Коневец (это была его первая встреча с императором). Впосл. И. получил возможность неофиц. общения с царской семьей, в частности с имп. Марией Александровной, к-рая в разговоре с государем Александром II назвала И. смиренным, вел. княгинями Александрой Иосифовной и Александрой Петровной. С вел. кнг. Ольгой Николаевной И. состоял в переписке, она подарила ему свое платье из бархата, шитое золотом, для пошивки ризы. 22 июня 1867 г. пустынь посетил греч. кор. Георг I. Архимандрит был участником мн. событий, связанных с великокняжеской семьей. По просьбе принца Николая Петровича Ольденбургского благословил его брата Александра на участие в русско-тур. войне 1877-1878 гг., провожал на фронт войска, дислоцированные в Петергофе и Стрельне. При помощи вел. кнг. Александры Иосифовны в пустыни был устроен госпиталь с церковью, 29 янв. 1879 г. освященной во имя Всех святых. За 25 лет настоятельства И. возвел в пустыни ок. 50 построек, в которые вложил от трети до половины личных средств.

http://pravenc.ru/text/293461.html

«Духовное сокрушение отличается от бесовского тем, что в первом случае человек чувствует утешение, во втором испытывает внутреннее беспокойство». «Церковь – это корабль. Кто то может на нём спать, кто-то ничего не делать, кто-то бороться с волнами. Но он всё равно продолжает свой путь, и вместе с ним плывут вперёд и все пассажиры. Главное – находиться внутри Церкви. Поэтому старайтесь не пропускать богослужения и почаще бывать в храме». «Монахини должны избегать идиоритмии 2 . Для женских монастырей идиоритмия в 100 процентах случаев ведёт к демоноритмии 3 ». «Новоначальному монаху полезнее следить за богослужением, чем во время службы творить Иисусову молитву. Пусть сначала выучит Устав, молитвы, Праздники – а потом уже сосредоточиться на умном делании». «В молодости, читая духовную литературу, я многого не понимал. Я записывал свои вопросы, спрашивал у более опытных, и они объясняли мне что значит прочитанное. Затем я записывал важные духовные советы в тетрадь и старался следовать им в своей жизни. Потом я находил что-то, что было созвучно уже сделанным мной записям, и тоже вносил его в тетрадь рядом с предыдущими наставлениями. После этого я разбил тетрадь на тематические разделы – чтобы всегда легко находить нужный духовный совет. Появлялись всё новые записи и очередные наставления уже не помещались в тетради. Тогда я начинал вести новые тетради куда скрупулезно переписывал советы из старых записей». 1 Старец Порфирий (Баирактарис) (1906–1991) – современный афонский подвижник. Один из самых почитаемых старцев нашего времени. Его книги пользуются огромной популярностью в Греции и переведены на многие языки. 2 Идиоритм или особножитие, особножительный монастырь (греч. μναστριον ιδιρυθμον, букв. — особый , своеобразный) особый вид православных монастырей в противоположность общежительным монастырям. В идиоритмах монахи могут владеть личной собственностью, общее здесь только жилище и богослужение, во всём остальном каждый монах живёт по своему личному усмотрению. Такая организация монастырей, идущая вразрез с церковными правилами, появилась в конце средних веков. Идиоритм управляется игуменом или комитетом из монахов. Уклад жизни в идиоритмах менее строг, чем в киновиях.

http://pravmir.ru/bog-zhdet-chtoby-my-po...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010